точно так же как не бывает безлюдным храм божий
Разве не знаете, что вы храм Божий?
Апостол Павел возвещает нам сегодня о высоком предназначении человека, об удивительном замысле Божием о нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – говорит он (1 Кор. 3:16).
Для того чтобы Павел смог сказать нам: «Вы храм Божий» – таким живым храмом стал Христос. Вспомним, как Господь, находясь в храме Иерусалимском, проповедовал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Теперь же апостол Павел открывает нам, ученикам Христовым: «Вы храм Божий».
Мы можем выстроить определенную смысловую цепочку. Нечто, задуманное Богом, сначала исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты христианин. Все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, часть Церкви Его. Только во Христе это произошло, по словам святителя Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно».
Интересно, что в древности храмы возводились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, употреблявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, опять же связана с человеческим телом. Например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.
После завершения строительства православного храма в нем всегда служится «Чин освящения храма». Присутствующий когда-нибудь на этом прекрасном богослужении знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания.
Обряд освящения храма начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Точно так же бывает и перед Крещением, ведь человек тоже посвящается Богу. Далее специально освящается престол – это указывает на вселение Господа в сердце христианина. Престол омывается водой со специальными молитвами, так же как и при Крещении. По освящении престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою – опять же так, как в Крещении. Последующее помазание святым миром стен храма ясно указывает на Таинство Миропомазания, совершаемое над человеком после Крещения. Затем сразу служится Литургия – так и новокрещеного Церковь как можно скорее причащает Тела и Крови Христовых. Причем Литургия должна, по Уставу, служиться в новоосвященном храме семь дней подряд – полный недельный цикл. Это символизирует то, что христианин отныне призван непрерывно совершать в сердце своем «жертву хваления и воскликновения» (Пс. 26:6).
Посмотрите, братья и сестры, на какую высоту ставит человека христианство! Мы строим и освящаем храмы по образу человека – значит, мы человека считаем выше храма. Человек в христианской системе ценностей всегда будет выше всего, потому что Бог стал человеком. Но при этом будем помнить, что благовестие о человеке как о храме не есть уже свершившийся факт, но наше призвание, сверхзадача. Считая себя дворцами и храмами, в душе мы можем иметь отхожее место и в сердце содержать грязный притон, в котором разбойники (наши страсти) веселятся с блудницами (нашими преступными помыслами).
Необходимо разрушить этот внутренний притон, изгнать разбойников и блудниц, слезами покаяния освятить место под строительство храма и по кирпичику начинать строить, имея терпение и помня, что это не дело одного дня, но всей жизни. Вера здесь будет нам фундаментом, дела – строительными кирпичиками, смирение – цементом, замешанным на воде покаянных слез. Построив же храм, нужно опасаться растлить его, ибо сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17).
Удивимся, братья и сестры, красоте Божьего замысла о нас, но и устрашимся, потому что труд предстоит большой и задачи очень высоки. Многие в этом строительстве срывались с лесов, многие бросали храм недостроенным и уходили. В нашей стране миллионы недостроенных, разрушенных, загаженных, брошенных храмов – живых, но пустых святилищ с попранными алтарями, сорванными крестами. Храмов, в которых вместо запаха ладана сигаретный дым, вместо ангельских песнопений крик и мат, вместо икон – порнографические картины. Эти заброшенные храмы есть души многих наших родных и близких – крещеных, но Бога не знающих.
Будем молитвенно вздыхать о них, и просить Господа, чтобы вложил в них жажду богопознания. И про самих себя скажем Богу: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» (Пс. 50:20). Положим еще один кирпичик в основание нашего храма – очередной воскресный день, проведенный свято. И пусть каждый день будет означать для нас хотя бы небольшое продвижение в созидании дома Божьего из униженного грехом, но прекрасного по замыслу Всевышнего существа – человека.
Свято место пусто не бывает
Игумен Игнатий (Бакаев) |
В Рождество Иоанна Предтечи после литургии я служил молебен в профилактории, где поправляют здоровье социально ослабленные люди. Они были напряжены, глядели подозрительно. Даже молебен их не успокоил. Особенно воинственна была одна из женщин, лет 37, в футболке с короткими рукавами и с короткой стрижкой. Когда сели побеседовать, она расположилась напротив меня. Ноги закинула одну на другую, руки заложила за голову. «А можно вопрос?» – говорит. «Нет», – отвечаю я, потому что по поведению было ясно, что вопрос будет провокационным, из тех, на которые бессмысленно отвечать: тебя всё равно не услышат. «Он вор! – завопила женщина, тыча в меня указательным пальцем. – Он лжец, он баламутит вас, он хочет от вас денег, а сам даже имя Бога не знает! Ну, скажи, скажи, как имя Бога?» Стало ясно, что передо мной иеговистка. И ещё шестеро из присутствовавших, как я понял, подверглись обработке сектантов. Вместе с моей яростной недоброжелательницей они приехали в профилакторий из одного и того же интерната, где вовсю действуют иеговисты.
