терский берег почему так называется
Терский берег
Содержание
Ландшафт
Орографическое строение Терского берега относительно однородное и представляет собой слабохолмистую на севере и северо-западе и пологоволнистую на востоке равнину с большим количеством болот и заболоченных участков. Лишь Колвицкие тундры на западе характеризуются среднегористым рельефом, который обуславливает максимальные в пределах Терского берега абсолютные высотные отметки (Порьи тундры — 502 м) и относительные превышения (до 300 и более м). В зонах с равнинным рельефом (южная и центральная часть полосы) средние высотные отметки составляют 80-120 м, а превышения редко больше 20-30 м.
Характерной чертой ландшафта является преобладание северо-западной ориентировки рек и заливов на участке Колвицкие тундры. В северо-западном направлении вытянуты Порья Губа, реки Варзуга, Порья, а в северном — реки Стрельна, Чаваньга, Чапома, Пулоньга и Бабья.
Терский берег располагает удивительными по красоте и величию редкими и уникальными ландшафтами, неповторимыми природно-географических комплексами и рекреационными ресурсами.
Топонимы
В отличие от центральных, западных и северных частей Кольского края в названиях ландшафтных форм Терского берега преобладают не саамские, а поморские топонимы: наволок — мыс, варака — покрытая лесом возвышенность, салма — пролив, падун — водопад на реке, корга — каменистая отмель, куйпога — приливно-отливная зона на убылой воде, губа — залив, луда и лудка — невысокий каменистый островок, глядень — высокое место, гора для наблюдений за морем и судами. Саамские и карельские названия, имеющие более древнее происхождение, также употребляются. Название древнего села Кузомень, упоминавшееся ещё в «Сотной грамоте» 1575 года, берет начало в карельском языке (по-карельски ель — кууси, а мыс — ниеми) и означает «Еловый мыс». Оказывается, место, которое в наши дни представляет собой песчаную пустошь с гуляющими по дюнам ветрами, в своё время славилось хвойными лесами. Это своего рода памятник неразумному и небрежному подходу человека к природе и использованию ресурсов.
История освоения Терского берега
Первые люди появились на Терском Береге Кольского полуострова на рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. Археологи предполагают, что впервые начали осваивать его охотники за морским зверем. Они селились в основном в устьях рек на террасах. Занимались охотой на тюленя, моржа, кита, белуху. Также ловили морскую рыбу и сёмгу в реках.
Примерно в XVI веке до н. э. тюлени, моржи, киты постепенно исчезают или сокращаются в числе, так как мелеет горло Белого моря, и охотники покидают берег. На побережье выходят и осваивают территорию протосаамы. Они селятся летом в устьях рек, где ловят рыбу. Оленей используют в основном как средство передвижения. В зимний период охотятся на оленей и ловят рыбу на озерах.
В XIV веке до н. э. карелы выходят на архангельский берег и постепенно продвигаются по направлению к Терскому берегу. Карельские племена дошли до Варзуги в XV веке и в 1419 году основали там свое поселение. Помимо охоты и рыбной ловли карелы занимались земледелием, сеяли рожь и овес. Но основным населением Терского берега до 14-15 веков оставались терские саамы.
Примерно с VII столетия [источник не указан 1305 дней] Терский берег начинают осваивать русские. Заселение славян происходило в три этапа: сначала шли новгородцы, затем ростово-суздальские переселенцы. На Терский берег бежали стрельцы. С VII по XII век переселенцы приходят на сезон в самые уловистые места. Их также привлекает охота на морского и пушного зверя. Они основывают сезонные поселения, которые к XII-XII векам превращаются в постоянные. Рядом с Кузоменью обнаружено два славянских погребения XII века. С начала XII века люди, живущие на побережье всего Белого моря, называли себя поморами.
Там, где можно было рассчитывать на удачный промысел, новгородцы они делали «заимки» в пользу своего боярина. Так возникали северные новгородские промыслы: соляные варницы, рыбачьи поселки, ловчие станы (для ловли кречетов) и т. д. Вслед за боярскими промыслами появились земледельческие поселки в тех местах, где в условиях того времени можно было заниматься земледелием. Между пришельцами и коренными жителями края не было вражды из-за земельных угодий, так как земли хватало для всех: русские, карелы и саамы садились на малые участки и работали на себя в одиночку или группами (дружинами).
По тому же пути, в то же время и несколько позже двигались на север и монастырские иноки. Иноки стремились закрепить богатые зверем и рыбой места за своими монастырями. Что подтверждают грамоты о передаче угодий Соловецкому монастырю. Когда Кольский полуостров (1486) официально включен в состав государства Российского, под владение Соловецкого монастыря попадает вся территория Терского берега (позже он делит ее с Кирилло-Белозерским монастырем). С деятельностью монастырей связано появление солевого промысла. Соловецкий монастырь распространял здесь тони и солеварни, некоторые из них впоследствии превратились в деревни.
В конце XV столетия Поморье вошло в состав Московского государства, и мореплавание вдоль северных берегов Кольского полуострова стало особенно оживленным. В начале XVI столетия Кандалакшский и Терский берега Кольского полуострова были заселены русскими людьми. Приток русских на Кольский полуостров усилился во второй половине XVI столетия, во время царствования на Руси Ивана IV. В середине XVI века Кольский полуостров уже был нанесен на русские географические карты. В 1627 году завершился труд по созданию «Большого чертежа» Московского государства. На части «чертежа», изображающей территорию Кольского полуострова, было нанесено 71 географическое название, в том числе 40 рек, много островов и озер. Из поселений на карте были показаны Кола, Печенга, Кандалакша, Варзуга, Умба.
Терский берег почему так называется
Тре, Тьре, Терье, Тир.
А где она находилась? И почему вдруг именно это название заинтересовало нас?
В 1607-1609 годах Терский наволок появляется в шведских документах. Его вводят в оборот участники географических экспедиций, которые направлял в Русскую Лапландию шведский король Карл IX. Он готовил наступление на Крайний Север и изучал все связанное с ним, в том числе и географические названия.
В 1611 году название Терский наволок впервые встречается на географической карте, составленной шведским картографом Буреусом.
А Терский берег — это берег Терского наволока.
И.Ф. Ушаков высказывает предположение о том, что название Терь восходит к протосаамскому языку, и дает любопытную гипотезу этимологии этого названия.
«Язык древних саамов, — пишет он, — был самодийским — близкородственным ненецкому.
Тогда и норвежское название саамов терфинны будет означать горные финны, Терский наволок — Возвышенный наволок. Терский берег — Берег возвышенного наволока.
Не исключено, что на древнесаамском языке слово тер имело совсем другое значение, поэтому мы не будем утверждать достоверность приведенной этимологии.
Существовали, конечно, и другие наименования полуострова.
В.В. Чарнолуский, например, пишет: «От Поноя через Святой Нос и далее к западу тянется берег, называемый (саамами. — А. М. ) Каднярк ( Потерянный берег, наволок )». Это же название, указывает он, применялось и ко всему Кольскому полуострову.
Однако волость Колопермь очень быстро (первое упоминание 1264 г., последнее — 1304 г.) исчезла из документов Великого Новгорода.
А теперь попытаемся установить, от какого термина или слова родилось имя поселения. С первого взгляда кажется очевидным, что в основе его лежит рыболовное сооружение, перегораживающее реку, — кол ( закол ). Очевидность соответствия слов кол и Кола поддерживается тем обстоятельством, что основатели поселения, вероятнее всего, пришли сюда для промысла семги, а ловили ее в некоторых местностях нередко при помощи колов ( заколов ).
В купчей грамоте, тоже середины XV века, только оформленном несколько раньше, чем предыдущая, читаем: «Се купи Василий Филимонович. село земли на Ижьме Фофановское. и в тоне участок у Ижемъского кола шестая часть. » Ижемский кол — скорее всего, тот же самый кол, который купил Кюприян, так как при отводе земли по купчей Кюприяна принимал участие Василий Филимонович, купивший ранее у Ижемского кола шестую часть участка.
Ижемский кол — приспособление для ловли рыбы на реке Ижме, но не поселение. Был он так назван, вероятно, для того, чтобы отличать его от аналогичных на других реках.
Кстати сказать, названия на Севере очень устойчивы. На Кольском полуострове, как и на всем Севере, судя по писцовым книгам, грамотам и другим историческим документам, они остались в основном без изменений.
