токсичный коллектив на работе что делать

Та самая «токсичность»: как понять, что команду пора менять?

Иногда ежедневная рутина — не самая сложная часть будней. Если на выходе из офиса возникает чувство, что только что завершился раунд Форт Боярда, но Паспарту не несёт ключ от сокровищницы — возможно, дело в токсичной командной культуре. Поговорили с QA-инженером, как угнетающая атмосфера, начальство, толкающее на переработки, попытка сэкономить на сотруднике со стороны компании привели к выгоранию. А ещё собрали советы, как понять, что с командой вам не по пути, и что пора что-то менять.

Герои наших статей рассказывают, что корпоративная культура заграничных компаний, например, Uber, Booking и Spotify, разительно отличаются от российских: влияние токсичной команды на самочувствие и производительность у нас, кажется, пока недооценивают.

Но влияние это есть: Гарвардская бизнес-школа провела исследование на выборке из 60,000 сотрудников. Оказалось, что:

Я задумывалась, что стоит менять работу, еще после испытательного срока. Что меня возмутило: компания не выполнила, что обещала на собеседовании. Говорили, что оформят ДМС — а по факту выяснилось, с моим уровнем зарплаты ДМС вообще не предусмотрен. Не то чтобы я много болела, но ведь всё, что мне говорили при приёме, оказалось неправдой.

Помимо этого, было очень много нюансов: постоянная авральная работа, начальник настаивал на переработках. Я вложила слишком много сил, чтобы устроиться в эту фирму, поэтому сразу уходить не решилась: пыталась абстрагироваться от начальника.

Плюсы были — проект в целом мне был интересен, кроме этого я была единственным автоматизатором на проекте, принимала решения о процессах тестирования, выбирала стек, делилась своим опытом как ментор. Так что в каком-то смысле это было полезно для меня. Но потребительское отношение компании к сотрудникам сильно сказывается на желании работать — в итоге я сильно выгорела. Меня спасало только то, что я находилась не в офисе, а на удалёнке, и в принципе могла за себя постоять.

Токсичная командная культура опасна: как минимум, потому что люди быстрее выматываются и, как следствие, совершают больше ошибок. Плюс токсичная культура может привести к сильному техническому долгу и поставить весь продукт под угрозу. Идентифицируем токсиков:

Понять, что команда тебе подходит, не всегда получается сразу. Я бы для начала советовала просто не терпеть и не доводить до того состояния, в котором оказалась сама.

Это была какая-то ловушка: и на старом месте работать нет сил, и менять работу опасалась.

Ведь в новой компании хочется быть продуктивным, показать себя как классного специалиста — а это сложно сделать, когда выгорел в предыдущем месте. Поэтому мне было немного страшно начинать.

В том же Гарвардском исследовании говорится, что токсичная команда влияетна производительность отдельно взятых сотрудников:

Токсичное окружение — тема, которую можно обсуждать и поднимать. Но повлиять на ситуацию может только руководство, в одиночку поменять уклад всей команды не получится.

«Но главное — не отчаиваться! Когда я начала подбирать вакансии, оказалось, есть много компаний, где к людям относятся нормально. Я снова вспомнила о том, как это классно, быть в компании людей, которые вместе работают над одной большой миссией, с которыми можно расти, как профессионал — и поболтать после работы приятно тоже. Это очень воодушевило, я заново загорелась идеей найти комфортное для себя место.

Когда я присматривала себе новую работу, изначально, конечно, фильтровала по языкам и выбирала продуктовые компании — свой продукт приятнее развивать.

Но на собеседовании обращала внимание и на то, налажены ли процессы, горят ли люди своей работой, как отзываются о том, что делают — для меня очень важно работать в команде, которая вдохновляет. Я спрашивала, как устроены процессы, как ведёт себя команда, если кого-то процессы не устраивают.

Дать заготовку из списка вопросов мне трудно — надо, всё-таки, ориентироваться по ситуации. Но могу посоветовать на этом этапе обязательно задавать много вопросов: вообще из общения можно многое понять. Даже сам процесс найма очень многое говорит о той компании, в которую вы устраиваетесь. А в компании, где я сейчас, ещё и классный онбординг: нового сотрудника не оставляют в стороне, проводят обучение, чтобы было проще влиться в рутину — мне кажется, такой подход говорит о многом.

Я планировала работать удалённо: из-за пандемии многие компании, которые раньше и не рассматривали удалённых сотрудников, открыли под них позиции. Плюс курс скакнул, я понимала, что с моим опытом могу получать больше. По-моему, это неплохой лайфхак: обычно никто не ищет работу под Новый год, но я не выдержала и откликнулась на пару вакансий 28 декабря. Первые собеседования у меня были в начале января, и на второй рабочей неделе у меня уже были офферы.

Я не люблю открывать резюме для всех в интернете, и мне нравится самой выбирать подходящие позиции. Поэтому бот помог: всё подробно расписано, удобно рассортировано, вакансии составлены прозрачно. Так что я откликнулась, и мне всё подошло».

Думаете менять работу? В боте @g_jobbot можно выложить своё резюме и «пощупать рынок»: проверить, какую зарплату может получать специалист с вашим опытом. Это бесплатно: бот подберёт вакансии и пришлёт в Телеграм.

Источник

Токсический коллектив: как распознать и что делать

Обновлено 10 июля 2021

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Конечно, я имею в виду не в прямом смысле «ядовитый, отравляющий», а в переносном. Это такой коллектив, в котором сложилась особая нездоровая атмосфера: токсическая.

Длительное пребывание в таком коллективе, при условии достаточной вовлечённости в тамошние процессы, может вызвать у человека психологические проблемы, например, депрессию, стрессовое состояние, повышенную тревожность, бессонницу и т.п. Такая компания может относительно успешно работать в финансовом плане, но внутри неё находиться тяжело.

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Я уже писала о токсических людях и токсических отношениях, о том, как выяснить, где проходит граница между действительно токсическим персонажем и просто человеком с дурным характером или недостатком воспитания или знаний. Что касается коллективов, перед нами также стоит сложная задача: определить границу между токсическим коллективом и коллективом, где всего лишь собрались не слишком умные люди. В последнем случае, с ними ещё можно иметь дело (пусть это будет нелегко), но в случае токсической «команды» в офисе бороться с ними своими силами — это занятие, обреченное скорее на неуспех. К сожалению.

С другой стороны, если ничего поделать нельзя, то лучшей стратегией будет просто отпустить и идти вперёд, потому что тем самым вы открываете для себя возможность встретить новых людей и найти новую работу. Весьма вероятно, что эти новые люди и новая работа будут лучше тех, которых вы отпустили.

Как коллектив превращается в токсический

Как правило, это происходит от того, что в таком коллективе заводится токсический человек или даже несколько. Некоторые исследователи утверждают, что довольно часто это бывают именно токсические нарциссы.

Особенно нехорошо становится, если такой сотрудник занимает руководящую позицию на любом уровне менеджмента, потому что в этом случае в его руках имеются разнообразные инструменты для манипулирования людьми и управления ситуацией в своих интересах. Также это нехорошо, потому что если он входит в команду управленцев, то практически нет никаких вариантов его оттуда убрать или как-то повлиять на него.

Токсический сотрудник руководствуется в первую очередь своими личными интересами и мотивами: власть, поклонение окружающих, деньги, особый статус. Отношения с коллегами и подчиненными он выстраивает не с учётом интересов компании или служебной иерархии, а с позиции «нравится»-«не нравится» или даже «доверяю»-«не доверяю».

Среди других причин могут быть:

Что НЕ является токсическим коллективом

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Там, где есть люди — всегда есть большое разнообразие. Не всегда агрессия в коллективе — это признак нездоровой атмосферы. Во многих компаниях поощряется энергичность, давление, высокие стандарты, амбициозность и тому подобная тактика ведения дел и управления. Всё это в результате позволяет построить интенсивно работающие команды ради достижения хороших результатов. Бывают агрессивные, но справедливые лидеры. Они очень требовательны к себе, в первую очередь, они искренне стараются быть на высоте, и ждут такого же отношения к работе от подчиненных.