А потом нас спрашивают, почему мы так настроены против сект, почему нам не хватает толерантности. Практически все они настроены против православия, и осуждение нашей веры – краеугольный камень их пропаганды. Так дробится наш народ, без того уже разделённый. Это не разномыслие, это война.
Но хватает и богоборцев, доставшихся в наследство от прошлого. В Петров день отслужил литургию в Свято-Вознесенском храме села Озёл. Окрестил нескольких ребятишек. Пробыл на ногах более шести часов и очень устал. Выхожу на улицу и слышу обращённое ко мне: «Эй ты, дармоедище!» – и прочее, и прочее. Ругается пожилой мужчина, держится при этом на безопасном расстоянии. Не зная, что ответить, ухожу в квартиру Александры Васильевны – самой активной озёльской прихожанки. Когда вышел от неё, смотрю, мой оскорбитель стоит у калитки, закрывая мне проход. Спрашиваю: «Чем я тебя обидел? Что тебе сделал плохого?» Он опустил голову. Молчит. Я отстранил его, а человек, споткнувшись вдруг, начал падать и, схватив меня за цепочку священнического креста, буквально повис на ней. (Весу в нём было, наверно, около 90 кг, слава Богу, не повредил шейные позвонки, хотя шея потом болела несколько недель.)
Слышу, сзади бегут мои спутники – Александр и Андрей, крепкие, здоровые мужики. Обидчик испугался, отпустил крест и закричал: «Не бейте меня!» Потом встал на четвереньки и уполз куда-то. Я подумал: хорошо иметь рядом своих Ослябей и Пересветов. Плохо, когда их нет. Ведь из таких, как мой оскорбитель, и формировались ненавистниками Церкви – Троцким, Зиновьевым и др. – расстрельные команды, только в России убившие десятки миллионов христиан. Недавно в воронежских меловых горах нашли в раскопанных ямах более десяти тысяч человек. При них были кружки, ложки, то есть люди до последнего момента не знали, что их ведут казнить. В каждой яме лежало по шестьдесят наших соотечественников и единоверцев, убитых без суда и следствия. А сколько их ещё не найдено! И сейчас из-за богоборцев в России на троих рождённых приходится пять покойников. Случайные люди занимают посты, где можно господствовать над народом, а не служить, подобно апостолам.
Но и те христиане, которые даже в Церкви превозносятся над другими, имеют ту же закваску – фарисейскую и саддукейскую. Почему же Господь даже на Святой Руси открывается не всем, кто считает себя христианами? Мы превратились в горькое посмешище. Поленницы дров сложить вместе не можем, стали ни на что не годны, кроме как к угрызению и уничтожению друг друга.
Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Если народ российский покается и призовёт Его, в тот же миг исчезнут все внутренние и внешние враги России». Покаемся и призовём Его, и Бог через выборы и назначения расставит во власти не чьих-то марионеток и наёмников от мамоны, а Своих людей, не столько деловых и требовательных, сколько совестливых и богобоязненных, любящих свой народ, земное Отечество.
Можно быть хорошим, порядочным человеком, если ты неверующий, мусульманин, иудей. Но нам в правителях нужно ещё и другое. Ведь только для христианина мало быть порядочным – он ещё обязан любить. Потому что наш идеал – Бог-Любовь, послуживший народу. Господь кормил его, поил, исцелял, искупил его у зла, омыл Своей кровью, научил хранить добро в мире зла. И сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Что мы и делаем. Расточаем. Без Бога все наши недра, леса и озёра, данные нам, – вовсе не наши, а мировой закулисы. Всё расхищается. И кажется, нет надежды, но это не так. Главное богатство у нас не отнять, просто слишком многие им пренебрегают. Это богатство – святое православие, которое одухотворяет деятельность человеческую (если, конечно, она не преступна). И если страна поймёт это, прекратится нынешнее безобразие.
