тептяри и мишари кто такие

История и Культура Башкортостана

Татары, мишари, тептяри, кряшены

В Башкортостане проживает 1120,7 тыс. татар. Так же, как и русские, татары – не коренное население. Они формировались в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Переселение их на восток, в том числе на территорию современного Башкортостана, началось со второй половины XVI века. О происхождении татар бытуют, в основном, две теории. Согласно первой, известной как булгарская предки поволжских (казанских) татар произошли от булгар.

Вторая версия, возникшая почти одновременно с первой, увязывает происхождение поволжских (казанских) татар с татарами Золотой Орды и через них – с татаро-монголами. Другие ученые считали, что казанские татары являются прямыми потомками золотоордынских татар-завоевателей, которые разрушили Волжскую Булгарию. Последняя гипотеза имела большее распространение, чем первая.

Уже в новейшее время золотоордынская (татаро-монгольская) теория была несколько видоизменена: предками татар по-прежнему считали татар Золотой Орды, но их уже отделяли от домонгольских кипчаков, отатаренных в золотоордынское время. Татарский исследовать Г. Губайдуллин, например, считал, что татары сформировались из отюреченных местных финно-угров и булгар, ассимилированных в XIV – XV веков пришлыми золотоордынскими татарами-кипчаками Нижнего Поволжья с растворившимися в их среде татаро-монголами XIII века. Золотоордынская гипотеза происхождения татар имеет своих сторонников ученых различных направлений: историков, археологов, этнографов, языковедов и других. В. Смолин, Али-Рахим, А. Самойлович, М. Сафаргалеев, Ш. Мухамедьяров, Э. Наджиб, В. Каховский, В. Ижбалдин считают, что этническую основу татар составили татары Золотой Орды. Ряд лингвистов полагают, что формирование татар и их языка произошло в ходе взаимодействия населения Волжской Булгарии и кипчакизированного населения Золотой Орды.

Другая этнографическая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья – мишари. В происхождении и этническом облике ихмного неясного. Некоторые исследователи в XIX века считали, что «мещеряки – суть не что иное, как омусульманенная мещера, с давних времен приютившаяся на башкирской земле». В настоящее время их считают частью татар, хотя в дореволюционной и на первых порах в советской демографической статистике они учитывались отдельно. Достоверных сведений о начале переселения ми-шар в Башкирию пока нет, однако многие ученые единодушны в том, что «они первые и древнейшие из переселенцев». Мишари Башкирии в большой части выходцы из центральных губерний России (Симбирской, Нижнегородской, Казанской, Пензенской). Перепись населения, проводившаяся в 1926 году, была последней, при которой мишари учитывались отдельно от татар. Тогда их насчитывалось 136 тыс. человек. Следующая довоенная перепись 1939 года учла их в составе татар.

О термине «тептяр» существует несколько версий. Одна из них выводит его от слова «дэфтэр» (буквально тетрадь), подразумевая под ним «запись», «договор», письменные условия отношений и взаимных обязательств между башкирами-вотчинниками и припущенниками. Вторая версия производила этот термин от того же «дэфтэр» и чувашского слова «типтер», который означает бирку с отметкой причитавшегося долга. Третья версия считала его татарским словом: служилого человека сибирские татары называли теп-тярем. Башкирский историк Асфандияров А. 3. считает, что термин «тептяр» берет свое начало от башкирского слова «тибеу» — «тибелеу», «типтереу», в смысле «вытеснять(ся), выталкивать(ся), быть отвергнутым». Приход тептярей в Башкирию, как отмечалось, начался недавно. В середине XVIII в. их насчитывалось немногим более 61 тыс. человек, а через сто лет их стало 261,8 тыс. Накануне первой мировой войны в Уфимской и Оренбургской губерниях проживало более 305 тысяч тептярей. В 1926 г. при переписи населения свыше 23 тысяч человек называли себя тептярами. При последующих переписях населения они учитывались главным образом в составе татар (исключение, составлял тептяро-учалинский регион).

В Башкирии проживает небольшая группа кряшен (буквально крещеные), отличающиеся от основной массы татар вероисповеданием и некоторыми культурно-бытовыми особенностями. Кряшен принято считать в основном частью казанских татар. В целом, очевидно, это верно. Татарский этнограф, автор книги «Татары-кряшены» Мухаметшин Ю. указывает, что кряшены — это «небольшая часть татарского населения Среднего Поволжья, сложившаяся в результате крещения в середине XVI – начале XVII веков».

Татары являются третьей по численности национальностью в Башкортостане. Это самая многочисленная национальная группа татар за пределами Республики Татарстан, известная в этнографической литературе под названиями «уфимские татары», «приуральские татары».

Генетическое родство и близость башкирского и татарского языков, общность многих культурно-бытовых традиций, принадлежность к одной религии на протяжении столетий способствовали культурно-этническому сближению и взаимопроникновению двух народов. Оба народа до революции имели общую письменую культуру и литературный язык, многие писатели и деятели культуры выступали от имени обоих народов. В то же время еще до революции шел процесс консолидации башкир и татар в отдельные нации, получивший свое завершение после Октябрьской революции. Большое значение в реализации и завершении данного процесса имели образование Башкирской (1919 г.) и Татарской (1920 г.) автономных республик, введение в Башкирии нового литературного языка (1923 г.).

Татары контактируют с башкирами во всех городах и 50 сельских районах из 54. Всюду происходит интенсивный обмен культурно-бытовыми традициями и хозяйственными навыками, а в районах, где татары и башкиры представлены большими массивами, формируется своеобразный татаро-башкирский уклад быта и культуры.

Мощным фактором этнического взаимопроникновения татар и башкир являются смешанные браки, которые также благодаря культурно-бытовому и языковому родству и общности религии имеют глубокие исторические корни. В межнациональных браках в Башкортостане, и в городах и в сельской местности, на первом месте стоят татаро-башкирские браки.

Взаимосвязи татар с чувашами и финно-угорскими национальными группами – марийцами, удмуртами и мордвой были и остаются довольно интенсивными. Татары, как и башкиры, заимствовали немало хозяйственно-культурных навыков у финноугорских соседей, но и сами оказали заметное влияние на них. Надо сказать, что это влияние было совокупным: культура и язык татар и башкир в западных и северо-западных районах, как уже отмечалось выше, были в основных чертах одинаковы, и соседи воспринимали их как единое целое.

По М. В. Мурзабулатову, Н. В. Бикбулатову.

Источник

Новое в блогах

Мишари: как при Сталине этот народ хотели стереть с карты

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Был у автора этой статьи товарищ по учёбе в институте, которого все считали татарином. Как-то раз он сказал: «Мы не татары. В татары нас записали. На самом деле мы – мишари». На мой удивлённый вопрос: «А кто это?» он ответил: «Мы мещеряки». Дело было в самом начале 1990-х.

Отдельный народ тюркской группы

По данным первой всесоюзной переписи населения в 1926 году к мишарям причислило себя 242,6 тыс. человек. По-видимому, такая цифра наиболее точно отражает численность этого народа тогда. Оценки его численности перед революцией разнятся на порядок. Так, до проведения первой общеимперской всероссийской переписи 1897 года, мишарей считали от 160 тыс. до 622,5 тыс. Однако по самой переписи мишарей оказалось всего 53,8 тыс. По оценке современных этнографов, перед Первой мировой войной мишарей, или мещеряков, было всего 11,5 тыс.

Кажущееся резкое возрастание численности этого народа сразу после революции объясняется тем, что дореволюционная статистика не знала понятия «национальность». Она учитывала носителей родного языка. По-видимому, уже в конце XIX века для большинства мишарей родным языком был татарский или русский, а собственный уже забылся. Но, когда советская власть потребовала от опрашиваемых идентифицировать свою этничность, то мишарями назвали себя все те, кто помнил о своём происхождении, являлся носителем соответствующего этнического сознания.

Загадка происхождения

О происхождении мишарей и их имени существуют различные версии. Та, что считает название мишари производным от финского племени мещёра – лишь одна из них. Согласно другой, экзотической, самоназвание мишарей восходит к имени «маджары», которое есть не что иное, как мадьяры, то есть венгры. Происхождение самого народа трактуется ещё более разнообразно. Традиционная гипотеза утверждает, что мишари это потомки финского племени мещёра, подвергшегося языковой ассимиляции татарами.

Другая гипотеза, также получившая широкое распространение в науке, говорит, что мишари произошли от татар Золотой Орды, пришедших вместе с ханом Касымом на Нижнюю Оку в середине XV века. Здесь эти татары получили от московского великого князя земли для поселения и основали вассальное Касимовское царство, просуществовавшее до конца XVII века.

Третья гипотеза отождествляет с мишарями буртасов русских летописей. Наконец, есть теория, согласно которой мишари имеют смешанное происхождение от самых разных народов, включая и мещёру, и буртасов, и венгров, и татар, и булгар, и половцев. Несложно заметить, что все эти теории не исключают одна другую. Характерно, что все они связывают формирование мишарского этноса с территорией, примыкающей к Нижней Оке, а следовательно – входившей в страну древнего племени мещёра.

Окончательное формирование и консолидация этноса мишарей происходила, очевидно, на территории Касимовского царства. Близкий к татарскому язык и исповедание большей частью мишарей (примерно 80% перед революцией) ислама не оставляют сомнений в значительности тюркской составляющей этого народа.
тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Военно-служилое сословие

Касимовские татары и мишари несли военную и пограничную службу Московскому государству. Строившиеся засечные черты на восточных рубежах России заселялись, в том числе, мишарями. Так мишари в XVI-XVII вв. широко расселились на землях Среднего Поволжья, среди мордвы. Ими были населены, в частности, города Пенза, Верхний Ломов и Нижний Ломов. С конца XVI века мишари переводятся и за Волгу, ими заселяются земли только что покорённого Казанского ханства, в основном в Приуралье, среди башкир. В Касимовском царстве и на новых землях, куда переселялись мишари, жило очень много татар, но мишари, исповедуя чаще всего ту же мусульманскую веру, сохраняли своё этническое самосознание и отличали себя от татар.

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Служилым мещерякам жаловались небольшие поместья, в которых работали мордовские, татарские и русские крепостные крестьяне. Усиленный перевод мещеряков на Урал в XVIII веке был вызван нехваткой земель для поместий. На Урале мишари находились в положении, близком к положению казаков. В 1798 году из мишарей, башкир и тептярей там было организовано Башкиро-мещеряцкое войско (по образу казачьих войск), просуществовавшее до 1864 года.

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Обер-офицер и Казак мишарских кантонов. 1845 г.

После ликвидации в 1681 году Касимовского царства русское правительство развернуло процесс принудительной христианизации местной мордвы и мишарей. Спасаясь от религиозных преследований, многие мишари бросали освоенные земли на засечных чертах и уходили дальше на восток. В результате всех этих процессов основная масса мишарей к концу XIX века проживала в Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерниях. Незначительная их часть оставалась на правобережье Волги – в Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Саратовской губерниях.

Хотя основная масса мишарей в начале ХХ века говорила либо на языке казанских татар, либо на русском, она осознавала свои особенности. Одним из характерных отличий мишарей от татар было то, что мишари не праздновали сабантуй, зато отмечали навруз (день весеннего равноденствия). Этнографы подчёркивали своеобразие национального костюма мишарей, выделявшего их на фоне татар и других поволжских народностей.

Искоренение самосознания

Несмотря на наличие почти четверти миллиона мишарей в 1926 году, к следующей всесоюзной переписи населения в 1939 году они… официально исчезли из всех переписных листов. Всех мишарей в принудительном порядке записали татарами. Некоторые сумели записаться русскими. Такое отношение советской власти было обусловлено поворотом в её национальной политике с середины 1930-х годов. Согласно новому курсу, мелкие этносы должны были быть поглощены крупными «социалистическими нациями».

Кроме того, мишари в начале 30-х годов подверглись сильному прессу раскулачивания. Ведь в своём большинстве они были потомками зажиточного военно-служилого сословия, сродни казакам, благодаря чему и хранили память о своём происхождении и свой отличный от татар быт. Чтобы успешнее их «коллективизировать», большевикам требовалось сломать этническое самосознание мишарей, слить их с другими народностями.

Мишари не учитывались и во всех последующих советских переписях. В современной России переписные органы в Татарстане и Башкортостане стремятся за счёт мишарей и других «непризнанных» этнографических групп увеличить номинальную численность титульных наций республик. Тем не менее, 786 человек в 2010 году назвались мишарями, а не татарами, башкирами или как-то иначе. Что такое 786 человек по сравнению с 242 тысячами почти сто лет назад? Исчез ли народ мишарей с карты России навсегда? Покажет ближайшее будущее.

Об истории этнонима и «татарских евреях»

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»

Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари — это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы — рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля — вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

О мишарском диалекте

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая

Мишарский диалект — один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье — Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.

В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Историческая справка

Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. На формирование облика мишарей повлияли буртасы, тюркоязычное население в лице булгар и кипчаков, местные финно-угорские народы — мещера и мордва и, возможно, маджары. Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, обычно связывается с буртасами, которые подверглись сильному влиянию булгар. После образования Золотой Орды в районы проживания потомков буртасов проникли кипчакско-ногайские группы, которые в XIV веке входили в состав Улуса Мухша. В этот период и позже активизируется употребление этнонима «можар» — «мещера», но в источниках часто используется и наименование «татары».

Дальнейшее формирование мишарей как народности (XIV — середина XVI века) происходило на основе «можарского» и «татарского» компонентов в границах Касимовского ханства, столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский. О наличии этих двух этносословных страт в Мещерском юрте (Касимовском ханстве) свидетельствуют две сохранившиеся этнонимические системы. Первая — «Мещерские земли», «Мещерские места», «Мещера», «Мещерский юрт», «Мещерские князья». Из этого ряда возникло понятие «мещерские люди», сокращенно — «можеряне», «можары», «мещеряне», обозначавшее буртасов. Вторая связана с феодальным сословием Касимовского ханства: в XV веке оно называлось «татарами», в XVI веке — «городецкими татарами», «мещерскими татарами».

Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI — первой половины XVIII века мишари широко расселились на правобережье Волги, в Закамских районах и Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими группами (XVI−XIX века). Казанские татары сыграли большую роль в этнокультурном развитии мишарей. В свою очередь мишари также оказали сильное влияние на материальную и духовную культуру остальных групп татар, а также башкир, тептярей и некоторых других народов. Мишари, в отличие от казанских татар, до середины 1950-х годов не праздновали Сабантуй и Джиен. В ХХ веке различия мишарей и татар исчезли или оказались нивелированными. В настоящее время этноним «мишари» сохраняется локально как самоназвание второго уровня.

Татарская энциклопедия, том 4, М — П, из статьи «Мишари»

Источник

Тептяри и мишари кто такие

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Про Учалинских тептяр интересная инфа

На вотчинной земле Кара-Табынской волости, конфискованной казной у башкир за участие в восстании 1735-1740 гг., возникли тептярские деревни. Их было сначала 13-14, затем осталось 12.

Однако гипотеза не подтверждается фактами. В действительности, почти все припущенники составляли с вотчинниками договорную запись о припуске, однако не все они назывались тептярами. Кроме того, тептяри жили не только на башкирской вотчинной земле (615 696 дес., или 64,4% от всех 955 916 дес., владеемых или пользуемых ими земель в середине XIX в.), но и на казенной (113 318 дес., или 12,1%), и на собственной, т.е. жалованной им русскими царями или купленной у башкир (224902 дес., или 23,5%) землях43. Если тептяри действительно заключали договоры с вотчинниками о припуске, то с к

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Если тептяри действительно заключали договоры с вотчинниками о припуске, то с казной никогда не составляли такие документы, тем более на собственной земле они ни с кем не оформляли записи о пользовании земельными угодьями. Несмотря на это, при всех условиях оседания они назывались тептярами. Таким образом, сама реальность не согласуется с предложением о персидском происхождении термина тептяр.
Что касается тептярей Верхнеуральского уезда, то они обосновались как раз на казенной земле, конфискованной у кара-табынцев. История их заселения вкратце такова.

В ходе башкирского восстания был издан указ от 20 августа 1739г., который разрешил припущенникам из мишарей, татар и чувашей селиться на землях «бунтовщичьих» башкир, т.е. участников восстания, причем отдельными деревнями и без уплаты вотчинникам арендной платы44. Ссылаясь на этот документ, ясачные татары в лице старшины Ильтабана Степанова, сотников Минлибая Ишменева, Юсупа Байметова и рядовых Аита Юсупова, Рысая Банящева, Юсупа Надырметова, Аита Аштаванова (Ильтабанова), Уракая Греева, Алексея Илмаева, Ишметя Надырметова, Азамата Якунина, Бака Алеметева, Сайта Аитова, Биктимира Уразметова 16 июля 1743 г. обратились в Исетскую провинциальную канцелярию с прошением о выделении им земельных угодий башкир Кара-Табынской волости, старшины которых Алиш Муксинов, Аккузя Кулембетов, Юсуп Арыков были казнены или наказаны. Эти кара-табынские земли считались «бунтовщичьими», а старшины и сотники этих ясачных татар, живущих по р. Багаряк Исетской провинции, были противниками восстания. Чтобы удовлетворить их просьбу, в августе 1743 г. были посланы в Кара-Та-бынскую волость геодезисты, которые должны были выяснить, действительно ли претендуемые ими земли принадлежали участникам восстания, если да, то должны были «их объехать, сделать границы, указать рубежи, измерить в десятинах пахотные земли, сенокосные и др. угодия и описать их». К 17 ноября геодезисты выполнили задание.

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Источник

Тептяри

Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. Типтәр

Содержание

Общая численность тептярей по переписи 1926 г. составляла 27,4 тысяч человек (в последующих переписях как отдельная группа не выделялась).

Живут в Татарстане, Башкортостане, Пермской, Оренбургской, Свердловской областях.

Большая часть тептярей пользуется мензелинским и близким к нему бирским говорами среднего диалекта татарского языка.

Верующие тептяри – мусульмане-сунниты.

тептяри и мишари кто такие. Смотреть фото тептяри и мишари кто такие. Смотреть картинку тептяри и мишари кто такие. Картинка про тептяри и мишари кто такие. Фото тептяри и мишари кто такие

Традиционная одежда тептярки

История

Начало формирования тептярей относится ко второй половине XVI в. Наименование «тептярей» первонач. имело лишь определенный социально-экономический смысл (обозначало припущенников – людей, поселившихся (на тех или иных условиях) на башкирских землях). Среди них были татары, башкиры, бесермяне, марийцы, мордва, удмурты и чуваши.

Этимология термина «тептярей» восходит к персидскому слову «дэфтэр» («тетрадь»), заимствованному арабами и употреблявшемуся в значениях «список», «тетрадь-регистр для записи податного населения и судебных решений». Дореволюционные историки (Г.Н.Ахмаров и др.) отмечали, что именно в подобных тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.

В начале XVIII в. припущенники подразделялись на тептярей и бобылей, при этом под первыми обычно имелась в виду их тюркоязычная часть (татары, чуваши, башкиры), под вторыми – финноязычная (марийцы, удмурты, мордва).

К середине XVIII в. тюркоязычная часть тептярей стала обособляться в самостоятельную этническую группу. Основу тептярей составляли татары, башкиры, ассимилированные чуваши, а также небольшое число бесермян и марийцев.

В 1780-е гг. тептяри находились в ведении Уфимской казенной палаты, с 1798 г. – Оренбургского военного губернатора. По характеру повинностей и налогов тептяри занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.

В 1790-е гг. тептяри были переведены в разряд военно-служилого населения (правительством были сформированы 2 тептярских полка, которые существовали до 1835 г.). Со второй половины 1830-х гг. тептяри перешли в ведение местного гражданского начальства, но продолжали поставлять рекрутов и выплачивать налоги на содержание Оренбургского (затем Уфимского) казачьего полка.

В 1855–1865 гг. находились в составе башкиро-мещерякского войска.

В первой половине XIX в. тептяри расселялись в основном в северных и западных районах Башкирии (по нижнему течению реки Белая, в западной части бассейна реки Ик) среди башкир-вотчинников, перенимая у них многие культурные и языковые особенности. Этому способствовало то, что тептяри селились не только обособленно, но и образовывали поселения («концы») в башкирских деревнях.

В XVIII–XIX вв., с увеличением численности татар в местах компактного проживания тептярского этносословия, усиливается влияние татарской культуры и языка на процессы формирования этнокультурной идентичности тептярей. Материалы Всесоюзной переписи 1970 г. (по Башкирской АССР) показывают, что тептяри в большинстве случаев причисляли себя к татарам.

Многие этнокультурные признаки позволяют считать тептярей особой этнографической группой татар Среднего Поволжья и Приуралья.

Традиционные занятия

Основные занятия тептярей ‒ земледелие и животноводство (до 1930-х гг.). Возделывали овёс, просо, пшеницу, рожь. В некоторых районах компактного проживания тептярей (учалинские тептяри) преобладало скотоводство. Занимались охотой, пчеловодством, рыболовством, лесными и другими промыслами.

Традиционная культура

Традиционная культура, хотя и имела ряд особенностей, мало отличалась от культуры татар Волго-Уральского региона в целом.

В жилищах тептярей доминировали элементы, близкие по стилю к имевшимся в домах казанских татар Предкамья и Предволжья.

Самобытность одежды тептярей ярко демонстрирует женский костюм, основным предметами которого в XIX – начале XX вв. были большой калфак, особые покрывалообразные головные уборы (баузы яузык, ерпэк), нижняя и верхняя одежда приталенного покроя (эч билле, биш билле, кулмэк, ыштан и др.), узорная кожаная обувь с декоративным оформлением, одежда с узорным ткачеством, например нагрудники (кукрэкчэ) с тамбурной вышивкой.

Демисезонной одеждой тептярей были бешмет, казакин (в местах совместного проживания с татарами-мишарями), чекмень (чикмән), зимней – овчинная шуба (тун).

Ювелирные украшения были в основном такими же, как и у казанских татар (изу, яка чылбыры, сырга).

Из общественных обрядов и праздников особо выделялись проводы зимы (ташу карау), Джиен, а также Сабантуй, включавший несколько видов соревнований и игр (карга боткасы, сорэн, орлык чыгару), Курбан-Байрам и Ураза-Байрам; существовал также летний обряд пожелания благополучия (жертвоприношение, обливание водой).

Литература

Ахмаров Г.Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1907.

Исхаков Д.М. Тептяри: опыт этностатистического изучения // Советская этнография. 1979. № 4.

Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993.

Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа, 2001.

Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки (к проблеме генезиса этничности). М., 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *