темпера в живописи что это такое

Темпера.

Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина.

В отдаленные времена (в XV—XVI веках) в Италии под словом «tempera» (происходящим от латинского «temperare» — соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.

До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гумми-арабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Наиболее древней эмульсией, применявшейся в станковой и монументальной живописи, является яичная темпера, которая применялась еще в Древнем Египте для росписи саркофагов. В Россию эта техника пришла из Византии. В чистом виде она существует и поныне в таких центрах народного искусства, как Мстера, Холуй, Палех. Применяется также при копировании памятников древнерусского искусства. Некоторые художники предпочитают эту темперу другим ее видам.

Связующим яичной темперы является в основном желток, но применяли также и цельное яйцо, и один белок. В последнем случае живопись можно отнести к клеевой. Белок применялся при золочении сусальным золотом по левкасу.

Отдельный желток никогда не использовался в чистом виде, а разводился жидкостью, которой, в зависимости от местных традиций, могли быть белое вино, слабый раствор уксуса, пиво, хлебный квас, сок фигового дерева и т. д. Раствор разжижал желток и служил антисептиком, так как яйцо быстро портящийся продукт. Краски, приготовленные таким образом, были текучи, как вода.

Яичная темпера с применением целого яйца (белка и желтка) во избежании растрескивания в красочном слое и удобства в работе также разводилась вышеуказанными растворами. В отличие от желтковой, цвета здесь при высыхании значительно светлели, напоминая фресковую живопись, поэтому краски на цельном яйце применялись также для ретуши фресок.

Живопись, исполненная яичной темперой, имела своеобразный характер. Она требовала от художника четкого рисунка, продуманности композиции и особых приемов нанесения краски. Присущая этой технике декоративность позволила добиться особой нарядности в изображении, что нередко усиливалось применением золота.

Примером высокого искусства этой техники служат многочисленные образцы византийской, древнерусской, раннеитальянской живописи. Темперой писали такие выдающиеся мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублев.

Живопись яичной темперой исполнялась на досках, покрытых белым – меловым или гипсовым – грунтом с тщательно подготовленной поверхностью. После завершения она всегда покрывалась лаком, который закреплял верхний слой живописи, защищал его от влияний внешней среды, придавал картине законченный вид. В старину в качестве лака использовали в основном масляные лаки, иногда специально обработанное масло – олифу.

Живопись, выполненная темперой, перед покрытием ее лаком хорошо просушивалась, так как присутствие воды в краске могло сказаться на прозрачности покрывного слоя, вызвав помутнение.

Другие виды темперы

Яичная темпера была не единственным живописным материалом в станковой живописи. Некоторые художники считали, что желтковое связующее слишком грубо и недостаточно прозрачно для приготовления лессировочных красок; так же не рекомендовалось затирать на желтке пигменты, содержащие серу (киноварь, ультрамарин) и другие, синие и голубые пигменты. Чтобы избежать этих недостатков, использовались другие виды темперных связующих.

Ченнино Ченнини, итальянский живописец и теоретик искусства XIV века, писал о существовании клея из оскребков козьего или овечьего пергамента. По его словам, это очень прозрачный клей, похожий на кристалл, который хорош для стирания темперной лазури. Ван Дейк стирал лазурь и зеленые на рыбьем клее.

Многие венецианские живописцы часто применяли в своей живописи связующее, состоящее из разных компонентов: гуммиарабика (смола, добываемая из коры аравийской и африканской акаций. Наряду с гуммиарабиком применялись другие виды камеди – смолы плодовых деревьев – вишни, сливы и др.), смол (копайского бальзама, копала), яичного желтка, масла, кристаллического сахара, воска. Темпера применялась ими в качестве подмалевка между слоев масляной краски и в качестве завершающего слоя.

Как писал Рене Пио, что «фламандцы пользовались эмульсией из гуммиарабика и масла или лака. Эмульсия должна быть сделана в ступке, где сбивается масло, а затем уксус, подобно тому, как делают майонез. Если эмульсия удачна, она должна образовывать похожую на сливки смесь, на которой не всплывает ни капли масла». Подобными темперами любил пользоваться в подмалевках на своих картинах Делакруа. Но в чистом виде начиная с XVIII века в станковой живописи Западной Европы темпера, наряду с клеевыми красками, использовалась в основном декораторами. Интерес к этой технике живописи возродился в начале XX века.

Современные виды темперы

Темперные краски, выпускаемые Российской промышленностью, по высыхании не размываются водой и могут применяться как для художественных, так и для декоративно-оформительских работ. Многие современные художники работают в этой технике или применяют темперу в качестве подмалевка под масляную живопись.

Свойства современной темперы позволяют пользоваться обширным арсеналом средств для нанесения красок. Это – разнообразные кисти (эластичные, мягкие, жесткие), аэрографы, различные валики. В процессе работы для тонких лессировок можно применять акварельные краски.

Отечественные заводы выпускают два вида темперы – казеиновую и поливинилацетатную.

Казеиновая темпера.
темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое
В состав эмульсии этого вида темперы входит казеин и льняное масло, антисептик, пластификаторы и вещества, регулирующие высыхание. Казеиновая темпера быстро сохнет, но может желтеть из-за имеющегося в связующем льняного масла, поэтому сушить ее лучше на свету. Быстро теряет свои качества при долгом хранении в тубах. Можно использовать для подмалевка под масляную живопись на казеиновом, эмульсионном, клеевом грунтах.

Поливинилацетатная темпера.
темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такоетемпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое
В отличие от казеиновой обладает большой эластичностью пленки и лучшим сцеплением между слоями и грунтом, на желтеет при недостаточной освещенности. Выпускается в тубах. При долгом хранении твердеет. В свежем виде не смешивается с казеиновой темперой.

Многие художники применяют ее в качестве подмалевка под масляную живопись. Широкое применение получила в декоративно-прикладном искусстве, монументальной живописи.

Источник

Темпера в живописи что это такое

К эмульгирующим веществам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически склеиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, оно делает краски эластичными, не способными к растрескиванию.

В качестве основания под темперу используют фанеру, картон, загрунтованный холст, а также плотную, натянутую на планшет бумагу.

Поверхностью под темперную живопись служит тот материал, который не впитывает в себя связующее вещество из красок. Если же писать по рыхлому пористому материалу, то полученное изображение при высыхании может сильно изменить насыщенность цвета. Холст под темперу — лучше всего льняной, плотный, с ровным переплетением нитей. Его натягивают на подрамник.

Вполне пригоден под темперную живопись картон (лучше тряпичный), который можно загрунтовать после проклейки любым клеевым или эмульсионным грунтом. Под темперу используют и лучшие сорта плотной бумаги. Если бумага невысокого качества, ее следует проклеить. Материал, обладающий достаточной плотностью, можно не грунтовать, а ограничиться лишь проклейкой. Темперой можно писать и по поверхностям, покрытым масляным грунтом или масляной краской (например, при декоративной росписи стен). Однако в этом случае возможно скатывание краски и непрочность сцепления красочного слоя темперы с грунтом. Что бы этого избежать, следует предварительно промыть поверхность мыльной водой.

По сравнению с масляными темперные краски быстро высыхают, так что по просохшему слою уже через несколько часов можно писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к различным внешним влияниям — влаге, атмосферным колебаниям температуры.

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.

Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи.

Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.

Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.

Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.

Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.

Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.

Альбумин придае т желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.

В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Эта краска обладает нерастворимой пленкой и может применяться на таких основаниях, как дерево, холст, штукатурка, стекло, бумага, картон и на многих других поверхностях.

При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение, как совокупность просвечивающих слоев.

Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1-2 дня.

Наиболее удачным разбавителем темперных красок является снятое и немного разбавленное молоко. Молоко содержит 2-3% казеина, что дополняет эмульсию темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает растрескивание, отслаивание и меление красок.

Правильно приготовленные темперные краски после высыхания дают слегка бархатистый, без крупинок и трещин, слой. Хорошо просохший красочный слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши темпера после высыхания почти не изменяет качеств цвета. Однако у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, синий и фиолетовый кобальт, обычно замечается посветление, а у желтых, некоторых оранжевых и даже белил про исходит некоторое потемнение. И то и другое во многом зависит от свойств грунта и от количества покрытий, сделанных в процессе живописи.

Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.

Незначительно высветляются: окись-хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый-светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени.

Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая.

Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго.

Художнику необходимо знать такие особенности краски:

Источник

Темперная живопись

Что такое темперная живопись?

Характеристики: преимущества, недостатки

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Происхождение

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

История

После распада Рима акцент сместился на Константинополь, центр Восточной Римской империи. Здесь темпераментный метод постепенно вытеснил энкаустику, став основным средством для иконописи, а также росписи религиозных книг, известных как иллюминированные рукописи. Поскольку Россия была частью Восточной православной зоны, иконопись (как энкаустическая, так и темпера) распространилась на Киев, Новгород и Москву, где она была важной формой русской средневековой живописи.

Среди величайших художников русской темперной традиции были: Феофан Грек (ок. 1340-1410), Константинопольский художник, основавший Новгородскую школу иконописи; его ученик Андрей Рублев (ок. 1360-1430), возможно, самый известный из всех русских иконописцев; и Дионисий (ок. 1440-1502), известный своими панно в Волоколамском монастыре.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Икона Святой Троицы (С. 1411) Андрей Рублев. Яичная темпера. Третьяковская Галерея, Москва.

Тем временем книжная живопись темперой процветала также в Ирландии (ок. 600 г.) и Западной Европе (ок. 800 г.).

Европейское темперное искусство

Таким образом, Леонардо да Винчи (1452-1519) был одним из первых художников в Италии, который использовал масляные краски, а также традиционную темперу на яичной основе; в то время как Микеланджело (1475-1564), работавший во времена Высокого Возрождения, писал в основном маслом. На самом деле, в живописи Высокого Возрождения нередко художники использовали комбинацию из темперы и масла. Как правило, темпера применялась в качестве быстросохнущего грунта, на который наносились тонкие слои масляных глазурей.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Портрет Джиневры д’Эсте. Антонио Пизанелло. 1435-1449. Дерево, темпера.

Темпера в 19-20 веках

После почти четырех столетий забвения темперная живопись получила ограниченное возрождение от художников начала 19-го века, таких как Уильям Блейк (1757-1827), и таких групп, как Прерафаэлиты.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Эндрю Уайет. Мир Кристины. 1948 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Темперная живопись продолжает использоваться в Восточной и Южной Европе, где она является официальным средством для иконописи в греческой и русской православной церкви.

Источник

Техника живописи темперой

Темпера это не только термин краски, но и специальная техника живописи, которая известна практически с самого начала творческой деятельности человека. В наше время термин темпера ограничивается только краской, в состав которой входят связующие эмульсии (водные суспензии в масле или масло в воде).

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Конечно, масло и вода, в принципе, не дают никакой связи, поэтому необходимо наличие эмульгаторов — различные смеси, в ​​том числе природного происхождения. Следует признать, что темпера занимает промежуточное положение между акварелью и маслом, а результаты, полученные с его помощью также характеризуется вышеуказанными методами. Очень важно, что вы можете рисовать темперой в качестве маркера на различных поверхностях. Эта краска также может быть использована как в станковой или полихромной живописи и нанесении рисунков на стены. Стоит помнить, что техника темперы не ограничивается яичной темперой, к которой большинство из нас относят этот вид краски, методов создания темперы много, и их название зависит от связующего вещества:

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Н а самом деле, выбор типа связующего зависит от того, нужно ли вам приблизиться к визуальным эффектам масла или акварели. Стоит помнить также, что если вы добавляете в яичную темперу воды для того, чтобы разбавить ее, то легко получить прозрачный слой, подобный акварельному эффекту. Когда мы имеем дело с жирной темперой — результат мы получим похожим на масло. Кроме того, иногда бывает трудно отличить темперу от масла, особенно когда готовую работу покрывают дополнительно слоем лака. Эмульсионные связующие, которые используются при подготовке темперной краски имеют неограниченное количество комбинаций и способов их получения. Есть некоторые твердые рецепты, но состав темперы в значительной степени, в дополнении к связующему, определяет способ и технику живописи.

В настоящее время, мы не можем дать четкое определение той или иной темпере, и есть только несколько свойств, которые отличают методы создания краски друг от друга и являются специфическими для различных типов, которые в значительной степени зависят от используемого в них клея.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Техника написания работ темперой характеризуется:

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Техника темперной живописи чрезвычайно сложный процесс, который дает хорошие результаты в финале. Независимо от типа темперы (того какая эмульсия используется) существует три типа живописи:

Подмалевок— система живописи, состоящая из постепенного нанесения на картину света и тени (а иногда и наоборот). При использовании этого метода, темпера имеет внешний вид похожий на масляную краску, но является более интенсивной и менее скучной на вид. Для подмалевка лучше всего подходит казеиновая темпера. Это потому, что для того, чтобы покрыть готовую работу лаком, краска должна иметь сильное связующее. В дополнение к основе, эмульсии также должны применяться в соответствии с техникой живописи — жирный раствор с низкой впитывающей. Стоит отметить, что в живописи темперой, картину, в отличие от масляной живописи, покрывают лаком для защиты от влаги. Следует иметь в виду, что слой лака не должен быть слишком толстым, потому что вы можете затемнить картину, а также может подчеркнуть все неравенства картины.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Лазурирование— техника, напоминающая способ работы с акварелью. Он основан на создании картин при помощи прозрачных тонов, которые накладываются слой на слой. Картины, выполненные темперой в технике лазурировнаия значительно отличается от работ, при создании которых использовался метод подмалевок. В этом случае можно использовать все типы эмульсий, которые растворимы в воде, учитывая, что и подложка, и раствор должен быть абсорбентами. Поглощающее свойство последних позволит надежно закрепить более нижние слои краски. Данный метод живописи технологически можно использовать как для достижения эффекта глазури, так и для создания непрозрачных слоев. Такой прием используется в основном в декоре стен, плакатов, конструкций и эскизов.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Подмалевок-лазурирование, смешанная (комбинированная) технника — это самый распространенный способ живописи темперой. Он сочетает в себе два предыдущих способа живописи. Первое нанесение осуществляется с помощью непрозрачного слоя краски, в то время как остальные тона изображения дополняются глазурироваными или полупрозрачными слоями. Здесь стоит вспомнить старый принцип, который заботится об эстетике работы — место с теплой цвета земли должна быть холодной — и наоборот. Это интересная техника, которая опирается на сочетание в пределах темперной краски подмалёвка картины и финальной отделки картины. Стоит помнить, что подобная техника далеко не новая, пусть второе ее возрождение и пришлось на ХХ век, но первые упоминания о ней находятся в записях, датированных еще пятнадцатым веком. Смесь двух техник дает ряд интересных возможностей. Первый слой темперы следует наносить относительно быстро, также быстро он сохнет, чего нельзя позволить себе при работе с маслом.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Конечно, вопрос о быстром высыхании краски является и отрицательной чертой. С одной стороны, это дает возможность быстрого творческого процесса, с другой — делает невозможным сделать несколько этапов работы над картиной. Тем не менее, есть способ, чтобы замедлить процесс сушки — просто добавьте небольшое количество глицерина, сахара или меда. Заметим, однако, что если добавить слишком много этих веществ, они ​​могут вызвать процесс развития деградации.

Темпера сохнет определенным образом, как правило, без блеска. Изменение тона при сушке является одной из трудностей в живописи темперой, так что вы должны предварительно поставить темные тона или использовать связующее, которое не разводится в воде.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Лучшие результаты получаются с применением глазури, тонким слой краски для финишного покрытия. Этот метод труден в исполнении, и становится стабильным, устойчив к погодным условиям только тогда, когда клей и затирка будут приготовлены должным образом. Холстом для этой техники может быть практически любой субстрат, не обязательно дерево, которое было самым старым и самым используемым типом холста.

Источник

Темперные краски – особенность, состав и как ими пользоваться

Темперные краски — уникальный материал для творчества, который использовался еще во времена Древнего Египта. Именно с его помощью были созданы шедевры живописи Рафаэля, Микеланджело. Стойкость и долговечность таких красок поразительны, как и их декоративные свойства, поэтому темперная живопись остается популярной в наше время.

Особенности красок и их применение

В переводе с итальянского «темпера» означает «смешивать». По сути, под темперной техникой понимают вид живописи специальными эмульсионными красками на основе водорастворимых пигментов и различных связующих веществ, обладающих повышенной стойкостью. В качестве связующего компонента могут выступать как синтетические, так и натуральные вещества:

Пигменты в составе темперы тоже могут иметь разное происхождение — природное или искусственное. При соединении всех компонентов получается эмульсия, причем отдельные составляющие ее не смешиваются между собой полностью (например, вода и масло). Темперная живопись включает различные приемы, подразумевает применение разнообразных фактур. Лучше всего темперные краски подходят для рабочих основ с большой впитывающей способностью и для полотен, обработанных грунтом. После сушки картина становится матовой, бархатистой на вид и напоминает произведение, выполненное гуашью, только с несколько измененными оттенками.

Темперные краски очень быстро сохнут. Это нужно учитывать при смешивании и разбавлении тонов и подготовке рабочего материала. Смешивать краски на холсте, как масляные, практически невозможно. Такой материал нельзя наносить слишком толстым слоем: он малопластичен, поэтому может потрескаться. Лучше всего использовать темперу в лессировочной технике и для прорисовки мелких деталей.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое Лессировка темперой

У темперных красок есть и другие особенности:

Работать с темперой довольно сложно, особенно для новичков. К такой краске нужно привыкнуть и все получится. Потренироваться стоит на гуаши, а после оттачивания мастерства можно переходить на темперные краски.

История появления темперы

Масляная живопись появилась в Европе в 15 веке и быстро стала популярной среди художников. До этого времени мастера прошлого использовали самодельные краски, которые смешивались вручную из самых разнообразных компонентов. Поэтому точный срок развития темперной живописи назвать сложно, но рисунки, сделанные такими красками, исходят еще из Древнего Рима, Египта, Греции. Археологи находят саркофаги, расписанные темперой, а также множество раскрашенных старинных фресок и предметов обихода. Возраст этих изделий составляет более 4000 лет.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Вплоть до 15 века темперные краски повсеместно применялись для написания икон, росписи стен и потолков храмов, создания настенной живописи и даже в народном творчестве. В краску добавляли вино, квас, яйца, воду и другие доступные и недорогие компоненты, что обуславливало высокую популярность материала. Темпера держалась хорошо, сохраняя свой вид в течение многих лет, а смешать ее было очень просто.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

В 15 веке фламандский художник Ван-Эйк сделал состав материала более совершенным — добавил в него масло, после чего краски постепенно стали масляными, а темпера утратила актуальность. Впоследствии темперная живопись сохранилась преимущественно в Греции, России, а также стала применяться только для церковной росписи.

Современная темперная живопись

После серьезного спада востребованность темперы вернулась только к концу 19 века, когда многие художники разочаровались в масле. Так как старые виды темперы не удовлетворяли запросы мастеров, в состав стали добавлять все новые и новые компоненты. Основным изменением стало то, что многие натуральные вещества заменили искусственными. Готовая краска остается яркой и привлекательной долгие годы, и в этом отношении превосходит масло, а искусственные связующие делают ее еще более прочной, чем были первоначальные варианты.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое Набор красок Tempera к содержанию ↑

Достоинства и недостатки краски

Темперные краски обладают рядом неоспоримых достоинств, которые привлекали живописцев во все времена:

Недостатки у темперы тоже имеются. Для защиты картин от механических повреждений все-таки стоит покрыть их лаком. На одной картине не рекомендуется использовать краски с разными составами, иначе есть риск расслоения или свертывания. Быстроту высыхания краски тоже можно отнести к минусам, ведь это усложняет работу для новичка.

Виды темперных красок

Материал может включать разные составляющие, от чего меняются его свойства. В зависимости от состава выделяют несколько разновидностей темперных красок.

На основе яичного желтка

В данном случае связующим веществом выступает желток яйца. Его соединяют с водой, уксусом, отдушкой и пигментом, иногда добавляют природные смолы. Яичная темпера очень эластичная и прочная, но может немного пожелтеть со временем. Чаще всего такие материалы применяются в иконописи. В современные яичные краски вводят консерванты и расфасовывают их в тубы. Также можно делать красящие смеси на основе целого яйца или одного лишь белка — они лучше подходят для рисования фресок.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

С казеином — синтетическим белком

Казеиново-масляная темпера готовится из молочного казеина и отбеленного льняного масла, после чего в нее вводится цветной пигмент. В современные краски также добавляется фенол, который является антисептиком и позволяет продлить срок службы материала. Данный вид составов является довольно прихотливым в работе. Для него подходят только специально подготовленные холсты и картоны, бумага.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Объемные мазки таким составом лучше не делать, так как они быстро отслоятся от поверхности. Срок годности материала равен 6 месяцам, и по истечении пигмент начинает свертываться. Просроченной краской рисовать нельзя — она идет комками, расслаивается. Если же соблюсти все условия применения, то казеиново-масляная темпера будет прочно держаться десятилетиями, отлично сцепится с холстом и не потемнеет со временем.

На основе воска

Состав такой краски представлен пчелиным воском, растительными маслами, органическими смолами, водой и пигментами, а также рядом других компонентов. Восковая темпера считается современным видом красящих средств и обладает массой достоинств. С ней приятно и легко работать, она отлично ложится на загрунтованное основание, подходит для росписи стен. Благодаря прозрачности материал позволяет создавать сложные оттенки и переходы, а также объемные изображения. Такие составы сохнут дольше обычной темперы, при этом не менее стойки к факторам окружающей среды и могут смешиваться с водными и масляными красками.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Из клея ПВА и акрила

Поливинилацетатная темпера — это «родственница» акриловых красящих материалов. Она имеет среднюю стойкость к повреждениям и низкую светостойкость, поэтому больше подходит для росписи декора. Темпера с ПВА очень быстро сохнет, и применять ее надо максимально скоро. Зато средство идеально для создания эффекта лессировки из-за достаточной прозрачности. Краска не подвержена расслоению, отлично держится на поверхностях, а при покрытии лаком обретает очень красивый блеск.

Современные акриловые темперы являются самыми популярными среди профессионалов. Они обладают чистым цветом и могут пигментироваться в насыщенные оттенки. Акрил стоек к механическим повреждениям, не царапается. У акриловых красок есть ряд минусов. После высыхания они несколько светлеют, поэтому нижние слои начинают проступать на верхних. При работе с холстом вода из красок может вызвать его провисание. Отмыть краску от палитры довольно сложно, поэтому лучше не дожидаться ее полного засыхания.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Как рисовать темперными красками

Жидкие темперные краски обладают отличной текучестью, формируют тонкий, четкий штрих. Чтобы качество рисунка было высоким, основу (холст, бумагу, картон, штукатурку) обязательно покрывают специальной грунтовкой на клеевой или эмульсионной основе. Вместо грунтовки можно использовать разбавленную водоэмульсионную краску с акрилом. Также рисовать темперной краской можно по дереву, тоже пропитав его грунтом. Оттенки для работы заранее подбирают на палитре. Применяют кисти из щетины, а для прорисовки маленьких деталей — колонковые кисточки.

Для нанесения рисунка подойдут как жидкие краски, так и более густые — ими трудятся в пастозной технике. Если изображение светлое, грунт должен быть белым. Получить требующийся оттенок можно путем лессировки. Не менее часто наносят картинку грубыми, рельефными мазками. Сверху готовое изображение покрывают теми же лаками, что и для масляной живописи.

Вспомогательные средства для работы темперой

Для разбавления темперы подойдет обычная вода, а также другие краски на водной основе — акриловые, гуашь, акварель. Готовые материалы будут иметь еще более интересные оттенки, что позволит создавать оригинальные цветовые переходы и эффекты. Восковую темперу разводят даже растворителями — скипидаром, уайт-спиритом, но после высыхания такая картинка будет матовой. Если нужен глянцевый эффект, в основу добавляют мастичный или даммарный лак, а также льняное масло.

темпера в живописи что это такое. Смотреть фото темпера в живописи что это такое. Смотреть картинку темпера в живописи что это такое. Картинка про темпера в живописи что это такое. Фото темпера в живописи что это такое

Как еще можно рисовать темперой

Краски такого типа отлично подходят для создания картин, икон, для росписи игрушек и предметов декора, статуэток, шкатулок, скульптур. В отличие от гуаши, они не смываются водой и отлично держатся на поверхности, в особенности если выполнены на основе акрила. При необходимости темперу можно использовать по маслу, правда, есть риск плохого сцепления двух слоев и скатывания состава. Лучше заранее обработать изображение мыльным раствором, а потом использовать приемы темперной живописи. Темперные краски можно смело назвать универсальным, оригинальным и высококачественным художественным материалом. При желании научиться работать с ним сможет каждый, даже новичок в данном виде искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *