тираж закончился что значит
Значение слова «тираж»
1. Розыгрыш выигрышей в займе или в лотерее. Пятый тираж государственного займа. □ — Забыла я сегодня в газету поглядеть, — сказала его жена, убирая со стола. — Посмотри, нет ли там таблицы тиражей. Чехов, Выигрышный билет.
2. Погашение облигаций займов или других бумаг учреждением, выпустившим их. Облигация вышла в тираж.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Тираж периодических изданий (газет, журналов) определяется издательством по числу подписчиков (включая также розничную продажу); тираж книг, брошюр и т. п. устанавливается издательством после изучения читательского спроса. Обычно различают малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и массовые (свыше 100 тысяч экземпляров). Массовые тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами.
При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину авторского гонорара. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» требует указывать в авторском договоре максимальный тираж издания в том случае, если договор предусматривает авторское вознаграждение в виде фиксированной суммы.
ТИРА’Ж, а-а́, мн. и́, м. [фр. tirage, букв. вытаскивание]. 1. Очередная жеребьевка для определения той части облигаций выигрышного займа или иного вида обязательства, к-рая должна быть погашена в этот раз путем возврата стоимости облигаций их владельцам. Эта облигация вышла в т. (на нее пал жребий и она должна быть погашена). || Розыгрыш выигрышей в займе или лотерее. По последнему тиражу я выиграл тысячу рублей. 2. Количество экземпляров, в каком выпущено или выпускается в свет какое-н. печатное издание. Газета с двухмиллионным тира́жем или тиражо́м. Сочинения русских классиков изданы в советское время в громадных тиражах. 3. Количество выпускаемой продукции (напр. в винном деле; спец.). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тира́ж
1. розыгрыш выигрышей в займе или в лотерее
2. фин. погашение облигаций займов или других бумаг учреждением, выпустившим их
3. полигр. общее количество экземпляров печатающегося, выпускаемого издания
4. спец. общее количество выпускаемой штучной продукции
5. то же, что тираж сахарный, уваренный ароматизированный сахарный сироп
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пополнеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Допечатка тиража: особенности и правила определения объема
В статье мы расскажем:
Не всегда удается рассчитать нужный объем печатной продукции, и в этом случае производится допечатка тиража или, как еще говорят, выпускается дополнительный тираж. Его объем определяется отдельно, однако вся продукция, как выпущенная ранее, так и допечатанная после, считается одним изданием.
Чтобы лучше понять особенность допечатки, необходимо разобраться с тем, что такое тираж и каким он бывает. В нашей статье мы расскажем об этом, а заодно разберемся, как работают с дополнительным тиражом и как правильно сразу выбрать необходимый объем.
Определение и виды тиражей
Термин «тиражирование», который часто используется в полиграфии сегодня, в переводе с французского «tirage» означает печать, выпуск.
Сегодня под тиражом понимают количество экземпляров какого-либо предмета или издания одного типа, наименования или вида.
Чаще всего термин «тиражирование» используется в отношении газет, журналов и другой периодической полиграфической продукции. Формируется тираж, как правило, издательством или самим автором с учетом количества подписчиков, а также экземпляров, которые распространяются посредством розничной торговли.
Что касается формирования тиража для брошюр, книг и другой непериодической полиграфической продукции (буклетов, листовок, каталогов и др.), то данный процесс осуществляется на основании полученных результатов относительно покупательского (читательского) спроса во время маркетинговых исследований.
Если говорить о массовом тиражировании, предполагающем большой объем работ, то тираж делится на заводы (части), когда продукция печатается в несколько этапов. При этом сроки и количество обговариваются заранее.
В настоящее время существуют следующие виды тиражей: разовый, пробный, общий, средний, годовой, дополнительный (или допечатка):
Получается, что тираж может быть рассчитан как для одного издательства или нескольких, так и для всех по стране или миру.
Именно результаты, полученные при расчете годового тиража, и ложатся в основу распределения гонораров между авторами.
Отличия большого тиража от малого
Для начала нужно сказать, что ни одна типография не сможет охватить множество разнообразных заказов. К примеру, предприятие, которое занимается выпуском книжной продукции большими тиражами, способно, конечно же, изготовить десять экземпляров, однако стоить они будут очень дорого. А уж если говорить о коробочках под лекарства в таком объеме, то это и вовсе трудная задача.
Объясняется это довольно просто. Как правило, весь производственный процесс, включая работу персонала и оборудования, оптимизируется под выпуск определенного количества продукции, например, от 5 000. Так, офсетная технология печати в данном случае ориентирована на то, чтобы один экземпляр книги был конкурентным в плане стоимости. Хотя первоначальные затраты в данном случае и довольно высоки, однако без предварительной подготовки тиражирование обойдется в копейки. Так и получается конечная цена печатного продукта, которая устраивает всех.
Если же речь идет об изготовлении книг в единичных экземплярах, то технологический процесс будет совсем иным.
Сколько же экземпляров входит в малый тираж?
Когда нужно изготовить небольшое количество печатной продукции (брошюр, книг), то самым рентабельным вариантом в данном случае будет использование цифровой технологии. Экономическая разница между данным способом и офсетным выходит из-за их отличия в техническом плане. То есть при использовании цифрового метода печати первый оттиск выйдет не таким дорогим, как в случае с офсетным, однако все последующие будут стоить практически столько же.
В малый тираж книг входит не более 200–300 экземпляров.
При этом чем больше тираж, тем дешевле одна единица продукции. Так, при изготовлении 50 книг стоимость одной будет в 1,8–2,5 раза дороже, чем при производстве 500 экземпляров.
Если смотреть на процесс с точки зрения экономии, то гораздо выгоднее заказать большие тиражи, но не так часто, чем печатать частями с последующей допечаткой.
Что касается того, как отличить малый тираж от большого, то никакого универсального и готового способа нет, тут следует руководствоваться исключительно здравым смыслом.
С каждым годом технологии печати меняются, и уже сегодня можно с уверенностью сказать, что при использовании CMYK на формате А3 гораздо выгоднее офсетная технология, чем цифровая при изготовлении более 250 листов 4+0.
Однако эта точка пересечения может меняться в диапазоне 200–300 листов в зависимости от квалификации персонала типографии и разницы технологического процесса.
Для каждого вида печатной продукции малый тираж будет включать разное количество экземпляров:
Однако нужно учитывать, что в данном случае речь идет об использовании печати CMYK на традиционных материалах. Если брать белила, металлизированные пантоны и др., то расчеты будут уже совсем другими.
Понятие допечатки тиража
Под допечаткой тиража подразумевается изготовление дополнительного незапланированного ранее количества книжной продукции вскоре (в течение одного календарного года) после сдачи основного тиража в торговую книжную сеть из-за того, что потребительский спрос не был удовлетворен.
Данный термин имел особое значение в то время, когда при выплате вознаграждения автору нужно было различать гонорар за издание, у которого отсутствовала норма тиража, а также допечатку от повторного выпуска. Тогда если дополнительный тираж был произведен в том же году, что и основной, он считался допечаткой, а если уже в следующем, то повторным изданием (при отсутствии изменений).
Сегодня же гонорар автору выплачивается в виде процентов от части дохода, который получает издательство, поэтому время допечатки уже неважно. Если вознаграждение представляет собой фиксированную сумму за установленный максимальный тираж, то допечатка будет считаться уже новым изданием, которое потребует заключения нового договора, а значит, и гонорара. Если тираж книги изготовлен в следующем году после выпуска основного, то для статистики он обозначается как повторное издание. Так, в выпускных данных о тираже в круглых скобках пишется: (доп. тираж) или (допечатка тиража).
Способы отличить дополнительный тираж в издании книги
Очень часто встречаются два издания с одинаковыми обложками.
В данном случае имеются в виду полностью идентичные издания, то есть с одним и тем же количеством страниц, одинаковой разбивкой по произведениям и т. д., та же самая обложка и макет, а разница только в ISBN или (и) названии издательства. Когда все идентично, кроме года, то здесь все понятно – это дополнительный тираж. Далее речь пойдет о более сложных случаях.
Первое, что следует сделать, – взглянуть на обложку.
Именно эта часть книги является первым критерием оценки. Если дизайн обложек хоть немного отличается, но только не по цвету, то это не одно издание, а два разных.
Пример 1. Если при одинаковой обложке внутри находятся два отличающихся друг от друга макета, это говорит о том, что перед вами две разные книги.
При этом нужно учитывать, что в данном случае речь идет именно о внутреннем макете, а не о переплете.
Пример 2. И макет, и обложка одинаковые, отличается только ISBN и (или) издательство. Здесь может быть одно из двух:
Пример 3. Издания практически одинаковые (макет, обложка), разница заключается только в цвете. В этом случае можно говорить о дополнительном тираже предыдущего варианта.
Дополнительный тираж оформляется следующим образом:
В графе «Примечание» отдельной строкой для каждой допечатки тиража указывается следующая информация:
Если же изменений никаких нет, то формат примечания будет следующим:
При изменении ISBN формат примечания следующий:
При наличии нескольких допечаток тиражей, слова «доп. тираж» выносится заголовком, после чего производится оформление указанным выше способом. Если информации о дополнительном тираже нет, формат следующий:
Порядок работы с дополнительным тиражом в издательстве
В допечатную подготовку могут быть включены следующие этапы, если макеты требуют дополнительной обработки:
Типография может предоставить информацию о книге в РИНЦ (при необходимости). В этом случае уйдет еще 1-2 недели на индексацию.
Правила выбора объема тиража для книги
В данном случае нет какого-то универсального совета относительно тиража. Если вы издаете книгу для узкого круга людей, например, для родственников, друзей, знакомых, то вполне хватит 10 экземпляров. Если планируете разослать свое произведение по библиотекам в регионы страны и расширить аудиторию читателей, то тираж может быть увеличен и до 1 000 штук. А уж если вы хотите, чтобы ваши книги продавались в книжных магазинах, тут речь пойдет уже о нескольких тысячах экземпляров. Чтобы определиться с тиражом, следует подумать, для кого предназначается ваш труд и как вы собираетесь его распространять.
