тильда что такое типограф
Вёрстка статьи в Тильде: разбор ошибок
Наталия Шергина, редактор и коммерческий писатель, специально для блога Нетологии поделилась своим опытом о том, как заверстать статью в Тильде и на что обратить внимание.
До курса по копирайтингу в Нетологии я никогда не работала с Тильдой, поэтому сверстала свою первую статью как смогла. Отступы, шрифты, модули, выравнивание, заголовки — все было не то. Четыре раза все переделывала и наконец разобралась, что к чему. В этой статье расскажу про свои ошибки и про то, как сверстать статью на Тильде, чтобы не было стыдно. Информация для новичков в верстке и тех, кто только знакомится с Тильдой.
Тильда — это платформа для создания сайтов, интернет-магазинов и портфолио. Также она подходит для вёрстки статей и лендингов. Её главный плюс — простота использования. Тильда работает как конструктор: вы собираете страницу, используя блоки из библиотеки. Знать программирование не надо, работать с ней может каждый. Из минусов — вы ограничены стандартными блоками, а так называемый «Нулевой блок», который можно сделать самому, требует сноровки.
Сколько стоит
Бесплатно: 1 сайт, 50 страниц, 50MB места на сервере. На этом тарифе доступны не все блоки и нельзя подключить свой домен.
750 руб./месяц — тариф Personal: 1 сайт, 500 страниц, 1GB места на сервере. Доступ ко всем блокам и возможность подключить свой домен.
1250 руб./месяц — тариф Business: 5 сайтов в 500 страниц для каждого и 1GB места на сервере.
Для моей статьи хватило функций бесплатного тарифа.
С чего начать: шаблон или пустая страница
Страница выбора шаблона
Мне казалось, что проще взять готовый шаблон (например, лонгрид) и адаптировать его под свою статью. На деле же получилась ерунда. Моя статья про кемпинг в Калифорнии по содержанию и оформлению не то же самое, что лонгрид о бритпопе, который я пыталась переделать. Это тот случай, когда проще начать с пустого шаблона и добавлять свои блоки.
Шаблон лонгрида, который я планировала переделать под свою статью
Адаптировать шаблоны из библиотеки проще, если вы работаете над чем-то более конкретным, что просто статья. Например, у Тильды неплохие шаблоны для создания фотоотчета, блога фотографа, страницы-визитки для юриста и персонального гида.
Блоки и модули
Как учит Митя Моровов на курсе по копирайтингу, у каждого модуля статьи должен быть свой блок и стиль. Модуль — это элемент логического разделения страницы, а блок — физический блок в Тильде.
Есть соблазн налепить разные модули в один блок, что я и сделала в первый раз.
Блок TL02 «заголовок: 64»
Теоретически можно использовать этот блок не только для заголовка, но и добавить пару абзацев текста в раздел «описание». Но в этом случае нарушается модульность статьи, не говоря уже о вёрстке. Неправильный выбор блоков для заголовка и текста также негативно сказывается на индексации поисковиками — Гугл этого не любит.
Неправильно: использовать блок «заголовок» для чего-то кроме заголовка
Лучше: три модуля (заголовок, лид, фотография) — три блока
Что еще почитать по теме:
Расстояние между элементами
Мало определиться с блоками, нужно ещё правильно задать расстояния между ними и между их элементами: заголовками, подзаголовками, текстом, фотографиями и подписями к ним. Здесь не обойтись без правила внутреннего и внешнего и концепции «воздуха» (белого пространства).
Правило внутреннего и внешнего
Дизайнер Антон Жиянов пишет: «Универсальное правило внутреннего и внешнего в типографике: внутреннее ≤ внешнее.
Внутреннее — расстояние между буквами, внешнее — между словами.
Внутреннее — между словами, внешнее — между строками.
Внутреннее — между строками, внешнее — между абзацами или поля вокруг текста».
Согласно этому правилу, расстояние между блоками не может быть меньше расстояния между заголовком и абзацем, которые находятся внутри одного модуля. Но мой первый черновик был именно таким. Почитала советы Антона Жиянова, исправила:
Плохо: расстояние между двумя блоками меньше, чем расстояние между элементами внутри одного блока (между заголовком и текстом). Правило «внутреннего и внешнего» не соблюдено.
Лучше: «внутреннее», то есть расстояние между заголовком и текстом, меньше «внешнего», то есть расстояние между двумя блоками.
Вертикальное расстояние между блоками задаётся в настройках блока.
Лучше сразу определиться, сколько строк будет между смысловыми блоками. Мне проще придерживаться нулевого отступа снизу и задавать только верхний. Можно делать наоборот. Главное помнить, что при отступе и сверху и снизу, например, по 1.5 строки, суммарное расстояние между блоками будет равно трём.
Воздух (белое пространство)
Ещё одно ключевое правило типографики: между смысловыми блоками веб-страницы, а также слева и справа от контента, должно быть достаточно незаполненного пространства, или воздуха.
Read – WordPress theme. Много «воздуха», глазу приятно, ничто не отвлекает от чтения
Сайт сети магазинов «Техник». Мало незаполненного пространства, недостаточно «воздуха» вокруг контента.
В тильде 12-колоночная вёрстка. Отступа слева и справа от контента статьи задаются в настройках блока.
Если заполнить контентом все 12 колонок, текст будет тяжело читаться. Оптимально отступить хотя бы 1 колонку слева.
Плохо: нет отступов слева и справа, текст растянут на 12 колонок.
Лучше: отступ слева — 1 колонка, ширина текста — 8 колонок, ширина фактоида — 2 колонки. Остаётся одна колонка для отступа справа.
Что почитать по теме:
Шрифты
На один сайт в Тильде можно подключить только два шрифта. Чем больше шрифтов, тем больше вес страницы, а значит она будет медленнее загружаться. С двумя шрифтами нет соблазна заняться «украшательством», применяя несочетающиеся шрифты.
В Тильде шрифты задаются в настройках всего сайта, а не отдельной страницы.
Если предложенных Тильдой шрифтов вам недостаточно, можно подключить Google Fonts. Вот инструкция.
Моей ошибкой при выборе шрифтов и начертаний был недостаточный контраст между размером заголовка и текста. Для пары заголовок-описание сочетание размера 52px и 42px не создаёт контраста. Пара 62px и 32px смотрится лучше.
Плохо: слабый контраст.
При размере заголовка в 32px и размере основного текста в 20px заголовок не выделяется за счет контраста, а скорее сливается с текстом. Пара 42px и 20px работает лучше.
Плохо: заголовок 32px, текст 20px.
Лучше: заголовок 42px, текст 20px.
Я не знаю, по какой форме высчитывать размер кегля, а скорее делаю это «по-дилетантски» — на глаз. Проверяя наши работы на курсе, Дмитрий Моровов дал вот этот вариант: пара 12–14pt — плохая. 12–16pt — уместная. 12–18pt — хорошая. (Pt — от немецкого «Punkt» — это единица измерения кегля шрифта).
Если игнорировать принцип контраста, статья выглядит как скучная простыня. Глазу трудно зацепиться за элементы в тексте, теряется внимание, а значит страдает и качество чтения.
Что почитать по теме:
Фактоиды
Специального блока под фактоид нет, но можно адаптировать блок «CL05 Текст и сноска» в разделе «Колонки».
Шаблон, который подходит для фактоида или ссылки на полях.
В моём случае не удалось подтянуть фактоид еще на одну строку. Пришлось оставить так.
Мелкие косяки
Футер, прилипший к предыдущему блоку
Футер — это тоже блок, которому нужны отступы сверху и снизу. Проверьте, настроен ли нижний отступ у предыдущего блока, чтобы футер не казался «приклеенным» и сжатым.
Плохо: не задан нижний отступ у текстового блока. Футер прилип.
Лучше: задан нижний отступ в 120px.
Поддомен Тильды
По умолчанию поддомен моей статьи вот этот — http://project201667.tilda.ws. Не понятно, о чем страница и куда ведёт ссылка. Поддомен можно изменить в настройках сайта в разделе «Главное». Здесь же подключается ваш персональный домен.
Выравнивание всего текста по центру
Большинство дизайнеров и верстальщиков сходятся во мнении, что такой текст невозможно читать. Центрирование текста портит не только читаемость, но и вид всей страницы.
Выравнивание по центру.
Выравнивание по левому краю.