Во многих компаниях есть проблемы с коммуникацией. Информация может «застревать» на горизонтальных уровнях или не доходить до подчиненных сверху. Компании, которые не являются токсическими, открыто признают эти проблемы, обсуждают их и действительно стараются их решить, пусть и не всегда успешно. Но они работают именно над коммуникацией.

Токсический коллектив, наоборот, может делать вид, что решает эти проблемы с помощью, к примеру, активного обучения сотрудников, как бы подразумевая «Вы не умеете общаться, но мы сейчас вас научим тайм-менеджменту, и тогда (наверно) все решится само.» Или например, не делают вид, что пытаются исправить плохую коммуникацию, а просто обвиняют во всем кого-то конкретного или группу сотрудников. Зачастую виноватыми становятся кто-то из среднего персонала или те, кого давно уволили.

Поэтому не стоит всякую агрессию сразу воспринимать как нарушение ваших границ и издевательство. Вопрос в том, к чему это приводит. Действительно ли подобные методы улучшают результаты работы или происходит что-то другое? Также не стоит воображать, что вы подвергаетесь действию токсического коллектива, если, положа руку на сердце, вы не очень-то хотите работать в этой компании, вы не мотивированы. Или поменяйте своё отношение, или поменяйте работу, где от вас будут меньше требовать.

Признаки токсического коллектива

Допустим, вы устроились на новую работу. Вроде всё внешне хорошо: и зарплата, и условия труда, и коллектив прекрасный, как вам рассказали на собеседовании. Говорят, что поощряют коммуникацию между сотрудниками, способствуют карьерному росту и т.п. Однако, проработав некоторое время, вы почувствовали, что что-то здесь не так. Такое очень часто бывает, и дело может быть вовсе и не в токсическом коллективе! Но как понять, что вы попали именно в такой?

Что конкретно может быть не так? Например, вам заявляют, что в компании ценится равенство, дружелюбие, уважительное и профессиональное отношение к коллегам, но при этом один из руководителей позволяет себе регулярно измываться над подчинёнными, все это видят, и… несмотря на это, он считается одним из лучших руководителей, висит на доске почёта и получает ежегодную премию! Какое-то противоречие.

Есть два вида признаков: явные и скрытые.

Явные признаки токсического коллектива:

Теперь о скрытых признаках токсического коллектива.

Их может заметить только тот, кто уже поработал там, или кто-то, кто обладает проницательным взглядом и информацией изнутри.

Вы никогда или крайне редко получаете адекватную обратную связь о вашей работе. Если босс и разговаривает с вами, то вам кажется, что он груб и недоволен или что-то имеет против вас. Вы работаете много, за двух, трёх человек, и это воспринимается как нормальное явление, однако, стоит вам заговорить о повышении зарплаты, премии или карьерном росте, вы не получаете никакого ответа, ни да, ни нет, вас постоянно «кормят завтраками» и попросту игнорируют эту тему;

Постоянно добавляются всё новые и новые приказы, постановления и инструкции, но это не помогает решать текущие проблемы. Можно заметить характерную для токсических офисов болезнь под названием «Это делается так, потому что вот так и всё.» Или «Это делается так, потому что мы так делали всегда и точка.«

Токсический босс редко выслушивает своих подчиненных и убеждён, что он всегда прав. Он любит демонстрировать свою власть и то, как он умеет обращаться с людьми и проектами. Он любит напоминать другим коллегам и подчиненным, за что конкретно они несут ответственность. Вам даже в голову не придёт обращаться к нему за помощью или за поддержкой. Словом, если вам кажется, что ваш босс ожидает от вас явки на работу даже при смерти — это токсический босс-тиран.

Вообще этот персонаж — токсический начальник — достоин отдельной большой статьи. Обязательно напишу, когда появится время. Пока оставайтесь на связи.