Тайна названия Кольского полуострова
Кольский полуостров несколько веков назад носил другое название. Впервые упоминание о нашем крае появилось в ХIII веке. Тогда Великий князь Московский Андрей Александрович упомянул в грамоте Терскую сторону. Позднее в одной из летописи новгородского старца говорилось о Терском наволоке. Именно так северяне и называли Кольский полуостров до XVIII века.
Жители Кольской земли: терфинны
В древности жители Норвегии называли Кольский полуостров Тренисес или Тернес. Людей, обитающих на Крайнем севере – саами, норвежцы звали «терфиннами».
В IX веке мореход из норвежской земли Отер совершил плавание вдоль берегов Кольского полуострова. В своём письме он указал: «Вся эта страна пустынна, и только в немногих местах живут терфинны, которые занимаются охотой, рыболовством и ловлей птиц».
Помимо этого, историки считают, что название Терский берег могло прийти из финского языка: тэрма по-фински обозначает обрыв, высокий берег.
Между тем, у саами похожее слово «термь» означает возвышенность. Получается, что Терский берег обозначает Возвышенный берег, что соответствует рельефу Кольской земли.
Стоит добавить, что название Терский наволок впервые встречается на географической карте, датированной 1611 годом. Она была составлена шведским картографом Буреусом.
Северная земля: Из Терской в Кольскую
Древнее название Терского берега было заменено на Кольский полуостров не сразу. Длительное время Крайний Север именовался Лапландским, а позже в обиход вошло сегодняшнее именование.
Древнее название Кольского полуострова полностью не исчезло с годами. Так, Терским стали называть юго-восточный берег от устья Варзуги до мыса Святой Нос.
По мнению историков, название Кольскому полуострову дала Кола.
Впервые это село упоминается в грамоте тверского князя в XIII веке. Он назвал поморское поселение «волость Коло». Спустя три века Кола появилась в летописи голландского купца купца Симона ван Салингена, который побывал на Кольском полуострове в 1565 году. Европеец упомянул посёлок Мальмус.
В своём тексте он написал, что в этом поселении на северной земле было не более трёх домов. Интересно, что «мальмус» на норвежском языке означает «песчаный», а Кола расположена на песчаной косе в устьях рек Колы и Туломы.
Река Кола
Учёные предполагают, что название города и полуострова происходит от названия реки Кола. Причём, существует несколько гипотез возникновения этого названия.
Некоторые исследователи считают, что происхождение слова происходит от саамского «кольйок» — «золотая река». Можно предположить, что саамское слово «коль» было положено в основу названия реки Кола. Почти на всех диалектах саамского языка это слово означает золото.
Существует и другая гипотеза историков: название Колы относится к финно-угорскому слову «кульйоки», что переводится как «рыбная река».
Между тем, позже появилось и название поселения на реке Кола, которое навали Усть-Кола.
Стоит также отметить, что именно в Коле в XVI веке был создан Кольский острог и Кольское воеводство. В поселении обосновались воевода и штат приказных людей, которые управляли Кольским полуостровом. Причём, в то время посёлок стал важным центром судостроения и торговли.
Древний бог Коло
Они почитали этого бога, а в день зимнего солнцестояния, справляли праздник колядования и пели обрядовые песни.
Так, по мнению учёных, название Кольского полуострова может означать «Солнечная земля».
Терский берег Русского Севера
Село Варзуга. Фото Вадима Гиппенрейтера, GeoPhoto.ru
Топоним «Терский» у большинства населения России ассоциируется, в первую очередь, с кавказской рекой Терек и проживающими вблизи неё казаками-терцами. Но для жителей Севера словосочетание «Терский берег» наполнено совершенно иным смыслом, связанным с географией Кольского полуострова.
Возле побережья Белого моря издревле селились выходцы из Великого Новгорода и других русских земель, которые с течением времени, во взаимодействии с другими народами, сформировали особую этнокультурную группу русского старожильческого населения – поморов. Для Российского государства Беломорье (именуемое также Поморье) фактически стало «воротами» в Северный Ледовитый океан, откуда началась многовековая героическая эпопея освоения Арктики нашими соотечественниками. Для людей, чья повседневная жизнь была неразрывно связана с морем, каждый участок берега имел особенное хозяйственное и смысловое значение, поэтому обозначался отдельным топонимом. В поморской традиции побережье Белого моря разделялось на отдельные «берега», каждый из которых имел собственное название.
