темп что это такое в музыке
Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые
Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.
Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.
Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.
Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:
Какие бывают темпы в музыке?
Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.
Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.
К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.
Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.
Как установить точный темп?
Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.
Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).
Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.
В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.
Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.
Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.
Таблица темпов, их обозначений и значений
В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.
Темп | Транскрипция | Перевод | Метроном |
Медленные темпы | |||
Largo | лярго | широко | ок. 45 |
Lento | ленто | протяжно | ок. 52 |
Adagio | адажио | медленно | ок. 60 |
Grave | граве | важно | ок. 40 |
Умеренные темпы | |||
Andante | анданте | не спеша | ок. 65 |
Andantino | андантино | неторопливо | ок. 70 |
Sostenuto | состэнуто | сдержанно | ок. 75 |
Moderato | модерато | умеренно | ок. 80 |
Allegretto | аллегретто | подвижно | ок. 100 |
Быстрые темпы | |||
Allegro | аллегро | скоро | ок. 132 |
Vivo | виво | живо | ок. 140 |
Vivace | виваче | живо | ок. 160 |
Presto | престо | быстро | ок. 180 |
Prestissimo | престиссимо | очень быстро | ок. 208 |
Замедление и ускорение темпа произведения
Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).
Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.
Уточнение музыкальных темпов
Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.
Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).
Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.
ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ
Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.
Нюансы в музыке: темп (Урок 11)
Этим уроком мы начнем серию занятий, посвященных различным нюансам в музыке.
Что делает музыку действительно неповторимой, незабываемой? Как уйти от безликости музыкального произведения, сделать его ярким, интересным для слушания? Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы и исполнители, чтобы добиться этого эффекта? На все эти вопросы мы постараемся ответить.
Надеюсь, что каждый знает, или догадывается, что сочинение музыки — это не только написание стройного ряда нот… Музыка – это еще и общение, общение композитора с исполнителем, исполнителя со слушателями. Музыка – это своеобразная, необыкновенная речь композитора и исполнителя, с помощью которой они раскрывают перед слушателями все то сокровенное, что таится в их душах. Именно с помощью музыкальной речи они устанавливают контакт с публикой, завоевывают ее внимание, вызывают эмоциональный отклик с ее стороны.
Как и в речи, в музыке два основных средства передачи эмоций – это темп (скорость) и динамика (громкость). Это два главных инструмента, которые используются для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в гениальное музыкальное произведение, которое никого не оставит равнодушным.
На этом занятии мы поговорим о темпе.
Темп на латыни означает “время”, и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.
Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.
Со времени изобретения нотной записи композиторы пытались найти какой-нибудь способ четкого воспроизведения темпа, в котором следовало исполнять записанные произведения. Это должно было сильно упростить чтение нот незнакомого музыкального произведения. Со временем они заметили, что у каждого произведения есть внутренняя пульсация. И эта пульсация у каждого произведения разная. Как и сердце у каждого человека стучит по-разному, с разной скоростью.
Так вот, если нам понадобится определить пульс, мы считаем количество ударов сердца в минуту. Так и в музыке – для записи скорости пульсации стали записывать количество долей в минуту.
Чтобы помочь вам разобраться в том, что такое метр и как его определить, предлагаю вам взять часы и топать ногой каждую секунду. Слышите? Вы отстукиваете одну долю, или один бит в секунду. Теперь, глядя на часы, стучите ногой два раза в секунду. Получилась другая пульсация. Частота, с которой вы топаете ногой, называется темпом (или метром). Например, когда вы топаете ногой один раз в секунду, темп равен 60 битам в минуту, потому что в минуте, как мы знаем, 60 секунд. Топаем два раза в секунду, и темп составляет уже 120 бит в минуту.
В музыкальной записи это выглядит примерно так:
Такое обозначение говорит нам о том, что за единицу пульсации взята четвертная нота, и пульсация эта идет с частотой 60 ударов в минуту.
Здесь тоже за единицу пульсации взята четвертная длительность, но скорость пульсации в два раза быстрее – 120 ударов в минуту.
Есть и другие примеры, когда за единицу пульсации берется не четвертная, а восьмая или половинная длительность, ну или какая-нибудь другая… Вот несколько примеров:
В таком варианте песенка “Маленькой елочке холодно зимой” будет звучать в два раза быстрее первого варианта, так как за единицу метра взята длительность в два раза короче – вместо четвертной, восьмая.
Такие обозначения темпа чаще всего можно встретить в современных нотах. Композиторы же прошлых эпох пользовались в основном словесным описанием темпа. Даже сегодня для описания темпа и скорости исполнения используются те же терминами, что и тогда. Это итальянские слова, потому что, когда они входили в употребление, основную массу музыкальных произведений в Европе сочиняли итальянские композиторы.
Такие ремарки пишутся не только в начале произведения, но могут появиться и внутри его.
