тим билинг что это такое

Тимбилдинг

тим билинг что это такое. Смотреть фото тим билинг что это такое. Смотреть картинку тим билинг что это такое. Картинка про тим билинг что это такое. Фото тим билинг что это такое

Залог стабильной работы и успешного развития компании — это хороший коллектив, который умеет взаимодействовать на всех уровнях и работать сообща для достижения целей. Сплоченная команда ускоряет решение задач и избавляет руководителя от постоянных конфликтов и непонимания.

Для превращения группы людей в единый механизм необходимы знания в психологии, мотивации и реальная оценка существующей ситуации.

Зачем вводить подобную практику?

Что такое тимбилдинг?

Тимбилдинг (от англ. team — команда, и building — построение) — это мероприятия нацеленные на командообразование, отладку рабочих отношений в коллективе и повышение общей эффективности. Для крупных компаний это обязательный стандарт работы, обеспечивающий сплочение персонала и улучшение работоспособности, как отдельных сотрудников, так и всей группы.

Часто так принято называть совместные развлечения, корпоративы и празднованиями, что на самом деле не отвечает действительности, и в английской среде характеризуется словом teamfun.

Несмотря на примеры неплохого командообразования в СССР и России, наибольшее применение получил, адаптированный под наши реалии опыт западных корпораций, как перспективная методика управления сотрудниками.

Цели тимбилдинга

Основные цели введения программы тимбилдинга:

Аргументы против тимбилдинга

Идея тимбилдинга не всегда вызывает восторг у сотрудников, так как зачастую отсутствует понимание целей и отличия такой методики от общих корпоративов. Это происходит при неправильной постановке задач и частичном внедрении командообразования через сторонние малоизвестные компании, что тянет за собой устаревшие технологии, непрофессиональную организацию и подмену понятий.

Обратный эффект возможен и при авторитарной системе управления.

Важно: teambuilding — это не игры, развлечения и спортивные мероприятия, а сложная многоступенчатая структура общения и коммуникации., которую нельзя построить «на коленке».

Введение новых методик может быть неоправданно для организаций, давно работающих в привычном режиме, где уже налажены четкие схемы взаимодействия между сотрудниками и отделами.

Если тимбилдинг рассматривается в качестве волшебной палочки, которой можно воспользоваться раз в год под принуждением, это не принесет никакого результата. Важно введение программы на регулярной основе или цельными курсами, в результате которых поднимутся продажи и управляемость работников.

Какой бывает тимбилдинг?

Структура командообразующего комплекса включает в себя игры, тренинги, упражнения, спортивные мероприятия, выездные события. Это огромный простор для креатива, ограниченный только фантазией ответственного за проведение и бюджетом организации.

Основные формы тимбилдинга

Тимбилдинг в помещении и на выезде

По формату проведения выделяют: выездной и офисный teambuilding.

Выездное командостроение требует больших затрат и сложной организации, но позволяет сменить обстановку и сместить фокус внимания. Руководителю предстоит решить, можно ли оторвать всю команду от рабочего процесса в будний день или переносить на выходные (что может негативно сказаться на настроении коллектива). Большим плюсом становится неограниченная тематика и разнообразие сценариев — от активного времяпрепровождения до спокойного отдыха.

Офисный тимбилдинг не требует длительной подготовки и серьезного бюджета, но часто несерьезно воспринимается сотрудниками, погруженными в обычный деловой процесс. Это иногда приводит к формальному несознательному участию и резкому снижению эффективности мероприятия. Хорошая организация позволит избежать этих минусов, и даже дает некоторые преимущества:

Нестандартный тимбилдинг

Необычные мероприятия вызывают заинтересованность сотрудников и целиком направляют внимание коллектива на событие. Среди интересных сценариев такого формата стоит отметить:

Цель такого корпоративного тимбилдинга — раскрытие творческого потенциала, общение и снятие психологического напряжения, что особенно актуально после удачного закрытия большого проекта или тяжелой сделки.

Активный тимбилдинг

В эту область входят: экстремальные занятия,приключенческие квесты, спортивные состязания, путешествия. Хорошо подходит в качестве смены обстановки для компаний, сотрудники которой занимаются монотонной офисной работой с пониженной физической активностью. Способен дать моментальный результат и поднятие командного духа в результате прохождения совместных испытаний.

Командный тимбилдинг

Интересный вариант для больших организаций с большим штатом сотрудником. Такой формат предполагает деление на команды с последующим исследованием территории, играми и прохождением препятствий. Основной акцент нужно сделать не на нагрузку, а взаимопомощь и совместный поиск решений. Это помогает улучшить коммуникативные навыки, развить аналитические способности и повысить доверие работников друг к другу.

От чего зависит эффект тимбилдинга?

Варианты тимбилдинга разнообразны, и выбранный формат не самый важный фактор. Для эффективного проведения мероприятия важно:

Как организовать проведение тимбилдинга самостоятельно?

Сейчас рынок услуг предлагает коучей и специалистов, которые организуют все необходимые мероприятия, но если вы хотите самостоятельно и правильно провести тимбилдинг, сверьтесь с чек-листом:

Причины неудачного тимбилдинга

Первый опыт внедрения тимбилдинга может быть неудачным из-за повторения типичных ошибок:

Примеры и идеи для тимбилдинга

Лучшие идеи для тимбилдинга, как правило, можно почерпнуть, поинтересовавшись увлечениями коллектива и изучив их характеристики. Следует выбрать вид занятий, который не будет противоречить моральным, религиозным и личностным принципам сотрудников.

Мероприятия по командообразованию не всегда должны быть масштабными и продолжительными. Хорошо себя показывают небольшие квесты во время рабочего дня, когда участники ищут спрятанный предмет или выполняют цепочку мини-заданий. Еще один вариант, это обеденные дискуссии.

При проведении тимбилдинга на природе уделите наибольшее внимание технике безопасности, а также продумайте «план Б», если что-то пойдет не так.

Источник

Биллинговые системы: основные понятия

Биллинг. Какие ассоциации вызывает этот термин? Может быть, есть какая-то связь с Биллом Гейтсом? Нет, к счастью он еще не «сунул свой нос» в область телекоммуникаций. Ну это так — шутка. А если быть серьезным, то давайте рассмотрим происхождение слова биллинг. Английское слово «bill» можно перевести как «счет» (другие переводы: вексель, банкнота). «Billing» переводится выражением «выписывание счета».

Что такое биллинговая система?

Системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых; цикл выполняемых ими операций именуется биллингом. Биллинговая система (БС) — это бухгалтерская система, программное обеспечение, иными словами — «софт», разработанный специально для операторов. Каких операторов? Телекоммуникационных. Т. е. речь не идет лишь об операторах сотовой связи. БС используются также операторами обычной (стационарной, проводной) связи. В малых офисах, например, можно вести биллинг телефонии (анализировать: кто звонил, когда, сколько длился разговор). IP-телефония — другая область применения БС. А интернет-провайдеры? Они тоже используют БС, например, для формирования счетов, учета трафика. Любая БС создается на основе определенной системы управления базами данных (СУБД). Большинство БС в мире создавалось на основе СУБД Oracle. Среди других СУБД можно выделить Sybase и Informix как рассчитанные на большие объемы информации. А вот названия некоторых биллинговых систем: BIS, Flagship, CBOSS, Arbor, Bill-2000-prepaid. Стоит упомянуть, что под БС может подразумеваться и аппаратное обеспечение, участвующие в организации биллинга.

Терминология

Я постараюсь рассмотреть все основные понятия и определения, относящиеся к БС. Основной упор буду делать на БС, используемые операторами сотовой связи. Но большинство определений также подходит и к БС, используемым в других сферах. Постараюсь объяснять как можно проще, чтобы большинству читателей материал был понятен. Если у Вас будет что добавить к введенным мною терминам, пишите на e-mail.

Существуют несколько названий биллинговой системы: АСР — автоматизированная система расчетов; ИБС — информационная биллинговая система.

Одним из важных качеств БС является ее гибкость, то есть способность приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Гибкая система адаптирована не только к сиюминутным потребностям оператора; за счет таких качеств, как настраиваемость, модульность и открытость она позволяет решать перспективные задачи. Чем больше у системы возможностей для настроек, тем лучше. А что такое модульность? Модульный принцип построения системы — это такой принцип, при котором вся система собирается из отдельных частей (модулей), как дом собирается по кирпичикам. БС тоже состоит из таких модулей — подсистем. БС включает в себя, например, подсистему предварительной обработки данных, подсистему оперативного управления биллингом, подсистему оповещения клиентов (читайте ниже о структуре и функциях БС). Под открытостью системы подразумевается открытость исходного кода программного продукта, что позволяет оператору не зависеть от разработчика в будущем и самостоятельно обслуживать и модернизировать систему. Тесно связано с гибкостью БС и следующее качество автоматизированных систем расчета — масштабируемость.

Масштабируемость по нагрузке. При росте абонентской базы, появлении дополнительных услуг не должна появляться необходимость изменять или дорабатывать программную часть БС. Увеличение возможностей БС должно достигаться за счет модернизации аппаратной части системы. Что важно учитывать при проектировании масштабируемых систем? Необходимо использовать СУБД, рассчитанные на большие объемы данных. СУБД должна быть совместима с различными компьютерными платформами, чтобы обеспечивать поддержку многопроцессорного режима работы.

Надежность — одно из основных требований, предъявляемым к любой системе. Надежность БС определяется надежностью СУБД и технологий, используемых при разработке системы. Далеко не последнее место занимает надежность поставщика (разработчика) прикладного программного обеспечения: время его работы на рынке и, как косвенный показатель, процент присутствия разработанных им систем на телекоммуникационном рынке. Почему показатель косвенный? А разве Microsoft Windows самая лучшая и надежная операционная система?… И при этом она занимает значительную долю рынка. Однако надежность БС обеспечивается также соблюдением определенных стандартов при их разработке (об этом читайте ниже).

Мультиязычность — возможность устанавливать различные языки для представления информации.

Мультивалютность — возможность работать с любыми валютами

Отложенный биллинг — биллинг, при котором расчеты производятся после состоявшихся звонков.

Горячий биллинг — изменение баланса счета происходит в процессе разговора, и информацию об остатке на Вашем счету можно получить сразу после звонка.

Оптимизация биллинга — улучшение, совершенствование оператором своей БС.

Большие БС — системы, применяемые крупными операторами.

Постинг биллинга — фиксация результатов расчета биллинга; после расчетов результаты становятся доступными пользователям (рассылаются, печатаются).

Что может, что должна или за что отвечает БС?

Вы пользуетесь услугой prepaid? Вы задумывались, как так получается, что сразу после звонка можно узнать об изменении баланса на Вашем счету? Вас обслуживают по кредитной системе? Кто подсчитывает сумму, которую Вы должны заплатить за предоставленные услуги? Все это «обязанности» биллинговой системы. Вы подключены по авансовой системе? Когда-нибудь замечали «исчезновение» незначительных сумм с Вашего счета? У Вас было такое: хотите узнать остаток Вашего счета, а автоинформатор предоставляет Вам сведения вчерашней свежести? Все это «глюки» биллинговой системы.

Так как БС предназначена для автоматизации расчетов с клиентом, то она и должна обеспечивать эту автоматизацию начиная с заключения договора до выписки счетов за услуги сотовой связи, причем корректно. При помощи подсистем автоматических услуг и автоматического сбора данных АСР должна предоставлять абонентам возможность самообслуживания. Некоторые БС позволяют абонентам оформлять заказы на подключение и производить оплату услуг через Интернет.

Структура и функции БС

тим билинг что это такое. Смотреть фото тим билинг что это такое. Смотреть картинку тим билинг что это такое. Картинка про тим билинг что это такое. Фото тим билинг что это такое

Схема организации биллинга не сложна: информация о соединениях и их продолжительности записывается коммутатором и после предварительной обработки передается в расчетную систему. Расчетной системе «известны» тарифы. Она идентифицирует вызов и выполняет необходимые расчеты, формируя тем самым счет абонента. Очевидно, что в памяти системы должны храниться не только нормативы, тарифы и информация об услугах, но и данные о клиентах, заключенных контрактах с абонентами и сторонними поставщиками услуг связи (если таковые имеются), а также о стоимости передачи информации по разным каналам и направлениям (системой должно быть также предусмотрено наличие дилеров: у них могут быть другие расценки, например, на подключение). Кроме этого, любая БС должна иметь базу, хранящую историю платежей: только эти сведения позволяют контролировать процесс оплаты и автоматизировать так называемую активацию/деактивацию абонентов. Эту функцию БС можно еще назвать защитной, так как она не позволяет пользоваться услугами сотовой связи тем, кто за них не платит.

По функциональным возможностям БС можно разделить на три класса: предназначенные для транснациональных операторов связи, заказные национального масштаба и системы среднего класса для региональных сетей.

БС, относящиеся к первому классу, должны обеспечивать взаимодействие сетей на межнациональном уровне, в различных временных зонах, т. е. они должны быть мультивалютными и мультиязычными.

Заказные системы национального масштаба создаются под определенного оператора. Оператору может понадобиться новая БС, совместимая с уже существующей расчетной системой. Разумеется, стоимость таких единичных систем значительно выше.

В масштабе региона можно вполне обойтись стандартными БС. Однако и такие системы должны обладать качествами, перечисленными выше: гибкостью, масштабируемостью, надежностью.

Любая БС создается и настраивается на бизнес-процесс определенного оператора связи, имеет собственный набор функций, соответствующий технологическому циклу предоставления услуг, и может работать с конкретным сетевым оборудованием, поставляющим ей информацию о вызовах и соединениях, — то есть БС не является «коробочным» продуктом. Но существует и стандартный набор функций, поддерживаемых практически всеми БС. В него входят:

операции, выполняемые на этапе предварительной обработки и анализа исходной информации, например, функция получения данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору);

Как уже было сказано, БС должна обладать гибкостью или модульностью. Каждый элемент АСР обеспечивает реализацию конкретного участка технологической цепочки обслуживания клиента. Основные подсистемы, характерные для биллинга, это: подсистема предварительной обработки данных о соединениях, оперативное управление биллингом и подсистема оповещения клиентов.

Подсистема предварительной обработки данных.

Это приложение анализирует исходную информацию о соединении, определяет класс предоставляемой услуги и параметры трафика (направление вызова, источник, зоны взаиморасчетов, условия роуминга). В состав данной подсистемы входит декодер исходной информации о соединениях. Одна из сложнейших процедур этой подсистемы — поддержка роуминга. Дело в том, что требуется конвертировать роуминговые записи всевозможных форматов от разных коммутаторов (с учетом различных стандартов передачи информации в канале связи) и разных биллинговых систем в тот формат записи, которым пользуется данная БС. Программное обеспечение (ПО) тарифицирует все записи о соединениях между операторами (согласно проходящему трафику) и создает служебные таблицы, которые используются остальными подсистемами для выполнения расчетов с абонентами, взаиморасчетов операторов связи и формирования отчетов. Современные БС позволяют обрабатывать различные телекоммуникационные услуги, обеспечивая удобное выставление счетов (один клиент — один баланс — один счет). Это достигается за счет применения «интеллектуальных систем» предварительной обработки исходной информации о соединениях, трафике и услугах, выполняющих тарификацию независимо от вида связи.

Подсистема оперативного управления биллингом.

Данная подсистема дает возможность автоматически или через оператора биллинговой системы изменять условия подписки абонентов на коммутаторе, т. е. блокировать связь конкретного абонента или снимать эту блокировку, включать или отменять услугу. Вы звоните оператору и говорите: «Включите мне, пожалуйста, голосовой ящик». Вам отвечают: «Пожалуйста, назовите свой номер». После еще нескольких «обменов любезностями» Ваш голосовой ящик оказывается включенным.

Подсистема оповещения клиентов.

Неотъемлемая часть современного биллинга — подсистема оповещения клиентов с помощью голосовых или электронных сообщений. Информацию для рассылки уведомлений и объявлений данная подсистема берет из таблиц базы.

Перечисленное деление на функциональные подсистемы не является «строгим» для всех БС. Это лишь пример «классической» АСР.

Стандарты биллинга

Чтобы обеспечить взаимопонимание между различными БС разных операторов (это, например, требуется при роуминге, были разработаны группы стандартов биллинга. Основных международных групп стандартов три.

В 1998 г. американский институт стандартов ANSI утвердил стандарт ANSI 124. Дальнейшим усовершенствованием и поддержкой ANSI 124 занимается ассоциация TIA. После этого компания CIBERNET создала рабочую группу для определения спецификаций бизнес-процессов при передаче сообщений в стандарте ANSI 124, которые получили название NSDP-B&S. Данные спецификации устанавливают однозначное соответствие между бизнес-процессами телекоммуникационных операторов и информацией, передаваемой при обмене данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.

В 1998 г. было опубликовано описание первого североамериканского биллингового стандарта CIBER, который в настоящее время поддерживается фирмой CIBERNET и ее комитетом CAC-IS. Этот комитет объединяет разработчиков биллинговых систем и телекоммуникационных операторов. Главная область применения CIBER — сотовые сети стандарта AMPS.

Европейский (по происхождению) стандарт ТАР появился в 1992 г. Он поддерживается рабочей группой TADIG. Большинство операторов Европы используют ТАР2, хотя существует и третья версия. С 1995 г. модификация ТАР2, известная как спецификация TD.27, или NAGTAP2, начала применяться и в США.

Вместо заключения

Вы достаете из кармана свой сотовый, набираете номер, жмете «вызов» и… разговор состоялся. Теперь Вам не терпится узнать остаток на Вашем счете. Если биллинг системы «горячий», Вам тут же сообщают эту сумму. «Все точно подсчитала, хорошая биллинговая система», — думаете Вы. А в это время другой абонент узнает, что он только что исчерпал лимит времени и его отключили. «Зачем мне этот «горячий» биллинг! Глупая биллинговая система!», — сетует он… Да, одновременно всем не угодить!

Особая благодарность за информационную поддержку Большовой Галине, обозревателю журнала «Сети».

Источник

Развитие биллинговых систем в телекоммуникациях

Биллинговые системы (от англ. bill — счет) обеспечивают расчет абонентской платы и выставление счетов по каждому абоненту, хранят полную информацию о тарифах и истории действий абонентов, помогают вести взаиморасчеты с другими поставщиками услуг.

Первая биллинговая система появилась 1868 г. и предназначалась для взаиморасчетов между операторами телеграфной связи. Тогда же начала набирать популярность система отложенного платежа или платежа по счету за фактически использованные товары и услуги, когда клиентам отправлялись счета с подробным описанием расчетов. Современные биллинговые системы для рынка телекоммуникаций начали появляться в 90-х годах XX века.

Первым оператором, у которого была установлена биллинговая система разработки Bercut, стал ОАО «Связьинформ», оказывавший услуги связи в Челябинской области. Система IN@Voice отвечала за прием платежей, выставление счетов, тарификацию голосовых вызовов, SMS и интернет-трафика.

С 2000 по 2002 гг. IN@Voice пополнил ИТ-ландшафт еще двух операторов связи: «СтавТелеСот» и «Мобиком-Кавказ». «СтавТелеСот» (сейчас принадлежит ПАО «ВымпелКом») охватывал 61% всей абонентской базы Ставропольского края. ЗАО «Мобиком-Кавказ», 100% дочернее предприятие ОАО «МегаФон», предоставлял услуги в Северо-Кавказском укрупненном регионе.

Биллинг решал несколько ключевых задач:

непрерывный учет затрат на предоставленные услуги связи;

Уже тогда биллинговая система Bercut позволяла не только выставлять счета за услуги связи, но тарифицировать трафик в режиме реального времени. Конечно, по сравнению с сегодняшним днем, функциональность была элементарной: биллинг мог принять платеж, отменить его и выставить счет абоненту.

Что же изменилось за эти годы в устройстве биллинговых систем и как это повлияло на мобильных операторов и абонентов?

Смена парадигмы продаж, когда в центре внимания оказались предпочтения клиентов, стала стимулом для создания новых ИТ-решений. Их целью стали получение и анализ данных о конечных потребителях и разработка продуктов, ориентированных на их потребности. Пожелания самого мобильного оператора отошли на второй план.

Первоначально все поставщики связи использовали офлайн-тарификацию, при которой сетевые устройства и биллинг обменивались специальными CDR-файлами. Списание денежных средств со счета абонента производилось по факту оказания услуг. Со временем абоненты становились более требовательными. Они хотели видеть, сколько средств у них на счете здесь и сейчас, так что системам пришлось учиться тарифицировать сессии в режиме реального времени.

С повышением доступности интернета возросло и количество типов трафика. Потребовалось адаптировать биллинг так, чтобы он мог тарифицировать отдельно, например, YouTube и WhatsApp или же наоборот — не тарифицировать их. Это позволило сделать пакеты услуг более удобными для абонентов, и пользователи мобильного интернета перестали переплачивать за трафик. В частности, появились такие продукты, как безлимитные мессенджеры.

Подход к списанию абонентской платы со временем тоже становился более гибким. Прежде биллинговая система списывала денежные средства со счета абонента раз в месяц, теперь частоту и периодичность списания можно было настраивать. Благодаря этому мобильные операторы смогли предложить абонентам удобные схемы оплаты, а абоненты перестали переплачивать за периоды, в которых они не пользовались услугами.

К примеру, если абонент подключает услугу 15 числа, плата за нее будет списана именно 15 числа следующего месяца. Ранее расчет абонентской платы производился с первого числа календарного месяца независимо от даты подключения услуги.

В разное время использовались различные методы списания абонентской платы. Они зависели от модели потребления услуг и целей мобильного оператора в тот или иной момент времени. Например, при кредитной схеме абонент вносил платеж по факту оказания определенного объема услуг. На смену этому некогда популярному методу пришел авансовый, при котором плата списывается в начале периода.

Когда-то биллинговая система рассчитывала и взимала плату только за фактические дни использования услуги. Потом абоненты стали платить ежемесячно, не задумываясь о том, пользуются они услугой или нет, появилась возможность масштабировать сумму абонентской платы в зависимости от длительности использования услуги.

К примеру, оператор предлагает подключить услугу, списание средств по которой производится первого числа за весь период (календарный месяц), но абонент подключает ее за неделю до окончания предыдущего месяца. В соответствии с настройками оператора, биллинговая система может принять решение масштабировать абонентскую плату, т.е. списать сумму только за 7 дней использования и таким образом сэкономить средства абонента.

Вся информация, которая требуется для корректного списания средств со счета абонента (тариф, период использования и пр.), хранится в биллинговой системе. IN@Voice анализирует данные и принимает решение о сроках и суммах списания.

Постепенно фокус внимания операторов связи сместился на клиентский опыт: в обиход вошли понятия Customer Experience и User Experience.

Customer Experience ― совокупность впечатлений клиента при взаимодействии с компанией, которая оказывает услугу или поставляет товар.

За совершение определенных действий или подключение конкретных услуг операторы стали предлагать абонентам дополнительные бонусы и скидки (т.н. «пряники»). Впервые начали появляться пакеты услуг (bundle).

Пятнадцать лет назад все находились на тарификации pay-as-you-go (PAYG), когда оплата производилась исходя из фактического потребления минут за определенный период. Например, в голосовой связи бесплатными сначала были 10 секунд разговора в минуте, затем 5 секунд, и многие абоненты для экономии средств старались уложиться в эти отрезки.

С появлением пакетных тарифных планов абоненты получали в рамках тарифного периода определенный объем трафика за фиксированную стоимость. Это избавило их от необходимости проверять баланс после каждого звонка; главным стало количество оставшихся ресурсов в пакете. Тарификация PAYG сменилась на bundle.

Активное развитие OTT-сервисов (англ. Over The Top — предоставление видеоуслуг через интернет) привело к тому, что операторы связи стали восприниматься исключительно как канал для передачи интернет-трафика. При этом борьба за абонентскую базу продолжалась, и требовались все более привлекательные решения для абонентов. Именно тогда впервые возникла идея переноса остатков с одного тарифного периода на другой. Чтобы предоставить абонентам такую возможность, необходимо было реализовать в IN@Voice определенные настройки. Именно развитие этой функциональности в дальнейшем позволило запустить уникальный для России продукт ― «Маркет Tele2», онлайн-площадку для продажи минут и гигабайтов из пакета услуг абонента.

Когда проникновение мобильной связи превысило 100% (к слову, в России оно сейчас составляет более 170%, т.е. едва ли не у каждого абонента есть две SIM-карты), пришло осознание, что емкость рынка заполнена и дальнейший рост совершается в профицит. В этой ситуации разумнее было направить силы на удержание существующих абонентов, нежели на привлечение новых. Тем более что причины, по которым абоненты могли желать сменить оператора, были. Одна из них — нередкие случаи ошибочного списания средств. Однако, ради сохранения привычного номера телефона, абоненты чаще всего были вынуждены смириться с неудобствами. 2013 год оказался революционным для российского телекома. Абоненты получили законодательное право сохранять свой номер телефона при смене оператора. Новая услуга получила название Mobile Number Portability (MNP).

Поставщикам мобильной связи, включая Tele2, пришлось искать технологическое решение, которое поддержало бы реализацию MNP. Bercut за рекордно короткие три месяца справился с задачей с помощью BSS-платформы IN@Voice. По данным Центрального НИИ связи, в январе-ноябре 2013 года 4 млн россиян сменили операторов с сохранением номера. Больше всего номеров (27%, т.е. более 1 млн) было перенесено на сети «Т2 РТК холдинга» (Tele2).

С отменой «мобильного рабства» стало ясно, что насыщение абонентской базы не является препятствием для ее роста: благодаря MNP абоненты получили возможность с легкостью переходить от одного оператора к другому. У операторов же появился дополнительный стимул для борьбы с оттоком. Дело в том, что, по законодательству, за каждым оператором закрепляется свой диапазон абонентских номеров. При переходе абонента к другому поставщику связи хост-оператор теряет номер и его номерная емкость уменьшается, что сказывается на доходах.

Потеря номерной емкости, высокая стоимость привлечения нового абонента ― причины, по которым поставщикам связи приходится бороться за своих клиентов. При этом стоимость удержания абонента значительно ниже стоимости привлечения нового, даже с учетом скидок. Понимание этого привело к тому, что операторы начали персонализировать свои продукты. Так появились новые сервисы:

тарифные планы-конструкторы, когда абонент может сам настроить необходимое количество трафика;

Подобные сервисы разрабатываются на биллинговой системе в связке с тарификационной платформой. Подход, при котором скидки, хранящиеся в IN@Voice, применяются единовременно ко всей абонентской базе, перестает быть востребованным, и функциональность биллинга развивается в сторону персонализированных предложений. При этом важно сохранить удобство администрирования, не утяжеляя объемы хранимой информации и не усложняя структуру системы. Ведь для того, чтобы в три клика создать одну услугу для одного абонента, крупному оператору, чья абонентская база достигает 80 млн абонентов, необходимо совершить 240 млн кликов.

Вместе с персональными скидками развивались и роуминговые предложения. Прежде нередко случалось так, что средства за пребывание в роуминге продолжали списываться на протяжении нескольких месяцев после возвращения абонента в домашнюю сеть. Это было связано с отсутствием онлайн-роуминга. Операции, произведенные пользователем в гостевой сети, записывались в TAP-файл (Transferred Account Procedure) и передавались в домашнюю сеть. Операторы связи обменивались TAP-файлами, взимали на их основании абонентскую плату, при этом каждый месяц вели взаиморасчеты между собой.

Со временем начал развиваться онлайн-роуминг по протоколу CAMEL. Это существенно упростило взаиморасчеты с абонентом и между поставщиками связи. Услуги перестали тарифицироваться по postpaid-методу: запрос на сервис стал приходить домашнему оператору непосредственно в тот момент, когда абонент совершал действие.

Казалось бы, еще совсем недавно абоненты получали картинки через SMS. Доставка такого контента осуществлялась с помощью CPА (Content Provider Access Platform) решений, которые обязательно интегрировались с биллингом. В Bercut для этого использовалась платформа организации доступа к партнерскому контенту — SPACE. SPACE решал задачу правильного доступа партнеров к биллингу и контролировал фрод.

За пару десятилетий партнерский контент сильно изменился. С появлением смартфонов и прямого доступа в интернет любой абонент может легко найти и скачать то, что ему интересно. Спрос сегодня определяют более комплексные предложения: подписки, услуги по проверке автоштрафов, ставки на спорт и другие сервисы.

В 2007 году появился iPhone. Apple стала первой компанией, которая исключила мобильного оператора из экосистемы общения

Когда-то совершить звонок без SIM-карты было невозможно, т.к. соединение шло через сеть GSM. Появление смартфона с учетной записью Apple ID, которая позволяла звонить через FaceTime или iMessage, оставило мобильных операторов в стороне. Стремительное развитие мессенджеров повлекло за собой удешевление интернет-трафика, а это в свою очередь привело к увеличению его потребления. Люди перешли на общение в мессенджерах через Wi-Fi.

В поисках дополнительных источников дохода поставщики связи обратились к партнерствам. Чтобы придать своим услугам дополнительную ценность, операторы стали внедрять в тарифные планы т.н. бенефиты: чашки кофе на фудкортах, книги в электронных библиотеках, подписки на онлайн-кинотеатры и платное видео. Это поставило перед IN@Voice новую задачу — вести учет и тарификацию партнерского контента и сервисов. Система должна была научится сообщать партнеру о том, что абонент подключил услугу, что с него списаны денежные средства или что он по какой-то причине заблокирован.

С развитием партнерских программ IN@Voice потребовался мощный API (Application Programming Interface), чтобы обеспечить удобство управления, регламентировать уровни доступа к биллингу и сохранить безопасность информации об абонентах. Развитие экосистем задействует множество продуктов в ИТ-ландшафте оператора (campaign management, личные кабинеты, m2m-платформы), которым требуется информация из биллинга. Поэтому API развивается и совершенствуется по сей день.

К биллинговой системе предъявляются серьезные требования по безопасности и хранению персональных данных об абонентах. Сохранность информации во многом контролируют мобильные операторы. Биллинговая система устанавливается на сервер в локальной сети оператора, что фактически исключает к ней доступ извне. Дополнительный уровень защиты обеспечивается установкой файрволов и строгим контролем доступа на основе ролевой модели, реализованной в Bercut IN@Voice. Она регламентирует набор полномочий, который необходим пользователю или группе пользователей для выполнения определенных рабочих задач. Оператор может настраивать права и роли в соответствии со своей политикой предоставления доступа. При этом все действия пользователей логируются, и служба безопасности оператора всегда может произвести полную проверку.

По-настоящему прорывным моментом для Bercut IN@Voice стало вынесение из архитектуры биллинга TAR@SCP — тарификационной платформы, которая отвечает за тарификацию всех сервисов оператора. Это позволило существенно упростить архитектуру IN@Voice, оптимально распределить процессы с точки зрения функциональности, ускорить разработку продуктов.

Bercut провел масштабирование IN@Voice и увеличил производительность системы. В рамках проекта были расширены возможности работы с подсистемами отчетности, в портфеле продуктов Bercut появилcя набор инструментов Business Intelligence & Analytics Suite ― для хранения, построения, оценки аналитических моделей и принятия эффективных управленческих решений. В 2014-2015 гг. Bercut произвел масштабную миграцию 13 млн абонентов с 20 сайтов «Ростелекома» в базу Tele2.

Пока альтернатив биллинговой системе не существует. Так или иначе любые продукты создаются мобильным оператором с использованием биллинга, а сеть только обеспечивает доступ абонентов. Так что, если оператору требуется вести учет абонентов, количества услуг, различных видов трафика или выставлять счета, стоит задуматься о приобретении IN@Voice. Для классического оператора биллинг ― неотъемлемая часть, которая отвечает за обеспечение ключевых бизнес-процессов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *