топить нефтью все равно что топить ассигнациями что значит
«Топить печь ассигнациями…»
В 1863 году на нефтеперегонном заводе купца Кокорина недалеко от Баку молодой ученый Дмитрий Менделеев создал прообраз современного технологического процесса перегонки и транспортировки нефти.
6 сентября 1863 года в поселок Сураханы близ Баку на нефтеперегонный завод купца Кокорева приехал скромный доцент с кафедры химии Санкт-Петербургского университета. Нелегкая дорога из столицы Российской империи к главным нефтяным источникам на Каспии тогда занимала целых 17 суток. Доцента звали Дмитрий Менделеев, он еще не изобрел знаменитую таблицу и не стал самым выдающимся химиком XIX столетия…
Пригласивший Менделеева в Баку купец Василий Кокорев в то время был одним из богатейших коммерсантов России. Начав с торговли солью и водкой, он сколотил многомиллионное состояние и занимался всем – от банков до железных дорог. Среди учрежденных Кокоревым фирм было и «Закаспийское торговое товарищество», построившее рядом с Баку большой нефтеперегонный завод.
Изначально нефтезавод Кокорева должен был производить фотонафтиль (так называли керосин) из природного битума – песка, смешанного с нефтью естественных источников. Такого дешевого сырья близ Баку было очень много, но завод оказался убыточным – тамошний керосин после транспортировки через всю Россию в Петербург стоил дороже, чем американский.
Купец Кокорев был талантливым коммерсантом, он лично отыскал в Петербурге молодого ученого. Как позднее вспоминал сам Менделеев, «Кокорев предложил мне посетить завод и сказать, следует ли его закрыть или какие средства нужно применить для того, чтобы завод работал с барышом, а не в убыток».
Выбор оказался успешным – Менделеев провел опыты с нефтью, организовав для Кокорева новый технологический процесс. Если прежде из 6 пудов битума получали едва пуд фотонафтиля, то благодаря новшествам Менделеева выход продукции удвоился: из 3 пудов сырой нефти завод стал выдавать пуд готового к продаже керосина.
Но ученый не ограничился только химией, предложив коммерсанту целый ряд бизнес-новшеств: посоветовал связать завод с источниками нефти трубопроводами, саму работу по перегонке нефти сделать круглосуточной, а для дальнейшей транспортировки продукции использовать не деревянные бочки, а специальные корабли с резервуарами. Сегодня такие предложения кажутся банальностью, но полтора века назад это не было очевидным. Фактически Дмитрий Менделеев в 1863 году создал прообраз современного технологического процесса перегонки и транспортировки нефти.
Как позднее вспоминал сам ученый, «Сураханский завод стал давать доход, несмотря на то, что цены керосина стали падать». Уже в 1865 году петербургские газеты так отзывались о новой продукции завода, сравнивая ее с привозным керосином из американской Пенсильвании, считавшейся тогда ведущим центром мировой нефтедобычи: «Закаспийским торговым товариществом В. А. Кокорева представлены образцы фотонафтиля, или бакинского керосина. Он белого цвета и чище привозного пенсильванского… Фотонафтиль г. Кокорева известен в Москве и по Поволжью и конкурирует с привозимым пенсильванским керосином».
Дмитрий Менделеев после работ на заводе Кокорева уже не выпускал нефть из сферы своих научных интересов. В 1876 году он специально посетил США для знакомства с их опытом нефтедобычи. Результатом стала его книга «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвания и на Кавказе». Ученый тогда первым в мире высказал мысль о стратегических нефтепроводах, связывающих разные части света. Он предложил соединить трубами Баку и черноморское побережье, где поместить заводы по переработке нефти, чтобы в дальнейшем их продукцию было удобно экспортировать морем в Европу.
Именно Менделеев первым предсказал, что в будущем нефть не останется лишь топливом и сырьем для освещения, а превратится в основу всей химической промышленности. Широко известен его афоризм: «Сжигать нефть – все равно что топить печку ассигнациями». Куда менее известно другое пророчество Менделеева, сделанное в XIX веке, задолго до эры всеобщей автомобилизации: «Мне рисуется в будущем нефтяной двигатель, размерами и ценою немного превышающий керосиновую лампу…»
Топить нефтью все равно что топить ассигнациями что значит
Химия запись закреплена
«Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями.»
Д. И. Менделеев
В 1876 году, когда единственным ценившимся нефтепродуктом был керосин, используемый только для освещения, Д. И. Менделеев писал: «Мне рисуется в будущем нефтяной двигатель, размерами и чуть-чуть не ценою немного превышающий керосиновую лампу. он родит движение, когда нужно. », писал о выгодности и удобстве двигателя, под поршнем которого взрывается смесь воздуха и летучих частей нефти, то есть бензина.
Пристальное внимание его, как учёного, сосредотачивается на нефти, и ещё в 1863 году Д. И. Менделеев начинает исследования бакинской нефти, даёт ценные рекомендации как по её переработке, так и транспортировке, по мнению Менделеева, перекачка нефти и керосина по трубопроводам и перевозка по воде в наливных судах должны были резко сократить транспортные расходы. Существовавшая в то время в России система «откупного содержания», когда нефтяные участки отдавались на откуп на четыре года, приводила к варварскому использованию месторождений без установок дорогостоящего оборудования и внедрения технических новинок.
В 1876 году он выезжает в США для знакомства с нефтяным делом, результатом этой поездки стала книга «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвания и на Кавказе».
Под давлением Русского технического общества, которое поддержало все выводы Д.И.Менделеева по итогам американской поездки, система откупов была отменена, а к 1891 году при организации перевозок нефти в соответствии с рекомендациями Д. И. Менделеева стоимость перевозок упала почти в три раза.
В 1880 году Д. И. Менделеев командируется на Кавказ, к этому времени у него складывается своя гипотеза образования нефти, которая была опубликована в материалах Венского геологического института.
Во время этой полемики Д. И. Менделеева поддержал русский промышленник В. И. Рогозин, который в соответствии с рекомендациями учёного начал на построенном на Волге заводе полностью перерабатывать нефть, получая из неё кроме керосина смазочные масла хорошего качества.
#неорганика@chemzone #биографии@chemzone #Менделеев@chemzone
По заветам Менделеева
Наш прославленный химик Дмитрий Иванович Менделеев сказал однажды фразу, ставшую крылатой: «Сжигать нефть, всё равно, что топить печку ассигнациями». В те времена единственным ценным нефтепродуктом считался керосин, использовавшийся для освещения. Всё остальное шло в отходы. Дмитрий Иванович посвятил много времени исследованию нефти и показал, что нефть – это источник огромного количества ценных веществ.
Тяжёлые фракции в лёгкое топливо
Выделить эти ценные вещества – задача нефтехимии. Если в 19 веке переработка нефти заключалась только в перегонке, то в настоящее время существует множество способов переработки нефти не только в топлива и смазочные вещества, но и в другие полезные продукты.
В прошлом году в Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева Российской академии наук был разработан новый катализатор для переработки тяжёлого нефтяного сырья. Этот катализатор позволяет превратить тяжёлые фракции нефти в лёгкие – газ, бензин и дизельное топливо с эффективностью 92-95%. В октябре 2015 ПАО «Татнефть» совместно со специалистами института начали строительство опытной установки. На её создание ушло всего полгода, и она уже даёт продукцию.
Ценные материалы из плохой нефти
Но можно перерабатывать тяжёлые фракции нефти и в другом направлении, превращая их не в топливо, а в твёрдое вещество – кокс. По сути, кокс – это пористый углерод с некоторыми примесями, от которых можно избавиться прокаливанием.
Нефтяной кокс находит разнообразное применение, прежде всего в металлургии. Из него изготавливают электроды (аноды) для получения алюминия. В сталеплавильной промышленности кокс используется для графитирования электродов дуговых печей, в которых можно получать стали любого состава и из любого сырья.
Кроме электрометаллургии, нефтяной кокс находит применение в производстве углеродных композиционных материалов. Эти материалы из-за их высокой прочности и лёгкости используются в разных областях техники, особенно, в авиации и космонавтике. Графитовые стержни-замедлители для атомных реакторов также изготавливаются из нефтяного кокса.
Пожалуй, этого списка достаточно, чтобы понять всю важность для нашей страны запуска установки по медленному коксованию на комплексе «Танеко» в городе Нижнекамске, который произошёл 3 июля. Мощность производственной установки поражает воображение. Она сможет перерабатывать 2 миллиона тонн сырья в год.
Что же мы получим на выходе? Благодаря применению современных технологий, глубина переработки сырья достигнет 95%. При этом среди продуктов не окажется ни тяжёлых нефтепродуктов, ни мазута. В год установка будет давать 700 тысяч тонн качественного нефтяного кокса.
Кое-что ещё
Среди остальных продуктов значатся кислый газ, нафта, лёгкий и тяжёлый газойли. Скажем немного и о них. Кислым газом в нефтехимии называют смесь сероводорода (61%) и углекислого газа (39%). Для разделения смеси её пропускают через щелочной раствор, в котором растворяется только сероводород. Затем этот сероводород выделяют из раствора и превращают на ванадиевом катализаторе в элементарную серу.
Примерно половина всей серы, добываемой и производимой в мире, используется для производства серной кислоты. Четверть серы идёт на получение сульфитов, применяемых в текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности. 15% серы в чистом виде используют для борьбы с вредителями винограда и хлопчатника. 10% серы используется для получения резин путём вулканизации каучуков.
Нафта или лигроин – это фракция нефти более тяжёлая, чем бензин. По большей части она идёт в дальнейшую переработку с получением высокооктанового бензина и высокооктановых добавок в бензин. Самостоятельно лигроин служит растворителем в лако-красочной промышленности.
Лёгкий газойль после некоторой обработки, называемой облагораживанием, используется в качестве добавки в дизельное топливо. Тяжёлый газойль служит для разжижения топочного мазута отопительных котлов. Оба газойля, разумеется, могут также подвергнуться дальнейшей нефтехимической переработке с получением разнообразных продуктов.
Нефть – наша!
Благодаря успехам наших нефтехимиков – учёных, инженеров, конструкторов и производственников Россия осваивает методы глубокой и комплексной переработки нефти. Это означает, что всё меньше сырой нефти будет идти на внешний рынок, а вместо неё наши нефтехимики предложат высококачественные продукты разнообразного ассортимента. И это ещё один реальный шаг к освобождению от пресловутой нефтяной зависимости, в духе с заветами нашего великого соотечественника Дмитрия Ивановича Менделеева, который первый начал открывать всё богатство нефти.
22 великих цитаты о нефти
Дик сказал, что ведь у нас, в Америке, хватает нефти. Роббинс стукнул кулаком по столу. «Никогда никому ничего не хватает. Это основной закон термодинамики. Мне никогда не хватало виски. Вот вы — молодой человек, вам когда-нибудь хватало баб? Так вот, ни «Стандард Ойл», ни «Ройал Датч Шелл» никогда не будет хватать нефти».
—Джон Дос Пассос, американский писатель
Вот моя формула успеха: вставай раньше, работай больше и качай нефть.
—Пол Гетти, американский промышленник, один из первых долларовых миллиардеров
Не так труба кормит, как ее ответвления.
— Павел Бородин, управляющий делами президента Российской Федерации в 1993-2000 гг.
Нефтяник никогда не положит голову себе на дорогу или на рельсы. Шахтеры — это особая страница в топливно-энергетическом комплексе.
— Виктор Калюжный, министр топлива и энергетики России в 1999—2000 гг.
Справедливая цена бензина — столько, сколько можно за него получить, плюс десять процентов.
— Али Ахмед Аттига, автор нескольких книг о значении нефти для арабских стран
— Александр Котелкин, бывший гендиректор «Росвооружения»
Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа.
— Виктор Черномырдин, бывший премьер-министр России
Там, где есть мусульмане, есть нефть; обратное утверждение неверно.
— Чарлз Иссави, американский историк
Русские разворачиваются на восток, к Китаю — на удивление европейцам. Мне всегда казалось, что в отношениях России и Китая нефть и газ постепенно вытеснят Маркса и Ленина.
— Дэниел Ергин, председатель Кембриджской ассоциации энергетических исследований CERA, автор книг о нефти
[Моисей] водил нас по пустыне 40 лет, чтобы привести к единственному месту на Ближнем Востоке, где нет никакой нефти.
«Может, нам сталь, чугун, прокат, уголь и нефть следует жрать, закусывая продукцией нашего завода?»
— Юз Алешковский, российский писатель, поэт и бард
Сжигать нефть все равно что топить печку ассигнациями.
— Дмитрий Менделеев, российский ученый, химик
На дне пролетариата оседает слой отверженных и бесправных, советских париев, которыми вынуждена, однако, широко пользоваться такая важная отрасль промышленности, как нефтяная.
Солнечная энергетика пока не развивается, поскольку Солнце не принадлежит нефтяным компаниям.
— Ральф Нейдер, американский адвокат и политический активист
Нефтяник, который перестал «топить печь ассигнациями»
Нефтяник, который перестал «топить печь ассигнациями»
Во второй половине XIX века центром мировой добычи углеводородов стал Азербайджан. Однако массовое освоение залежей «черного золота» грозило пугающими последствиями. После прямой перегонки бакинской нефти выход основного товарного продукта, керосина, составлял чуть более 30%, а остальное называлось «нефтяными отбросами». Их попросту сливали в море или сжигали…
Помимо того, что это было чревато серьезнейшей экологической проблемой, такой подход наносил урон экономике страны. Дмитрий Менделеев говорил, что сжигать отходы, возникающие после переработки нефти –«государственное преступление, все равно, что топить печь ассигнациями». Однако предприниматели не знали, как их можно использовать.
В то же самое время в России после отмены крепостного права и проведения масштабных социально-экономических реформ вслед за Европой началась вторая промышленная революция, характеризующаяся форсированным развитием производственных мощностей и технологий. Уже в 1870-е годы из 1229 российских фабрик 754 (61,7%) применяли паровые двигатели.
С необходимостью обслуживания все более сложной техники быстрыми темпами стал расти спрос на смазочные материалы. Ввиду отсутствия отечественных поставщиков с середины 1860-х годов на российский рынок их стали завозить из США, Германии, Бельгии, Голландии. Стоимость масел была непомерно высока, при этом качество вызывало массу нареканий.
Еще с XVII века в узлах трения различной техники и механизмов для снижения износа использовались животные, растительные и минеральные масла. Однако чем сложнее становились станки, приборы и машины, тем менее эффективными они были.
Создавшееся положение запустило процесс активного научного поиска. Революцию в «масленом вопросе» совершил инженер-технолог, успешный предприниматель и изобретатель Виктор Рагозин, который во время своего делового визита в Баку в начале 1870-х годов обратил внимание на уничтожение «нефтяных отбросов».
Выпускник физико-математического факультета Московского университета (1853 год) к тому времени уже имел весьма внушительную биографию. В молодости он являлся членом тайного революционного общества «Земля и Воля», принимал участие в политической борьбе и даже попал в Петропавловскую крепость. После непродолжительного заключения молодой человек в течение нескольких лет оставался под полицейским надзором, что заставило его полностью пересмотреть свои планы на жизнь и навсегда оставить оппозиционную деятельность. Рагозин устроился на рядовую должность в пароходное общество «Дружина», занимавшееся перевозкой грузов по Волге, и в 1864 году стал его директором.
Здесь развернулся его талант исследователя и организатора. Он распоряжался строительством барж, устраивал склады топлива, формировал маршруты грузов. Виктор Рагозин развил кипучую деятельность и в общественной жизни Нижнего Новгорода: участвовал в создании лесного законодательства, учредил Купеческий банк, а для страхования грузов и судов в пути основал страховое общество «Волга», которое со временем превратилось в одно из крупнейших в России.
Побывав в Баку и оценив коммерческие перспективы переработки нефти, Рагозин в 1873 году приступил к проведению первых опытов по разложению нефтяных остатков, причем лабораторию организовал непосредственно в своей частной квартире в Нижнем Новгороде.
Существовавший в то время акцизный налог на керосин фактически не позволял разработать и тем более воплотить новую технологию в жизнь. Для этого требовались серьезные инвестиции, которыми предприниматель не обладал. Поэтому весной 1874 года он написал письмо министру финансов России Михаилу Рейтерну, в котором обосновал необходимость проведения исследований по получению смазочных масел в заводских условиях с использованием нового типа оборудования. Делом заинтересовался император Александр II, и 6 ноября 1874 года появилось «Высочайшее повеление о производстве опытов на вновь устраиваемых фотогеновых заводах»:
«По всеподданнейшему докладу Министра финансов прошения Нижегородского купца Рагозина о разрешении ему с целью испытания нового способа выделки керосина, в особенности, смазочного масла из нефти, устроить временный фотогеновый завод, на котором перегонных кубов не было бы вовсе, а вместо них поставлены были бы особого рода камеры, в которых нефть разлагалась бы от действия жара».
Уже в 1877 году Виктор Рагозин построил в городе Балахне рядом с Нижним Новгородом первый экспериментальный нефтеперерабатывающий завод, где запустил процесс полной переработки нефти, получая из нее, кроме керосина, несколько типов смазочных масел отличного качества. Он назвал их олеонафтами. Позже это название вошло во все отечественные и зарубежные технические словари и учебники.
