тесей в греческой мифологии кто такой
Тесей в греческой мифологии кто такой
ТЕС Е Й, Тезей ( Θησεύς ), в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесея указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: «быть сильным»). Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Hom. Il. I 260—274). Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Тесея относит приблизительно к 13 в. до н.э.).
Рождение Тесея необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея — миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей — представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. III 15, 6—7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.
В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12). По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Тесей одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнёс ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Apollod. epit. I 5—6). К этому походу Тесея относится его встреча с Гекалой, в честь которой Тесей установил празднества — гекалесии (Collim frg. 230—377 Pf.).
Подобно другим героям, Тесей сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошёл походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Тесея — амазонки (Plut. Thes. 27). Она родила Тесею сына Ипполита, в которого влюбилась вторая жена Тесея, сестра Ариадны — Федра, родившая Тесею двух сыновей — Акаманта и Демофонта.
Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24—25). Все эти реформы были проведены Тесеем в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. Семеро против Фив), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Тесей оказался увлечённым стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Тесея и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Тесея с копьём и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Тесея считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых. В честь Тесея были установлены празднество восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобождения афинской молодёжи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Тесею как сыну Посейдона — бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмёрка — символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надёжность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36).
Образ Тесея — это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Тесея) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с её демократическими идеями и твёрдым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и символическое истолкование.
Тесей
Тесей родился в Троисене, городе своей матери Эфры. Его отцу, царю Афин Эгею, пришлось покинуть мать и маленькое дитя. Но, уходя, он спрятал свой меч и сандалии под огромной скалой в горах Троисены. «Когда мой сын будет в состоянии отодвинуть эту скалу, пусть возьмём мой меч и сандалии и отправляется в Афины. По ним я и узнаю его», — сказал Эгей его матери.
Прокрустово ложе
В Афинах
Путешествие на Крит
В недобрые дни пришёл Тесей в Афины. Жители были очень обеспокоены тем, что им приходилось платить ужасную дань царю Крита Миносу. Каждый год афиняне должны были отсылать на остров семь девушек и семь юношей, которых отправляли на съедение чудовищному Минотавру с телом человека и головой быка. Видя всеобщую печаль, Тесей решил отправиться с жертвами на Крит, чтобы уберечь их от смерти и освободить Афины от дани, убив Минотавра. Перед отплытием Тесей принёс жертвы богине Афродите, чтобы та помогла ему совершить этот подвиг.
Минотавр
Когда корабль из Афин прибыл к берегам Крита, царь Минос сразу же обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя, прекрасная Ариадна. Афродита вызвала в сердце красавицы сильную любовь к Тесею, поэтому Ариадна решила помочь юноше. Она не могла помыслить, что Тесей может пропасть в Лабиринте, растерзанный Минотавром. Ариадна решила пойти против жестокого отца и придумала, как поступить.
Нить Ариадны
Ариадна пришла на помощь Тесею: она дала ему с собой в Лабиринт клубок ниток, разматывая которые храбрый юноша мог отмечать свой путь, а потом, не заблудившись, по нитке вернуться к выходу. Минотавр ждал свои жертвы в глубине Лабиринта. С грозным рёвом, наклонив голову с огромными рогами, бросился он на юного героя, и начался страшный бой. Несколько раз он пытался растерзать Тесея, но тот наконец поразил чудовище своим мечом.
По нитке клубка Ариадны вышел Тесей из Лабиринта, выведя за собой и всех афинских юношей и девушек. Ариадна ликовала. Она захотела уплыть с любимым Тесеем в Афины со страшного острова.
Но на обратном пути Тесею неожиданно явился бог Дионис с известием: боги решили, что Ариадна должна стать его, Диониса, женой. Тесей не посмел ослушаться богов. Но в горе своём, лишившись Ариадны, он не вспомнил о просьбе старого Эгея, своего отца.
Чёрные паруса
Отправляя своего сына на Крит, старый царь просил его прибыть на корабле с белыми парусами в знак того, что тот победил Минотавра и живым и невредимым возвращается домой. Опечаленный разлукой с Ариадной, Тесей не сменил чёрные паруса на белые. Эгей увидел эти чёрные паруса с берега и решил, что Тесей погиб. В отчаянии бросился Эгей в море с высокой скалы. С тех пор море стало называться Эгейским. А Тесей, узнав, что стал невольной причиной смерти отца, и оплакав его, стал править в Афинах.
Тесей — аттический герой
Тесей — аттический герой
Тесей (Тезей; др.-греч. Θησεύς, лат. Theseus) — сын афинского царя Эгея и Эфры, дочери трезенского царя Питфея, потомка Зевса.
Отец Тесея Эгей был сыном афинского царя Пандиона II, внуком Кекропса II, правнуком Эрехфея. Значит, Тесей имел среди своих предков Пандиона I Эрихтония — автохтона, рожденного из семени Гефеста Землей и воспитанного Афиной — и, наконец, тоже автохтонов Краная и Кекропса — первого аттического царя.
Предки Тесея — миксантропические чудовища, полузмеи-полулюди, мудрые хтонической мудростью, судившие спор между Афиной и Посейдоном, жившие ещё до великого Девкалионова потопа и во время него.
Однако Тесей оказался представителем чистого героизма, будучи одновременно сыном человека и бога, да ещё одного из самых диких и хтонических сил океана, а именно Посейдона.
Со стороны матери Тесей сын Пелопса, сына Тантала и Дионы, внук Питфея, основателя города Трезен в Арголиде (Аргос), правнук Атрея царя Микен, и его брата Фиеста, постоянно боровшегося за трон со своим братом. Сыновья Атрея, Менелай и Агамемнон. Фиеста похитил у Атрея золотое руно, та как боги сказали, что «властвовать над Микенами будет тот, кому принадлежит златорунный овен». Среди предков Тесея Тантал (др.-греч. Τάνταλος), сын Зевса и фригийской царицы Плуто и. Павсаний (8. 20) пересказал легенду популярную среди аркадийцев о том, что Пеласг был первым человеком, рожденным в Арголиде — «земле пеласгийской».
Будучи бездетным, царь Эгей отправился к оракулу вопросить о потомстве, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан царем города Трезена Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея и, напоив гостя пьяным, уложил его на ночь вместе со своей дочерью Эфрой. Говорили, что в эту же ночь к Эфре сошёл Посейдон (Аполлод. III 15, 6-7) или же он сочетался с ней накануне на острове Сферосе.
Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел, как положено великому герою, двух отцов, земного — Эгея и божественного — Посейдона. Говорили, что Питфей сознательно распространял слух об отцовстве Посейдона, так как этого бога особенно почитали в Трезене. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, но оставил ему свой меч и сандалии, положив их под тяжёлым камнем. Когда Тесей возмужал, он по совету матери поднял этот камень, надел сандалии отца, вооружился его мечом и тем самым как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих его действия.
Тесей тайно отправился на розыски отца, так как была опасность захвата власти в Афинах Паллантидами, детьми младшего брата Эгея — Палланта, претендовавшего на власть из-за бездетности Эгея. Ещё до своего ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз.
Путь Тесея, отправленного матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространенного фольклорного мотива — розыски сыном отца (ср., например, розыски Телемахом или Телегоном Одиссея). Совершая подвиги на пути в Афины Тесей, как бы становится двойником Геракла, совершавшего свои героические подвиги в Лидии у Омфалы.
А в это же время в Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея, Мед, получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца Гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный и юный, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо, и отец узнал сына, отшвырнул чашу с ядом и, обрадованный, представил Тесея афинянам.
Пасифая, жена царя Миноса, родила Минотавра от бога Посейдона, превратившегося в белого быка.
Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет приносить в дань семь юношей и семь девушек как искупление за гибель своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (хотя есть сведения об убийстве его в Фивах). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищем Минотавром, на съедение которому обрекались жертвы. Хотя корабль отправился под чёрным траурным парусом, Тесей, уверенный в победе, повёз с собой запасной — белый парус, чтобы поднять его на обратном пути. (Плутарх. Тесей 17).
Из Лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря нити царской дочери Ариадны, влюбившейся в него, причем герой обещал взять её в жены.
Эту помощь Ариадна оказала по совету Дедала, строителя Лабиринта и родича Тесея. Ночью Тесей с Ариадной и афинской молодежью тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее богом Дионисом (или оставлена случайно Тесеем), а Тесей, огорченный утратой, отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Аполлод. Эпит. I 7-11).
амазоника Антиопа, похищенная Тесеем — 500 г. до н.э.
Тесей, как и другие герои, сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он то ли участвовал в походе Геракла, то ли сам пошёл на воинственных женщин походом, похитив царицу амазонок Антиопу или Меланиппу. Желая освободить царицу, амазонки напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество царицы амазонок, ставшей женой Тесея. Она родила Тесею сына Ипполита, того, в которого влюбилась вторая супруга Тесея, сестра Ариадны Федра, родившая Тесею двух сыновей — Акаманта и Демофонта. Говорили, что Тесей женился вторично ещё при первой жене, которая вместе с амазонками напала на свадебных гостей и пала будто бы от руки мужа.
Самому Тесею пришлось пережить большое горе, когда отвергнутая Ипполитом Федра оклеветала юношу, обвинив его в насилии, и он, проклятый отцом, погиб на дороге из Трезен в Афины. Разъяренный бык, высланный из моря Посейдоном, нагнал ужас на коней Ипполита, они понесли, и несчастный юноша погиб, влекомый по камням своими же конями.
