темпы урбанизации североамериканский тип города что такое даунтаун сша
Темпы урбанизации североамериканский тип города что такое даунтаун сша
Что мы обычно представляем, когда нам говорят «США»? McDonalds, Статуя Свободы, Голливуд и, конечно же, небоскрёбы. Города США – это отдельная культура со своим неповторимым и своеобразным стилем. По рейтингу стран мира по уровню урбанизации, согласно результатам исследования Департамента Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам (The United Nations Department of Economic and Social Affairs), США на 2011 год находятся на 33 месте с уровнем урбанизации 82,6 %, и является одной из самых урбанизированных стран мира.
Урбанизация – это исторический процесс повышения роли городов в жизни и развития общества, который охватывает социально-демографическую, профессиональную структуру населения, образ жизни и расселение людей, их культуру и психологию, размещение производительных сил и т.д.
Урбанизация идёт за счёт:
-формирования широких пригородных зон
-миграции сельского населения в город
— преобразования сельской местности в городскую
В США стремительные процессы урбанизации начались с 40-х годов 19 века, что было связано с интенсивным развитием индустриализации. Начали развиваться тихоокеанские города и штаты, территория возле Великих озёр, города Среднего Запада, продолжали развиваться города Северо-Запада и Атлантического побережья.
Конец девятнадцатого – начало двадцатого века обычно считается периодом самой сильной урбанизации в США. За 50 лет, в период с 1880 по 1930 год уровень урбанизации увеличился в 2 раза – с 28% до 56%. Главными источниками притока населения крупных городов были иммигранты и рабочая сила, которая требовалась в связи с высоким научно-техническим прогрессом и продолжавшимся процессом индустриализации. В 1920 году в стране впервые было отмечено преобладание городского населения над сельским.
Что касается самих городов, то чаще всего это были компактные и крупные «точечные центры» с чёткими границами, которые далее разрастались в крупные агломерации.
На сегодняшний день, более половины американцев живет в агломерациях–миллионерах. Агломерация (мегаполис)– это компактное скопление населённых пунктов, связанных между собой вокруг единого центра с множественными экономическими, политическими, культурными и другими связями.
С писок крупнейших мегаполисов:
(Таблицы взяты с сайта Города США http://prousa.ru/city)
Однако не всё так гладко в процессе урбанизации в США. С середины 20 века, широкое распространение получило понятие субурбанизация – переезд населения из загруженного центра города в пригороды.
В 1950 годах в городах США начался массовый переезд белого население в пригороды, вызванный нежеланием квалифицированных специалистов с нормальным достатком жить в одних районах с афроамериканским населением и другими национальными меньшинствами. Это явление получило название «бегство белых» (white flight), задело Детройт, Атланту, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и другие города США. Так как население перемещалось в пригороды, то инфраструктура и налогообложение переезжало вместе с ними. «Бегство белых» стало началом конца для некоторых городов США, таких как Детройт.
Это одна из отрицательных сторон урбанизации. Также минусами урбанизации являются:
— уничтожение взаимосвязи между естественной окружающей средой и человеком
-загрязнение окружающей среды
-отток населения из сельских зон, и как следствие, уменьшение сельскохозяйственного сектора в экономике
-интенсификация человеческой жизни
— уязвимость городского населения в случае техногенных и природных катастроф.
-отсутствие доступного общественного транспорта из пригорода в город
-перегруженность автострад личными автомобилями
-универсализация городов во всём мире
-отсутствие удобной инфраструктуры ведёт к социальным и экономическим кризисам в агломерации.
Нельзя дать однозначного ответа, является ли урбанизация положительным или отрицательным явлением в истории развитых стран. В США некоторые мегаполисы развиваются, некоторые, наоборот, сокращаются, и это зависит исключительно от грамотной политики руководства мегаполиса.
США – одна из наиболее урбанизированных стран мира. Поэтому вполне закономерно, что процессы урбанизации, субурбанизации, рурбанизации, гиперурбанизации в этой стране изучались многими как американскими, так и отечественными (В. М. Харитонов, Л. В. Смирнягин, М.Г.Соловьева, Е.Д.Михайлов, О. Н. Яницкий, В. М. Гохман, В. В. Покшишевский, Г. Д. Костинский, Г. М. Лаппо) географами. Их работы содержат богатый материал, касающийся историко-географических, территориальных, социальных, прогностических и других аспектов урбанизации. Наиболее общее представление о динамике процесса урбанизации в США за период между первой и двадцать второй переписями (цензами) населения в этой стране, т. е. за 200 лет, дает таблица 56.
Рис. 177. Миграционные потоки из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс»
Таблица 418
ДИНАМИКА УРБАНИЗИРОВАННОСТИ США С 1790 ПО 2000 г.
Анализ данных таблицы 56 свидетельствует о том, что в первые десятилетия независимого развития США уровень урбанизации в стране был еще очень низким, а доля городских жителей в общем населении увеличивалась крайне медленно. Это объяснялось преимущественно аграрным характером экономики США. При этом, как и в предшествовавший колониальный период, основная часть городского населения концентрировалась в портовых городах Атлантического побережья страны.
В 40—80-х гг. XIX в. темпы урбанизации заметно возросли, что было связано прежде всего с промышленным переворотом и интенсивным развитием промышленного производства. При этом быстрее всего росли города Северо-Востока, но одновременно начался бурный рост городов Приозерья, а затем также Среднего Запада и Тихоокеанских штатов. Однако на Юге и в Горных штатах уровень урбанизации оставался еще низким.
Конец XIX – начало XX в. обычно считают периодом наиболее интенсивной урбанизации. Действительно, за время с 1880 по 1930 г. доля городского населения в США выросла в два раза – с 28 до 56 %. Перепись 1920 г. впервые отметила преобладание в стране городского населения. За всем этим стоял прежде всего продолжавшийся бурный процесс индустриализации. Большое воздействие на территориальное распространение городов оказало также строительство железных, а затем и шоссейных дорог. Сами же города в этот период представляли собой крупные и компактные «точечные» центры с достаточно четко очерченными границами. Одним из главных источников роста больших городов по-прежнему оставалась иммиграция.
Нетрудно заметить, что с середины XX в. темпы урбанизации в США снова снижаются. Иногда этот период называют даже периодом контрурбанизации. Но под контрурбанизацией не следует понимать уменьшение роли городов в жизни общества. Речь прежде всего идет о новых формах городского расселения, сложившихся под влиянием НТР, снижения градообразующей роли промышленности и увеличения градообразующей роли науки, управления, разного рода услуг, территориальной децентрализации производства и расселения, перехода от «точечного» города к городским агломерациям. Одновременно с этим наметился более быстрый рост городов и городского населения в некоторых периферийных районах страны, особенно в пределах «Солнечного пояса». В целом же можно, по-видимому, считать, что США уже достигли предельного уровня урбанизации (в 2005 г. – 81 %), и в перспективе следует ожидать не столько дальнейшего роста доли горожан, сколько нового усложнения ее форм и проявлений.
Решающее воздействие на условия городской жизни в США в течение последних десятилетий оказала субурбанизация. Как известно, под субурбанизацией понимается преимущественный рост населения и числа рабочих мест в пригородных зонах городов при замедлении или даже абсолютном сокращении численности жителей и работающих в их центральных частях. Первые проявления субурбанизации и превращения США в «одноэтажную Америку» относятся еще к 20—30-м гг. XX в.
Но наибольшее распространение процесс субурбанизации получил начиная с 1950-х гг. Среди его причин обычно называют автомобилизацию и рост транспортной подвижности населения, более низкие цены на землю в пригородных зонах, стремление более зажиточных слоев вырваться из перенаселенных центральных районов и расселиться поближе к природе.
На первых порах пригородные зоны формировались как чисто жилые образования с расчетом на маятниковую миграцию, т. е. работу их жителей в центральных частях городов, где находятся учреждения, да и промышленные предприятия. Но со временем промышленность начала уходить из центров городов в «субурбию» (пригороды). В еще большей мере это относилось к различного рода офисам, научным, проектно-конструкторским организациям, технологическим паркам, университетским комплексам, почти 3 /5которых теперь находятся за пределами городских центров. Так – по выражению Г. М. Лаппо – пригороды превратились в более или менее самостоятельные «пригородные города».
Представление о масштабах субурбанизации в США дают следующие цифровые показатели. Уже в начале 1980-х гг. более 70 млн американцев владели собственными односемейными домами. В городском жилом фонде страны такие дома составляли в среднем 63 % (в центрах городов – 51 и в пригороде – 75 %). В результате преобладания подобной застройки территория населенных пунктов, по некоторым оценкам, увеличивалась в четыре раза быстрее, чем росла численность их жителей. Так происходило гигантское «расползание» городов США.
Такое «расползание», сопровождавшееся оттоком в пригородные зоны не только богатых людей, но и представителей среднего класса, привело к кризису центральных частей американских городов, ставших местом концентрации преимущественно бедных слоев общества, вновь прибывающих в страну иммигрантов. В результате центры большинства городов испытали острый жилищный голод, деградацию коммунального хозяйства и инфраструктуры, рост преступности, ухудшение экологической ситуации. Вот почему еще в конце 1970-х гг. реставрация городских центров и возвращение в них части населения из пригородов были провозглашены «проблемой номер один» для США. В 1989 г. президент Джордж Буш-старший заявил о намерении администрации сделать все для того, чтобы 1990-егг. стали десятилетием возрождения городов, и в первую очередь региональных столиц. В центрах городов было начато крупномасштабное строительство деловых зданий. Эти ядра агломераций все более специализируются на разного рода непроизводственной деятельности, здесь концентрируются правления монополий, банки и страховые компании, органы управления, средства массовой информации, предприятия торговли и обслуживания. О начале возрождения городских центров свидетельствуют и данные переписей 1990 и 2000 гг. Они показывают усиление деловой активности в ядрах агломераций.
При знакомстве с процессом урбанизации в США нужно обратить особое внимание на ее территориальные формы.
Официально городом в США считается населенный пункт с численностью жителей не менее 2,5 тыс. Всего городов в стране примерно 7000 (по другим оценкам– 9000), но среди них резко преобладают небольшие. Больших городов (с населением свыше 100 тыс. человек), по переписи 1980 г., было 167, по переписи 1990 г. – 199, а по переписи 2000 г. – 217.
Но эти цифры сравнительно редко используются при характеристике городского населения США, так как они совершенно не отражают истинного положения дел. Поскольку субурбанизация привела к огромному росту городских агломераций, данные о них и составляют обычно основу всех расчетов и оценок. В статистике населения США такие агломерации обычно именуются метрополитенскими ареалами, или метпрополитпенскими статистическими ареалами (МСА). Так называется территориально-статистическая единица, используемая для обозначения городских агломераций, включающих центральный город с населением более 50 тыс. человек и его пригороды. [84]
Исходя из такого подхода, в демографической статистике США принято подразделять все население страны не на городское и сельское, а на метрополитенское и неметрополитенское. Представление о росте числа МСА и их доли в населении США дает составленная Г. Д. Костинским таблица 57.
Рис. 178. Крупнейшие МСА США (по Г. Д. Костинскому)
Таблица 57
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТРОПОЛИТЕНСКИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ
К данным таблицы 57 можно добавить, что к 2000 г. число МСА в США еще более возросло. Крупнейшие из них показаны на рисунке 178. Важно учитывать и увеличение числа так называемых консолидированных метрополитенских статистических ареалов,каждый из которых включает в себя большее или меньшее количество первичных МСА. В 1998 г. таких консолидированных ареалов было уже 18. Например, КМСА Нью-Йорка охватывал 15 первичных МСА, Бостона – 10, Сан-Франциско – 6, Лос-Анджелеса и Филадельфии по 4.
Использование понятия о МСА позволяет объяснить еще один парадокс, связанный с процессом урбанизации в США. Действительно, в этой стране, третьей по численности жителей во всем мире, сравнительно немного городов-миллионеров. В 1980 г. их было всего шесть, в 1990 г. стало восемь, а в 2000 и 2005 гг. – девять. Но реально о территориальной форме урбанизации можно и нужно судить не по городам, а по агломерациям-миллионерам. Еще в 1950 г. таких агломераций насчитывалось 14, в 1970 г. их число возросло до 30, в 1980 г. – до 38, в 1990 г. – до 39, а в 2000 г. – до 50. Перечень десяти наиболее крупных из них приведен в таблице 58. Он достаточно наглядно демонстрирует уже упоминавшееся различие между понятиями о КМСА, ПМСА и центральном городе (или собственно городе).
В заключение приведем еще данные о доле метрополитенского населения в отдельных штатах. Наиболее велика она в штатах Нью-Йорк (100 %), Калифорния (97), Коннектикут (96), а также в федеральном столичном округе Колумбия (100 %). А самые низкие показатели ее имеют штаты Вермонт (28 %), Вайоминг (30) и Монтана (33 %).
Таблица 58
НАСЕЛЕНИЕ КРУПНЕЙШИХ АГЛОМЕРАЦИЙ США
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
За стенами гетто: почему в США сначала появились, но быстро были уничтожены привычные нам спальные районы
В 1950—1960-е годы во многих американских городах стремительно начали расти кварталы многоэтажек. Это были вовсе не небоскребы, а знакомые нам жилые микрорайоны из панельных и кирпичных домов в 9—16 этажей. В отличие от наших «спальников», относительно благополучно существующих и поныне, в США многие из таких кварталов просуществовали всего пару десятков лет, после чего были безжалостно снесены. Зачем огромная страна сначала инвестировала миллиарды долларов в строительство подобного типа жилья, но вскоре от него отказалась, закрыв глаза на убытки, и почему такое невозможно у нас? Onliner.by рассказывает о рождении, мучительной жизни и быстрой смерти американских «спальных гетто».
Рождение
Одним из главных достижений Никиты Хрущева в его бытность лидером советского государства было начало кардинального решения жилищной проблемы в СССР. Квартирный вопрос, который, как известно, испортил обыкновенных людей, обитавших на одной шестой части суши, после окончания Второй мировой войны стоял особенно остро. Самые густонаселенные районы Советского Союза лежали в руинах, но вместо того, чтобы организовать массовое возведение дешевого жилья, государство (возможно, из лучших побуждений) увлеклось строительством «дворцов для пролетариата», эстетически приятных внешне, но крайне дорогостоящих в производстве. Ко второй половине 1950-х годов, спустя десятилетие после окончания войны, десятки миллионов людей по-прежнему ютились в бараках, землянках, «коммуналках» и деревенского вида хатах. Хрущев, начав свою знаменитую кампанию по устранению «излишеств в архитектуре», добился главного: многие из этих обездоленных граждан получили свою отдельную квартиру — пусть и в презираемой ныне панельной «коробке» без лифта и с микроскопической кухней, но свою.
Примерно в те же годы по подобному пути и руководствуясь похожей логикой пошли и многие страны Европы, включая капиталистический Запад. На окраинах Лондона и Парижа, Барселоны и Рима росли все те же обыкновенные районы из быстровозводимых недорогих многоэтажек. США, не пострадавшие от боевых действий, вроде бы находились в принципиально иных условиях. Вторая мировая война принесла стране процветание, сделав ее сверхдержавой, а непременной составляющей «американской мечты» стал собственный дом в пригороде. Тем не менее и там (причем даже раньше, чем в Европе и СССР) начали появляться привычные для нас жилые районы.
В 1949 году Конгресс США принял новый закон о жилье, одна из статей которого провозгласила принцип «Достойный дом в достойном окружении для каждого американца». Такая формулировка была выбрана неспроста. К этому времени окраины многих городов страны, особенно крупных промышленных центров в ее восточной и центральной частях, «украсили» настоящие трущобы. Во время стремительной урбанизации второй половины XIX — первой половины XX века для рабочих металлургических и автомобильных заводов, угольных шахт и химических предприятий наспех и без особого плана строили кирпичные здания, к окончанию Второй мировой безнадежно устаревшие. Борьба с антисанитарными трущобами, перенаселенными и ставшими рассадниками криминала, стала одним из важных пунктов федеральной жилищной политики.
Еще до Второй мировой войны французский архитектор предложил отказаться от скученной переуплотненной квартальной застройки, а вместо нее (буквально на ее месте) заняться возведением свободно стоящих в парковых зонах многоэтажных жилых домов, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой, — «машин для жилья». Сформированные этими зданиями микрорайоны должны были быть отделены от промышленных зон и производиться индустриальным способом, что обеспечивало необходимые скорость и стоимость работ. В теоретических разработках Корбюзье такие районы позволяли обеспечивать современные, комфортные условия для жизни куда большему количеству людей, чем до этого обитало на участке той же площади, при этом квартиры стоили бы дешевле. Подобные воззрения стали идеологической основой всей хрущевской программы строительства жилья, они же использовались в Восточной и Западной Европе, они же с первого взгляда прекрасно подходили и для американского плана «Достойный дом в достойном окружении для каждого американца».
Жизнь
Хрестоматийным примером реализации этой концепции в США стал район Пруитт-Айгоу в городе Сент-Луис, штат Миссури. Во-первых, здесь имелся трущобный район ДеСото-Карр, вплотную примыкавший к даунтауну. Во-вторых, у мэра-демократа Джозефа Дарста было желание избавиться от подобного соседства. В-третьих, после принятия закона о жилье 1949 года появились федеральные средства для реализации этой идеи.
В организованном архитектурном конкурсе победил Минору Ямасаки из бюро Hellmuth, Yamasaki and Leinweber. Ямасаки, будущий автор уничтоженных 11 сентября 2001 года башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, предложил проект, вдохновленный Корбюзье. На 23 гектарах бывших трущоб возводились 33 панельных 11-этажных дома, в 2870 квартирах которых должны были проживать около 10 тыс. человек. Важной особенностью района, получившего название Пруитт-Айгоу, стала его сегрегация. В Пруитте должны были жить черные жители, а в Айгоу — белые, хотя обе половины и составляли единое целое.
Урбанизация в США;
США – одна из наиболее урбанизированных стран мира. Поэтому вполне закономерно, что процессы урбанизации, субурбанизации, рурбанизации, гиперурбанизации в этой стране изучались многими как американскими, так и отечественными (В. М. Харитонов, Л. В. Смирнягин, М.Г.Соловьева, Е.Д.Михайлов, О. Н. Яницкий, В. М. Гохман, В. В. Покшишевский, Г. Д. Костинский, Г. М. Лаппо) географами. Их работы содержат богатый материал, касающийся историко-географических, территориальных, социальных, прогностических и других аспектов урбанизации. Наиболее общее представление о динамике процесса урбанизациив США за период между первой и двадцать второй переписями (цензами) населения в этой стране, т. е. за 200 лет, дает таблица 56.
Рис. 177. Миграционные потоки из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс»
Таблица 418
ДИНАМИКА УРБАНИЗИРОВАННОСТИ США С 1790 ПО 2000 г.
Анализ данных таблицы 56 свидетельствует о том, что в первые десятилетия независимого развития США уровень урбанизации в стране был еще очень низким, а доля городских жителей в общем населении увеличивалась крайне медленно. Это объяснялось преимущественно аграрным характером экономики США. При этом, как и в предшествовавший колониальный период, основная часть городского населения концентрировалась в портовых городах Атлантического побережья страны.
В 40—80-х гг. XIX в. темпы урбанизации заметно возросли, что было связано прежде всего с промышленным переворотом и интенсивным развитием промышленного производства. При этом быстрее всего росли города Северо-Востока, но одновременно начался бурный рост городов Приозерья, а затем также Среднего Запада и Тихоокеанских штатов. Однако на Юге и в Горных штатах уровень урбанизации оставался еще низким.
Конец XIX – начало XX в. обычно считают периодом наиболее интенсивной урбанизации. Действительно, за время с 1880 по 1930 г. доля городского населения в США выросла в два раза – с 28 до 56 %. Перепись 1920 г. впервые отметила преобладание в стране городского населения. За всем этим стоял прежде всего продолжавшийся бурный процесс индустриализации. Большое воздействие на территориальное распространение городов оказало также строительство железных, а затем и шоссейных дорог. Сами же города в этот период представляли собой крупные и компактные «точечные» центры с достаточно четко очерченными границами. Одним из главных источников роста больших городов по-прежнему оставалась иммиграция.
Нетрудно заметить, что с середины XX в. темпы урбанизации в США снова снижаются. Иногда этот период называют даже периодом контрурбанизации. Но под контрурбанизацией не следует понимать уменьшение роли городов в жизни общества. Речь прежде всего идет о новых формах городского расселения, сложившихся под влиянием НТР, снижения градообразующей роли промышленности и увеличения градообразующей роли науки, управления, разного рода услуг, территориальной децентрализации производства и расселения, перехода от «точечного» города к городским агломерациям. Одновременно с этим наметился более быстрый рост городов и городского населения в некоторых периферийных районах страны, особенно в пределах «Солнечного пояса». В целом же можно, по-видимому, считать, что США уже достигли предельного уровня урбанизации (в 2005 г. – 81 %), и в перспективе следует ожидать не столько дальнейшего роста доли горожан, сколько нового усложнения ее форм и проявлений.
Решающее воздействие на условия городской жизни в США в течение последних десятилетий оказала субурбанизация.Как известно, под субурбанизацией понимается преимущественный рост населения и числа рабочих мест в пригородных зонах городов при замедлении или даже абсолютном сокращении численности жителей и работающих в их центральных частях. Первые проявления субурбанизации и превращения США в «одноэтажную Америку» относятся еще к 20—30-м гг. XX в.
Но наибольшее распространение процесс субурбанизации получил начиная с 1950-х гг. Среди его причин обычно называют автомобилизацию и рост транспортной подвижности населения, более низкие цены на землю в пригородных зонах, стремление более зажиточных слоев вырваться из перенаселенных центральных районов и расселиться поближе к природе.
На первых порах пригородные зоны формировались как чисто жилые образования с расчетом на маятниковую миграцию, т. е. работу их жителей в центральных частях городов, где находятся учреждения, да и промышленные предприятия. Но со временем промышленность начала уходить из центров городов в «субурбию» (пригороды). В еще большей мере это относилось к различного рода офисам, научным, проектно-конструкторским организациям, технологическим паркам, университетским комплексам, почти 3 /5 которых теперь находятся за пределами городских центров. Так – по выражению Г. М. Лаппо – пригороды превратились в более или менее самостоятельные «пригородные города».
Представление о масштабах субурбанизации в США дают следующие цифровые показатели. Уже в начале 1980-х гг. более 70 млн американцев владели собственными односемейными домами. В городском жилом фонде страны такие дома составляли в среднем 63 % (в центрах городов – 51 и в пригороде – 75 %). В результате преобладания подобной застройки территория населенных пунктов, по некоторым оценкам, увеличивалась в четыре раза быстрее, чем росла численность их жителей. Так происходило гигантское «расползание» городов США.
Такое «расползание», сопровождавшееся оттоком в пригородные зоны не только богатых людей, но и представителей среднего класса, привело к кризису центральных частей американских городов, ставших местом концентрации преимущественно бедных слоев общества, вновь прибывающих в страну иммигрантов. В результате центры большинства городов испытали острый жилищный голод, деградацию коммунального хозяйства и инфраструктуры, рост преступности, ухудшение экологической ситуации. Вот почему еще в конце 1970-х гг. реставрация городских центров и возвращение в них части населения из пригородов были провозглашены «проблемой номер один» для США. В 1989 г. президент Джордж Буш-старший заявил о намерении администрации сделать все для того, чтобы 1990-егг. стали десятилетием возрождения городов, и в первую очередь региональных столиц. В центрах городов было начато крупномасштабное строительство деловых зданий. Эти ядра агломераций все более специализируются на разного рода непроизводственной деятельности, здесь концентрируются правления монополий, банки и страховые компании, органы управления, средства массовой информации, предприятия торговли и обслуживания. О начале возрождения городских центров свидетельствуют и данные переписей 1990 и 2000 гг. Они показывают усиление деловой активности в ядрах агломераций.
При знакомстве с процессом урбанизации в США нужно обратить особое внимание на ее территориальные формы.
Официально городом в США считается населенный пункт с численностью жителей не менее 2,5 тыс. Всего городов в стране примерно 7000 (по другим оценкам– 9000), но среди них резко преобладают небольшие. Больших городов (с населением свыше 100 тыс. человек), по переписи 1980 г., было 167, по переписи 1990 г. – 199, а по переписи 2000 г. – 217.
Но эти цифры сравнительно редко используются при характеристике городского населения США, так как они совершенно не отражают истинного положения дел. Поскольку субурбанизация привела к огромному росту городских агломераций, данные о них и составляют обычно основу всех расчетов и оценок. В статистике населения США такие агломерации обычно именуются метрополитенскими ареалами, или метпрополитпенскими статистическими ареалами (МСА). Так называется территориально-статистическая единица, используемая для обозначения городских агломераций, включающих центральный город с населением более 50 тыс. человек и его пригороды. [84]
Исходя из такого подхода, в демографической статистике США принято подразделять все население страны не на городское и сельское, а на метрополитенское и неметрополитенское. Представление о росте числа МСА и их доли в населении США дает составленная Г. Д. Костинским таблица 57.
Рис. 178. Крупнейшие МСА США (по Г. Д. Костинскому)
Таблица 57
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТРОПОЛИТЕНСКИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ
К данным таблицы 57 можно добавить, что к 2000 г. число МСА в США еще более возросло. Крупнейшие из них показаны на рисунке 178. Важно учитывать и увеличение числа так называемых консолидированных метрополитенских статистических ареалов, каждый из которых включает в себя большее или меньшее количество первичных МСА. В 1998 г. таких консолидированных ареалов было уже 18. Например, КМСА Нью-Йорка охватывал 15 первичных МСА, Бостона – 10, Сан-Франциско – 6, Лос-Анджелеса и Филадельфии по 4.
Использование понятия о МСА позволяет объяснить еще один парадокс, связанный с процессом урбанизации в США. Действительно, в этой стране, третьей по численности жителей во всем мире, сравнительно немного городов-миллионеров. В 1980 г. их было всего шесть, в 1990 г. стало восемь, а в 2000 и 2005 гг. – девять. Но реально о территориальной форме урбанизации можно и нужно судить не по городам, а по агломерациям-миллионерам. Еще в 1950 г. таких агломераций насчитывалось 14, в 1970 г. их число возросло до 30, в 1980 г. – до 38, в 1990 г. – до 39, а в 2000 г. – до 50. Перечень десяти наиболее крупных из них приведен в таблице 58. Он достаточно наглядно демонстрирует уже упоминавшееся различие между понятиями о КМСА, ПМСА и центральном городе (или собственно городе).
В заключение приведем еще данные о доле метрополитенского населения в отдельных штатах. Наиболее велика она в штатах Нью-Йорк (100 %), Калифорния (97), Коннектикут (96), а также в федеральном столичном округе Колумбия (100 %). А самые низкие показатели ее имеют штаты Вермонт (28 %), Вайоминг (30) и Монтана (33 %).