тинькофф рпл что это такое
«Что значит, дали мало денег? Это рыночные отношения!» РПЛ и «Тинькофф» рассказали о подробностях партнерства
Переговоры длились с лета 2019 года. Их инициатор — Александр Дюков
Руководитель РПЛ Сергей Прядкин, официально объявив о соглашении с «Тинькофф Банком», отметил:
— Лиге приятно, что новый партнер — спортивный и развивающийся бизнес. Также отрадно, что он ориентирован на молодую и активную аудиторию. Футбол — новая территория для банка, мы рады принять коллег в нашу футбольную семью.
— Переговоры были очень длительными и непростыми, — добавил Прядкин. — Они начались ещё в начале сезона. И сейчас, наконец, мы заключили это соглашение. Тренд на сокращение госфинансирования выбран. Мы готовы думать о всевозможных интеграциях.
— Первый контакт с «Тинькофф» у нас состоялся летом 2019 года, но к финальным условиям подошли к началу 2020-го. Инициатива партнерства принадлежит Александру Дюкову (главе РФС), огромное ему за это спасибо. Дальнейшую работу по интеграции вела уже РПЛ. Переговоры шли долго и конструктивно, ожидание начала чемпионата — хороший повод, можно было внести изменения в регламент.
Планы нового партнера РПЛ: привлечь новых клиентов и популяризировать лигу
Директор по маркетингу «Тинькофф» Михаил Горбунцов:
— Мы всегда расцениваем все наши маркетинговые оценки только с точки зрения бизнеса. Если бы это была только имиджевая реклама, мы бы от такого партнерства отказались. Мы разработали большую маркетинговую кампанию, которую вы скоро увидите. Планируем увеличить лояльность, привлечь новых клиентов, а также больше популяризировать лигу.
— У нас 10 миллионов клиентов, мы умеем продвигать различные условия и можем с помощью нашего приложения привлекать новую аудиторию на каждый матч лиги.
Вице-президент «Тинькофф» Анна Михина:
— Партнерство будет долгим, уверена, что от этого выиграет лига, футболисты и россияне — поклонники этого вида спорта. В ближайшее время будет доступна покупка билетов на спорт в нашем приложении. Также хочется сделать доступнее трансляции и походы на стадион.
— У нас есть сильные маркетинговые инструменты — мы готовы предоставлять клубам возможность предоставления через наше приложение эксклюзивных материалов для своих болельщиков. Также болельщики будут иметь возможность безопасной покупки билетов.
Стоимость контракта — не 300 миллионов, как об этом писали в СМИ. Лига хотела больше денег, и в будущем контракт может быть пересмотрен
В ходе беседы с журналистами глава РПЛ Сергей Прядкин прокомментировал информацию о том, что контракт с новым титульным спонсором принесет лиге 300 млн рублей:
— Цена не 300 миллионов, мы хотели больше. Но в ходе переговоров пришли к тому, что мы имеем сегодня. Не считаем ли, что мы продешевили? Мы, конечно, хотели больше. Но принимал решение не я, принимали клубы. Я надеюсь, что сумма контракта будет повышена, у нас есть планы и задумки, как его повысить. С точки зрения рынка наш контракт — немаленькие деньги.
— Итоговое решение принимал не я, не Сергей Геннадьевич Прядкин, а клубы совместно с нашим партнером. Надеюсь, что сумма контракта будет выше, в дальнейшем у нас есть возможность ее повысить.
После этого директор по маркетингу «Тинькофф» Михаил Горбунцов ответил на вопрос из зала: «Почему вы дали РПЛ так мало денег?»
— Что значит мало? Это рыночные отношения. Да, Сергей Геннадьевич хотел больше. Не в два раза, но больше. Но в ходе переговоров сошлись на текущих условиях.
— Если через два года наша аудитория вырастет до 25 миллионов, то сумма контракта может удвоиться и утроиться.
Согласно исследованиям, футболом в РФ ежегодно интересуется аудитория в 10 млн человек.
Будут ли нашивки на майках команд Тинькофф РПЛ с именем нового спонсора?
Отвечает Сергей Прядкин:
— У нас к этому будет гибкий подход, вы все увидите. У нас [до конца текущего чемпионата] 11 туров, будем вносить коррективы.
— Подписывая соглашение, мы учли уже подписанные соглашения наших клубов в данной [банковской] категории. Каждый из случаев обсудили индивидуально, везде нашли компромиссы. Вопросов не будет.
Расширение лиги, стадион в Тамбове, ВАР. Другие важные темы для Тинькофф РПЛ
В заключительной части пресс-конференции Сергей Прядкин ответил на вопросы, не связанные с новым партнерством:
В понедельник появилась информация, что у российской Премьер-лиги появится новый титульный спонсор – банк «Тинькофф». Официального объявления нет, но все знающие инсайдеры эту информацию подтвердили. Сетевое издание «Евро-Футбол.Ру» считает эту новость очень важной для отечественного футбола.
Банк «Тинькофф» должен стать титульным спонсором премьер-лиги со следующего года. Турнир будет носить название организации. В 2020/2021 мы будем наблюдать за «Тинькофф Российской Премьер-лигой». Судя по имеющейся информацией, договор будет заключён на 1 год на общую сумму в 300 миллионов рублей. Хотя сумма небольшая, а срок совсем короткий, этот контракт может стать прорывным для нашего футбола.
Олега Тинькова никогда нельзя было заподозрить в любви к футболу, а, тем более, отечественному. Он скорее предпочитал велогонки. Более того, Тиньков говорил, что никогда в жизни не будет вкладывать деньги в отечественный футбол, потому что не любит его в принципе, а особенно российский. Более того, наших футболистов он в одном из интервью называл «обсосами».
Сейчас нет смысла рассуждать о словах, взгляды в принципе могут меняться, что, кстати, нормально. Странно было бы, если бы человек наоборот всю жизнь придерживался бы одних и тех же мыслей. И всё же Тиньков даже в последние годы не был замечен в любви к футболу, и в данном случае это хорошо. Получается, что заключаемый контракт – это не детское увлечение, не попытка спасти любимую игрушку или что-то в этом роде. Это бизнес и ничего личного. И вот это самое главное.
300 миллионов рублей в год – это точно немного. Зато это честная оценка нашей российской Премьер-лиги. Мы узнали, сколько частный бизнес готов давать на футбол. Причём это титульное спонсорство, которое принято считать самым дорогим. Не густо, но важно для размышления. Теперь любой бизнес получил некую точку ориентира стоимости. Если вдруг кто-то ещё захочет войти в наш футбол, он легко поймёт, как считать свои возможные инвестиции.
Именно с точки зрения других партнёров для российского футбола банк «Тинькофф» очень важен. Это один из крупных рекламодателей России, причём не традиционных, предпочитающих «телик», а делающих ставку на блогеров, разные интеграции. Вкладывая даже 300 миллионов рублей, Тиньков точно найдёт способ эти деньги вернуть и приумножить, так что нас могут ожидать интересные рекламные шаги. Если же пойдёт раскрутка через футбол, то вскоре могут появиться и другие спонсоры.
На самом деле, если что-то в российском футболе изменилось, и частный бизнес вдруг в него потянулся, это будет огромное благо. Только так наша премьер-лига может как-то вылечиться от всех нынешних недугов. Ждём.
Сумма контракта РПЛ с «Тинькофф», расширение Лиги и исключение из неё «Тамбова». Главное с пресс-конференции
Сумма соглашения
Коммерческий директор РПЛ Павел Суворов сказал, что суммы, фигурирующие в прессе (называлась цифра в 300 миллионов рублей за сезон) не соответствуют действительности. Сергей Прядкин также опроверг информацию про 300 миллионов.
Хотя условия не выглядели большой коммерческой тайной, поскольку ещё в середине февраля про 300 миллионов + 75 миллионов на закупку рекламы у «Матч ТВ» сказал не кто иной, как президент РФС Александр Дюков. Судя по загадочности ответов сторон, можно было подумать, что что-то изменилось, но, похоже нет: сумму в 375 миллионов назвал в интервью РИА Новости президент «Урала» Григорий Иванов.
Выходит, лига продала имя (кстати, оно обязательно для СМИ, так что привыкайте и не ругайтесь на нас) и кучу всего за 5,35 млн евро за сезон – эта сумма покрыла бы, например, старый контракт Кокорина. Правда, не совсем понятно, учитывает ли Иванов в своей речи сумму на вещателя или РПЛ за время переговоров сумела выторговать ещё 75 миллионов себе? Вряд ли.
Но, по словам директора по маркетингу «Тинькофф» Михаила Горбунцова, эта сумма не окончательная и бесповоротная: «Если через два года наша аудитория вырастет до 25 миллионов, то сумма контракта может удвоиться и утроиться», – цитирует Горбунцова Sport24.
Конечно, не совсем понятно, как какая-то аудитория, связанная с российским футболом, может вырасти, но речь тут скорее о банке. Однако у него, по словам представителей «Тинькофф» и Прядкина, около 10 миллионов клиентов – вряд ли до конца контракта количество успеет увеличиться в 2,5 раза.
«Тамбов» исключат из РПЛ?
Пожалуй, не стоит делать очень большим разговор о маленьких деньгах, потому перейдём к ещё одной важной теме, затронутой на пресс-конференции. Прядкина спросили, не обманули ли его тамбовские власти, пообещав к началу следующего сезона подготовить домашний стадион, на что президент РПЛ ответил: «Наверное, что-то такое есть».
Прядкин сказал, что кочевой образ жизни «Тамбова» «не лезет ни в какие рамки» и напомнил, что клуб был допущен на один сезон в качестве исключения, а со следующего чемпионата все должны будут играть домашние матчи в своих регионах. Как утверждает журналист Артём Локалов, построить новый или реконструировать старый стадион в Тамбовской области уже не успеют.
Неужели Сергей Прядкин наконец потеряет своё единственное достоинство –устраивать всех и никому не мешать? Впрочем, от того, что он перестанет устраивать ФК «Тамбов», положение президента кардинально не изменится.
Оренбуржцы могут вздохнуть спокойно: вместимость до 10 тысяч на и без того незаполняющемся стадионе в Ростошах они к новому сезону увеличат.
Правда, в конце сезона может сложиться забавная ситуация: «Оренбург» со своим стадионом вылетит, «Тамбов» – нет, но будет исключён, а куча клубов ФНЛ откажется от повышения в классе. По регламенту вылетевший клуб должен в любом случае вылететь, но «Анжи», помнится, оставался, несмотря на поражение в «стыках», чтобы сидеть без зарплат весь сезон.
РПЛ расширят
Произвести столь серьёзную реформу мгновенно не получилось, но скорость принятия решения всё равно впечатляет. Летом 2019 года Прядкин говорил, что до ЧМ-2022 увеличить количество команд в РПЛ никак не получится, но решение принято.
«Оно направлено в РФС, создана рабочая группа. В ближайшее время мы выступим с официальным заявлением — что и когда должно произойти», – сказал Прядкин.
Речь о гладком (как сейчас) чемпионате с 18 командами, но это не новость. Тут как с «Тинькофф»: всем всё давно известно, но остаётся дождаться официального объявления. Видимо, в нём речь пойдёт о сезоне 2021/22 – даже для наших мастеров скоростного переобувания обеспечить РПЛ-18 уже в следующем сезоне будет тяжеловато, до окончания прошлого осталось три месяца.
А что с нашивками «Тинькофф»?
Их не будет на форме «Зенита», «Динамо» и «Спартака», уже сотрудничающих с другими банками. По остальным командам, как сообщает Прядкин, «найдены компромиссы». Банку этот пробел компенсируют возможностью рекламы на Суперкубке.
Клубам больше не придётся платить за VAR
Видеотехнологии приходят в чемпионат России с полным размахом: теперь исправлять ошибки арбитров в поле или игнорировать их и допускать новые будут на всех матчах.
Тинькофф РПЛ представила новый трофей
Кубок даже запустят в трофей-тур по городам РПЛ. Интересно, посетит ли он Тамбов, Саранск или Нижний Новгород?
«Тинькофф» станет титульным спонсором Российской премьер-лиги по футболу
Российская премьер-лига по футболу (РПЛ) и «Тинькофф банк» достигли договоренности о сотрудничестве – банк станет титульным спонсором лиги. Пресс-конференция, на которой будет объявлено о партнерстве, состоится в центральном офисе агентства «Интерфакс» в среду, 26 февраля.
О том, что «Тинькофф банк» станет титульным спонсором РПЛ со следующего сезона, а сам турнир будет называться «Тинькофф Российская премьер-лига», 10 февраля сообщило издание Betting Insider со ссылкой на источник. Представитель банка тогда отказался комментировать «Ведомостям» эту информацию.
«Тинькофф банк» станет третьим титульным спонсором в истории РПЛ после «Росгосстраха» (2006–2010 гг. и 2015–2018 гг.) и «Согаза» (2011–2015 гг.). В 1990-е гг. титульными спонсорами чемпионата России по футболу (РПЛ была создана в 2002 г.) были производители жевательной резинки Stimorol и прохладительного напитка Pepsi. С 2018 г. у РПЛ не было титульного спонсора.
В поисках нового спонсора РПЛ принимал участие президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков. Он рассказывал, что год назад вел переговоры с основным владельцем банка Олегом Тиньковым о том, чтобы «Тинькофф банк» стал партнером РФС, но посчитал, что будет правильным, если банк станет партнером РПЛ. По словам Дюкова, он порекомендовал банку и РПЛ начать переговоры, которые шли долгое время, и он уже в них не участвовал. По информации Дюкова, размер контракта между банком и лигой – 300 млн руб. в год, плюс 75 млн руб. ежегодно, которые получит от банка «Матч ТВ».
«Олег написал мне, что сделал это для меня. Он коммерсант, вряд ли бы он пошел на это, если бы посчитал, что сделка будет непривлекательной. Давайте посмотрим, что получится. Если банку получится заработать, то это будет прекрасный «кейс». И уже через два года будет больше желающих стать спонсором РПЛ»
Контракт РПЛ с «Тинькофф» – исторический шанс лиги на развитие. А много или мало 375 млн рублей в год – пустой спор
Осмысляет Владислав Воронин.
Главный вопрос после подписания контракта между РПЛ и «Тинькофф» – не продешевила ли лига, согласившись на 300 миллионов рублей в год (полная сумма чуть больше: еще 75 млн за рекламу положено основному вещателю, то есть «Матч ТВ»). О проблеме ожиданий и реальности рассуждает и президент Сергей Прядкин («Мы хотели больше»), повторяет самый говорливый среди руководителей клубов Григорий Иванов из «Урала» («375 миллионов рублей для нашего чемпионата не столь великие деньги»), это обсуждается в медиа – и по итогам пары недель мысль «Да, 300 – все-таки мало» вроде бы стала общим местом. Такая постановка вопроса только подчеркивает, в плену каких иллюзий и во мраке какого незнания своих реальных возможностей живет российский футбол.
В этом тексте я попытаюсь объяснить одну простую мысль: бессмысленно оценивать контракт РПЛ с «Тинькофф» относительно денег, на самом деле эта сделка – исторический шанс хоть чуть-чуть изменить мировоззрение и приблизиться к рыночности.
Сейчас наш футбол не станет рыночным: с госденьгами будет раздутым, совсем без них – слишком бедным (потому что государство контролирует огромную долю экономики)
Начать логично с еще одной февральской дискуссии об экономике русского футбола, которую Сергей Семак невольно запустил высказыванием на закрытом питерском бизнес-клубе. «Экономическая составляющая сейчас не действует, поэтому футбол в большей степени дотационный. Вариантов выхода из этой ситуации два. Первый – государство должно полностью уйти из спорта. В этом случае мы увидим в краткосрочной перспективе падение футбола. Но постепенно мы выйдем на какой-то баланс по зарплатам и узнаем, сколько наш футбол стоит по-настоящему», – к сожалению, в расшифровке речи Семака на «Фонтанке» не сохранился второй пункт, но и этого оказалось достаточно, чтобы задуматься.
Мысль Семака во многом бесспорна: да, РПЛ – дотационная лига, да, спонсоры дают клубам в разы больше, чем они заслуживают, – но вот идею освобождения футбола от государственных денег невозможно оценивать в отрыве от общественно-политической и экономической реальности. Если завтра государство просто уйдет из лиг и команд, спорт даже на дистанции 5-6 лет не узнает свою реальную стоимость – просто потому, что государство занимает огромную долю экономики и тем самым ограничивает частный сектор.
Одно дело – если футбол, лишившись госденег, окажется в условиях реального рынка, где доля государства, допустим, 20%. Другое дело, если отправить футбол искать деньги только в частном бизнесе – хотя государство контролирует более половины экономики.
Футбол – отчасти заложник государственной и экономической политики, сам себя он регулировать не в состоянии, добиться рыночности в не вполне рыночной экономике ему сложновато. Нынешнее финансовое состояние клубов и лиги, конечно, далеко от адекватного, деньги им выдают не на основе экономических формул, а скорее понятийно (условно: для поддержания престижа региона надо столько-то – сумму выделили из бюджета области и пары-тройки местных крупных компаний; идеальный пример такой модели – тульский «Арсенал»). Такая обстановка снижает волю к предпринимательским усилиям, и клубы (за редким исключением) не увлечены работой с аудиторией и сложной монетизацией.
Сейчас футбольные клубы финансируют 8 из 20 крупнейших компаний России с государственным участием по капитализации («Роснефть» – «Арсенал Тула», «Газпром», «Газпром нефть» и «Ростелеком – «Зенит», ВТБ – «Динамо», ФСК ЕЭС, «Россети» и «Аэрофлот» – ЦСКА). Классификация – из отчета ФАС, опубликованного в 2019 году.
Наивно считать, что совсем без госденег футбол рано или поздно станет радикально рыночнее – мы живем в экономической реальности, которая на очень-очень много процентов формируется государством. По оценке Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС), доля государства в экономике России сейчас составляет около 70% (в 1998-м было 25%, в 2008-м – 40-45%). Вокруг этой оценки годами длятся споры: глава Счетной палаты Алексей Кудрин недавно оценил долю государства в 47-48%, международное рейтинговое агентство Moody’s – в 40-50%, а Международный валютный фонд – в 33% (но его методика, говорят, не учитывает множество компаний с госучастием, поэтому не вполне полноценна). По оценке РИА Рейтинг, доля госкомпаний в российском топ-100 по уровню капитализации – 48%.
Все эти цифры здесь не просто так – а для понимания, что если снять команды с этой иглы государственного финансирования, чуда не случится. Даже при раскладе мечты можно претендовать на работу с 50% экономики – это сделает индустрию беднее, но расскажет о ее истинном положении не все.
Экономический ландшафт в обозримом будущем не поменяется. Когда Минфин предложил продать госпакеты в «РусГидро», «Россетях», «Транснефти» и РЖД, помощник президента Андрей Белоусов был резок: «Пусть это остается на совести Минфина».
Так что полностью рыночным футболу пока не стать: в нынешних условиях он будет слишком богатым, без госденег – слишком бедным. Без середины.
Остается только учиться работать как здоровый бизнес.
И тут мы, наконец, возвращаемся к контракту РПЛ с «Тинькофф».
«Тинькофф» будет продвигать РПЛ как классное развлечение для своих клиентов – для лиги это шанс расширить аудиторию
Важно сразу прояснить: «Тинькофф» заинтересовался футболом из-за хороших отношений Олега Тинькова с Александром Дюковым, этого никто не скрывает. Бизнесмен хотел поддержать старого знакомого, когда тот только стал президентом РФС, предложив контракт для сборной, а Дюков посоветовал подумать про РПЛ, у которой как раз не было титульного спонсора и которая нуждается в эволюционном толчке. Да, это использование знакомств, но, во-первых, вполне рыночное (условия реально согласовывали офисы двух компаний, а не Дюков, Прядкин и Тиньков лично пожали руки, обсудив, 300 или 400 миллионов в год), во-вторых, бизнес – это вообще про умение налаживать связи и обращать их себе на пользу.
Тут можно парировать тем, что губернатор, звонящий руководителю местной компании с госучастием, чтобы выбить несколько сотен миллионов рублей для команды, вообще-то тоже использует связи. Только разница в том, что спонсор, привлеченный таким телефонным правом, в большинстве случаев вообще не думает про контакты с аудиторией, возврат инвестиций и целесообразность – он, как говорится потом в заявлении на сайте, «рад поддержать футбол» и проявляет лояльность политической элите (ну, допустим, зачем реклама компаниям типа «ТНС Энерго» – с кем они конкурируют за клиентов, где их товар? Они именно что поддерживают футбол – не больше). Частный спонсор уровня «Тинькофф» относится к деньгам строже и думает иначе: ему нужны новые клиенты, лояльность нынешних и агрессивная реклама, эффективность которой еще и отслеживается разными инструментами.
Зачем вообще футбол «Тинькофф Банку»?
Во-первых, новые клиенты. Как сказал медиадиректор компании Михаил Горбунцов, в России около 10 миллионов любителей футбола, у банка 10 миллионов клиентов – и очевидно, что далеко не вся аудитория РПЛ завела его карты (а у банка есть цель – 25 млн клиентов через 2 года). «Тинькофф» уже частично представляет себе футбольную аудиторию, потому что сотрудничает с ЦСКА: выпущена кобрендинговая карта, на нее можно записать абонемент, а за покупки начисляются баллы клубной программы лояльности с каламбурным названием «БитКони» (например, если вы набрали 250 БитКоней, ваш ребенок может вывести игрока на матч, за 10 000 баллов получите капитанскую повязку с автографом Акинфеева, за 15 000 – сфотографируетесь с гендиректором Бабаевым как новичок и получите футболку, за 500 000 – полетите с командой на выезд и будете жить в отеле с игроками; все опции – на сайте ЦСКА). Таких карт за пару сезонов выпущено несколько тысяч – их можно оформить в том числе на стадионе. Не исключено, что нечто подобное появится на уровне РПЛ.
Во-вторых, футбол логично ложится в концепцию лайфстайл-банка, как себя называет «Тинькофф». Он не ограничивается картами, а работает еще и как центр развлечений: внутри приложения можно купить билеты в кино и театр, заказать столик в ресторане, купить билеты на самолет или поезд, забронировать отель, арендовать машину, записаться на стрижку – и так далее.
Спорт в эту экосистему еще не встраивался, хотя РПЛ это выгодно: «Тинькофф» обещает, во-первых, внедрить матчи в свой билетный сервис, во-вторых, продвигать платные трансляции (смотреть внутри приложения будет нельзя – банк отдаст трафик «Матч ТВ»). При этом надо понимать, что банки знают аудиторию и используют данные лучше кого бы то ни было. Если вы один раз купите билет на футбол, РПЛ будет догонять вас внутри «Тинькофф Банка» силами искусственного интеллекта.
«Мы умеем продвигать различные услуги среди этих клиентов с учетом их данных. В нашем приложении с помощью сторис мы можем продвигать каждый матч РПЛ на конкретную территорию, повысив тем самым посещаемость. Это достаточно большой канал коммуникации, который мы будем использовать. И в рамках контракта мы не оценивали это в деньгах», – сказал медиадиректор банка Михаил Горбунцов.
Бессмысленно обсуждать, много или мало – 375 млн рублей за титульное спонсорств РПЛ. Это нормально. И вот почему
Во-первых, если мы говорим не про имиджевую рекламу (например, «Газпром» в Лиге чемпионов – это реклама, которая потребительским интересом после трансляций не отобьется), а про реальные рыночные партнерства, то они базируются на термине ROI – окупаемость вложений. Если я потратил на рекламу 100 тысяч рублей, то мне, по-хорошему, нужно, чтобы на дистанции она принесла мне 100+. Успешные партнерства – те, где в выгоде остаются и рекламная площадка, и рекламодатель, тогда и стоимость рекламной площадки планомерно растет. В истории РПЛ пока не было ни одного рыночного титульного спонсора, который проводил бы акцентированные кампании вокруг футбола (например, СОГАЗ заходил по просьбе Сергея Фурсенко, и потом Виталий Мутко прямо утверждал, что страховщика заставили дать денег).
У РПЛ нет успешной рекламной предыстории, поэтому ожидания, замешанные на раздутых госконтрактах клубов, здесь неприменимы (например, ВТБ выдает «Динамо» более 4 миллиардов рублей – так что, теперь все должны так?). Для стартового настоящего контракта 375 миллионов рублей – это вполне достойно. Если РПЛ проявит себя как эффективный партнер, то а) ей дадут больше, б) она сама сможет требовать больше; в) к ней придут новые партнеры, которые хотят реальных контактов с аудиторией и прибыли.
Сейчас – исторический шанс доказать рыночную зрелость, а если окажется, что лига еще умеет мало, обучиться рядом с партнером, который реально готов помогать (на презентации контракта «Тинькофф Банк» сказал, что готов ставить в истории (сторис) внутри приложения завлекающий контент клубов и помогать с правильными настройками таргетинга). Государственные деньги годами вливаются в спорт только ради поддержания спортивного уровня: вывести команду в РПЛ, укрепить состав, забраться повыше – поэтому на дистанции десятилетия результат зачастую оказывается нулевым, пустым (смотрите историю «Томи»). Ни один государственный спонсор не требовал от клубов отчета о тратах и бизнес-развития – отсюда наша экономическая заторможенность (местами даже отсталость) и парадоксальные контрасты: в клубе, где играет футболист уровня сборной России, у маркетологов почти нет денег на развлечения на стадионе. Контракт с «Тинькофф» – реальный шанс задвигаться, посмотреть, как изучают аудиторию и монетизируют ее внимание.
Вдобавок к живым деньгам РПЛ бесплатно получает то, что многие компании покупают задорого – внимание аудитории. «Тинькофф» будет продвигать трансляции и идею похода на стадион как классного семейного развлечения; учитывая размер общей аудитории (10 млн человек) и умение банка ее сегментировать – получается реальная рекламная кампания, за которую при иных условиях пришлось бы заплатить Х миллионов рублей (и если очень хочется получить реальную стоимость контракта, стоимость этого пункта можно приплюсовать к 375 млн).
Осознавая все это, я на презентации контракта лиги и банка спросил у РПЛ, можно ли относиться к такому партнерству как к подарку. Ответил коммерческий директор РПЛ Павел Суворов.
– Мы воспринимаем контракт как результат работы. В последние годы мы много инвестировали в бренд, в продукт, ужесточили лицензирование клубов, которое мы теперь проводим вместе с РФС. Если перечислить все наши инициативы за 2 года, их наберется внушительное количество. Появление такого спонсора – это все-таки первые плоды нашей работы. Мы привлекаем интерес и внимание рыночного партнера.
– Вы говорите, что хотели получить от титульного спонсора больше. Что вам нужно сделать, чтобы через два с половиной сезона контракт действительно вырос?
– Просто перечислю KPI, которым мы должны соответствовать: прирост посещаемости, прирост аудитории ТВ-трансляций, прирост платящих подписчиков, прирост аудитории в цифровой среде. Если мы выполним заданные KPI по всем направлениям, то вырастем в качестве и будем рассчитывать на другие условия нового соглашения.
– Это общие слова. Давайте попробуем представить пять шагов, которые надо сделать РПЛ, чтобы это случилось.
– В первую очередь – очень четко определить точки роста, которые нам предоставляет соглашение с «Тинькофф Банком». Четко реализовать все возможности, которые есть в цифровой среде. Быть надежным и эффективным партнером. Это банальные слова, но они важные. Это вопрос ежедневной, планомерной и совместной партнерской работы.
Наверное, РПЛ осторожничала и не хотела бросаться обещаниями.
Банку «Тинькофф» тут переживать бессмысленно: 300 миллионов рублей в год для него не самая страшная трата (бюджет на маркетинг в этом году – 10 миллиардов рублей). Не получится – банк быстро откажется («Мы сразу видим, какие каналы работают, а какие – нет. Инвестируем только в те каналы, которые приносят хорошую конверсию», – говорил Михаил Горбунцов на одной из конференций).
А вот для РПЛ этот контракт значит многое. Он реально покажет, способна ли РПЛ быть «надежным и эффективным партнером». Способна ли РПЛ на «ежедневную планомерную работу». Это исторический период, который либо подбросит лигу на реальный рынок, либо отбросит назад к госдотациям.