Однажды нас пригласили на праздник в селе Шошка, устроенный местной администрацией. И мы ехали с намерением помолиться на этом празднике, пообещали это устроителям. Праздник проводился в высохшем русле реки. Людей было несколько сот – пришли семьями, с детьми и бабушками. Ребята играли в пляжный волейбол на нескольких площадках. Было весело. Поразмыслив, что там, где люди, должна быть и Церковь, мы стали служить водосвятный молебен. Сильный ветер уносил слова, динамики что-то кричали. Но ничего. Народ принял участие, собралось вокруг более ста человек, у девушек откуда-то платочки появились. А когда стали окроплять святой водой, восторгу не было предела. Люди бежали из кустов, из ближайшего леса. Так пустое времяпровождение стало благословенным, благодатным отдыхом. Некоторые, может, впервые поняли, о чём молится Церковь. Так бы всю Россию освятить. А если не сделать этого…
Есть пословица: свято место пусто не бывает. Её я знал всю жизнь. Но открылась она мне только сейчас. В России – святом месте, или в семьях, или в ваших душах, если нет места Богу – это место займёт дьявол со своими клевретами, под видом ангела света придёт душегуб, человекоубийца от начала. Поймите, пощады нам не будет, если проиграем. Современный мир жесток, как никогда, деловито-рационально-безжалостен. Мы можем только победить, у нас нет другого выхода.
Как вы понимаете пословицу «Свято место пусто не бывает»?
В народе существует такая мудрая, не двусмысленная пословица «Свято место пусто не бывает».
Люди много раз повторяют её в разных жизненных моментах, иногда даже не задумываясь о её значении и происхождении, эта поговорка существует уже очень давно.
Как вы понимаете смысл и суть этой пословицы, что она означает для вас и как давно она существует?
Как и все другие пословицы, этот фразеологизм тоже стал со временем приобретать какие-то иные оттенки. Люди становились всё более и более завистливыми. Некоторые из них готовы стали не следить за своим собственным жилищем во имя того, чтобы последить за чужими «святыми местами». Их глаза стали видеть чёрное в белом. Их ноздри чувствовали зловоние в аромате. И любое «святое место» преобразовалось в их искалеченных умах до чего-то почти преступного.
Стали появляться и многочисленные «римейки» этой пословицы, наподобие «Свято место не бывает без греха».
Я стараюсь воспринимать эту поговорку положительно. Не в стиле: «Куда не пойдёшь, уже везде всё занято», а по-другому: «Человек стремится к хорошему».
В наше время эта пословица актуальна и в ней речь идет о заменимости какого то человека другим.
Например есть работник, который считает, что он совсем не заменим и возгордился, хотя и получает хорошую заработную плату, и вот он уходит в надежде, что его вернут обратно и добавят зарплату.
Но увы, на его место быстро находится желающий и рабочее место становится занятым.
Поэтому свято место, т.е востребованное, пустым и не бывает, ушел один и пришел другой.
А в древности имелся в виду храм или церковь, это же намоленное и святое место, и оно никогда не будет пустым, так как там всегда есть народ и страждущие.
Как давно существует не знаю. А понимаю так: Если имеется возможность получать какие-либо блага, то найдутся желающие получать эти блага.
У этой пословицы есть продолжение, о котором позабыли со временем люди.
«Свято место пусто не бывает,(продолжение) а пустое место святым не назовут»
Так же как «Новая метла метет по-новому (продолжение: А как сломается- под лавкой валяется)» И таких можно привести много примеров.
Относительно же пословицы, приведенной в вопросе, моё мнение такое: Она напоминает другую «Не место красит человека, а человек место».
В наше время эту пословицу больше произносят тогда, когда на место работника быстренько принимают другого. Вот сотрудники или работники между собой тогда и говорят «Свято место пусто не бывает».
Если место в обществе, в организации, в семье по определению не может быть долго вакантным, оно всегда найдет своего соискателя, к тому же если это место еще и «теплое». А «теплым» оно может быть совершенно в разных смыслах.
Впервые пословица встретилась в книге Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа» в одна тысяча восемьсот пятьдесят третьем году. Правда немного по-другому, но суть та же: «Свято место не будет пусто».
К жадности и скупости с давних пор люди относились с пренебрежением, ведь синонимами её не зря являются сребролюбие, скупость, алчность, корыстолюбие, стяжательство. Было замечено, что жадность сопровождается постоянным чувством неудовлетворенности, она разъедает душу человека и нередко сопровождается нетерпимостью по отношению к другим.
Поэтому не удивительно, что в разных странах есть великое множество различных пословиц и поговорок на эту тему, вот лишь некоторые из них:
1 Одной из самых известных является » Скупой » платит дважды «, но в оригинале она звучит так
Это лишь малая часть таких пословиц и поговорок.
Пословицы о полезном использовании свободного времени: как записать их(см)?
— Подбери пословицы о полезном использовании свободного времени и запиши их своими словами.
— Сделай вывод, чему учит народная мудрость.
Задание по Обществознанию.
Наверное, у каждого народа найдется множество пословиц, в которых будет говориться о том, насколько важно бережно использовать свободное время. Например, две приведенные ниже английские пословицы предупреждают нас о том, как важно понимать, что время конечно и нужно уметь распределять его с пользой:
А вот эта японская пословица
напоминает слушателям, что не реализованные, упущенные сегодня возможности завтра уже никогда не повторятся. И человек навсегда теряет возможность ими воспользоваться.
Русская, очень известная: день становится невыносимо длинным и скучным, когда человек не занят никаким делом.
Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Трата времени впустую означает, что это время жизни уменьшается.
Нет тяжелее бремени, чем безделье.
Бездельникам на самом деле тяжелее, чем кто трудится, так как они недовольны собой.
Минутка час бережёт.
Нужно дорожить каждой минутой, тогда и целый час сохранишь.
Свободное время нужно проводить весело и интересно, без скуки.
Нужно найти интересное дело.
Умей дело делать — умей и позабавиться.
Нужно уметь отдохнуть.
Народная мудрость учит беречь время и с интересом проводит свое свободное время.
Один алгоритм, верный на все случаи жизни, выработать просто невозможно.
Да, конечно, согласен. Лучше всего добиться самому, чем добиться этого через нечестное дело. Ведь намного приятнее иметь, допустим, чистый бизнес, чем полностью «запачканное» предприятие. Хорошего через плохое не добьешься.
Как и все другие пословицы, этот фразеологизм тоже стал со временем приобретать какие-то иные оттенки. Люди становились всё более и более завистливыми. Некоторые из них готовы стали не следить за своим собственным жилищем во имя того, чтобы последить за чужими «святыми местами». Их глаза стали видеть чёрное в белом. Их ноздри чувствовали зловоние в аромате. И любое «святое место» преобразовалось в их искалеченных умах до чего-то почти преступного.
Стали появляться и многочисленные «римейки» этой пословицы, наподобие «Свято место не бывает без греха».
Я стараюсь воспринимать эту поговорку положительно. Не в стиле: «Куда не пойдёшь, уже везде всё занято», а по-другому: «Человек стремится к хорошему».
Деверь невестке – обычный друг.
Смалчивай, невестка, – сарафан куплю.
Пусть бы невестка и дура, только бы огонь пораньше дула.
Все в семье спят, а невестке молоть велят.
Села невестка прясть: берегите, деверья, глаз (от веретена).
Действительно, есть люди, которым кажется, а порой и не без основания, что у других что-то лучше, чем у тебя. Это может быть что угодно: работа, квартира, достаток, муж (жена) и т. д.
Отсюда и и эта поговорка. О таком человеке, который зарится на чужое, хотя и у самого всё имеется, скажут:
В основе такого поведения человека лежит элементарная зависть.
Эта поговорка учит довольствоваться тем своим, что есть у человека и не завидовать ближнему.
Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 3:17
Толкования:
Амвросиаст
С этими словами обращается апостол, чтобы уколоть совесть тех, кто ведет позорную жизнь, оскверняет свое тело развратом, и более всего тех, кто вступает в близкие отношения с женой отца своего.
Блж. Феофилакт Болгарский
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог
То есть погубит. В этих словах выражается не проклятие, но предсказание о будущем.
Следовательно, блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми.
Лопухин А.П.
Прп. Ефрем Сирин
Прп. Макарий Великий
Свт. Иоанн Златоуст
Гомилия 9 на 1-е послание к Коринфянам.
См. также Толкование на 1Кор. 3:12
Свт. Феофан Затворник
Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы
Хотя вообще говорит он: аще кто растлит, но явно намекает на тех, которые произвели и поддерживали разделение. Он не говорит, что они уже растлили,– в таком случае Апостол и писал, и действовал бы иначе,– но и не почитает маловажным сделанного уже, основательно предполагая, что если продолжится то же положение дел, то разделение укоренится, особенно когда какие-либо случайности увеличат разделяющее средостение. Тогда это уже будет настоящее растление. Он и устрашает их возможностью такого исхода дела. Начато по легкомыслию и от праздности, а может вот чем кончиться: Церковь разделится – растлится. Вина вся на вас падет. Но смотрите, какой тогда падет на вас приговор: аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог. «Растлит, то есть предаст погибели. Апостол не проклинает, а предсказывает» (святой Златоуст). Какого можно ожидать еще сильнейшего вразумления?! Чувствуется меч над головою.
Иже есте вы. Намеренно прибавил это слово Апостол, давая разуметь: вот что вы! – Опять обращается ко всему обществу верующих и дает им урок: как вы, имея такое высокое значение, позволили поставить себя в такое положение, что можете потерять Духа. Вместе же и зачинщикам разделения внушал: вы так легкомысленно взглянули на это общество святых и начали раздирать его на части, а оно вот что есть!