тесла и висла кто такие
Встречаются Безос и Маск в марте 2019 г.
Маск: — Да вообще полная дупа…. Хрень мою электрческую никто не покупает, за квартал едва пятьдесят тысяч продам, убытков за квартал почти на миллиард, уже не знаю, что в бухгалтерии подмухлевать, денег на счетах нет… из-за этого даже финансовый директор сбежал. В твиттере врать запрещают, опять в суд тащат, Солнечную крышу производить не могу, грузовики производить не могу, ничего не могу…Всё плохо.
Безос: — Да ты не расстраивайся, понимаешь в жизни бывают белые полосы и чёрные полосы. Всё будет нормально, бро»
Встречаются Безос и Маск в мае 2019 г.
Маск: — Помнишь, ты мне рассказывал про белые полосы и чёрные полосы в жизни?
Безос: — Ну да… помню, у тебя в первом квартале, кажется, машины совсем не покупали…
Маск: — Так вот, это была белая полоса…»
Вышли квартальные результаты по производству и продажам компании Тесла в первом квартале.
Давайте посмотрим каких результатов удалось добиться, и какие светлые перспективы в спасении планеты.
Для начала давайте посмотрим ретроспективу достижений компании за последний год:
Примерно год тому назад, стало понятно, что Илон Маск не смог совершить революцию в автоматизации автосборочного производства. Его концепция оказалась мертворождённой и позволяла собирать не более двух тысяч машин в неделю. Вместо с безвременной гибелью концепции фабрики как «Инопланетного дредноута», умерла и концепция продажи автомобиля Тесла М3, как дешёвого, массового и прибыльного автомобиля.
После этого началось (или продолжилось) массовое бегство топ-менеджеров понимающих, что компания не имеет никаких перспектив.
Кстати, интересный факт, что за последние пару лет, инсайдеры (Топ-менеджеры) только продавали акции компании, за исключением нескольких покупок сделанных Маском на копеечные суммы, на заёмные средства и в целях накачки цены акций.
К концу второго квартала Тесла, выкинув роботов, набрав мексиканцев и поставив Гигапалатку на автостоянке около цеха, смогла выйти на объёмы чуть ниже пяти тысяч штук (М3) в неделю. С ужасным качеством сборки и покраски, но всё-таки Маск в третьем квартале смог начать удовлетворять накопленный за много лет фанатский спрос на машины.
Тут стоит обратить внимание, на интересное расхождение, между рейтингами машины по качеству и надёжности и рейтингами машины по удовлетворённости клиентов. Модель 3 в данных рейтинга находится строго на последних местах по качеству и строго на первых по нарочито демонстрируемому счастью поклонников.
Этому есть очень интересное объяснение. Психологи давно заметили, что чем больше человек переплатил за какую-либо услугу или товар, тем более он склонен завышать собственную оценку качества и потребительских свойств товара. Это психологический защитный механизм, позволяющий человеку не чувствовать себя полным дебилом, купившем крайне дорого крайне плохой товар.
В третьем квартале Тесла продала около 60 000 штук М3, и почти полностью заполнила накопленный за два года спрос на эту машину.
В четвёртом квартале Тесла снизила цену (через представление версии MR), устроила истерику по поводу предстоящей отмены налоговых льгот, и продав около 60 ты. Штук, полностью закрыла остатки накопленного спроса (в том числе на среднеценовую версию), текущий спрос 4 квартала, и перетянула на 2018 год, изрядную часть спроса 2019 г.,
Таким образом, как и предполагалось в новый 2019 год, Маск вошёл с минимальным спросом на эту машину на своём основном рынке в Америке.
Продажи января-февраля были в районе 5 тыс. штук в месяц, и это несмотря на очерёдное снижение цены, сделанное в начале января.
Но… Нужно понимать, что хотя модель 3, крайне важна для хайпа и объёмы продаж это машины в 2,5-3 раза больше, примерно половину реальной маржинальной прибыли Тесла делала на старых моделях S&X. И если по модели 3, у Маска ещё были какие-то карты в рукаве (продажа ещё более дешёвых версий, продажа через лизинг), то по старым моделям это уже невозможно.
Как следствие продажи S&X упали стремительным домкратом, причём как в Америка, так и в Европе. Маск произвёл в январе сокращение части персонала, занятого на их сборке и убрал дешёвую версию 75S, чтобы упростить процесс производства и снизить издержки.
Совершенно убогие результаты продаж машин вызвали серию известных позорных «дёрганий» Маска, когда он менял свои мудрые решения чуть ли не несколько раз в день.
Затем какой-то человек, используя простые слова и короткие предложения, смог объяснить Маску концепцию долгосрочного договора аренды (реально гениальный человек (я имею в виду того, кто смог объяснить)).
Как стало понятно из квартальных результатов это была обычная тесловская ложь. Продажи на том момент были абсолютно убогие.
Как оказалось, объявление о продаже машин SR за 35 000 было классическим маркетинговым обманом (bait and switch). Людям пообещали машины в течение нескольких недель, собрали депозиты, а потом начали обзванивать и предлагать купить со скидкой более дорогие модели. А версию SR вначале перенесли на второй квартала, а теперь уже и на третий.
И это собственно понятно, так как по оценкам экспертов, Тесла будет терять от полутора до трёх тысяч на продаже базовой версии SR.
Вот примерно в таком состоянии Маск подошёл ко второму кварталу.
Понимая, что «история роста» в Америке умерла Теслофанаты придавали огромное значение выходу на европейский и китайский рынок с моделью 3.
Опираясь на насквозь лживый трекер производства М3, который зачем-то до сих пор ведёт Bloomberg, фаната радостно кричали о производстве в шесть тысяч двести машин в неделю, и пароходах доверху загруженных теслами, расходящимися по миру.
Логика у фанатов была примерно такая: Раз Блумберг сообщает что за квартал будет произведено 80 000 машин М3. А В Америке будет продано не более тридцати, значить ещё пятьдесят Маск продаст в других регионах.
То что Маск врёт и манипулирует (при помощи сотрудников Блуммберг) счётчиком в целях завышения цены акций, для фанатов концепция неприемлемая. Разумеется уже в апреля блумберг вынужден был извинится за обман клиентов и инвесторов.
Интересно посмотреть, как Маск и Тесла давали информацию для инвесторов о прогнозируемых объёмах продаж.
Как видите, можно сказать, что кроме сказок и фантазий инвесторы не получили ничего. До сих пор так и не понятно, какой прогноз дает компания. Нужно понимать, что даже нижняя граница предсказаний Маска, может оказаться завышенной почти в два раза.
По прогнозам бычьих «аналитиков»/фантазеров Тесла должна была продать от 80 до 100 тыс. машин за квартал (всех марок). Более вменяемые предсказывали 75 тыс. всех марок. Ну и медведи рассчитывали на продажи около 50 000 машин всех марок.
Причем по ходу квартала, аналитикам всё сложнее было витать в облаках, они постепенно снижали свои «прогнозы», но до реальных цифр «средней» аналитик так и не дошёл.
Реальность оказалось весьма суровой.
Тесла продала за квартал всего 63 000 машин. Это всех марок.
В разбивке по регионам данные примерно такие
Давайте «на салфетке» прикинем потери Теслы относительно доходов прошлого квартала
Около 20 000 машин продано с маржой сравнимой со средней маржой прошлого квартала. (Более дорогие варианты, но выше расходы по доставке и налогам);
Около 9 000 машин (Китай, проданы скорее всего намного дешевле, но не имея информации оставим их на уровне прошлого квартала)
Около 12 000 машин проданы с маржой на 5000$ меньше (снижения цен)
Около 10 000 машин проданы с маржой на 10 000$ меньше (снижение цен и более дешёвый микс машин)
Около 12 000 машин не проданы, с маржой около 12 000$.
Кроме того, было много информации, что Тесла продаёт машины «из запасов» с дополнительными скидками от 3 до 10 тыс. долларов.
Итого около 300-400 млн. минус из «прибыли» четвёртого квартала
По модели S&X (А это была основная «денежная корова» компании.
Около 12 000 машин проданы с маржой на 8 000$ меньше
Около 15 00 Машин не проданы с маржой около 20 000$.
Это еще порядка 400 млн. в минус от 4 квартала.
Кроме того, Маск сократил очень много работников за квартал, и разовые дополнительные выплаты также составят порядка сотни миллионов.
Таким образом, от весьма фиктивных прибылей четвёртого квартала нужно отнимать 800-900 млн. долларов. Понятно, что это с лихвой перекрывает ту «прибыль», которую смог нарисовать Маск в третьем и четвёртом кварталах за счёт финансовой, бухгалтерской и маркетинговой химии.
Фактически, конечно, результаты первого квартала хотя и будут убыточными, но по бумагам будут смотреться лучше.
В первом квартале, Маск лёгким движением руки большую часть функций, ранее относящихся к «расширенному автопилоту», перевёл в функционал «полностью автономного вождения».
Теперь, за счёт того, что он в бухгалтерии признаёт частичную реализацию «полностью автономного вождения» он может добавить в прибыль несколько сот миллионов долларов, ранее отданных фанатиками за эту несуществующую (и никогда не реализуемую) функцию. Это только бухгалтерское изменение, так как фактически деньги давно получены и потрачены. То что понятие «частичное полное автономное вождение» сильно напоминает понятие «немножко беременная» Маска, разумеется, не смущает. Так же как и то, что по свежим экспертным оценкам, трудно найти в мире компанию, которая также далека от реализации автономного вождения как и Тесла
Прежде всего нужно понимать, что если в третьем – четвертом квартале Маск закрыл многолетний накопленный спрос на дорогие версии в Америке, то в первом квартале он сделал то же самое в Европе. Ещё в двадцатых числах марта, в Европе можно было сделать заказ и получить его до конца квартала. То есть никакого запаса заказов на второй квартал не перешло.
Сейчас спрос на дорогие версии (на которых Маск что-то может заработать) в Америке и Европе составляет порядка десяти тысяч машин в сумме. Ещё десяток тысяч машин Маск может продавать в Америке дешевых версий (но почти без маржинальной прибыли) и может продать порядка тридцати тысяч машин средней ценовой категории в Европе (по пятнадцать тысяч в квартал), но опять же маржа при этом будет стремиться к нулю.
То есть при том что продажи следующего квартала по объёмам могут быть сравнимыми или больше продаж первого квартала, Тесла будет их проводить только ради того, чтобы не останавливать конвейер. Прибыль на большинстве проданных машин будет нулевой.
Продажи «дорогих» моделей S&X на 60% состояли из продаж самой дешёвой комплектации 75S, которую официально сняли с производства в январе. Без этой комплектации продажи S&X могут упасть ниже десяти тысяч в квартал, а при таких объёмах становится уже невыгодным существование конвейера. Выход, разумеется, в очередном снижении цены.
Таким образом, при том что Тесла получит фактические убытки в объёме около пятисот миллионов в первом квартале (в бухгалтерии картинка будет красивее), убытки второго квартала будут намного больше, а способов «намазать свинье губы» в бухгалтерии будет намного меньше.
Боюсь, что наша планета рискует остаться не спасённой, во всяком случае спасена она будет не Маском и не Теслой.
В январе я сказал, что Тесла проживёт ещё столько кварталов, сколько раз она сможет привлечь по 500 млн. долларов. В первом квартале Тесла увеличила на 500 млн. кредитную линию (под залог автомобилей «на складе») и получила китайский кредит на 500 млн. долларов на строительство завода в рисовых полях Шанхая.
Так, что вероятно ещё квартал Тесла проживёт. Но тут самая большая опасность в том, что Маск в какой-то момент не сможет с помощью очередной лжи и хайпа отогнать цену от уровня 250 долларов. (Уже трижды ему это удавалось). Где-то ниже лежит зона так называемого «маржин кола Маска». Уровень при, котором банки начнут закрывать позиции по мутным схемам покупки акций у Маска, замаскированные под залоговое кредитование. При прохождении этого уровня, акции какое-то время будут находиться в свободном падении, и не исключено, что уже до нуля.
Разумеется, этот цирк – наиболее интересно зрелище во всей либерально-зеленой религиозной байде за последние годы. Даже жалко… Когда он закончится, мне кажется еще долгие десятилетия в мире не найдётся деятель сравнимого эпического хайпа-масштаба.
P.S. На открытии акции весьма бодро устремились тестировать границу в 250 баксов. Пока падение на 9% и уровень 265 баксов.
P.P.S. Кстати сегодня слушания в суде. Судья сегодня заслушает аргументы сторон в деле по обвинению Маска в том, что он нарушил судебный запрет не врать постоянно в твиттере.
Я уверен, что Маск сделает все возможное, чтобы суд или SEC его сняли бы с должности генериального директора. Это позволило бы ему выступить в роли мученика, безвинно пострадавшего от трамповских чиновников (продавшихся русским). С другой стороны SEC, понимая, что компания обречена, не хочет снимать Маска, чтобы не оказаться формальным виновником гибели компании на 50 млрд баксов капитализации.
История изобретений. Как Никола Тесла изменил мир и умер в одиночестве
Во многом наш электрический мир своим нынешним технологическим состоянием обязан ученому из Сербии. За годы своей бурной изобретательской деятельности он получил более 300 патентов, разработал двигатели переменного тока, подтолкнувшие промышленную революцию, и немного не дожил до признания своего вклада в открытие радио. Onliner.by рассказывает о человеке, который изобрел 21-й век.
Никола Тесла родился 10 июля 1856 года в деревушке Смилян (приграничный район тогдашней Австрийской империи) в семье местного приходского священника. Отец надеялся, что парень продолжит его трудовую карьеру, однако с самого детства Николу интересовало совсем другое. Сперва он мастерил рогатки и занимался всеми шалостями, присущими детям. Тесла был левшой, но в школе его, конечно же, переучили. Однако гений впоследствии одинаково хорошо управлялся обеими руками.
До конца жизни Тесла вспоминал, как впервые познакомился с электричеством. В возрасте шести лет его главным другом был черный кот, вместе с которым они противостояли дворовому гусю. Однажды Никола игрался с котом в вечерних сумерках. Мальчик гладил животное по спине, когда «кошачья спина окуталась легким голубым сиянием», а от прикосновений появлялся целый сноп искр. Факт того, что это электричество, живущее в устрашающих молниях, поразил Теслу до глубины души.
Позже его семья переехала из деревни в город, а сам Никола стал ходить в среднюю школу. В своей автобиографии относительно этого периода жизни он писал о своих едва ли не сверхъестественных способностях, которые помогали ему решать математические и физические задачки. В голове Теслы словно возникала доска с описанием задачи, а за ним появлялось и ее решение. А потому на вопросы учителя он отвечал устно спустя минуту-другую. Даже не успевал записать решение. К тому же ученого до глубокой старости сопровождали «световые явления», которые возникали в его голове в моменты озарения новыми идеями.
Сказать, что Тесла был странным — не сказать ничего. Он терпеть не мог женские серьги, один вид жемчужины был для него оскорбительным, а при взгляде на персик его бросало в жар. Со временем во взрослом возрасте к этим странностям добавлялись новые. Взглянув однажды на микробов под микроскопом, Никола приобрел привычку заказывать в ресторанах по 18 салфеток, чтобы лично протирать все приборы. Муха, севшая в процессе обеда на стол, могла вынудить Теслу и его спутников пересесть за новый.
Ко всему этому изобретатель был крайне эрудированным полиглотом. У него была фотографическая память, он наизусть цитировал «Фауста» Гёте и разговаривал на восьми языках: сербско-хорватском, чешском, английском, французском, немецком, венгерском, итальянском и латинском. Несмотря на то что юный Никола был зубрилой, асоциальным типом назвать его было сложно. В студенческие годы будущий ученый подсел на азартные игры: бильярд, шахматы и карты. За игровым столом Тесла мог проводить по несколько суток без перерыва. Такую же работоспособность он проявлял и позже, трудясь в своих лабораториях.
Схема на песке
Тесла придумал, как на практике использовать вращающееся магнитное поле. Это случилось в 1882 году во время прогулки по Будапешту и цитирования «Фауста» Гёте. До этого на протяжении нескольких месяцев ученого мучила странная болезнь, природой которой, скорее всего, являлось крайнее истощение организма ввиду переутомления. «Муха, садившаяся на стол в комнате, порождала в моем ухе глухой звук, напоминавший падение тяжелого тела», — писал изобретатель в своей автобиографии. Лишь прогулки и занятия гимнастикой под надзором приятеля помогли ученому выкарабкаться из затуманенного состояния.
Во время одной из таких прогулок Николу в буквальном смысле озарило. В одно мгновение он понял, как будет работать его двигатель, и принялся чертить прямо на песке схему. Она изменила и судьбу самого Теслы, и мир, в котором мы живем.
В те годы улицы городов освещали газовыми фонарями либо электрическими дуговыми лампами. Ни первый, ни второй способ не подходил для света в замкнутых жилищах простых обывателей. Электрический свет пришел в дома только в 1879 году, когда Томас Эдисон усовершенствовал лампочку до коммерчески выгодных параметров.
В Нью-Йорк Тесла прибыл в 1884 году. До этого он несколько лет трудился в парижском региональном отделении компании Эдисона. В негласной столице США Никола продолжил более тесное сотрудничество со своим будущим соперником. Он пытался заговорить с «королем света» о преимуществах переменного тока, но Эдисон был непреклонен — будущее он видел за безопасным постоянным током.
Здесь стоит объяснить, что в США тех лет электростанции Томаса Эдисона передавали постоянный ток (DC) низкого напряжения. Но эффективной передача была только на короткие расстояние. Точнее, на очень короткие расстояния — до двух километров от генератора. Чем дальше шли провода, тем больше энергии терялось по пути, что с коммерческой стороны было крайне невыгодно.
Тесла же ратовал за переменный электрический ток (AC), который особо не зависел от протяженности проводов. Проблема была только в модулировании напряжения на входе и выходе с электрических проводов для подачи безопасного тока в жилища. Эту задачу решил инженер Уильям Стенли: генератор производит переменный ток низкого напряжения, трансформатор повышает напряжение до нужной величины, ток передают на огромное расстояние, а другой трансформатор уже понижает его.
В 1887 году, после ухода с фабрики Томаса Эдисона, Николе пришлось перебиваться трудом чернорабочего, пока он не встретил двух компаньонов, вместе с которыми организовал компанию «Тесла Электрик». Ученый получил собственную лабораторию.
Адепты переменного тока упирались в одну важную деталь — отсутствие надежных электродвигателей, которые могли бы крутить на заводах и фабриках различные станки. Лампочки в домах потребителей в данном случае выступали скорее как PR-компания всего электричества вместе взятого.
Изобретатель работал над всей системой оборудования для передачи переменного тока сразу: генераторы, счетчики, трансформаторы. И над двигателями переменного тока. Мотор Теслы как раз использовал вращение электромагнитного поля. На полюса электродвигателя подавались два различных переменных тока, отличавшихся друг от друга сдвигом по фазе. Это и вызывало вращение магнитного поля. Оно увлекало за собой обмотку ротора. Никола принялся развивать идею двухфазного тока, отметив при этом, что количество фаз может быть и большим. В 1888 году он получил первые патенты на двигатели переменного тока.
Разработка Теслы приглянулась магнату Джорджу Вестингаузу, который в пику Эдисону работал с освещением на переменном токе. Он выкупил патенты и нанял самого Николу на работу в качестве консультанта. С наработками выдающегося серба компания рванула вперед, испугав Эдисона, который развернул «черный пиар» против переменного тока. Результатом этого в некотором роде стало и создание электрического стула. На нем преступников казнили именно переменным током. Таким образом Эдисон пытался доказать его опасность.
Пожар
Разбогатев, Тесла перебрался в собственную лабораторию, где продолжал работать над самыми различными изобретениями. Так, в начале 90-х годов он демонстрировал изумленной публике лампу без нити накаливания, которая не была подсоединена ни к одному проводу, но все равно светилась. Это было подобие гейслеровской газоразрядной лампы, внесенной в переменное электромагнитное поле высокой частоты. Позже Тесла наполнит эти лампы люминоформами, сделав прообраз современных люминесцентных ламп. Эдисону конкурент его ламп накаливания не понравился. Он называл его мертвым белым светом, опасным для глаз.
Когда же сам Тесла оказался в беде, сотрудники «Вестингауз электрик» выставили ему счет за уничтоженное оборудование и не предоставили никаких отсрочек по платежам за новое. Почему молчал сам основатель компании, непонятно.
Но Никола к тому времени был уже всемирно знаменит и получил меценатскую помощь от американского предпринимателя. Ему предлагали создать совместную компанию, доработать то же изобретение радио до коммерческого образца, однако изобретатель видел перспективы в работе над высокочастотным током. Биографы ученого называют это главной ошибкой Теслы, негативно повлиявшей на его жизнь.
Рентген
Тесла вполне мог претендовать и на открытие X-лучей, впервые о которых рассказал Вильгельм Конрад Рентген в 1895 году. Еще в 1887-м серб проводил опыты с электровакуумными трубками. Внося их в поле токов высокой частоты, Никола регистрировал два вида излучения: видимый свет и ультрафиолетовое излучение. Но были и совершенно особые лучи, которые оставляли на металлических экранах странные отпечатки.
Спустя шесть лет во время публичной лекции Тесла вернулся к этим лучам, отметив их свойство проникать через предметы, что позволяло узреть находящиеся в ящиках объекты. Но из-за крайней занятости и распыленности ученого на различные объекты изучение лучей дальше не продвинулось. Только открытие Рентгена раскрыло глаза Николе, который, впрочем, не претендовал на первенство. Однако он крепко вцепился в тему, выпустил десяток научных статей о природе лучей и усовершенствовал рентгеновскую установку.
Тесла сканировал все и всех подряд: собак, своих коллег и самого себя. При этом для получения некоторых снимков приходилось сидеть под установкой по часу, во время чего исследователь частенько засыпал. Сперва он считал, что излучение совершенно безвредно: облучал голову, глаза, руки. Пока у него не появились первые ожоги.
Машина землетрясений Теслы
Позже Тесла потерял интерес к излучению и приступил к работе с ультразвуком, о чем соседи его лаборатории узнали самым неприятным образом — ученый буквально вызвал землетрясение в Нью-Йорке. По крайней мере, он, а позже его биографы рассказывали об этом происшествии.
С лабораторией Николы соседствовали полицейский участок, различные фабрики и жилые дома итальянцев. Весенним утром 1898 года полицейский участок начал ходить ходуном: тряслась мебель, ставни и двери сами собой открывались и хлопали. В панике население района выбежало на улицу, предполагая разрушительные толчки землетрясения. Полицейские же бросились прямиком к Тесле, которого считали виновником всех громких событий.
Конечно, эти рассказы для репортеров оказались всего лишь рассказами. Позднейшие эксперименты с машиной поставили под сомнение ее всемогущие способности.
Радио Теслы
Еще в 1890 году Тесла предрекал появление аппарата, который позволит его владельцу слушать музыку, песни и человеческую речь в море или на земле на огромном расстоянии от источника звука. «Точно так же могут быть переданы любая картина, рисунок, знак или текст», — добавлял ученый. В некотором роде Никола стал первым предвестником интернета.
Что касается радио, то Тесла не только разглагольствовал, но и проводил некие эксперименты. В частности, сын одного из его ассистентов спустя много лет рассказывал о демонстрации того, что называлось «радио». В эксперименте участвовали передатчик и приемник, от обоих к потолкам шли длинные провода, которые являли собой, судя по всему, антенны. Сообщения передавались от 5-киловаттного искрового передатчика на гейслеровскую трубку приемника на расстоянии 9 метров. О том, что Тесла в 1893 году проводил подобные эксперименты, говорил и Александр Попов. В частности, он отмечал «использование мачты» для приема и передачи сигналов электрических колебаний.
Но итальянец Маркони был куда более ушлым дельцом, чем Тесла. Со второй попытки ему удалось оспорить американские патенты серба на «Систему передачи электрической энергии» и на соответствующий аппарат (US 645576 и US 649621). Тем самым он оставил Николу без патентных выплат и без славы, получив Нобелевскую премию. Стоит отметить, что вклад Маркони в продвижение радио неоценим. Однако судебные тяжбы между ним и Теслой продолжались еще не одно десятилетие. Последний считал, что Маркони его попросту обворовывает. И только после смерти обоих изобретателей Верховный суд США поставил точку в первенстве, восстановив патенты серба на электрическую связь без проводов.
Радиоуправление
О первенстве Теслы говорит хотя бы тот факт, что в 1893 году он приступил к разработке дистанционно управляемых машин. Ученый писал, что упорно работал над ними пару лет и даже создал несколько механизмов, но приснопамятный пожар отбросил его далеко назад. Первая публичная демонстрация состоялась в 1898 году на выставке, где свои дистанционные мины представлял ненавистный Николе Маркони.
Гвоздем мероприятия стал показ изобретения Теслы — радиоуправляемой лодки, посреди которой торчал металлический стержень, а на носу и корме находились лампочки. У серба же в руках был дистанционный пульт управления. Меняя сигналы с пульта, Никола заставлял лодку двигаться вперед и назад, выполнять различные маневры.
Сказать, что демонстрация вызвала сенсацию — не сказать ничего. Тесле предлагали переработать кораблик в подводную лодку и, загрузив динамитом, отправить на подрыв испанских судов. С этой страной США были в те годы не в ладах. Но военные эксперты не разглядели в этом дел ближайшего будущего.
Угасание гения
Но Теслу мало волновало мнение военных. Он был уверен, что в ближайшее время сможет передавать энергию без проводов. Идея фикс поразила ученого, и он отправился в Колорадо-Спрингс ставить эксперименты. Биографы Николы отмечают, что с этой поездкой наступил третий — заключительный и бесславный — период в жизни инженера. Великие изобретения остались позади, Тесла вошел в историю, и оставшаяся половина его жизни представляет собой медленный закат, о котором ученый пока не догадывается.
В Колорадо-Спрингс по заказу изобретателя построили 60-метровую антенну, с помощью которой Никола собирался экспериментировать с беспроводной передачей электричества. Но пока его башня, на которую с подозрением и опаской смотрели местные, только генерировала молнии — толщиной в руку и длиной более четырех метров.
На этой же станции Тесла, по его утверждению, зарегистрировал странные сигналы, которые могли быть радиопередачей с Марса или Венеры. Репортеры, естественно, выдали это за сенсацию. Никаких доказательств связи Николы с инопланетянами так и не было представлено. Ученого подняли на смех и за этот прокол, и за его дикую концепцию передачи электричества без проводов — он так и не смог объяснить, как же этого добиться на практике. Пока же выходили только молнии.
Несмотря на весь негатив, Тесла получил инвестиции под проект глобальной сети радио, хотя планировал заниматься энергией. На выделенные бизнесменом Морганом деньги Никола построил новую лабораторию и башню в Уорденклифе, которая стала известной на весь мир. Ее строительство, начавшееся в 1901 году, тут же вызвало претензии со стороны инвестора: он не понимал, зачем тратить деньги на башню, без которой Маркони сумел передать сигнал практически через всю Атлантику. Морган стал что-то подозревать и урезал финансирование.
Тесла раскрыл перед ним все карты. Бизнесмен планировал занять лидирующие позиции на рынке радио, но по факту выбросил огромную сумму денег на фантастические планы серба. Ученый на протяжении года писал ему письма отчаяния, однако после пары отказов его уже попросту игнорировали. Кредиторы осаждали Николу, участок вокруг башни пришлось продавать по кусочкам, а здание буквально по кирпичикам разбирали мародеры.
Крушение последних надежд Теслы повлияло на его характер. Он стал больше работать языком, а не головой, рассказывая о своих новых изобретениях, которые вскоре перевернут мир. Именно эти мистификации от самого серба поспособствовали созданию вокруг него ореола таинственности: космические лучи, загадка тунгусского метеорита, шпионские следы СССР и Германии. В биографии инженера осталось много таинственных пятен, которые напрямую не относятся к его настоящим изобретениям.
Никола Тесла умер в возрасте 86 лет. Это произошло между 5 и 7 января 1943 года в номере 3327 отеля «Нью-Йоркер» на 33-м этаже. Ученый не оставил после себя безутешной вдовы, детей и внуков, так как всю жизнь прожил в одиночестве.