теургия это что такое простыми словами
Значение слова «теургия»
В Средние века, а затем и в Новое время теургия была взята на вооружение некоторыми европейскими представителями мистицизма и в измененном виде использовалась для достижения состояния обожения (Яков Беме, Мартинес де Паскуалис). В конечном итоге, понятие «теургия» вышло за узкие рамки магических и мистических практик, перешло в употребление в контексте философии: теургическими стали называться отдельные тенденции богоискательства, как например, мотивы сомнамбулических озарений в творчестве представителей романтизма (Ф. Шеллинг, Г. Г. Шуберт и др.). Теургические мотивы являются основными в творчестве русских философов начала ХХ века — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьёв и др. Согласно Н. А. Бердяеву теургия — «магическое искусство» достижения состояния обожения, совершаемое посредством молитв и церемоний, с целью воссоединения с Богом, теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество. В современном мире понятие «теургия» используется некоторыми исследователями для обозначения таких эстетических тенденций, как обращение к христианским традициям и призыв выйти за пределы искусства для изменения мира и жизни людей соответственно эстетическим законам.
ТЕУРГИ’Я [тэ], и, мн. нет, ж. [греч. theurgia — чудо от theos — бог и ergon — дело] (религ.). В нек-рых религиозных учениях, античных и средневековых, вид магии, посредством к-рой считалось возможным подчинять своей воле действия духов и богов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
теурги́я
1. религ. в некоторых религиозных учениях — вид магии, посредством которой считалось возможным достигать богоподобного состояния или подчинять своей воле действия духов и богов ◆ Подлинное творчество есть теургия, богодейство, совместное с Богом действие. Н. А. Бердяев, «Смысл творчества»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова удорожаться (глагол), удорожается:
Теургия
Теурги́я (др.-греч. θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение», буквально «богодейство, божественная работа») — 1) в широком смысле, магико-мистическая практика, связанная с поклонением богу/богам, не предполагающая практических просьб к объекту поклонения, это «обоюдный труд человека и Божества — стремление человека достичь высших сфер и стремление Божества оказать ему помощь в восхождении через различных посредников» [1]; 2) в узком смысле, магическая практика в рамках неоплатонизма; в античности, в языческих культах, направленная на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ. Как правило, теургия предполагает непосредственный, часто визуальный (визуализация) контакт с божеством.
Робер Амбилен определяет теургию как «наивысший, наиболее чистый и в то же время, наиболее мудрый аспект того, что называется Магией» [2].
Теургия – путь к спасению, к блаженству, путь приобщения к самой природе божества, когда человек становится демиургом и творит то, что творится только богом (чудеса) [3].
Содержание
Основа теургии
Впервые этот термин был использован в 1971 году в неоплатонической работе «Халдейские оракулы»: «Поскольку Теурги (theourgoí) не относятся к стаду, которым управляет судьба». В основе теургических представлений поздних неоплатоников лежит эманативистская идея о том, что Physis (греч. Φύσις), Природа, то есть мир проявляется путем последовательных эманаций из To En (греч. τό ἕν), Единого, Высшей божественности: Божество без качеств. Работа теурга проходит по правилу «подобное к подобному»: на материальном уровне с помощью физических символов и магии; на более высоком уровне — с ментальными и чисто духовными практиками и мистицизмом теург подражает богам. Начиная с нахождения Божественного в материи, теург в конечном счете достигает уровня, где внутренняя божественная часть души объединяется с Богом. Целью теургии Плотин называл воссоединение с Божественным (обретение Гнозиса).
Амбилен называет это Законом Аналоговых Соответствий. Закон этот заключается в:
1. Единстве Мира во всех его проявлениях 2. Аналоговой Идентичности Божественного Уровня и Материальной Вселенной, которая была создана из эманации первого и остается его отражением, более низким уровнем воплощения и несовершенством. 3. В устойчивой связи между этими двумя понятиями, связи, имеющей начало в этой аналоговой идентичности, которую можно выразить одновременно и как данность, с помощью вторичной науки, называемой Символизмом [4].
Теургия и магия
Первоначально, в античности теургия была направленна на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ. Ямвлих в «Египетских мистериях», выступая против черной магии, соединяющей человека со злыми демонами, противопоставляет ей правильную теургию, обращающуюся к высшим способностям человеческой души и воздействующую в культовых действах на божество. То есть, по сути, это была магия, совершаемая через обращение к богам:
Все те боги, которые истинны, даруют только лишь благо, общаются только с благими людьми, сближаются с очистившимися при помощи священнодействий и прогоняют от них всякую испорченность и всякую страсть. Когда они сияют, дурное и демоническое становится невидимым благодаря лучшему, словно тьма благодаря свету. И даже случайность не досаждает теургам; именно поэтому они и воспринимают всяческую добродетель, делаются благонравными и порядочными, избегают страстей и всяческого беспорядочного движения и оказываются чисты от безбожных и неблагочестивых способов действия. А все те люди, которые и сами грешны и на богов обрушиваются противозаконно и беспутно, не в состоянии достигнуть богов из-за вялости собственного действия или нехватки присущей им силы. И если они из-за своей оскверненности не допускаются до общения с чистыми, то тем самым приходят в соприкосновение с дурными духами и, исполняясь от них самой дурной одержимости, становятся дурными и нечестивыми, насыщенными неумеренными удовольствиями, пронизанными испорченностью, склонными к чуждым богам способам действия и, говоря в общем, оказываются близкими дурным демонам, с которыми они и соединяются [5].
Теургические техники
Теургическая работа в узком смысле включает в себя:
1) визуализацию, проявляющуюся в видениях теурга (визионера), 2) мистериальные/ритуальные действа, которые часто носят экстатический характер и могут включать жертвоприношение, 3) мантику (прорицание), 4) молитвенные практики, 5) определенные символы, функция которых быть связующим звеном между божественным и человеческим миром, 6) иные магические действия.
Когда мы говорим о более широком понимании теургии, можно обратиться к Халдейским оракулам, из которых известно две основные техники, использовавшиеся в греческой теургии: «сопряжение» и «призывание».
«Сопряжение»
Магическая практика под названием «сопряжение» представляет собой «собеседование», или «общение» (но не «слияние»!), теурга с тем или иным божеством или духом. Так, Юлиан Халдей, по преданию, «сопрягал» душу своего сына, Юлиана Теурга, с душой Платона и «со всеми богами», в результате чего и были получены «Халдейские оракулы». Искусством «сопряжения» владел также Прокл, указывавший, что халдеи пользовались им главным образом для общения с различными божествами времени (Днем, Ночью, Месяцем, Годом), а также с самим Хроносом-Временем.
«Сопряжение» достигалось преимущественно посредством инвокаций: маг призывал божество, произнося его имена, состоявшие из «бессмысленных» (с точки зрения обычной человеческой речи) звукосочетаний. Эти так называемые «варварские», или «иноземные», имена составляли основу всей позднеантичной магической практики. Несмотря на кажущуюся бессмысленность и произвольность «варварских имен», при тщательном анализе в них обнаруживаются четкие структуры, причем не только на уровне звуковых последовательностей, но и в области нумерологических соответствий.
Для «сопряжения» с божеством или духом могли использовать также специальные материальные объекты. У Пселла описывается халдейский ритуал магического «завета» с духом, в ходе которого маги погребали в земле, а затем откапывали те или иные «очищенные» вещества или предметы (камни, благовония, растения), соответствующие этому духу. Цель ритуала заключалась в том, чтобы достичь с духом соглашения о помощи в восхождении душе и защите от демонов.
«Призывание»
Другая магическая практика заключалась собственно в «призывании» божества, изрекавшего затем пророчества заклинателю. Для этого использовалось два метода — так называемое «оживление статуй» и ритуал «связывания» с последующим «освобождением».
Для «оживления статуи» в небольшую полость внутри изваяния божества помещали помещали определенные камни, растения или даже мелких животных. Эти объекты назывались «символами» и служили для установления симпатической связи с богом. Они почитались как священные и «подобные богу»; по словам Ямвлиха, предмет такого рода представлял собой «совершенный и чистый сосуд», готовый принять в себя божество. В одном из оракулов наставления на этот счет дает сама Геката, перечисляя травы и благовония, необходимые для «оживления» ее статуи и предписывая теургу совершить очищение при свете растущей луны и вознести молитвы (основанные, по всей вероятности, на вышеописанных «варварских именах»). Призванное таким образом божество должно было явиться заклинателю в образе сияющего света и ответить на его вопросы. Считалось также, что сам этот свет, исходящий от призванного божества и озаряющий теурга, способствует восхождению души.
Метод «связывания» представлял собой призывание божества — опять-таки при помощи «варварских имен» — в тело человека-медиума. По завершении операции бога таким же образом «освобождали»; впрочем, медиум мог «освободиться» от бога и самостоятельно, просто обратившись мыслями к обыденным земным вещам. Важно иметь в виду, что ритуалом такого рода управлял, по большому счету, не теург, а само божество: теурги не притязали на власть над богами и действовали не силой, а просьбами и уговорами; боги же сами, по доброй воле, сообщали заклинателям слова, которыми их можно «связать».
Перед ритуалом его исполнители — «призывающий» и «принимающий» — проходили очищение (предположительно, огнем и водой) и облачались в особые одеяния. В некоторых случаях один теург мог исполнять обе эти роли, призывая божество в самого себя.
О том, что божество откликнулось на зов и вошло в медиума, свидетельствовали определенные признаки. Ямвлих в трактате «О египетских мистериях» описывает несколько родов «божественной одержимости» и перечисляет возможные признаки «боговдохновенности»: особые движения тела или его частей (или же, напротив, полная неподвижность), левитация, кажущееся увеличение тела в размерах, изменение голоса, нечувствительность к огню и т.п. Кроме того, в тело медиума может входить сияющий образ божества. При этом Ямвлих и другие авторы проводят различие между образами, видимыми только заклинателю, видимыми только медиуму и, наконец, зримыми для всех присутствующих. В «Халдейских оракулах» также перечисляются различные сияющие образы, в которых может предстать призванное божество: «огненное дитя», «величавое пламя», «огнеблещущий конь» или даже «безвидный огонь», из которого божество говорит с теургом. Согласно некоторым фрагментам, божества сами по себе не имеют формы, но для общения с людьми принимают то или иное обличье; этот процесс «облечения формой» протекает в Огненном или Эфирном мире [9].
Теургия в Телеме
Теургии посвящено эссе Алистера Кроули «Экстатическое воодушевление». Кроули называет его «заметками о теургии» и указывает на гностический характер описываемых методов: «Господин этой работы — IAO, высочайший Единый Бог гностиков, истинный Бог». Эссе это по сути является описанием работы методов сексуальной магии.
Кроме того, принципы теургической работы даются им в Liber Astarte vel Liber Berylli «Астарта, или Книга Берилла». Книга имеет подзаголовок: «Наставления по бхакти-йоге — методу Достижения через преданное служение избранному божеству». Несмотря на то, что сам Кроули не указывает на теургический характер этих работ, однако же в сути своей здесь описывается наиболее возвышенный вид теургии как поклонения божеству.
Теургия это что такое простыми словами
В этой статье речь пойдет об одном древнем магическом искусстве взаимодействия человека и мира божественного — теургии.
Что такое Теургия?
Существует множество определений теургии, мы дадим то, которое наиболее полно раскрывает ее содержание. Теургия (от греч. «бог» и «деяние»; «божественная работа» или «божественный обряд») — это магический процесс общения с существами (ангелами, планетными духами, полубогами, богами, демонами, духами героев), и привлечение их сил на Землю для получения материальных благ, знаний, энергии.
Теургия относится к области вызывательной магической практики и отличается от обычного колдовства (или гоэтии).
В древние времена в Шумере и Египетском жречестве искусство взаимодействия и влияния на божественные силы развилось в наибольшей степени. Теургические школы были в Ассирии, Вавилоне, Шумере, Египетских храмах.
Ей занимались халдейские, египетские, персидские, европейские маги, христианские монахи и представители неоплатонизма в эллинистическую эпоху. Походу своего исторического развития теургия как понятие вышло за рамки только магической и мистической практики, и перекачивало в том числе в труды философов 20 века.
Если углубиться немного в историю, то теургия обычно понимается, как практика неоплатонизма, которая возникла после появления Христианства. Известными ее сторонниками были Аммоний, Плотин, Порфирий и Ямвлих — самый популярный теург. Были разные мнения относительно того, может ли человек взаимодействовать с высшими существами или нет. Одни считали, что да, а, например, Ямвлих говорил о том, что для качественного общения необходимо совершить переходный ритуал в высший мир идей. Одним из способов такого перехода была «теофагия» — ритуальное поедание божественных аспектов для соединения с их энергией.
Общение с высшими и низшими силами
Значение теургии универсально. Поскольку большинство магических операций совершается совместно с существами других измерений — духами, демонами, полубогами, богами, то и всякий обряд, заговор, молитва из совершенно любой религиозной или мистической традиции могут относиться к области теургической практики.
Окружающий нас мир населяет огромное количество существ, они живут и действует в определенной иерархии. Например, есть духи, падшие ангелы, демоны — они относятся к темным силами. Тогда как силы полубогов, ангелы, архангелы и божества — являются светлыми и позитивными.
Человек с древнейших времен верил в различные управляющие миром и явлениями силы, и не ошибся. Они действительно существуют. Каждое существо будь то демон, ангел или божество занимает свою позицию и способен оказывать влияние на ход процессов материальной жизни: управление климатом и различными энергиями.
На всей планете, как и во Вселенной кипит работа, за каждым законом, планетой или явлением стоит существо. Именно поэтому, во всех традициях верили во множество богов. Например, в славянской традиции Даждь-бог повелевает силой Солнца, Стрибог — ветром, Перун — владыка молний, и так далее.
Теургию можно использовать в различных целях и в союзе с различными существами как с высшими (божественными), так и низшими. По своей сути, это направление связи с существами и объединение личных сил с силами сущностей для достижения нужных результатов. Вопрос состоит в том в каких случаях существо будет проявлять свою энергию в нашем мире. Какой для нее в этом смысл?
Высшие существа могут помогать и приходить на помощь исключительно по доброй воле, но с другими придется заключать договор.
Хочется предупредить, что в статье информация о низших существах дается в качестве общего развития, но ни в коем случае не рекомендуется взаимодействовать с ними.
В Теургии совмещается божественное воздействие и человеческое стремление. Боги действуют сами по себе, но при определенных обстоятельствах и знаниях, изливаемую ими силу, можно направить в нужное людям русло. Для этого следует договориться с богами через подношения, заключить сделку. Наиболее темным примером может служить продажа души дьяволу. Именно поэтому теургию считали не только божественной, но и придавали ей статус черной науки — некромантии.
Теурги вызывали души умерших героев и богов. Вызываемые существа могли также входить в тела своих посредников, чтобы оказаться ближе к нашему миру. Об этом существует огромное количество легенд, в основном, связанных с низшими существами, захватывающими тела слабых духом.
С помощью вызывательной практики маги учились «приказывать» и перенаправлять силу божеств для устранения нежелательных событий, прорицания, управления погодой, победе в битвах для государственных армий.
Ритуалы вызовов имеют ряд отличительных особенностей:
В различные исторические эпохи к Теургии как магическому направлению относились по-разному, менялась и роль мага.
О том, как проходит сама теургическая практика читайте далее в статье: «Проведение теургической практики».
Теургия
Содержание
Теургия в неоплатонизме
Несмотря на политеизм Неоплатоников, им также был присущ и монотеизм.
Для Плотина и учителей Ямвлиха Анатолиуса и Порфирия, эманация имеет такой вид:
Император Юлиан и теургия
Из всех существовавших в то время Теургических ритуалов Императором Юлианом наиболее использовались те, в которых основной частью операции являлось жертвоприношение и молитва. Во многом, мировоззрение Юлиана было сформировано под влиянием идей Ямвлиха.
Теургия эзотерического христианства
Избранные Коэны
Друзья Сен-Мартена
Рыцари Благодетели Святого Града
Орден Мартинистов Папюса
Каббалистический Орден Розы†Креста
Орден Розы и Креста
Гностические церкви
«Инициация» · «Вуаль Исиды» · «Изида»
Теургия в Мартинизме
Отличия теургии от магии
Еврейская Теургия
Каббалистические Сефирот таковы: Кетер (Корона), Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Хесед (Милосердие), Г’вура (Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Победа), Ход (Великолепие), Йесод (Основание) и Малхут (Царство или Владычество).
Теургия в российской философии эстетики
В российской философии эстетики начала XX века термин теургия был вновь определён Бердяевым:
«Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество.»
В рамках эстетики символизма Владимиром Соловьёвым было развито мистико-религиозное понятие свободной теургии как качественное и активное преображения творчества с помощью божественных сил для созидания положительного, истинного единства — высшей формы Красоты. Первым адептом теургии был великий царь Соломон. Как гласит легенда, вместе с мудростью Бог передал Соломону и знания, которые помогали ему подчинять не только добрых демонов, но и злых
ТЕУРГИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ТЕУРГИЯ» в других словарях:
ТЕУРГИЯ — (греч. teourgia божественное деяние; сакральный ритуал, мистерия) одна из значимых и самобытных категорий эстетики рус. символизма. В древности понятием «Т.» обозначалось сакрально мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных… … Философская энциклопедия
Теургия — (греч. theoyrgia художественное деяние; сакральный ритуал, мистерия) Одна из значимых и самобытных категорий эстетики русского символизма. В древности Т. обозначалось сакрально мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных… … Энциклопедия культурологии
ТЕУРГИЯ — (rpes., этим. см. теург). Отрасль магии у древних, состоявшая в мнимом общении с духами, к которой они прибегали для произведения сверхъестественных явлений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕУРГИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка
теургия — магия Словарь русских синонимов. теургия сущ., кол во синонимов: 3 • волшебство (21) • магия … Словарь синонимов
ТЕУРГИЯ — (греч. theurgia букв. божественное действие, чудо), вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий подчиняя своей воле действия богов и духов … Большой Энциклопедический словарь
ТЕУРГИЯ — [тэургия], теургии, мн. нет, жен. (греч. theuriga чудо от theos бог и ergon дело) (рел.). В некоторых религиозных учениях, античных и средневековых, вид магии, посредством которой считалось возможным подчинять своей воле действия духов и богов.… … Толковый словарь Ушакова
Теургия — Статьи о герметизме Герметизм Пантеон Гермес Трисмегист · Тот · Гермес … Википедия
Теургия — Греч. букв. божественное действие, чудо. Вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий подчиняя своей воле действия богов и духов. Источник: Религиозный словарь ТЕУРГИЯ или Theurgy. (Греч.) Общение с планетарными… … Религиозные термины
теургия — [тэ], и; ж. [греч. theourgia божественное действие, чудо] Религ. Вид магии, посредством которой считалось возможным подчинять своей воле действия богов и духов (возник в странах Востока в глубокой древности). * * * теургия (греч. theurgíа,… … Энциклопедический словарь
Теургия — (греч. theourgeia) в традиционном значении искусство входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, преобразование объекта направленной волей субъекта. Термин Т. был переосмыслен в рус. философии. В. С. Соловьев различает… … Русская Философия. Энциклопедия