топтать шапку во время танца зачем
Почему мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш?
Расшифровываем русский народный язык жестов.
1. Чесать затылок.
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос — для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, покровителя рода.
2. Рвать на груди рубаху.
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
3. Бросать оземь шапку.
Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.
4. Бить себя в грудь.
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
5. «Коза».
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком — таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы, эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.
6. Кукиш.
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения «fick-fick machen» (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем, со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
Топтать шапку во время танца зачем
Но какой смысл вкладывали предки в обрядность танца?
Можно попытаться выделить наиболее важ¬ные элементы танца, которые связываются с культо¬вой обрядностью:
1. Круг (танец исполняется по кругу).
2. Наличие одной пары (партнер и партнерша).
3. Движение мужчины с женщиной («погоня») или попытка мужчины загородить путь женщине.
4. Положение рук мужчины: он расставляет руки в стороны (подобие креста) или сгибает одну руку, держа кисть у груди, другую оставляет в сторону, ведя ее за женщиной (подобие свастики).
5. Как архаизм осталось и то, что талию женшины мужчина обхватывает, сомкнув пальцы за ее спиной, но не прикасаясь к ее телу. Что означает знак высочайшего уважения к женщине.
6. Движение исполняется в медленном темпе. По рассказам стариков, раньше танцы были медленнее, было позорно, если бляхи, свисающие с кавказского ремешка, столкнутся и будут шуметь. Кроме того, раньше проводились состязания в танце, подвешивая к поясу определенное количество альчиков. Танцоры постепенно ускоряли темп. Проигрывал тот, у кого альчики столкнутся. Сейчас танцы исполняются наиболее неистово и экспрессивно, и строгая обрядность танца не соблюдается.
7. Если партнер преграждает партнерше путь так, что та не может двигаться, то она должна делать па вкруговую на месте.
8. Мужчина, становясь на носки или на пальцы ног, вскидывает руки максимально вверх над головой (кстати, в начале XIX века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет «встал на пальцы»),
9. Считалось позорным прикосновение мужчины к женщине в танце, даже если они родственники, в отличие от осетин, кабардинцев и адыгов, у которых некоторые танцы исполняются под руку у мужчин и женщин.
Что же из идеалистических представлений предков нахов могло отразиться в танце?
Космогонические представления предков нохчи отразились и в изображениях (пиктограммах) на поясных пряжках VI-V вв. до н.э. (к примеру, из погребения Лугового могильника (с. Мужичи) или на подобном же пиктографе на замковом камне одной из средневековых башен в Эгикале.
Ну, разве не объясняет это многие элементы нохчи танца?
Д.Хожаев «Маршо», № 62-63.
Танец является одним из самых древних видов искусства. Танцующий колдун, подражающий оленю, на стене пещеры Ласко во Франции был нарисован почти 20 тысяч лет назад. Древнейший танец, так же как и пантомима, рождается из магического ритуала.
Вряд ли можно согласиться с мнением, что изначально танец существовал в синкретическом единстве с поэзией и музыкой. Танцевальное искусство, что, в общем, подтверждается археологическими материалами, существует уже в эпоху верхнего палеолита, задолго до появления поэзии и музыки. В глубокой древности танец сопровождает практически всю жизнь человека: от рождения до смерти. С ритуального танца начинался трудовой день человека, йред охотой древние люди имитировали весь процесс охоты для того, чтобы она была удачной. С ритуального танца, а позже и песни они начинали весной земледельческие работы.
Танцем являются камлание шамана, магические обряды колдунов, медитация суфийских дервишей. С помощью танца и пантомимы люди рассказывали о происшедших событиях, о своих переживаниях и чувствах. Можно говорить об изначальном синкретизме пантомимы и танца. Древний танец рождается из пантомимы, из подражания животным, природной стихии. Хотя танец и пантомима уже существуют как разные жанры искусства, все равно пантомима остается важным элементом танца, особенно традиционного.
Синкретизм танца, музыки и поэзии рождается значительно позже, в то время, когда основной функцией танцевального искусства становится эстетическая, а магия и ритуал отходят на второй план. В танцевальной культуре некоторых народов этот синкретизм сохранился в первозданном виде, например, в традиционном индийском танце исполнитель должен следовать с большой точностью музыкальной ритмике и сюжету песни.
