терминал в аэропорту что это такое
Что такое Аэропорт
С расширением географии пассажирских перевозок каждая страна обзавелась несколькими десятками аэродромов — большими и маленькими, для международных и региональных рейсов. Одним из первых аэропортов стал Девау. Это немецкий аэровокзальный комплекс, располагавшийся в Кёнигсберге.
Строительство аэропорта в России или в любой другой стране обходится в многие миллионы долларов. Это связано с тем, что необходимо учесть многие факторы — удобство путешественников, повышение оборотов пассажиропотока, обеспечение безопасности, соответствие международным нормам. Но что такое аэропорт в общем значении этого слова? Об этом подробнее ниже.
Значение термина “аэропорт”
Само слово пришло в русский язык из французского. Там оно в свою очередь образовалось от слияния двух греческих слов — “воздушный” и “гавань”. Отсюда можно сделать вывод, что аэропорт — это воздушная гавань или “воздушные ворота” той или иной страны/города/региона.
В словаре дается определение этого термина, как несколько зданий, которые предназначаются для приема, отправки и обслуживания воздушных судов. Он состоит из аэродрома или аэровокзала. Крупные комплексы могут включать несколько аэровокзалов.
Что такое airport? Это слово на английском языке, которое обозначает аэропорт. Именно его помещают на здании аэровокзала в любой стране мира. Некоторым из них присваивают названия. Обычно, по наименованиям близлежащих поселков или маленьких городков.
Сегодня аэропорты — это целые комплексы из зданий и служб, обеспечивающих безопасность и комфорт для пассажиров.
Первые из них начали появляться в Европе и Америке в начале прошлого века. В 20-30х годах были построены первые терминальные комплексы. До этого времени существовали только аэропланы, а они не требовали разгона для взлета. С появлением многомоторных воздушных судов появилась необходимость в проектировании аэродромов и взлетно-посадочных полос.
Классификации аэропортов
По своей классификации они делятся на внутренние и международные. В России у них есть особые статусы — федерального, регионального и местного значений.
Первыми являются те, которые представляют собой узловые элементы национальной авиасистемы России. Это аэропорты с общим уровнем пассажиропотока не менее 500 тыс. в год.
Региональные аэровоздушные комплексы занимаются межрегиональными перевозками и находятся в собственности у местных властей.
Аэропорты местного значения принимают и отправляют внутрирегиональные, авиатранспортные рейсы.
Аэропорт в Абу-Даби.
По назначению они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Есть отдельная классификация и по уровню пассажироперевозок. Они подразделяются от 1 до 5. Если уровень превышает 10 млн. человек в год, то его называют внеклассовым. В случае, если он составляет менее 0,1 млн. пассажиров в год, то ему присваивают статус “неквалифицированного”.
Существуют запасные и базовые аэродромы. Первые используются постоянно, для системы воздушных трасс, а вторые — эпизодически, в случае плохих погодных условий и т.д.
Значение термина “терминал”
Любой аэровокзальный комплекс включает в себя несколько терминалов. Но что такое терминал в аэропорту? Само слово пришло в русский из английского языка. Дословно оно значит “предел” или “конец”. То есть конечная часть какой-то системы, которая обеспечивает связь с внешней средой.
Терминалы нужны были для того, чтобы увеличить пассажиропоток аэровокзального комплекса и помочь путешественникам быстро и легко найти свой выход к посадке на самолеты. Другое его назначение — организовать четкую и бесперебойную работу всего комплекса.
В терминале находятся таможенный контроль, кафе, рестораны, магазины, представительства авиакомпаний и т.д.
Терминал в аэропорту — это здание, в котором пассажиры проходят паспортный и таможенный контроли, ожидают свой рейс. Классический терминальный комплекс включает их два — для международных и внутренних перевозок.
Терминал в аэропорту: что это значит?
Несмотря на огромный выбор транспортных средств, которые помогают добраться в нужное место, самым востребованным и популярным является именно самолет. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь с помощью воздушного судна можно быстро, удобно и в безопасности добраться до нужного места, причем даже самого отдаленного. Что такое аэропорт, несомненно, знают все без исключения, а вот что такое терминал в аэропорту, известно далеко не каждому. С этим вопросом мы попробуем разобраться в этой статье.
Количество терминалов
Чем больше будет пропускная способность воздушной гавани, тем будет больше на ней терминалов, без которых не получится обслужить пассажиров. То есть терминал в аэропорту – это то место, где обслуживаются авиарейсы как внутреннего, так и международного значения, а входит в это понятие следующее:
Для чего нужны терминалы?
