телемедицинская консультация что это такое
Что такое телемедицина, зачем и кому нужна, как работает и чем хороша
Сейчас на коне тот, кто своевременно внедряет современные медицинские технологии. Одна из них — телемедицина. Сегодня расскажем, что это такое, чем полезно и как может быть использовано в клинике.
Что такое телемедицина, для чего применяется
Обычно под термином понимают удаленное общение между врачом и пациентом. Если упростить, то это любые коммуникации, которые проходят не очно, а в онлайн-режиме: через Skype, Zoom и другие подобные сервисы. Однако спектр применения телемедицинских технологий куда шире.
Вот для чего еще можно использовать телемедицину онлайн:
обмен документацией. При помощи телемедицинских технологий врач и пациент могут обмениваться различной информацией по защищенным каналам. Это могут быть данные анализов, истории болезней, рентгеновские снимки и так далее;
обмен информацией между врачами. Например, если лечащему врачу нужно проконсультироваться с узким специалистом для назначения лечения, он также может воспользоваться технологиями телемедицины;
удаленный мониторинг пациентов. В этом случае врач телемедицины онлайн отслеживает значения жизненно важных показателей по приборам, к которым подключен больной. Это позволяет своевременно принять решение и оказать помощь, не находясь рядом с пациентом.
Другими словами, телемедицина позволяет закрыть довольно большой круг задач современной клиники, медицинского центра, стоматологического кабинета или частного врача. В статье мы делаем акцент на удаленное оказание услуг пациентам, ведь именно это направление считается самым перспективным и помогает получать медицинской организации больше прибыли.
Как устроена телемедицина в плане законодательства
Технически ничего не мешает врачу и пациенту просто пообщаться в «Скайпе». Но так делать нельзя — не разрешают законы РФ. Все коммуникации в части идентификации и аутентификации участников должны проходить в «Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — «Единой системе»)
Поэтому технологии технологиями, а вопрос защиты информации здесь стоит на первом месте. Это требование Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 года за номером 977.
Если говорить об обмене информацией, то все данные обязательно заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью лечащего врача.
Подытожим. Телемедицина — это удаленное оказание услуг пациентам по защищенным каналам связи, обеспечивающим соблюдение законодательства в части идентификации и аутентификации участников, а также защиты данных.
Какие услуги можно оказывать при помощи телемедицины
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разрешает применение телемедицинских технологий для консультаций по следующим направлениям:
сбор и анализ жалоб пациента и данных анамнеза;
оценка эффективности назначенного ранее лечения и профилактических мероприятий;
наблюдение за состоянием здоровья пациентов;
принятие решения о необходимости очного визита;
внесение изменений в лечение, назначенное ранее.
Внимательный читатель наверняка заметил отсутствие нескольких ключевых пунктов, которые не вошли в список. Да, вынуждены сообщить о жирной ложке дегтя. Назначать лечение после проведения онлайн-консультаций запрещено законом. Равно как и ставить диагнозы, даже предварительные. Все это пока делается только после очного приема.
Еще один момент, сильно ограничивающий применение телемедицины: дистанционно наблюдать за здоровьем пациента можно только после очного приема. То есть так: сначала — очный прием у специалиста, установка диагноза и определение направления лечения. И только потом — консультации в формате телемедицины.
Кому подойдет использование телемедицины
Без малого всем медицинским организациям:
службы экстренной и неотложной медицинской помощи.
Что получает медучреждение, внедряя телемедицину
Список довольно большой:
учреждение не ограничено географией присутствия. Такую услугу можно оказывать пациентам с другого конца страны;
повышается безопасность для персонала и самих пациентов из-за сведения к минимуму прямых контактов;
врач не привязан к рабочему месту и может консультировать из дома;
экономия времени и средств для пациента — не нужно никуда ехать;
непрерывное наблюдение за пациентами и мониторинг состояния здоровья;
возможность привлечь к консультации несколько специалистов, в том числе, из разных городов;
как следствие — увеличение числа клиентов, выручки, прибыли и среднего чека.
Закон о развитии телемедицины: новости и перспективы
Из предыдущих разделов мы поняли, что развитие телемедицины сильно тормозит законодательство. Тем не менее, шанс на улучшение ситуации есть. Законопроекты о снятии ограничений с отрасли вносятся с завидной регулярностью. Велика вероятность того, что рано или поздно врачам разрешат ставить хотя бы часть диагнозов и назначать лечение после онлайн-консультаций.