Что нужно делать

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Первое, что стоит зарубить себе на носу относительно токсических коллективов — если нахождение там причиняет вам большой дискомфорт, не надо терпеть! Не стоит и тратить свои силы на борьбу и на попытки что-то исправить. Найдите себе новую работу как можно быстрее и уходите. Почему не стоит вовлекаться в исправления? Потому что с огромной долей вероятности, у вас ничего не получится, если только вы не собственник этого бизнеса.

Если вы будете откровенно разговаривать с коллегами в таком коллективе, вас сочтут интриганом, сплетником, а также будут уверять вас, что вы заблуждаетесь, бредите или у вас паранойя. Если вы пойдёте к вышестоящему начальству, они решат, что вы «копаете» под кого-то. Если вы вступите в открытую конфронтацию с токсическим коллегой или, что ещё хуже, с токсическим начальником — вас неминуемо и быстро уволят. Таковы законы токсических коллективов. А вы останетесь с чувством вины, ощущением собственной никчёмности, обиды и бессилия. Если такое уже случилось, найдите психотерапевта или поддержку у близких.

Не оставайтесь на токсической работе в надежде, что что-нибудь скоро изменится. Только если вам точно известно, что токсический начальник или сотрудник увольняется в ближайшее время. Если это не так — не ожидайте каких-то особенных изменений.

Однако, если вы решите остаться (ну мало ли, какие у вас могут быть на то причины), вам было бы неплохо подстраховаться и защитить себя.

Вот что можно предпринять в такой ситуации:

Не сработало? 😉 Отнеситесь к этому как к ценному опыту в вашей жизни и идите вперёд. Это всего лишь работа, и мы не живём, чтобы работать, а работаем, чтобы жить.

Источник

Герои, харассеры и шутники: 11 типов токсичных коллег и советы по их нейтрализации

Многие из нас проводят со своими коллегами больше времени, чем с близкими, партнерами и даже с детьми. Так что атмосфера на рабочем месте может влиять на нашу жизнь сильнее, чем «погода в доме». Как быть, если эта атмосфера сильно страдает из-за токсичного поведения сотрудников? Клинический психолог и писательница Маша Пушкина — об 11 самых распространенных типах вредных коллег и способах их нейтрализации.

Герой труда

Героя труда часто ставят другим в пример. Ведь это реально существующий «идеальный сотрудник»: приходит на работу раньше всех и задерживается допоздна, на связи 24/7, без праздников и выходных — горит, живет и дышит делом компании.

При этом он совсем не жалуется, а если и жалуется, то с явным оттенком гордости: «Да, я не спал три дня, зато вовремя сдал отчет!», «Да, я четыре года не был в отпуске, потому что не могу себе позволить так неэффективно тратить время».

Опознать героя можно не только по горящим глазам, но и по неважному внешнему виду: когда столько дел, не до сна или отглаживания рубашек. Таких энтузиастов много в помогающих профессиях и общественных организациях.

Чем опасен. Герой предъявляет завышенные требования не только к самому себе, но и к каждому в своей команде. Если вы не готовы вкалывать наравне с ним или хотя бы стремиться к этому, вас будут окатывать презрением и осыпать ехидными ремарками.

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Если герой труда — ваш руководитель, он постарается выжить из команды любого «недостаточно трудолюбивого» или, по крайней мере, никогда его не повысит. Сотрудники с активной личной жизнью, хобби и особенно с маленькими детьми рискуют попасть в немилость.

С героем приходится не просто вкалывать, но и разделять его специфическую личную философию. Обычно это что-то из серии «не замучился — не поработал», «фиксированные рабочие часы — для лентяев».

Для своей организации герои опасны тем, что культивируют нездоровую атмосферу вечных авралов и необходимости трудовых подвигов, которая приводит к выгоранию и нервным срывам.

Почему так себя ведет. Причина на поверхности: у героя труда в жизни нет ничего более значимого. Он работает постоянно просто потому, что у него практически нет других дел. Даже если у него есть семья, то видит он ее чуть чаще, чем по праздникам.

Если копнуть глубже, мы увидим человека либо с огромными амбициями, либо с непомерным чувством долга. Первый вид трудоголиков стремится стать лучшим в своей сфере. Второй чрезмерно старается быть правильным, хорошим и полезным человеком.

Как нейтрализовать. Если вы не готовы пахать наравне с героем труда, его симпатии можно завоевать уважением к его подвигам. Он, скорее всего, действительно отличный спец. А еще герой может стать прекрасным учителем для начинающего: ему нравится делиться знаниями и чувствовать себя значимым — но обозначать границы допустимого всё равно придется. Если вы достойно трудитесь в офисные часы, герой наверняка простит вам такую слабость, как отключение рабочего телефона по ночам и выходным.

Человек в футляре

Помните чеховского персонажа Беликова, который вечно причитал: «Как бы чего не вышло». В реальной жизни такой типаж встречается не так уж редко.

Это человек, который, кажется, больше всего на свете любит запрещать и ограничивать. Правила и нормы для него по умолчанию значат больше, чем живые люди.

Человека в футляре можно встретить в юридическом или финансовом отделе. Среди таблиц и отчетов он чувствует себя как рыба в воде. Но вмешательство в этот порядок человеческого фактора — эмоций, неточностей, ошибок — может серьезно вывести его из равновесия.

Чем опасен. Такой человек из-за своего занудства — главный кайфолом в неформальной компании. А в рабочей среде он рубит на корню любые слишком смелые и рискованные, с его консервативной точки зрения, начинания. Он измучает вас дотошными требованиями к отчетности и не простит ни одного неаккуратно оформленного чека.

Почему так себя ведет. Человек в футляре — не просто ответственный, педантичный и консервативный. Он еще и очень тревожный. Запрещает, ограничивает и перестраховывается он из боязни, что действительно что-то пойдет не так — и у организации (а значит, и у него самого) будут проблемы.

Этот страх в какой-то степени адекватен, ведь легкомысленному человеку не поручили бы работу с финансами. Но тревога может быть очень сильно преувеличенной, из-за чего под запрет может попасть что угодно — просто на всякий случай.

Как нейтрализовать. Наверное, самая простая стратегия — вежливо выслушать его мнение, возможно, даже согласиться с ним на словах — и сделать по-своему. Или поискать в организации других сторонников ваших идей. Играть на территории человека в футляре бесполезно: ваше сопротивление его требованиям только укрепит его во мнении, что ваши затеи опасны и должны быть подавлены.

Злой шутник

Злой шутник считает себя компанейским и веселым парнем, но на деле его юмор ядовит. От виртуозно умеет высмеять, унизить и обесценить — всё под прикрытием шуточек. В жертвы выбирает только тех, кого считает ниже себя — обычно молодых и неуверенных в себе сотрудников и в особенности девушек. Мужчины-шутники часто бывают мизогинами.

Чем опасны. Страдает от шутника не только жертва, но и атмосфера в коллективе в целом. При попустительстве начальства ему нередко удается расколоть сообщество на два лагеря: на тех, кто насмехается, и тех, кому от них достается.

Почему так себя ведет. Даже если шутник — отец семейства с седыми висками, в душе он остается школяром. Как и многие задиры, он не слишком уверен в себе и нуждается в подкреплении самооценки за счет постоянного самоутверждения в социальной иерархии.

Его логика примитивна, как у школьного хулигана: либо я унижаю, либо меня. «Опуская» кого-то, он чувствует себя круче и сильнее. А поскольку делает это он это как бы не всерьез, то ничем не рискует.

Как нейтрализовать. В идеале весь коллектив не должен поощрять подобное поведение. Ведь без громкого (или молчаливого) одобрения зрителями его проделок шутник теряет свою главную мотивацию.

Подружиться с ним можно, если вы покажете, что считаете его остроумным и готовы слушать его байки (но при этом непросто не участвовать в буллинге). Если вас сильно достают нападки юмориста, попробуйте заручиться поддержкой кого-то, с чьим мнением он считается.

А если ваша карьера не зависит от шутника, можно пойти на конфронтацию с ним. Больше всего он боится того же, что проделывает сам, — публичного унижения. Если вам удастся сильно задеть его, скорее всего, он сделает вывод, что с вами лучше не связываться.

Инфантил

Инфантильные сотрудники безынициативны и навязчивы. Они ищут в офисе статусного покровителя и в любых непонятных ситуациях прячутся за его/ее мощную спину — как будто «усыновляются» к более опытным коллегам, незаметно перекладывая на них часть своей ответственности. Иногда они злоупотребляют своей внешней привлекательностью, чтобы мотивировать других делать работу за них.

Кроме того, инфантилы образуют суперлояльную свиту формальных и неформальных лидеров и поддакивают всем их решениям или «кусают» тех, кто лидером недоволен.

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Почему так себя ведет. Инфантильные люди, скорее всего, были воспитаны гиперопекающими или авторитарными родителями. Они не ощущают себя полноценными взрослыми и остро нуждаются в покровителях, которые бы заменили им всезнающую маму. В серьезном деловом обществе они испытывают растерянность. Но как только находится старший человек, на которого можно спроецировать образ родителя, смелеют вплоть до того, что могут сесть на шею.

Как нейтрализовать. Если инфантил молод и неглуп, велики шансы, что он/она все-таки повзрослеет. Не мешайте этому, то есть не решайте задачи за него/нее. Здесь отлично действует принцип «дать удочку, а не готовую рыбу», то есть показать 1–2 раза, как что нужно делать, и устраниться.

Если же инфантильный коллега выбрал вас своим покровителем, не обольщайтесь: это не искренняя дружба, а использование ваших ресурсов, пока они у вас есть. Так что держите официальную дистанцию и не позволяйте лишнего.

Читайте также

Священная корова (или просто хороший человек)

Всем известно, что хороший человек — не профессия. Однако почти в каждой крупной организации есть люди, не выполняющие никаких особых функций, кроме того, что они чем-то дороги руководству. Не обязательно это пристроенные родственники. Чаще встречаются «ветераны», которые сделали массу полезного для компании… лет 20 назад. И у лидеров просто не хватает духу с ними расстаться.

Чем опасны. В общении «священные коровы» могут быть какими угодно — как повезет. Но они явно не справляются со своими повседневными обязанностями. А это значит, что их работу регулярно приходится выполнять остальным, а также разгребать последствия их косяков. Их безделье нередко деморализует коллектив, ведь какой смысл стараться «за того парня»?

Как нейтрализовать. Как бы вас ни терзал праведный гнев, вряд ли вам удастся избавиться от этого коллеги (раз это ни у кого не получилось за предыдущие 20 лет). Прямая конфронтация повредит вам, а не ему. Скорее всего, придется смириться с таким положением дел и стараться не оказываться со «священной коровой» в одной команде.

Drama Queen

Возможно, вам встречались люди, у которых вечно «всё сложно»: они балансируют между грандиозным успехами и эпичными провалами (с их слов), находясь при этом на грани нервного срыва.

Сначала вы им сопереживаете, а потом замечаете, что это их обычное состояние. На работе у таких людей всегда «дедлайн был вчера», а каждый второй клиент «труднейший в жизни».

Если такой человек возглавляет проект, то рутинный рабочий процесс превращается в остросюжетную драму: задачи возникают внезапно, решаются в последний момент, и всё это под эмоциональные восклицания главного актера.

Почему так себя ведет. У каждого есть два способа мыслить: рациональный и эмоциональный, которые в норме более-менее сбалансированы. У королев и королей драмы эмоциональное всегда преобладает. Они впечатлительны и чувствительны и часто сначала реагируют, а потом подключают разум.

Чем опасны. Королевы драмы умеют создать в офисе атмосферу хаоса и нервного напряжения. Их преувеличенные эмоции заразительны: вы не заметите, как сами начнете паниковать из-за дедлайнов и вполне рядовых задач.

Как нейтрализовать. Королева драмы не худшая коллега, если относиться к ней правильно. А именно — делить в уме каждую «катастрофу» на два (а то и на пять) и не заражаться бурлящими эмоциями. Старайтесь сохранять спокойствие и строго придерживаться фактов. Если вы сможете уравновесить эмоции рациональным и взвешенным мнением, королева драмы сбавит накал страстей и проникнется к вам уважением.

Сплетник

Какой бы напряженной ни была работа, сплетник всегда найдет возможность поболтать на сторонние темы. Она/он всё знает (или думает, что знает) о семейных передрягах коллег, их личных взаимоотношениях, а новости внутренней кухни компании схватывает еще на стадии первых слухов.

Почему так себя ведет. Мотивация у сплетников бывает разной. Нередко это просто очень социальный, болтливый человек, которому скучно в рабочих рамках. Его треп часто идет ему же во вред. Другим сплетникам неоднозначная информация о коллегах нужна, чтобы не чувствовать себя хуже других. Их успокаивает мысль, что у каждого есть свои грехи.

Самый опасный типаж целенаправленно собирает компромат, чтобы использовать его с выгодой для себя. Но это уже не сплетник в чистом виде — это интриган, о котором мы поговорим позже.

Чем опасен. Сплетник не просто расскажет лишнее тем, кому не стоило бы, да еще и не вовремя, но и приукрасит слухи своими домыслами — так, что вы их не узнаете.

Как нейтрализовать. Не стоит откровенничать — ни о себе, ни о внутренних делах компании, ни о других коллегах. Хранить информацию в себе выше его/ее сил, просто смиритесь с этим. В остальном это может быть прекрасный человек.

Манипулятор

В ответ на невинный вопрос манипулятор восклицает: «Как можно было об этом не знать, я не понимаю!» или «Могла бы и догадаться». А на критическое замечание, даже вежливое и объективное, отвечает плохо завуалированным наездом. Общение с таким человеком всегда оставляет неприятный осадок: вас накрывает ощущение вины, стыда, неловкости, хотя вы не сделали ничего предосудительного.

Манипулируют в той или иной мере практически все. Но у настоящих манипуляторов это главный способ коммуникации — и рабочей, и личной.

Почему так себя ведет. Причина манипуляций — неумение или нежелание говорить о своих намерениях и потребностях открыто. Скорее всего, голова такого человека забита токсичными стереотипами вроде «Если я признаю свою ошибку, значит, я лузер», «Просят о помощи только слабаки» или «Нужно быть лучшим из лучших либо вообще не соваться в бизнес». Манипулятор может специально мутить воду, чтобы сбить собеседника с толку или уйти от ответственности за свои ошибки. Женщины часто манипулируют из-за негласного запрета на проявление власти.

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Чем опасны. Это, конечно, насильственное общение (а про ненасильственное можно почитать тут). Манипулятор ищет уязвимые места собеседника и бесцеремонно давит на них, чтобы сделать его более удобным. Для коллег, не отрастивших толстую броню, это довольно болезненно. А когда такой человек руководит коллективом, в офисе процветает дедовщина и разрастается теневая власть, основанная на негласных правилах и неформальных отношениях.

Как нейтрализовать. Для начала нужно научиться видеть манипуляции и отфильтровывать их, как шумовой фон. Прямая открытая коммуникация — ваше всё. Спокойно и нейтрально уточняйте кривые и завуалированные просьбы и упреки: «Что именно ты хочешь сказать? Какие ошибки я допустил и как именно их нужно исправить?»

Будьте правильным и честным занудой. На манипуляторов это действует отрезвляюще.

Говорить с манипулятором на его же языке стоит, только если вы сами не менее ловкий манипулятор, иначе он/она быстро положит вас на лопатки.

