типография что там делают
Что делают в типографии
Продукты типографического ремесла можно найти практически повсеместно. Благодаря типографии можно узнать много новой информации, поэтому обойтись без нее никак нельзя.
Современная полиграфическая продукция может быть абсолютно разной. К ней предъявлены разные требования, которым она обязательно должна соответствовать.
Типография: что там создают
Каждый день мы встречаем различные разновидности типографической продукции, но не придаем этому особое значение. Это могут быть визитки, блокнотики, буклеты и плакаты, которые висят чуть ли не на каждом столбе.
Все тетради, книги и журналы появились благодаря тому, что когда-то была создана первая типография. В другом случае невозможно было бы создать такие изделия.
Любой человек может заказать ту продукцию, которая удовлетворит его основные пожелания и требования. На визитках могут написать ваш текст, а на плакате может быть изображение вашего лучшего друга.
Главное, чтобы вы смогли выбрать действительно проверенную типографию. Только в таком случае ваш заказ будет изготовлен оперативно и качественно.
Удивительно, но в современной типографии можно изготовить даже оригинальные сувениры, которые вы можете разработать самостоятельно. Например, закажите печать изображения на любимой чашке или на футболке.
Благодаря таким возможностям появляется шанс выбрать действительно оригинальный подарок на любой праздник. В типографии вам помогут воплотить все ваши желания в жизнь, поэтому вы не будете тратить собственное время и силы.
Преимущества полиграфической продукции
С основными видами продукции вы разобрались. А теперь стоит упомянуть о ее основных преимуществах:
Это основные преимущества полиграфической продукции. Если вы будете так рекламировать свои услуги, то сможете увеличить количество своих клиентов.
Как работает современная типография — в этом видео:
Понравилась запись? Поделись с друзьями и поддержи сайт:
Мастера печатного дела: как работает современная типография
Фото: АО «Щербинская типография»
Любая книга начинается с задумки писателя, но рождается она в стенах типографии. Современная типография – это не только книги, но и глянцевые журналы, рекламные плакаты, листовки, визитки и даже красивая оберточная бумага или праздничный пакет для упаковки подарка. Всего не перечислишь.
О том, как создается вся эта продукция и какие новые технологии для этого используются – нам рассказали в Щербинской типографии, которая работает более 75 лет. С 2008 года предприятие входит в состав Госкорпорации Ростех и за эти годы прошло этап значительной технической модернизации. Сегодня с Щербинской типографией сотрудничают не только компании Ростеха, но и крупнейшие российские издательства, такие как «Молодая гвардия» и «Просвещение».
От листовок до современной полиграфии
Решение о создании небольшой типографии закрытого типа в поселке Милицейский на территории Щербинки было принято советским правительством в самый разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году. Здесь печатались листовки, газеты, пропуска, удостоверения и даже секретная литература. Неудивительно, что первым директором предприятия стал человек военный, генерал в отставке Николай Иванович Федосов.
В 1947 году типографии был присвоен статус самостоятельного предприятия. За прошедшие годы небольшой конторе удалось вырасти в современное производство площадью 8000 кв. м. Сегодня АО «Щербинская типография» – крупное полиграфическое предприятие на российском рынке, выпускающее все виды печатной продукции. Только годовой тираж газет превышает четыре миллиона экземпляров, тираж книг и брошюр составляет около полутора миллиона, а еще есть бланки, тетради, этикетки, упаковка и множество другой полезной продукции.
В 2008 году АО «Щербинская типография» было передано Госкорпорации Ростех в целях улучшения развития и оказания типографских и полиграфических услуг, в том числе организациям Корпорации. Сегодня с Щербинской типографией сотрудничают не только компании Ростеха, но и крупнейшие российские издательства, такие как «Молодая гвардия», «Просвещение», «Арго-Книга», «Анкил». Среди основных заказчиков – крупные и малые предприятия, а также частные лица.
«Полиграфические услуги уже давно стали привычными и необходимыми для успешного ведения бизнеса. Компании все больше внимания уделяют рекламе, в том числе и печатной, а уж тут без услуг типографии просто не обойтись. Полиграфические услуги востребованы практически в любой сфере бизнеса, и, что самое приятное, доступны они сегодня не только крупным компаниям, но и небольшим организациям, а также частным предпринимателям», – отмечают в пресс-службе типографии.
Печатные мощности
Щербинская типография выполняет весь цикл полиграфических работ: во-первых, это предпечатная подготовка (изготовление макетов, проектов, печатных форм, клише, штампов для высечки и т.д.), затем следует нанесение изображения на носитель (бумага, картон, пластик, металл), а завершает все послепечатная обработка (брошюровка, переплет, ламинация, тиснение, склейка и др.). Все это происходит с использованием современного полиграфического оборудования и технологий. На протяжении последних двух лет в Щербинской типографии проводится значительное техническое перевооружение. Сегодня в техпроцессе задействованы новейшие печатные станки.
