терменвокс музыкальный инструмент что это такое фото
Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого
Терменвокс — один из первых электронных музыкальных инструментов, который по счастливой случайности изобрел наш соотечественник Лев Термен в 1920 году. В то далекое время, размышляя о музыке и музыкальных инструментах будущего, ученые стремились создавать уникальные устройства, которые превзойдут по своим характеристикам традиционные музыкальные инструменты. Терменвокс стал одним из культовых устройств, пронеся через век на своих плечах богатую историю и при этом сохранив свою актуальность и по сей день.
Экскурс в историю
При первом взгляде и на терменвокс, и на играющего на нем человека создается впечатление, что перед глазами слушателя происходит какая-то магия. И это не удивительно, ведь при игре на терменвоксе не требуется никакого физического воздействия на инструмент. Влияние на инструмент происходит путем движений рук в электромагнитном поле на некотором расстоянии от терменвокса. Эти движения немного напоминают движения дирижера перед оркестром.
Электромагнитное поле создают два генератора высокой частоты, которые встроены в инструмент. Один из генераторов имеет постоянную частоту, второй — переменную. Генератор с переменной частотой имеет антенну, которая реагирует на изменение расстояния между рукой музыканта и инструментом, и меняет частоту генератора. По итогу, из одной частоты вычитается вторая — и нашему слуху предстают чудесные звуки терменвокса.
Появился инструмент, как было замечено в начале статьи, практически случайно — при исследовании той области науки, которая к звуку и музыке отношения не имеет.
Лев Термен в те годы трудился в Петрограде, в физико-техническом институте. Занимался разработкой способов измерения диэлектрической постоянной газов при различных температурах и давлениях. Тогда же, пытаясь увеличить чувствительность своей измерительной аппаратуры, Термен случайно обнаружил, что, когда разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон — наблюдатель может слышать необычные звуки.
Инструмент оказался очень чувствительным и реагировал на малейшие колебания магнитного поля. Вдохновленный своим открытием, Термен сконструировал небольшой музыкальный инструмент и назвал его «Этерон» (ether — «эфир»). Но сообщество ученых, которым Термен представил свой инструмент, окрестило его в честь изобретателя — «терменвокс» (vox – «голос» на латыни).
Не прошел данный инструмент и мимо внимания правительства. В скором времени терменвокс был представлен в Кремле. Кстати, на инструменте пробовал сыграть и вождь мирового пролетариата — В.И. Ленин. Ходят слухи, что Ленину, не обладая какими-либо навыками игры на терменвоксе, удалось почти точно воспроизвести «Жаворонка» композитора Глинки.
Вскоре после этого терменвокс приобрел всемирную известность. Сам Термен со своим инструментом выступал в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и многих других городах и странах, находя там единомышленников и будущих учеников. В США Термен основал крупную музыкальную студию, которая внесла весомый вклад в популяризацию терменвокса.
Терменвокс в кино
Советский кинематограф начал использовать терменвокс в сороковых годах прошлого века. Одним из первых фильмов, где его можно было услышать, был «Комсомол — шеф электрификации». Исполнением партий на терменвоксе для советских фильмов занимался Константин Ковальский. Из более поздних фильмов этот инструмент хорошо узнаваем в «Иван Васильевич меняет профессию» — здесь терменвокс имитировал звуки работы машины времени.
Голливуд также не остался в стороне — моду на терменвокс ввел Хичкок, когда в 1945 году впервые использовал к своему фильму «Завороженный» саундтрек, исполненный с помощью этого необычного инструмента. К слову, за этот саундтрек фильм получил в свое время премию «Оскар».
С этого момента звучание терменвокса стало ассоциироваться у зрителя с чем-то потусторонним, загадочным и космическим. Этими ассоциациями с успехом воспользовались создатели фильмов «День, когда остановилась Земля» и «Оно пришло из далекого космоса». Здесь терменвокс справился со своей задачей столь же отлично — создать мрачную или потустороннюю атмосферу для этого инструмента не составляло труда.
Терменвокс и музыка
Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.
В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.
Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.
Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.
Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).
Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория.
В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.
На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.
Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.
Как устроен терменвокс — единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент
Одним из первых звучание терменвокса услышал Владимир Ленин, идеолог электрификации страны, который решил сделать изобретение Термена символом нового времени. Узнать подробности того, как массовое распространение электричества повлияло на советский авангард, можно на выставке в Музее Москвы «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». В нашем материале — подлинная история терменвокса с комментариями дочери и правнука легендарного изобретателя.
Ленин — первый поклонник терменвокса
Выходец из дворянской семьи, физик, инженер и виолончелист Лев Термен изобрел терменвокс в 1919 году в Санкт-Петербурге. Первая публичная презентация фантастического музыкального инструмента прошла в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждали план электрификации России. Присутствовавший на докладе Льва Термена председатель Радиосовета Аким Николаев сообщил о новом изобретении Владимиру Ленину, и в начале 1922 года терменвокс оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров РСФСР в Московском Кремле.
Термен исполнил несколько музыкальных произведений в сопровождении секретаря вождя Лидии Фотиевой, игравшей на фортепиано, а в конце встречи устроил небольшой мастер-класс — управляя руками Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Вскоре, по распоряжению руководителя партии, для Льва Термена был выписан специальный мандат для бесплатного проезда по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и сел Термен стал главным пропагандистом электрификации звука.
Лев Термен. Воспоминания: «Особенно важно было показать, что электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но и средство наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами даже музыкальных звучаний. Для этого исполнение на новом музыкальном электроинструменте производилось не механическим способом, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, посредством воздействия на его электрическое поле».
Как устроен терменвокс
На терменвоксе играют движениями рук в воздухе — без прикосновений к инструменту. Мелодия становится слышна за счет изменения исполнителем емкости электромагнитного поля, окружающего терменвокс. В его классической версии нет ни струн, ни клавиш, ни педалей — только две металлические антенны: горизонтальная отвечает за громкость, а вертикальная — за высоту тона. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева — тем громче. Интересно, что прототип терменвокса имел лишь одну антенну, регулирующую высоту, а для управления громкостью существовала педаль. Затем Термен от такого варианта отказался. Для него было важно устранить любых посредников между музыкантом и звуком, так что ничего лишнего в классической версии терменвокса не осталось.
На выставке в Музее Москвы «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» можно заглянуть внутрь такого терменвокса, собранного самим Львом Терменом в 1970-е годы.
Зарубежные гастроли
Тур по советским городам и селам в 1922 году — далеко не предел концертной программы Льва Термена. Он успел побывать в большинстве европейских столиц, а в Америке поселился на целых десять лет — с 1928 по 1938 год. За это время он успел запатентовать свой электромузыкальный инструмент, продать лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании Radio Corporation of America и познакомиться с Чарли Чаплином и Альбертом Эйнштейном. Последний, кстати, сказал, что свободно вышедший из пространства звук представляет собой абсолютно новое явление.
Пётр Термен, правнук Льва Термена, исполнитель на терменвоксе, композитор, руководитель Школы терменвокса: «У Льва Термена появляется множество учеников, по всей Америке звучит терменвокс. Среди выступлений того периода выделяется несколько концертов на стадионе в Нью-Йорке с симфоническим оркестром. Большим поклонником изобретений Льва Термена стал знаменитый дирижер Леопольд Стоковский, на некоторое время он включил в состав своего оркестра терменвокс. В Карнеги-холле прозвучал и целый «Электрический симфонический оркестр Термена», состоящий из различных музыкальных инструментов им созданных».
Сила трех
Огромный вклад в популяризацию терменвокса еще при жизни его создателя (Термен прожил 97 лет и умер в 1993 году) внесли три женщины-музыканта — Люси Бигелоу Розен, Клара Рокмор и Наталья Термен. Люси Бигелоу Розен часто называют «апостолом» электромузыкального инструмента, она пропагандировала его использование в 1930-1940-ые, выступая с концертами в Европе и США. Виртуозная скрипачка Клара Рокмор познакомилась с Терменом и его изобретением в 1927 году. Именно ее стараниями терменвокс в США стал восприниматься как серьезный академический музыкальный инструмент. Многие музыканты до сих пор считают ее единственным виртуозом в истории инструмента. Наталья Термен, дочь Льва Термена, еще в 1980-1990-е выступала в России, Европе и Америке с академическим репертуаром. Многие выступления проходили совместно с отцом — Наталья играла музыку Баха, Генделя, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова и современную музыку для терменвокса. Сегодня Наталья Львовна продолжает работать с терменвоксом и выступать. Она является куратором Школы терменвокса и председателем Санкт-Петербургского общества терменвокса.
Наталья Термен, дочь Льва Термена, исполнитель на терменвоксе: «Папа безусловно сохранял очень хорошие отношения с Люси Розен и Кларой Рокмор. Конечно, у этих исполнительниц были разные подходы к терменвоксу, папа всегда особенно выделял Люси Розен. По ее заказу написано множество произведений для терменвокса, до сих пор жемчужиной репертуара является «Фантазия» Богуслава Мартину для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано. Папу всегда интересовало не массовое, а более углубленное развитие терменвокса с точки зрения исполнительского мастерства, поскольку он считал, что высокий потенциал терменвокса еще не раскрыт. Собственно, в этом ключе и началась наша с ним работа. Безусловно, это очень кропотливый труд, папино видение терменвокса очень отличается от современных версий инструмента, которые существуют сегодня в свободном доступе».
Терменвокс в популярной культуре
Хотя сам Лев Термен видел терменвокс классическим инструментом и всячески поддерживал воплощение этой идеи на родине, в Америке с 1940-х годов его ждала альтернативная история. В 1945 году звукорежиссер Миклос Рожа использовал терменвокс для записи саундтрека к триллеру Альфреда Хичкока «Завороженный». Зловещая композиция получила «Оскар» за лучший саундтрек, чем приумножила популярность советского инструмента среди создателей кинолент в жанре хоррора и научной фантастики. В 1960-ые терменвокс то и дело можно было услышать в фильмах про вампиров или пришельцев. Сегодня терменвокс звучит в диснеевском сериале «Локи» с Томом Хиддлстоном. Жуткий эффект, легко воспроизводимый терменвоксом, очень нравился и рок-музыкантам. Его активно использовали Led Zeppelin и Pink Floyd.
«Терменвокс принято считать точкой отсчета для истории мировой электронной музыки, он стал первым в мире концертным электромузыкальным инструментом и первым электромузыкальным инструментом, появившимся в массовой продаже. Лев Термен был избран почетным членом всемирной Ассоциации электроакустической музыки в 1980-е, это была своеобразная дань ему от мирового электроакустического сообщества. В 1989 году в Москве прошла встреча Термена с британским музыкантом-электронщиком Брайаном Ино. Как говорил Ино, для него встреча с Львом Сергеевичем была историческим событием. Он взял с собой небольшой аналоговый синтезатор, который, как ему казалось, должен был произвести большое впечатление на Льва Термена. По мнению Ино, в истории произошла своего рода музыкальная эволюция: от терменвокса к клавишному синтезатору. Лев Сергеевич подошел к этому инструменту, нажал несколько клавиш, вежливо сказал «очень хорошо» и больше не подходил. Брайан Ино вспоминает, что в этот момент он понял, это не та вещь, которая может произвести впечатление на изобретателя терменвокса. Сейчас мы видим, что несмотря на большую историю электронной музыки и технический прогресс, терменвокс остается уникальным инструментом, с которого, с одной стороны, началась электронная музыка, но, с другой стороны, к которому электронная музыка до сих пор только стремится. Терменвокс — это живое и непосредственное управление звуком, тончайшими его нюансами. Сегодня есть целый ряд современных контроллеров звука, которые стремятся к чему-то подобному, но пока что это только шаги в сторону терменвокса», — считает Пётр Термен.
Лев Термен — от музыки «из воздуха» до прослушки без «жучков»
Лев Термен – физик-изобретатель, музыкант, бизнесмен, лауреат сталинской премии и заключенный, а также человек, который заслуженно считается отцом электронной музыки. Наиболее известным устройством гения своего времени стал первый в мире электромузыкальный инструмент – терменвокс. Инструмент, который позволяет извлекать звуки, не прикасаясь к нему руками, а лишь манипулируя ими перед антеннами.
Сложно переоценить саму значимость факта создания первого электронного музыкального инструмента, но при этом не менее значимые изобретения гения остаются в тени. Не многие знают о том, что Термен стал пионером передачи изображения на расстояние, предвосхитив появление телевидения, разработал ряд не имеющих аналогов музыкальных инструментов. По одной из легенд создавал систему звуковой сигнализации для Кремля. Кроме того, Термен серьёзно помог органам госбезопасности СССР с записью разговоров в посольствах потенциальных противников. Последнее достижение Отец Народов даже отметил премией своего имени. Интересно, что предшественник И.В. Джугашвили, вождь и учитель тов. Ульянов, как большой любитель музыки, удостоил героя этой публикации личной аудиенции, во время которой брал уроки игры на терменвоксе.
Недостаточная известность Термена среди широких масс, особенно в конце жизни и в первую очередь на Родине, вероятно связана именно с работой Льва Сергеевича на «Контору Глубокого Бурения». При этом стоит отметить, что 20-е и 30-е годы Термен был мировой знаменитостью, арендовал в Нью-Йорке 6-этажное здание, где занимался доработкой терменвоксов, изобретением новых инструментов, и по ряду сведений, требующих проверки, «крышевал» советскую разведку. Родина не забыла героя и в 1938-м году Термена вызвали в союз, тот тайно уехал из Штатов. Уже через год, в 39-м Лев Сергеевич получил «в награду» от Родины путёвку в исправительно-трудовой «профилакторий» на Магадане, сроком на 8 лет (по липовому обвинению в подготовке убийства Кирова). Через год, за рацпредложения на строительстве узкоколейки Термен был переведён в шарашку.
Примечателен и круг общения Термена в 30-е годы в США, среди прочих в него входили: Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Генри Форд, Люсьен Дюпон, Джон Рокфеллер, Дуайт Эйзенхауэр, Джордж Гершвин, Морис Равель. Не менее примечательны коллеги по исправительно-исследовательскому учреждению, например, ассистентом Термена в период работы в «Туполевской» шарашке был отец советских ракет Сергей Королёв.
Многие изобретения Термена известны ещё меньше, чем его насыщенная биография. Именно поэтому мы подготовили краткий обзор устройств, на десятилетия опередивших своё время, придуманных Львом Терменом.
Терменвокс
Первый в мире электромузыкальный инструмент в основу которого легло исследование Термена диэлектрической постоянной газов. Термен быстро понял, что воздух может стать конденсатором, а изменение ёмкости конденсатора, в свою очередь, может влиять на частоту электрических колебаний. Таким образом в 1920 году ученый превратил установку для исследования диэлектрической постоянной газов в музыкальный инструмент. Устройство представляло собой корпус, оснащённый двумя антеннами. Конструкция включала два генератора, один из которых имел изменяемую частоту. При движении рук рядом с первой антенной изменяется ёмкость «воздушного» конденсатора, что в свою очередь изменяет частоту генератора. Движения руки рядом с второй антенной позволяло управлять амплитудой.
Инструмент позволял в однотональном режиме исполнять разнообразные мелодии. Со временем усилиями Термена и его последователей исполнительские приёмы и возможности инструмента совершенствовались, что привело к ограниченному распространению инструмента в Европе и США. Появление терменвокса было замечено высшим руководством Страны Советов. В 1922-м году Термен посетил Ленина в Кремле. Как уже описывалось выше Ильич с живым интересом отнёсся к изобретению. По заданию вождя партии Термен отправился в концертный тур по молодой советской республике как популяризатор электричества. Уже позже, в 30-е годы в США началось промышленное производство терменвоксов. Первые серийные экземпляры были очень громоздки и баснословно дороги.
Сегодня распространено великое множество классических и не очень терменвоксов, есть как аналоговые, так и цифровые устройства. Некоторые из современных моделей инструмента оснащены возможностью изменения классического звучания и различными эффектами. Многие из исполнителей используют для игры на терменвоксе гитарные процессоры и другие эффекты (дисторшн, фленжер и прочее), что позволяет существенно расширить диапазон вариантов звучания инструмента.
Интересно, но в СССР терменвоксы серийно не производились, при этом на западе они продолжали активно использоваться и совершенствоваться. Инструмент не редко применялся для создания саундтреков к фильмам ужасов в 30-х – 50-х годах. Кроме того, многие пионеры психоделической и электронной музыки эпизодически использовали инструмент для аранжировок. Сегодня терменвоксы востребованы в самых разных музыкальных жанрах. Среди музыкантов и коллективов, которые использовали этот инструмент такие имена как: Beatles, Jean-Michel André Jarre, Pink Floyd, Led Zeppelin, Sting.
На основе терменвокса Термен разработал несколько вариантов сигнализационных систем. При пересечении зоны в которой находилась антенна раздавался звуковой сигнал. В 20-е рассматривалась возможность установки этой системы в Кремле, достоверных сведений о том, что она была установлена нет. Позже в США производство таких сигнализаций стало для Льва Термена источником солидного дохода.
Дальновидение
Многие искренне полагают, что отцом телевидения является Зворыкин, хотя это не совсем верно. Дело в том, что экспериментируя в далёких 20-х Лев Термен смог разработать и создать работающую электромеханическую систему, позволяющую передавать изображение на расстояние за 3 года до Зворыкина. Подобные исследования в области т.н. механического телевидения проводились и до Термена, но не нашли практической реализации. По утверждениям современников изобретателя, его телевизионная система позволяла передавать на расстояние изображение в динамике, различать лица людей в тех случаях, когда они не совершали резких движений.
В 1925-м году Лев Термен сумел на основе уже созданных до него устройств для передачи изображения собрать 4 модели телевизионных устройств (две экспериментальные, одну демонстрационную и ещё одну по спецзаказу наркомата обороны СССР). Каждая представляла комплекс из передающего и принимающего изображение устройства. Термен назвал своё изобретение «дальновидение». Электромеханическое телевидение Термена использовало специальную систему синхронно вращающихся зеркальных дисков и фотоэлементы.
Презентация «дальновизора» Термена прошла 7 июня 1926 года в Московском Физико-техническом институте, второй раз систему увидели 16 декабря 1926 года на пятом Всесоюзном съезде физиков в Москве. Реакция прессы после этого события не заставила себя ждать: о Термене писали, как о советском Тесле, как о втором Эдисоне. Через непродолжительное время после этого Термена вызвали в соответствующие органы, где ученому предложили создать телевизионное устройство для пограничных войск. Газетные публикации по поводу изобретения прекратились вплоть до 1984-го года.
Военные предъявили к установке Термена жесткие требования: работа под открытым небом, при дневном свете, наличие 100-строчной развертки. В последствии опытный военный образец установки тестировался лично народным комиссаром по военным и морским делам СССР Климентом Ворошиловым в Кремле. Используя дальновидение Термена, Ворошилов мог непрерывно наблюдать кремлёвский двор и людей, которые в нём двигались.
Не смотря на восторг прессы и военно-политического руководства Союза, серийному выпуску дальновизора не суждено было осуществиться. Термен, вскоре после успеха эксперимента, уехал в США, оставаясь при этом гражданином СССР, и там было не до «пограничного дальновизора». Более того, армия Советов нуждалась в решении более насущных вопросов, и при всём желании Ворошилова или кого бы то ни было ещё, даже на насущное не всегда хватало ресурсов.
Виолончель Термена
Как виолончелист, Термен не мог не испробовать возможности принципа, реализованного в терменвоксе для создания других инструментов. Так в его лаборатории в Нью-Йорке появилась первая электронная виолончель. Инструмент был похож на свой акустический аналог, но был начисто лишен струн, а роль смычка выполнял специальный рычаг. Изменение частоты осуществлялось при помощи передвижения пальцев по пластиковой поверхности грифа без струн, а за амплитуду отвечал рычаг. Звук виолончели напоминал звучание терменвокса.
Как и в случае с терменвоксом, характерной особенностью виолончели Термена стал монофонический режим работы, при котором невозможно было извлечь из инструмента 2 и более звуков одновременно, что позволяет сделать традиционная акустическая виолончель. Судя по имеющимся данным виолончель Термена при жизни самого изобретателя не производилась серийно. На данный момент существует несколько кастом-версий инструмента, сохранилось небольшое количество фотографий оригинальных виолончелей, позволяющих сделать вывод об их внешнем виде.
Тенрпситон – танцевальный «киннект» 30-х
Продолжая экспериментировать с электромузыкальными системами в своей лаборатории в США Термен создаёт «терпситон» – инструмент, предполагающий звукоизвлечение и световой перфоманс в процессе танца. В каком-то смысле сама идея терпситона была близка современным киннект-устройствам, несмотря на архаичность (в современном представлении) принципов на которых был создан инструмент.
Работа устройства, также как у терменвокса и виолончели Термена, основывалась на взаимодействии двух генераторов с фиксированной и переменной частотой. Как и в терменвоксе изменение частоты достигалось путём изменения расстояния между обкладками конденсатора (соответственно изменения ёмкости). Фактически тело танцора представляло собой одну из обкладок конденсатора, а второй являлась металлическая деталь, размещавшаяся под полом. В результате перемещения тела танцора в пространстве ёмкость колебательного контура менялась, что приводило к изменению частоты, и соответственно позволяло извлекать звуки посредством пластики танца.
Помимо прочего, «терпситон» был оборудован цветомузыкальной установкой, реагировавшей на ритм движений танцора. Каждой частоте, соответственно каждой ноте соответствовали лампы определённого цвета, что давало возможность для дополнительной визуализации звукоизвлечения.
«Златоуст» — исповедальня посольства США в Москве
Проводя время в заключении Термен не пал духом и нашел в себе силы для новых изобретений. Надо отметить, что сталинские шарашки существенно отличались от остальных «заведений» ГУЛАГа. Нормальное, по сравнению с лагерным, питание и относительно человеческие условия жизни не мало способствовали изобретениям Льва Сергеевича.
После работы над системой управления крылатыми ракетами с Королёвым и Туполевым, в 1943-м, продолжая отбывать срок, Термен создаёт одно из самых совершенных для своего времени подслушивающих устройств – «Златоуст». Не имеющий аналогов в мире жучок был замаскирован подарке советских пионеров американскому послу в виде вырезанного из ценных пород дерева герба США. Герб был презентован послу Гарриману во время визита в лагерь «Артек», по случаю 20-летия оздоровительного учреждения в 1945-м году. Гарриман повёлся на ювелирно инкрустированный презент.
Аппарат, вмонтированный в герб, не использовал никаких источников питания, магнитных полей, иными словами – ничего, что могло быть обнаружено, стоявшими на вооружении спецслужб средствами. Устройство приводилось в действие микроволновым излучением, источник которого мог находиться в радиусе 100 метров от «жучка».
«Златоуст» в подарке пионеров слушал посольство вплоть до 1952-го года. Когда в результате случайности «жучок» был обнаружен, незадачливые янки не поняли, что перед ними. Устройство состояло из металлической проволоки, пустой камеры-резонатора и мембраны. Лишь через 8 лет, в связи со сбитым самолётом-разведчиком американская сторона обнародовала обнаружение устройства.
«Буран», который не летал в космос
Продолжая коротать время в шарашке Лев Термен создал ещё более совершенное устройство прослушивания. «Буран» — это инфракрасный микрофон, способный снимать колебания оконных стёкол. Фактически — это был прообраз того, что мы называем лазерной прослушкой, принцип был тот-же, с единственным различием: вместо лазерного луча использовалось инфракрасное излучение.
Именно за это изобретение заключённому Термену была присвоена «закрытая» сталинская премия первой степени и орден, полагавшийся к ней. По легенде Иосиф Сталин, просматривая документы, представленные для награждения Термена, лично перечеркнул слово «второй», в документе с формулировкой «сталинскую премию второй степени», и написал «первой».
Полагаю, что в этом материале мы коснулись далеко не всех изобретений Льва Термена. Вероятнее всего, что с некоторых из них гриф «Секретно» ещё не снят, особенно учитывая то, что изобретатель работал (по крайней мере числился) в органах госбезопасности почти до момента крушения советской системы.
Не мрет
И ещё один интересный факт: Лев Сергеевич очень любил произносить свою фамилию наоборот, получалось «не мрет», с таким умонастроением изобретатель дожил до 97 лет. На закате жизни Термен выполнил обещание, данное некогда В.И. Ленину, в 1991-м году он стал членом коммунистической партии, через несколько месяцев организация прекратила своё существование.