Человек с тяжелым характером

У вас третий день не работает нормально рабочая почта, но вы всё собираетесь с духом заглянуть к сисадмину. Вы уже знаете, что, прежде чем получить помощь, вам придется выслушать поток критики и издевок: «Я неделю назад рассказывал, как настраивать почту, ты, как всегда, прослушала?» или «Значит, за три дня ты никакой работой не озадачился»?

Чем опасны. В каждом коллективе есть люди, которых мало кто решится лишний раз побеспокоить. Они надменны, саркастичны и не упускают случая указать другим на их недостатки. Из-за этого работа может сильно стопориться, а чувствительные сотрудники теряют мотивацию.

Делать замечания таким коллегам иногда боится даже начальство: этот тип всегда сумеет огрызнуться так, что пожалеешь, что вообще с ним связался.

Почему так себя ведет. Важно понимать, что у этого человека серьезные проблемы с самооценкой. Она нуждается в ежедневной подпитке за счет унижения других. Возможно, причина в комплексе самозванца: человек не чувствует себя достаточно компетентным для своей должности. Или, наоборот, его эго и ощущение собственной значимости настолько раздуты, что его оскорбляет тупость коллег и их нежелание внимать его мудрости.

Как нейтрализовать. Держите в уме, что ваш вопрос для человека с трудным характером — это просто возможность выпендриться, ничего личного. Четко придерживайтесь рабочих задач и не позволяйте сбить себя с толку: вежливо просите необходимое и не оправдывайтесь. Иногда такому персонажу можно подыграть: если вы изобразите простачка, пришедшего за помощью к «гуру», он будет польщен.

Может быть интересно

Интриган/ка

У каждого его шага есть скрытый прагматичный смысл: дружить с теми, кто у власти, или против того, кто ему мешает; блистать знаниями перед важными людьми; унижать тех, кто попал в немилость.

Чем опасен. Это человек расчетливый и неискренний, который легко вас подставит, если ему это покажется выгодным: например, украдет вашу идею и выдаст за свою или опозорит вас перед начальством.

Почему так себя ведет. Потому что может. Интриганы эгоцентричны, не эмпатичны и настроены на жесткую конкуренцию. Скорее всего, они не считают свои поступки чем-то плохим, «ведь это всего лишь бизнес».

Как нейтрализовать. Прежде всего, надо понимать, с кем вы имеете дело. Не стоит расслабляться, подставляться и тем более сближаться в надежде, что к друзьям он будет добрее.

Серийный харассер

Офисный харассер делит коллег на две категории: просто коллеги и привлекательные женщины. С первыми он общается совершенно нормально, они могут и не догадываться о его темной стороне. Женщинам же достается по полной.

Репертуар харассера варьируется от сальных шуточек до прямого принуждения к сексу. Некоторые из таких типов не пропустят ни одной юбки, а другие выбирают конкретную жертву и домогаются ее без свидетелей.

токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть фото токсичный коллектив на работе что делать. Смотреть картинку токсичный коллектив на работе что делать. Картинка про токсичный коллектив на работе что делать. Фото токсичный коллектив на работе что делать

Чем опасны. Начальство часто считает харассеров безобидными, а потому их проделки продолжаются годами.

Они отлично умеют выбирать максимально беззащитных жертв и не покушаются на кого-либо, наделенного силой и властью. Непрошенное внимание достается юным неопытным девушкам или тихим застенчивым женщинам, которые не смогут дать резкий отпор.

Харассеры чаще всего действуют серийно: жертв на каждом их месте работы обычно несколько, по очереди или даже одновременно.

Почему так себя ведет. Причина не только в недостатке «добровольного» женского внимания (что сам харассер считает своим оправданием). Она глубже: такие люди не уважают женщин, не считают их полноценными личностями, которые имеют право на отказ. Сопротивление для них — это знак, что нужно надавить сильнее.

Как нейтрализовать. Вне зависимости от вашего пола — не молчите.

Если в каком-то из описаний вы узнали себя — хорошая новость: у вас отлично развита самокритика! Задумайтесь, действительно ли ваша стратегия поведения помогает вам в карьере — или пора ее изменить?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *