точно так же в уведомительном характере сегодня происходит смена прописки гражданина российской
Переход от прописки к регистрации
Разделы:
Признание института прописки неконституционным
Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. № 11 (2-1) «О законодательстве по вопросам прописки граждан» и затем Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. № 26 (2-1) «О разрешительном порядке прописки граждан» было признано, что положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. По мнению Комитета, ограничения должны были быть устранены из законодательства с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным.
1 октября 1993 года вступил в силу Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Статья 2 Закона декларирует, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Именно в разнице между разрешением и уведомлением заключена разница между пропиской и регистрацией.
Однако, при детальном рассмотрении, под маской «уведомительной регистрации» фактически скрывается прежняя «прописка», косметически отреставрированная, чтобы слишком явно не противоречить требованиям Конституции РФ о свободе передвижения.
Современные проблемы института регистрационного учета граждан
Устанавливая уведомительный характер регистрации, законодатель по непонятным причинам ограничивает саму возможность такого уведомления. Без проблем имеет возможность зарегистрироваться собственник жилого помещения, остальные граждане вынуждены преодолевать своеобразную «полосу препятствий» на пути к получению регистрации. Если добросовестный арендатор квартиры придет в территориальный орган ФМС России и попытается уведомить государство о месте своего жительства, то он не сможет этого сделать без личного визита в тот же орган собственника квартиры. А собственники, как правило, категорически отказываются регистрировать в своих квартирах арендаторов. И даже не потому, что это отражается на плате за коммунальные услуги, так как их оплата обычно возлагается на арендатора. Причина в укоренившейся в сознании мысли, что регистрация предоставляет право на жилое помещение, хотя закон декларирует отсутствие взаимосвязи между регистрацией и возникновением прав.
В результате, мы наблюдаем странную ситуацию, при которой государство само отказывается узнавать о том, где проживают его граждане! Но для чего государству нужен регистрационный учет граждан? Целью введения регистрационного учета закон называет обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами.
43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства.
Исходя из самого смысла регистрационного учета, для государства важно знать, где именно проживают его граждане. Для максимальной реализации целей регистрационного учета является критически важным получение максимального количества уведомлений о месте жительства граждан. Разве есть при этом разница, на каких условиях гражданин вселился в помещение, если факт регистрации не предоставляет ему никаких прав? Если гражданин незаконно вселился в квартиру (пусть даже взломав дверь) и хочет уведомить об этом государство, разве оно не хочет знать, где при необходимости можно найти этого человека? А если гражданин живет в помещении, которое не является жилым, то государство принципиально не желает знать реальное место его жительства только по причине того, что помещение не было признано жилым? Что интересно, при таком усложнении регистрации государство ничего не выигрывает. Граждане, которые скрываются от правосудия в любом случае не будут регистрироваться по месту фактического проживания. А нарушение прав существенной части населения по прежнему остается без внимания: по результатам опроса на нашем сайте, 43% опрошенных не имеет возможности при наличии желания зарегистрироваться по месту жительства. То есть, государство по неизвестным причинам само себе отказывает в получении информации о десятках миллионов своих граждан.
Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2021 года
С 28 февраля 2021 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.
Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.
Вот как это работает.
О каком штрафе речь
В России есть понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания — постоянной и временной регистрации соответственно. Раньше было понятие прописки, теперь официально его нет, но оно всем понятно.
С помощью регистрации государство ведет учет: кто, где и как долго живет. Это нужно, например, для назначения пособий, взыскания долгов, распределения денег между бюджетами, планирования застройки, оформления страховки.
Для регистрации установлены правила. Если их нарушить, наступает административная ответственность: и для того, кто не зарегистрировался, и для того, кто не зарегистрировал живущих в его квартире людей.
Например, если владелец квартиры сдал ее семье из другого региона на два года, формально он обязан их зарегистрировать — временно. Если этого не сделать, штраф грозит обеим сторонам — собственнику и нанимателям. При условии, что государство как-то про это узнает.
Когда нужно оформлять регистрацию
Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.
Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.
Если жить в Туле и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.
Как победить выгорание
Если нет регистрации
Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.
Штрафы для граждан за нарушения при регистрации
Нарушение | Штраф для владельца жилья | Штраф для проживающих |
---|---|---|
Проживание без регистрации или нарушение правил — в Москве и Санкт-Петербурге | От 5000 до 7000 Р | От 3000 до 5000 Р |
Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе | От 2000 до 5000 Р | От 2000 до 3000 Р |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в Москве и Санкт-Петербурге | От 3000 до 5000 Р | — |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в другом регионе | От 2000 до 3000 Р | — |
Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз.
Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.
Кто может избежать штрафа
Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.
Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:
С 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.
Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Ольги не оштрафуют — она родственница, а вот саму Ольгу могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Ольгу бы точно не оштрафовали.
Если штраф выписан по старым правилам
Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2021 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.
В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.
Как оформить регистрацию
Если нет оснований для избавления от штрафа и вы хотите соблюдать закон, оформите регистрацию по инструкции. Заявление можно подать на госуслугах. Но потом все равно нужно будет лично прийти с документами в территориальный орган МВД.
Госпошлины за постоянную и временную регистрацию нет. О постоянной будет стоять штамп в паспорте, о временной выдается свидетельство.
Детей до 14 лет регистрируют вместе с родителями — даже без согласия собственников.
Регистрация граждан по месту жительства и по месту пребывания и ее правовое значение
Ранее под установленным порядком вселения понималось соблюдение правил о прописке. Постановлением КС РФ от 25.04.1995 № 3-П «По делу о проверке конституционности ст.54 ЖК РСФСР» ее положения в этой части признаны не соответствующими Конституции.
В настоящее время граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 17 июля 1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» с учетом Постановления КС РФ от 02.02.1998№ 4-П
В отличие от прописки, регистрация – это не разрешение на проживание. Регистрация предполагает, что там, где гражданин зарегистрирован и находится его место жительства. Но презумпция может быть опровергнута в судебном порядке. В теории и судебной практике неоднократно подчеркивалось, что сам по себе факт отсутствия или наличия регистрации еще не свидетельствует об отсутствии или наличии прав на жилое помещение. Так, ВС РФ постановлением от 31.10.95г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод человека, включая право на жилище. Наличие или отсутствие регистрации может служить лишь одним из доказательств возникновения или прекращения каких-либо прав. КС РФ отметил, что регистрация – способ учета граждан, носящий уведомительный характер. Такой подход принципиально изменил судебную и административную оценку конфликтной ситуации по сравнению с той, что существовала в советский период.
В Правилах указывается на 2 вида регистрации
Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Органами регистрационного учета являются территориальные органы ФМС, осуществляющие регистрацию в течение 3 дней со дня поступления документов. Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, санаториях и иных подобных учреждениях осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация по месту жительства осуществляется не позднее 7 дней со дня смены места жительства на основании заявления гражданина, документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения (договор, административный акт, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т.д.)
Оформляется такая регистрация отметкой в паспорте.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней обязаны по истечении указанного срока обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания (документ, удостоверяющий личность и документ-основание для временного проживания: договор найма, поднайма заявление вселяющего)
Оформляется регистрация по месту пребывания выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Правила содержат также специальные положения о регистрации отдельных категорий граждан (военнослужащих, вынужденных переселенцев, проживающие на территории монастырей, храмов, лица, не имеющие постоянного места жительства и др.)
Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания: отдельные вопросы правоприменения
«О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 5242-1), требованиями Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Правила регистрации), а также положениями Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 (далее – Административный регламент).
В соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ № 5242-1 местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства.
Регистрация по месту жительства либо по месту пребывания является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно ст. 6 Закона РФ № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Перечень документов, необходимых для осуществления регистрации по месту жительства, утвержден п. 16 Правил, а также п. п. 48, 49 Административного регламента, и включает в себя:
1) заявление о регистрации по месту жительства;
2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ;
3) документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН (например, договор, решение суда о признании права пользования жилым помещением или иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением);
4) письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Указанное согласие удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу документов в орган регистрационного учета, либо нотариально.
Документы для регистрации по месту жительства представляются лицу, ответственному за прием и передачу документов в органы регистрационного учета МВД России, по месту нахождения жилого помещения. К указанным ответственным лицам относятся, в частности, уполномоченные должностные лица МФЦ, уполномоченные лица ТСЖ, ЖСК либо управляющих организаций.
После приема у гражданина документов указанные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета.
В настоящее время предусмотрена возможность подачи документов в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее – Единый портал госуслуг). В этом случае гражданину направляется уведомление с предложением в трехдневный срок с даты его получения прибыть в орган регистрационного учета лично и предъявить необходимые документы.
Регистрация по месту жительства осуществляется:
1) не позднее шести календарных дней со дня подачи заявителем документов ответственному лицу (трех рабочих дней в случае направления МФЦ сведений, содержащихся в документах, через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ));
2) восьми рабочих дней со дня подачи необходимых документов, если в орган регистрационного учета не представлен документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (семи рабочих дней со дня подачи заявления при направлении МФЦ сведений через СМЭВ);
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 местом пребывания гражданина Российской Федерации может являться гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
По общему правилу граждане РФ, проживающие в жилом помещении, которое не является их постоянным местом жительства, обязаны регистрироваться по месту пребывания в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия в жилое помещение, и без снятия с учета по месту жительства
Положениями ст. 5 Закона РФ № 5242-1 предусмотрен ряд исключений, при которых регистрация по месту пребывания гражданам РФ не требуется. Так, граждане Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, а также администрация гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, медицинской организации или другого подобного учреждения вправе не регистрировать граждан по месту пребывания, если непрерывный срок пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней и соблюдается одно из следующих условий:
1) жилое помещение, организация или учреждение находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ, в котором гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания;
2) жилое помещение, организация или учреждение находится в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если гражданин зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
3) жилое помещение, организация или учреждение находится в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если гражданин зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
4) жилое помещение находится в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.
В соответствии с п. 10 Правил регистрация по месту пребывания в жилых помещениях осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:
— с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
— с собственниками жилых помещений;
— с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков предусматривает привлечение к административной ответственности по ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за исключением следующих случаев:
1) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
2) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
3) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
4) проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
5) если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
6) если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.
Одним из проблемных вопросов предоставления государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства (пребывания) граждан Российской Федерации является истребование согласия собственников в случае владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности в коммунальной квартире или многоквартирном доме с коридорной системой (общежития).
Таким образом, вселение и регистрация собственником по месту жительства членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо предоставление согласия всех сособственников этого жилого помещения. В случае непредоставления такого согласия государственная услуга по регистрационному учету граждан не будет оказана.
Данной позиции придерживается и сложившаяся судебная практика. В частности, аналогичный вопрос нашел свое отражение в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года.
Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает безусловное право на вселение (а следовательно, и регистрацию) несовершеннолетнего в квартиру, где зарегистрированы один или оба из его родителей. Правовые нормы, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту жительства, подтверждают этот принцип. Пункты 44, 50 Административного регламента не указывают согласие собственника, членов его семьи, наймодателя, нанимателя в качестве необходимого документа при регистрации по месту жительства или пребывания несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста.
При этом регистрация несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, производится в общем порядке с обязательным приложением письменного согласия о вселении от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (п. п. 2.1, 49.4 Административного регламента).
Документы о регистрации несовершеннолетнего по месту жительства подаются в орган регистрационного учета (Многофункциональный центр, Единый портал госуслуг).
Применительно к регистрации несовершеннолетних в жилом помещении, где проживают родители, основанием является регистрация родителей по месту жительства в указанном помещении, поэтому предоставление документа-основания не требуется.
Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, подают заявление о регистрации в жилом помещении, занимаемом родителями (законными представителями), от своего имени в общем порядке.
Согласно п. 18 Правил регистрации органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.
Нередко возникают спорные ситуации при снятии несовершеннолетних с регистрационного учета. Поскольку права несовершеннолетних на жилое помещение напрямую зависит от прав их родителей, следовательно, влечет прекращение прав несовершеннолетнего на жилое помещение, если права родителей на указанное помещение прекращены. В таком случае сохранение регистрации несовершеннолетних по месту жительства в указанных жилых помещениях невозможно.
При этом необходимо обратить внимание на то, что в некоторых случаях право ребенка в отношении жилого помещения и его право на регистрацию сохраняются, даже если он фактически там не проживает.
Судебная практика склоняется к тому, чтобы сохранять за ребенком право проживания и регистрацию в квартире (собственности родителя, а иногда иных лиц), где зарегистрирован один из родителей после расторжения брака, даже если ребенок фактически проживает с другим родителем (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2015 по делу № 33-16243/2015; Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 26.02.2015 по делу №33-821/2015). Несовершеннолетний не может быть выселен как бывший член семьи из квартиры, собственником которой является один из его родителей, а часто и другой член семьи (дедушка, бабушка).
Также не прекращается право пользования и регистрация по месту жительства в квартире, где ребенок зарегистрирован на основании договора социального найма, но не проживает в силу обстоятельств (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 08.06.2015 по делу № 33-8332/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.03.2015 №33-4244/2015 по делу №2-466/2014; Апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33-0053).
Таким образом, регистрация несовершеннолетних по месту жительства должна рассматриваться во взаимосвязи с их жилищными правами. Эти права (их возникновение и прекращение) производны от прав родителей. Несовершеннолетние регистрируются в жилых помещениях, где проживает один из их родителей (исключение возможно для лиц старше 14 лет). Несовершеннолетний не может быть лишен права на жилое помещение и права на регистрацию по месту жительства, если в силу обстоятельств временно лишен возможности там проживать.
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области