Районы, местные названия и типы берегов. Источник: Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. Т. II: Белое море. Вып. 1: Гидрометеорологические условия / Под ред. Б.Х. Глуховского. – Л.: Гидрометеоиздат, 1991. – 241 с. (Фото отсюда.)
К Терскому берегу исторически относились южное, юго-восточное и восточное побережья Кольского полуострова, выходившие к Белому морю, а также расположенные вблизи острова. С востока эта территория ограничена мысом Святой Нос, разделяющим Баренцево и Белое моря, а на западе примыкает к так называемому «Кандалакшскому берегу». Отсутствует единое понимание, где проходит граница между Терским и Кандалакшским берегами – по устью реки Варзуги, по мысу Лудошный (северо-восточный входной мыс Кандалакшского залива), по мысу Турий или даже западнее.
Карта Русской Лапландии (с показанными названиями берегов Кольского полуострова). Источник: Львов В.Н. Русская Лапландия и русские лопари: Географический и этнографический очерк. – 3-е изд. – М.: Типо-литография Русского Товарищества печатного и издательского дела, 1916. – 96 с. (Фото отсюда.)
Происхождение топонима «Терский» и родственных с ним («Терь», «Тре» и подобных) также не имеет однозначной трактовки. Согласно наиболее распространённым версиям, наименование происходит от скандинавского слова, обозначающего «дерево, лес», либо от финского понятия «обрыв, высокий берег», но есть и другие предположения о корнях этого географического названия (достоверно известно только, что с рекой Терек оно никак не связано). Ранее вся территория Кольского Севера, примерно совпадающая с современными административными границами Мурманской области, именовалась «Тре», а Кольский полуостров – «Терским наволоком» (в северорусской традиции термин «наволок» обозначал «полуостров, мыс»), но сейчас этот топоним закрепился за конкретным участком побережья.
Современный Терский район Мурманской области охватывает наиболее заселённый участок Терского берега, а также восточную часть Кандалакшского берега. В данной публикации условным рубежом Терской земли на западе будет считаться текущая административная граница Терского и Кандалакшского районов (расположена западнее традиционного «размежевания» между одноимёнными берегами, примерно на равном расстоянии от райцентров – посёлка Умба и города Кандалакша), а на востоке – мыс Святой Нос, за которым оканчивается побережье Белого моря. Соответственно, сегодня юг и юго-восток территории исторического Терского берега относятся к Терскому району, а восточная его часть – к Ловозерскому району, кроме того, несколько небольших поселений подчинены закрытому административно-территориальному образованию (ЗАТО) город Островной.
Терский берег расположен в Арктической зоне России, значительная его часть находится за Северным полярным кругом, что определяет природно-климатические особенности территории, её флору и фауну. В южной части этого района преобладает северная редкостойная тайга, северо-восточнее находится участок заболоченной территории, а далее к северу, вплоть до Святого Носа, береговая линия принадлежит к тундровой природной зоне. Из числа наиболее значимых рек, впадающих в Белое море на данном участке побережья, можно назвать Варзугу, Стрельну, Чапому, Пялицу, Сосновку, а также Поной – самую протяжённую реку Мурманской области. Пресноводные водоёмы Терской земли богаты рыбой, в том числе ценных видов. Биоресурсы этой территории являются объектом природоориентированного туризма, реализуемого в различных формах. Немалая доля рыболовного туристского бизнеса позиционирует свои услуги в качестве элитарных и ориентирована на сверхдорогие турпродукты, предназначенные, в первую очередь, для иностранных клиентов.
Часть Терского берега и прилегающих к нему земель отнесены к особо охраняемым природным территориям, посещение которых туристами ограничено: участки Кандалакшского государственного природного заповедника (в губе Порья и на мысе Турий) и природного заказника федерального значения «Канозерский», а также заказников регионального значения «Понойский» и «Колвицкий». Из расположенных здесь памятников природы регионального значения стоит отметить водопады на реках Чаваньге и Чапоме, а также бывшее аметистовое месторождение «Аметисты мыса Корабль», которое находится на побережье Белого моря, недалеко от дороги к селу Варзуга.
Памятник природы регионального значения «Аметисты мыса Корабль» (Терский район). Фото отсюда.
По данным археологических исследований, заселение Терского берега началось несколько тысячелетий назад. В этом районе сохранились памятники древности – лабиринты, выложенные из камней (поморы их называли «вавилоны»). Самые известные из них – лабиринты в окрестностях посёлка Умба (объект культурного наследия федерального значения) и на территории упразднённого села Поной (выявленный объект культурного наследия).
