тип газа g20 что это такое
Виды газа
Природный газ является одним из самых чистых видов топлива, который имеет большую энергоэффективность и при этом не так сильно загрязняет окружающую среду. Если ваш дом имеет систему газоснабжения, то из нее будет подаваться природный газ NG G20, который находится под давлением в 20 мбар. Также существует газ NG G20, отличающийся составом, но также находящийся под давлением в 20 мбар.
Сжиженный газ имеет немного другой состав и носит название LPG. Все мы слышали, что наша страна начинает продавать большое количество сжиженного газа из Арктики и Сахалина. Этот газ как раз и называется LPG, он же и заправляется в баллоны для домашнего или промышленного применения.
На данный момент наиболее популярными являются 2 марки газа: LPG G30 под давлением 50 мбар и LPG G30 под давлением 30 мбар. Оба типа газа могут применяться в различных варочных панелях, духовых шкафах или комбинированных кухонных плитах.
Смена типа питания (установка новых жиклеров)
Для того, чтобы пользователь мог сменить тип топлива, в комплекте с абсолютным большинством газовых приборов поставляются специальные жиклеры из бронзы или алюминия. Также их часто называют соплами или форсунками, что не меняет сути. Модели для сжиженного газа имеют большее отверстие, так как LPG находится под большим давлением. Как мы уже говорили ранее, замену лучше доверить профессионалу, который сможет сделать все правильно и обеспечить необходимый уровень безопасности.
Кухонные плиты Gorenje
Если вам необходима качественная кухонная плита, оснащенная форсунками как для природного, так и для сжиженного газа, то вы сможете найти ее в нашем интернет-магазине бытовой техники Gorenje. Все плиты оснащаются надежными варочными панелями и просторными духовыми шкафами. Доступны как модели для классических, так и для современных интерьеров.
Жиклер в газовой плите — что такое и где находиться
Жиклер в газовой плите выполняет очень важную функцию. Другое название данной детали — форсунка. Что такое жиклер, для чего он нужен и где находится? Подробное рассмотрение этих вопросов будет весьма полезным для общего развития и недопущения глупых ошибок при подключении газовой плиты к определенному типу газа (сжиженному или природному).
Что такое жиклер для газа
Жиклер (форсунка) — деталь, через которую в конфорку газовой плиты подается газовоздушная смесь для пламени.
Жиклер для газовой плиты в центре имеет отверстие определенного диаметра. Значение диаметра (в сотых долях миллиметра) в обязательном порядке выбивается на торце (грани) жиклера. К примеру, цифра 135 на грани форсунки означает, что отверстие для прохождения газовоздушной смеси имеет диаметр 1,35 мм.
Диаметр жиклеров зависит от мощности конкретной конфорки и типа газа, на который настроена плита. Так, мы подошли к вопросам, для чего нужны форсунки, и какие особенности в работе у плит в зависимости от типа подаваемого газа.
Для чего нужны форсунки (жиклеры) в газовой плите
Так как у различных типов газа процесс горения имеет свои особенности, то подключение газовой плиты к баллону с пропаном и газопроводу должно осуществляться с правильно подобранными жиклером.
Если плита настроена на сжиженный газ из баллона, то отверстия в жиклерах должны иметь диаметр меньший, чем у аналогичных под природный газ. Это объясняется разностью давлений:
Рассматривая различие в диаметрах, следует также отметить, что независимо от типа используемого газа маленькая и большая конфорка плиты соответственно будут иметь меньший и больший диаметр отверстий форсунок.
Покупка и замена жиклеров
При покупке газовой плиты не забудьте проверить наличие подходящих комплектов жиклеров. Если упустить этот важный момент, и направить газ через неподходящие форсунки, то можно получить нестабильную работу. Конфорка будет коптить, периодически гаснуть или вовсе не сможет загореться при розжиге.
Если по каким либо причинам в комплекте с плитой не окажется соответствующих типу газа жиклеров, то их без труда можно отдельно приобрести. Информация о диаметре жиклеров должна быть указана в инструкции к газовому прибору.
Таблица средних параметров жиклеров для большинства моделей газовых плит:
Тип горелки | ||||
NG G20 (20mBar) | LPG G30 (50 mBar) | NG G25 (20mBar) | LPG G30 (30 mBar) | |
Маленькая горелка | 0,75 мм | 0,43 мм | 0,70 мм | 0,50 мм |
Средняя горелка | 0,92 мм | 0,55 мм | 0,92 мм | 0,65 мм |
Большая горелка | 1,15 мм | 0,60 мм | 1,15 мм | 0,75 мм |
Горелка духовки | 1,20 мм | 0,65 мм | 1,15 мм | 0,75 мм |
Горелка гриля | 0,95 мм | 0,60 мм | 0,95 мм | 0,65 мм |
Для справки: NG – природный газ. LPG – сжиженный газ (пропан-бутан).
Замена (установка) жиклера особого труда не составит — нужно лишь выкрутить гаечным ключом старый и вкрутить на его место новый. Лишь в некоторых случаях может потребоваться дополнительная регулировка подачи первичного воздуха и регулировка минимального уровня устойчивого пламени.
Категорически запрещается запаивать или рассверливать жиклеры для получения нужного диаметра отверстия.
Симптомы неправильного подбора газовых форсунок
О неправильной работе конфорок газовой плиты можно судить по следующим признакам:
Рассмотренная информация о жиклерах для газовых плит носит рекомендательный характер. Очень важно понимать, что использование газа в бытовых целях не прощает пренебрежительного отношения. При малейших подозрениях на нестабильную работу не занимайтесь самодеятельностью и незамедлительно проконсультируйтесь со специалистами.