«Естественно, это печатные машины, начиная от цифровой машины третьего формата и заканчивая ролевыми машинами первого формата, – рассказывают на производстве типографии. – В нашей типографии имеются полноцветные машины второго формата Komori и полноцветная машина первого формата Heidelberg, цифровая машина Кoniсa. И большая гамма послепечатного оборудования, к ним относятся ламинаторы, ВШРА, КБС, ниткошвейные машины, фальцесклейка, кашировальное и крышкоделательное оборудование, полуавтоматическое и ручное оборудование».
В полиграфии, как и во многих других отраслях, половина успеха – это опыт, ответственность и квалификация персонала. В производственном процессе может быть задействовано от 50 до 100 человек, в зависимости от загрузки производства и сложности выполняемых операций. В типографии отмечают, что невозможно выделить какую-то специальность в отдельности, поскольку все взаимосвязано: «Без одной специальности не может быть другой. В нашей типографии все специальности ключевые».
С чего начинается книга
Любая книга начинается с задумки писателя, а ее изготовление в типографии – с приема заказа. Отсюда следует ответ на следующий вопрос: кто принимает и формирует заказы? Скажем коротко – менеджер. Но роль менеджера не ограничивается приемом и формированием заказа. Менеджер в типографии – связующее звено между клиентом и производством, он сопровождает размещенный заказ в течение всего цикла, следит за соблюдением сроков и отгрузкой. Именно менеджер решает все важные организационные вопросы: что нужно печатать, когда нужно печатать, в какой бюджет можно уложиться. Он же составляет техническую карту на печать и передает в препресс – отдел допечатной подготовки.
Если у клиента есть идея, но нет макета, заказ проходит через дизайнера. Типографский дизайнер должен быть дизайнером в самом прямом смысле этого слова, уметь создавать приятные глазу и полезные клиенту вещи, будь то художественное произведение в виде книги или этикетка.
Сам процесс печати может происходить по-разному. В первом случае это может быть цифровая печать – так отрабатываются заказы небольших тиражей. Процесс очень напоминает работу домашнего принтера: создать документ на компьютере, нажать кнопку «печать» – и принтер моментально выдает бумаги с распечатанным документом. Только в типографии принтеры, конечно, других размеров и мощностей.
Во втором – печать офсетная, то есть печать на офсетных машинах. Если не вдаваться в подробности, это выглядит так: в офсетную машину загружается огромный рулон бумаги, вставляются офсетные пластины с оттиском изображения, которое нужно распечатать, и заливается в машину краска. Именно офсетным способом печатаются газеты и журналы, потому что тиражи в таком случае могут быть практически неограниченными. Правда, и скорости ниже – раньше сроки подготовки к офсетной печати растягивались до недели, современные технологии сократили их до 2-3 дней.
«По мере того как увеличивается тираж, выгоднее печатать продукцию офсетным способом. Его также лучше применять в тех случаях, когда нужно напечатать качественные иллюстрации и передать все оттенки рисунка. Офсетный способ предлагает самое лучшее качество печати на данный момент, однако подготовка материала занимает достаточно много времени. Если же заказчику важна скорость, то лучше печатать продукцию с помощью цифровых технологий», – объясняют в типографии.
Отпечатанные «цифру» и «офсет» передают в постпечатный цех. Здесь, если необходимо, обрезают и скругляют края, ламинируют страницы. «Основные этапы послепечатной обработки – это резка, биговка, фальцевание, перфорация, брошюровка. Остальное зависит от того, что хочет заказчик: это может быть ламинирование, нанесение УФ-лака сплошное или выборочное, тиснение, блинтование и т.д. Перечислять можно долго», – рассказывают сотрудники цеха.
Новая техника позволяет улучшить качество продукции, расширить ее спектр, повысить скорость выполнения заказов, воплотить множество дизайнерских идей, которые еще недавно казались невыполнимыми. Несомненно, старая добрая профессия печатника трансформируется. Щербинская типография следит за современными тенденциями, внедряя в работу более совершенное оборудование, адаптируясь к динамично изменяющемуся рынку. Можно смело сказать, что эти 75 лет совершенствования – лишь начало большого и интересного пути.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Когда меня пригласили посмотреть, как на окраине Твери работает самая современная российская книжная типография, я конечно, согласился поехать — типография для человека, отработавшего двадцать лет в принт-дизайне, дом родной и было очень интересно сравнить то, что было у нас раньше и как это выглядит сейчас в Европе с тем, что построили на пустом месте два года назад под Тверью. Сразу скажу, что полиграфического производства такого уровня оснащения и организации труда я в России еще не видел.