Что значит терминал в аэропорту? Именно этот вопрос задают себе те путешественники, которые первый раз решили воспользоваться услугами воздушного вида транспорта. Ведь бывалым авиапутешественникам известно, что может включать в себя терминал и какие действия выполняются:
Так как в воздушных причалах может быть несколько терминалов, количество которых зависит от пропускной способности аэропорта, то и так называемое внутреннее оснащение может меняться, к примеру, один может иметь банковское отделение, а другой – нет, но самые основные объекты должны быть во всех терминалах без исключения.
Кроме этого, в терминалах, особенно с большой площадью, предусматриваются скоростные лифты или эскалаторы, которые помогают пассажирам удобно и быстро добраться из одного сектора в другой, и именно отсюда пассажиры могут выйти на посадку к своему самолету. Узнать, из какого терминала будет выполнять вылет нужный авиалайнер, пассажиры, которые летят впервые, могут довольно просто и в удобное для себя время, открыв официальный сайт компании.
Инструкция для тех, кто летит впервые
Итак, если пассажир еще не пользовался услугами воздушного вида транспорта, то в первую очередь он должен купить билет на нужный рейс как через интернет, так и через кассу. Приобретая билет через интернет, рекомендуется сделать распечатку документа для дополнительной подстраховки. Далее нужно будет сделать следующее:
На этом досмотре контролируется и жидкость, которую провозит пассажир. О правилах провоза жидкости следует разузнать на официальном сайте аэровокзала. При прохождении паспортного контроля сотрудники таможни проверяют правильность оформления визы, которая разрешает покидать пределы страны и список вещей, которые должны быть указаны в специальной декларации.
Ознакомившись с информацией в этой статье, каждый сможет ответить на вопрос: что такое терминал в аэропорту? Под этим названием следует подразумевать все объекты, которые функционируют на территории воздушной гавани. Если самые важные из длинного списка объекты будут отсутствовать, аэропорт просто не сможет нормально функционировать и на должном уровне обслуживать пассажиров. Обязательно следует принимать во внимание тот факт, что в одном терминале могут обслуживаться только пассажиры внутренних рейсов, а в другом как внутренних, так и международных. Этот момент следует обязательно уточнить заблаговременно, чтобы владеть точной информацией и не попасть в неприятную ситуацию.
Любой аэропорт, а также все авиаперевозчики без исключения в первую очередь заботятся о своих пассажирах, стараются сделать все, что в их силах, чтобы перелет был комфортным и удобным для всех. Именно поэтому во всех терминалах функционируют системы навигации, предусматриваются схемы и указатели. А если у пассажиров возникнет вопрос или затруднение, любой сотрудник аэропорта с радостью придет к нему на помощь.
Как не заблудиться в аэропорту
Аэропорт может показаться настоящим лабиринтом, особенно для неопытного путешественника. Собрали советы, благодаря которым вы не потеряетесь и не пропустите свой рейс.
Общие советы
Обязательно приезжайте в аэропорт заранее, особенно если вылетаете из него впервые. Для рейсов по Казахстану нужно приезжать как минимум за два часа до вылета, для международных — за три. Лучше подождать немного перед самой посадкой на самолет, чем бежать из одного терминала в другой.
Заранее уточните, из какого терминала аэропорта вы вылетаете. Это можно узнать из онлайн-табло аэропорта, билета или просто загуглив номер рейса (например, U6 2464).
Вылет из каждого аэропорта устроен примерно одинаково, поэтому, зная этапы и их названия на английском, можно спокойно ориентироваться практически где угодно.
Входной контроль
В некоторых аэропортах досматривают всех посетителей еще на входе. Обычно это быстрая и простая процедура: вам нужно пройти через рамку металлоискателя (не забудьте выложить все металлические предметы из карманов), а сумки пропустить через рентгеновский сканер.
В большинстве аэропортов Европы такого досмотра вообще нет, а если он и встречается, то занимает меньше пяти минут.
Регистрация на рейс и регистрация багажа
А вот Boarding или Check-in closed означают, что вы опоздали и регистрация закончена. В этом случае не стоит устраивать скандал и требовать посадки на рейс — это все равно не сработает. Лучше узнайте у представителя авиакомпании, есть ли возможность полететь следующим рейсом.
Таможенный контроль
Паспортный контроль
Предполетный досмотр
Ручную кладь нужно пропустить через рентген, предварительно вынув жидкости, ноутбуки и планшеты (верхняя одежда отправится с ними же). Перед прохождением рамки металлоискателя достаньте из карманов все металлические предметы и снимите ремень. В некоторых случаях придется разуться, но лучше дождаться указаний работников службы безопасности.
Зона вылета
Поздравляем! Вы почти добрались до самолета.
Когда разберетесь с расположением гейта, можете наслаждаться всеми радостями транзитной зоны: дьюти-фри и невозможно дорогой едой в ресторанах. Время от времени проверяйте номер гейта на табло вылета: иногда он меняется в последний момент.
Паспортный контроль
По прилету вам нужно будет пройти еще один паспортный контроль — на этот раз для того, чтобы поставить штамп о въезде в страну. Пограничник может спросить о целях визита и сроках пребывания — лучше отвечать честно и без нервных заминок.
Получение багажа
Таможенный контроль
Трансфер
Летите с пересадкой? Тогда в трансферном аэропорту есть несколько вариантов развития событий.
Город в городе: как устроен пассажирский аэропорт
Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).
Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.
От чего зависит устройство аэропорта
От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.
Маленькие аэропорты
Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).
Региональные аэропорты
Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.
Международные аэропорты
Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных — менее 50 человек на борту, до Airbus A380 — 853 пассажиров.
Взлетно-посадочная полоса
В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных — от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.
Рулежные дорожки
Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.
Светосигнальная система
Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.
Как устроен аэропорт: терминалы
В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.
Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги — от полировки ботинок до подключения к интернету.
Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.
Бортовое питание
Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.
Система топливного обеспечения
Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.
Система безопасности
Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.
Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга— компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.
Как устроен наземный транспорт в аэропорту
Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.
Обычно система наземного транспорта включает:
Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.
Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.
Бюджет
Аэропорты — это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта — 22,3 миллиарда долларов.
Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги — топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.
Персонал
Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.
Что внутри лучшего регионального аэропорта страны: службы терминала
Поделиться
Около самолёта трап, жёлтая штука — багажный самоходный механизм, красная — пожарная машина, видно ещё автобусы для пассажиров и «головастики» для автопоездов, которые заодно могут быть тягачами.
Фиг вы где увидите, что происходит внутри аэропорта. Всё потому, что это место, где встречается сразу куча юрисдикций: полиция и кинологи — федеральные, таможня и пограничники предпочитают вообще минимизировать любые рассказы о себе, досмотр багажа — не место для гражданских, в орнитологической службе может оказаться на балансе волк, а чтобы снимать в бизнес-зале международных вылетов, надо покинуть Россию.
Но ведь интересно же! Сейчас мы пройдёмся по части из них и вообще посмотрим на то, как устроен аэропорт Казани. Он стал «Лучшим региональным аэропортом России и СНГ» пять раз подряд в рейтинге Skytrax.
Это пост про терминал и то, что происходит в нём.
Раз уж мы посмотрели на технику, то начнём с аэродромной службы.
Работа аэродромной службы
Задача — чтобы всё работало. Точнее, сначала, чтобы всё было безопасно, а потом — чтобы работало.
День инженера аэродромной службы начинается с заступления на смену: это случается в 7:40 или 19:40, смена 12 часов. Сменяющийся инженер рассказывает словами, что происходит, показывает журнал о проделанной работе и замечаниях (это такой аналог лога консоли). Заступающий инженер смотрит на состояние лётного поля, метеосводки, расписание, статусы людей и техники (сколько и чего доступно). У него два рабочих места: в диспетчерском центре и в автомобиле. Собственно, дальше он садится в машину и объезжает лётное поле, чтобы сделать окончательную оценку состояния.
Эта штука может быть тягачом автопоезда или использоваться для буксировки небольших самолётов.
Функция инженера аэродромной службы — так управлять людьми и техникой, чтобы аэропорт функционировал на достаточном уровне безопасности и при этом эффективно экономически (то есть без простоев). На каждое типовое действие в аэропорту есть описанный процесс и нормативы, поэтому работа заключается в расставлении приоритетов, контроле выполнения процессов и решении нестандартных ситуаций.
В каждый сезон есть свои особенности. Весной и осенью птицы учат своих детей летать, охотятся и мигрируют в тёплые края и из тёплых краёв. Поэтому нужно уделять больше внимания тому, чтобы по курсу самолётов не оказывались стаи птиц и одиночные чайки. Для этого в аэропортах по миру есть самые разные интересные штуки, включая массово-габаритные макеты птиц, сделанные из самих птиц. И дискотечные шары. Ещё часто патрулируют орнитологи с хищными птицами: эти птицы жрут и пугают мирных птах, не осознающих свою опасность для самолётов.
Фото из архива аэропорта.
В Казани никаких биотехов, только старая добрая механика.
Биоакустические установки — это питание, управляющий блок и динамики.
Фото из архива аэропорта.
Управляющий блок тоже раз в несколько минут проигрывает очень громкие звуки паники разных мирных птиц. Сэмплы идут подряд, и звучат как старый антивирус Касперского, вцепившийся в папку с вирусами. Не знаю, как записывались эти звуки, но птицам там реально плохо. Вроде как, сэмплы покупаются. Проблема установок — привыкание местных птиц. А ещё другие птицы слышат, как кого-то убивают, и могут прилететь посмотреть, что там осталось, и можно ли это доесть. Чаще всего так делают вороны. Поэтому нужно либо что-то ещё для них, либо ловушки с мясом прямо на биоакустике. Крики хищных птиц можно использовать, но это не очень эффективно. Хищники не кричат при атаке. Если хищник кричит, можете быть уверены — ему или очень плохо, или очень хорошо (и он занят личным размножением). Но, тем не менее, такая птичья «эротика» иногда применяется, потому что как минимум умные птицы понимают, что рядом хищник. Но записать крик паники именно для конкретного вида, обитающего на территории аэропорта, эффективнее.
Вторая частая штука — пропановая пушка DBS-MC. Состоят из баллона с газом, компрессора и устройства, способного издавать очень громкий звук, похожий на ружейный выстрел громкостью 120 дБ.
Фото из архива аэропорта.
Есть стационарные и на машине. Предполагается, что птицы, знакомые с опасностью охоты, улетают без оглядки. Птицы, на которых с ружьём не охотились, просто боятся громкого звука и тоже улетают. На деле это далеко не так: местные птицы очень быстро разбираются, что это просто звук, и ничего он не сделает. Поэтому пушки хороши против перелётных птиц (непривычных к ним) — и их стараются использовать только там, где это важно, например, на той стороне поля, которая выходит к водоёму. Чем меньше пушек установлено, тем меньше птицы привыкают. «Стреляет» такая пушка по таймеру, по умолчанию эта установлена на раз в 10 минут.
Для тех птиц, кто совсем ничего не понял или слишком привык к двум предыдущим типам установок, есть пиротехника (предупредительный выстрел сигнальной ракетой в голову всегда работает) и зеркальные светобликовые установки (представьте, что вам в глаза моргают вспышками так сильно, что вас кроет, как при эпилепсии). Птицы такого боятся и стараются улететь подальше. Такие установки есть вдоль ВПП.
Ну и до кучи раз в три года проводится обследование — а не стоит ли, например, подвинуть свалку ещё на 5 километров, а то птицы могут летать к свежей траве аэропорта кормиться.
Про орнитологию я бы ещё рассказал отдельно, но это в ближайший год будет довольно неприятная тема для российских аэропортов. Поэтому однажды мы вернёмся к этой теме, а пока возвращаемся к инженерам аэродромной службы.
Багажные механизмы и рукав для пассажиров на заднем плане.
Итак, инженеры чистят полосу (кстати, новая ВПП 3500 метров на 45 метров) от препятствий для самолётов. Речь чаще всего про снег, грязь, лёд и так далее. Лето — самый простой сезон, полоса почти всегда чистая. А вот зимой всё куда сложнее: возможен снег, образование гололёда, а это очень сильно влияет на полосу.
Предположим, при снегопаде полосу почистили. Дальше снег продолжает падать, и полоса начинает медленно менять свои качества по сцеплению шасси с поверхностью. Через какое-то время на неё нельзя будет сажать суда, и нужно будет снова её чистить. Есть чёткая граница безопасного уровня сцепления, до которого ещё можно сажать борт. Его измеряет специальная машина с оборудованием на полосе.
Инженер может получить время (примерно, потому что погода меняется) между чистками и организовать очистку полосы в момент, когда есть перерыв между взлётами-посадками. Либо же связаться с диспетчером ОрВД и согласовать время проведения чистки, освободить полосу для работы техники. Для этого ему нужно знать, сколько и какой техники будет, где и как она пройдёт — из этого получится время работ. Например, он сообщает диспетчеру, что нужно дать полчаса, чтобы почистить полосу. Диспетчер говорит об этом командиру прибывающего судна и просит его перейти в зону ожидания (по сути, нарезать круги над аэропортом существенно выше посадочных курсов), либо вообще отправляет на запасной аэродром.
Фото из архива аэропорта.
Когда диспетчер разрешает выезд техники, вся эта масса идёт чистить. В парке сразу много интересных штук. Обычно по самой полосе идёт 8 машин сразу. На самой полосе — штука с плугом, воздушной пушкой и щёткой. За ней остаётся чистая полоса, но по бокам образуются сугробы снега. Поэтому за ней ползут по краям полосы шнекороторы, чтобы отбрасывать снег ещё дальше (чтобы с этих сугробов не намело обратно на ВПП). Рядом ходят специальные машины для очистки сигнальных огней. За ними идут распылители жидкого или гранулированного реагента (чтобы полоса хотя бы некоторое время была безо льда). Есть ещё грейдеры, бульдозеры и тракторы на всякий случай. В конце проходит машина, которая измеряет коэффициент сцепления. Замеры автоматически передаются диспетчеру ОрВД.
В более-менее крупных аэропортах при везении можно найти шедевры сумрачного русского гения: например, кое-где по стране встречаются танки без башен (тащить самолёты после выкатывания), можно встретить эпическую шайтан-хреновину АЛМИ-1 с блоком инфракрасных ламп или ТМ-59 — «Змея Горыныча», способного при очистке посёлка от снега заодно провести очистку от стёкол в окнах.
Но обычно всё куда прозаичнее. Последнее, что нужно инженерной службе — это чтобы образовывались байки и истории. 10 лет без интересных воспоминаний — хороший результат. В Казани были происшествия, но буквально пару раз за всю историю аэропорта. Гораздо чаще происходит наоборот: где-то в другом месте случается история, а Казань выступает запасным аэродромом, поскольку полоса позволяет принять что угодно в мире из гражданской техники. И тут самый большой парк техники из прилежащих аэропортов (сейчас 56 единиц). Техника, в основном, белорусская или швейцарская.
Понятное дело, если техника прошла, а потом сразу за ней что-то нападало, то полоса почти сразу может стать непригодной снова. Если процесс медленный — то будет несколько взлётов-посадок и очистка повторится. Если техники много, и всё делается в один проход, и ещё есть правильные реагенты — аэропорт может работать в очень сложных условиях. Но иногда бывает такая погода, когда сразу ливни и процесс гололёдообразование при температурах около нуля (когда сверху всё ещё падает вода вместо снега или града, а снизу замерзает). Тогда чистить бесполезно: как только техника пройдёт, за ней снова всё замёрзнет. В прошлом году, например, был прекрасный день, когда примерно 5-6 часов полосу трогать было бесполезно.
Всю эту технику нужно заправлять, и тут заправочная станция прямо за воротами аэропорта в шаговой доступности (так бывает далеко не всегда в России, иногда вся эта куча техники ползёт до заправки довольно далеко от территории аэропорта, что добавляет уровень сложности к логистике).
Ситуация на ВПП постоянно передаётся специальными сообщениями. Пилоты видят данные о состоянии полосы и при подготовке к вылету, и в воздухе.
От точности работы наземных служб зависит коммерческая эффективность аэропорта. В смысле, что полоса доводится в любом случае до гарантированно-безопасного состояния, но от слаженности работы зависит время, за которое это делается. Поэтому очень много внимания тут уделяется обучению перед сезоном: инженеры и водители проходят обучение два раза в год и регулярно сдают тесты. Сначала лекции, потом экзамены по процедурам, потом внешние экзамены в проверяющих организациях.
Ещё инженерная служба отвечает за состояние полосы в плане конструкции. Мне вот в детстве казалось, что это нечто незыблемое, как памятники — один раз сделали и 50 лет потом можно не трогать. На практике это бетон, и он, оказывается, ведёт себя довольно непредсказуемо. Инженеры смотрят на сколы, трещины, швы. Есть плановые работы, но бывают и всякие сколы и трещины, которые образуются подло и спонтанно, никого не предупреждая заранее. Инженер видит их при объезде и отправляет технику и людей всё заделывать (точнее, осмотр, дефектовка, план работ, потом сами работы). В Казани на складах запасы для разделки-заливки швов и текущего ремонта по бетону вообще на год. Задача — работать так, чтобы трещины не стали такими, чтобы пришлось закрывать полосу для работ. Поэтому все проблемы должны давиться в зародыше.
К ИТ-автоматизации нужно было измерить все процедуры для разных условий и стандартизовать все операции. Чувствуется, это была адова работа — если вы когда-нибудь наводили порядок в процессах на живой организации, то умножьте на 10 — но тут её сделали. Точнее, как говорит мой респондент Адель Гатауллин, делают, потому что недостатки свои знают и работают, чтобы дальше было лучше.