В чем разница жиклеров для баллонного и природного газа
Большинство газовых плит способно работать как от природного, так и от сжиженного газа. Для этого производитель снабжает устройства двумя видами жиклеров. Обычно бытовая техника изначально настроена на присоединение к газовой магистрали. Чтобы переделать ее под баллонный газ, следует поменять форсунки. Если этого не сделать, плита будет некорректно работать, что опасно для пользователей.
Как перевести газовую плиту на баллонный или природный газ
Из центральной системы газоснабжения на кухню поступает природный газ, как правило, NG G20, который подается в устройство под давлением 20 мбар. Для баллонов используют сжиженный газ, наиболее распространен LPG G30. Он поступает в устройство под давлением 50 мбар. Горение газовоздушных смесей не одинаковое из-за различия в составе и давлении. Для выравнивания пламени и предотвращения появления копоти в горелках устанавливают жиклеры определенных размеров.
Жиклер (форсунку или сопло) изготавливают обычно из бронзы или латуни. Он выглядит как болт с резьбой, но только с внутренним отверстием, через которое подается топливо. Чем оно больше, тем больше газа через него поступает. На торце форсунки выбивают цифры, которые обозначают диаметр отверстия в сотых долях миллиметра. Например, число 75 означает, что диаметр отверстия составляет 0,75 мм, а число 115 соответствует диаметру 1,15 мм.
Размер отверстия зависит от типа газа и мощности конфорки. Так как давление у сжиженного и природного газа неодинаковое, для них разработаны разные наборы форсунок. Для баллонного газа используют жиклеры с меньшим диаметром, так как давление его выше, чем у природного.
Каждая горелка (малая, средняя, большая, духовка) имеет свой жиклер, которому соответствует номер, определенный производителем. Чем горелка меньше, тем ниже ее мощность. Для ее работы необходимо меньше газовоздушной смеси, а это значит, что диаметр отверстия должен быть небольшим.
Справка. Жиклеры разных производителей могут различаться формой, конфигурацией и диаметром внешней резьбы.
Замену форсунок производят, если необходимо перевести газовую плиту с природного газа на сжиженный и наоборот. Но это не единственная причина. Жиклеры меняют, если:
Эти признаки говорят о том, что в газовой плите стоят неподходящие сопла. Когда техника работает некорректно, рекомендуют заменить не одну форсунку, а весь комплект. При переходе на баллонный газ это даже необходимо.
Отличия форсунок для природного топлива от форсунок для баллонов следующие:
Обычно производители снабжают бытовую технику двумя видами форсунок. Но если их нет или устройство приобреталось давно, жиклеры можно приобрести в магазине или заказать на сайте производителя.
Перед покупкой необходимо определить, какой диаметр отверстия нужен. К выбору форсунок под баллонный или природный газ важно подойти ответственно, так как от этого зависит безопасность пользователей. Когда газ из жиклера идет криво, часть его скапливается под варочной панелью. Это может привести к взрыву. В техническом паспорте к бытовой технике содержатся данные о жиклерах для центрального газоснабжения и баллона. Если он был утерян, его можно найти в интернете, указав марку устройства.
Не рекомендуется самостоятельно переделывать размеры отверстия жиклеров (пытаться их рассверлить или уменьшить). Это опасно.
Соотношение диаметров отверстий (в мм) к различному типу топлива приведены в таблице.
Тип горелки | Тип газа (давление) | |||
NG G20 (20 мбар) | LPG G30 (50 мбар) | NG G25 (20 мбар) | LPG G30 (30 мбар) | |
Маленькая горелка | 0,75 | 0,43 | 0,70 | 0,50 |
Средняя горелка | 0,92 | 0,55 | 0,92 | 0,65 |
Большая горелка | 1,15 | 0,60 | 1,15 | 0,75 |
Горелка духовки | 1,20 | 0,65 | 1,15 | 0,75 |
Горелка гриля | 0,95 | 0,60 | 0,95 | 0,65 |
При переводе плиты на сжиженный газ следует учесть, что не только меняют форсунки, но и устанавливают редуктор. С его помощью регулируют давление поступающего топлива.
В чем принципиальная разница между жиклером для баллонного и природного газа
Основная разница жиклеров для газовой плиты под баллонный газ и природный газ заключается в калибре отверстия. Так как давление сжиженного газа выше, диаметр отверстий меньше.
Необходимые инструменты
Замену жиклеров следует доверить специалистам газовой службы, которые обладают необходимыми знаниями и квалификацией и смогут грамотно отрегулировать подачу газа при переводе на другое топливо. Самостоятельно переделывать газовую плиту не рекомендуется.
Если пользователь решился сменить форсунки своими руками, ему потребуются следующие инструменты:
Как поменять форсунки на газовой плите
Сначала плиту отключают от газа, если она была подключена. После этого действуют по следующему алгоритму:
Изменить современные модели газовых плит под другое топливо проще. Для получения доступа к горелке в них снимают только решетки с конфорками. Затем извлекают наконечники и ставят новые форсунки.
Замену жиклеров в духовке проводят следующим образом:
Если за время эксплуатации жиклер успел прикипеть, откручивают три винта крепления и убирают левую боковую стенку. Ключом на 17 откручивают гайку и отводят трубопровод в сторону. Затем выкручивают два винта, которыми корпус форсунки крепится к стене. Прикипевшую резьбу обрабатывают WD-40 или керосином и откручивают жиклер. На его место устанавливают новый и монтируют духовку в обратной последовательности.
После замены жиклеров плиту подсоединяют к баллону или центральному газоснабжению, используя гибкую подводку. Если технику подключают к газовой магистрали, один конец шланга присоединяют к газовой трубе через сантехнический сгон или штуцер. На резьбу сгона предварительно намывают подмотку по часовой стрелке. В гайку шланга вставляют уплотнительное кольцо. Части соединяют и затягивают с помощью газового ключа. Другой конец гибкой подводки подсоединяют к резьбе выхода плиты, используя при креплении лен или фум-ленту.
Если устройство требуется подключить к баллону, один конец гибкого шланга присоединяют к патрубку плиты через штуцер и закрепляют червячным хомутом. Другой конец крепят к редуктору и также стягивают хомутом. Редуктор подсоединяют к баллону, используя паронитовые прокладки; при этом он должен располагаться горизонтально. Крепеж затягивают с помощью рожкового ключа.
Затем проверяют герметичность подключения. Мыльным раствором промазывают все соединения и пускают газ. Если мыло не пенится, значит, утечек нет. После этого по очереди зажигают газ в горелках. Пламя синего цвета без желтых и красных оттенков свидетельствует о том, что работа сделана правильно.
Меры безопасности при использовании плиты с баллонным газом
Газ – это источник повышенной опасности, поэтому следует соблюдать правила безопасности и меры предосторожности:
Заключение
Жиклеры отвечают за равномерную подачу газовоздушной смеси к горелке. Если они подобраны неправильно, плита начинает коптить, а пламя – гаснуть во время работы, что может привести к аварийным ситуациям. Чтобы этого избежать, производят замену форсунок. Это процесс рекомендуется доверить специалистам, которые сделают все быстро и качественно. При самостоятельной замене важно соблюдать правила безопасности и меры предосторожности.
Природный газ g20 что это?
Котлы на сжиженном газе или с подключением к газопроводу?
Для обеспечения комфортного микроклимата в доме зимой необходимо грамотно рассчитать и смонтировать систему отопления. В настоящее время наиболее удобный и экономичный вариант – установка газового котла. Обычно газ используется магистральный, однако не везде он проведен. Поэтому, если подключение котла к газопроводу невозможно, а ведение трассы не планируется еще продолжительное время, можно установить котел на сжиженном газе. Оба варианта обладают своими достоинствами и недостатками, для более ясной картины в данной статье мы разберем их подробнее.
Расчет мощности котла
Перед покупкой отопительного оборудования необходимо рассчитать, какой мощности оно необходимо. Не стоит самостоятельно заниматься расчетом, так как без опыта в подобных вопросах не обойдется без погрешностей. Обратитесь в специализирующуюся на отопительном оборудовании фирму, предоставив ей следующую информацию:
Конечно, можно воспользоваться усредненным расчетом, где на 10 м2 необходим 1кВт. Но данное уравнение не учитывает степень утепления стен. Таким образом, можно купить газовый котел слишком большой мощности (так как котел всегда берется с запасом), он не будет работать на полную мощность, а деньги окажутся выкинутыми на ветер.
Котлы на газопроводе
Котел, получающий газ из магистрали – в настоящее время наиболее экономичный вариант для дома.
Природный газ
Данные составляющие делятся на горючие и негорючие. Горючие:
Все составляющие такого газа бесцветные и не имеют запаха, поэтому для оперативного обнаружения и устранения утечек, перед подачей в трубы, газу придают особенный запах. Благодаря чему даже небольшое количество газа может быть быстро обнаружено.
Давление газа в магистрали
Если вы решили купить котел зарубежного производителя, следует обратить внимание на возможность работы с российской сетью. Ведь в наших газопроводах давление топлива значительно ниже, чем в других странах.
Важные условия в данном случае: номинальное и минимальное значение давления.
Номинальным называется значение, при котором котел будет вырабатывать установленную заводом мощность.
Минимальное – нижний предел, если давление опустится ниже, котел перестанет функционировать.
Причем в странах Европы номинальное значение в магистрали – 20мбар, в России – 13-17мбар. Производители стараются выпускать максимально универсальные котлы, однако есть среднее значение номинального и минимального значения данного параметра, в зависимости от типа агрегата:
Данные цифры не являются обязательными, все зависит от производителя. Для точного подбора оборудования лучше обратиться за помощью к профессионалам. Ведь, сделав неправильный выбор, вы можете выбрать котел, который, например, будет производить необходимое количество энергии, но работать будет далеко не в полную силу. Поэтому такая покупка не будет оправданной.
Преимущества котлов на газопроводе
Данный вид отопительного оборудования получил широкую известность в России благодаря некоторым преимуществам:
Недостатки котлов на газопроводе
Несмотря на широкое распространение данного вида топлива в нашей стране, котлы на газопроводе обладают существенными недостатками:
В случаях, когда данные недостатки являются критичными, или же нет возможности провести к дому газопровод, отличное решение – установить котел на сжиженном газе.
Котлы на сжиженном газе
Когда подключение к магистральному газопроводу невозможно, отличный вариант – котел на баллонах со сжиженным газом. На подключение данного котла потребуется меньше средств, однако эксплуатационные расходы возрастут. Главное отличие от котла, работающего на газопроводе – иной тип форсунки, которая подходит для топлива с более высоким давлением.
Многие производители выпускают стандартное оборудование с возможностью замены форсунки, иногда она даже идет в комплекте к котлу. Если ее нет, покупка обойдется в 2-4 тысячи рублей. Важно, чтобы замену производили профессионалы, так как данное топливо является взрывоопасным.
Сжиженный газ
Еще несколько лет назад для котлов данного вида применялся природный сжиженный газ. Однако расходы на его хранение и перевозку были высоки (из-за более высокого давления и температуры сжижения), и такое решение могло быть оправданным только, когда это коммерческое помещение большой площади. Поэтому теперь применяются газовые смеси из следующих компонентов:
Такие смеси легко переходят в жидкостное состояние, отчего их становится легче перевозить и хранить. Затрат же и времени на такой переход нужно не много.
Природный газ гораздо легче, чем пропан-бутановая смесь, поэтому горелки для второго топлива обладают некоторыми конструктивными особенностями (например, форсунка котла на сжиженном газе меньшего диаметра).
Поставляется сжиженный газ в баллонах, при использовании которых, необходимо помнить о технике безопасности:
Сжижение разных компонентов смеси происходит при разной температуре (например, выше всего температура сжижения бутана), поэтому возможно возникновение конденсата. Из-за этого нарушается процесс выхода газа. Избежать процесса конденсации можно, утеплив комнату хранения баллонов, так как данный процесс активно проходит при пониженных температурах. Если же баллоны хранятся в холодном помещении, необходимо продумать безопасный процесс него нагрева перед использованием.
Наличие масляного осадка возможно, когда баллон уже закончился. Это можно узнать по разной температуре поверхности или по весу. Избавиться от него можно следующим образом: вывести баллон на открытое пространство вдали от нагретых поверхностей и взрывоопасных предметов, и спокойно слить осадок.
Преимущества и особенности котлов на сжиженном газе
Использование котлов на сжиженном газе – относительно новая технология. С каждым годом она все более популярна за счет ряда преимуществ:
Большинство современных газовых котлов не исключает работу со сжиженным газом, кроме форсунки необходимо изменить настройки в блоке автоматики и, если отсутствует регулятор давления газа, установить редуктор. Кроме того, важно проверить возможность работы котла с пониженным давлением топлива, в противном случае возможно образование осадка до 30% объема.
При нормальных условиях эксплуатации в хорошо утепленном помещении баллоны смогут стать прекрасной временной альтернативой котлу на газопроводе. Обычно для небольшого дома достаточно 3-7 баллонов в месяц. Их можно объединить в одну кассету с помощью специализированного оборудования, что упростит эксплуатацию (менять баллоны придется реже).
Различия котлов на газопроводе и на сжиженном газе
Несмотря на использование одного природного ресурса, котлы на сжиженном газе сильно отличаются от котлов на газопроводе:
Вывод
Для отопления частного дома идеальный вариант – установка котла на газопроводе. Но в некоторых случаях (например, при редком нахождении на даче зимой, или когда проведение магистрального газопровода только планируется) такие работы не проводятся, так как отнимают много времени и денежных средств, или же пока невозможны. Прекрасная альтернатива – приобретение котла на сжиженном газе. Главное – правильно рассчитать необходимую мощность и провести монтаж согласно всем нормам. Тогда у вас не возникнет проблем с утечками, а комфортный микроклимат в доме будет беспрерывным.
Газ g20 что это такое
Из предыдущих параграфов мы знаем, что перед сжиганием топливо должно быть смешано с кислородом. Через горелку в нужных пропорциях подаются горючий газ и необходимый для горения воздух. Они смешиваются, и в камере сгорания происходит контролируемое горение.
Газовые горелки можно классифицировать по двум критериям.
Первый зависит от того, каким образом в горелку подаётся поток воздуха, необходимого для горения. Согласно этому критерию можно выделить следующие типы горелок:
В горелке с естественной тягой воздуха используется принцип инжекции, т.е. часть воздуха подсасывается из атмосферы за счёт разрежения, создаваемого при движении потока газа через горелку. При этом воздух смешивается с горючим газом.
Как правило, в горелках с естественной тягой поток воздуха, попадаемый в горелку по принципу инжекции (первичный воздух), достигает не более 50% от того значения, которое необходимо для достижения идеального горения. Поэтому требуется наличие дополнительного количества воздуха в камере сгорания (вторичный воздух).
Инжекционные горелки крайне чувствительны к снижению разрежения в камере сгорания (тяга). Чем больше величина разрежения, тем большее количество воздуха всасывается внутрь и смешивается с газообразным топливом и наоборот, слишком маленькое разрежение является причиной горения при недостатке воздуха. В результате чего образуется крайне опасное токсичное вещество CO (угарный газ). Для предотвращения образования угарного газа в горелках с естественной тягой горение происходит при избытке воздуха (100% и более).
В горелках с форсированной тягой для обеспечения постоянства рабочих условий и безопасного (с точки зрения санитарно-гигиенических норм) горения применяется вентилятор, который обеспечивает подачу необходимого для горения воздуха в закрытую камеру сгорания. При этом количество первичного воздуха может достигать 100% от того значения, которое необходимо для идеального горения.
Первые две категории горелок, как правило, применяются в бытовых напольных и настенных котлах.
В вентиляторных горелках подача воздуха осуществляется напорными вентиляторами. Эти вентиляторы обеспечивают более или менее постоянные напор и производительность в не зависимости от тяги.
Использование вентиляторов позволяет добиться:
В горелках с принудительной тягой, газообразное топливо движется в том же направлении что и создаваемый вентилятором поток воздуха. При движении через головку горелки часть воздуха (первичный воздух) смешивается с газом и в виде газовоздушной смеси выходит через сопла горелки. Оставшийся воздух (вторичный воздух) подмешивается уже после выхода газовоздушной смеси из сопел. И. (по сравнению с атмосферными осадками) потерь давления на соплах, давление газа на входе в вентиляторную горелку обычно выше чем в атмосферной.