Тесей и Минотавр. Фрагмент росписи аттической амфоры. 540-530 гг. до н. э. Париж. Лувр
Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Тесей участник Калидонской охоты на вепря, возглавленной Мелеагром. Но в походе аргонавтов Тесей не мог участвовать, так как он в это время помогал своему другу, Пирифою, добыть ещё одну супругу, самое богиню царства мертвых Персефону (Аполл. Род. I 101-104). Вот здесь Тесей перешёл ту меру действий, которая была установлена богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем.
Тесей так и остался бы в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы Геракл не спас Тесея и не отправил его в Афины.
Царь Менелай и Елена Прекрасная
В этом же дерзком духе совершено похищение Тесеем юной Елены Спартанской, дочери Зевса. Супругом спартанской Елены стал Менелай (греч. Μενελαος), сын царя Микен Атрея (др.-греч. Ἀτρεύς) и Европы.
Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру, мать Тесея, и передав власть в Афинах Менесфею, правнуку по отцу царя Эрехфея, изгнанному Тесеем.
Дерзостные поступки сыграли роковую роль в жизни Тесея; вернувшись из своего печального похода в царство Аида, он нашел престол занятым Менесфеем, уже вошедшим в силу.
Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у его отца когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед вовсе не желал расстаться со своей землей и коварно убил гостя, столкнув его со скалы.
Так окончил от руки злодея свою жизнь герой, сбросивший в давнее время со скалы в море злодея Скирона, сына Посейдона.
Смерть Тесея — это возврат к той стихии, с которой он боролся и которую постоянно стремился преобразить своим героизмом, но которая тем не менее тоже давала себя знать в безудержном удальстве Тесея, в его опасных увлечениях женщинами, в его странствиях за пределами Афин, которые стоили ему жизни и власти, возвращенной его сыновьям, прибывшим из-под Трои только после смерти Менесфея.
Дорический диалект Греции
Однако Тесей навсегда остался в памяти афинян как царь, пытавшийся преобразовать Аттику и внести в ееёжизнь устойчивость, единство всех сословий и демократический дух.
Тесей собрал всех жителей Аттики и сделал их единым народом, оставив себе место военачальника и стража законов. Тесей назвал город Афинами, учредил празднества Панафинейские игры, дал права гражданства всем желающим пришельцам, выделил впервые три сословия — благородных, землевладельцев и ремесленников, — проявил благосклонность к простому люду и даже сложил с себя царскую власть, занявшись устроением общества (Плутарх. Тесей 24-25). Все эти реформы были проведены Тесеем во цвете лет, и он снискал у всех греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших делах.
Тесей похоронил тела семерых вождей, павших под Фивами, помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, он дал у себя приют гонимому Эдипу и его дочерям. И только будучи уже зрелым пятидесятилетним мужем, Тесей оказался увлеченным стихией недозволенных поступков, приведших к крушению всего дела его жизни.
Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидской войны, когда, как говорят, в битве при Марафоне воинам явился герой в полном вооружении, предводительствуя греками. Пифия предписала также найти прах Тесея и достойно похоронить его. Кимон в 475 году до н. э. перенёс с острова Скироса останки героя, найденные там в могиле вместе с копьём и мечом, которые были торжественно погребены в Афинах как останки Тесея. Место погребения Тесея служило в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных, которым он всегда при жизни покровительствовал (там же 36).
Образ Тесея в полной мере можно представить как сложный мифологический комплекс, включающий в себя черты зрелой классики (подвиги Тесея и уничтожение хтонизма), рудименты ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона и, следовательно, со стихией безудержного своеволия, которые смыкаются с концом классического героизма, нарушающего установленный богами порядок своей дерзостью, и, наконец, выход за пределы мифологизма и вхождение в систему полисной идеологии с ее демократическими идеями и твердым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и даже символическое истолкование.
Тесей – герой, победивший Минотавра
Тесей – великий правитель Афин, одержавший немало великих побед
Самых известных героев Древней Греции, которых знают даже дети, можно легко сосчитать по пальцам одной руки, однако их подвиги стали поистине легендарными. Одним из таких людей считался Тесей, знаменитый афинский воин, на счету которого сложное и крайне опасное путешествие в Лабиринте и сражение с Минотавром.
Также Тесей прославился как выдающийся правитель, сделавший огромный вклад в развитие родных Афин. Более того, есть исторические сведения о том, что во времена Марафонской войны, что разразилась в 490 году до нашей эры, некоторые эллины видели Тесея на поле боя. Личность этого героя действительно содержит немало вполне реальных черт. Каким же был жизненный путь Тесея?
Ранние годы Тесея
Историю Тесея следует начать с упоминания о его отце Эгее. Он был правителем Афин, одним из могущественнейших царей своего времени. У Эгея было всё, чего только может пожелать человек, но одним обделили его боги – детьми.
Понимая, что ему необходим наследник, Эгей отправился к оракулу, однако получил туманный ответ. Тогда в поисках ответа на волнующий вопрос Эгей пришёл к арголидскому царю Питфею. Тот сразу понял, что ребёнок Эгея станет великим героем, а потому поспешил выдать замуж за гостя свою дочь Эфру.
Лоран де Ла Хайр «Тесей и его мать Эфра»
Местонахождение картины: Музей изобразительных искусств в Будапеште, Вена
Через положенный срок у женщины родился ребёнок, которого Эгей принял как родного сына. Интересно, что античные авторы называют настоящим отцом Тесея Посейдона, который передал ребёнку часть своей божественной силы. Увы, познать радость семейной жизни Эгею не пришлось. Вскоре после рождения наследника царь вынужден был отправиться в Афины, неподалёку от которых разгоралась война. Он простился с супругой, оставив под высокой скалой свои сандалии и меч.
«Когда Тесей станет взрослым, – сказал он Эфре, – расскажи ему, где находятся мои дары. Пускай он наденет сандалии и, взяв мой меч, отправится в Афины».
Детство и юные годы Тесей провёл во дворце своего деда Питфея, который постарался дать мальчику наилучшее образование. К моменту, когда юноше исполнилось шестнадцать лет, никто из сверстников не мог сравниться с ним в силе и ловкости. Тесей был красив, умён, крепок телом.
Тесей-освободитель
Фреска в Помпеях
Путь к Афинам
Именно тогда мать привела его к заветной скале, рассказав о наставлении Эгея. Для молодого богатыря не составило труда сдвинуть каменную глыбу. Тесей взял сандалии и меч отца, после чего стал собираться в путь.
Дорога к Афинам была нелёгкой. Тесею пришлось пройти немало трудностей, одной из которых стало противостояние с великаном Перифетом. Однако юноша не дрогнул, одержал победу над монстром, а в качестве трофея взял железную палицу Перифета.
Никола Пуссен «Тесей находит меч своего отца», 1638 год
Местонахождение картины: Музей Конде в замке Шантийи, Париж
Неподалёку от Афин Тесей встретил разбойника Синида. Тот наводил ужас на всю округу. Завидев путника, Синид сгибал две сосны в своём лесу, после чего привязывал человека за ноги и руки к разным деревьям, обрекая на страшную гибель. И он не ушёл от Тесея, который расправился с Синидом так, как тот поступал с несчастными людьми.
К моменту своего появления в Афинах Тесей уже был известен как славный герой. Пройдя ритуал очищения от пролитой крови врагов, юноша вошёл в город отца, вызывая восхищение и почтение. Однако не все были рады его появлению. В то время вместе с Эгеем в Афинах правила коварная Медея.
Энтони Фредерик Огастас Сэндис «Медея», 1868 год
Местонахождение картины: Музеи и картинная галерея в Бирмингеме, Великобритания
Ипполит Фландрен «Эгей узнаёт в Тесее своего сына», 1832 год
Нахождение картины: Национальная высшая школа изящных искусств в Париже
Тесей и минотавр
Но насладиться спокойной жизнью Тесей так и не смог. Он узнал, что уже третий раз в Аттику собираются прибыть корабли с Крита.На остров они везли страшную дань – семь юношей и девушек, которых отдавали на растерзание жуткому чудовищу Минотавру. Видя печаль афинян, Тесей решил снова испытать свои силы и помочь людям. Вместе с несчастными жертвами он отправился на Крит.
Минотавр, чудовищный сын царя Миноса, жил в Лабиринте, что был построен специально для него. Никто из смертных не мог найти выход из сложной путаницы ходов. Наверное, и Тесей не вернулся бы, если бы не помощь царевны Ариадны.
Бенедетто Младший Дженнари «Тесей, Ариадна и Федра, дочери царя Миноса»
Местонахождение картины: Музей истории искусств в Вене
Она дала ему клубок, который катился с героем от самого входа в Лабиринт. Непросто было победить Минотавра, но Тесей выстоял в этой схватке, одолев противника. А чудесная нить клубка помогла ему найти путь на свободу.
Ариадна, которая полюбила героя, отправилась с ним по морю к Афинам. Но у судьбы были совсем разные планы относительно этой пары. По приказу бога Диониса Тесей вынужден был оставить девушку на берегу Наксоса, где она стала супругой божества.
Адольф Ульрик Вертмюллер «Ариадна, лежащая на берегу Наксоса», 1783 год
Местонахождение картины: Национальный музей в Стокгольме, Швеция
Царь Ликомед, служивший врагу Тесея, Менесфею, обманом заманил героя на высокую гору, откуда столкнул в пропасть. Несмотря на этото, для эллинов имя Тесея было равно упоминанию богов, поскольку подвиги сделали героя поистине бессмертным.