тифлопедагогика что это такое
Тифлопедагогика
Полезное
Смотреть что такое «Тифлопедагогика» в других словарях:
тифлопедагогика — тифлопедагогика … Орфографический словарь-справочник
тифлопедагогика — педагогика, дефектология Словарь русских синонимов. тифлопедагогика сущ., кол во синонимов: 2 • дефектология (6) • … Словарь синонимов
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Современная энциклопедия
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos слепой и педагогика) отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Большой Энциклопедический словарь
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, тифлопедагогики, мн. нет, жен. (от греч. typhlos слепой и слова педагогика) (пед.). Методика преподавания слепым. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых. | прил. тифлопедагогический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos – слепой + педагогика). Наука о воспитании и обучении учащихся с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной педагогики. Подготовка учителей школ для слепых и слабовидящих ведется на дефектологических факультетах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Тифлопедагогика — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тифлопедагогика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
тифлопедагогика — и; ж. [от греч. typhlos слепой и сл. педагогика] Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения или имеющих его нарушения. Изучать тифлопедагогику. // Учебный предмет, излагающий этот раздел. Курс… … Энциклопедический словарь
Тифлопедагог
Тифлопедагог (от греч. typhlós — слепой.) — это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Большую часть информации человек воспринимает через зрение. Зоркие глаза – это один из факторов выживания не только в дикой природе, но и среди людей. Поэтому, если человек слепнет или слеп от рождения, ему нужно научиться восполнять недостаток зрительной информации другими способами. Восприятие мира слепыми и зрячими очень разное. У слепых обычно развивается обостренный слух и особая чуткость пальцев. Но в процессе обучения человеку требуется специальная помощь. Со слепыми детьми занимаются тифлопедагоги.
Тифлопедагог прививает детям навыки для самообслуживания и ориентирования в пространстве, а также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве (таком, где работают слепые и слабовидящие). Ведь очень важно, чтобы окончив школу, незрячий человек мог найти себе работу. Однако задача педагога – не только научить, но и воспитать. Поэтому важную роль в работе занимает нравственное, эстетическое, физическое воспитание.
Многие слабовидящие и даже полностью слепые дети не останавливаются на достигнутом. Они получают высшее образование, осваивают творческие профессии, занимаются наукой. В этом засллуга и их педагогов.
Слепые и слабовидящие дети посещают специализированные детсады, учатся в специализированных школах и школах-интернатах. В стенах этих заведений педагоги заменяют им родителей. Они полностью отвечают за их жизнь и самочувствие, потому что слепой ребёнок может по незнанию попасть в опасную для себя ситуацию.
Обучение на Тифлопедагога
Стать тифлопедагогом можно, окончив факультет дефектологии или специальной педагогики педагогического вуза.
Тифлопедагогика
Полезное
Смотреть что такое «Тифлопедагогика» в других словарях:
тифлопедагогика — тифлопедагогика … Орфографический словарь-справочник
тифлопедагогика — педагогика, дефектология Словарь русских синонимов. тифлопедагогика сущ., кол во синонимов: 2 • дефектология (6) • … Словарь синонимов
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Современная энциклопедия
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos слепой и педагогика) отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих … Большой Энциклопедический словарь
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, тифлопедагогики, мн. нет, жен. (от греч. typhlos слепой и слова педагогика) (пед.). Методика преподавания слепым. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых. | прил. тифлопедагогический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos – слепой + педагогика). Наука о воспитании и обучении учащихся с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной педагогики. Подготовка учителей школ для слепых и слабовидящих ведется на дефектологических факультетах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Тифлопедагогика — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тифлопедагогика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
тифлопедагогика — и; ж. [от греч. typhlos слепой и сл. педагогика] Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения или имеющих его нарушения. Изучать тифлопедагогику. // Учебный предмет, излагающий этот раздел. Курс… … Энциклопедический словарь
ТИФЛОПЕДАГОГИКА
Первое уч. заведение для слепых было организовано основоположником Т. франц. педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже. На рубеже 18—19 вв. школы для слепых созданы в Великобритании, Австрии, Германии, США. В уч. заведениях для слепых учащиеся обучались письму, чтению, счёту, примитивным ремёслам и музыке. С сер. 19 в. для письма и чтения слепых повсеместно распространяется созданный Л Брайлем в 1829 вариант рельефно-точечного шрифта.
Из многочисл. рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д Галл, Т Лукас, В Мун, И Барбье и др.), шрифт Брайля оказался наиб. рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков Ныне он является осн.кодом для слепых при использовании компьютерной техники и калькуляторов Во мн заруб странах на его базе создается скоропись, т к по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.
В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 Развитие Т.н. системы образования слепых в России связано с именами К К Грота, А И Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 кл ср. общеобразоват. школы и ремесленную подготовку Обучением было охвачено 4—5% слепых детей В СССР. обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегос. систему нар. образования.
В наст. время в Рос Федерации для слепых и слабовидящих создана сеть средних и 9-летних общеобразоват. школ, дающих цензовое образование Интеллектуализация процессов обучения позволила подготовить целую плеяду выдающихся учещлх (Л С Понтрягин, В В Тихомиров, И
С Ладенко и др.). Слепыми освоено ок 70 профессий, связанных с умственным трудом.
Однако слабость системы образования слепых заключалась в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих В связи с этим в школах введены факультативы, работа к-рых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовиде-нием (факультативы по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, леч физкультуре, ритмике и развитию остаточного зрения).
Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логич. памяти и др. качествам, имеющим существ значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении Методы исследований в Т обобщение пед. опыта, наблюдение за процессами обучения, воспитания, развития детей с нарушенным зрением, обучающий, естественный и лабораторный эксперименты, анализ работ слепых и слабовидящих, беседы, анкетный метод, изучение офтальмологич. и др. данных.
Т разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич методы дифференциров обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнит нарушения. Умственно отсталые слепые и умственно отсталые слабовидящие обучаются по спец. программам с применением соответствующих методов во вспо-могат классах школ слепых и школ слабовидящих
Методы обучения, применяемые в Т, позволяют учащимся получать общее образование в объеме ср. массовой школы при нек-ром увеличении срока обучения В школах для слепых эффективность обучения достигается применением совр. средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также оптимальным использованием имеющегося у большинства учеников остаточного зрения В школах слабовидящих для обучения общеобразоват. предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в к-рых выделены осн.признаки изображенных объектов, тетради со спец. разлиновкой, наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного, оптич и техн. средства Большая роль в повышении качества обучения в школах слепых принадлежит тифлографике и тифлотехнике Все методы уч работы предусматривают охрану остаточного и слабого зрения учащихся
Трудовое обучение в спец. школах для слепых организуется на политехн. основе с привлечением тифлотехн. средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по совр. профессиям (токарей, операторов ЭВМ и др.). Также расширяется круг профессий, по к-рым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей.
Особое значение в Т придается специ-фич методам физич. воспитания слепых и слабовидящих, к-рое ведется диффе-ренцированно и имеет не только обще-укрепляющее значение, но и служит для коррекции двигат сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах спец. школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания, детям оказывается необходимая логопедич помощь по исправлению недостатков речи, проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих. Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т повышенное внимание оказывается дошк. воспитанию слепых и слабовидящих детей.
Высшее образование учащиеся с нарушением зрения получают во всех высших уч заведениях страны Незрячие принимаются на общих основаниях наряду со зрячими абитуриентами. В Рос Федерации существуют также спец. уч-ще для подготовки слепых массажистов (Кисловодск). и муз. уч-ще (Курск). Решение задач, стоящих перед Т, осуществляется в тесном взаимодействии с общей педагогикой, психологией, физиологией, офтальмологией, шк. гигиеной, дет. психоневрологией.
Тифлопедагог
Тифлопедагог – это специалист, осуществляющий учебные, реабилитационные и воспитательные мероприятия с лицами, которые имеют нарушения зрения (слепые, поздноослепшие и слабовидящие).
Слабовидящие или слепые люди обычно имеют повышенную чувствительность кожи или обостренный слух. Научиться пользоваться этими особенностями с максимальной пользой помогает тифлопедагог.
Специалист формирует социальные навыки человека, обеспечивает ему возможность получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства.
В задачи специализированного обучения входит:
Тифлопедагоги работают в специализированных школах, детских садах, интернатах, научно-исследовательских институтах, а также ведут индивидуальные занятия в коммерческих центрах.
Специалист данного направления должен иметь базовое высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке или повышении квалификации по специальности «Тифлопедагогика». Также хорошо, если у него есть образование в сфере социальных дисциплин.
Для каждого возраста есть свои особенности работы:
Терапия для взрослых строится на основании функциональных нарушений органа зрения, для них разрабатываются эргономические рекомендации.
Длительность и количество занятий, а также методики работы подбираются индивидуально в зависимости от диагноза и выдерживаемой клиентом нагрузки.
Программы для поздноослепших
Для поздноослепших проводятся занятия с уклоном на формирование апперцепции, так как им тяжело устанавливать связи между своим прежним опытом и новыми знаниями. Это связано с тем, что при потере зрения человек получает психологическую травму: раньше он все видел, а воспринимать мир с помощью осязания и слуха он еще не готов.
Но такие клиенты имеют преимущество в том, что у них сохраняются важные «зрительные рефлексы», что помогает им быстро осваивать местность, ходить с тростью, обслуживать себя и т.д. Также они достаточно быстро осваивают техники чтения и письма по системе Брайля.
Задачи, которые тифлопедагог поможет успешно решить:
Также тифлопедагог проводит консультативный прием для родителей по вопросам особенностей познавательного, психологического и физического развития личности с нарушениями зрения.
Для оптимизации бытовой среди для лиц с нарушением зрения также может быть полезен эрготерапевт.