Например, если темп музыкального произведения — росо allegro (поко аллегро), то это означает, что пьесу нужно играть “довольно резво”, а росо largo (поко ларго) будет означать “довольно медленно”.
Иногда отдельные музыкальные фразы в пьесе играются в другом темпе; это делается для придания большей выразительности музыкального произведения. Ниже приведено несколько обозначений перемены темпа, с которыми вы можете встретиться в нотной записи:
Для замедления:
Для ускорения:
Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:
Напоследок скажу вам, чтобы вы не пугались такого количества информации, что на память эти обозначения можно не заучивать. Существует много справочников по этой терминологии.
Перед игрой музыкального произведения вам просто надо будет обращать внимание на обозначение темпа, и искать его перевод в справочнике. Но, конечно же, сначала надо учить произведение в очень медленном темпе, а потом уже играть его в заданном темпе, учитывая все ремарки в течение всего произведения.
Ритм, такт, темп, размер. Разберёмся?
Привет, друзья!
В этой статье речь пойдет о ритме в музыке. О таких понятиях как такт, темп, размер, метроном и т.д., так как понимание этих вещей едва ли не важнее музыканту, чем знание самих нот. Да и нет здесь ничего особо сложного, и мы во всем сейчас с вами подробно разберемся.
Возьмём для примера фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Важно научиться выделять такие такты в любой музыке. Обычно это не сложно, если понимать, что они одинаковой длины и повторяются на протяжении всей песни или мелодии.
В нотной записи такты отделены друг от друга тактовой чертой и иногда даже пронумерованы.
Если мы присвоим каждой сильной доле свой номер, от 1 до 4, а каждой слабой доле просто дадим маленькую букву «и», то весь такт из примера примет такой вид:
Например:
«Вальсовый ритм звучит интересно,
Я обожаю его, если честно. «
Легко выделить ударные слоги и по два безударных между ними: (а в конце строчек можно даже заметить паузу)
Я даже этот текст специально разделяю паузами между абзацами, чтобы он легче воспринимался и не выглядел просто нагромождением букв)))
Идём дальше. Теперь, имея ритмическую сетку из тактов, мы можем вписывать в нее звуки. Или не вписывать, тогда это будут паузы. И все эти звуки, ноты, паузы, могут быть разной длины. В нотной записи длину ноты или паузы мы понимаем из её внешнего вида, то есть то, как она рисуется, сразу говорит нам, как долго она будет звучать.
Мы можем сыграть одну ноту, и тянуть ее весь такт. Это » целая » нота.
Мы можем сыграть две ноты покороче и в один такт их влезет уже 2 штуки, друг за другом. Это » половинные » ноты.
Мы можем сыграть ещё более короткие ноты так, чтобы в одном такте их поместилось аж 4 штуки, тогда они совпадут с ударными слогами стихотворения в нашем примере. Это » четвертные » ноты.
Мы можем продолжить деление, и ноты будут звучать все короче и короче. Восьмые, шестнадцатые и т.д.
В общем, тренируйтесь на любых песнях и мелодиях, выделяйте в них одинаковые отрезки, и пробуйте считать под них ровным счетом, это не так уж и сложно. Конечно, есть очень сложные, составные ритмы, которые понять тяжело даже опытному музыканту, но, все-таки, большинство популярной музыки состоит из самых обыкновенных четверок или, если это вальс, то троек.
Понятно, что мы с вами разобрали лишь самые основы, только чтобы получить общее представление о ритме, темпе. Это очень объемная тема, которую не раскрыть в одной статье. Но, в любом случае, играть музыку, учить ее, писать, или даже просто слушать, приятнее понимая основы ее формирования. Мне кажется это даже более важным, чем умение читать ноты с листа или виртуозное владение приемами игры на любом инструменте. В конце концов, вся наша жизнь, вдох-выдох, день-ночь, подчинены определенным ритмам, так что разобраться в них будет полезно. И я с удовольствием вам в этом помогу, обращайтесь.
Приятных вам ритмов и до новых встреч.
Максим Стотыка.
Темп (музыка)
Темп в музыке — скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго, ададжо, ленто (низкие темпы); анданте, модерато (средние темпы); анимато, аллегро, виво, престо (высокие темпы). Некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.
Содержание
Темповые обозначения
Итальянский | Немецкий | Французский | Английский | Русский | Метроном по Мальтеру [1] |
---|---|---|---|---|---|
grave | schwer, ernst, langsam und schleppend | gravement | heavy, seriously | гра́вэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело | ♩ = 40-48 |
largo | breit | large | broadly | ла́рго — широко, очень медленно | ♩ = 44-52 |
largamente | weit, in weiten Abständen | largement | broadly | ларгамэ́нтэ — протяжно | ♩ = 46-54 |
adagio | gemächlich | à l’aise | («at ease») easily, unhurried | ада́жио — медленно, спокойно | ♩ = 48-56 |
lento | langsam | lent | slowly | ле́нто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo | ♩ = 50-58 |
lentamente | langsam | lent | slowly | лентамэ́нтэ — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento | ♩ = 52-60 |
larghetto | mäßig langsam | un peu lent | somewhat faster than largo | ларгэ́тто — довольно широко | ♩ = 54-63 |
andante assai | sehr gehend | un peu lent | somewhat slower than andante | анда́нтэ асса́и — очень спокойным шагом | ♩ = 56-66 |
adagietto | mäßig gemächlich | un peu à l’aise | somewhat faster than adagio | адажиэ́тто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio | ♩ = 58-72 |
andante | gehend, fließend | allant | («walking») flowing | анда́нтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») | ♩ = 58-72 |
andante maestoso | gehend, fließend erhaben | allant | in a majestic and stately manner | анда́нтэ маэсто́зо — торжественным шагом | ♩ = 60-69 |
andante mosso | gehend, fließend bewegt | allant | with motion or animation. | анда́нтэ мо́ссо — оживлённым шагом | ♩ = 63-76 |
comodo, comodamente | bequem, gemählich, gemütlich | commode | convenient (pace) | комо́до, комодамэ́нтэ — удобно, непринуждённо, неспеша | ♩ = 63-80 |
andante non troppo | bequem, gemählich, gemütlich | pa trop d’allant | andante, but not too much | анда́нтэ нон тро́ппо — небыстрым шагом | ♩ = 66-80 |
andante con moto | bequem, gemählich, gemütlich | allant mouvementé | andante, but with motion | анда́нтэ кон мо́то — удобно, непринуждённо, неспеша | ♩ = 69-84 |
andantino | etwas gehend, etwas fließend | un peu allant | somewhat close to andante (somewhat faster or slower) | анданти́но — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto | ♩ = 72-88 |
moderato assai | sehr mäßig | un peu modéré | somewhat slower than moderato | модера́то асса́и — очень умеренно | ♩ = 76-92 |
moderato | mäßig | modéré | moderately, neither slow nor fast | модера́то — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro | ♩ = 80-96 |
con moto | bewegnung | mouvementé | with motion | кон мо́то — с движением | ♩ = 84-100 |
allegretto moderato | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat slower than allegretto | аллегрэ́тто модера́то — умеренно оживлённо | ♩ = 88-104 |
allegretto | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat slower than allegro | аллегрэ́тто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante | ♩ = 92-108 |
allegretto mosso | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat faster than allegretto | аллегрэ́тто мо́ссо — быстрее, чем allegretto | ♩ = 96-112 |
animato | bewegt, lustig | animé | animated; lively. | анима́то — оживлённо | ♩ = 100-116 |
animato assai | bewegt, lustig | animé | very much animated; quite lively. | анима́то асса́и — очень оживлённо | ♩ = 104-120 |
allegro moderato | bewegt, lustig | animé | quite lively, cheerful and quickly | алле́гро модера́то — умеренно быстро | ♩ = 108-126 |
tempo di marcia | marschieren | marcher au pas | marching | тэмпо ди ма́рча — в темпе марша | ♩ = 112-126 |
allegro non troppo | bewegt, lustig | pa trop d’animé | lively, cheerful and quickly, but not too much | алле́гро нон тро́ппо — быстро, но не слишком | ♩ = 116-132 |
allegro tranquillo | bewegt, lustig | animé tranquille | lively, cheerful and quickly, but calm | алле́гро транкуи́лло — быстро, но спокойно | ♩ = 116-132 |
allegro | bewegt, lustig | animé | lively, cheerful and quickly | алле́гро — скорый темп (буквально: «весело») | ♩ = 120-144 |
allegro molto | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | алле́гро мо́льто — весьма быстро | ♩ = 138-160 |
allegro assai | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | алле́гро асса́и — весьма быстро | ♩ = 144-168 |
allegro agitato, allegro animato | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | алле́гро аджита́то — весьма быстро, взволнованно | ♩ = 152-176 |
allegro vivace | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | алле́гро вива́че — значительно быстро | ♩ = 160-184 |
vivo, vivace | lebhaft | vif | lively and fast | ви́во, вива́че — быстро, живо, быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto | ♩ = 168-192 |
presto | schnell | vite | fast | прэ́сто — быстро | ♩ = 184-200 |
prestissimo | ganz schnell | très vite | very fast | прэсти́ссимо — в высшей степени быстро | ♩ = 192-208 |
Примечания
См. также
Литература
Ссылки
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Темп (музыка)» в других словарях:
МУЗЫКА (вид искусства) — МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь
Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия
МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия
МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь
Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыка — (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно … Энциклопедия культурологии
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Музыка Кореи — Исполнение чхвитха (кор. 취타). Музыка Кореи это традиционная корейская музыка, которая включает в себ … Википедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия