толерантные дети кто такие
Беседа «Толерантность. Что это такое?» для детей старшего дошкольного возраста
Наталья Анатольевна Абаева
Беседа «Толерантность. Что это такое?» для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Дать детям представление о толерантности. Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
— Продолжать знакомить детей с разными народами;
— Знакомить детей с понятием толерантность, толерантное отношение;
— Формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране;
— Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, уважения и доброго отношения к другим людям.
Ход беседы.
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых.
Что же мы понимаем под словом «толерантность»?
Вот посмотрите – это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность», а слова, которые написаны в лепестках цветка помогут нам понять смысл этого очень интересного слова.Я вам сейчас прочитаю эти слова: уважение, терпение, сотрудничества, сострадание, прощение, доброта, любовь, забота, милосердие.
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают международный день Толерантности.По другому мы можем назвать этот праздник: день взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.
А как вы думаете какими чертами должен обладать толерантный человек? а какие черты личности мешают быть таковыми?
(дети высказывают свое мнение)
Воспитатель. Верно быть толерантным – означает говорить вежливые слова, совершать только добрые поступки.
Воспитатель. Молодцы! Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, общение между людьми, доверительные отношения между людьми, дружба, проявлять гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, когда все люди мира живут в согласии. Все мы разные, но мы дружим. Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Подумайте, какие мы?
(Дети пытаются ответить; подвожу их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные).
Воспитатель: Да ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет)
Давай посмотрим, поиграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья» (объясняю смысл игры: если загадка о поступке толерантного человека,то вы в ответ проговариваете слова: «Это я, это я, это все мои друзья»: если загадка о том, как поступает не толерантный человек, вы молчите и машите руками).
— Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
— Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?
— Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?
— А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?
— Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?
Воспитатель. Хорошо. А как вы думаете, что значит толерантная страна? Толерантная Россия?
(дети пытаются высказывать свои мысли).
Воспитатель. Ребята в нашей России
— Народ доброжелательный, трудолюбивый. Все Россияне желают жить в мире со всеми народами, т. е. относится ко всем людям, ко всем национальностям толерантно.
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное полотно выставляется картинка с изображением детей в национальных костюмах.
— Кто живет в Белоруссии? – Белорусы.
— Кто живет в России? – Россияне.
— Кто живет в Молдавии? – Молдаване.
— Кто живет в Грузии? – Грузины.
— Кто живет в Казахстане? – Казахи.
— Кто живет в Таджикистане? – Таджики.
— Кто живет в Киргизстане? – Киргизы.
— Кто живет в Армении? – Армяне.
— Кто живет в Туркменистане? – Туркмены.
— Кто живет в Узбекистане? – Узбеки.
Хоровод «Дружат дети всей Земли».
И так ребята, сегодня мы с вами поговорили о толерантности. Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботится друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова.
«Символ Рождества — Пуансеттия» беседа по познанию для детей старшего дошкольного возраста Хочется поделиться с коллегами сведениями, которые можно рассказать детям старшего возраста в канун Рождества,о таком красивом цветке,.
«Утро весны». Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное.
Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Мусор правильно соберём и планету сбережём!» Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мусор правильно соберем и планету сбережём! Цель: Формирование основ экологической.
Беседа «Как встречают Новый год в разных странах» для детей старшего дошкольного возраста Основная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Интегрируемые образовательные области: • «Познавательное развитие» • «Речевое.
Беседа «Музыка в сказке» для детей старшего дошкольного возраста Цель – создать у детей психологический комфорт от встречи со сказкой; Задачи – развивать самостоятельность мышления, эмоциональную отзывчивость;.
Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Беседа «В растительном царстве, лекарственном государстве» для детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток. Представляю Вашему вниманию беседу, которая может быть использована как часть образовательной деятельности, после.
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Что такое дружба?» Цель. Обогащать лексику синонимами,эпитетами; учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать.
Сценарий развлечения «Что такое дружба?», для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения» Что такое дружба?», для детей старшего дошкольного возраста Дети стоят около стульчиков и читают стихи. 1. У каждого.
Толерантное воспитание детей (из опыта работы)
Любовь Григорьевна Филипских
Толерантное воспитание детей (из опыта работы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»
Воспитатель: Филипских Л. Г.
Воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в нашей стране, многонациональной с множеством разнообразных и не похожих друг на друга культур.
Одни люди терпимы к другим, другие – совершенно нетерпимы. Толерантность помогает личности ориентироваться на самооценку, а не на оценку окружающих людей, и проявляется в общении, деятельности, поведении. Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). [1]
У детей дошкольного возраста толерантность должна проявляться в общих делах, особенно в игровой деятельности.
Проблема: научить толерантности с детских лет дошкольного возраста – весьма актуальна.
Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение постепенно входит в воспитательный процесс. Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Как утверждает отечественный педагог-психолог Асмолов А. Г., толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и ребёнка, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. [2]
Толерантность, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю. А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» [3].
Для дошкольного образовательного учреждения проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 10 — 20 детьми, пришедшими из разных микросоциумов. Для плодотворного воспитания в группе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. На наш взгляд, формирование толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «воспитатель — ребёнок». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение воспитателем определенных демократических механизмов в организации воспитательного процесса и общения детей друг с другом, и с воспитателем. Именно в ДОУ важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Цель формирования толерантности – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных и межэтнических конфликтов – одна из главных задач формирования толерантности.
Важной задачей воспитания толерантности признается развитие умений разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым». [4].
В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т. е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику, что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения».
Разработанная нами программа в области воспитания, должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между детьми, так и между группами.
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Таким образом, на сегодняшний день возникает необходимость воспитания и формирования культуры толерантности с дошкольного возраста.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Формирование культуры толерантности, на наш взгляд,должно осуществляться по формуле: «родители + дети + воспитатель«.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, детского сада и семьи, объединивших свои усилия в воспитательном процессе, направленном на формирование открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
В основе воспитательной деятельности педагога должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.
Представленная ниже программа по формированию толерантности у детей подготовительных групп детского сада, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит детям успешно адаптироваться не только к жизни в дошкольном образовательном учреждении, но и за ее пределами.
Программа «Толерантное воспитание детей подготовительной группы»
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Программа «Толерантное воспитание детей подготовительной группы», предназначена для реализации в подготовительных группах, и предусматривает следующие направления формирования толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ребята должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Основными методами деятельности по формированию толерантности у детей,являются:
— беседа (что такое хорошо и что такое плохо)
— игры (сюжетно – ролевые)
Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
— ребенок, успешно взаимодействующий в группе;
— ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
— социально адаптированный ребёнок.
Программа, вполне применима в воспитательном процессе и, на мой взгляд, соответствует теоретическим закономерностям воспитания толерантности.
1. Г У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. Учимся толерантности. М., 1990 с. 177
2. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000 с. 7
3. Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 199 с 8
4. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образов
Прикреплённые файлы:
Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.
Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.
Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.
Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.
Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.
Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Проект «Воспитание толерантности в детском саду»
Малика Исакова
Проект «Воспитание толерантности в детском саду»
Воспитание толерантности на сегодняшний день является одной из важнейших проблем. Так что же значит быть толерантным?
Я считаю, что проявление великодушия в отношении других, умение дружелюбно воспринимать непохожих на тебя людей, уважительное отношение друг к другу, жизнь без проявления насилия и жестокости в отношении окружающих – вот, что означает толерантность. Но мало понимать значение этого слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
В решении задач формирования толерантности особую роль необходимо отводить дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка.
Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.
Вот и в нашем детском саду ведётся активная работа по воспитанию детей в духе дружбы, миролюбивого отношения к другим народам, культурам и традициям.
В связи с важностью и актуальностью данной проблемы, был запущен проект, реализация которого способствует укреплению взаимопонимания и дружеской атмосферы между детьми.
Актуальность проекта:
— создать условия для формирования у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к окружающему миру;
— приобщать детей к народным играм, танцам, песням разных стран мира;
-воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
1. формировать у детей дошкольного возраста понимание слова «толерантность»;
2. развивать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
3. создать условия для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей.
4. воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
5. расширять взаимодействие педагогов и родителей в деле воспитания чувства толерантности у детей.
Через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, мы всячески стимулируем желание ребенка познавать культуру не только своего народа, но и воспитываем уважительное отношение дошкольников к культуре других народов.
В рамках проекта, в целях формирования толерантного отношения к окружающим людям разных национальностей и культур, был создан мини-музей кукол в национальных одеждах.
Главной задачей создания такого музея является знакомство детей с национальными костюмами, с историей, традициями, с особенностями народного быта. Пробуждение у детей интереса к культуре и традициям не только своего народа, но и к культуре и быту другого народа также является одной из основных задач мини-музея кукол.
Музей национальной культуры и быта
В рамках проекта был также создан музей национальной культуры и быта. Целью создания данного музея является ознакомление детей с историей и бытом разных народов, формирование эмоционально – положительного отношения к представителям других культур.
В нашем музее дети могут познакомиться с особенностями национального уклада жизни различных народов, предметами быта, орудиями труда, одеждой.
Прививать интерес к культуре и традициям различных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство – является главной задачей создания такого музея.
Ещё одним этапом в реализации проекта по воспитанию толерантности было создание мини – музея сказок народов мира.
Включение музея сказок народов мира в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта и культуры различных народов.
Одна из главных задач в развитии и воспитании дошкольников состоит в том, чтобы с помощью художественной литературы, в частности сказок, прививать детям нравственные начала, составляющие духовную основу их личности, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, любить свою страну и всех окружающих его людей.
Особую роль в приобщении ребенка к культуре своего народа и народов мира играют народные праздники как средство выражения национального характера. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Ещё одним методом приобщения к культуре и традициям народов мира является организация театрализованной деятельности, основой которой служат различные национальные сказки. Сочинение сказок и историй самими детьми. Воспитательныевозможности театрализованной деятельности огромны: дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Приобщает его к духовному богатству.
Использование различных игр является неотъемлемой частью реализуемого проекта по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, возможности самовыражения, обладающей великой воспитательной силой.
Игра «Пирамида добра»
Игра «Все мы разные»
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив, в другой шеренге.Например: «У меня глаза голубые, а у тебя зелёные. У меня волосы светлые, а у тебя тёмные». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.
Игра «Кто построил дом?», «Узнай национальную одежду»
Целью таких дидактических игр как «Кто построил дом?» и «Узнай национальную одежду» является формирование у детей понятия о различных народах, их жилище и их национальных костюмах.
Воспитание толерантности у детей с помощью художественно-эстетической деятельности является также неотъемлемой частью нашего проекта. Ребята знакомятся с народным декоративно – прикладным искусством, традиционными народными промыслами.
Рисование народного костюма, коллективная работа «Планета дружбы»
Дети с огромным удовольствием лепят предметы быта, рисуют национальные костюмы разных народов, знакомясь, таким образом, с традициями и культурой людей разных национальностей.
«Все мы люди, и мы равны между собой!» – девиз классического представления о толерантности.
И как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были терпимыми друг к другу. В наших силах воспитывать детей в духе толерантности, уважения к другим народам, традициям, культурам. Ведь дети – это наше будущее и его благополучие зависит о того, какие нравственные ориентиры мы вкладываем в подрастающее поколение.
Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.
«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.