«Парето–Принт» — это специально спроектированное и построенное здание из нескольких огромных, хорошо освещенных, чистых помещений, разделенных на зоны: допечатное производство, печать, переплетное производство, отделка, склад готовой продукции и офисный центр. Всего здесь работают 600 человек, из них 460 заняты непосредственно на производстве в несколько смен.
Руководит предприятием вот этот человек — Павел Арсеньев. Он начинал проект с нуля, когда в этом месте еще ничего не было. Павел составлял бизнес-план, проектировал типографию, подбирал оборудование, формировал команду менеджеров и сотрудников, находил место под застройку и контролировал её от первого дня до последнего. В производство вложено почти три миллиарда рублей и сейчас типография вышла на расчетную мощность, работая круглосуточно, семь дней в неделю.
Я просто обзавидовался тому, как мощно оборудована печать в типографии. Печатный цех оснащен семью самыми современными офсетными печатными машинами ManRoland разных серий. В моё время о таком количестве таких великолепных машин в одном месте и мечтать не приходилось. А тут один восьмисекционный «роланд» чего стоит!
Пульт управления листовой офсетной печатной машины — это система проверки качества печати онлайн. Печатник с помощью денситометра контролирует плотность краски по шкалам, нанесенным на край печатного листа. И здесь же регулирует подачу краски на мониторе компьютера.
Печатников в типографию набирали местных — благо, что в Твери с её несколькими полиграфическими комбинатами всегда был хороший выбор специалистов. Я поговорил с несколькими — очень толковые ребята, всё хорошо объясняют, показывают.
Слева, у стены — единственное отечественное оборудование в типографии: три рулонные печатные машины из Рыбинска — «Книга». Как говорят, очень неплохие. На них печатают текстовые полосы небольших книжек. В центре — две машины, на которых бумажные роли разрезают под формат листовых машин. Здесь, кстати, максимальный размер печатного листа 1020х1420мм.
Чтобы курильщики не теряли время и не болели, выбегая на улицу, для них сделали специальные кабинки, как в аэропортах.
Знаю, постороннему человеку эта картинка мало, что скажет, а я прямо искренне радовался, глядя на такое богатство и такой порядок. Раньше я подобного у нас не видел. Бывало, ставили хорошую технику в старые стены и выглядело это всё кое-как. А здесь, когда всё сделано с нуля и с большим умом, по правилам, ощущение совсем другое. Ребята говорили, что и работать в таких условиях плохо, кое-как — стыдно.
Переплетный цех всегда занимает много места, особенно, когда печатают «толстые» книги и секций для подбора листов много. Здесь есть и полностью автоматические линии твердого переплета, которые за один проход собирают крышку переплета со всеми причиндалами, вроде форзаца, марли и каптала, а потом вставляют в нее книжный блок. Есть линия бесшвейного и швейного скрепления, есть несколько машин фальцовки (складывания) листов, отличная резательная машина «Polar» — самая для меня интересная часть всего послепечатного процесса. Одним словом, здесь есть всё, даже автоматическая упаковка книг в стопы и укладка на европалету. Всё, как в лучших европейских типографиях.
Средняя заработная плата — 33 000 рублей. В среднем по Тверской области, как мне сказали, 17 000.
Это сшитый блок книги.
Это крышка переплета.
В машине это всё превращается в готовую книгу.
А потом книги вот так упакуют и отправят заказчику.
Здесь фальцуют буклеты.
Вся типография оборудована единой системой удаления обрезков бумаги — это такая архиважная вещь, которую я, честно говоря, вживую увидел только здесь. У каждого рабочего места (как у резчика, например — видите у него справа такой прямоугольный раструб) установлены «пылесосы» куда улетают все обрезки бумаги и картона. Всё это собирается в одном месте, где стоит здоровенный пресс. Отходы прессуются и отвозятся на переработку.
Основа любой офсетной печати — печатная пластина. Для каждого из четырех цветов (CMYK) она своя. Раньше, чтобы изготовить печатную пластину, нужно было сначала вывести работу на фотопленку, используя RIP (Raster Image Processor), потом на копировальной раме перенести изображение с пленки на печатную пластину. Несколько лет назад процесс упростили, отказавшись от промежуточного процесса изготовления пленки.
Появилась технология CtP (Computer-to-Plate), с помощью которой лазер печатал работу на на пленке, а сразу на печатной пластине. Поначалу технология была сыроватой, были проблемы с материалами, но теперь CtP прочно завоевала рынок препресса и в современных типографиях стоят вот такие лазерные печатные устройства с онлайн-проявкой, на которых получают готовые печатные пластины прямо из компьютера.
