типизатор в социальной сфере кто это такой
Типизатор задает вопросы бабушкам, дедушкам и инвалидам
Комплексный центр социального обслуживания населения «Пировский» начал работу по типизации. Что за типизация? Без типизации не построишь систему долговременного ухода.
К 2024 году в России должны создать систему долговременного ухода. Речь идет о полноценном взаимодействии социальных и медицинских служб и сервисов вокруг человека, у которого есть устойчивые ограничения жизнедеятельности, из-за чего он становится зависим от посторонней помощи.
Чтобы понять, кому какая помощь нужна, проводится типизация. Это процесс, в ходе которого специалист – типизатор – определяет объем помощи, необходимой пожилым людям и инвалидам. От полученной группы ухода зависит объем и набор услуг. При этом важно не то, чем болен человек, а что он может или не может делать сам, а в чем ему нужна посторонняя помощь.
Первая группа – это люди, которые почти не зависят от других. Им нужна небольшая помощь по дому, например, развесить белье, принести воды или дрова, сделать сложные покупки.
Люди из третьей группы выходят из дома, но очень редко – одни. Чтобы эффективно сходить в банк, на почту, даже в магазин, им нужен сопровождающий. Они могут себе готовить несложные блюда, но им нужна значительная помощь в приготовлении пищи. То же – с остальным домашним хозяйством. При этом таких подопечных нужно активно привлекать к участию буквально во всех делах, чтобы поддерживать их самостоятельность, чтобы они чувствовали, что многое еще могут сами! И стараться выводить их «в люди», хотя это будет непросто.
Например, для пятой группы ухода это обслуживание каждый день, и в выходные дни тоже, конечно! Потому что те, кто в пятой группе, полностью, тотально зависимы от других. Они не могут сами есть, пить, почти не могут двигаться. Или у них такой когнитивный дефицит либо серьезные психические расстройства, что без посторонней помощи они обходиться не могут. За ними нужен постоянный присмотр.
Сейчас, обучая типизации, мы учим сотрудников определять, насколько человек зависим от помощи окружающих при ведении хозяйства (даже небольшого, например, в квартире), уходе за собой. Насколько ему нужен присмотр.
Следующая важная задача – научиться определять, насколько человеку нужна помощь в социализации, и какая именно. Потому что у каждого есть право заниматься любимым делом, общаться, дружить, любить, иметь семью.
Типизатор (у нас это пока специально обученный сотрудник центра социального обслуживания) задаёт вопросы так же, как их задаёт на приёме врач. Вопросы касаются нескольких тем – способности человека передвигаться и обслуживать себя, питаться, мыться. Есть вопросы, связанные с недержанием мочи и работой кишечника. Оценивается и то, можно ли человека оставить одного хотя бы на какое-то время, или он требует постоянного присмотра. Причём, если состояние человека позволяет ему выйти на улицу из квартиры на первом этаже, но он не может выйти, поскольку живёт на пятом, типизатор это отметит.
Каждого человека, который уже начал получать услуги, сотрудники, проводящие типизацию, должны навещать планово – один раз в год или полтора. Если с человеком что-то случается, то у него должна пройти внеплановая типизация. Не надо ждать год после инсульта или перелома, чтобы к тебе пришли! Если есть помощник по уходу, то он обязан сообщить своему руководителю о переменах в жизни человека: хороших или не очень. То же обязаны сделать медики и другие специалисты, если увидят, что есть перемены.
Есть хорошее русское слово «выхаживать», и есть люди, вполне готовые это делать. Найдутся и те, кто возьмется вести сопровождение людей с тяжелыми когнитивными нарушениями. Уход за такими подопечными – целая наука, и к нему потребуется подключить немало специалистов.
Типизатор в социальной сфере кто это такой
от 4 июля 2019 года N 99
Об утверждении Порядка проведения типизации при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
(с изменениями на 21 января 2020 года)
В целях реализации федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» национального проекта «Демография», распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.03.2019 N 154-р «О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных муниципальных образованиях в 2019 году» приказываю:
2. Руководителям организаций социального обслуживания Кемеровской области организовать проведение типизации при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом.
3. Рекомендовать руководителям муниципальных организаций социального обслуживания, расположенных на территории Кемеровской области, организовать проведение типизации при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом.
4. Рекомендовать руководителям негосударственных организаций социального обслуживания, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области, руководствоваться в работе Порядком, утвержденным настоящим приказом.
5. Отделу информационных технологий и защиты информации обеспечить размещение настоящего приказа на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» и на официальном сайте департамента социальной защиты населения Кемеровской области.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника департамента
Н.С.ЧАЙКА
Утвержден
приказом департамента
социальной защиты населения
Кемеровской области
от 4 июля 2019 г. N 99
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТИПИЗАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 28.12.2013 N 442-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия и термины:
типизация — процесс функциональной диагностики и последующего определения группы ухода;
1.4. Функциональная диагностика проводится типизаторами. Оптимальное количество типизаторов — 2 человека. Дата и время проведения функциональной диагностики предварительно согласовываются типизатором с гражданами, нуждающимися (потенциально нуждающимися) в предоставлении социальных услуг, получателями социальных услуг или их законными представителями.
1.5. При проведении функциональной диагностики в БФД отмечаются пункты, соответствующие ответам гражданина, нуждающегося (потенциально нуждающегося) в предоставлении социальных услуг, гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, или получателя социальных услуг на вопросы, задаваемые типизаторами.
1.6. По результатам функциональной диагностики типизатором определяется группа ухода согласно Инструкции по определению группы ухода, являющейся приложением N 1 к настоящему Порядку.
ИППСУ составляется в соответствии с объемом ухода, предусмотренном для каждой группы ухода, и включает в себя виды социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания по результатам проведенной типизации. Социальные услуги предоставляются организациями социального обслуживания в соответствии со стандартами социальных услуг, являющимися приложением N 7 к настоящему Порядку.
Пересмотр ИППСУ осуществляется в случае, если в действующей ИППСУ получателя социальных услуг выявлены избыточные социальные услуги, не соответствующие группе ухода, к которой отнесен получатель социальных услуг по результатам типизации, а также в случае, если изменена группа ухода.
1.8. В случае если по результатам типизации у получателя социальных услуг выявлены дефициты самообслуживания, после составления или пересмотра ИППСУ в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Порядка, специалистом организации социального обслуживания совместно с получателем социальных услуг и (или) законным представителем получателя социальных услуг составляется ИПУ по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. Срок действия ИПУ определяется в зависимости от возможностей достижения целей ухода, но не может превышать срок действия ИППСУ.
Пересмотр ИПУ осуществляется в случае пересмотра ИППСУ.
1.10. Результаты типизации подлежат пересмотру посредством проведения плановой или внеплановой функциональной диагностики.
Плановая функциональная диагностика проводится:
через 1,5 года со дня проведения функциональной диагностики для получателей социальных услуг, отнесенных по результатам типизации к группам ухода 1, 2, 5;
через 1 год со дня проведения функциональной диагностики для получателей социальных услуг, отнесенных результатам типизации к группам ухода 3, 4.
Плановая функциональная диагностика не проводится для получателей социальных услуг, отнесенных по результатам типизации к группе ухода 0 (ноль).
Внеплановая функциональная диагностика проводится в случае возникновения обстоятельств, которые существенно ухудшили или улучшили условия жизнедеятельности получателя социальных услуг, вне зависимости от группы ухода, к которой отнесен получатель социальных услуг по результатам типизации. Информация о возникновении указанных обстоятельств вносится социальным работником, специалистом организации социального обслуживания в раздел «Информация о возникновении обстоятельств, которые существенно ухудшили или улучшили условия жизнедеятельности получателя социальных услуг» документации, а также передается руководителю организации социального обслуживания не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления указанных обстоятельств.
2. Особенности проведения типизации граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг
2.1. В течение 1 рабочего дня со дня поступления в организацию социального обслуживания информации о гражданине, нуждающемся (потенциально нуждающемся) в предоставлении социальных услуг, типизатором с гражданином, нуждающимся (потенциально нуждающимся) в предоставлении социальных услуг, или его законным представителем согласовываются дата и время проведения функциональной диагностики.