Чеченская танцевальная культура восходит к глубокой архаике. Культовые бронзовые статуэтки III тысячелетия до нашей эры, найденные на территории Чечни, так же как и изображения стилизованных человеческих фигур на камнях древних построек, могут дать представление о некоторых элементах ритуальных танцев чеченцев. Металлические изваяния мужских фигур, стоящих на носках (ср. чеченский мужской танец на носках), обнаружены в материалах кобанской археологической культуры.
По всей видимости, стилистика ковровых узоров также может содержать в себе информацию о рисунке чеченского танца – и женского, и мужского.
Самая ранняя письменная информация о характере чеченского танца содержится в материалах европейских путешественников XVIII века. По описанию графа Я. Потоцкого, «…когда все жители деревни соберутся вместе, они садятся в большой круг, поют и вызывают молодых танцоров звуками гобоев, волынок и флейты, чтобы они показали свою ловкость в честь этого дня. Танцы сопровождаются атлетическими упражнениями – «они один за другим совершают различные опасные прыжки и бросают друг друга», йтом танцоры подают друг другу руки, поют и танцуют в длинных рядах. Они часто ловко развертывают круг, открывают, закрывают его и заканчивают плясать теми же прыжками, какими начинали танцы».
Рисунок и пластика коллективных и парных танцев чеченцев указывают на их былую связь с культом солнца. Магия круга, которая наблюдается в символике декора кобанской, а позже аланской керамики и средневековых петроглифов, довольно ясно прослеживается в чеченском танце.
Кроме того, чеченский народный танец делится на различные жанры, специфика которых связана с их истоками, особенностями среды, в которой они возникают, их смысловой наполненностью. Это обрядовые танцы (свадебные, танец, исполняемый во время обряда вызывания дождя, и т. д. ), профессиональные (воинские, пастушеские и т. д. ), праздничные, ритуальные (религиозные).
Интересную и вполне обоснованную интерпретацию рисунку чеченского парного танца дает известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев. По его мнению, чеченский парный танец – «хелхар» – изначально был ритуальным и имеет мифологические истоки. Он связан с мифом о лабиринте и восходит к дотесеевскому периоду. Как ритуальное действо хелхар имеет свой жестко оформленный рисунок, который напоминает лабиринт.
Ряды девушек и юношей, сидящих лицом друг к другу, образуют квадрат или прямоугольник, при этом тамады девушек и юношей сидят в противоположных его углах. Девушка и юноша начинают танец от «своего» тамады и поэтому им приходится придерживаться прямой диагонали, постепенно сужая круг, пока не встретятся в центре. В этот прямоугольник и вписан лабиринт.
Танец делится на сюжетные составляющие:
вступление или разыгрывание мифологемы лабиринта и нити Ариадны, «хелхар» завершение.
Вступление – вход древнегреческого мифического героя Тесея в лабиринт. До встречи в центре лабиринта ни парень, ни девушка не поднимают рук. Причем встречаются они не лицом к лицу, а левыми плечами друг к другу. Юноша поворачивается на 180 градусов левым плечом вперед, встает на носки и вытягивает правую руку по туловищу вертикально вверх. По сути дела, он в этот момент перестает быть человеком и становится «богом». Девушка в это время делает полукруг правым плечом вперед вокруг юноши, который, стоя на носках с вытянутой вверх рукой, поворачивается за ней на 180 градусов. С этого момента и начинается разворачивание лабиринта, только в обратную сторону.
После разворачивания лабиринта юноша и девушка приходят не к изначальным точкам, откуда они начали танец, т. е. не к «своим» тамадам. Девушка останавливается уже перед тамадой мужского, а юноша – перед тамадой женского ряда.
Действительно, лабиринт является одним из самых распространенных символов у чеченцев, он встречается на изделиях ко-банской керамики, на камнях средневековых построек. Один из основных смыслов этого древнего символа – это очищение через обряд инициации. Возможно, что парный танец, рисунок которого напоминает лабиринт, исполнялся юношами и девушками во время инициации – посвящения во взрослую жизнь.
Не менее известным и популярным символом у чеченцев является и классическая свастика. Она встречается на изделиях кобанской археологической культуры, аланских амулетах, на камнях средневековых построек во всех районах горной Чечни. Изначально она связана с земледельческими культами и является символом вечности, универсальным оберегом. И ее отражение в рисунке чеченского народного танца вполне закономерно.
Довольно интересными и своеобразными были обрядовые танцы чеченцев – по сути дела, это были не просто танцы, а костюмированное и театрализованное представление. Прежде всего это относится к свадебным танцам. Еще в недавнем прошлом свадебные танцы чеченцев были очень разнообразными: обязательным был танец отца и матери жениха, друга жениха, тамады свадебного застолья, на свадьбе также исполнялись различные шутливые танцы, которые развлекали гостей.
Топтать шапку во время танца зачем
Это ерунда, вот этот чувак БМВ 7-ку сжег:
Это ерунда, вот этот чувак БМВ 7-ку сжег:
Откуда взялся русский обычай в пьяном виде бросать оземь и топтать шапку?
Откуда взялся русский обычай в пьяном виде бросать оземь и топтать шапку?
Эх, забыл ты, Великий Ментор, совсем забыл. еще один аспект.
Подготовленный УАЗик воплощает в себе идею чемодана без ручки. Который и тащить тяжело и бросить жалко.
Парни решили радикально с темой разобраться. Мне не понравилось только то что в лесу пожар устроили. Если они потом вывезли трупик на свалку и утилизировали машинку, то конечно молодцы.
Номера московские, может кто из московских камрадов в курсе про эту машинку.
Топтать шапку во время танца зачем
Что вы знаете о танце дабка?
Спасибо, Ваш голос учтён
Что вы знаете о танце дабка?
Формы этих различных типов дабке демонстрируют, насколько важна эта форма танца в арабской культуре.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что Вы знаете о танце дабка?
Танец имеет несколько версий происхождения. По одной из них, крестьяне древности специально топтали почву в импровизированном танце, чтобы земля стала плодородной.
По другой, танец произошел от того, что раньше люди покрывали свои жилища ветками пальм, смешанными с глиной и соломой. И для прочности всё это необходимо было хорошо утрамбовать. Люди собирались семьями и топтали ногами всю эту смесь, идя по крыше. Для более ритмичных движений, ну и вообще чтобы процесс проходил более веселее, стали использовать дарбуку и флейту для музыкального сопровождения, появились соответствующие песни.
Так же существует версия, что во время правления Османской империи на землях Ближнего Востока, жители в знак протеста, выходили на дороги и топтали их, чтобы разрушить, тем самым, помешав турецким солдатам добраться до их пристанищ.
Также есть несколько теорий о том, что на происхождение дабки повлияла турецкая культура, на которую в свою очередь повлияла цыганская. В доказательство тому приводят пример одинаковых песен. Арабская «Ala Ain Moulayiteen», имеет турецкий цыганский аналог «Shashkin».
Основу техники дабки составляют быстрые и разнообразные шаги, подскоки, удары об землю пятками и носками. Используют много притопов ногами и движений плечами. Танец может исполняться мужскими группами, женскими, а также смешанными. Движения мужчин размашистые, резкие, прыжки высокие. Женщины выполняют все более плотно, скромнее, приземисто. Есть движения, которые выполняют только мужчины, а женщины в это время стоят в сторонке, пританцовывая. Рисунок группового танца может представлять собой одну линию, круг, а также рассыпаться на группы или несколько линий. Этим танцем часто начинаются празднества по случаю свадеб, рождения детей, важных событий для страны, но так исполняют дабку и без повода, просто, когда хорошее настроение.
Сегодня дабка представляет собой скорее гибрид различных вариантов, нежели танец в первозданном виде, сейчас он более живой и разнообразный. И границы исполнения этого танцы ушли уже давно за пределы Ближнего Востока. А в марте 2020 года даже был организован челлендж в социальных сетях по исполнению дабки во время карантина, как аналог палестинского флешмоба, только онлайн.
Победа, вызов, страсть, кинжал, осел и демоническая сила
Лезгинка похожа на сам Кавказ. Все о ней слышали, многие мнят себя знатоками, а присмотришься — ускользает, оборачивается скопищем небылиц. То, что казалось старым как мир, было придумано недавно, а современные байки подчас основаны на правде.
Осел, козел и аварский староста
Парадоксы начинаются с самого названия «лезгинка». Его придумали в первой половине XIX века русские, служившие на Кавказе. Так они окрестили множество местных танцев — с разными стилями и названиями. Просто их видели в Дагестане, а дагестанцев тогда всех без разбора называли лезгинами. Ирония судьбы в том, что настоящие лезгины — народ, живущий на юге республики, — предпочитали совсем другие танцы, больше похожие на азербайджанские пляски или русский хоровод. Лезгинку они называли «авар кавха» — «танец аварского старосты».
Фото: Айдемир Даганов
Знающие люди легко определяют, какому народу принадлежит лезгинка, — по четким, стремительным движениям чеченцев и плавной манере табасаранцев, распростертым рукам даргинок или поднятым к голове — у кумычек. Проще всего различить танцы южного и западного Дагестана. В первых больше свободы, во вторых главенствуют осанка и собранность. В горах движения резче, на равнине — плавней. Балетмейстер Федор Лопухов объяснял это тем, что шаг горца короче. На крошечном годекане развернуться негде, вот и приходится компенсировать недостаток места выразительностью жестов.
Многие представляют лезгинку преимущественно как парный танец. Мужчина в черкеске парит, подражая горному орлу, а девушка в длинном платье плавно ускользает, словно лебедушка. В действительности танцевали в основном раздельно — особенно во времена имама Шамиля, наказывавшего музыкантов и запрещавшего парные танцы. Зато мужская лезгинка в ту пору оттачивалась до совершенства, нередко становясь состязанием в силе и выносливости. До сих пор агулы и рутульцы вызывают друг друга на «танцевальный батл» под азартные хлопки друзей.
Из животных танцующие дагестанцы подражали, как правило, ослам и козлам. От последних, по мнению некоторых исследователей, грузинская и кумыкская мужская лезгинка унаследовали танец на носках — след древних мистерий, когда плясуны делали вид, что у них есть копыта.
Победный танец горянки и мужской стриптиз
Танцы кавказских девушек далеко не везде были смирными. Путешественник, побывавший в конце XIX века в Осетии, вспоминает: «Женщины танцуют гораздо бравурнее мужчин. В их движениях, в особенности в движениях рук, больше смелости и энергии, и смотрит женщина (собственно, девушка, потому что женщина не танцует) во время танца отважней, как побеждающая, а не побеждаемая…» Платья горянок часто заканчивались чуть пониже колена и не скрывали ножки в шароварах. Дагестанки перебирали ими с ловкостью, которой позавидует иная профессиональная танцовщица. У многих народов уйти с круга раньше партнерши было неприлично, и порой девушки сознательно доводили парней до изнеможения.
Фото: Владимир Севриновский
Лезгинка танцует лезгинку
В окрестностях Шатоя чеченки в белых рубашках с палками в руках плясали ночами, пугая людей в подражание демонице Алмасты. До сих пор в некоторых горных районах движения девушек далеки от плавных и кротких, а в лакском танце кьиссу женщина ведет мужчину.
Фото: Владимир Севриновский
Полярный исследователь Фритьоф Нансен, гостивший в ауле Тарки, увидел в лезгинке привет с далекой родины: «Мужчина в кавказской форме, в шапке из овечьей шкуры, вращался некоторое время короткими ритмичными шагами, вытянув руки в обе стороны. Потом он приглашал из круга зрителей партнершу. Она семенила перед ним с серьезным видом, со слегка опущенной головой и кокетливой стыдливостью, мужчина следовал за ней, пританцовывая, а девушка „увиливала“ от него. Танец изображает домогательство мужчины. Движения целомудренны и без всякой дикости. Оба танцора, каждый по-своему, обаятельны: у него мужская сила, у нее — стыдливая женственность. Ноги двигались легко и живо, как барабанные палочки, в такт музыке, тело при этом оставалось спокойным. Сходство с норвежскими быстрыми танцами налицо. У мужчины та же энергичная гибкость, у девушки — грациозность и нежность. Только ритм и движения ног иные. Кроме того, в лезгинке мужчина не обнимает партнершу. На востоке близкий публичный контакт двух полов невозможен».
Опасная папаха
Этот запрет, как и всякие ограничения, будил изобретательность. Чеченцы рассказывают, что в старину парень, желавший понравиться девушке, приближался к ней в танце вплотную и перекидывал папаху из руки в руку за спиной избранницы. Но стоило случайно коснуться партнерши, и его убивали оскорбленные родственники девушки. Так юноша показывал, что готов рискнуть за красавицу жизнью. Существовал ли такой обычай в действительности, сложно судить, но чеченцы, аварцы и кумыки действительно порой обхватывали партнершу, не касаясь ее. А если девушка сама проводила рукой над головой парня, будто сбивая с него шапку, это считалось оскорблением и грозило тяжкими последствиями.
Впрочем, чтобы присмотреться к избраннице, необязательно было танцевать с ней самому.