Второй критерий, по которому можно классифицировать горелки, зависит от процентного содержания в смеси воздуха, участвующего в горении, и топлива, до того, как стабилизируется пламя. Предшествующее смешиванию процентное содержание можно разделить на следующие группы:
В первых двух случаях смешивание газа и воздуха частично или полностью происходит до того, как смесь попадет в камеру сгорания. Поэтому горелки с форсированной тягой являются также и горелками с предварительным смешиванием.
Предварительное смешивание дает более быструю реакцию окисления, вследствие чего пламя у таких горелок короче. Кроме того, при постоянно устойчивом соотношении газ-воздух горение происходит тише.
В диффузионных горелках образование и горение газовоздушной смеси происходят более или менее одновременно. Для того, чтобы обеспечить экологически чистое горение с минимальным количеством избыточного воздуха, необходима повышенная турбулентность. Однако чем больше турбулентность потока, тем больше потери давления со стороны воздуха.
Горелки с принудительной тягой могут относится к типу горелок с предварительным смешиванием, и к типу диффузионных горелок.
Газообразное топливо может создавать с воздухом взрывоопасную смесь. Это происходит тогда, когда концентрация горючего газа достигает определённого значения, которое отличается у разных видов топлива. Чтобы исключить возможность образования взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси и её взрыва в камере сгорания теплогенератора или дымоходе, в конструкции горелок с принудительной тягой предусмотрен предварительный этап вентиляции, который длится столько времени, сколько требуется для смены воздуха в камере сгорания.
В таблице 2 перечислены основные виды газообразного топлива и их теплотехнические характеристики.
Таблица 2. Характеристики газообразного топлива
Справочные данные: Низшая теплота сгорания газов: – для природного газа G20 (метан) равна 34,02 МДж/м3, – для сжиженного газа G30 (бутан) равна 45,6 МДж/кг, – для сжиженного газа G31 (пропан) равна 46,3 МДж/кг.
Значения указаны при температуре 15 °С и атмосферном давлении 1013 мбар (760 мм. рт. ст. или 1 атм).
О совместной работе котлов baxi
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ КОТЛОВ НА ОДНУ СИСТЕМУ ОТОПЛЕНИЯ
Все более популярным решением среди монтажных и проектировочных организаций становится использование нескольких котлов на одну систему отопления. Такое решение оправдано при тепловой нагрузке, уже начиная от 40 кВт. Это может быть как большая отапливаемая площадь, так и наличие тепловых нагрузок в виде бассейнов, гаражей, бань, теплиц и т. д.
Использование нескольких котлов на одну систему отопления имеет ряд преимуществ по сравнению с одним котлом, имеющим такую же суммарную мощность. Перечислим некоторые из таких преимуществ. Во–первых, несколько небольших котлов меньших размеров и меньшего веса намного легче и дешевле доставить в котельную и установить там вместо одного большого и тяжелого котла.
(Особенно актуальным становится данный момент при монтаже крышных или полуподвальных котельных.) Во–вторых, значительно повышается надежность системы. При вынужденной остановке одного из котлов система продолжит работу, обеспечивая, по крайней мере, 50% мощности (при установке двух котлов). В–третьих, обслуживание облегчается благодаря меньшему размеру каждого котла.
ТехОбслуживание каждого котла можно осуществлять без остановки всей системы и ремонт котла БАКСИ. В–четвертых, увеличивается общий ресурс котлов. В осенне–весеннее время можно эксплуатировать только часть котлов, выключив часть котлов вручную или используя каскадную автоматику.
В–пятых, если в будущем будет необходимо заменить какую–либо деталь котла, то известно, что детали для котлов меньшей мощности доступнее и дешевле за счет большей серийности производства. Разумеется условиями являются проведение сервисно-технических работ обученным и компетентным персоналом. Специалистам-профи смогут выполнить достаточно большой спектр работы непосредственно дома у заказчиков-клинтов. В течение нескольких лет мы ремонтируем газовые котлы и техобслуживанию, при этом постоянно дополняются и совершенствуются предоставляемые услуги. Это стало возможно благодаря высокой квалификации каждого нашего мастера.
Вопрос: Что такое CNG, LNG, LPG? В чём разница между ними? Каковы особенности применения каждого из этих газов?
Для хранения сжиженного метана применяются теплоизолированные ёмкости, имеющие довольно большой вес и размер, в связи с чем возможности использования LNG на легковом транспорте сильно ограничены, однако во многих развитых странах всё более широкое применение получают магистральные автомобили и большие автобусы, работающие на сжиженном метане или его смеси с дизтопливом.
LPG (Liquefied petroleum gas) – сжиженный нефтяной газ, смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов. В качестве моторного топлива обычно используется смесь пропана и бутана. В автомобильном транспорте хранится в тонкостенных баллонах под давлением 10 – 15 атмосфер. Из-за разницы в температурах кипения углеводородов, входящих в состав LPG, соотношение пропана и бутана изменяют в зависимости от температур окружающего воздуха. Летняя смесь имеет соотношение приблизительно 35% пропана, 60% бутана и около 5% других газов (этана и этилена).
Связано это с простотой хранения пропан-бутана и с тем, что оборудование для эксплуатации автомобиля на LPG значительно дешевле аналогичного «метанового».
Вопрос: Какой из типов газового топлива является наиболее перспективным?
Вопрос: Какие тенденции автомобилестроения в области производства автомобилей, работающих на газе, наблюдаются в настоящее время?
Справка эксперта MITASU OIL: Количество единиц автотранспорта, работающего на газе, во всем мире ежегодно увеличивается. По мере сокращения мировых запасов нефти и ужесточения экологических требований, количество газовых транспортных средств будет расти.
Очень часто мы слышим в телевизионных программах словосочетание «газовый конденсат». Конечно, исходя из названия, мы догадываемся, что этот таинственный «конденсат» имеет некое отношение к природному газу. Но какое отношение? Давайте сегодня мы с вами выясним, что же это за вещество такое – газовый конденсат.
Что представляет собой газовый конденсат?
Внешне, как правило, газоконденсат представляет собой прозрачную жидкость. Цвет данной жидкости может варьировать от соломенно-жёлтого до жёлто-коричневого. От чего же зависит цвет вещества? Оказывается, интенсивность окраски жидкости зависит от количества содержащихся в ней примесей нефти. Возможно, вы слышали название «белая нефть». Так вот – это общепринятое название газового конденсата.
Каким образом происходит отделение газового конденсата?
В результате непосредственно из скважины получается так называемый «нестабильный» конденсат. Он поступает к потребителям по специальным проводящим системам. Нестабильный конденсат подвергают тщательной очистке от примесей, удаляют из состава газ. Теперь он становится «стабильным». Данный вид газового конденсата доходит до конечного потребителя либо по трубопроводам, либо наливным транспортом.
Каков состав газового конденсата?
На состав газового конденсата оказывает влияние множество факторов. На углеводородный состав конденсата и количество фракций в нём влияют условия залегания пласта, условия, при которых происходит отбор вещества. Очень важно учитывать и период времени, в течение которого данная залежь эксплуатируется. Ранее мы упоминали о влиянии на состав конденсата «нефтяных оторочек», имеющихся в пласте. Следует учитывать и условия миграции газоконденсата в залежи в ходе её формирования, а также химический состав пластового газа. В общем и целом, содержимое газового конденсата подобно нефтяному.
Но, в отличие от нефти, гаоконденсат не содержит смолистых веществ и асфальтенов. В основном, он включает в себя бензиновые и керосиновые компоненты. Бензиновые фракции кипят при температуре +30 °С — +200 °С, керосиновые – в пределах +200 °С — +300 °С. Входит в состав конденсата и небольшое количество высококипящих компонентов. Выход бензиновых фракций обычно составляет более половины. Если пласт располагается на большой глубине, то в его составе преобладают керосиновые компоненты и газойль.
Чаще встречаются конденсаты, имеющие в своём составе метаны и нафтены, реже – содержащие ароматические или нафтеновые углеводороды.
Для чего служит газовый конденсат?
Для производства пластических масс, синтетических каучуков, разного рода волокон и смол используются ароматические углеводороды, олефины и другие мономерные молекулы, получаемые при обработке газового конденсата.
Добывающие предприятия заинтересованы в разработке конденсатов, имеющихся на крупных месторождениях. Ими вводятся в строй установки, обладающие большой единичной мощностью.
Жиклер в газовой плите — что такое и где находиться
Жиклер в газовой плите выполняет очень важную функцию. Другое название данной детали — форсунка. Что такое жиклер, для чего он нужен и где находится? Подробное рассмотрение этих вопросов будет весьма полезным для общего развития и недопущения глупых ошибок при подключении газовой плиты к определенному типу газа (сжиженному или природному).
Жиклер (форсунка) — деталь, через которую в конфорку газовой плиты подается газовоздушная смесь для пламени.
Жиклер для газовой плиты в центре имеет отверстие определенного диаметра. Значение диаметра (в сотых долях миллиметра) в обязательном порядке выбивается на торце (грани) жиклера. К примеру, цифра 135 на грани форсунки означает, что отверстие для прохождения газовоздушной смеси имеет диаметр 1,35 мм.
Жиклер (форсунка) для газовой плиты
Диаметр жиклеров зависит от мощности конкретной конфорки и типа газа, на который настроена плита. Так, мы подошли к вопросам, для чего нужны форсунки, и какие особенности в работе у плит в зависимости от типа подаваемого газа.
Для чего нужны форсунки (жиклеры) в газовой плите
Так как у различных типов газа процесс горения имеет свои особенности, то подключение газовой плиты к баллону с пропаном и газопроводу должно осуществляться с правильно подобранными жиклером.
Если плита настроена на сжиженный газ из баллона, то отверстия в жиклерах должны иметь диаметр меньший, чем у аналогичных под природный газ. Это объясняется разностью давлений:
Рассматривая различие в диаметрах, следует также отметить, что независимо от типа используемого газа маленькая и большая конфорка плиты соответственно будут иметь меньший и больший диаметр отверстий форсунок.
Покупка и замена жиклеров
При покупке газовой плиты не забудьте проверить наличие подходящих комплектов жиклеров. Если упустить этот важный момент, и направить газ через неподходящие форсунки, то можно получить нестабильную работу. Конфорка будет коптить, периодически гаснуть или вовсе не сможет загореться при розжиге.
Если по каким либо причинам в комплекте с плитой не окажется соответствующих типу газа жиклеров, то их без труда можно отдельно приобрести. Информация о диаметре жиклеров должна быть указана в инструкции к газовому прибору.
Таблица средних параметров жиклеров для большинства моделей газовых плит:
Тип горелки | Тип газа (давление) | |||
NG G20 (20mBar) | LPG G30 (50 mBar) | NG G25 (20mBar) | LPG G30 (30 mBar) | |
Маленькая горелка | 0,75 мм | 0,43 мм | 0,70 мм | 0,50 мм |
Средняя горелка | 0,92 мм | 0,55 мм | 0,92 мм | 0,65 мм |
Большая горелка | 1,15 мм | 0,60 мм | 1,15 мм | 0,75 мм |
Горелка духовки | 1,20 мм | 0,65 мм | 1,15 мм | 0,75 мм |
Горелка гриля | 0,95 мм | 0,60 мм | 0,95 мм | 0,65 мм |
Для справки: NG – природный газ. LPG – сжиженный газ (пропан-бутан).
Замена (установка) жиклера особого труда не составит — нужно лишь выкрутить гаечным ключом старый и вкрутить на его место новый. Лишь в некоторых случаях может потребоваться дополнительная регулировка подачи первичного воздуха и регулировка минимального уровня устойчивого пламени.
Категорически запрещается запаивать или рассверливать жиклеры для получения нужного диаметра отверстия.
Симптомы неправильного подбора газовых форсунок
О неправильной работе конфорок газовой плиты можно судить по следующим признакам:
Рассмотренная информация о жиклерах для газовых плит носит рекомендательный характер. Очень важно понимать, что использование газа в бытовых целях не прощает пренебрежительного отношения. При малейших подозрениях на нестабильную работу не занимайтесь самодеятельностью и незамедлительно проконсультируйтесь со специалистами.
Может ли СПГ стать альтернативой дизельному топливу? (Часть 1)
Владимир Чехута
Фото автора, Айдара Алеева, Роберта Яблонского, ресурса che360.com и компаний-производителей
Обществу приходится признать, что коммерческому автотранспорту требуется более чистое альтернативное топливо. Конечно, все уже наслышаны про электрический привод – он очень актуален, моден, но далеко не везде востребован. Немногие регионы готовы перейти на электротягу.
К тому же в мировом автопроме не сформировались альтернативные экологически чистые решения для тяжеловозов и магистральных автопоездов. Всё упирается в запредельную цену дорогущих аккумуляторов, их огромный вес, безопасное использование и длительность процесса зарядки АКБ (см. «Транзит передовых технологий»).
Причём это касается и водорода (см. «Революция Николая Первого»).
Пока поиск оптимального решения продолжается, сжиженный природный газ (СПГ), становится самым перспективным из всех доступных альтернативных видов автомобильного топлива. Природный газ обладает огромным потенциалом и у него большая плотность энергии, сопоставимая с дизелем. Октановое число газа более сотни, что недостижимо для нефтяных источников питания. Такое вредное явление, как детонация, на двигателе, работающем на газе, сведено к минимуму.
При работе на газе образуется меньше нагара в камерах сгорания, а отработавшие газы содержат гораздо меньше вредных веществ, чем жидкие виды топлива. Газ легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры однородной смесью. Конструкция транспортного средства и его моторно-трансмиссионное отделение изменяются не столь значительно. Экологи даже довольны: вредное воздействие ОГ в сравнении с дизелем значительно ниже, особенно в объёме СО2.
Кпг – не панацея
Метан не токсичен, не опасен для здоровья человека, не образовывает взрывоопасную концентрацию, поскольку в 2 раза легче воздуха, а температура возгорания равна 600 °С. При утечке он бесследно улетучивается.
КПГ – CNG (Compressed Natural Gas)
сжатый (компримированный) природный газ (метан): газообразные углеводороды, образующиеся в земной коре.
СПГ – LNG (Liquified Natural Gas)
сжиженный природный газ добываемый на газовых месторождениях. Получается при охлаждении природного газа до температуры –162 °C, благодаря чему его объём уменьшается в 600 раз.
СУГ – LPG (Liquified Petroleum Gas)
сжиженный попутный углеводородный газ (пропан-бутан) получаемый при добыче и переработке нефти. В жидкое состояние переводят при охлаждении до критической температуры и последующей конденсации в результате отвода теплоты парообразования.
Метан в отличие от бензина не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров, не содержит вредных примесей, негативно влияющих на детали камеры сгорания, сжигается практически полностью, не образуя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Кроме того, он не вызывает коррозию металлов, не оставляет отложений в топливной системе, чем увеличивает срок службы двигателя в 1,5–2 раза.
КПГ послужила палочкой-выручалочкой в СНГ для целого сектора локальных перевозок (такси, автобусы, развозные грузовики), но дальнейшее продвижение на дальнемагистральных перевозках тормозится. И вот почему…
Первая проблема в хранении: дополнительные газовые сосуды съедают пространство за кабиной и на раме тягача. В баллонах, изготовленных из полимерных материалов, под высоким давлением (200–250 атм) хранится лишь незначительный объём газа и стандартный запас хода с одной заправки редко превышает 500 км. В качестве полумеры долгое время продвигалась концепция газодизельного и газобензинового транспорта и этот паллиатив до сих пор широко используется.
Холодный расчёт на СПГ
Технология сжижения природного газа предусматривает охлаждение его до очень низких температур, при которых газ переходит в жидкое состояние (LNG) и значительно уменьшается в объёме. Это означает, что автомобиль не надо оборудовать множеством газовых баллонов, ему достаточно иметь один или два криогенных топливных бака, предназначенных для хранения СПГ. Но этого объёма топлива автопоезду уже хватает для осуществления региональных и даже магистральных перевозок на значительные расстояния. То есть движение на СПГ вполне можно рассматривать, как полноценную альтернативу дизелю на маршрутах длиной в 300–1000 км с одной заправки.
Газовые СПГ-грузовики имеют два основных преимущества, и в качестве примера принято ставить в пример опыт КНР, где сейчас сконцентрирован самый большой парк автотранспорта в мире.
В Китае, где применение СПГ в коммерческих автомобилях в последнее время очень распространилось, отмечают, что литр дизеля сейчас обходится в 7,57 юаней (73,5 руб.), в то время, как один килограмм СПГ стоит всего 4,2 юаня (40,8 руб.). В пересчёте это означает, что автоперевозчики, эксплуатирующие газовые автомобили получают экономию в размере 0,45–0,7 юаня (4,3–6,8 руб.) на каждом километре пути.
дизельные | 527 247 | 418 914 |
электротягачи | 321 | 95 |
газовые | 57 625 | 51 274 |
дизельные | 560 527 | 629 172 |
бензиновые | 10 | – |
электрические | 184 | 1374 |
газовые | 3750 | 11 536 |
дизельные | 232 425 | 171 589 |
бензиновые | 5 | 65 |
электрические | 1426 | 385 |
топливные элементы | – | 39 |
газовые | 157 | 495 |
дизельные | 1 381 399 | 1 391 515 |
бензиновые | 306 250 | 442 426 |
гибридные | 157 | 1044 |
электрические | 50 377 | 42 589 |
газовые | 127 | 178 |
дизельные | 60 418 | 20 462 |
бензиновые | 493 023 | 576 231 |
электрические | 7270 | 31 338 |
Выхлопы газовых грузовиков и автобусов наносят намного меньший вред окружающей среде. Выполнение экологических норм Euro 5 у СПГ-транспорта вообще обходится без громоздкой системы нейтрализации и раствора мочевины. А количество СО2 в выхлопе значительно ниже, чем у дизельного двигателя.
Кроме двух главных преимуществ, есть ещё и второстепенные:
Среди мировых лидеров по числу газобаллонных автомобилей лидируют Китай (5,3 млн автомобилей), Пакистан (3,1 млн), Индия и Иран (по 4 млн). Львиная доля (60–70%) приходится на легковой транспорт.
Чтобы понять, сколько в Китае экологически чистого коммерческого транспорта и какова его перспектива, достаточно привести свежую статистику производства. Доля газомоторной коммерческой техники в 2018 году достигла 3,27% для грузовиков и 3,22% для автобусов. Разбиение по классам, видам топлива и используемой тяги даёт богатую пищу для размышлений и о перспективе электрогрузовиков и электробусов, выпуск которых составляет 2,71% и 14%, соответственно.
дизельные | 33 333 | 30 348 |
бензиновые | 38 | 73 |
гибридные | – | 1 |
гибридные PHEV | 9188 | 4540 |
электробусы | 43 371 | 41 114 |
топливные элементы | 1 | 175 |
газовые | 7339 | 8495 |
дизельные | 38 980 | 25 406 |
бензиновые | 4736 | 5428 |
гибридные | 3163 | 3661 |
гибридные PHEV | 35 283 | 34 405 |
электробусы | 31 | 240 |
газовые | 2922 | 3542 |
дизельные | 252 632 | 230 543 |
бензиновые | 66 316 | 54 030 |
гибридные | 61 | 3 |
гибридные PHEV | 299 | 1 472 |
электробусы | 26 837 | 22 972 |
топливные элементы | 98 | 390 |
газовые | 1 421 | 24 912 |
Несладкие контраргументы
Аксиома: успешная реализация любой затратной модели развития упирается в его масштабируемость в бизнесе. Т.е. предпринимателям для снижения рисков важно найти как можно больше потребителей и сделать технологию доступной и популярной. Перевод автотранспорта на газ при государственной поддержке необходим, но этот вид топлива не только в КНР, но и России не так распространён. АЗС с соляркой есть везде, а заправка КПГ и СПГ остаётся явлением редким.
Поэтому, во-первых, владельцу газового ТС обязательно нужно планировать новый маршрут очень тщательно.
Во-вторых, стоимость СПГ-автомобиля значительно выше дизельного аналога: сложнее конструкция и применяются оригинальные узлы, дорогие сосуды Дюара. Учитывая экономию при эксплуатации, можно сказать, что эта надбавка отобьётся, но для этого потребуется примерно от 2 до 3 лет стабильной работы. То есть эксплуатантам, работающим на случайных халтурах, газовый двигатель окажется в тяжесть.
В-третьих, неприятным моментом может стать сезонное колебание цены на СПГ, особенно в зимний период. При наступлении морозов спрос на газ растёт, и продавцы СПГ во всех странах мира не гнушаются заработать лишнюю копейку, цент или юань. Об этом расскажу далее.
В-четвёртых, снаряжённая масса газового грузовика выше дизельного. Изменения не столь большие, но газовая аппаратура и большая ёмкость для хранения топлива, которую стараются заполнить под завязку, добавляет машине несколько сотен килограммов, которые в общем-то не стоит недооценивать, если на трассе имеется весовой контроль.
В-пятых, техническое обслуживание вызывает затруднения. Мастерских и специалистов по ремонту и обслуживанию дизельных грузовиков много. Здесь проблем нет вообще. С СПГ так не получается. Небольшие мастерские и магазины запчастей, которые можно встретить на дорогах, зачастую не в состоянии помочь водителю газовой машины. У них просто нет соответствующих знаний и опыта. И они, как правило, отказываются от обслуживания СПГ транспорта.
Чтобы склониться к приобретению грузовика с СПГ, необходимо понять, получится ли выполнить все конкретные условия?
Первое – должны быть оговорены стабильные (фиксированные) маршруты, чтобы была возможность заезда на недорогую газовую заправку. Второе – это загрузка газового транспортного средства. Годовой пробег должен превышать 120–150 тыс. км, только в этом случае экономия на топливе станет оправданной с точки зрения покупки более дорого СПГ грузовика. Третье, хозяева транспортного бизнеса должны быть предприимчивы, образованны и терпеливы. Разница между газовым автомобилем и дизельным довольна существенна, поэтому зарабатывать здесь смогут не все.