тимирязев что такое физика и чему она учит
Великий русский учёный Тимирязев: «Я исповедую три добродетели: веру, надежду и любовь»
Происхождение и образование
Климент Тимирязев родился 22 мая (3 июня) 1843 года в российской столице – Петербурге. Он принадлежал к одному из старинных российских дворянских родов, его предки вышли из Золотой Орды и служили московским правителям. Отец Климента Аркадий Семёнович служил в таможне, был сенатором и тайным советником. Он воевал с французами в 1812—1814 гг., был известен честностью и свободой мысли, поэтому богатств не скопил. Мать Аделаида Климентьевна была из древнего французского дворянского рода баронов де Боде, которые перебрались из Эльзаса в Россию во время Великой Французской революции. Также в роде Боде была изрядная доля английских и шотландских корней.
Поэтому сам Тимирязев отмечал: «Я — русский, хотя к моей русской крови примешана значительная доля английской». Таким образом, род Тимирязева принадлежал к аристократии. Он в совершенстве владел немецким, французским и английским языками.
Семья Тимирязевых была большая и дружная. Все дети получили от матери хорошее домашнее образование. Климент не только овладел иностранными языками, но и занимался музыкой, изобразительным искусством, был увлечён пейзажной фотографией. Его работы даже выставлялись. Его братья также стали видными людьми и оказали влияние на Климента: Василий (известный литератор), Николай и особенно Дмитрий (статистик и химик), приобщивший брата к органической химии.
Несмотря на высокое происхождение, жизнь Тимирязева не была лёгкой. Отец был честным служакой и капитала не нажил. Когда Аркадий Семёнович был уволен со службы, семья осталась без дохода. Климент начал работать ещё юношей. Он вспоминал, как утешал себя мыслью, что не сидит на горбу у тружеников, как купеческие сынки.
В 1860 году Климент поступил в Петербургский университет на юридический факультет, затем перешёл на естественное отделение физико-математического факультета. Посещал лекции ведущих учёных: химика Менделеева, ботаников Бекетова и Фаминцына, физиолога Сеченова, историка Костомарова. Окончил курс в 1866 году со степенью кандидата, то есть с отличием. Правда, едва не был отчислен за вольнодумство. Тимирязев изучал труды Маркса, стал его единомышленником. У него сложилось убеждение «долга перед обществом» и «ненависти ко всякой, особенно общественной неправде». В результате молодой человек принял участие в студенческих волнениях и затем отказался сотрудничать с полицией. Обучение смог продолжить только как вольный слушатель.
Разгадка фотосинтеза
Ещё в университете Тимирязев отметился как талантливый экспериментатор. Молодой учёный считал, что все теории необходимо проверять на практике. Поэтому он сам конструировал новые приборы, которые использовали и после него. После университета был заведующим опытной агрохимической станцией в Симбирской губернии. Талантливого учёного заметили в Министерстве народного образования и отправили на стажировку за границу для подготовке к профессуре. Два года Климент слушал лекции видных западных учёных и работал в ведущих лабораториях Франции и Германии.
После возвращения в Россию Тимирязев защитил магистерскую диссертацию и был назначен профессором Петровской сельскохозяйственной и лесной академии в Подмосковье. В 1877 году учёного пригласили в Московский университет. В этих учебных заведениях Тимирязев проработал свыше 30 лет и сделал свои основные открытия.
Один из учеников академии, известный позднее публицист и писатель Владимир Короленко отмечал:
Главные исследования русского учёного касались процесса фотосинтеза. Ранее было известно, что на свету растения преобразуют углекислый газ и воду в органические вещества. Но учёные не знали, как это происходит. Климент Аркадьевич направлял на растения свет, который пропускал через цветные жидкости. И обнаружил, что красные и синие лучи усваиваются лучше жёлтых, и от этого зависит скорость разложения углекислоты. Именно Тимирязев осознал, что свет поглощается благодаря зёрнам хлорофилла, которые придают растениям зелёный цвет. Он первым сообщил, что хлорофилл не только физически, но и химически участвует в фотосинтезе. Своими исследованиями русский учёный доказал, что закон сохранения энергии полностью распространяется и на процесс фотосинтеза. Хотя в то время этот факт не был признан большинством исследователей.
Также русский учёный открыл явление светового насыщения. Ранее считалось, что основная характеристика света – яркость. Тимирязев опроверг это. Он выяснил, что с увеличением яркости растения действительно поглощают всё больше углекислоты, но до определённого предела. После него повышать яркости бессмысленно, а бывает и вредно, так как из-за сильного света испаряется влага. В результате Климент Аркадьевич сделал вывод о «космической роли растений». Именно такую лекцию он прочитал в Лондонском королевском обществе в 1903 году.
Тимирязев отмечал: «Растение — посредник между небом и землею. Оно — истинный Прометей, похитивший огонь с неба». Растения используют для питания солнечную энергию, создают первичное органическое вещество, которым питаются животные. Растения поддерживают химический состав атмосферы, то есть дают жизнь всем организмам.
«Только осуществляя свои лучшие мечты, человечество продвигается вперёд»
Климент Аркадьевич был одним из активных сторонников эволюционной теории Дарвина. Ещё студентом он одним из первых в России перевёл знаменитую книгу Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора». Также он писал для журнала «Отечественные записки» серию статей о книге Дарвина и её критику. Затем опубликовал книгу «Краткий очерк теории Дарвина». Фактически благодаря Тимирязеву русское общество познакомилось с теорией Дарвина. Открытие Дарвина русский учёный считал крупнейшим открытием XIX столетия. Он был активным дарвинистом, защищал теорию от критики и искажений.
Русский учёный был не только теоретиком, но и практиком. Он мечтал, чтобы его открытия пригодились в народном хозяйстве. Наука должна была сделать земледелие более производительным. Сразу после окончания университете он на агрохимической станции руководил работами по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность растений. В 1870-е годы во время работы в Петровской академии Тимирязев соорудил «вегетационный домик» — это была первая в России и третья в мире научная теплица. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он повторил этот опыт.
Климент Аркадьевич активно работал над распространением знаний. Учёный написал боле 100 научно-популярных работ, где описывал воздействие света на растения и методы повышения урожайности, рассказывал о естествознании и открытиях крупнейших учёных. Тимирязев отмечал, что самого начала поставил перед собой две основные цели: науку и писать для народа. Для этого же русский учёный проводил публичные лекции, пользовавшиеся огромной популярностью среди молодежи. Сам Климент Тимирязев считал, что именно молодое поколение поведёт народ по пути прогресса:
Стремление к свету и высшей правде
Несмотря на всемирное признание и популярность, власти недолюбливали вольнодумца. В 1911 году Климент Аркадьевич, несмотря на тяжелую болезнь (после кровоизлияния в мозг в 1909 году у Тимирязева остались парализованными левая рука и нога), вместе с другими профессорами и преподавателями покинул Московский университет. Протест преподавателей был связан с делом Кассо. В январе 1911 года вышел циркуляр министра просвещения Л. А. Кассо «О временном недопущении публичных и частных студенческих заведений». Документ запрещал проведение собраний в университетах, ректоры должны были следить за проникновением посторонних лиц в высшие учебные заведения. В целом циркуляр нарушал автономию университетов.
В политическом отношении русский учёный стремился к сближению науки и политики. Выступил как патриот и славянофил, за войну России против Турции, что должно было привести к свободе славян. Надеялся на сближение народов России и Англии, которые должны были противостоять агрессии Германии. Первоначально высказывался в пользу Антанты и выступление России в защиту сербов. Однако быстро разочаровался в мировой бойне и стал работать в антивоенном журнале М. Горького – «Летопись». Тимирязев возглавил отдел науки и привёл к участию в журнале многих видных учёных, писателей и поэтов.
После Февральской революции социалисты-революционеры продвигали кандидатуру Климента Аркадьевича на пост министра просвещения в будущем социалистическом правительстве. Однако, наблюдая разрушительную политику Временного правительства в крестьянском и аграрном вопросе, русский учёный стал поддерживать идеи большевиков. Тимирязев активно поддержал Апрельские тезисы Ленина (о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую) и Великую Октябрьскую революцию. Поддерживал «изумительные, самоотверженные успехи» Красной Армии, которая спасла Россию от гибели, призывал сомкнуться в армию труда, так как счастье и процветание народа созидаются только производительным трудом.
Социалистическая революция вернула Тимирязева в Московский университет. Правда, проработал он недолго. 28 апреля 1920 года великий учёный умер от простуды. По случаю 70-летнего юбилея Тимирязева 22 мая 1913 года другой великий русский учёный, Иван Павлов, дал полную характеристику своему коллеге:
Ботаник Тимирязев – потомок пророка Мухаммеда
УСТАВ, КАКИХ НЕ БЫЛО
Ученый-ботаник вообще выступал за свободы студенчества, но революционером, все-таки не был. Порой, на занятиях Тимирязев говорил с молодежью о правах и свободах, но, по словам Александра Оришева, к бунту и волнениям он студентов никогда не призывал. Советские источники, как говорится, сильно преувеличивают.
Откуда же взялись подобные настроения у «птенца дворянского гнезда», сына баронессы Боде, получившего прекрасное образование? По некоторым источникам, отец Тимирязева,начальник петербургского таможенного округа Аркадий Семенович (впоследствии сенатор и тайный советник) часто рассказывал маленькому Клименту о декабристах. Как народ поддерживал восставших дворян и как бросал камни в правительственные войска.
ДВОРЯНСТВО, ПРИЯТНОЕ СОВЕТАМ
За редкие для российского дворянства душевные порывы сразу же зацепилась власть советов. Тимирязев не был из тех обладателей титулов, кто пил шампанское по цене коровы, но был первым в России человеком, кто прочитал «Капитал» Маркса и вдохновился его идеями. И в этом, к слову, опередил и Ленина, и Георгия Плеханова, который официально считается первым российским теоретиком марксизма. Ученых, разделяющих убеждения Тимирязева, было мало, поэтому молодая советская власть ценила его лояльность. Больше, чем это было необходимо. Сделав, в конце концов, из него то самое знамя революции, которым он по сути-то и не был.
Как известно, первый, кому Тимирязев отправил свой труд «Наука и демократия», был Ленин. Было это через два года после революции, когда ботанику, разбитому инсультом, шел восьмой десяток. Кстати, тогда ученый жил уже в центре Москвы в небольшом доме с холодным полом (говорят, построен он был прямо над древним ледником), в условиях не таких шикарных, как когда-то на территории сельхозакадемии. Революция вообще лишила Тимирязева некоторых привычных условий, у него не было уже столько денег, как раньше, но некоторые особые привилегии ботанику были обеспечены.
ПЕРЕПИСКА С ЛЕНИНЫМ
Ученый возлагал на Ленина большие надежды и верил, что новая власть станет поддерживать науку. За несколько часов до смерти Тимирязев получил от вождя мирового пролетариата письмо: «Дорогой Клементий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья! Ваш В. Ульянов (Ленин)».
Это послание от главы нового государства ученому прочитали днем, а в ночь он скончался. Если верить воспоминаниям врача Бориса Вейсброда, который находился у смертного одра Тимирязева, своими последними словами ученый призвал следовать ленинскому курсу: «Я всегда старался служить человечеству и рад, что в эти серьезные для меня минуты вижу вас, представителя той партии, которая действительно служит человечеству. Большевики, проводящие ленинизм, — я верю и убежден — работают дли счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами. Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали. Передайте всем товарищам мой искренний привет и пожелания дальнейшей успешной работы для счастья человечества».
Не исключено, кстати, что в большевизме ученый видел ту самую новую ступень эволюции, которая пришла на смену самодержавию в ходе естественного отбора. Тимирязев был большим поклонником дарвинизма и даже встречался с Чарльзом Дарвиным в одну из своих поездок в Лондон. В ходе этой встречи английский ученый рассказал коллеге, как сильно он, вопреки всеобщему настроению, царящему на туманном альбионе, любит и уважает Россию. Рьяному русофилу Тимирязеву, вынашивающему идею славянского единства, было приятно.
И дело, скорее всего, не только в характере. В Петровскую академию Тимирязев устроился, поучившись и поработав в Германии и Франции, да и сам был наполовину англичанин.
Кроме того, по словам Александра Оришева, профессор Климент Тимирязев хорошо зарабатывал: в академии ему платили,по нашим меркам, порядка 500 тысяч рублей в месяц. Безусловно, финансовая независимость вселяла уверенность в себе. При этом, к особой роскоши Тимирязев не тянулся. А средства свои часто тратил на нужны академии и помощь студентам.
ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ
Но ученым-чудаком Тимирязев, совершенно точно, не был. В рассуждениях логичный, он говорил четко, без эмоций, не юлил. Всегда собранный, любящий порядок.
Тимирязев, уверяют историки, никогда никого не оскорблял.
Хотя, был у великого ученого один пунктик.
Есть и еще один секрет, над которым историкам еще предстоит поломать голову. Официально считается, что род Тимирязевых пошел от татарских князей. Но есть и другая версия.
Отрывок из повести Ильи Ильфа Евгения Петрова «Светлая личность»:
«. Пыхнув папироской, Филюрин отошел от равнодушного продавца и, пересекая вымощенную квадратными плитами площадь, очутился в освежающей тени конной статуи Тимирязева. Великий агроном и профессор ботаники скакал на чугунном коне, простерши впереди правую руку с зажатым в ней корнеплодом. Четырехугольная с кистью шапочка доктора Оксфордского университета косо и лихо сидела на почетной голове ученого. Многопудовая мантия падала с плеч крупными складками. Конь, мощно стянутый поводьями, дирижировал занесенными в самое небо копытами. Великий ученый, рыцарь мирного труда, сжимал круглые бока своего коня ногами, обутыми в гвардейские кавалерийские сапоги со шпорами, звездочки которых напоминали штампованную для супа морковь.
Шац на время забросил обязанности управдома, которые обычно исправлял, ввиду затишья в художественной жизни города, и в четыре месяца отлил памятник. В первоначальном своем виде Тимирязев держал в руке кривую турецкую саблю. Только во время приема памятника комиссией выяснилось, что Тимирязев был человек партикулярный. Саблю заменили большой чугунной свеклой с длинным хвостиком, но грозная улыбка воина осталась. Заменить ее более штатским или ученым выражением оказалось технически невыполнимым. Так великий агроном и скакал по бывшей Соборной площади, разрывая шпорами бока своего коня».
Климент Тимирязев родился 22 мая (3 июня) 1843 в Петербурге, в дворянской семье. Получив хорошее домашнее образование, в 1860 году поступил в Петербургский университет. В 1861 году за участие в студенческих волнениях и отказ от сотрудничества с полицией был исключён, но оставлен обучаться вольнослушателем.
Учился и работал за границей. После закрытия Петровской земледельческой и лесной академии преподавал в Московском университете, на кафедре анатомии и физиологии растений Тимирязев сделал много принципиальных научных открытий в области фотосинтеза растений и их питания от солнца. Был активным популяризатором науки: читал открытие лекции по ботанике, писал труды на доступном языке. В 1909 году пережил инсульт, после которого левая рука и нога остались парализованными. Умер в 1920-ом от воспаления легких.
Климент Аркадьевич Тимирязев
Климент Аркадьевич Тимирязев (22 мая (3 июня) 1843, Петербург — 28 апреля 1920, Москва) — русский естествоиспытатель, профессор Московского университета, основоположник русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1890). Депутат Моссовета (1920). Почётный доктор Кембриджа, университетов Женевы и Глазго.
Климент Аркадьевич Тимирязев родился в Петербурге в 1843 году. Первоначальное образование получил дома. В 1861 году поступил в Петербургский университет на камеральный факультет, потом перешёл на физико-математический, курс которого окончил в 1866 году со степенью кандидата и был удостоен золотой медали за сочинение «О печеночных мхах» (не напечатан).
В 1860 году появился в печати его первый научный труд «Прибор для исследования разложения углекислоты», и в том же году Тимирязев был отправлен за границу для подготовления к профессуре. Он работал у Гофмейстера, Бунзена, Кирхгофа, Бертло и слушал лекции Гельмгольца, Буссенго, Клода Бернара и др.
Вернувшись в Россию, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию («Спектральный анализ хлорофилла», 1871) и был назначен профессором Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Здесь он читал лекции по всем отделам ботаники, пока не был оставлен за штатом ввиду закрытия академии (в 1892 году).
В 1875 году Тимирязев получил степень доктора ботаники за сочинение «Об усвоении света растением». В 1877 году был приглашен в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений. Читал также лекции на женских «коллективных курсах» в Москве. Кроме того, Тимирязев был председателем ботанического отделения Общества любителей естествознания при Московском университете.
В 1911 году покинул университет, протестуя против притеснений студенчества. Тимирязев приветствовал Октябрьскую революцию, а в 1920 году один из первых экземпляров своей книги «Наука и демократия» отправил В. И. Ленину. В посвятительной надписи учёный отметил счастье «быть его [Ленина] современником и свидетелем его славной деятельности».
Научные труды Тимирязева, отличающиеся единством плана, строгой последовательностью, точностью методов и изяществом экспериментальной техники, посвящены вопросу о разложении атмосферной углекислоты зелёными растениями под влиянием солнечной энергии и немало способствовали уяснению этой важнейшей и интереснейшей главы растительной физиологии.
Изучение состава и оптических свойств зелёного пигмента растений (хлорофилла), его генезиса, физических и химических условий разложения углекислоты, определение составных частей солнечного луча, принимающих участие в этом явлении, выяснение судьбы этих лучей в растении и, наконец, изучение количественного отношения между поглощенной энергией и произведённой работой — таковы задачи, намеченные ещё в первых работах Тимирязева и в значительной степени разрешённые в его последующих трудах.
К этому следует прибавить, что Тимирязев первый ввёл в России опыты с культурой растений в искусственных почвах. Первая теплица для этой цели была устроена им в Петровской академии ещё в начале 70-х гг., то есть вскоре после появления этого рода приспособлений в Германии. Позже такая же теплица была устроена Тимирязевым на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Выдающиеся научные заслуги Тимирязева доставили ему звание члена-корреспондента Академии наук, почётного члена Харьковского и Санкт-Петербургского университетов, Вольного экономического общества и многих других учёных обществ и учреждений.
В 1930–1950-е гг. эти взгляды Тимирязева воспроизводил в своих выступлениях Т. Д. Лысенко. В частности, в докладе 3 июня 1943 г. «К. А. Тимирязев и задачи нашей агробиологии» на торжественном заседании Академии наук СССР, посвящённом 100-летию со дня рождения К. А. Тимирязева в московском Доме учёных, Лысенко цитировал эти утверждения Тимирязева, называя менделистскую генетику «ложной наукой».
В 1950 г. в статье «Биология» БСЭ писала: «Вейсман совершенно безосновательно назвал своё направление „неодарвинизмом“, против чего решительно выступил К. А. Тимирязев, показавший, что учение Вейсмана всецело обращено против дарвинизма».
К. А. Тимирязев выступал в качестве сторонника идей Ж.-Б. Ламарка: в частности, он присоединился к положению английского философа и социолога Г. Спенсера (1820–1903), который утверждал: «или существует наследственность приобретенных признаков, или не существует эволюции». О высказывании селекционера Вильморена Тимирязев писал: «говорят о наследственности приобретённых свойств, но сама наследственность — не является ли она приобретённым свойством?».
Среди образованного русского общества Тимирязев пользовался широкой известностью как популяризатор естествознания. Его популярно-научные лекции и статьи, вошедшие в сборники «Публичные лекции и речи» (М., 1888), «Некоторые основные задачи современного естествознания» (М., 1895) «Земледелие и физиология растений» (М., 1893), «Чарлз Дарвин и его учение» (4 изд., М., 1898) являются счастливым соединением строгой научности, ясности изложения, блестящего стиля.
Его «Жизнь растения» (5-е изд., Москва, 1898; переведённое на иностранные языки), представляет собой образец общедоступного курса физиологии растений. В своих популярно-научных произведениях Тимирязев является стойким и последовательным сторонником механического воззрения на природу физиологических явлений и горячим защитником и популяризатором дарвинизма.
— Публикации
Список 27 научных работ Тимирязева, появившихся до 1884 года, помещён в приложении к его речи «L’etat actuel de nos connaissances sur la fonction chlorophyllienne» («Bulletin du Congres internation. de Botanique a St.-Peterbourg», 1884). После 1884 года появились:
* «L’effet chimique et l’effet physiologique de la lumiere sur la chlorophylle» («Comptes Rendus», 1885)
* «Chemische und physiologische Wirkung des Lichtes auf das Chlorophyll» («Chemisch. Centralblatt», 1885, № 17)
* «La protophylline dans les plantes etiolees» («Compt. Rendus», 1889)
* «Enregistrement photographique de la fonction chlorophyllienne par la plante vivante» («Compt. Rendus», CX, 1890)
* «Фотохимическое действие крайних лучей видимого спектра» («Труды Отделения физич. наук Общества любителей естествознания», т. V, 1893)
* «La protophylline naturelle et la protophylline artificielle» («Comptes R.», 1895)
* «Наука и демократия». Сборник статей 1904—1919 гг. Ленинград: «Прибой», 1926. 432 с.
и другие работы. Кроме того, Тимирязеву принадлежит исследование газового обмена в корневых желвачках бобовых растений («Труды СПб. общ. естествоисп.», т. XXIII). Под редакцией Тимирязева вышло в русском переводе «Собрание сочинений» Чарльза Дарвина и другие книги.
— Память
В честь Тимирязева названы:
* лунный кратер
* теплоход «Академик Тимирязев»
* Московская сельскохозяйственная академия
* Улица Тимирязева в Запорожье
* Улица Тимирязева в Воронеже.
* Улица Тимирязева в Липецке.
* Улица Тимирязева (с 1999 г. Ю.Акаева) в Махачкале
* Улица Тимирязева в Минске.
* Тимирязевская улица в Москве.
* Улица Тимирязева в Нижнем Новгороде.
* Улица Тимирязева в Перми.
* Улица Тимирязева в Бишкеке.
* Улица Тимирязева в Алматы
* Улица Тимирязева в Челябинске
* Улица Тимирязева в Магнитогорске
* В 1991 году на Серпуховской линии Московского метрополитена была открыта станция метро «Тимирязевская».
* Сельскохозяйственный техникум села Октябрьский городок
* Улица Тимирязева в Шымкенте
* Улица Тимирязева в Ялте
* Улица Тимирязева в Красноярске
* Улица Тимирязева в Бендерах (ПМР)
* Улица Тимирязева в Ижевске
* Улица Тимирязева в Одессе.
Физик-марксист А.К. Тимирязев
19 октября 2005 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Аркадия Климентьевича Тимирязева. Краткие биографические сведения о нем можно найти в учебнике «Курс истории физики» известного советского историка физики П.С.Кудрявцева:
Среди московских физиков в первые годы после Октября ведущую роль играл Аркадий Климентьевич Тимирязев.
А.К. Тимирязев родился 19 октября 1880 г. в Москве. Он был сыном выдающегося русского ботаника Климента Аркадьевича Тимирязева.
В своих исследованиях по физиологии растений К.А. Тимирязев широко применял методы и выводы физики и высоко ценил эту науку. Он хотел, чтобы его единственный сын стал физиком. Друзьями К.А. Тимирязева были ведущие физики Московского университета А.Г. Столетов и П. Н. Лебедев. Будущий физик уже с гимназических времен испытал благотворное влияние этих ученых. После окончания гимназии он поступил на математическое отделение Московского университета, где избрал своей специальностью физику, и начал работать у П. Н. Лебедева. Другим учителем А.К. Тимирязева был ученик Столетова Николай Петрович Кастерин (1869-1947). Из зарубежных физиков наибольшее влияние на Тимирязева оказал Д.Д.Томсон, с которым его познакомил отец в 1909 г. во время поездки в Кембридж на юбилей Дарвина.
Мировоззрение А. К. Тимирязева складывалось под глубоким влиянием отца, которого он любил и перед которым преклонялся. Огромное влияние оказали на него и его учителя
А.К. Тимирязев был убежденным материалистом типа Д.Д.Томсона и Л.Больцмана, которого он также высоко ценил и основательно изучал.
Научная деятельность А. К. Тимирязева началась в области кинетической теории газов, которая была главным предметом его преподавания в течение многих лет. Его книга «Кинетическая теория материи», составленная из лекций, читаемых в Московском университете в 1917-1918 гг., первое издание которой вышло в 1923 г., была первым советским учебником по этому предмету. Она ярко характеризует мировоззрение и научные симпатии автора.
Предметом исследования Тимирязева были явления в разреженных газах: внутреннее трение и температурный скачок. Тимирязев исследовал связь между коэффициентом скольжения и температурным скачком теоретически, пользуясь теорией Максвелла, и экспериментально в области давления от 760 до 0,001 мм рт. ст. Он установил в соответствии с исследованиями Кундта и Варбурга, что при больших разрежениях появляется скольжение, пропорциональное длине свободного пробега и, следовательно, обратно пропорциональное давлению:
Величина а0 связана с температурным скачком простым соотношением:
Опыты с воздухом и углекислотой подтвердили эти расчеты. Исследование Тимирязева было опубликовано на немецком языке в 1913 г. и в 1914 г. было представлено в Петербургский университет в качестве магистерской диссертации. Оппоненты О. Д. Хвольсон и Н. А. Булгаков дали работе высокую оценку, и Тимирязев получил ученую степень магистра.
После Октября он и его отец безоговорочно приняли сторону Советской власти, что вызвало к ним враждебное отношение значительной части профессуры. А. К. Тимирязев активно включился в работу по перестройке высшей школы на новых, социалистических началах. Он был одним из организаторов и первых преподавателей рабочих факультетов, членом нового правления университета, членом Государственного ученого совета Наркомпроса. В 1921 г. он был принят в партию решением ЦК без кандидатского стажа. С 1922 г. он возглавлял физическую предметную комиссию физико-математического факультета.
Но мы сегодня вспоминаем А.К.Тимирязева не потому, что он, как и его отец, безоговорочно принял сторону Советской власти, что он активно включился в работу по перестройке высшей школы. Мы обращаемся к фигуре А.К.Тимирязева потому, что он был один из крайне малочисленных физиков-марксистов, тех физиков, которые знали марксизм и стремились применять его в физике, боролись за материализм в физике, против идеализма, позитивизма и прочих враждебных марксизму течений.
Но автор обращается к его имени, главным образом, не только потому, что желает восстановить историческую справедливость, доброе имя профессора-коммуниста. Дело в том, что, по глубокому убеждению автора, без изучения работ и деятельности А.К.Тимирязева (а также многих других физиков, работавших в первой трети ХХ века),
невозможно объективно оценить развитие теоретической физики в ХХ в., ее современное состояние, а также определить перспективные направления ее дальнейшего развития.
Объективную оценку деятельности и работ А.К.Тимирязева можно дать только в том случае, если исходить из объективной оценки состояния физики (и естествознания в целом) в ту эпоху, в которую он жил и творил. Разумеется, объективной может быть только марксистская оценка. Чтобы дать такую оценку, необходимо написать не одну статью. В настоящей статье автор намерен дать введение в проблему.
Фридрих Энгельс писал во второй половине 1870-х гг. в «Старом предисловии к «Анти-Дюрингу»»: «Эмпирическое естествознание накопило такую необъятную массу положительного материала, что в каждой отдельной области исследования стала прямо-таки неустранимой необходимость упорядочить этот материал систематически и сообразно его внутренней связи. Точно так же становится неустранимой задача приведения в правильную связь между собой отдельных областей знания. Но, занявшись этим, естествознание вступает в теоретическую область, а здесь эмпирические методы оказываются бессильными, здесь может оказать помощь только теоретическое мышление. Но теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (Ф. Энгельс, т.1, с.366).
Что из этого всего следовало, особенно, если учесть, что Энгельс употребил слова «абсолютная необходимость»? Только одно: дальнейший прогресс теоретического естествознания невозможен без сознательного применения естествоиспытателями материалистической диалектики.
Теперь спросим: каковы были перспективы во времена Энгельса применения естествоиспытателями материалистической диалектики?
Энгельс: «…и до сих пор можно по пальцам пересчитать естествоиспытателей, научившихся мыслить диалектически» (Ф. Энгельс, т.2, с.22).
«Какую бы позу ни принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями» (Ф. Энгельс, т.1, с. 525).
Такой формой, необходимой естествоиспытателям, была разработанная К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистическая диалектика. Именно в ней были подытожены результаты двухтысячелетнего развития философии.
Теперь спросим: как можно овладеть материалистической диалектикой? Тоже понятно.
«…Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (Ф. Энгельс, т.1, с.366).
Впрочем, Энгельс высказывал предположение, что естествоиспытатели, анализируя и обобщая факты, станут усваивать диалектику. Он писал в предисловии ко второму изданию «Анти-Дюринга»:
О том, что происходило в физике, можно прочитать, например, в книге В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», особенно в главе V «Новейшая революция в естествознании и философский идеализм».
Ленин комментирует: «Здесь мы должны прервать почтенного “позитивиста”. Ясно, что он рисует нам материалистическую философию традиционной физики, не желая назвать черта (т. е. материализм) по имени» (В.И. Ленин, там же).
Ленин резюмирует: «Следовательно, в философском отношении суть «кризиса современной физики» состоит в том, что старая физика видела в своих теориях «реальное познание материального мира», т. е. отражение объективной реальности. Новое течение в физике видит в теории только символы, знаки, отметки для практики, т. е. отрицает существование объективной реальности, независимой от нашего сознания и отражаемой им. Если бы Рей держался правильной философской терминологии, то он должен был бы сказать: материалистическая теория познания, стихийно принимавшаяся прежней физикой, сменилась идеалистической и агностической, чем воспользовался фидеизм, вопреки желанию идеалистов и агностиков» (В.И. Ленин, т.1, с.271).
Обратим внимание на слова, выделенные нами жирным шрифтом: старая физика видела в теориях отражение объективной реальности, новая физика отрицает существование объективной реальности. Не философы, извращающие результаты физики отрицают существование объективной реальности, пишет Ленин, а новая физика отрицает существование объективной реальности, принимая идеалистическую и агностическую теорию познания.
Далее Ленин снова много цитирует и комментирует А. Рея, а в конце раздела пишет: «Суть кризиса современной физики состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом» (В.И. Ленин, т.1, с.272-273).
Еще раз подчеркнем: кризис физики состоит в замене материализма идеализмом. В физике, а не в философии материализм заменяется идеализмом.
Приведем еще одно место из этого раздела:
Обратим внимание на такие выражения, «механизм» (т. е. материализм), «механисты за исходный пункт берут реальные движения», среди физиков идет борьба между материалистическими и идеалистическими тенденциями.
Разделы 4-6 имеют однотипные названия: «Два направления в современной физике и английский спиритуализм», «Два направления в современной физике и немецкий идеализм», «Два направления в современной физике и французский фидеизм». В каждом из этих разделов, в соответствии с названиями, обсуждаются два направления в физике. Не направления в современной философии или современной философии физики, или философских вопросов физики, а именно в самой физике.
В этих разделах Ленин делает вывод: в современной физике есть две школы, одна из которых признает объективную реальность, отражаемую теорией, а другая это отрицает, считая теорию только систематизацией опыта и т.п.
Таким образом, можно констатировать, что стихийное развитие физики не привело к торжеству в ней диалектико-материалистического мировоззрения. А, наоборот, к появлению и распространение позитивизма и идеализма.
В статье «О значении воинствующего материализма» Ленин писал:
«Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы да школки, направления и направленьица. Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (В.И. Ленин, т.3, с.29-30).
Обратим внимание на категоричность Ленина: только сознательные сторонники диалектического материализма могут противостоять восстановлению буржуазного миросозерцания.