В пользу этого говорит многое:
пациенту не нужно посещать клинику, где он может подхватить вирусную инфекцию. В свете последних событий с коронавирусом телемедицина очень актуальна;
многие диагнозы ставятся врачами на основании лабораторных исследований. Нет никакой необходимости в личном визите пациента в клинику: достаточно отправить медикам результаты анализов и получить лечение;
симптоматические лечение безрецептурными препаратами тоже можно назначать по удаленке, равно как и обследование по ОМС;
совершенно необязательно носить в клинику, допустим, результаты анализов. Можно отослать их лечащему врачу по защищенной сети. Сейчас этого нельзя сделать без первичного осмотра в клинике.
Если ограничения снимут, то в трехлетней перспективе телемедицина может занять до 30 процентов рынка медицинских услуг. Но даже если все останется как есть, эксперты ВШЭ прогнозируют рост рынка телемедицинских услуг до 17-45 миллиардов рублей в ближайшие 3-5 лет. Уже в текущих реалиях спрос на телемедицину вырос в 3 раза за 2019 год.
В любом случае современной клинике просто необходимо начать осваивать эту технологию, чтобы в будущем не остаться за бортом. Ниже расскажем, как это сделать
Как внедрить телемедицину в работу клиники
На первый взгляд все просто: нужно установить программное обеспечение для удаленной видеосвязи и подключиться к «Единой системе. ». Все, можно начинать работать. Или нельзя?
Теоретически такое возможно, практически — очень неудобно. При такой схеме возникает масса дополнительных задач:
Медрегистратору нужно вести учет онлайн-консультаций. Записать, сообщить, напомнить, перенести. Это отнимает уйму времени и увеличивает нагрузку на персонал.
Пациенту надо как-то записываться на прием, клинике нужно обеспечить такую возможность
Нужна система оплаты или предоплаты.
В идеале должна вестись запись онлайн-консультаций, их систематизация, обработка и хранение, а также должен быть быстрый доступ к материалам.
Поэтому самым лучшим вариантом будет применение МИС — медицинской информационной системы, где телемедицина уже есть в виде готового решения. Отличным вариантом будет использование МИС ArchiMed+.
Все, что вам нужно, есть в одной программе:
видеоконференция с пациентами в соответствие с российским законодательством;
хранение записей видеоконсультаций и быстрый доступ с рабочего места врача;
возможность выбора сервиса для видеоконсультации (TrueConf/ZOOM)
доступ пациента к личному кабинету;
запись на онлайн-консультацию на сайте клиники с возможностью предоплаты картой;
SMS/E-mail информирование о предстоящем приеме;
удобное формирований графика работы врача – онлайн, оффлайн или комбинированных приемов;
возможность привлечения нескольких врачей в ходе одной консультации.
Если вы до сих пор не внедрили МИС — присмотритесь к ArchiMed+. Позвоните по телефону 8 800 301 03 73 или запишитесь на бесплатную консультацию на сайте — наши специалисты ответят на все вопросы, касающиеся телемедицины и других функций МИС ArchiMed+.
Врачи на связи: как телемедицина помогает в борьбе с коронавирусом
Более одной тысячи москвичей с коронавирусной инфекцией лечатся дома — болезнь у них протекает в легкой форме и не требует стационарного ухода. Однако следить за состоянием пациентов необходимо постоянно. Сделать это в условиях карантина, который должны соблюдать все горожане с подтвержденным диагнозом, помогают специалисты центра телемедицины Департамента здравоохранения Москвы. С момента создания, 23 марта, врачи центра провели уже более 12 тысяч консультаций.
О том, как проходит удаленный прием и что может сделать врач, находясь по другую сторону экрана, — в материале mos.ru.
Семь дней в неделю, 24 часа в сутки
С 3 апреля специалисты центра телемедицины работают на проспекте Лихачева. Рабочее место каждого специалиста — небольшой кабинет со столом и двумя компьютерами: один для общения с пациентом, второй — подключенный к Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС). Каждое рабочее место отгорожено от соседнего, так что врачи ведут прием как будто у себя в кабинете. Чтобы специалисты не мешали друг другу во время разговора с пациентом, стенки кабин сделали звуконепроницаемыми. Поэтому в центре, где каждый день могут принимать до шести тысяч обращений, стоит тишина.
Смена врача, ведущего консультации удаленно, длится 12 часов, график — два через два.
Звонки идут почти непрерывно, максимальное время ожидания на линии — около пяти минут. Для ускорения процесса пациентов принимают потоком: распределяют к первому свободному доктору.
«Для нас важно, чтобы пациенты, находящиеся дома, чувствовали себя спокойно, чувствовали контакт с врачом, что мы с ними взаимодействуем», — рассказал Андрей Тяжельников.
Опрашивать, успокаивать, наблюдать
Телемедицинские консультации проходят по строгому сценарию. Для пациента все начинается с обращения и визита врачей на дом. Они проводят необходимые тесты, выясняют, есть ли сопутствующие заболевания, прописывают лечение и вносят эти данные в ЕМИАС. Если тест оказывается положительным, но состояние пациента удовлетворительное (нет серьезных проблем с дыханием и высокой температуры), то его оставляют на карантине на 14 дней. Данные пациента передают в центр, а также рассказывают, как зарегистрироваться на специальной платформе, через которую и ведется видеоприем.
Если компьютера или смартфона для видеосвязи нет, врачи проводят консультации и по телефону.
После приема все данные заносят в электронную карту, где их может при необходимости изучить другой специалист.
Звонить пациенты, лечащиеся дома, могут несколько раз в день, количество обращений в центр телемедицины никак не ограничено. Обычно люди рассказывают о новых симптомах, высокой температуре и общем недомогании. А порой, по словам врачей, пациентам просто нужна поддержка. Специально для этого в соседнем помещении работает психологическая служба, а врачи, прежде чем заступить на свои посты, проходят дополнительное обучение.
«Это тоже наша задача — поговорить с человеком, снять определенный уровень тревожности, объяснить, что, если показаний нет, лечение в стационаре не требуется. Но в случае ухудшения состояния пациента мы примем незамедлительные меры и поможем с госпитализацией», — добавила Анна Гвоздева.
Если симптоматика меняется (температура поднимается выше 38 и появляется одышка — главный признак ухудшения состояния), врачи центра передают пациента бригадам скорой помощи, а после — в стационары.
«У нас разработаны алгоритмы взаимодействия, есть каналы связи и со скорой помощью, и со службами помощи на дому всех городских медицинских организаций, оказывающих амбулаторную помощь», — подчеркнул Андрей Тяжельников.
В Москве действует режим повышенной готовности: закрыты развлекательные заведения, салоны красоты, кафе и рестораны. В обычном режиме работают только продовольственные магазины, аптеки, зоомагазины, службы доставки, салоны связи и непродовольственные магазины, где можно купить товары первой необходимости.
До 30 апреля все жители столицы должны оставаться дома. Покинуть место проживания можно только при обращении за экстренной медицинской помощью и при прямой угрозе жизни и здоровью, чтобы сходить в ближайший магазин или аптеку, выгулять собаку (не более 100 метров от дома), вынести мусор и поехать на работу (тем, кто обязан ее посещать).
В общественных местах горожане обязаны соблюдать дистанцию не менее полутора метров. Это требование не касается поездок на такси.
Телемедицина: как проходят онлайн консультации
Телемедицина — использование современных IT- технологий для дистанционного обмена информацией между врачом и пациентом. Эта сфера с каждым годом становится все более востребованной, так как не у всех людей есть возможность обратиться в клинику напрямую и получить консультацию специалиста.
Расскажем в статье, что дают дистанционные консультации и стоит ли доверять клиникам (сайтам), которые этим занимаются. Также дадим подробную инструкцию, как воспользоваться услугами телемедицины и не “нарваться” на мошенников.
Виды услуг в телемедицине
Телемедицина позволяет врачам и пациентам общаться в режиме реального времени дистанционно. Рассмотрим, какие телемедицинские услуги существуют, кому они будут полезны и чем отличаются.
Онлайн-консультации врача . Сеансы могут проводиться в любом месте, а не только в клинике. Связь поддерживается посредством телефонии или видео. При этом врач и пациент могут не только разговаривать, но и обмениваться графическими данными: результатами обследований и лабораторных анализов. Онлайн консультации полезны тем, кто не может попасть к врачу очно из-за отсутствия времени или нуждается в срочной квалифицированной помощи.
Удаленный мониторинг состояния больных. Связь доктора с больными осуществляется посредством специальных датчиков, которые анализируют жизненно важные показатели: уровень сахара в крови, артериальное давление, температуру. Датчики подают данные в хранилище, где их затем анализируют врачи. Такие консультации полезны людям престарелого возраста и инвалидам, которые не могут самостоятельно добраться до больницы. С помощью удаленного мониторинга пациенты будут получать уведомления о необходимости приема лекарств и узнают, когда им нужно пройти обследования.
Онлайн-конференции. С помощью видеосвязи и современных IT-технологий врачи могут обмениваться данными. Прежде всего, это необходимо самим медикам, когда нужно получить совет более опытных коллег.
Прямые трансляции хирургических операций. Операции записывают на видеокамеру, а затем транслируют онлайн студентам-медикам. Трансляции операций — вид телемедицины, который помогает в дистанционном обучении медицинских работников.
Пациентам, которые желают получить помощь медика, нужно воспользоваться консультациями онлайн, потому что остальные виды телемедицинских услуг им не подойдут. По интернету врач даст ценные рекомендации, расскажет: когда можно лечиться дома, а в каких случаях следует вызывать скорую.
Где применяется телемедицина?
Телемедицинские технологии нужны практически во всех сферах здравоохранения: педиатрия (ребенка не нужно везти в больницу, где он рискует заразиться еще больше), дерматовенерологии (благодаря высокому качеству изображения врачи смогут поставить диагноз по симптомам и назначить качественное лечение), реаниматологии (если пациент нетранспортабелен).
Телемедицина — это то, что многие используют для получения второго мнения. Например, если у пациента возникли сомнения по поводу поставленного диагноза и назначенного лечения, он может обратиться к другому специалисту, отправив историю своей болезни. Особенно такие услуги востребованы у онкобольных, которые за получением второго мнения вынуждены обращаться в другой город или даже страну.
Яркий пример использования телемедицины на практике! В 2017 году в Техасе во время урагана “Харви” медицинские работники организовали видеоконференцию с другими врачами, чтобы те помогали им лечить незначительно пострадавших людей. В то время техасские медики уделили больше времени пациентам с тяжелыми травмами и спасли больше жизней.
Плюсы и минусы телемедицины
Закон о телемедицине введи несколько лет назад. Но за это короткое время в обществе сформировалось множество, как положительных, так и отрицательных мнений относительно этого явления. Одни люди сомневаются в эффективности дистанционного лечения, а другие уверены, что это удобнее и экономичнее.
Пациенты отмечают следующие плюсы телемедицины для себя:
Экономия времени. Не нужно ждать записи, тратить время на поиск больниц и врачей. Также не потребуется стоять в очереди, чтобы попасть на прием к доктору.
Доступность. Чтобы получить квалифицированную помощь, необходим лишь доступ к интернету. Не нужно делать ксерокопии документов, предоставлять медицинскую карту и т.д.
Невысокая стоимость. Чтобы организовать консультации, клиникам и врачам не нужно платить за аренду помещений, свет и воду. Поэтому онлайн консультации стоят в среднем на 20-30% дешевле, чем очные.
Основное преимущество телемедицины — расширение клиентской базы. То есть пациент может поговорить с узкоспециализированным специалистом из другого города или страны. Месторасположения консультируемого и консультанта не имеет значения.
Врачи в большинстве положительно отзываются о дистанционных консультациях: им удается помочь большему количеству пациентов, обменяться советами и опытом, провести групповые консилиумы.
У телемедицинских услуг есть и ряд недостатков. Среди них:
Риск попасть к лжеспециалисту.
Недостаток эмоционального контакта с доктором.
Риск передачи информации третьим лицам.
Медицинские учреждения и врачи, получившие разрешение на дистанционную работу, вписаны в Федеральный реестр медицинских организаций Единой государственной информационной системы. Доступ к реестру открыт. По нему можно проверить компетентность врача и избежать встречи с мошенниками.
Доктора считают единственным недостатком телемедицины — невозможность полноценно оценить состояние пациента по веб-камере. Ведь многие скрывают настоящие симптомы или стесняются рассказать о них врачу. Они утверждают, что получить полноценную картину заболевания онлайн можно, если больные откровенно рассказывают о беспокоящих их симптомах и не упускают из виду малейшие детали своего состояния.
Развитие телемедицины в мире
Дистанционные медицинские консультации в США проводят еще с 60-х годов прошлого века: с тех пор, как была открыта первая частная клиника. Популярностью онлайн консультации врачей пользуются у жителей сельских местностей. Каждый год правительство вносит новые поправки в Закон о телемедицине, но для каждого штата действуют свои права и ограничения.
Германия
Телемедицина в Германии поддерживается на уровне государства. Но в это стране есть одно правило: врач имеет право давать консультации дистанционно только после того, как осмотрел пациента лично и ознакомился с историей его болезни. Расходы на телемедицину покрывают за счет страховки граждан. В Германии услугами телемедицины постоянно пользуются люди с хроническими заболеваниями — те, кому нужно постоянно наблюдаться у доктора.
Австралия
Россия
Телемедицина в России регулируется Законом № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». В нашей стране телемедицина практикуется более 30 лет, но в формате «врач-врач», а не «врач-пациент». Новые законы в Российской Федерации направлены как раз на то, чтобы урегулировать дистанционные консультации медиков.
Возможности, которые дает Закон № 242-ФЗ врачам:
проводить дистанционные консультации с использованием телефонии и средств видеосвязи;
корректировать схему терапии при условии, что пациент уже был лично на приеме;
давать рекомендации, к какому узкопрофильному специалисту обратиться в том или ином случае;
рассказать, какие анализы необходимо сдать перед очным визитом в клинику.
В России телемедицина является развивающимся направлением. Сервисы, где можно проконсультироваться с врачом-онлайн:
Средняя стоимость одной дистанционной беседы — 500 рублей. Длительность общения с врачом — около 20-30 минут.
Приблизительная стоимость телемедицинских услуг
Мы рассмотрели среднерыночные цены на услуги разных врачей и привели сравнительный пример: как отличается стоимость услуг специалистов на сайте Доктор Онлайн и других.
Как это работает: телемедицина – удаленная консультация врача
Телемедицина – что это такое?
В законе написано, что это «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий», проще говоря – возможность получить услугу медицинской организации на расстоянии.
Речь только о консультации врача?
Не только. Телемедицинские технологии могут применяться при:
взаимодействии врачей друг с другом;
взаимодействии врачей и пациентов (или их уполномоченных представителей);
обеспечении идентификации пользователей телемедицинских сервисов;
документировании действий медицинских работников и пациентов (или их представителей);
проведении консилиумов и/или консультаций;
дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациентов.
Это исчерпывающий перечень услуг.
Как пациент и врач будут оформлять услугу?
Согласие на услугу оформляется через электронную подпись, соответственно, она должна быть оформлена и у пациента. Идентифицировать врача и пациента можно будет через специальную систему идентификации и аутентификации.
И что можно будет сделать электронно?
Справку или рецепт на бумаге получить по-прежнему будет возможно – электронные услуги оформляются только с согласия пациента или его представителя.
Анастасия Сковпень, юрист Lidings:
Исключение диагностирования заболеваний представляется разумным – современные технологии не позволяют дистанционно получать полную картину состояния здоровья пациента. В то же время при амбулаторном лечении, особенно в периоды эпидемий и пандемий, дистанционные консультации могут помочь при предотвращении распространения заболеваний и нозокомиальных (внутрибольничных) инфекций.
Вместе с тем реализация предоставленных пациентам прав возможна только в случае получения медицинскими работниками усиленных квалифицированных подписей, в то время как закон не ставит перед собой цели полной замены бумажных носителей электронным документом, а лишь предлагает альтернативу.
Также не разрешен вопрос о доступности новых технологий большинству пациентов – например, пожилым людям, пациентам, передвижение которых затруднено. Поэтому представляется, что телемедицинские технологии скорее станут удобной альтернативой оказания медицинских услуг для молодой части населения, чем решением проблемы организации медицинской помощи.
А проконсультироваться с врачом, вообще не приходя на прием, получится?
Закон предполагает и такую возможность. Пациент сможет проконсультироваться с медиком дистанционно, но врач сможет наблюдать за состоянием здоровья пациента удаленно после очного приема (осмотра, консультации), на основании данных о пациенте.
Просто связаться с врачом через интернет не получится – услуга будет оказываться через единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Она предназначена для информационного обмена между врачами, пациентами, медицинскими и фармацевтическими организациями при оказании медицинской помощи. Сейчас эту систему пока только разрабатывают. К ней смогут подключаться другие инфосистемы в сфере здравоохранения и медицинские организации.
Алена Бачинская, адвокат АБ S&K Вертикаль:
Закон в целом оценивается положительно, поскольку по сути закрепляет реальное положение дел. В связи с развитием интернета и информационных технологий фактически дистанционное консультирование осуществляется достаточно давно при помощи специализированных медицинских форумов и мобильных приложений. И это хорошо, что сфера телемедицинских услуг получает официальное регулирование.
Особенно такие услуги актуальны для тех пациентов, у которых отсутствует доступ к врачам узких специализаций, например, при проживании в удаленных районах и сельской местности. Также это важно при сложных заболеваниях, когда требуется мнение нескольких специалистов.
Ольга Цытрина, юридический партнер Biocad:
Изменения должны позитивно сказаться на оперативности и сроках оказания консультационной медицинской поддержки пациентам и, как следствие, помогут повысить эффективность оказания медицинской помощи населению в целом. Остается только вопрос с применимостью данных нововведений в наименее развитых российских регионах, поскольку при отсутствии необходимых и достаточных технических условий реализация рассматриваемых механизмов будет невозможна, а доступность медицинских консультаций и оперативность выписки рецептов для населения останутся на прежнем уровне.
Врач может поставить диагноз удаленно?
Врач может порекомендовать профилактику, собрать жалобы пациента, анамнез или оценить эффективность диагностики заболевания. Но в перечень услуг телемедицины не входит постановка диагноза. Правда, непонятно, как именно будет проверяться соблюдение врачами такого запрета – какая-либо проверка отсутствует и сейчас.
Дистанционно врач имеет право скорректировать лечение, которое он назначил пациенту на очном приеме: в целом возможность дистанционного наблюдения за состоянием пациента возможна только после того, как пациент сам явился в медучреждение.
Александр Муравин, старший юрист направления Здравоохранение и фармацевтика, Goltsblat BLP:
Основная проблема закона о телемедицине в принятой редакции – в достаточно узкой сфере разрешенного применения телемедицинских технологий. С их использованием допускается проводить лишь вторичные консультации пациентов, дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья, а также консилиумы врачей. Современные информационные продукты уже сейчас предлагают более широкий функционал. Возможно, закрепленные в законе виды использования рассматриваются законодателем как «пилотные» и сфера применения телемедицинских технологий будет расширена в будущем.
Закон предусматривает разработку обширной подзаконной базы в наиболее чувствительных областях, таких как защита данных в информационных системах здравоохранения и определение порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Содержание подзаконных актов и сроки их принятия детально не регламентированы, что также может отложить практическую реализацию предусмотренных законом возможностей на длительный срок.
Если я хочу проконсультироваться с зарубежным врачом, телемедицина мне поможет?
Вопрос о консультировании у заграничных врачей – получении от них так называемого «второго мнения» – закон не решает. Пока возможность участия в единой системе специалистов из других стран не предусмотрена.
Если я буду консультироваться через интернет, о врачебной тайне можно забыть?
Ну почему же: в законе указано, что на телемедицину распространяются все требования законодательства РФ о персональных данных и о врачебной тайне.
Александр Муравин, старший юрист направления Здравоохранение и фармацевтика, Goltsblat BLP:
Так как телемедицинские сервисы тесно связаны с электронным обменом и обработкой персональных данных в информационных системах, критически важно обеспечить ограничение доступа третьих лиц к сведениям, составляющим врачебную тайну. Закон содержит лишь общие требования к обезличиванию данных в ЕГИСЗ и необходимости соблюдения законодательства о персональных данных и врачебной тайны в иных информационных системах. Нельзя сказать, что такие определения достаточно конкретны.
И когда можно будет испытать телемедицину на себе?
Ознакомиться с текстом законопроекта № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» можно здесь