2.2. Функциональная диагностика граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг, проводится по месту жительства указанных граждан с использованием БФД по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
2.3. При проведении функциональной диагностики граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг, типизаторами проводится информирование указанных граждан о порядке зачисления на социальное обслуживание.
2.4. В случае если гражданин, нуждающийся (потенциально нуждающийся) в предоставлении социальных услуг, или его законный представитель в течение 60 дней с даты проведения функциональной диагностики не подал заявление о предоставлении социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона N 442-ФЗ, результаты типизации аннулируются.
3. Особенности проведения типизации граждан, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания
3.1. Функциональная диагностика граждан, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, обратившихся за предоставлением социальных услуг на дому, проводится одновременно с комиссионной оценкой нуждаемости в социальных услугах.
3.2. Функциональная диагностика граждан, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, обратившихся за предоставлением социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, проводится в организации социального обслуживания. Дата и время проведения функциональной диагностики предварительно согласовываются типизатором с указанными гражданами или их законными представителями. В случае если указанные граждане или их законные представители подали заявление о предоставлении социального обслуживания в организацию социального обслуживания посредством личного обращения, типизация проводится при приеме заявления о предоставлении социального обслуживания.
3.3. Функциональная диагностика граждан, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, обратившихся за предоставлением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, проводится одновременно с комиссионным обследованием условий проживания.
3.4. При проведении функциональной диагностики граждан, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, используется БФД по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
4. Особенности проведения типизации получателей социальных услуг
4.1. Функциональная диагностика получателей социальных услуг на дому
4.1.1. Функциональная диагностика получателей социальных услуг на дому проводится по месту жительства получателя социальных услуг с использованием БФД по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Проведение типизации получателей социальных услуг. Перечень социальных услуг по группам.
В мае 2019 года в ГАУСО «Казанский психоневрологический интернат» проведена типизация получателей социальных услуг для составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Типизация – процесс функциональной диагностики и последующего определения группы ухода. Функциональная диагностика – процедура определения дефицитов самообслуживания лица, подлежащего типизации, посредством проведения интервью с использованием бланка функциональной диагностики.
Индивидуальный план ухода (ИПУ) определяет цели ухода и содержит информацию о физическом и психологическом состоянии, дефицитах самообслуживания и индивидуальных ресурсах получателя социальных услуг, информацию о видах работ, индивидуально подобранных для получателя социальных услуг, а также информацию о социальных услугах, предусмотренных ИППСУ.
Типизации подлежат граждане, информация о нуждаемости (потенциальной нуждаемости) в предоставлении социальных услуг которых, получена организациями социального обслуживания, а также получатели социальных услуг.
Функциональная диагностика проводится типизаторами. Дата и время проведения функциональной диагностики предварительно согласовываются типизатором с гражданами, нуждающимися (потенциально нуждающимися) в предоставлении социальных услуг, получателями социальных услуг или их законными представителями. По результатам функциональной диагностики типизатором определяется группа ухода. По результатам типизации специалистом организации социального обслуживания составляется или пересматривается ИППСУ в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». ИППСУ составляется в соответствии с объемом ухода, предусмотренном для каждой группы ухода, и включает в себя виды социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания по результатам проведенной типизации. Пересмотр ИППСУ осуществляется в случае, если в действующей ИППСУ получателя социальных услуг выявлены избыточные социальные услуги, не соответствующие группе ухода, к которой отнесен получатель социальных услуг по результатам типизации, а также в случае, если изменена группа ухода. В случае, если по результатам типизации у получателя социальных услуг выявлены дефициты самообслуживания, после составления или пересмотра ИППСУ в соответствии специалистом организации социального обслуживания совместно с получателем социальных услуг и (или) законным представителем получателя социальных услуг составляется ИПУ.
Бланк оценки зависимости от посторонней помощи
Типизатор в социальной сфере кто это такой
от 29 апреля 2020 года N 337
Об утверждении Порядка проведения типизации пожилых граждан и инвалидов в системе долговременного ухода
Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 18 мая 2020 г. N 032020191
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения типизации пожилых граждан и инвалидов в системе долговременного ухода.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Утвержден
Приказом Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от 29.04.2020 N 337
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТИПИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА
2. В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия:
Дата и время проведения интервью для проведения типизации предварительно согласовываются типизатором с лицами, подлежащими типизации, или с их законными представителями. Результаты интервью отражаются в бланке типизации.
Типизация для граждан, в отношении которых организацией социального обслуживания рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, обратившихся за предоставлением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и полустационарной форме, а также плановая и внеплановая типизация проводятся на дому одновременно с оценкой нуждаемости в социальных услугах.
Типизация для граждан, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, обратившихся за предоставлением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, проводится одновременно с обследованием условий проживания. Типизация для граждан, являющихся получателями социальных услуг в стационарной форме, проводится по месту получения социальных услуг.
К проведению типизации по согласованию привлекаются медицинские работники, специалисты организаций социального обслуживания, представители общественных организаций и местного самоуправления.
5. По результатам типизации типизаторами определяется группа типизации согласно Инструкции по определению группы типизации ограничений жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов (приложение N 1).
6. При проведении типизации используется бланк типизации по форме согласно приложениям NN 2, 3 к настоящему Порядку; в бланке отмечаются пункты, соответствующие наблюдению за лицом, подлежащим типизации, и ответам лица, подлежащего типизации, или его законного представителя на вопросы, задаваемые типизаторами.
8. С учетом результатов проведенной типизации специалисты уполномоченного органа (организации) признают лиц, прошедших типизацию, нуждающимися в социальном обслуживании в следующих формах социального обслуживания:
8.1. Лица, отнесенные к 0 группе типизации, не нуждаются в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и в стационарной форме социального обслуживания.
8.3. Лица, отнесенные к 4, 5 группам типизации, могут признаваться нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания.
9. Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания предоставляется также лицам, отнесенным ко 2, 3 группам типизации, при наличии одного из следующих факторов риска:
отсутствие жилья, аварийное состояние жилья, проживание в доме без удобств;
отсутствие родственников или наличие причин, обусловливающих невозможность ухода со стороны родственников.
10. В случае возникновения обстоятельств, которые существенно ухудшили или улучшили условия жизнедеятельности лица, прошедшего типизацию, в том числе при пересмотре ИППСУ, проводится внеплановая типизация с использованием бланка типизации.
11. Бланк типизации используется поставщиками социальных услуг при составлении индивидуального плана ухода за пожилыми гражданами и инвалидами.
12. Форма бланка ухода за пожилыми гражданами и инвалидами утверждается Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия.
13. Результаты типизации получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и полустационарной форме социального обслуживания (за исключением срочного социального обслуживания) подлежат пересмотру посредством проведения организацией социального обслуживания плановой или внеплановой типизации.
Плановая типизация проводится;
через полтора года со дня проведения типизации для получателей социальных услуг, отнесенных по результатам типизации к группам типизации 1, 2 и 5;
через один год со дня проведения типизации для получателей социальных услуг, отнесенных по результатам типизации к группам типизации 3, 4.
Внеплановая типизация проводится в случае возникновения обстоятельств, которые существенно ухудшили или улучшили условия жизнедеятельности получателя социальных услуг, вне зависимости от группы типизации, к которой отнесен получатель социальных услуг по результатам типизации.
Информация о возникновении указанных обстоятельств социальным работником, специалистом организации социального обслуживания передается руководителю организации социального обслуживания либо иному ответственному должностному лицу не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления указанных обстоятельств.
14. Контроль качества проведения типизации осуществляется специалистами организации социального обслуживания, имеющими опыт в проведении типизации, в соответствии с графиком проведения проверок, определяющим количество типизаторов, подлежащих проверке, и периодичность проведения проверок, утвержденным руководителем организации социального обслуживания.
15. Контроль качества проведения типизации включает в себя:
анализ результатов типизации;
проведение повторного интервью с получателем социальных услуг с использованием бланка функциональной диагностики в целях оценки правильности проведенной типизации;
формирование отчета о контроле качества проведения типизации согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
представление руководителю организации социального обслуживания итогового доклада о качестве проведения типизации, включающего в себя общую оценку качества проведения типизации и обобщение полученных результатов.
16. Результаты типизации могут быть обжалованы лицом, в отношении которого проведена типизация, или его законным представителем в уполномоченный орган либо в судебном порядке.
Приложение N 1
к Порядку проведения типизации
пожилых граждан и инвалидов
в системе долговременного ухода
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУППЫ ТИПИЗАЦИИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ
Баллы, полученные в результате типизации, соотносятся с установленными диапазонами баллов в зависимости от степени снижения способности к самообслуживанию лиц, подлежащих типизации. В соответствии с указанными диапазонами баллов лица, подлежащие типизации, распределяются на шесть групп типизации. Диапазоны баллов изменению не подлежат.
Для определения группы типизации используется таблица распределения лиц, подлежащих типизации, на группы типизации по результатам типизации.
Одиноким в СВАО предоставляется…
В редакцию поступает много вопросов о новом порядке оказания соцуслуг на дому. Например, Татьяна Евгеньевна со Стартовой улицы интересуется, почему соцработник теперь заказывает продукты онлайн, а не приносит их из магазина, как раньше. А Ольга Викторовна из Бутырского спрашивает, для чего нужен визит типизатора из Управления соцзащиты. «ЗБ» изучил новые правила.
Непривычно, но экономит время
— По новым правилам соцработник действительно заказывает продукты онлайн, предварительно обсудив список с подопечным, — говорит начальник Управления социальной защиты населения СВАО Валентина Кудряшова. — Для пожилых людей это поначалу может быть непривычно, однако на практике ощутимо экономит время соцработника, которое он может потратить на другую помощь подопечным.
Но это новшество — далеко не главное.
— Сопровождение на прогулку, приготовление горячей пищи, смена постельного белья, ежемесячная уборка с мытьём сантехники и кухонной плиты, мытьё окон в рамках межсезонной уборки и ещё несколько услуг теперь могут осуществляться бесплатно, — отмечает Кудряшова.
Всего в перечне 21 соцуслуга, но получить их могут не все. В первую очередь речь идёт об одиноких пожилых людях и о людях с инвалидностью, ветеранах Великой Отечественной войны, блокадниках, малоимущих и ещё о ряде категорий.
Увиделись благодаря соцработнику
Раз в неделю соцработник Ольга Волчкова приходит к своей подопечной — блокаднице из Бабушкинского, чтобы приготовить обед, помочь искупаться и убрать в квартире.
— Все эти услуги теперь бесплатные. Прогулка моей подопечной тоже полагается, но, к сожалению, выходить из дома ей уже слишком тяжело, — говорит Волчкова.
В этом же доме у соцработника есть ещё несколько подопечных бабушек, которые с её помощью выходят на прогулку у подъезда. Чтобы им было веселее, Ольга придумала выходить с ними на прогулку одновременно, чтобы женщины могли пообщаться.
— Когда были помоложе, то ходили друг к другу в гости, но в последнее время созванивались только по телефону. И вдруг такая возможность, — говорит Волчкова.
Оформить помощь стало проще
Заявление на оказание помощи теперь можно подать в любом центре госуслуг «Мои документы».
— С 1 января перечень необходимых документов существенно сократился. Для одинокого москвича достаточно заполненного заявления и паспорта. У москвичей, которые проживают в семье или у которых есть близкие родственники, нужны документы, подтверждающие доходы членов семьи, а также пояснение обстоятельств, из-за которых те не могут выполнять обязанности по уходу за своим родственником, — объясняет Валентина Кудряшова.
Зачем нужен типизатор
В течение нескольких дней после подачи заявления домой к заявителю приходит типизатор из Управления соцзащиты. С помощью специальной методики он определяет, что человек может делать сам, а в чём ему необходима помощь.
— На основании результатов диагностики и представленных документов Управление соцзащиты примет решение о признании гражданина нуждающимся и разработает индивидуальную программу предоставления соцуслуг. В ней будут прописаны перечень этих услуг и периодичность их предоставления, — говорит Кудряшова. — Срок рассмотрения заявления составляет 10 рабочих дней.
Услуги начнут оказывать сразу после того, как человек заключит договор со своим ТЦСО.
Перечень социальных услуг пересматривается не реже одного раза в год, но может быть пересмотрен раньше в связи с ухудшением состояния здоровья или при изменении условий проживания.