Объект культурного наследия федерального значения Каменный лабиринт (окрестности посёлка Умба, Терский район). Фото отсюда.
Каменный лабиринт (территория упразднённого поселения Поной, Ловозерский район). Фото отсюда.
Назначение, создатели и даже датировка подобных исторических памятников, распространённых по всей Северной Европе, не установлены вплоть до настоящего времени. Большинство учёных склоняются к тому, что это культовые сооружения, возможный период создания которых варьируется, согласно трактовкам разных исследователей, в диапазоне от нескольких веков до нескольких тысячелетий.
Другой уникальный памятник археологии, имеющий статус объекта федерального значения – Комплекс петроглифов (вырезанных на камнях изображений), расположенный сравнительно недалеко от Терского берега, на побережье и островах озера Канозеро. Из-за большой туристской привлекательности объекта существует угроза его повреждения, поэтому, для сокращения негативного воздействия, над его частью был сооружён прозрачный защитный купол.
Объект культурного наследия федерального значения Канозерский комплекс петроглифов (Терский район). Фото отсюда.
Сохранением и популяризацией этого памятника занимается Музей-заповедник «Петроглифы Канозера», который организует на него экскурсии, а также располагает экспозиционным залом в посёлке Умба. Посещение комплекса осложнено, экскурсионный маршрут включает сухопутный (передвижение на вездеходах) и водный (по рекам с использованием лодок) участки.
Интересно также отметить, что за пределами Терского берега, в окрестностях упразднённого саамского поселения Чальмны-Варрэ (Ивановка), расположенного в среднем течении реки Поной (Ловозерский район), находится ещё одна группа петроглифов Кольского Севера, которая по своей историко-культурной значимости не уступает канозерским наскальным изображениям.
Понойский комплекс петроглифов (Ловозерский район). Отсюда.
Из-за юридического казуса данный объект культуры отнесён к памятникам природы регионального значения, на основании чего и осуществляется его государственная охрана. Наземные пути сообщения в данной местности отсутствуют, её посещение крайне затруднено.
В историческое время первыми обитателями Терской земли были саамы, хозяйство которых, в основном, было ориентировано на оленеводство, речные и прибрежные морские промыслы. Из-за особенностей их жизненного уклада в тот период (полукочевой образ жизни, связанный с миграцией оленей) и по ряду других причин, аутентичных памятников саамской культуры в этом районе почти не сохранилось. Связь Терского берега с русской государственностью прослеживается с XIII века, когда коренное население начало выплачивать дань Великому Новгороду, а со второй половины столетия исторические документы свидетельствуют, что волость «Тре» стала новгородским владением.
Начиная с XV века на Терскую землю активно прибывают переселенцы с более южных районов Беломорья – русские поморы и карелы. В тот же период были основаны самые древние русские поселения Кольского полуострова, часть которых продолжает существовать до настоящего времени. Значение Терского берега в качестве базы для многовекового процесса освоения северных пространств Российским государством отразилось на административном статусе этого участка побережья, который в течение длительного времени отличался от статуса остальных земель, к настоящему времени входящих в состав Мурманской области. Эта земля была наиболее обжитой и освоенной территорией Кольского Севера вплоть до первых десятилетий XX столетия.
Саамские погосты Русской Лапландии в XIX веке. Источник: Ушаков И.Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / Под ред. И.П. Шаскольского. – Мурманск: Кн. изд-во, 1972. – 672 с. (Отсюда.)
Юг и, частично, юго-восток беломорского побережья Кольского полуострова объединены в Терский район, административным центром которого является один из древнейших поморских населённых пунктов региона – Умба. Одноимённое поселение известно с 1466 года, но первоначально оно находилось на некотором удалении от текущего местоположения. В 1967 году в состав Умбы вошёл расположенный вблизи посёлок Лесной, существующий с 1898 года. Сегодня Умба имеет статус посёлка городского типа, добраться до неё можно по асфальтированной дороге из города Кандалакша.
Исторические дома и сооружения в Умбе практически не сохранились, но формированию атмосферы поморского поселения способствует северорусский сельский пейзаж, характерный для исторической части населённого пункта, расположенной на западном берегу одноимённой реки.
Историческая часть посёлка Умба (Терский район). Фото отсюда.
Помимо уже упомянутого экспозиционного зала Музея-заповедника «Петроглифы Канозера», в посёлке находится Музей истории, культуры и быта терских поморов, являющийся отделом Мурманского областного краеведческого музея. В окрестностях Умбы имеет широкое распространение природоориентированный туризм, в первую очередь, связанный с рыбалкой.
К городскому поселению Умба административно относится территория села Порья Губа (официально упразднено в 1977 году), расположенного на берегу одноимённой губы Белого моря. Этот населённый пункт известен с XVI века, его жители занимались морскими и речными промыслами, сельским хозяйством и вываркой соли. Кроме того, они обслуживали рудники, действовавшие в XVIII веке в окрестностях поселения на побережье, а также на близлежащих островах (значительная их часть располагалась на острове Медвежий). Остатки шахт, в которых добывалось серебро, сегодня являются памятниками истории освоения природных богатств Русского Севера. Акватория губы и острова в ней относятся к Кандалакшскому заповеднику, их посещение ограничено.
Шахта «Двуглавый орёл», разрабатывавшаяся в XVIII веке (остров Медвежий Белого моря, Терский район). Фото отсюда.
На побережье губы Порья находился старейший монастырь Кольской земли – мужской Кокуев монастырь, существовавший в XVI веке (название, по всей видимости, связано с именем Васеля Кокуя, владевшего в тот период землями на Беломорском побережье). После разорения иноземцами во второй половине XVI столетия, насельники обители переселились западнее, в Кандалакшский монастырь. В Порья-Губе сохранилось историческое здание деревянной церкви Святителя Николая Чудотворца, построенной в 1794 году. В настоящее время у Североморской епархии Русской Православной Церкви имеются планы восстановления этого архитектурного памятника.
В некотором отдалении от Умбы, на морском берегу, расположен Историко-этнографический комплекс «Тоня Тетрина» (слово «тоня» на Русском Севере означает «рыболовный участок»), который можно посетить с туристскими целями. На территории Комплекса осуществлена попытка реконструкция традиционного поморского поселения, добраться до него можно по морю либо, во время отлива, на автомобиле повышенной проходимости.
Историко-этнографический комплекс «Тоня Тетрина» (побережье Белого моря, Терский район). Фото отсюда.
Объект культурного наследия федерального значения Церковь Успения Пресвятой Богородицы (село Варзуга, Терский район). Фото отсюда.
Помимо Успенской церкви, в Варзуге сохранилось ещё несколько исторических деревянных храмов: церковь Святителя Николая Чудотворца (1705 год), церковь Святых апостолов Петра и Павла (1864 год) и двухпрестольная церковь во имя Святых преподобных Зосимы и Савватия и Святителя Афанасия Великого (1882–1883 годы). Кроме того, историко-культурную ценность представляют старинные кладбища, некоторые деревянные жилые дома, построенные в XIX – начале XX века, которые являются прекрасными образцами поморской архитектуры, а также остатки «городищ», обнаруженные в ходе археологических исследований (одни из самых северных укреплений, выявленных на территории России; датируются XIV–XVII веками). Историческая застройка и культурный ландшафт села являются наиболее аутентичными примерами, сохранившимися в поморских поселениях на Кольском Севере.
Населённые пункты, расположенные восточнее Варзуги, имеют гораздо меньшую доступность – до большинства из них можно добраться только с использованием вездехода, по морю или вертолётом. В некоторые из поселений несколько раз в год осуществляет заходы рейсовый теплоход «Клавдия Еланская» (Чаваньга, Тетрино, Чапома, Пялица, Сосновка). Часть населённых пунктов относится к ЗАТО город Островной (Лумбовка, Корабельное), поэтому закрыты для посещения туристами.
Историко-культурные и природные ресурсы Терского берега определяют высокий потенциал его туристской привлекательности. Эти обстоятельства создают возможность развития туриндустрии и сферы гостеприимства, вместе с тем повышая риски разрушения хрупкой экосистемы и утраты культурного ландшафта территории. Земля кольских поморов – Терский берег – это настоящая природная и историческая сокровищница Мурманской области, которая требует и популяризации своих богатств, и бережного отношения к ним.
Автор: Бертош Андрей Александрович, аспирант Кольского научного центра Российской академии наук.