территориальная группа на выборах что это значит
Территориальная группа на выборах что это значит
Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов
1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
2. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяются уставом политической партии.
3. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
4. Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:
1) число зарегистрированных делегатов съезда;
2) число делегатов съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
3) решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением федерального списка кандидатов);
4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых);
5) дата принятия решения.
5. В федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.
6. Федеральный список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии или решением уполномоченного органа политической партии, и печатью политической партии.
8. Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, группе, состоящей из граничащих между собой субъектов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не граничащего с другими субъектами Российской Федерации, группе из двух субъектов Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя территорию одномандатного избирательного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. В региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием наименований субъектов Российской Федерации), какому субъекту Российской Федерации, какому одномандатному избирательному округу или каким одномандатным избирательным округам (с указанием наименований и номеров одномандатных избирательных округов) соответствует каждая региональная группа кандидатов, а также должен быть указан номер каждой региональной группы кандидатов. При отсутствии в федеральном списке кандидатов общефедеральной части весь список разбивается на региональные группы кандидатов в соответствии с требованиями настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 39 (в ред. ФЗ 20.04.2021 N 96-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
9. В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 15 кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам.
11. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.
Статья 26. Муниципальные списки кандидатов
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 3 марта 2014 г. N 120-ЗС часть 1 статьи 26 главы 4 настоящего Областного закона изложена в новой редакции
1. Муниципальный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 24 апреля 2015 г. N 359-ЗС в часть 2 статьи 26 главы 4 настоящего Областного закона внесены изменения
2. Состав муниципального списка кандидатов, порядок размещения кандидатов в муниципальном списке кандидатов определяются избирательным объединением. Муниципальный список кандидатов должен состоять из общемуниципальной и территориальной частей.
В общемуниципальную часть муниципального списка кандидатов должно быть включено не менее одного и не более трех кандидатов.
Количество территориальных групп определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов. При этом количество территориальных групп в муниципальном списке кандидатов не может быть больше числа депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу, и меньше половины этого числа. В каждую территориальную группу должно быть включено не менее двух и не более трех кандидатов.
В муниципальный список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением по одномандатным избирательным округам. Кандидат может упоминаться в муниципальном списке кандидатов только один раз.
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 27 ноября 2014 г. N 268-ЗС статья 26 главы 4 настоящего Областного закона дополнена частью 2(1)
2(1). Перечень частей территории муниципального образования, которым должны соответствовать территориальные группы, с указанием номеров одномандатных избирательных округов, соответствующих этим частям, наименований и номеров территориальных групп должен быть определен муниципальной комиссией и опубликован не позднее чем за 20 дней до начала срока, в течение которого должны быть назначены выборы, а при проведении досрочных выборов не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Части территории муниципального образования, которым должны соответствовать территориальные группы, определяются с учетом следующих требований:
1) число частей территории муниципального образования должно быть равно количеству депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу;
2) части территории муниципального образования должны быть примерно равны по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 30 процентов;
3) части территории муниципального образования включают в себя смежные одномандатные избирательные округа;
4) число одномандатных избирательных округов, соответствующих части территории муниципального образования, не должно превышать трех;
5) границы частей территории муниципального образования не должны пересекать границы одномандатных избирательных округов.
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 3 марта 2014 г. N 120-ЗС часть 4 статьи 26 главы 4 настоящего Областного закона изложена в новой редакции
4. Муниципальные списки кандидатов представляются в муниципальную комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, утвержденной муниципальной комиссией и предоставленной избирательным объединениям не позднее дня начала выдвижения муниципальных списков кандидатов в соответствии с настоящим Областным законом.
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 8 ноября 2011 г. N 721-ЗС часть 5 статьи 26 главы 4 настоящего Областного закона изложена в новой редакции
5. Одновременно с муниципальным списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в муниципальную комиссию следующие документы:
1) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, к полномочиям которого отнесены вопросы, связанные с представлением муниципального списка кандидатов, с указанием сведений, предусмотренных частью 9 статьи 24 настоящего Областного закона;
2) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении муниципального списка кандидатов;
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в составе списка кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии;
5) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения список граждан, включенных в соответствующий муниципальный список кандидатов и являющихся членами данного избирательного объединения;
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 31 июля 2014 г. N 215-ЗС в пункт 6 части 5 статьи 26 главы 4 настоящего Областного закона внесены изменения
6) документы, указанные в частях 2, 3(1) и 4 статьи 22 настоящего Областного закона.
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 31 июля 2014 г. N 215-ЗС статья 26 главы 4 настоящего Областного закона дополнена частью 5(1)
5(1). Муниципальная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения муниципального списка кандидатов и документов, указанных в части 5 настоящей статьи, уполномоченному представителю избирательного объединения, представившему эти документы, с указанием даты и времени выдачи подтверждения. Указанное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
8. Муниципальная комиссия в течение трех дней со дня приема муниципального списка кандидатов и прилагаемых к нему документов рассматривает представленные документы, по результатам рассмотрения заверяет муниципальный список кандидатов и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию муниципального списка кандидатов, выдвинутого этим избирательным объединением, либо отказывает в заверении указанного списка, о чем уполномоченному представителю избирательного объединения выдается мотивированное решение с указанием даты и времени (часы и минуты) выдачи.
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 31 июля 2014 г. N 215-ЗС часть 9 статьи 26 главы 4 настоящего Областного закона изложена в новой редакции
9. Основаниями для отказа избирательному объединению в заверении муниципального списка кандидатов, выдвинутого этим избирательным объединением, являются отсутствие муниципального списка кандидатов, оформленного в соответствии с настоящей статьей, отсутствие документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи (за исключением случаев отсутствия документов, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 22 настоящего Областного закона, в отношении отдельных кандидатов, включенных в муниципальный список кандидатов), несоблюдение требований к выдвижению муниципального списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», статьей 24 настоящего Областного закона. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 22 настоящего Областного закона, является основанием для исключения муниципальной комиссией таких кандидатов из муниципального списка кандидатов до его заверения.
10. После представления муниципального списка кандидатов в муниципальную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 46. Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями
Статья 46. Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями
Информация об изменениях:
Законом Ярославской области от 29 июня 2012 г. N 27-з статья 46 настоящего Закона дополнена частью 1_1, вступающей в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
1_1. Состав единого списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением.
Единый список кандидатов состоит из общей и территориальной частей. На выборах в представительные органы муниципальных образований с образованием одномандатных округов общая часть единого списка не формируется. На выборах в представительные органы муниципальных образований с образованием многомандатных округов единый список на общую и территориальные часть не разделяется.
В общую часть единого списка кандидатов может быть включено не более пяти кандидатов.
Территориальная часть единого списка должна быть разбита на территориальные группы кандидатов, соответствующие территориям и номерам одномандатных избирательных округов. Каждая территориальная группа кандидатов должна иметь порядковый номер и наименование, которое соответствует наименованию соответствующего одномандатного округа. Число территориальных групп определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, и не может быть менее половины и более числа образованных одномандатных избирательных округов по соответствующему избирательному округу. В каждую территориальную группу кандидатов должно быть включено не более трех кандидатов.
Общее число включенных в единый список кандидатов не должно превышать 80 человек. Фамилия кандидата включается в единый список кандидатов только один раз.
3. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
4. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О политических партиях».
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в организующую выборы избирательную комиссию. На выборах в Ярославскую областную Думу в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах. На выборах в органы местного самоуправления в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и их соответствующие структурные подразделения.
6. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании.
7. Избирательное объединение одновременно с документами, указанными в статье 44 настоящего Закона, пунктах 10 и 11 настоящей статьи, вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.
8. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.
9. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в организующую выборы избирательную комиссию вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 44 настоящего Закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов.
Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
10. В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
12. Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения.
13. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
14. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. Избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут.
15. Избирательная комиссия Ярославской области, избирательная комиссия муниципального образования соответственно уровню выборов обеспечивают оперативную доступность заверенных списков кандидатов и информации об изменении в них в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Территориальные избирательные комиссии обеспечивают доступ к информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также к информации об изменении сведений о кандидатах.»;
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выборы 17-19 сентября 2021. Кого мы выбираем и как лучше это сделать
С 17 по 19 сентября включительно пройдут выборы депутатов Государственной Думы. От их результатов зависит то, какие люди будут писать и принимать законы для всех нас следующие пять лет.
Каждый гражданин Российской Федерации может выразить свою волю, проголосовав за того кандидата, который, по его мнению, достоин представлять интересы народа и делать нашу с вами жизнь лучше.
Каждый человек, имеющий постоянную регистрацию по месту жительства, прикреплен к избирательному участку по этому адресу. Если вы живете далеко от него и не хотите или не можете туда добраться, вы можете поменять избирательный участок и выбрать удобный. Проще всего это сделать онлайн, в личном кабинете на портале «Госуслуги». 13 сентября — последний день, когда можно поменять свой избирательный участок.
На основные вопросы о предстоящих выборах специально для Юга.ру ответил Давид Канкия, член совета движения в защиту прав избирателей «Голос» [№ 1 в реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента].
Кого мы выбираем на этот раз?
Мы будем выбирать 450 депутатов Государственной Думы сроком на пять лет. Половина этих депутатов — 225 человек — будут выбраны по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам.
Таким образом, у каждого избирателя будет два бюллетеня. В одном — названия 14 партий. В другом — некоторое количество персоналий. В Краснодарском крае это количество колеблется от 9 до 12 кандидатов в разных округах, в Краснодаре, например, 11, включая домохозяйку (что само по себе не плохо), которая живет в Саратовской области (что уже странно).
Вам следует проголосовать за партию и кандидата, которые максимально близко соответствуют вашим политическим предпочтениям и, по вашему мнению, смогут эффективно защищать ваши интересы.
Как узнать заранее, кто баллотируется от моего одномандатного округа?
Это можно сделать несколькими способами. Официальный — зайти на сайт ЦИК России, прорвавшись через капчу и прочие препоны, найти свой округ и посмотреть официальные сведения о выдвинувшихся в нем кандидатах.
Как вариант, можно воспользоваться волонтерскими сервисами, которые пытаются предоставить эту информацию в более удобном виде. Например, на сайте «Выборы в Госдуму-2021: все кандидаты и партии». Полная информация по Краснодарскому краю находится здесь, а посмотреть кандидатов по Краснодарскому одномандатному округу можно по этой ссылке.
В Краснодарском крае по всем восьми округам (кстати, по этому показателю мы один из самых крупных регионов в стране) зарегистрированы только кандидаты от тех партий, что уже имеют представительство в Госдуме или региональных парламентах.
Много ли полезной информации можно узнать из описания кандидата в бюллетене? На что обращать внимание?
Увы, не много. Ответственному гражданину стоит заранее узнать всё о партиях и кандидатах, а не принимать решение в последний момент, глядя в бюллетень. Ведь те, за кого вы голосуете, в ближайшие пять лет будут определять, по каким законам нам жить и куда тратить собранные с нас налоги. Стоит как минимум поискать информацию об этих людях в интернете.
Отмечу, что одной партии в этом году особенно повезло с бюллетенем — она будет выделяться среди всех остальных. «Яблоко» выдвинуло среди кандидатов по Краснодарской территориальной группе бывшего председателя «Открытой России» Андрея Пивоварова, который сейчас находится в городском СИЗО № 1 за нежелательную публикацию в социальных сетях.
В связи с этим, согласно свежим поправкам в избирательное законодательство, «Яблоко» обязано помечать все свои агитационные материалы огромной маркировкой «в составе списка кандидатов выдвинут(ы) кандидат(ы), выполняющий(ие) функции иностранного(ых) агента(ов), и кандидат(ы), аффилированный(ые) с выполняющим(и) функции иностранного(ых) агента(ов) лицом(ами)».
В избирательном бюллетене такая надпись тоже будет. А уж какие выводы сделать из этой информации, пусть каждый избиратель решает сам.
На предвыборных плакатах некоторых партий изображены известные люди. Точно ли именно эти люди пройдут в Госдуму, если партия наберет достаточное количество голосов?
Для начала немного теории.
Распределение мандатов внутри партийных списков — весьма хитрая процедура. Во-первых, 225 мест в Думе получат только те партии, которые наберут больше 5% голосов. Голоса, отданные за тех, кто не преодолел 5-процентный барьер, будут пропорционально распределены среди преодолевших. Таким образом, 5% голосов дают партии порядка 12–15 депутатских мандатов.
Согласно законодательству, у каждой партии должна быть федеральная часть списка — от одного до 15 человек, которые получают мандаты в приоритетном порядке. А оставшиеся места партия сама распределяет среди своих территориальных групп. Чем меньше людей в федеральной части, тем больше шансов избраться у представителей регионов. КПРФ и несколько других партий заполнили федеральную квоту по максимуму — 15 кандидатов. На другом полюсе «Яблоко»: у них в этой части списка всего один человек — нынешний председатель партии Николай Рыбаков.
То, о чем мы говорим, называется технологией «паровозов»: федеральный список возглавляют всем известные люди, которые перед выборами повышают рейтинг партии, а после выборов зачастую отказываются быть депутатами и передают свои мандаты тем, кто ниже по списку.
Сейчас в топе федерального списка «Единой России» заявлены Шойгу и Лавров — два самых популярных министра согласно социологическим опросам. Но верите ли вы всерьез, что после выборов они променяют министерские кресла на места в Госдуме?
В Краснодарском крае тоже есть свой «паровоз» — Владимир Порханов, главврач первой городской больницы (и многолетний депутат краевого парламента). В 2016 году, на прошлых выборах в Госдуму, Порханов уже возглавлял краевой список «Единой России» и в тот раз отказался от федерального депутатства. Он может принять схожее решение и по итогам этих выборов.
Тот, кого изберут по одномандатному округу, тоже может отказаться от своего мандата в чью-то пользу?
Если коротко, нет. Если победивший кандидат по округу не сможет исполнять свои обязанности, будут назначены новые выборы только в этом округе.
А в целом победителем в каждом из 225 одномандатных избирательных округов России станет тот кандидат, который получит простое большинство голосов избирателей. В каждом кубанском округе в среднем примерно 500 тыс. голосующих. Но минимального порога явки нет, так что даже если в выборах в том или ином округе примет участие всего один человек, они все равно будут считаться состоявшимися.
Перед этими выборами часто звучит термин «сушка явки». Кому может быть на пользу понижение явки избирателей?
Низкая явка всегда идет на пользу административной партии/кандидату. Ведь у них есть ресурс для того, чтобы пригнать подневольный электорат — чем ниже явка, тем выше процентный вес этого подневольного электората, а значит, обеспечить нужные результаты становится проще.
Также низкую явку обожают фальсификаторы и электоральные мошенники. У них остается больше невостребованных бюллетеней, а значит — возможностей вмешаться в итоги голосования. Участие в выборах в качестве избирателя (а еще лучше — наблюдателя) существенно осложняет жизнь жуликов. С этой точки зрения не важно, за кого вы голосуете или даже портите бюллетень — бюллетеней просто становится меньше для того, чтобы вбросить их за кого-то другого.
Можно ли забрать бюллетень с собой, на память?
Да. Избирателю не запрещено забирать бюллетень с собой. У меня есть небольшая коллекция бюллетеней с предыдущих выборов, когда среди кандидатов я не находил тех, за кого хотелось бы отдать свой голос. Правда, члены избирательной комиссии очень не любят такие проявления свободолюбия голосующих и, скорее всего, будут всеми правдами и неправдами не давать вам это сделать. Но в России закон не запрещает забрать свою бюллетень.
В семи субъектах РФ (Москве, Севастополе, Ростовской, Курской, Мурманской, Нижегородской и Ярославской областях) на этот раз можно проголосовать через интернет. В чем плюсы, минусы и подводные камни такого метода голосования?
В каком-то смысле это тестирование системы перед выборами президента России 2024 года, где оно, как уже очевидно, будет практиковаться по всей стране. Преимуществом голосования онлайн называют удобство для избирателя. Вот только, в отличие от обычного голосования, в правильности подсчета голосов тут не сможет удостовериться никто и никаким образом. Онлайн-голосование — это черный ящик, из которого нам просто вынут и покажут некие результаты выборов.
Правда ли, что те, кто голосует онлайн, могут один раз в течение 24 часов переставить галочку? И как тогда проверить, не переставил ли кто-нибудь мою галочку вместо меня?
Такая возможность и вправду анонсирована. Это якобы делается для того, чтобы независимо могли выразить свое мнение те, кого заставляют голосовать под давлением — например начальство на работе. Но поскольку система онлайн-голосования не прозрачна, то нет никакой возможности проверить, верно ли учтен ваш голос.
На мой взгляд, избирательная система России находится в кризисе. Недоверие к итогам голосования в обществе и так очень высоко, а внедрение абсолютно бесконтрольной системы голосования может окончательно разрушить веру избирателя в честные выборы.
Выборы объявлены трехдневными. В какой из трех дней лучше голосовать, если разница вообще есть?
В условиях многодневного голосования лучше всего принимать участие в выборах в последний момент, незадолго до закрытия избирательного участка. Так больше шансов, что ваш голос не будет подменен. И вы сможете проверить по спискам избирателей, не получил ли кто-то бюллетень вместо вас.
Что делать, если я на выборном участке стану свидетелем того, что покажется мне грубым нарушением закона?
Есть три способа зафиксировать нарушение: снять его на фото или видео, написать жалобу в избирательную комиссию, получить и опубликовать копии сфальсифицированных документов.
Поэтому, если вы столкнулись с каким-либо нарушением, в первую очередь его надо зафиксировать на фото или видео и задокументировать посредством подачи официальной жалобы в избирком или обращения в органы правопорядка.
Вот только практика показывает, что добиться привлечения фальсификатора к ответственности бывает очень тяжело. Поэтому главный инструмент гражданского общества по-прежнему публичность. Именно этого сильнее всего боятся отечественные электоральные преступники — что их имена и лица станут широко известны.
Существует много способов сделать информацию публичной. Ее можно разместить в своих социальных сетях, рассказав таким образом правду своим близким и друзьям. Можно поделиться информацией со СМИ и надеяться, что они опубликуют. Наверняка вашим рассказом заинтересуются специальные ресурсы, такие как «Карта нарушений» — это своего рода электоральная летопись, история болезни российских выборов.
На прошлых выборах на избирательных участках работали веб-камеры, и можно было смотреть, не творится ли там беззаконие. Где можно будет посмотреть трансляцию на этот раз?
По данным ЦИК, веб-камерами оборудованы порядка 50 тыс. избирательных участков.
Благодаря онлайн-трансляции и последующему изучению записей наблюдателям на президентских выборах 2018 года удалось зафиксировать тысячи фактов нарушений и прямых фальсификаций.
Вот, например, мое любимое видео: на участке № 3511 в Новороссийске члены избирательной комиссии при участии полиции осуществляют многократные вбросы бюллетеней.
Однако на этот раз доступ к онлайн-трансляциям ограничен. В открытом доступе их размещать не будут. Смотреть записи с камер на избирательных участках теперь имеют право только избирательные комиссии, партии, кандидаты и Общественная палата. Рядовые граждане этого права оказались лишены. Хотя, и забывать об этом не стоит, деньги на установку этого оборудования были взяты именно из налогов рядовых граждан и избирателей.