Единственный совет, который можно дать автору, планирующему издать свою книгу, – тираж не должен быть слишком маленьким, оптимальным количеством считается минимум 50 штук. Обойдется он (без учета подготовительных работ) примерно в 10–50 тыс. руб. в зависимости от цветности, количества страниц, обложки, бумаги и других не менее важных параметров. Однако если вам необходимо выпустить небольшое количество книг, например, 10–20, то в силу особенностей подготовительного процесса к печати, настройки оборудования (печатного и отделочного постпечатного), цена его окажется не намного дешевле.
Россиянин, который выигрывает в лотереи, поделился секретами: вот что надо делать, чтобы вам тоже везло
Мужчина, который не раз становился победителем в различных лотереях, рассказал, как ему это удается. Всё началось, когда он стал постоянным покупателем лотерейных билетов «Столото».
— Я никогда не верил в лотерейные выигрыши, всегда считал, что любая лотерея — это лохотрон, и уж тем более я никогда не допускал мысли, что могу выиграть хоть копейку. Мне даже в автобусе счастливые билеты с одинаковыми числами ни разу не попадались. Недавно вышел на новую работу, и обалдел от того, что все: менеджеры, курьеры, секретари, бухгалтеры и вроде как даже начальники участвуют в лотерейных розыгрышах. Тоже мне лотерейные сектанты. Скидываются, высчитывают вероятности, сверяют тиражи, и все время обсуждают, кто сколько и в какую лотерею «Столото».
Оказалось, что полгода назад мой предшественник, на чью позицию я пришел (надеюсь, это добрый знак для меня), выиграл больше 10 миллионов! Как только выигрыш получил, сразу свалил с работы, купил две квартиры – заделался рантье, живет сейчас там, где зимы не бывает.
Своей сумасшедшей, почти нереальной, как мне кажется, историей он поселил в моих коллегах, а теперь и во мне надежду, что можно в один момент, не прилагая никаких усилий, круто изменить свою жизнь. Просто купить билет за 100 руб., проснуться и понять, что отныне тебе больше не нужно вставать в 8 утра, пить чай из пакетика, собирать гречку с котлетой в пластиковый контейнер, потом час, а иногда и полтора толкаться в метро, бежать на ненавистную работу, в конце концов еще опоздать на 10 минут, получив штраф и вынужденность писать какому-то дяде объяснительную записку. Боги, пока писал, стало неприятно за собственную жизнь. Я реально так живу? Это всё я? А вдруг и правда подфартит с помощью лотерейного билетика?
Ну и понеслось: сначала прислушивался к разговорам, потом неуверенно пробовал, а сейчас уже я совместно со своими коллегами регулярно участвую в лотерейных розыгрышах, можно сказать, стал профи. Может курсы открыть и еще на этом заработать? Сейчас тренинги популярны))) Да шучу-шучу. Так вот!
Где покупать лотереи?
По закону, вроде как все лотереи в России проводятся под контролем государства. Думаю, стоит отметить, что для покупки любой лотереи нужно зарегистрироваться и указать телефон. Это обязательное законодательное условие.
Конечно, покупать лотереи можно в разных торговых точках, их очень много, но все-таки в инете удобнее. Хотя у каждого свои заморочки. Кому и к бабушке в лотерейный киоск приятно ходить. Народ там тоже вечно толпится. Сам видел пару раз.
Оплачивать билеты можно банковской картой, есть возможность оплатить билет Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусами и промокодами. Плюс выигрыши перечисляются в кошелек Столото, с помощью этого кошелька тоже можно купить билеты.
Один раз, правда, был косяк в приложении «Столото», не мог оплатить билет около 20 минут, благо успел на нужный тираж, но осадочек остался. Техподдержка работает четко, отвечают быстро и по делу.
Какие лотереи покупать в «Столото»?
По моим наблюдениям, самая большая вероятность выигрыша в лотереях «Гослото» и в «Рапидо». Есть, конечно всем известные лотереи «Русское лото» и «Жилищная лотерея», но тиражи проходят раз в неделю, и вероятность выигрышей все-таки меньше, т. к. там нет возможности делать развернутые ставки и увеличивать таким образом вероятность. С другой стороны, конечно можно купить побольше билетов. Кстати, может имеет смысл об этом подумать.
Лотереи от «Гослото»: «4 из 20», «5 из 36», «6 из 45», «7 из 49». Это лотереи с многомиллионными суперпризами, выиграть в них хорошенькую сумму очень даже вероятно. Вся суть этих лотерей уже заложена в названии. Тиражи этих лотерей проходят в прямом эфире на сайте. Эфир ведется из лотерейного центра «Столото», находится в Москве, где-то на Волгоградке. Говорят, туда можно приехать и поглядеть самолично за всей этой кухней.