Мазут нагревался до 300°С, через него пропускали перегретый водяной пар, который увлекал за собой масляные фракции в холодильное устройство, где они отделялись от воды. Затем следовала операция кислотно-щелочной обработки дистиллята. Технология оказалась настолько эффективной, что в самые краткие сроки было запущено массовое производство масел.
Рагозин был намерен не просто обеспечить отечественных промышленников, он хотел выйти на мировой рынок и получить признание Запада. На Всемирной выставке в Париже в 1878 и 1879 годах, на Бельгийской, Рижской и Борисоглебской выставках в 1880 году продукция заводов Виктора Ивановича получила золотые медали. Чтобы удостовериться в ее качестве, во Франции была проведена специальная экспертиза, которая подтвердила безоговорочное превосходство над американскими аналогами. С этими результатами согласились также Римская Академия промышленности и торговли и Европейская Академия общественных наук. В итоге стоимость «рагозинских» масел возросла в 3-4 раза, а американских – значительно упала.
В 1880 году предприниматель добился права всю свою продукцию обозначать российским государственным гербом, что являлось высшей оценкой выпущенных его заводами нефтепродуктов. За рубежом они стали называться просто – «Русскими».
Стратегическая и практически невыполнимая задача по меркам того времени по продвижению российских нефтепродуктов на иностранные рынки была с успехом решена.
Завод под Нижним Новгородом стал получать огромное количество заказов, в том числе государственных. И вот пример: сразу после победы на выставке в Париже в период с мая по декабрь во Францию было экспортировано нефтяных смазочных масел на 770 тысяч франков. Более того, в 1880 году морское министерство Франции рекомендовало на своих судах использовать технические масла исключительно русского производства, и вскоре весь военно-морской флот Пятой республики перешел на употребление «олеонафтов».
В 1879 году в селе Константиново неподалеку от Ярославля исследователь построил второй завод производительностью 400 тысяч пудов масла в год. Примечательно, но предприятие работает и сегодня. В настоящее время на нем перерабатывается более 300 тысяч тонн нефти в год, выпускается около 50 видов продукции: нефтяные топлива, масла белые, моторные, трансмиссионные, энергетические и индустриальные, пластические смазки, масляные СОЖ и присадки к маслам, пластизоли, тара металлическая и комбинированная. В 2014 году «Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод имени Менделеева» признали лучшим промышленным предприятием Ярославской области.
В 1878-1880 годах нефтяные смазочные масла Рагозина стали применяться на русском железнодорожном транспорте, благодаря чему расход угля был сокращен почти на 1/3.
Несмотря на успехи, Виктор Иванович был отстранен от ведения дел заводов Товарищества «Рагозин и Ко». Как вспоминал сам инженер, его деятельность протекала в «борьбе с препятствиями легальными, экономическими, с непониманием, равнодушием и невежеством». В 1883 году он переехал в Баку, где стал управляющим Бакинским отделением Товарищества «С. М. Шибаев и Ко» и принял активное участие в работе первых семи Съездов нефтепромышленников.
Как бы ни банально это звучало, Рагозин опередил свое время. Он был ярым сторонником развития экспорта российских нефтепродуктов, в частности считал, что необходимо ввести запрет на вывоз из страны сырья и полусырья.
Хотя многие идеи Рагозина были воплощены лишь спустя десятилетия, его деятельность убедила многих его современников в коммерческом успехе производства смазочных масел.
В 1879 году в Российской империи насчитывалось уже 19 нефтеперегонных предприятий, перерабатывающих мазут в масла по технологии Константиновского завода. В гонку за лидерство вступило Товарищество нефтяного производства братьев Нобель. Уже в 1912 году в структуру их компании вошел и Константиновский завод. Во время Первой мировой войны Товарищество Нобелей стало основным поставщиком смазочных материалов для российской армии.
Виктор Рагозин умер 9 августа 1901 года в поселке Озерки под Санкт-Петербургом.
Сегодня в России работает около 30 нефтеперерабатывающих заводов топливного, топливно-масляного и топливно-нефтехимического профиля, глубина переработки которых достигает 84%. Это достигается за счет активных научно-исследовательских и научно-производственных работ. В частности, общепризнанным флагманом по этой тематике является Санкт-Петербургский горный университет.