телефонные мошенники номера что делать
Мошенники узнали номер мобильного телефона – что делать?
Сколько раз, принимая звонок от неизвестного абонента, пользователь слышит предложение прийти на процедуры в клинику косметологии, пройти бесплатное обследование организма или оформить кредитую карту? Такие звонки поступают довольно часто, и, безусловно, раздражают, но большинство из них вполне безобидны. Гораздо опаснее, если номер мобильного телефона попадёт в руки мошенников, желающих не просто прорекламировать услуги, а заработать незаконным путём.
Где мошенники берут номера мобильных телефонов?
Времена, когда базу сотового оператора можно было приобрести за небольшие деньги на любом радиорынке, давно прошли, а мошенники научились пользоваться высокими технологиями и стали гораздо более изобретательными.
Приобрести базу данных абонентов мобильной связи всё же можно, и зачастую разрешение на передачу информации о себе дают сами пользователи. Небольшие банки, микро финансовые и страховые организации включают в разрешение на обработку персональных данных пункт о возможности их передачи своим партнёрам, которые, естественно, не называются. При заключении договора клиент ставит свою подпись под этим разрешением, а организация на вполне законных основаниях передаёт данные третьим лицам, а среди них зачастую оказываются рекламодатели, за законность действий которых никто не отвечает.
Помимо очевидной покупки данных мошенники добывают номера мобильных телефонов своих потенциальных жертв следующими путями:
Что могут сделать мошенники, узнав номер мобильного телефона?
Самым распространённым способом мошенничества с помощью номера мобильного телефона остаётся звонок или сообщение якобы от сына, дочери или родственника с просьбой о помощи. Если раньше злоумышленники работали наугад, зачастую отправляя мужчинам SMS-сообщение с обращением «мама» или пытались получить деньги под предлогом опасности для ребёнка у людей, которые просто не имели детей.
Современные социальные сети принесли с собой возможность поиска друзей по номеру телефона. Схема проста: достаточно сохранить номер в телефонной книге мобильного устройства и страничка, привязанная к нему в той или иной социальной сети, будет продемонстрирована как рекомендованная. Таким образом мошенники узнают информацию о владельце страницы, в частности такую как состав семьи, наличие детей и материальное положение пользователя – ведь в профиле часто мелькают фотографии семейных праздников, отдыха, автомобиля и т.д. Попытки выманить деньги стали гораздо более осмысленными, ведь мошенники оказываются осведомлены об образе жизни потенциальной жертвы, которой будет уже гораздо сложнее распознать обман.
Если в подобном случае человек самостоятельно отдаёт деньги в руки преступников, то весьма логично, что существует большое количество схем, которые позволяют «зарабатывать» с помощью более сложных алгоритмов, наиболее популярные из которых:
Обратите внимание! Подобная схема мошенничества может использовать вариант с предложением работы или ссылкой на потенциального покупателя с сайта объявлений, неизменно одно – ссылка подозрительного формата и просьба пройти по ней.
Помните! Срок действия банковской карты, трёхзначный CVC-код и PIN-код карты нельзя сообщать никому, включая сотрудников банка, операторов интернет-магазинов и т.д.
Что делать, если мошенники узнали номер мобильного телефона?
Самый очевидный способ защититься от мошеннических атак – сменить номер мобильного телефона, вот только это решит проблему на очень короткий срок.
В первую очередь, необходимо внимательно проверять номера банков при подтверждении операций, например официальный номер «Сбербанка» — 900, но мошенники часто используют 9-0-0 или 90-0. Однако номер на первый взгляд может совпадать с реальным, но SMS-сообщение зачастую имеет подозрительное содержание, которое должно насторожить пользователя.
Мерами безопасности, снижающими риск попадания в ловушку мошенников, может стать:
Узнать номер мобильного телефона с помощью современных программ-шпионов или недобросовестных организаций очень просто, поэтому абоненты должны предельно внимательно относиться к информации, которая поступает с незнакомых номеров, и не передавать свои персональные данные третьим лицам. О фактах мошенничества необходимо сообщать в правоохранительные органы, поскольку за любые действия, направленные на завладение чужими денежными средствами путём обмана предусмотрена ответственность по статье 159 УК РФ.
Пожалуйста, оставляйте свои мнения по текущей теме статьи. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, лайки, подписки, отклики, дизлайки!
Пожалуйста, оставьте свои отзывы по текущей теме материала. За комментарии, отклики, подписки, дизлайки, лайки огромное вам спасибо!
Телефонный мошенник: как определить и куда обращаться
Содержание
На звонки с каких номеров лучше не отвечать?
Активность телефонных мошенников в 2020 году в России такая, что безопасным вариантом было бы вообще не отвечать на звонки с неизвестных номеров (если только это не предусматривает специфика вашей работы), поскольку вероятность того, что это мошенник или спам, весьма высока.
– Если самим фактом ответа на звонок вы вреда не причините (история о том, что якобы нельзя отвечать словом «да», потому что украдут образец голоса и потом подтвердят денежный перевод, – всего лишь страшилка), то чего действительно делать не стоит, так это называть свои банковские данные – CVC-коды и коды из СМС. Ни один банк их спрашивать не будет.
Мошенники могут подменять номер
Мошенники с помощью специальных сервисов IP-телефонии могут подменять номер, который будет выглядеть как номер вашего банка. Чтобы не попасться на удочку, рекомендация одна: при малейших подозрениях прерывайте разговор и самостоятельно перезванивайте по номеру, указанному на обратной стороне карты.
Также не рекомендуется перезванивать на незнакомые номера, особенно на короткие, городские, с кодом, отличным от +7 и начинающимся на 8-809 (номера для оказания платных услуг). За это могут списать средства, а если вы в итоге станете жертвой мошенничества, то факт, что вы позвонили первым, будет не в вашу пользу.
Стимулировать перезвонить мошенники могут, моментально сбрасывая звонок после вызова, чтобы жертва не успела ответить.
Как проверить, что этот номер используют мошенники?
В большинстве случаев приложения – определители номера (в том числе их доступные бесплатные варианты) успешно справляются с тем, чтобы отметить звонок как подозрительный. База определителя пополняется за счет обратной связи пользователей. Мошенники звонят огромному количеству людей, и, как правило, используемый ими номер достаточно быстро оказывается помечен как вредоносный. Кроме мошенников, определители хорошо выявляют социологические опросы, спам, телемаркетинг банков и МФО.
Если вы даете определителю доступ к вашим контактам, нужно выбирать только известные и проверенные сервисы, которым вы доверяете, с хорошими отзывами и высоким рейтингом. Центр цифровой экспертизы Роскачества собирается в будущем проанализировать безопасность приложений – определителей номера.
Звонил мошенник? Обращайтесь в полицию
Если даже вы не поддались на уловки мошенника, его действия все равно преступление. Куда обращаться, если вам звонил злоумышленник?
– Если случилось так, что вы стали жертвой такого звонка или раскрыли умысел звонившего на стадии разговора, напишите заявление в органы полиции. И в том и в другом случае действия звонившего – это не что иное, как состав преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество». И если в случае наступления ущерба – это оконченный состав и законченное преступление, то при попытке – это покушение на мошенничество, что также является предметом уголовного законодательства. В правоохранительных органах есть специализированные подразделения, занимающиеся делами, связанными с мошенничеством, совершенным посредством интернета или телефонии.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Телефонное мошенничество – по горячим следам
Намедни моих тестя и тещу телефонные мошенники развели на 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей. Я не смог им помешать, хотя очень пытался, и деньги заслуженных пенсионеров пополнили общак в какой-нибудь колонии под Челябинском, зато у меня получилось по горячим следам получить ответы на вопросы, которые интересовали меня, когда я читал подобные истории в интернете.
И я хочу поделится этим сокровенным, даже можно сказать — дорогостоящим, знанием с вами.
Добро пожаловать под кат!
Одним совсем не прекрасным утром я позвонил тестю, по какому-то, не особо важному, делу, но его телефон был занят. Я перезвонил через полчаса – по-прежнему было занято. Тесть бывший военный, говорит по телефону всегда максимально коротко, и мне сразу стало понятно, что что-то случилось.
Я позвонил на телефон тещи и из трубки полились бессвязный поток слов и всхлипы. По первым же словам сразу стало понятно, что произошло – «служба безопасности… счет скомпрометирован… сняли деньги… понес в банкомат, класть на секретный счет…»
Я попытался спасти ситуацию — перебил ее бред, сказал, что это мошенники и чтобы она остановила тестя, любым способом – почему-то мне на ум не пришло ничего умнее, чем предложить облить его водой. Мне казалось, что под воздействием НЛП мошенников люди становятся словно зомбированными и если их облить холодной водой — это позволит привести их в чувство.
Но ничего не получилось. Тещу заклинило на одной фразе – «Он меня не слушает…», которую она повторяла в ответ на все мои слова. Я не сразу, через пару минут только, сообразил, что у нее истерика и она меня совсем не слышит. Она очень властный человек, тесть без ее указаний, обычно, никаких серьезных решений не принимает, тем более об операции с крупной суммой денег и эта ее фраза была совершенно неестественной, надо было мне понять быстрее, что она не в адеквате, но я тоже был на стрессе.
Прекратив бесполезный разговор, я велел жене набрать теще и попытаться что-нибудь ей втолковать (ничего у нее, конечно, не вышло), а сам прыгнул в машину и поехал к ним, в тщетной надежде успеть помешать тестю перевести деньги мошенникам, но, к сожалению, не успел. Теща дверь мне не открыла – испугалась, что это бандиты пришли ее убивать, а тесть, с удивленным видом, стоял у банкомата, которому он только что скормил 350 000 рублей по 15 тысяч за один раз. Удивленным потому, что мошенники сбросили звонок и… почему-то не перезвонили, и он так бы терпеливо стоял и ждал дальнейших указаний, если бы я не пришел за ним.
Развод был классическим – позвонила «служба безопасности», как следует запугала, потом прислала на мейл инструкцию что делать, он пошел снял все деньги с пенсионного счета и положил их на указанный номер телефона. Бинго!
Расследование, проведенное мною, по горячим следам, дало ответы на такие вопросы:
— «Да как вы могли попасться так глупо, я же вам присылал ссылку о таком виде мошенничества месяц назад!»
Внезапно выяснилось, мы говорим с родителями на разных языках. Тесть отправлял мне по WhatsApp разную чушь, которую я удалял, не читая – открытки ко всем, церковным и не очень, праздникам, новости Первого канала, разную уфологическую хрень, теории заговоров и т.п. И когда я ему сказал, что я посылал ему подобную историю про звонок от «службы безопасности банка» — он только хлопал глазами — оказалось, что он тоже удалял, не читая, все мои послания, в том числе эти самые истории о мошенничествах, считая все, что я присылаю, неинтересной ерундой.
— «Почему поверили что это реально звонят из банка?»
Мошенники грамотно запугали пенсионеров страшными и непонятными фразами — «счет скомпрометирован», «фиксирую информацию» и т.п. А словосочетания СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ на бывшего военного и его жену подействовала прям магически – тесть потом сказал, что у него все в душе оборвалось, типа ну все – конец, посадят или расстреляют. А теща впала в истерику – «Беги скорее, делай что они говорят…». О деньгах в тот момент они уже не думали – себя бы спасти от тюрьмы или от чего похуже.
— «Почему вы не сообразили проверить их данные – телефон, мейл и т.п.?»
Оказалось, сообразили, проверили — в тот момент, когда тесть сидел за компьютером чтобы принять по почте «инструкцию», звонок прервался и у него было несколько секунд, чтобы что-то предпринять. Он вдруг засомневался и решил проверить номер телефона, с которого звонили, но тот или реально был похожим на телефон банка или тестю в горячке так показалось, в любом случае – шанс спастись был упущен. А то, что ему банк посылает письма не с официальной почты, а с яндекс.ру и деньги требует перевести на левый номер телефона – так кто ее знает-то эту официальную почту, и, наверное, сотрудник СБ пишет с секретного номера, а номер на то и секретный, поэтому не +7 495, а +7 909…
Когда тесть снимал все свои деньги в банке, кассир могла бы, конечно, что-то заподозрить, когда пенсионер с выпученными глазами примчался закрывать счет, но во-первых — это не ее работа, во-вторых — тестя проинструктировали, что надо сказать, что женится сын и нужны деньги на свадьбу, в-третьих – зная тестя, он бы не стал никого слушать, устроил бы скандал, но деньги все равно бы снял.
— А теперь вопрос на миллион – «Почему не позвонили в банк или мне, вы же знаете, что я работаю в этом банке?!»
— выяснилось, что теща позвонила, только не нам с банком, а тому, кому полностью доверяет и считает ЭКСПЕРТОМ во всем и в банковском деле тоже – сыну своей подруги. Он действительно работает в банке (оператором на телефоне в коллцентре какого-то мелкого полуподпольного банка, но какая разница, в банке же), и у моей тещи он считается супер-пупер знатоком – что у него ни спроси — горячие новости(Первого канала), сериалы, ток-шоу – на все у него есть авторитетное мнение (живет с мамой, смотрит с ней все эти новости, сериалы и ток-шоу). У меня и у банка про такое спрашивать бесполезно, поэтому она нашему мнению, естественно, не доверяет.
Теща и в обычной-то ситуации любит навести тень на плетень, а уж тут, когда целая СБ позвонила… В общем, «эксперт» ничего не понял из того, что она полунамеками спрашивала, но на всякий случай сказал, что СБ – это дело серьезное, и если со счетом что-то не так — деньги с него лучше снять — все, последний шанс соскочить с крючка мошенников был упущен.
Звонок в реальную службу безопасности мобильного оператора номера мошенников, ожидаемо, ничего не дал – «Мы не можем ограничивать наших клиентов в праве пересылать и получать деньги, обращайтесь в полицию», а позвонили мы через полчаса после последнего перевода денег, я надеялся, что можно остановить транзакции или заблокировать счет на время разбирательства, но нет.
И последний, самый интересовавший меня вопрос:
«Ну ОК, счет скомпрометирован, ладно, но у вас же на руках были НАЛИЧНЫЕ! Все — деньги спасены, зачем вы их понесли класть на какой-то секретный счет мошенникам? Положили бы их в шкаф, под постельное белье и дело с концом»
Тесть с тещей только молча хлопали глазами – такая идея им в головы не пришла. Мошенники не давали им ни минуты опомнится, все 3(ТРИ) часа, пока продолжалась «спецоперация», НЕПРЕРЫВНО висели на телефоне, постоянно направляя и контролируя их действия, и, попутно, продолжая запугивать. Если звонок срывался, тут же перезванивали, не давая шансов соскочить с крючка.
Какой из этого всего следует вывод
Если мошенники нащупали слабое место и человек заглотил наживку – испугался, запаниковал, то все — шансы, что он потеряет свои деньги, становятся очень велики. И на то, что он будет делать какие-то логичные и осмысленные действия, которые помогут ему спастись, рассчитывать не стоит.
Если, конечно, не произойдет какой-нибудь случайности, как например, это случилось с одной моей знакомой, когда ей позвонила СБ ее банка и стала спрашивать ПИН-код и прочее – она уже начала было диктовать номер, но поезд метро, в котором она ехала, вошел в тоннель и связь разорвалась. Она некоторое время ждала звонка, а потом сама перезвонила – только уже в настоящий банк. Но тут просто повезло.
Поэтому, проведите своим родителям ликбез по безопасности, попробуйте смоделировать с ними опасные ситуации и покажите, как на них реагировать, куда и кому обратиться за помощью, если что-то идет не так.
И, пожалуйста, это крайне важно, не повторяйте моих ошибок — сделайте это лично!
Почему мошенники звонят именно вам и как это прекратить?
Преступления, происходящие «по телефону», называются дистанционными и раскрываются очень редко. Поэтому обман следует вовремя распознать, а еще лучше – вообще предотвратить звонки. Для этого необходимо разобраться, как мошенники могут получить ваш номер телефона и личную информацию, а также ознакомиться с основными приемами обманщиков.
Как работают телефонные мошенники
Основная цель мошенников – получить деньги владельца банковской карты. И для этого им достаточно знать лишь номер, срок действия и специальный код CVV/CVC. Несколько цифр становятся известными злоумышленникам – и с карты уходит денежный перевод, отследить который будет почти невозможно. Это может оказаться неприятным, даже если на счету находится пара сотен рублей, но еще трагичнее ситуация станет для людей, которые собирают средства для серьезной покупки.
Способов получения информации от владельца банковской карты много. В первую очередь, мошенники представляются сотрудниками банка и целью своего звонка называют:
· блокировку карты, которую можно разблокировать, естественно, сообщив звонящему все данные – иногда это даже ПИН-код;
· сверку данных службой безопасности (или силовыми структурами);
· необходимость получения срочного перевода, для которого опять же нужны все данные о карте.
Продолжают работать и старые схемы, не требующие сообщать личные сведения и информацию о картах. Все, что нужно таким мошенникам – чтобы им напрямую перевели деньги. Способов может быть несколько: от звонка или СМС от «старого знакомого», который просит денег в долг, до просьбы перевести средства для близкого родственника, попавшего в больницу (как вариант – в полицию). Впрочем, верят таким мошенникам реже – поэтому эти методы менее популярны, чем звонки от «сотрудников банка».
Как мошенники могут узнать ваш номер телефона и данные карты
На просьбу сообщить информацию о своей банковской карте большинство людей реагируют правильно – вешают трубку или просто отказываются говорить мошеннику нужные ему цифры. Однако такие звонки серьезно раздражают. И вызывают вопрос – почему обмануть решили именно меня. Никакого секрета здесь нет – способов получить телефонный номер десятки, если не сотни. Вот только несколько самых популярных:
1. Телефон может запрашивать сайт для регистрации, создания комментария или других действий пользователя. И владелец номера сам предоставляет мошенникам нужную им информацию.
2. Данные берутся с сайтов объявлений. На некоторых ресурсах информация скрыта – связаться с человеком можно только через этот сервис. На других телефон виден всем. Хотя даже недоступные данные могут оказаться в открытом доступе.
3. Информация может покупаться мошенниками в Сети. Целые магазины по продаже баз данных с номерами существуют в даркнете – это часть интернета, доступная через браузер Tor.
4. Данные о номерах клиентов иногда продают недобросовестные сотрудники различных компаний, в том числе банков. В таких базах могут содержаться не только телефоны, но и личная информация пользователей – номера банковских карт, ФИО и паспортные данные.
5. Для получения конфиденциальной информации используют уязвимости программного обеспечения и вирусы. Известны случаи, когда встроенный в банковское ПО вредоносный код позволял даже отправлять денежные переводы без согласия владельца счета.
6. Еще один способ узнать номер – попросить телефон у человека на улице, чтобы сделать срочный звонок. Обычно это молодые люди приличного вида, которым с большей вероятностью дадут мобильный гаджет. А звонят они сообщникам, у которых останется номер будущей жертвы.
7. Телефоны часто указывают в профилях социальных сетей, форумов и даже интернет-магазинов. Взломав плохо защищенный аккаунт, мошенник получает телефонный номер. А если повезет – и другие конфиденциальные сведения, в том числе домашний адрес, полное имя и банковские данные жертвы.
По номеру мобильного телефона часто можно узнать ФИО владельца – с помощью поисковых серверов и соцсетей. Помогают узнать фамилию и имя мобильные приложения некоторых банков – например, Тинькофф или Сбербанка. Номера своих карт люди иногда указывают в личных сообщениях – узнать их можно, взломав профиль социальной сети или мессенджера. И уже потом использовать, доказывая свою принадлежность к персоналу банка. Ведь доверия к человеку, который позвонил владельцу карты, зная ее номер, будет больше, чем к любому другому абоненту.
Почему мошенников так много?
Жертвами телефонных мошенников часто становятся пожилые люди
Полученные сведения злоумышленники применяют, чтобы выманить средства у обычных людей. В первую очередь – у пожилых. Хотя обман оказывается успешным и при выборе в качестве жертвы человека среднего возраста, и даже представителя молодежи. И работает схема, в первую очередь, за счет большого количества звонков. Даже если 9 пользователей из 10 окажутся более внимательными и не попадутся на уловки, десятый принесет мошенникам прибыль.
Как распознать обман при разговоре
Определить, что информацию о банковской карте просит не сотрудник банка, а мошенник, довольно просто. Главное не действовать в условиях стресса и не спешить отправить перевод на подозрительный номер.
В первую очередь, важно понимать, что сотрудники банков и других официальных учреждений никогда не будут требовать у вас данные вашего счета. Обычно они звонят для предложения клиентам новых услуг. В крайнем случае, специалист просит сообщить кодовое слово, которое вы задаете при оформлении карты.
Узнать, что звонящий пытается обмануть пользователя, можно и по просьбе сообщить код CVV/CVC для перевода средств. Эти данные на самом деле не нужны для отправки денег – ни для предоплаты за покупку какой-то вещи, ни для срочного перевода. Если кто-то просит код – это точно мошенник, с котором не надо продолжать разговор. Также рекомендуем вешать трубку в ответ на просьбу сообщить ПИН-код и сроки действия карты. И даже на предложения (во время звонка или по СМС) отправить деньги.
Как избежать звонков мошенников
Чтобы не стать жертвой мошенников или даже избежать звонков и сообщений от них, владельцу телефона следует прислушаться к таким рекомендациям:
· Если деньги просят от лица знакомых или родственников, следует связаться с ними – и уточнить информацию. Впрочем, такие просьбы оказываются мошенничеством почти в 100% случаев.
· Нежелательно оставлять свои номера на площадках для объявлений, в анкетах и при регистрации на сайтах. Если без этого не обойтись, лучше завести отдельную СИМ-карту, которая будет использоваться только при необходимости (например, на период продажи автомобиля). Учитывая, что большинство смартфонов оснащено слотом для двух симок, завести второй номер – не проблема.
· Если данные карты (даже если только номер) каким-то образом оказались у злоумышленников, ее стоит на всякий случай заблокировать. То же самое рекомендуется сделать, получив сообщение о списании средств за покупку, которую владелец карты на самом деле не совершал.
Также не стоит устанавливать на смартфон и компьютер приложения из неизвестных источников, переходить по сомнительным ссылкам и получать права «суперпользователя». Все это делает гаджет уязвимым к вирусам и увеличивает вероятность попадания данных в чужие руки.
Заведите отдельную сим-карту для временной регистрации на сайтах
Все профили, в которых указан телефон, следует надежно защищать сложными паролями. А еще лучше – с помощью двухфакторной аутентификации, при которой получить доступ к банку можно только после ввода дополнительного кода из СМС.