термин gobo гобо относится к такому элементу технических выразительных средств как
Термин gobo гобо относится к такому элементу технических выразительных средств как
Гобо — это тонкий плоский диск с нанесённым на его поверхность изображением. Проходя через гобо, луч света проецирует изображение на плоскую поверхность, в театре это обычно задник или другая вертикальная декорация.
Термин GOBO — аббревиатура от «GoEs BEfore OPtics», что указывает на положение диска по отношению к источнику света. Обычно гобо помещают в специальный держатель, который вставляют в прожектор так, чтобы он оказался между источником света и линзой. Это позволяет фокусировать проецируемое изображение, добиваясь его чёткости. Из-за близости к источнику света гобо сильно нагревается, поэтому их изготавливают из жаропрочных материалов: металла или стекла.
Металлические гобо представляют собой трафареты и позволяют создавать только двуцветные (светотеневые) проекции. При изготовлении гобо на основе термостойкого стекла можно получить сложные многоцветные изображения или интересные световые эффекты (некоторые гобо делают из мелких кусочков дихроичного стекла). С появлением светодиодных прожекторов всё более популярными становятся пластиковые гобо.
В таблице представлены стандартные размеры гобо.
Обозначение | Внешний диаметр (OD) | Внутренний диаметр (ID) |
A | 100 мм | 68-75 мм |
B | 86 мм | 64,5 мм |
C | 150 мм | 120 мм |
D | 53,3 мм | 38 мм |
G | 65,5 мм | 48 мм |
E | 37,5 мм | 28 мм |
M | 66 мм | 45-49 мм |
Внешний диаметр — это диаметр самого диска, а внутренний — максимальный диаметр нанесённого на диск изображения.
Ассортимент гобо невероятно широк, их выбирают, просматривая специальные каталоги производителей, или заказывают по индивидуальным эскизам. Гобо могут накладываться одно на другое — при этом получают третье изображение.
Термин gobo гобо относится к такому элементу технических выразительных средств как
Гобо – это тонкий плоский диск с нанесённым на его поверхность изображением. Проходя через гобо, луч света проецирует изображение на плоскую поверхность, в театре это обычно задник или другая вертикальная декорация.
Обозначение | Внешний диаметр (OD) | Внутренний диаметр (ID) |
A | 100 мм | 68-75 мм |
B | 86 мм | 64,5 мм |
C | 150 мм | 120 мм |
D | 53,3 мм | 38 мм |
G | 65,5 мм | 48 мм |
E | 37,5 мм | 28 мм |
M | 66 мм | 45-49 мм |
Термин GOBO – аббревиатура от «GoEs BEfore OPtics», что указывает на положение диска по отношению к источнику света. Обычно гобо помещают в специальный держатель, который вставляют в прожектор так, чтобы он оказался между источником света и линзой. Это позволяет фокусировать проецируемое изображение, добиваясь его чёткости. Из-за близости к источнику света гобо сильно нагревается, поэтому их изготавливают из жаропрочных материалов: металла или стекла.
Металлические гобо представляют собой трафареты и позволяют создавать только двуцветные (светотеневые) проекции. При изготовлении гобо на основе термостойкого стекла можно получить сложные многоцветные изображения или интересные световые эффекты (некоторые гобо делают из мелких кусочков дихроичного стекла). С появлением светодиодных прожекторов всё более популярными становятся пластиковые гобо.
В таблице представлены стандартные размеры гобо.
Внешний диаметр – это диаметр самого диска, а внутренний – максимальный диаметр нанесённого на диск изображения.
Ассортимент гобо невероятно широк, их выбирают, просматривая специальные каталоги производителей, или заказывают по индивидуальным эскизам. Гобо могут накладываться одно на другое – при этом получают третье изображение.
Как придать свету форму и узор. Гобо из подручных материалов
Как правило, термин «Гобо» используется для линзовых фильтров и шаблонов, которые прикрепляются к театральным прожекторам. По сути мы будем использовать объекты между источником света и моделью, чтобы модифицировать свет.
В качестве гобо можно использовать что угодно, размещая это между светом и объектом съёмки. Главное, чтобы эти объекты не блокировали весь свет. Так можно создавать стилизованные тени. Вы можете использовать почти любой непрозрачный материал, такой как картон, пенопласт или плакатная доска, вырезав или просверлив в них отверстия.
Можно использовать обычную фольгу или ткань, подвешенную полосами. Важно иметь возможность двигать гобо во всех направлениях перед источником света. Иногда перемещение всего на пару сантиметров может сильно изменить результат.
Схема освещения. Свет находится примерно в метре от Гобо, который находится примерно в метре от объекта съёмки. Близость создает более четкие тени.
При работе с гобо, вам будет нужно использовать знания о формировании тени. Помните, что чем ближе объект или человек к фону, тем четче создается тень. Эта информация вдвойне важна при использовании гобо, потому что вы не только создаёте тени на фоне, но также учитываете тени, которые попадают на объект.
Как вы можете видеть на схеме освещения выше, свет находится примерно в метре от гобо, который находится примерно в метре от объекта, который находится прямо перед фоном. Это довольно близкое расстояние, которое позволяет получить более четкие тени (меньше размытия). Также заметьте что свет не только настроен на 105mm, для того чтобы создать узкий светлый поток, на вспышку также установлен snoot для того чтобы сжать поток света в тонкий пучок. Если не проделать это всё со светом, он распространится по всей комнате и тени не будут такими резкими.
Чтобы еще больше усложнить ситуацию, вы можете изменить рисунок гобо, просто расположив его под углом к вашему свету.
Если сдвинуть гобо так, чтобы одна сторона была ближе к свету, а другая дальше, зазоры, наиболее близкие к свету, будут пропускать больше света, чем полосы, которые расположены дальше и под углом. Полоски, которые находятся дальше от света дадут более чёткие тени, а те, которые расположились ближе к свету станут крупнее и размытее. Не расстраивайтесь, если вы сразу не поймете как с этим работать. Достаточно один раз попробовать и всё получится. Для начала можно использовать фонарик вместо вспышки. Это позволит лучше и внимательнее изучить как меняются тени в зависимости от положения гобо.
Обратите внимание, что тени на левой стороне (где гобо был ближе к фону), более четкие, чем тени справа.
Перейдя к снимку, взгляните на тени в левой части кадра на фотографии выше. Обратите внимание, что они выглядят более резкими, чем тени справа. Это потому, что гобо был ближе к фону слева, чем справа.
Настройки Lightroom. Такие снимки обычно похожи по стилистике на фильмы нуар, поэтому логично преобразовать фото в черно-белый, добавив зерно и используя функцию Dehaze, чтобы восстановить детали в светлых участках.
Помимо нормальных корректировок кривых и тоновых ползунков, можно использовать функцию Dehaze, чтобы вытянуть детали в светлых областях. Градиентное затемнение снизу позволит добавить глубину.
Поиск гобо
Как уже упоминалось выше, всё, что находится между источником света и объектом, технически является гобо. Вы можете проявить находчивость, используя найденные объекты для преобразования света. Решетки, сетки, звенья цепей – довольно простые гобо.
Забор из сетки можно использовать в качестве гобо. Устанавливая свет, расположите его в полуметре от загородки. Модель также должна находиться близко
Резкие тени создают драматический эффект
Также можно использовать в качестве гобо различные растения. Лавное правило – это создание жесткого концентрированного потока света. Свет, проходя сквозь листья, создаст жесткие тени интересной формы.
Когда вы начнёте начал экспериментировать с гобо, вы увидите мир другими глазами. Всё станет потенциальным Гобо. Даже бытовые приборы могут пригодиться.
Если вы будете снимать с включённым вентилятором, при условии, что его решетка используется как гобо, вам придётся снимать серийной съёмкой, так как многие кадры будут недоэкспонированы, кода лопасть вентилятора проходит перед светом.
Так как свет располагался прямо на вентиляторе и был слишком близко к решетке, тени получились немного мягче, чем хотелось бы, но вы можете использовать стойку.
Снимая такие сцены можно делать минимальную коррекцию в Lightroom. Кода в сцене уже есть стилистика и красивый свет, достаточно просто подправить контраст и мелкие нюансы, такие как детали в светах и тенях, а также цвет.
С гобо очень интересно экспериментировать. Этот вид модификаторов света даёт много возможностей и простор для творчества.
Об авторе: Nick Fancher – фотораф-портретист из Огайо, США.
Следите за новостями: Facebook, Вконтакте и Telegram
«Гобо», «гэг», «вишнесборщик» и другие жаргонизмы Голливуда. Часть 5
В пятой части нашего рассказа об инсайдерских жаргонизмах «фабрики грез» – очередная десятка выражений, понятных только избранным
Гобо (gobo)
В театре словом «гобо» обозначают дырчатые фильтры/заслонки для софитов, позволяющие проецировать на сцену узорчатые тени. В кинематографе же этот укороченный вариант выражения go-between («встать в промежутке») используется для обозначения вообще любого предмета, позволяющего отсечь лишний свет. Материал не имеет значения: это может быть пластик, металл, матовое стекло и т.д. В зависимости от нужд конкретной ситуации стать гобо может и ламповый абажур, и пальма, и даже человек подходящей комплекции – достаточно поместить их между сценой и источником света. Правда, живых существ, которым тяжело все время сидеть смирно, стараются все же использовать только в крайних случаях, дабы не нервировать лишний раз операторов. Также на съемочных площадках сегодня в большом ходу т.н. «флаги» (листы материи в рамке, устанавливаемые на стойках, чтобы отсекать, отражать или рассеивать слишком яркий свет), но и их по старинке любят называть «гобо». Зачем, в самом деле, переизобретать то, что и так неплохо работает?
Декорация Гарольда Ллойда (Harold Lloyd set)
Вам случалось видеть комнату-декорацию, у которой всего две стены, смыкающихся в углу? Конструкция, немного напоминающая театральную сцену или архитектурные чертежи а-ля «дом в разрезе», весьма удобна для киносъемок. Ведь актер может перемещаться по такой «комнате», не спотыкаясь об осветительные кабели, о микрофонщика с его «удочкой» и оператора с камерой – вся киногруппа в это время сидит снаружи, глядя в декорацию через отсутствующие стены и не создавая никакой тесноты. Первым такие декорации в своих фильмах стал использовать великий кинокомик Гарольд Ллойд, рассудивший, что проще «смоделировать» тесное пространство, чем запихнуть в него камеру. Помимо прочего, отсутствие лишних стен давало хороший приток солнечного света и позволяло экономить на лампах. Опять же разобрать такую комнату при необходимости очень легко, ведь у нее нет не только половины стен, но и потолка.
Единственный минус на съемках в «гарольд-ллойдовской декорации» состоит в том, что камера по понятным причинам не может поворачиваться, иначе сразу станет ясно, что комната ненастоящая. Но зритель редко замечает, что ему показывают один и тот же угол, так что прием Ллойда с успехом работает и поныне.
Вишнесборщик (cherry picker)
У нас этот вид механизма принято называть «телескопическим подъемником» или «грузовиком со стаканом» – имеется в виду машина, с помощью которой можно поднимать человека в кабинке на довольно большую высоту. Изначально она была спроектирована, чтобы облегчить труд собирателей фруктов, затем ее взяли на вооружение маляры, телефонисты, электрики, пожарные, мойщики окон и расклейщики афиш. Киношники также приспособили ее для собственных нужд. Вот только человека с камерой, вопреки распространенному мнению, туда не сажают (для операторов существуют специальные краны) – обычно «вишнесборщик» используется для того, чтобы поднять повыше какой-нибудь осветительный прибор или другое необходимое оборудование.
Йоги-бег (Yogi run)
Вы, наверное, сто раз видели этот прием в мультфильмах: торопящийся куда-то персонаж подпрыгивает на месте, замирает в воздухе и… не опускаясь обратно на землю, пулей улетает за пределы экрана (звук летящей пули прилагается). Так любят перемещаться многие мультгерои, и в том числе медведь Йоги из классического мультсериала Уильяма Ханны и Джозефа Барберы. Собственно, в честь него этот сугубо анимационный спецэффект и назвали «Йоги-бегом» (некоторые считают, что мультипликаторами подразумевались индийские йоги, а не медведь Йоги, но для Голливуда с его любовью давать любому эффекту чье-нибудь имя первая версия выглядит все же более релевантной). Америка – страна возможностей: даже если ты не воротила киномира и не известный кинорежиссер, а всего лишь вымышленный медведь при шляпе и галстуке, ты имеешь возможность оставить след в голливудском кинолексиконе. Главное – уметь быстро бегать.
Гэг (gag)
В обществе считается, что «гэг» – это поверхностная, подчас нелепая, но при этом весьма взрывная шутка/ситуация, то есть вещь сугубо комедийная. Часть правды в этом есть: изначально в театральной среде словом «гэг» (буквально переводящимся как «кляп») обозначали меткую остроту, которой персонаж «затыкал» своего собеседника. Позже на ТВ под гэгами начали подразумевать разного рода «дурацкий юмор» – розыгрыши а-ля «скрытая камера», клоунаду в духе «Шоу Бенни Хилла» и «Масок-шоу», абсурдные ситуации из фильмов серии «Горячие головы» или «Голый пистолет» и т.д.
Но у тех, кто сегодня работает в Голливуде, своя расшифровка этого понятия: на киностудиях гэгом называют любую ситуацию, в которой задействован некий экшен, трюк, уникальное действие. Пощечина – это гэг. Машина врезалась в дерево – гэг. Небоскреб обрушился, вертолет взорвался, кто-то поскользнулся на банановой кожуре – все это тоже гэги. Забавным такой момент может и не быть, главное, чтобы он был взрывным. Так что если кто-то назовет при вас гэгом нечто совсем не смешное (например, падение троллейбуса с моста), не удивляйтесь – возможно, перед вами голливудец. Он так видит.
Стрельба на бегу (Run’n’gun)
В одном из прошлых выпусков Кинословаря мы рассказывали о том, как делают кино «партизаны», не удосужившиеся заручиться разрешением на проведение съемок в общественных местах. В двух словах: снимают они быстро, чуть ли не на бегу, поскольку встречаться с представителями закона никому неохота. В аналогичную ситуацию может попасть и крупная студия, которой то ли не дали разрешения, то ли снять надо лишь небольшой кусочек видео, ради которого глупо перекрывать целую улицу. Тогда применяется тот же авральный метод: сколотить минимальную команду, которая будет не слишком отсвечивать, и – бегом, бегом, бегом! Учитывая, что киносъемку с первых же дней ее существования начали сравнивать со стрельбой, не приходится удивляться, что этот метод получил название «стрельбы на бегу». Бах, бах, бах! Снято! Всем спасибо, сматываемся!
В целом термин Run’n’gun стал чуть ли не синонимом любого малобюджетного производства со всеми его прелестями – малым количеством дублей, членами команды, работающими за троих, лихорадочной спешкой во всем. Время, как известно, – деньги.
Фоновый звук (Room tone)
В Голливуде есть неофициальное правило: когда сцена полностью снята, нужно записать пару минут звука, составляющего фон съемки. Никаких диалогов, просто «воздух». В зависимости от того, происходит дело в доме или где-нибудь в лесу, на пленку попадают шумы работающих вентиляторов или жужжание цикад. При озвучке в студии эта запись может помочь звукорежиссеру разобраться в акустических свойствах помещения, а может быть и просто подложена под диалоги, если взятые из архива «искусственные» звуковые эффекты будут звучать недостаточно естественно. По большому счету room tone записывается «просто на всякий случай», в списке совершенно необходимых вещей он не значится. Неудивительно, что многие участники съемочного процесса видят в записи фонового звука просто блажь звукачей, тормозящую съемки. Сами звукорежиссеры с этим не согласны: они лучше других знают, что случаи, когда фон впоследствии оказывается очень кстати, не столь уж редки. Впрочем, они и сами могут проявить забывчивость, из-за чего потом порой кусают локти.
Ходильня-говорильня (Walk-and-talk)
«Ходильня-говорильня» – дешевый прием, позволяющий вложить много информации в какую-то сцену и при этом обойтись без сложного освещения и монтажа: герои прогуливаются туда-сюда, обсуждая положение вещей, а камера следует за ними. Выглядит нескучно, делается просто. Даже если «ходильня-говорильня» никак не обозначена в рабочем сценарии, режиссеры по ходу дела часто меняют предварительные планы и решают использовать этот метод съемки, например, ради экономии времени. По сути, любая сцена с диалогами, на полноценное воплощение которой не хватает ресурсов, может быть без труда переделана в walk-and-talk. Зритель все равно не узнает, какой была первоначальная задумка, а конечный результат всегда выглядит достаточно живенько и подходит для почти любого жанра.
Обувная кожа (shoe leather)
В любом фильме хватает кадров с какими-то простыми действиями: герой набирает телефонный номер, поднимается по трапу самолета, идет к крыльцу своего дома… Сами по себе эти кадры не несут какого-то важного заряда, просто отнимая съемочное время, но и без них нельзя, иначе повествование утратит плавность и будет похоже на кое-как слепленные друг с другом фрагменты. Киношники относятся к ним с пренебрежением, называя «обувной кожей». Когда-то так назывался труд простых репортеров, по крупицам собиравших информационный материал на городских улицах (под «обувной кожей» подразумевалась постылая рутина, от которой активно снашивается обувь, – нечто вроде армейского «сапоготоптания»). Работа это была неблагодарная, отнимала много времени и не приносила особых денег, однако если бы журналист все время сидел в офисе, а не бегал, опрашивая свидетелей, осведомителей и прочих знающих людей, то и напечатать в газете было бы нечего. В кино аналогичная ситуация: бывают сцены, которые делать интересно, а бывают вот такие, вроде прокладок, за которые у зрителя даже глаз не цепляется. Снимать «обувную кожу» скучно, поэтому это дело часто поручается менее опытным режиссерам второй группы.
Телевизионность (Television)
Когда нужно намекнуть актеру, что он переигрывает, ему говорят: «Не надо нам тут давать Голливуд». Если есть претензии к картинке, говорят иначе: «Это слишком телевизионно». Имеется в виду – не в меру фотографично и недостаточно художественно, в общем, как на ТВ. Жаловаться на подобную халтуру может не только режиссер, но и оператор, страдающий от отсутствия нормальных декораций и правильного освещения, – в этом случае он цедит: «С таким подходом получатся “Зеленые просторы”, вы этого хотите?»
«Зеленые просторы» – комедийный телесериал 60-х годов, ставший настоящим пугалом для любого серьезного кинематографиста. Если хотите снимать кино, сперва непременно посмотрите все 170 серий – и старайтесь никогда не повторять ошибки создателей этого телешоу.
5 лайфхаков для работы с масками Гобо
Попробуйте на своих съемках маски Гобо. В альбоме https://vk.com/album-155925974_269351483 вы сможете посмотреть все насадки и выбрать для будущей съемки то, что понравится больше всего. При бронировании масок Гобо заранее, все насадки мы предоставим на съемку бесплатно. А чтобы ваша фотосессия прошла безупречно, мы подготовили лайфхаки, которые помогут в работе:
1) Направляйте источник с маской Гобо чуть сверху, чтобы жесткий свет не слепил модель.
⠀
2) Вы можете менять контур светового пятна. Это дает неограниченные возможности для экспериментов. Чередуя разные маски и степень сфокусированности пятна, вы получите интересные и неожиданные кадры.
⠀
3) Маски Гобо быстро нагреваются, поэтому при смене насадок вам стоит надевать перчатки. Их вам выдаст администратор, чтобы вы не обожглись.
⠀
4) Добавляйте к маскам Гобо цветные фильтры. На циклораме такая схема света даст отличный результат.
⠀
5) Также не забудьте использовать дополнительный источник света на маленькой мощности, чтобы избежать провалов в тенях. Например, можно использовать софт или октобокс в качестве заполняющего света или направить рефлектор в потолок для создания отраженного света.
Будем рады видеть вас на съемках у нас!
Бронирование студии:
⠀
1) Сообщением в социальных сетях
⠀
2) По номеру телефона +7 (921) 798-43-51