Вот из проявочной машины выезжает готовая печатная пластина для офсетной печати. На предприятии стоят CtP аппараты компании Kodak, которая с 2005 г., купив канадского производителя этих устройств Creo, выпускает их теперь под своей маркой.
В современных печатных машинах процесс установки пластин тоже автоматизирован.
В отделе логистики мне сказали, что на этом стеллаже стоят издания, выпущенные за один месяц. Мощность всей типографии впечатляет — 69 миллионов книг и брошюр в год. Это около 8% всего книжного рынка России.
Под стать тиражам и склад готовой продукции.
Офисные помещения компании.
Весь офис привезен целиком из Германии.
На производствах я всегда прошу показать мне столовую.
Полный обед из трех блюд с компотом обходится сотруднику в 40 рублей. На стенде в столовую висит напоминание о том, что в субботу два автобуса везут сотрудников в Москву, в театр.
Книжки! Здесь можно было застрять надолго. Чего здесь только не печатают. От гигантских альбомов репродукций до крошечных Библий в переплетах из натуральной кожи. От годовых отчетов с высечкой по обложке и выборочным лаком по тексту до массовой литературы. На предприятии есть даже участок золочения обрезов книг — это очень трудоемкая работа, которую раньше у нас в стране вообще не делали.
Знаменитый альбом «Россия из окна поезда» с роскошными пейзажами на разворотах печатался здесь.
Читайте наш новый сайт kak-eto-sdelano.ru, где будет выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире, а также вконтакте, в фейсбуке, и в одноклассниках.
Бизнес: типография в Петрозаводске
История и экономика «Твоей типографии»
Кирилл и Тойво хотели организовывать вечеринки, а в итоге открыли типографию. Сейчас она приносит полмиллиона рублей в месяц.
Такой результат дался нелегко. Ребята полтора года не получали зарплату и выплатили 19 миллионов рублей по кредитам. Однажды при переезде в дверь не влез четырехсоткилограммовый принтер — пришлось тащить через окно.
Рассказываем их историю.
Афиши для вечеринок
Кирилл и Тойво познакомились в техникуме в 2006 году. Когда поступили в университет, начали искать подработку. Решили организовывать вечеринки в ночных клубах: это было веселее, чем стоять на кассе в общепите или грузить товар на складе.
Для вечеринок требовались афиши, флаеры и листовки, их начинающие предприниматели заказывали в типографиях. В ноябре 2010 года ребята рассудили, что печатать самим дешевле. Когда их друг уходил в армию, он оставил ребятам 27 тысяч рублей под 20% годовых. На эти деньги Кирилл и Тойво купили принтер.
Ребятам понравилось работать руками и экспериментировать с бумагой и заливкой. Полиграфия оказалась интереснее вечеринок.
Два месяца Кирилл и Тойво пытались понять, есть ли спрос на услуги печати. Исследования не проводили, просто разговаривали со знакомыми и теми, кто заглядывал в офис. Новости о ребятах разносились по друзьям, и заказов приходило все больше.
Напутствие от ФСБ
В январе 2011 года Кирилл и Тойво решили запустить производство и назвали его «Твоя типография». Третьим соучредителем стал друг Денис. В 2016 году у ребят разошлись взгляды на ведение бизнеса и Денис вышел из проекта.
После запуска надо было рассчитать цены. В то время у конкурентов не было фиксированного прайса на печать. Когда клиенты хотели распечатать цветной лист, менеджеры типографий мучили их расспросами о толщине бумаги и плотности заливки. В зависимости от ответов называли стоимость.
Клиент плохо представлял, как выглядит плотная бумага, а как — чуть поплотнее. Телефонный разговор напоминал диалог слепого с глухим и занимал в среднем три минуты. Если менеджеру звонили 30 человек в день, то только на переговоры он тратил полтора часа.
Ребята решили, что такая схема работы абсурдна. Тойво рассчитал среднюю цену листа, исходя из всех видов бумаги, заливок и амортизации оборудования. Цветная печать формата А4 теперь стоила 20 рублей. Это приносило доход и было дешевле, чем у конкурентов, которые просили 25—30 рублей за лист. Через несколько лет остальные типографии перешли на такой же формат работы.
Когда ребята стали закупать бумагу на три миллиона рублей в год, им позвонили из компании, которая когда-то давно отказала Тойво, и предложили свои услуги. Теперь отказался Тойво.
Выбор оборудования
Наши герои решили: чем больше форматов, тем лучше. Так они надеялись обслужить больше клиентов. Поэтому ребята купили принтеры, которые могли печатать форматы А4, А3, А2, А1 и А0. Это стандартные размеры бумаги: А4 — размер офисных листов, А3 — небольшой афиши, А1 — ватмана, А0 — двух ватманов.
На деле оказалось, что клиенты в основном приходят за А4 и А3. Ребята поняли, что лучше было бы купить три принтера, которые печатают А4, чем один А0.
Остальное оборудование предприниматели покупали под конкретную задачу. Задачи ставили клиенты: приходили и спрашивали, можно ли напечатать такое. Если запросов было несколько, ребята понимали, что это нужно рынку, и покупали устройство.
потратили Кирилл и Тойво на оборудование за полтора года
Иногда оборудование приходилось покупать экстренно. Например, в прошлом декабре сломался цифровой принтер. На его ремонт уходит месяц — терпимо, если бы это случилось весной. Но декабрь — пик сезона, когда за месяц типография делает выручку как за квартал. Ребята купили новый принтер за 200 тысяч рублей, сумма отбилась быстро. Потом покупку отдали офис-менеджерам: они печатают на принтере тестовые экземпляры, чтобы не останавливать основное производство.
Иногда ребята нарушают свое правило. Однажды клиенты заказали много футболок — в типографии потребовался еще один термопресс. Это машина, которая переносит изображение на ткань. Кирилл и Тойво попросили термопресс в аренду у конкурента за две тысячи рублей. В ответ тот предложил им купить его. В типографии согласились и заплатили 20 тысяч. Первый же заказ отбил покупку. Новый термопресс стоил бы 60—80 тысяч.
Четыре раза ребятам предлагали купить банкротящиеся компании. В двух техника была старая и изношенная, поэтому предприниматели отказались. В третьей купили оборудование за 300 тысяч рублей — новое обошлось бы в два раза дороже. В четвертой — за 250 тысяч рублей, хотя у поставщиков эта техника стоит 750 тысяч.
Каждый раз Кирилл и Тойво считают, когда окупится оборудование. Обычно они ошибаются в два раза в свою пользу. Если появляется новая продукция, клиенты охотно ее заказывают и оборот компании растет.
Долгое время в «Твоей типографии» логотипы на ручках печатали на аутсорсе. Когда решили купить станок для печати, посчитали, что окупят его за три — четыре года. С тех пор ребята не помнят, чтобы он стоял без дела. Недавно пришел заказ на брендирование 10 тысяч ручек — это больше, чем в типографии напечатали за весь прошлый год. Если удастся сохранить такой темп, станок окупится за полтора — два года.
Расходы на оборудование за полтора года — 5,8 млн рублей
Широкоформатный плоттер | 1 839 065 Р |
Широкоформатный принтер | 1 448 300 Р |
Цифровая печатная машина | 1 632 000 Р |
Каттеры | 213 928 Р |
Лазерный принтер | 175 000 Р |
Гильотина | 175 000 Р |
Аппарат для горячего тиснения | 129 120 Р |
Вакуумный пресс | 54 187 Р |
Термопрессы | 53 936 Р |
Брошюровщик | 32 000 Р |
Принтер для фотоформ | 20 990 Р |
Принтер для сублимации | 12 000 Р |
Пять миллионов на процентах
Первые полтора года ребята не платили себе зарплату, а вкладывали оборотные деньги в развитие типографии. В основном покупали оборудование. Чтобы было на что жить, Кирилл по ночам работал барменом или официантом. Тойво получал пенсию по потере кормильца.
Сначала банки не давали кредиты: у компании не было залога, а оборот до миллиона в год банки считали несерьезным. Поэтому первый кредит в 30 тысяч рублей Тойво в феврале 2011 года взял как физическое лицо. Деньги потратили на покупку сырья и мелкие нужды вроде канцелярки.
Второй кредит дал знакомый в мае 2011 года — полмиллиона под 36% годовых. Ребята договорились, что отдадут его через девять месяцев. На эти деньги купили лазерные принтеры для листовок, высокоскоростную копировальную машину и устройства, на которых складывают, скрепляют и перфорируют продукцию.
За девять месяцев удалось накопить только 300 тысяч, остальное пришлось занять у банка под 19,5%. По договору ставка росла каждый год на один процент, а комиссия за выдачу была 10%. Кредит давали на пять лет. Ребята отдали его за девять месяцев и переплатили 90 тысяч.
Сейчас Кирилл и Тойво стараются не брать кредиты.
Кредиты «Твоей типографии»
Сумма | Год | Ставка | Выплатили по процентам |
---|---|---|---|
500 000 Р на оборудование | 2011 | 36% | 100 000 Р |
300 000 Р на оборудование | 2011 | 19,5% | 90 000 Р |
480 000 Р на оборудование | 2012 | 20,5% | Не помнят |
13 000 000 Р на здание | 2016 | 16,5% | 5 000 000 Р |
Принтеры в окно
К 2013 году предприниматели арендовали все помещения в здании, где изначально снимали 10 м². Типография росла, поэтому перестало хватать места. Часть помещений пересдали другим арендаторам. Это полностью покрыло ребятам аренду и даже приносило 10 тысяч рублей в месяц.
В апреле 2014 владелец продал здание под снос и попросил ребят выехать. Взлет курса валют и поиск нового помещения заставили понервничать. Через месяц знакомые предложили Кириллу и Тойво купить здание площадью 670 м² за 13 миллионов рублей. Ребята согласились и взяли кредит: решили, что лучше переплатить, но точно знать, что их не выставят с многотонным оборудованием на улицу.
Переезд дался тяжело. Только один принтер весил 400 кг, а оборудования было много. Грузчики разобрали всё, что могли, и показали чудеса эквилибристики: некоторые аппараты еле влезали в проемы, поэтому приходилось нести их вприсядку. Большие принтеры затаскивали через окно: в дверь они не влезали. Повезло, что окна в помещении были большие.
Новое здание располагалось на улице Правды. Оттуда до центра Петрозаводска 5—10 минут на машине, если без пробок. Сначала Кирилл и Тойво переживали из-за расположения: раньше они сидели в центре, а здесь до них могли добраться не все клиенты. Поэтому ребята открыли дополнительный офис в гостинице «Северная» на центральной улице города. За 23 тысячи рублей они сняли помещение, где сотрудники принимали клиентов и выдавали готовые заказы.
Офис в гостинице проработал три года. В ноябре 2017 года ребята без сожаления его закрыли. Оказалось, что расположение для клиентов неважно: большинство готовы приехать куда угодно. Для остальных ребята придумали доставку за 150 рублей.
стоит доставка в «Твоей типографии»
В новом здании было много арендаторов. Одна компания отбивала арендой все проценты по кредиту — 100 тысяч рублей в месяц. Когда арендаторы выезжали, ребята быстро находили им замену.
Ремонт на румынском
Отдельная сложность в работе типографии — обслуживание оборудования. В Петрозаводске у большинства компаний нет сервисных центров, в которые можно обратиться в случае поломки. Поэтому «Твоей типографии» приходится вызывать специалистов из Петербурга и Москвы. Это долго и дорого, поэтому Кирилл и Тойво стараются закупать по две единицы каждого оборудования. Если одна выйдет из строя, вторая точно останется.
Техобслуживание каждого устройства надо проводить раз в два месяца. Каждый выезд техников оплачивает типография. Дорога и работа в среднем обходятся в 20 тысяч рублей. Дешевле везти специалистов из Петербурга, он ближе. Если оборудование ломается на гарантии, ремонт и запчасти бесплатны, но за дорогу техника все равно платят предприниматели.
стоят в среднем выезд техников и ремонт оборудования
Если нужно сделать что-то мелкое вроде замены масла, ребята делают это сами. Однажды в цифровой машине сломался узел переноса — это деталь, которая переносит краску на лист. У ребят была запасная деталь. Как часто бывает, оборудование сломалось в самое неподходящее время: типография выполняла большой заказ. Сотрудники типографии открыли Ютуб, нашли инструкцию только на румынском, но разобрались и всё починили.
Качественное оборудование выдерживает пять лет, потом его надо менять. Но есть и долгожители. Например, ризограф, то есть высокоскоростной копировальный аппарат, может работать 20 лет. Главное — правильно его обслуживать.
«Работайте, солнце еще высоко»
Сейчас в типографии работает 15 человек.
Кирилл занимается тендерами, госзакупками, персоналом и логистикой. Тойво решает финансовые вопросы и общается с клиентами. Ключевые решения обсуждают и принимают вместе. Иногда подключаются к производству, например тестируют новое оборудование. Если не хватает рук, помогают собирать блокноты и календари.
Остальные сотрудники отвечают за бухгалтерию, прием и выдачу заказов, дизайн, печать и постпечать — сбор напечатанного в один заказ. Один из них по совместительству водитель, доставляет клиентам готовые товары. В среднем сотрудники получают 25 тысяч рублей в месяц.
В сентябре и перед Новым годом ребята часто нанимают внештатников. В основном ищут студентов через знакомых или на «Авито». Сегодня их четверо. Список кандидатур постоянно меняется: студенты заканчивают университет и находят постоянную работу. Внештатникам платят 100 рублей в час. Когда вывешивают объявление, в первый день по нему могут позвонить больше 20 раз: желающих устроиться много.
В «Твоей типографии» маленькая текучка: восемь человек работает в коллективе больше трех лет. Когда в офис устраивается новичок, Кирилл и Тойво спрашивают о нем у сотрудников. Им важно, чтобы всем было комфортно друг с другом. Если старый сотрудник чувствует, что может не сработаться с новым, того не берут. Недавно на стажировку пришел человек, который 40% заказа делал с браком. Сотрудники просили его исправить работу, а он убеждал их, что и так сойдет. Стажировку он не прошел.
Типография работает 355 дней в году. Отдыхают только на новогодние праздники и в день рождения компании. По выходным начали работать в мае прошлого года: клиенты попросили открыться и ребята согласились ради эксперимента. Потом так и оставили.
Объем работы в выходные не всегда равномерный: иногда надо напечатать два листа, иногда — тираж листовок в 30 тысяч. Бывают дни, когда зарплата сотрудников больше, чем выручка. В целом в выходные выходят на ноль. Ребят это устраивает. Они смотрят на это в перспективе: если клиенту будет удобно, он продолжит работать с «Твоей типографией», а значит, принесет прибыль.
Подруга на волейбольном мяче
Сначала ребята печатали только афиши для мероприятий. Сейчас «Твоя типография» производит визитки, баннеры, плакаты, сувениры и другие товары, которые нужны предпринимателям.
Иногда клиенты просят сделать то, что Кирилл и Тойво не додумались бы сделать сами. Ребята любят такие заказы: им самим интересно, что получится. Например, однажды лесоперерабатывающее предприятие заказало в типографии деревянные календари. Ребята попробовали сделать — и получилось. Такой календарь стоил 1400 рублей.
Один ресторан попросил сделать ароматизированное меню. При печати ребята добавили в краску ароматизатор кофе. Страницы действительно пахли кофе, но меню оказалось непрактичным. Бумага была тонкая и приятная на ощупь, но капля вина могла испортить всю страницу.
Задумки клиентов удается воплощать не всегда. Однажды клиентка попросила напечатать лицо подруги на волейбольном мяче. Интернет не знал ответа на вопрос, как будет выглядеть фотография на мяче. В типографии такого не делали, но подозревали, что результат будет так себе. Когда двухмерное изображение легло на шар, фотография выглядела комично. Девушка оставила мяч в типографии и ушла не заплатив. Казалось, что это провал. Но через пару недель другой клиент попросил нанести логотип на футбольный мяч, и ребята знали, что с ним делать. Логотип лег, а мяч удался.
Клиенты
В 2012 году, через год после открытия, в «Твою типографию» обратился крупный банк. В другой типографии им неудачно напечатали открытки для корпоративного мероприятия — нужно было срочно их переделывать. Ребята выполнили заказ за полтора часа. Маркетолог пригласил «Твою типографию» поучаствовать в тендере и стать постоянным подрядчиком.
Первое время банк давал 60% всех заказов. Маркетологам было удобно работать с типографией: если надо, ребята могли остаться на работе ночью. Через три года в маркетинговом отделе банка поменялся руководитель и банк начал работать с другой типографией. Кирилл и Тойво не очень расстроились: к тому времени у них появилось достаточно клиентов. Сейчас среди них предприниматели, дизайнеры, маркетологи, фотографы, госорганы и муниципальные органы.
Еще типография печатает продукцию на всех выборах. Первая платежка в «Твоей типографии» в 2018 году — от Путина В. В.
Чтобы работать на выборах, нужно пройти аккредитацию ЦИКа. Для этого типографии дают в газету объявление с видами услуг и расценками. Это нужно, чтобы все кандидаты были в равных условиях. Затем данные попадают в ЦИК и типографии вносят в специальный реестр. Кандидаты могут заказывать продукцию только у компаний из списка.
По закону о выборах печатать для политиков можно только после поступления денег на расчетный счет. По словам Тойво, политтехнологи, которые управляют процессом, — хорошие клиенты. Они работают по графику и высылают макеты четко по техническому заданию. Политтехнологи знают, что если листовки нужны в субботу, то во вторник нужно отправить деньги в банк, а в среду — макет в типографию.
«Твоя типография» отправляет заказы во многие карельские города. Там есть свои салоны и копицентры, но в Петрозаводске печатать дешевле. Например, в городе Сортавала лист А2 стоит 250 рублей, в «Твой типографии» — 130. Клиенту дешевле сделать заказ в Петрозаводске и отправить его рейсовым автобусом за 300 рублей, чем пользоваться услугами местных.
Иногда запросы приходят из других регионов России: из Уфы, Саратова, Ставрополя, Казани, Калининграда и Чукотки. Обычно это индивидуальные заказы: человек уезжает из Петрозаводска работать в другой город и остается клиентом «Твоей типографии».
Расправа над дизайнером
Время от времени сотрудники ошибаются. Однажды Тойво набирал текст на визитке и не заметил, как автозамена исправила фамилию «Носков» на «Носок». Клиент встречался с инвесторами и, когда увидел опечатку, был в бешенстве. Он позвонил Тойво и накричал на него, хотя текст на визитках вычитывали вместе. Другой сотрудник не заметил комментарий менеджера и сделал тираж кружек с черным цветом шрифта вместо белого. Компания потеряла крупного клиента.
Если ошибка критична, ребята переделывают заказ за свой счет. Такие ситуации Кирилл и Тойво разбирают с сотрудниками, но ситуации часто повторяются. Скрипты вводить пока не планируют. По мнению ребят, по бумаге менеджеры начинают говорить неискренне. Клиенты это чувствуют, поэтому заготовленный текст может только навредить. Еще ребята уверены: если сотруднику не понравится скрипт, он не будет общаться по нему с клиентом.
Плюс в типографии бывает много нештатных ситуаций и необычных просьб, которые не решит скрипт. Однажды менеджер объяснял клиенту, что квадратная фотография будет плохо смотреться в треугольнике. Клиент настоял на своем, а когда увидел результат, угрожал расправой дизайнеру.
Тойво признается, что сам теряет больше заказов, чем другие сотрудники. Конфликты сильно выматывают эмоционально. Иногда перед уходом с работы он час играет в стрелялку и только потом идет домой к жене и дочке.
По одному госконтракту у типографии было три дня, чтобы напечатать тираж. Министерство согласовало макет на четыре дня позже. Типография сделала заказ за день, но из-за нарушенных клиентом сроков задержала заказ. Министерство потребовало пени в размере 98 рублей 70 копеек. То, что задержка была по их вине, министерство не интересовало. Ребята спорить не стали: решили, что больше потратят на проезд.
Реклама
За семь лет «Твоя типография» рекламировалась три раза. Это было после открытия: ребята повесили баннер на сайте местного интернет-провайдера. Еще два раза вешали щиты с предложением заказать календари по спеццене.
Ребята не рекламируются, потому что число заказов и так растет каждый год. Например, в прошлом году за ноябрь и декабрь они вручную собрали 13 тысяч календарей. Ребята боятся дать рекламу и не справиться с заказами. По их мнению, отказать клиенту — хуже, чем заработать меньше.
Иногда Тойво обзванивает юрлиц и предлагает им конкретную продукцию. Телефоны ищет через знакомых: город маленький. Обзвоны не всегда срабатывают, но даже если не получается, то времени не жалко: трудовые затраты — десять минут.
Так Тойво нашел номер арт-директора нового клуба и предложил ей браслеты за те же деньги, что и в Москве, но быстрее и по постоплате. Арт-директор согласилась — клуб до сих пор клиент «Твоей типографии».
Результаты и планы
«Твоя типография» работает по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы». Это выгодно, потому что компания закупает много сырья. В год платят миллион рублей налогов.
Оборот «Твоей типографии» на ноябрь 2018 года — 36 млн рублей. Пик сезона — в декабре: в прошлом году за месяц компания заработала семь миллионов. В среднем ежемесячная прибыль — 500 тысяч. Почти все деньги ребята вкладывают в развитие бизнеса.
средняя ежемесячная прибыль типографии в 2018 году
В планах — привлекать больше клиентов из других городов и увеличивать объем выпускаемой продукции.
Выводы Кирилла и Тойво
В их бизнесе сложнее всего привыкнуть к непредсказуемости. Сегодня нужно напечатать немного ручек, а завтра приходит заказ тиражом 500 тысяч и приходится ночевать на работе.
В типографии всегда будут заказы, если она предлагает высокое качество печати, большой ассортимент, скорость и удобный график работы. В августе в Петрозаводске стояла небывалая жара — все отдыхали на озерах. При этом за все лето было только два дня, когда предприниматели сидели без работы пару часов. Иногда заканчивали рабочий процесс в пять утра.
Некоторые клиенты систематически высылают макеты в последний момент. «У нас завтра мероприятие, до 10:00 нужно 150 пакетов», — стандартный звонок от одного и того же менеджера. Иногда в подобных случаях клиент давит на жалость: «Если вы не сделаете, меня уволят». Это примерно каждый пятый заказ — это очень много. Поэтому на несрочные заказы в типографии называют срок на 20% больше. Это помогает справиться с внезапным форс-мажором и удивить клиента, если работу сделали раньше.