Что почитать по теме:
Слишком тонкое начертание
Не злоупотребляйте тонким начертанием. Если текст объёмный, воспринимать «сверхтонкий» шрифт тяжело. Более того, на скриншотах такое начертание отображается плохо (как на скриншоте ниже). Настроить размер и насыщенность можно в настройках сайта (не страницы!) в разделе «Шрифты и цвета».
Что еще пригодится
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Как правильно убрать висящие предлоги везде, где только можно?
May 12 · 4 min read
Тизер: не прибегая к Tab, пробелам и отбиванием новой строки. Где волшебная кнопка в Word и InDesign, куда жать в Tilda и Figma, и как во всем этом может помочь сайт Лебедева.
Висящие предлоги в Tilda.
В Тильде есть встроенный типограф. Вы просто выделяете текст, который нужно отредактировать, нажимаете на иконку, и все предлоги присоединяются к слову за предлогом, выглядит он вот так.
Когда вы выделяете какой-либо текст, этот значок появляется, вы можете выделить текст, кликнуть на этот значок, и висящие предлоги исчезнут, дефис превратится в тире, а “ ” в « ».
Вот этот на б ор символов: #nbsp; между предлогом и словом говорит о том, что предлог должен перейти на следующую строку вместе со смысловым словом.
Однако, Тильда иногда все равно пропускает предлоги, это может получиться по разным причинам, но я обязательно проверяю текст после типографа.
Что делать, если пропущен предлог, и он получается висящим? По сути типограф просто делает правильную разметку текста и показывает в коде, что тут между этой буквой и этой буквой пробел, но на разных строках они стоять не должны. Поэтому, никто не запрещает скопировать #nbsp; и вставить в нужном месте самостоятельно. Эффект будет таким же.
Почему не подходит перенос предлогов с помощью многократного нажатия пробела, Tab или переноса на новую строку с Enter?
Потому что длина строки изменяется от ширины экрана при адаптивном дизайне, и все многочисленные пробелы (Tilda, правда не дает ставить 100500 пробелов подряд) или отбитие новой строки Enter сотворят монструозную конструкцию из текста, как только ширина абзаца станет отличаться от той, в которой вы делали все исправления. На картинке ниже показано, как “карета превращается в тыкву”, если не использовать типограф, а делать так, как печатают документы все новоиспеченные секретари в Word =)
Типограф от Лебедева и висящие предлоги в Figma и Sketch.
Лебедев на своем сайте уже давно сделал типограф, и он молодец — и типограф и Лебедев =) ссылка: https://www.artlebedev.ru/typograf/
Заливаете текст, жмете кнопку и текст с разметкой ваш. Copy-Paste…
Может быть кстати, если вы сами делаете дизайн сайта в Figma или Sketch и ни сном ни духом про плагины.
Единственное — нужно немного настроить типограф, чтобы непечатуемые символы не были видны в вашем дизайне. Для этого вам нужно зайти в настройки типографа.
В настройкам нужно поменять пункты и обязательно нажать “сохранить”, потом перейти на окно типографа и опять оттипографить текст.
После этого предлоги будут связаны с последующими словами, но при этом непечатуемые символы не будут видны. Копируем текст и вставляем в нашу Figma или Sketch.
А что если после всего этого все равно не все предлоги привязались?
Такое случается, я не могу объяснить, почему, но такое бывает. это решается так же просто, как в случае с копированием #nbsp;
То есть вам просто надо скопировать тот пробел, который выполняет свою функцию и делает предлог неразрывным с последующим словом (визуально после типографа и этих настроек он не будет отличаться от любого другого пробела). После того, как вы скопируете и замените этим специальным пробелом тот пробел, который почему-то был пропущен типографом, все начнет работать.
Висящие предлоги в Indesign
Плавно переходим на печать.
Собственно, все правила типографики перекочевали из печати в интернет, поэтому все эти проблемы давно решаются в программах для печати.
Помимо висячих предлогов необходимо привязывать союзы к следующему за ними слову, а частицы — к предыдущему. Нельзя отрывать единицы измерений от их значений, разрывать пробелом некоторые сокращения.
Как сделать в индизайне магию написано вот тут, статья не новая, но сейчас все работает точно так же, а я лучше все равно не напишу, поэтому просто прочитайте =)
Чем хорош сайт на Тильде? И почему не надо лезть в дорогостоящие решения
Не часто приходится замечать решения предложенные на платформе Tilda, а зря. Почему так? Что такое вообще Tilda и для кого она?
Сразу отметим, что данный материал ни в коем случае не является рекламным, а представляет из себя анализ Тильды, как решение для бизнеса.
По факту в более чем 50% случаев от всех задач бизнеса в медиа пространстве, ваш сайт не нуждается в том, чтобы он был разработан кодом. Не обязательно ставить такие условия где необходимо будет привлекать верстальщика или программиста. В таких проектах обычно нуждается средний или крупный бизнес, так как к тому времени у компании сформировалось представление и сложные многоуровневые задачи, которые решаются только таким же сложными решениями.
Tilda в свою очередь тоже не является панацеей и не возведена в абсолютное значение, можно пользоваться другими решениями похожими на Тильду.
Что чаще всего приходится слышать про Тильду?
Во-вторых, скорее всего меня могут закидать тухлыми помидорами, но серьезная компания не будет стараться «выгрызать» серьезный сайт за условные 20.000 рублей. Тут 2 пути: или компания не такая серьезная, или же у директора нет понимания, что такое сайт и для чего он нужен.
2. «Не, Тильда не подойдет, у нее слишком урезанный функционал…»
Да, вы правы, Тильда имеет большое количество ограничений, но как правило если вы обращаетесь к профессионалам то выбор данного решения будет не случайным.
Отсюда вы сразу сможете понять профессионализм человека с которым обсуждаете будущий сайт еще на этапе брифинга. И насторожиться в случае если вам не задали ни одного вопроса относящегося к вашим пожеланиям, но почему-то сразу назвали тильду.
Тогда скорее всего вы общаетесь с командой, которая работает только на этой платформе или же с непрофессионалом.
Теперь, когда мы прониклись всей серьезностью данного решения. Сформулируем реальную ситуацию и ряд задач с которыми пришлось столкнуться заказчикам.
Рассмотрим параллельно 2 ситуации, которые могут показаться разными, но по факту объединены одним и тем же.
1. Заказчик не имеет серьезного бюджета, но ему срочно необходим небольшой сайт для мероприятия, которое стартует уже в конце недели.
2. Заказчик имеет серьезный бюджет, но у него отсутствуют амбициозные задачи и в целом планы на будущий сайт. Сроки не превышают 14 дней, но для простоты понимания давайте приведем также к 7 дням.
Задача
По факту перед нами стоит задача, как сделать симпатичный MVP-проект, в срок не превышающий 7 дней.
«Да, давайте здесь не будем заострять внимание и формировать представление, что вся web-разработка такая же быстрая и не затратная. В данной ситуации разбираются частные случаи, чтобы показать, что даже казалось бы в безвыходной ситуации есть решение»
День 1. Подбор референсов и обсуждение проекта
Для экономии времени и ресурсов приступаем к аналитике, но акцентируем внимание только на самых важных моментах, а именно:
какова будет общая концепция продукта;
какие есть конкуренты и что они из себя представляют;
Что нравится целевой аудитории;
что из референсов может лучше всего подойти.
Конец дня ознаменовывается обсуждением выбранных решений с заказчиками. На каждый из этапов тратим примерно по 2 часа.
День 2. Прототипирование
День 3-4. Дизайн
На данном этапе делаем акцент, выделяя под него 2 суток. Так как он является самым основным в рамках работы на Тильде. Определяемся с 3 наиболее интересными и продуманными работами в данной нише, предварительно все это согласовав с заказчиками. Первый день занимает подбор и поиск будущих элементов сайта, а именно:
иные визуальные элементы, которые нельзя отнести к чему-то конкретному, но от этого они не становятся менее важными
Все должно быть объединено общей идей, сочетаться между собой, что также отсылает нас к проработке первичной логики по которой уже идет дальнейший отбор элементов. На чем первый день удачно заканчивается. Собрав бэкграунд элементов, вспоминаем о тех исходных работах, которые мы взяли, как ориентир. После чего объединяем удачные идеи этих сайтов с теми элементами, что мы нашли, находясь в свободном плавании на ресурсах для дизайнеров.
День 5. Верстка
День 6. Подключение домена
День 7. Видео инструкции и обучение заказчика
Для этого записываем видеоинструкции:
как добавлять контент;
Как редактировать текст и менять изображения;
Как пользоваться панелью администратора
Где они уже самостоятельно сможет все настроить, повторяя шаги из видео.
Вывод
самозанятые или у вас небольшой стартап, когда нет уверенности в бизнес-модели;
Экономия на более чем половине команды разработчиков, отсекая программиста и верстальщика. Используя при этом 2-3 пары рук квалифицированных специалистов, позволяет получить продукт за весьма скромный бюджет, досягаемый для многих, кто развивает свое дело.
Чем хорош сайт на Тильде? И почему не надо лезть в дорогостоящие решения
Не часто приходится замечать решения предложенные на платформе Tilda, а зря. Почему так? Что такое вообще Tilda и для кого она?
Публикация составлена совместно с командой Годунова.
Сразу отметим, что данный материал ни в коем случае не является рекламным, а представляет из себя анализ Тильды, как решение для бизнеса.
По факту в более чем 50% случаев от всех задач бизнеса в медиа пространстве, ваш сайт не нуждается в том, чтобы он был разработан кодом. Не обязательно ставить такие условия где необходимо будет привлекать верстальщика или программиста. В таких проектах обычно нуждается средний или крупный бизнес, так как к тому времени у компании сформировалось представление и сложные многоуровневые задачи, которые решаются только таким же сложными решениями.
Tilda в свою очередь тоже не является панацеей и не возведена в абсолютное значение, можно пользоваться другими решениями похожими на Тильду.
Во-вторых, скорее всего меня могут закидать тухлыми помидорами, но серьезная компания не будет стараться «выгрызать» серьезный сайт за условные 20.000 рублей. Тут 2 пути: или компания не такая серьезная, или же у директора нет понимания, что такое сайт и для чего он нужен.
2. «Не, Тильда не подойдет, у нее слишком урезанный функционал. »
Отсюда вы сразу сможете понять профессионализм человека с которым обсуждаете будущий сайт еще на этапе брифинга. И насторожиться в случае если вам не задали ни одного вопроса относящегося к вашим пожеланиям, но почему-то сразу назвали тильду.
Тогда скорее всего вы общаетесь с командой, которая работает только на этой платформе или же с непрофессионалом.
Теперь, когда мы прониклись всей серьезностью данного решения. Сформулируем реальную ситуацию и ряд задач с которыми пришлось столкнуться заказчикам.
Рассмотрим параллельно 2 ситуации, которые могут показаться разными, но по факту объединены одним и тем же.
1. Заказчик не имеет серьезного бюджет, но ему срочно необходим небольшой сайт для мероприятия, которое стартует уже в конце недели.
2. Заказчик имеет серьезный бюджет, но у него отсутствуют амбициозные задачи и в целом планы на будущий сайт. Сроки не превышают 14 дней, но для простоты понимания давайте приведем также к 7 дням.
Задача
По факту перед нами стоит задача, как сделать симпатичный MVP-проект, в срок не превышающий 7 дней.
«Да, давайте здесь не будем заострять внимание и формировать представление, что вся web-разработка такая же быстрая и не затратная. В данной ситуации разбираются частные случаи, чтобы показать, что даже казалось бы в безвыходной ситуации есть решение»
День 1. Подбор референсов и обсуждение проекта
Для экономии времени и ресурсов приступаем к аналитике, но акцентируем внимание только на самых важных моментах, а именно:
Конец дня ознаменовывается обсуждением выбранных решений с заказчиками. На каждый из этапом тратим примерно по 2 часа.
День 3-4. Дизайн
На данном этапе делаем акцент, выделяя под него 2 суток. Так как он является самым основным в рамках работы на Тильде. Определяемся с 3 наиболее интересными и продуманными работами в данной нише, предварительно все это согласовав с заказчиками. Первый день занимает подбор и поиск будущих элементов сайта, а именно:
Все должно быть объединено общей идей, сочетаться между собой, что также отсылает нас к проработке первичной логики по которой уже идет дальнейший отбор элементов. На чем первый день удачно заканчивается. Собрав бэкграунд элементов, вспоминаем о тех исходных работах, которые мы взяли, как ориентир. После чего объединяем удачные идеи этих сайтов с теми элементами, что мы нашли, находясь в свободном плавании на ресурсах для дизайнеров.