Рекомендованная мною лотерея «Рапидо» — это быстрая лотерея, розыгрыш, которой проводится каждые 15 минут. Вероятность выигрыша высока, но вот стоимость минимальной ставки – 150 руб. Лотерея имеет повышенный призовой фонд — 67% с каждого проданного билета.
На сайте «Столото» есть еще много всяких лотерей, но я их досконально не изучал, поэтому речь в посте будет только о проверенных.
Как участвовать в лотерейных розыгрышах «Столото», чтобы выиграть
Рапидо
Стандартный билет стоит 150 руб. (подорожал совсем недавно).
В лотерейном билете 2 поля. В одном поле можно выбрать 8 чисел из 20, во втором — от 1 до 4. Если выбрать во втором поле все 4 числа, то стоимость билета будет уже 600 руб., но это значительно увеличит шансы на победу.
Также есть возможность поставить множитель, т.е. если билет стоит 300 руб., а вы поставите множитель 2, то, соответственно, ваш выигрыш увеличится вдвое. Максимальный множитель 100, билет с 4 числами во втором поле и максимальным множителем будет стоить 60 000 руб.
Минимальный выигрыш в лотерею 300 руб, при условии, что угадали 5 чисел в первом поле и 1 во втором.
Я неоднократно выигрывал именно в эту лотерею. Вот из последнего (скриншот выигрыша).
Гослото
В зависимости от лотереи, здесь можно также делать развернутые ставки. Конечно, стоимость билета от этого значительно возрастает, но и вероятность выиграть в лотерею тоже увеличивается. Я с коллегами скидываемся и делаем высокую ставку. Каждый из нас пишет по одному или более чисел, в зависимости от лотереи и количества участников. Уже трижды мы выиграли более 100 000 рублей ( +/- по 20 000 на каждого), конечно, это не джекпот, но хорошие деньги! Так что советую делать именно развернутые ставки.
Как получить свой выигрыш в «Столото»
Самый популярный способ — оформить выигрыш можно в розничной точке. Пункты выдачи зависят от суммы. В отделениях «Почты России» и офисах Ростелеком можно получить выигрыш до 1 000 руб., до 10 000 руб. — в салонах связи «Евросеть», а букмекерские конторы Балтбет и лотерейная сеть «Балт-лото» выплачивают выигрыши до 100 000 руб. Без документов, удостоверяющих личность, никто, конечно, денежки не отдаст, поэтому нужно предъявить их, а также код выигрыша, полученный по смс и информацию об электронном лотерейном билете (с уникальным ключом и номером билета).
Выигрыш можно перевести на свой лицевой счет. Сделать это достаточно просто. Для перевода выигранных в лотерею средств на лицевой счет необходим пакет документов, что и для получения в розничной точке. Копии документов отправляют вместе с заявлением и банковскими реквизитами по почте.
А еще можно приехать в лотерейный центр и забрать выигрыш там. Я вот уже давно хочу туда поехать, надеюсь, уже совсем скоро представится возможность съездить забрать свои денежки.
Важное о налогах на лотерейные выигрыши
Лотерейные выигрыши облагаются налогом. Налог составляет 13%, а для тех, кто не является налоговым резидентом в РФ — 30%, но это мизерная сумма по сравнению с крупным выигрышем. С официального сайта:
С 01 января 2018 года если сумма выигрыша равна или превышает 15 000 рублей, то налог удерживается при выплате выигрыша. Если сумма выигрыша меньше 15 000 рублей, то вам нужно самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом и подать налоговую декларацию.
Недавно только прочел про победителя, который не заплатил налог, деньги успел уже потратить все (хотя там было ОГО-го), а теперь у него еще налоговые органы конфискуют имущество. Так что не жадничайте, если выиграли, то налоги платите, хотя по новому закону если сумма выигрыша равна или превышает 15 000 рублей, то налог с такой суммы удерживается при выплате (налог с меньших сумм необходимо оплачивать самостоятельно). Как раз для жадных и забывчивых.
Что я выиграл в лотереи «СТОЛОТО»
Резюмирую: за два месяца регулярного участия в лотерейных розыгрышей «Столото»:
потрачено: 17 000 руб.,
выиграно: 62 000 руб.
Эмоций и адреналина получено много!
А еще я заметил, что по жизни стал более удачливым, главное — верить, что и тебе может повезти. Я бы не советовал полностью полагаться на лотереи и уж тем более тратить последнее в надежде сорвать джекпот. Все хорошо в меру!
Как я стала сама издавать книги
Я думала, что весь процесс займет полгода, но от первого письма издателю до первых продаж прошло почти полтора. Первый тираж принес мне 350 тысяч рублей. Сейчас я выпустила второй и надеюсь заработать в два раза больше.
Расскажу о своем опыте.
Зачем самому издавать книгу
Мне нравится читать. Как дизайнеру, мне важно, как книга выглядит, на какой бумаге напечатана, какой в ней шрифт. Часто я покупаю книги только потому, что они красивые.
Летом 2015 года мне пришло в голову, что я могу совместить свой дизайнерский опыт с любовью к книгам и издавать их сама так, как считаю нужным. Два года это было только в планах. Весной 2017 года я поняла, что если не решусь сейчас, то не осуществлю мечту никогда.
На книгах много не заработаешь
Над книгой работают десятки людей: переводчики, редакторы, корректоры, верстальщики, иллюстраторы и дизайнеры, коммерческие директора, сотрудники книжных магазинов и служб доставки. Всем им надо платить. За работу типографии, продвижение, доставку и хранение книг тоже надо платить.
Допустим, книга в магазине стоит 500 рублей. С этой суммы издательство в среднем заработает 20%, типография — 15%, автор — 5%. Со 100 рублей, доставшихся издательству, ему еще надо оплатить труд всех сотрудников и материалы для книги.
На книгах сложно заработать хорошие деньги. Издательства умудряются выживать только за счет больших объемов. Все остальные на издательском рынке, включая переводчиков и редакторов, страдают от маленьких гонораров. Когда я слышу, что люди жалуются на цены книг, я понимаю, что они не осознают, как много труда в них вложено.
Как я выбрала книгу
Прежде всего надо выбрать, какую книгу вы хотите издать. От этого зависит, заработаете вы что-нибудь или нет. Если не угадаете с темой, читатели это не купят. Если книгу до сих пор не выпустили крупные издательства, с ней может быть что-то не так. Например, она никому не интересна.
В 2013 году по совету друзей я прочитала на английском книгу Марка Форстера «Сделай это завтра» (Do it tomorrow). В ней рассказывалось о том, как эффективно управлять собственным временем и достигать целей. Эти методики мне очень понравились.
Когда весной 2017 года я наконец решилась издать книгу сама, то выбрала именно Do it tomorrow. Она вышла в оригинале в 2006 году, но русского перевода до сих пор не было. Я решила, что это отличный вариант для старта. Тема тайм-менеджмента была популярна, и о книге слышали люди из творческой индустрии: дизайнеры, журналисты, менеджеры.
Я не бросила основную работу и занималась книгой в свободное время. Цели заработать не ставила: главное, что я хотела, — отбить затраты, получить опыт и выпустить книгу так, как я хочу. Все решила делать сама: искать переводчика, готовить книгу к печати, принимать деньги и рассылать книгу покупателям.
Как я выкупила права на книгу
Просто так переводить и печатать книгу нельзя. Сначала надо купить на нее права. Я начала работать над этим в июне 2017 года, а закончила только в феврале 2018 года.
Прежде всего надо проверить, что книгу точно не издавали в России. Если вы о ней не слышали, это не значит, что ее не выпустили еще лет десять назад.
Но то, что книгу не издавали, не значит, что никто не купил права на ее публикацию. Иногда крупные издательства выкупают права на перспективные книги заранее, а издать могут только через несколько лет, когда до них дойдет очередь. Поэтому я зашла на сайты крупных издательств, выпускающих бизнес-литературу. Они публикуют списки книг, которые собираются издать в ближайшие годы. «Сделай это завтра» среди них не было.
Если права на книгу никто не купил, надо выходить на правообладателя. Сделать это просто — нужно спросить издательство, выпустившее оригинал. Обычно на его сайте указан контакт менеджера по международным правам — свяжитесь с ним и спросите, кому принадлежат права на книгу. Чаще всего они принадлежат самому издательству, реже — литературному агенту, это такой посредник между издательством и писателем.
Нужную мне книгу выпустило крупное британское издательство Hodder & Stoughton. Я нашла электронную почту менеджера на сайте и написала ему письмо. Уточнила, не выкуплены ли права на книгу в России, рассказала, что собираюсь заняться выпуском книг.
Стоимость прав на публикацию книги зависит от известности автора, популярности книги и планируемого тиража. Например, права на иностранный бестселлер могут стоить десятки тысяч долларов. Для небольшого издательства надо выбрать толковую книгу, но не самого звездного автора.
Есть два основных варианта покупки прав. Можно купить права на конкретный тираж или платить роялти — отчисления — с каждой проданной книги. Средний размер роялти — 8—10% от розничной цены книги.
Большим издательствам выгоднее второй вариант — тогда вы платите только за проданные книги. Но небольшим издателям вроде меня сложно отчитываться за каждую продажу. Пришлось бы нанимать себе в помощь бухгалтера, постоянно переводить деньги за границу, готовить отчетность для валютного контроля. Поэтому я выкупила права на конкретный тираж.
я заплатила за права на публикацию 2000 экземляров книги
Издательства не сотрудничают с частными лицами. В августе 2017 года мне пришлось открыть ИП. Права я выкупила только на текст: за дизайн книги и иллюстрации пришлось бы платить отдельно. Мне не нравилась оригинальная обложка. Я решила, что все сделаю сама.
Мы договорились с правообладателями, что я выкупаю права на публикацию книги в России и странах СНГ на четыре года. В течение этого времени я должна издать и продать один тираж в 2000 штук. Если захочу издать еще один, придется снова заплатить. Срок четыре года я выбрала специально: перестраховалась на случай, если работа затянется или тираж будет долго продаваться.
В итоге договор все-таки прислали. Документ на 30 страниц предусматривал все возможные нюансы: от объема тиража до передачи прав на изображения.
Меня смутили некоторые пункты. Например, любые споры предлагалось решать в британском суде. Для анализа договора я привлекла двух знакомых юристов. Пару недель мы обсуждали с правообладателями изменение договора, пока я не поняла, что это может затянуться еще на пару лет, и подписала первоначальный вариант.
Сначала читать, потом подписывать
В феврале 2018 года я перевела издательству деньги и отправила по почте договор: отсканированный им не подходил. Через две недели они прислали мне три экземпляра бумажной книги и электронную версию текста.
Перевод книги
Я начала искать переводчика сразу после первого ответа издательства. В августе 2017 года в Фейсбуке увидела пост независимого издателя Елены Терещенковой. Она собирала деньги на издание своей первой переводной книги «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» через краудфандинговую платформу « Планета-ру ».
Елена — профессиональный переводчик с английского. Она интересовалась психологией и заметила, что на Западе выходит гораздо больше интересных книг по теме, чем издается в России. Весной 2017 года Елена решила самостоятельно издать зарубежную книгу в России. В итоге издала уже три.
Я решила, что Елена Терещенкова — это я, но только через год. Мы подружились и договорились на бартер: я делаю сайт, обложку и верстку ее книги, а Елена переводит «Сделай это завтра».
На перевод ушло три месяца. В ноябре 2017 года все было готово — на три месяца раньше, чем я подписала договор с правообладателем. Хорошо, что я не сказала правообладателю, что работа над переводом уже идет. Тогда он увидел бы мою заинтересованность и мог бы поднять цену.
Обложка и фирменный стиль
Требований к обложке у меня было три: она должна быть современной, отличаться по стилю от обложек известных российских издательств и отражать тему книги.
Оригинальные обложки книги «Сделай это завтра». Их идеи понятны: следуй советам книги и у тебя будет больше времени, чтобы радоваться жизни
В июне 2018 года я решила, что издавать книгу как «ИП Деревянко» несерьезно — за ней должен стоять проект. Тогда я придумала издательскую студию «Поле» — русское название я выбрала специально.
У издательской студии должен быть и собственный стиль. Его разработку я отдала дизайнеру Лёле Ле. Это стоило мне еще 30 тысяч рублей.
Редактура
Перевод — еще не окончательный вариант текста книги. Чтобы ее было легко читать, текст надо отредактировать: проверить точность перевода, связность изложения и грамматику, исправить смысловые ошибки и неточности, привести все предложения к единому стилю, сохранив авторский.
Книжного редактора можно найти на сайте для самостоятельного издания книг « Ридеро-ру ». Там Елена Терещенкова нашла редактора для своей первой книги. Средняя стоимость услуг — 3600 Р за авторский лист. Авторский лист — это 40 тысяч знаков, или около 23 страниц. На таких условиях редактура «Сделай это завтра» стоила бы около 40 тысяч рублей.
Я решила поискать специалиста через знакомых — мне было важно, чтобы человек действительно хотел сделать текст идеальным. В июле 2018 года выбрала редактора Таню Деваеву — в прошлом мы с ней уже работали вместе. Гонорар Тани «по дружбе» составил 30 тысяч рублей.
я заплатила за редактуру книги
Корректура
Когда текст отредактирован, его надо вычитать, исправить все ошибки и опечатки. Это называется корректурой. Самому сделать это сложно: при работе над текстом глаз замыливается и пропскает мелочи на саммвидном месте. Поэтому над ним работает профессиональный корректор. Он исправляет орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, проверяет, не стоит ли тире вместо дефиса.
Корректора Марка мне посоветовала Елена — он работал над двумя ее книгами. Это опытный профессионал — он удаленно работает с крупными издательствами. Марк не делал мне скидку, но корректура все равно стоила недорого — 10 тысяч рублей. Это средние для рынка цены.
стоила корректура книги
В чужих книгах меня часто бесили опечатки. Я очень хотела, чтобы в «Сделай это завтра» все было идеально. Марк прогонял книгу через три корректуры. Во время первой он прочитал весь текст и выделил, что надо исправить, после второй проверил висячие строки и переносы. Третья стала итоговой.
На корректуру в ноябре 2018 года ушло две недели.
Получение номера ISBN
Чтобы продавать книгу, для нее надо получать ISBN — это международный стандартный книжный номер из 13 цифр, «книжный паспорт». У каждой книги в мире он уникальный: в нем зашифрована страна выпуска, издательство и индивидуальный номер самой книги.
Книга без ISBN не считается полноценной — без ISBN это просто напечатанный самиздат. Такое издание не примут книжные магазины и библиотеки, ее не внесут в каталоги.
Номер ISBN выдает Российская книжная палата (РКП). На базе ISBN создают штрихкод — по нему книгу пробивают в магазинах.
Предзаказы и продвижение
Я издавала книгу за собственный счет, но решила перестраховаться и организовать предзаказ. Читатели могли заказать еще не напечатанную книгу. Чтобы начать собирать деньги с читателей, достаточно обложки и макета нескольких страниц — это у меня уже было.
Пришло время определиться с ценой. На самом деле этот этап работы над книгой должен идти первым. Прежде чем выкупать права и тратиться на переводчика и редактора, надо рассчитать, окупятся ли вообще затраты. Но я сделала наоборот.
Я сознательно отказалась от идеи сбора денег через краудфандинг, когда автор создает какой-то проект и сообщает о нем на специальной площадке, а пользователи могут поддержать его деньгами. За это они получают от автора какое-то вознаграждение — например, скидку или будущую книгу.
Собрав деньги таким способом, вы еще ничего не должны спонсорам, и велик соблазн не довести проект до конца. Еще я не хотела платить процент от собранного краудфандинговой платформе.
Чтобы люди могли заказывать книгу, к сайту надо было прикрутить оплату. Для этого я обратилась к друзьям-разработчикам из агентства Kindbeetle.
30 августа 2018 года я запустила предзаказ и опубликовала пост об этом у себя на Фейсбуке. Первые 100 заказов пришли с него.
Я думала купить рекламу в соцсетях, но мои друзья, которые занимаются продвижением, подсчитали, что стоимость привлечения одного покупателя может составить 1000—1500 Р — это дорого. От идеи я отказалась.
Потом я составила список друзей-блогеров и попросила рассказать о книге у себя. Практика показала, что если у аккаунта меньше 10 тысяч активных подписчиков, заказов будет не больше нескольких штук. А вот если подписчиков больше, то после одного поста могли заказать несколько десятков книг.
Несколько телеграм-каналов и сайтов порекомендовали «Сделай это завтра» просто так, бесплатно, только потому, что их авторам понравилась книга и они были рады, что она наконец выходит на русском.
Верстка
Когда текст вычитан, его надо сверстать — распланировать полосы будущей книги, определиться с ее форматом, обложкой, шрифтами, отступами, интервалами, расположением иллюстраций. Цель — сделать книгу аккуратной, красивой и удобной для чтения. В конце получается макет книги в электронном формате, по которому типография печатает книгу.
Эту часть за 20 тысяч рублей тоже взяла на себя Мила.
Текст книги должен быть набран каким-то шрифтом. Многие издатели используют бесплатные шрифты, но из-за доступности они популярны и приедаются. Мне как дизайнеру хотелось чего-то интереснее.
Я нашла с десяток типографий и спросила их о стоимости печати тиража. Выбирала по ценам и срокам: кто-то не ответил, кто-то был загружен, другие просили слишком дорого. В Up-print согласились подготовить тираж за 290 тысяч рублей и 2 недели.
Вместе с Милой и менеджером типографии мы выбрали для обложки шершавую матовую бумагу в противовес твердым глянцевым переплетам популярных бизнесовых издательств. Не помню название бумаги страниц, но она не просвечивает, приятная на ощупь и не самая дорогая — это были главные критерии.
Листы соединены в виде тетрадных блоков, прошиты нитками и только потом проклеены. Такой переплет называется КШС — клеевое швейное скрепление.
Сначала я планировала выпустить книгу в октябре, для этого макет книги должен был быть готов в сентябре. Так как редактура затягивалась, верстка тоже выбилась из графика — мы делали ее в октябре и ноябре. В ноябре нашу типографию завалили работой, поэтому срок печати увеличили до месяца.
Печать тиража
Менеджер типографии прониклась моим напором и отдала треть тиража в печать 30 ноября, доделав остальную через несколько дней. Я сдержала слово перед оформившими предзаказ, выпустив книгу в последний день осени.
К моменту печати книгу заказали 300 человек. От них у меня было 177 тысяч рублей, а на печать требовалось 290 тысяч. Пришлось снять 200 тысяч рублей с накоплений на ипотеку.
не хватало на печать первого тиража книги
Не обошлось без накладок. 20 ноября я поехала в типографию подписать готовые к печати блоки страниц. По дороге я решила еще раз просмотреть распечатанный макет книги и на первой же странице предисловия увидела опечатку в фамилии автора. Ее проглядели копирайтер, корректор и я. К моему счастью, типография согласилась все исправить — листы еще не были напечатаны.
После печати книги надо предоставить Российской книжной палате 16 бесплатных экземпляров, чтобы ее отправили в крупнейшие библиотеки России.
Как шли продажи
Книгу можно было забрать самовывозом из центра Москвы, выбрать доставку курьером по городу или получить по почте. Доставка оплачивалась отдельно.
Самовывоз я организовала в магазине кроссовок на Никольской улице, который принадлежит моим друзьям. 1 и 2 декабря я сама раздавала книгу в магазине. За два дня забрали и купили еще 200 штук — многие в качестве подарка на Новый год.
Оставалось полторы тысячи экземпляров.
В первый же день продаж я обнаружила в тираже брак. Каждый экземпляр был запечатан в пленку, но я заметила, что на одной из обложек название немного расплылось. Проверила другие и поняла, что где-то треть тиража вышла с размытым заголовком.
Друзья сказали, что это ерунда, а я чуть не сошла с ума. Часть книг оставалась на складе, а больше 1000 еще печатались в типографии. Я отобрала брак в магазине и на складе. В типографии согласились перепечатать бракованные за свой счет.
стоит доставка книги в другие города
Книга продавалась благодаря сарафанному радио — я так и не потратилась на рекламу, да и денег на нее все равно не было. При заказе люди оставляли почту. На каждую покупку я отправляла автоматическое письмо с благодарностью за заказ и просила поделиться впечатлениями о книге в соцсетях, отметив пост хэштегом #сделайэтозавтра.
Еще на этапе предзаказа я написала крупным книжным сетям с предложением взять мою книгу в продажу. «Республика» проигнорировала письмо, а из «Библио-глобуса» ответили, что не работают с издательствами, у которых меньше 10 позиций. На этом я планировала закрыть для себя тему книжных магазинов.
Но зимой 2019 года петербургский магазин «Подписные издания» приобрел 20 экземпляров, а потом покупал 40 книг ежемесячно до тех пор, пока они не закончились. Потом ко мне обратились еще несколько магазинов — из Перми, Москвы, Беларуси и Украины.
Летом 2019 года книга закончилась — я закрыла продажи на сайте и открыла предзаказ на второй тираж.
Следующие тиражи
Издавать следующие тиражи гораздо легче, а прибыль с них больше. Летом 2019 года я открыла предзаказ на второй тираж — снова в 2000 экземпляров. В этот раз было проще. Мне надо было лишь купить права на печать еще одного тиража.
Я написала на сайте, что издам книгу в октябре. Вновь полгода добивалась у правообладателя договора, обновила обложку, а типография в этот раз вместо двух недель печатала книгу месяц. В начале ноября книга еще не была готова.
Я извинилась, предоставила покупателям промокод на скидку 20% на все последующие мои книги и предложила вернуть деньги за предзаказ. Никто не попросил вернуть деньги.
стоила печать второго тиража в новой типографии
В этот раз я сменила типографию. Вместо Up-print напечатала все в «Парето» за 181 000 Р — получилось на 109 тысяч дешевле.
В конце ноября 2019 года я выпустила второй тираж. К этому моменту предзаказ сделали 80 человек.
На обложке вместо шезлонга надувной фламинго. За это я не платила: мы доработали один из прошлых вариантов
Не обошлось без брака и на этот раз. Мы не обговорили этот момент с типографией заранее, и она упаковала в пленку не каждую книгу, а стопку по 10 штук. В разгар предновогодних продаж я обнаружила, что примерно треть книг испачкана: матовая обложка впитала какую-то грязь из типографии. Некоторые выглядели так, будто на них наступили.
Пришлось вручную перебирать сотни книг, отправлять обратно в типографию и ждать, пока они все исправят. Чудом хватило книг на все праздничные заказы. В январе типография бесплатно перепечатала весь брак.
Для продажи второго тиража я решила попробовать промокоды со скидкой 20%. Если в первом тираже я считала каждую книгу и никому их не дарила, то теперь позволила себе подарить по экземпляру нескольким друзьям и блогерам, заодно предложив их читателям промокод. Несколько постов принесли примерно по 100 покупок каждый.
Еще я веду переговоры с платформой электронных книг, чтобы выпустить книгу и там. До этого я не делала электронную версию книги, потому что опасалась пиратства. У издательства Елены Терещенковой был такой негативный опыт. Она издавала книгу «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» трижды. Издание стало таким популярным, что кто-то на Украине напечатал целый бумажный тираж, и пдф-версии разошлись по сети.
Мне повезло — я еще не встречала в сети моей книги. Хочу посмотреть, как электронная версия скажется на продажах бумажной: станут ли ее меньше покупать, будет ли электронная приносить прибыль.
Результаты и планы
На подготовку и печать первого тиража «Сделай это завтра» я потратила 756 тысяч рублей. Заработала — 1,2 миллиона, а прибыль составила 350 тысяч рублей. На печать второго тиража я потратила 308 тысяч и надеюсь на прибыль около 700 тысяч. Половина второго тиража уже разошлась — думаю, что все получится.
моя прибыль от продажи первого тиража книги
Я продолжаю работать дизайнером и одновременно издаю две новые книги. Первая — про гедонизм: как перестать постоянно работать над собой и начать получать удовольствие от жизни. У меня несколько вариантов подходящих книг, но пока я веду переговоры с правообладателями.
Второй проект — оригинальная книга про аутизм для детей и родителей. Ее я разрабатываю в партнерстве с иллюстраторским агентством Bang! Bang! Тема сложная, пока что мы не до конца понимаем, как к ней подступиться.
А теперь покажу, что по деньгам.