технология agile что это такое простыми словами

Что такое Agile: методология, команда, оценка эффективности

Рассказываем, что представляет собой лежащая в основе методология, раскрываем основные понятия, объясняем, как устроена agile-команда и как оценивается ее эффективность.

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Agile — это целое семейство методологий гибкого управления проектами. Интересно, что само понятие управления здесь оказывается не вполне верным. Было бы более точным употреблять формулу «Agile — это способ командного взаимодействия, позволяющий совместно создавать продукты». Однако мы слишком привыкли к силе вертикальных, иерархических связей, поэтому и здесь устойчивым стало употребление слова «управление».

Неудобные вопросы

Управленцы самого разного уровня, от менеджеров низшего звена до директоров корпораций и государственных чиновников, бились над этим десятилетиями. Но до тех пор, пока единственным известным способом более-менее контролируемого создания продуктов и разработки проектов оставался поэтапный — шаг за шагом, одно за другим, — ничего с этими вызовами было не сделать.

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Для того чтобы перейти на качественно новый уровень проектной работы, потребовалось коренное изменение парадигмы.

Оказалось, что искать ответы на большинство этих больных вопросов просто незачем. Их нужно снять, а понятия, их породившие, по возможности упразднить. Так на месте поэтапной waterfall-разработки возникли гибкие методологии.

Делай сразу!

Главное мерило эффективности, принятое в гибкой методологии, — продукт. Пока другие только готовят документацию, agile-команды стремятся представить работоспособный прототип. Это как в знаменитой мотивирующей формуле: «„Сделано“ — это лучше, чем „идеально“». Реализуйте первую функцию и начните тестировать её, создавая следующую, и так раз за разом — вот главное правило.

Этап разработки в Agile, это самое «раз за разом», называется итерацией. Итерации имеют одинаковую длительность на протяжении всего проекта и в среднем составляют две недели. В рамках отдельной итерации выполняется конкретная задача, главным свойством которой является то, что ее решение должно обновлять продукт до новой версии или увеличивать его эффективность. Именно по этому признаку такие задачи и отбираются.

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Как итеративный подход обеспечивает гибкость? Благодаря тому, что отдельные процессы могут идти параллельно и независимо друг от друга. Да, надо признать, что это может увеличить конечный срок разработки от идеи до полностью готового продукта. Но в том-то и дело, что рабочий, функциональный и уже способный встретиться с конкурентами и порадовать пользователей продукт создаётся в Agile гораздо раньше, а цикличность доработок позволяет добиться куда лучшей проработки таких функций и возможностей, до которых при плановой работе руки бы не дошли никогда.

Горизонтальная организация

Agile-команда строится на принципах самоорганизации и относительного равенства всех участников. Даже человек, которого многие представляют главой проекта, product owner, на самом деле — лишь персонификация требований к продукту. Он выполняет роль носителя знаний о том, каким ожидается конечный результат, но отнюдь не является управляющим в стандартном понимании. Поскольку привычка к иерархичности трудноискоренима, во многих командах ему, увы, приходится брать на себя и контролирующие функции. Но идеалом гибкой разработки является коллективная ответственность членов команды друг перед другом.

Принципы формирования agile-команд разнятся в зависимости от конкретного проекта. Например, в музыкальном сервисе Spotify они строятся вот так:

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Ещё одна важная ценность agile-команд — взаимопроникновение знаний. Член команды не должен замыкаться в своей узкой области, ему следует стремиться к кросс-дисциплинарности. Это не значит, что программист должен быть и продавцом, а дизайнер — маркетологом.

Важно!
Но иметь базовые знания о смежных специализациях в гибкой разработке необходимо.

Изначально предполагалось, что это просто будет повышать эффективность работы и уровень взаимопонимания в команде, но сегодня, с развитием нейронаук, стало понятно, что такой подход вдобавок обеспечивает поддержание мозга в тонусе и динамичное создание новых нейронных связей. Такое «перекрёстное опыление» знаниями в Agile называется t-shape. Иллюстрация ниже объяснит, почему так, лучше всяких слов.

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Как внедрить Agile?

Переход от каскадной разработки, до сих пор привычной для многих организаций, к гибким методам работы над проектами может быть довольно болезненным.

Во-первых, вам предстоит упразднить иерархичность и при этом добиться того, чтобы все участники процессов смогли на равных разделить ответственность за результат.

Во-вторых, переход к итеративной разработке заставит сосредоточиться на том, чтобы каждый из этапов гарантированно привносил в продукт что-то новое. Это непросто, инерция плановой разработки будет преследовать вас первые несколько месяцев.

Третий вызов — если вы ведёте заказную разработку, будет непросто объяснить клиентам принципы работы, а если входите в состав крупной организации, та же проблема может возникнуть при обосновании перехода на Agile перед вышестоящими руководителями.

Если вам удастся справиться, процессы станут заметно эффективнее, а качество работы — выше. Главное, никогда не забывайте четыре основных ценности Agile, с которых начинается Манифест гибкой разработки:

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Следование им и поможет на этапе внедрения, и будет подспорьем в процессе работы.

Лучше познакомиться с Agile и другими современными методологиями, применяемыми в сферах от IT до медиа и маркетинга, а также погрузиться в построенные на их основе процессы вы сможете, пройдя курс «Руководитель digital-проектов» от Skillbox.

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Охотник за авторским контентом — ищет спикеров, помогает им делать авторские колонки, берёт интервью. Писал тексты для TJournal, vc.ru, Reed.media, Apparat, «Секрета фирмы», Accent.

Курс «Управление Digital-проектами»

Курс поможет вам оценить себя как менеджера: разобраться и понять, почему у вас что-то не получается. Определить, какие навыки и знания нужно подтянуть. И сделать это, выполняя практические задания.

Источник

Agilе для чайников: семь тезисов о методе, который любит Герман Греф

Методология Agile говорит о том, что не нужно пытаться с первого раза создать сложный и безупречный продукт — пока мы будем его совершенствовать, нас могут обогнать маленькие и шустрые конкуренты. К моменту, когда мы завершим весь цикл работ, наш проект может стать никому не нужен либо его концепция устареет. А денег, времени и сил будет потрачено много.

За популярность в России Agile может быть признателен Герману Грефу. Именно он во всеуслышание высказался в поддержку этого гибкого метода и продолжает обосновывать, почему это важно для банковской сферы (и не только). Хотя, надо признать, что Agile в России применялся еще до того, как Герман Оскарович съездил в Кремниевую долину, где познакомился с системой. Сегодня Agile внедряется в государственных учреждениях, банках, коммерческих организациях и используется для достижения совместных бытовых планов в некоторых семьях.

Вот несколько важных тезисов, которые, надеюсь, помогут вам понять этот, не такой уж сложный, подход.

Для тех, кто торопится и не хочет читать долго — объясню подход в четырех строках. Это цитата из манифеста Agile-разработчиков: «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану».

А для тех, кто все-таки хочет копнуть глубже — 7 фактов об Agile.

Тезис №1. Agile нужен, чтобы в сжатые сроки показать клиенту результат

Для этого большой проект разбивается на отрезки (итерации) длиной от 1 до 4 недель, в конце каждого из которых клиент должен получить работающий продукт. После получения обратной связи от клиента продукт с каждой новой итерацией становится лучше и ценнее для клиента. Например, заместитель директора информационной службы штата Вашингтон Майкл де Анджело рассказал, что еженедельно они рассылают во все государственные учреждения своего региона практические планы. Задача — регулярно в 7 дней, пусть маленькими шагами, но что-то менять в лучшую сторону. Служба выдает потенциально готовый продукт, который учреждения могут начинать применять сразу же. Не всегда это что-то материальное, важно, чтобы это было что-то, создающее ценность (например, полезные рекомендации к работе).

Тезис №2. Agile позволяет быстро запустить продукт, обогнав конкурентов

Забудьте о многолетней подготовке продукта — как говорится, лучше времени, чем сейчас, никогда не будет. Гораздо выгоднее дополнительно инвестировать в команду и оперативно занять никем не освоенный сегмент рынка, опередив всех своих конкурентов. Вспомним октябрь 2016 года и Сбербанк — тогда он первым на российском рынке предоставил возможность оплаты через Apple Pay. Как результат — 10 млн пользователей, которых банк сразу же собрал и записал себе в актив. Вот это было по-Agile.

Тезис №3. Agile нужен для гибкого управления бизнесом в постоянно меняющемся мире

Слово «agile» переводится с английского как «проворный, расторопный». И хотя agile-методы действительно позволяют быстро выводить на рынок качественные продукты, суть этого подхода не в скорости, а в гибкости. Хороший пример — компания «Кнопка», которая работает на бухгалтерском рынке. Типичная компания этой сферы — это 200 клиентов на 20 сотрудников. Привлечь большее количество клиентов можно, но зачастую это приводит к раздуванию штата. В «Кнопке» смогли применить гибкость и творческий подход agile-системы, тем самым увеличив портфель клиентов практически до 1000, не расширяя свой штат. В компании отказались от жестких KPI, регламентов и микроконтроля. Кроме того, было решено «облегчить жизнь» бухгалтерии: в компании поняли, что довести бухгалтерский баланс до совершенства невозможно, и стали применять принцип Парето — риск доначисления нескольких сотен рублей не должен стать поводом бессонных ночей бухгалтера и бесконечных звонков клиенту с требованиям предоставить все возможные данные. Так сократились часы сотрудников, уменьшился градус напряженности в коллективе и нашлось место для «творческого подхода» в области дебета и кредита.

Тезис №4. Agile мотивирует команду, не прибегая к материальным стимулам

По итогам каждого отрезка заказчик оценивает результат и даёт обратную связь. Забеги на короткие дистанции дают ощущение быстрой победы, а благодаря регулярному общению и тесной связи с бизнесом команда ощущает значимость своей работы для общего дела. Неудивительно, что 98 % компаний, внедривших Agile, отмечают рост мотивации своих сотрудников. Например, разработчик облачных решений Salesforce применил Agile-подход, когда компания выросла до 200+. В этот момент руководство поняло, что, «как раньше» работать не получается. Поэтому все команды переформировали в кросс-функциональные (сотрудники разных отделов могли больше взаимодействовать, были ориентированы на один общий результат и узнавали о параллельных процессах много интересного). В итоге, компания за три месяца достигла того, чего не могла добиться весь предыдущий год. Как результат — счастливые заказчики и команды без дополнительных мотивационных вложений.

Тезис №5. Agile и микроконтроль несовместимы

Согласно методике Agile, руководитель не контролирует команду, а задаёт рамки, указывает цели и даёт достаточно свободы в принятии решений. После чего поддерживает, фокусирует, направляет и устраняет препятствия на пути команды. Для эффективной работы команда должна быть самоорганизованной единицей. Контроль как инструмент управления в Agilе-подходах заменяется на полную прозрачность процесса, которая в трех простых вещах: каждый в команде знает, что делают все остальные. Каждая команда знает, зачем она делает то, что делает (иными словами, ориентирована на бизнес-цель). И, наконец, проблемы, промахи и ошибки не замалчиваются, а обсуждаются и решаются. Например, поставщик онлайн-платежей PayU практиковали гибкость в течение нескольких лет на большинстве предприятий, но пока они не избавились от избыточной корпоративной отчетности, больших сдвигов не происходило.

Тезис №6. Agile подходит не только для IT-бизнеса

Agile-подходы применяются не только в разработке программного обеспечения, но и в производстве физических вещей и даже в госуправлении. Например, испанец Амансио Ортега — богатейший человек мира на август 2017 г. — применяет agile-подходы почти во всех компаниях, входящих в принадлежащий ему розничный гигант Inditex: Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear и другие. Быстрая обратная связь от потребителей и регулярные эксперименты, позволяющие оперативно проверять гипотезы, позволяют Zara выпускать до 40 коллекций в год (у среднего аналогичного бренда — от 4 до 8 коллекций). Другой пример — госучреждения Великобритании, где Agile — негласный стандарт. Например, метод применяется в области государственных услуг. Данные о потребностях граждан постоянно анализируются и работа сервисов госуслуг корректируется, исходя из собранной информации (например, становятся более удобными часы работы).

Тезис №7. Внедрение Agile может привести к краткосрочному снижению издержек, но это не главное

Хорошие профессионалы стоят дорого, поэтому пока формируется команда, расходы оказываются высокими. Однако суммарные затраты на проект будут низкими за счет быстрого запуска продукта. Например, поставщик медицинских информационных решений корпорация Cerner внедрил Agile, когда встала необходимость ускорить выпуск своих продуктов на рынок. Благодаря гибкому подходу компания сократила выход на рынок и издержки до 75%.

Источник

В Чем Секрет Популярности и Эффективности Методологии Agile

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Сегодня в мире управления проектами существует множество инструментов и методологий, которые помогают улучшить качество производимого продукта.

Также участники опроса рассказали, в каких департаментах их организаций используют Agile методологии. Среди них:

В этой статье мы подробнее расскажем, что же такое Agile методология, на чем она основана и почему так популярна.

Что такое методология Agile?

Agile — это набор практик, целью которых является оперативная реакция на изменения в ходе рабочего процесса.

Такие подходы помогают командам быстро реагировать на обратную связь от клиентов и заказчиков, тем самым постоянно улучшая производимый продукт.

Стоит отметить, что Аджайл (от англ. agile — гибкий) — это не набор конкретных методов и не свод инструкций. Будет правильнее сказать, что Agile — это группа методологий, которые стремятся к улучшению производимого продукта с помощью повторяющихся рабочих циклов и постоянного фидбека от клиентов.

Философию Agile характеризуют гибкость и скорость команды, а также максимальная прозрачность рабочих процессов.

Проще говоря, Agile — это не про отчетность, документооборот и четкий план, а про постоянное общение с клиентом и готовность оперативно реагировать на изменения в ходе проекта.

Чаще Agile используется для разработки программного обеспечения. В этой сфере Аджайл базируется на итерациях фаз программирования и тестирования на протяжении полного жизненного цикла продукта. В Agile и разработка, и тестирование выполняются одновременно, в отличие от методологии Waterfall, в которой проект выполняется поэтапно.

В программировании методология Agile начинается с описания клиентом результата, которого он стремится достичь. Команде важно четко понимать, какие проблемы с помощью разработанного продукта хочет решить заказчик.

С началом работы команда циклично проходит процессы планирования, проектирования, реализации и оценки. В ходе выполнения этих процессов конечный результат может измениться, если выяснится, что он будет еще больше соответствовать целям и стремлениям клиента.

Постоянное взаимодействие команды с заказчиком и остальными заинтересованными лицами способствует оперативному обсуждению грядущих изменений. Это позволяет принимать полностью обоснованные и согласованные со всеми участниками команды решения.

Непрерывное стремление компаний улучшить производимый продукт помогает им оставаться конкурентоспособными на протяжении долгого времени.

Преимущества Agile:

Agile манифест

Публикация Agile манифеста в 2001 году знаменовала рождение Agile как методологии.

Началась эта история в американском штате Юта, где в начале 21 века 17 независимых программистов собрались для обсуждения будущего разработки программного обеспечения.

Группа сошлась во мнении, что главная проблема среди команд разработчиков заключалась в том, что они были чрезмерно сосредоточены на планировании и документировании циклов разработки ПО. И упускали из виду то, что действительно имело значение, а именно удовлетворенность заказчиков.

Манифест группы разработчиков стал новаторским и в корне изменил подход к сотрудничеству с клиентами и достижению целей команды. Agile Manifesto не являет собой свод правил, он выделяет ключевые ценности, которые ставят взаимодействие с людьми на первое место.

За последние 20 лет с момента создания манифест приняли многие команды и организации из разных профессиональных сфер. Сегодня документ доступен более чем на 50 языках, включает в себя 4 ценности и 12 принципов.

4 ценности Agile манифеста:

Авторы манифеста отметили, что не отрицают необходимость пунктов, находящихся в правом столбце. Но все же в приоритет выносят ценности, расположенные слева.

12 принципов Agile манифеста о разработке программного обеспечения:

Популярные Agile методологии

Существует множество различных методологий (или фреймворков) гибкой разработки, которые держат за основу ценности и принципы Agile манифеста. Канбан (Kanban), Скрам (Scrum), Бережливое производство (Lean) и Экстремальное программирование (XP) — часто используемые из них.

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Kanban

Это визуализированный подход к управлению проектами. Используя Канбан, команды визуализируют задачи при помощи доски и стикеров либо специальных онлайн-инструментов.

Задачи перемещаются между столбцами, обозначающими их статус. Такой подход позволяет эффективно расставлять приоритеты, контролировать прогресс выполнения проекта, а также ограничивать объем незавершенной работы.

Scrum

Скрам — это методология управления проектами, в которой командой руководит Скрам-мастер. Его главная задача состоит в устранении преград на пути к завершению проекта.

Работа в команде делится на короткие повторяющиеся циклы, которые называются спринтами и обычно длятся 1-4 недели. При этом команда собирается на ежедневные митинги (стендапы), чтобы обсудить текущие задачи и препятствия, которые предстоит преодолеть.

Экстремальное программирование (XP)

Название методологии произошло от идеи использовать полезные классические методы разработки ПО, подняв их на «экстремальный» уровень.

Доступно проиллюстрирует идею XP способ «парного программирования». В этом случае один разработчик занимается написанием кода, а его коллега непрерывно просматривает и проверяет написанное, не дожидаясь окончания работы первого программиста.

Бережливое производство (Lean)

Ключевой задумкой бережливого производства является максимально экономный и разумный подход к ресурсам проекта. Методология Lean — это набор инструментов и принципов, направленных на выявление и устранение возможных потерь для ускорения процесса разработки.

В понятие потерь входят не только затраты времени, финансов и труда. Сюда же относится и нереализованный творческий потенциал команды и каждого ее участника.

Другие гибкие методологии разработки ПО

В управлении проектами существует ряд других методологий управления проектами кроме тех, что мы перечислили выше:

Каждая методология воплощает в себе принципы частых итераций, непрерывного обучения и высокого качества производимого продукта.

Что это будет, классический Скрам из учебников или смесь Канбан и XP, зависит целиком и полностью от вас. Главное, чтобы выбранный способ удовлетворял потребностям проекта. Гибкость приветствуется даже в выборе методологии этой самой гибкости.

Например, разработчики программного обеспечения чаще предпочитают Scrum и XP, в то время как Канбан — любимец команд, ориентированных на сервис (IT, маркетинг или отдел кадров).

Кому подойдет методология Agile?

Несмотря на популярность и высокие результаты при использовании методологии Agile, применять ее в работе над каждым проектом нет никакой необходимости. Все же Agile не панацея.

К примеру, простой баннер или веб-сайт можно сделать поэтапно, используя техническое задание от заказчика.

Существует несколько условий, при которых проекту наверняка потребуется гибкая методология управления:

В этом случае разумнее реализовывать проект постепенно и постоянно его тестировать. Это поможет сэкономить непредвиденные расходы.

Чем дольше будет длиться работа над проектом, тем сложнее прогнозировать и планировать его развитие в отдаленном будущем.

Так бывает, когда команда разрабатывает инновационный продукт. В этом случае невозможно заранее проработать весь его функционал. Поэтому логичнее идти к созданию продукта небольшими шагами и опять же постоянно его тестировать.

Когда идей много, внедрять их одновременно — решение рискованное и экономически нецелесообразное. Ведь заранее сложно сказать, какие из них окажутся удачными.

Идеальное условие для внедрения Agile методологий — это заинтересованность заказчика в плотном сотрудничестве с командой.

Инструменты для работы с Agile-проектами

Вовлеченность в проект нескольких команд делает рабочий процесс менее прозрачным. Кроме того, менеджеру, руководителю и заказчику становится все сложнее следить за прогрессом проекта, контролировать его реализацию и вносить изменения.

Облегчить работу с комплексными проектами и настроить взаимодействие между участниками команды помогут инструменты управления Agile-проектами. С ними вы всегда можете видеть общую картину проекта, контролировать загрузку работников, общаться с командой и держать заказчика в курсе изменений и корректировок.

Онлайн-диаграмма Ганта с легкостью выполнит все эти задачи и упростит работу с проектом всем его участникам.

Онлайн диаграмма Ганта GanttPRO

Ведите проекты, управляйте временем, ресурсами и финансами.

Какую гибкую методологию управления проектами предпочитаете вы?

Agile — незаменимый подход к управлению проектами, который держит команду в тонусе и постоянно помогает добиваться лучших результатов. Благодаря тесному сотрудничеству команды и заказчика, а также вовлеченности и обратной связи потребителей продукта, результат приносит еще большее удовлетворение каждому участнику проекта.

А какие Agile методологии управления проектами предпочитает ваша команда? Делитесь в комментариях ниже.

Источник

AGILE – гибкая система управления проектами

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Приходилось ли вам когда-нибудь заниматься проектами или хотя бы принимать участие в проектной работе? Если да, то наверняка вы заметили, что наладить работу команды может быть достаточно сложно. И даже если она налажена, есть риск, что все усилия окажутся напрасными, ведь требования к необходимому результату часто меняются.

Однако существенно упростить работу над проектом и научиться им управлять, тем самым повысив эффективность команды, можно при помощи системы гибкого управления проектами под названием Agile («Аджайл» или «Эджайл»). Вообще, мы уже вкратце рассказывали о ней в нашем курсе по управлению проектами (четвертый урок), но сейчас поговорим на эту тему более подробно.

Метод Agile: определение и краткая история

Как бы непривычно это ни звучало, но серьезно разрабатывать программное обеспечение и управлять проектами начали уже в 70-х годах прошлого века. Именно в 1970 году американский ученый-компьютерщик Уинстон Ройс составил документ, называвшийся «Управление развитием крупных программных систем». В нем он приводил критику последовательной разработки, указывая на то, что разработка программного обеспечения не должна походить на работу сборочной линии (как, например, делается в автомобильном производстве), где новые детали по очереди добавляются в последовательные фазы.

Вместо того чтобы ждать, пока будут поочередно завершены все этапы (фазы), Ройс предложил применять фазовый подход. Суть его в том, что изначально собираются все требования, необходимые для проекта, после чего завершается вся архитектура, создается дизайн, записывается код и т.д.

На основе этого в 90-х удалось создать комплекс гибких методов разработки ПО, способных заменить сложные и трудоемкие методы. Происходило это так:

Все вместе эти методы объединились под общим названием гибких методов разработки ПО.

Четыре года спустя – в 2001 году в штате Юта (США) на курорте Snowbird собрались семнадцать разработчиков программного обеспечения. В результате обсуждения методов разработки был опубликован «Манифест о гибкой разработке программного обеспечения Agile» (в переводе с английского понятие «agile» означает «подвижный», «проворный» или «быстрый», но в большинстве случаев его переводят именно как «гибкий»). Он и задал темп всей дальнейшей работе над созданием ПО.

Манифест Agile

Манифест, созданный программистами, включает в себя 4 базовых идеи и 12 принципов эффективного управления проектами. Любая из систем управления проектами на основе Эджайл (о системах мы поговорим позже) опирается именно на эти идеи и принципы, хотя и использует их в разных вариациях.

Постигая Agile, в дополнение к обзору идей и правил обязательно ознакомьтесь с этим небольшим видео, где специалист по проектному управлению, консультант и бизнес-тренер Алексей Таченков рассказывает об основах системы.

Чтобы реально осуществить на практике вышеизложенные идеи и принципы, необходимо придерживаться нескольких правил. Только тогда Agile-менеджмент проекта может быть эффективен.

Ключевые моменты в применении Agile

Agile-методология основывается, в первую очередь, на визуальном контроле. Чаще всего участники проекта, работая над достижением результата, пользуются специальными цветными карточками. Один цвет сигнализирует о завершении планирования какого-то элемента конечного продукта, другой – о завершении его разработки, третий – о готовности и т.п. Визуальный контроль позволяет команде иметь наглядное представление о текущем состоянии процесса и гарантирует одинаковое видение проекта всеми ее членами.

Члены команды и клиент в большинстве случаев работают вместе и рядом. Благодаря этому существенно ускоряются многие рабочие процессы, которые связаны с информированием участников проекта. Кроме того, совместная работа способствует созданию здоровой атмосферы для плодотворного и эффективного сотрудничества и скорейшего достижения результатов.

Когда руководитель проекта, команда и клиент действуют сообща, исключается опасность недопонимания целей и утери информации. Все рабочие процессы становятся максимально прозрачными, а это значит, что любые возникающие проблемы можно разрешать практически моментально и находить лучшие варианты их решения.

Особое внимание нужно уделить руководителю проекта. Его нельзя назвать человеком, раздающим указания налево и направо. Руководитель здесь выступает скорее в роли лидера, который задает направление и определяет правила сотрудничества и работы. Другими словами, Agile-управление является адаптируемым.

Еще одним важным моментом Agile-методологии является разделение всего объема проекта на несколько более мелких составных частей. Такой подход многократно упрощает процесс разработки, а отдельные группы команды могут фокусироваться каждая на своей конкретной задаче.

Работая над одним циклом, участники проекта овладевают новыми навыками и получают новые знания, а также анализируют допущенные в процессе ошибки. Все это сводит вероятность совершения подобных ошибок в будущем (в следующих циклах и других проектах) практически к нулю.

И, наконец, последний значимый элемент подхода – это спринты и ежедневные встречи. Спринтами называются ограниченные конкретными сроками (дедлайнами) отрезки времени, в течение которых команда успевает выполнить определенные задачи. Именно благодаря спринтам команда может видеть результаты своих действий.

Если же мы разделим все время, отведенное на проект, на несколько спринтов, получим конкретное их количество; пусть их будет 15. Каждый спринт длится, к примеру, две недели. Вот как раз в течение этих двух недель (времени, отведенного на спринт) участники каждый день встречаются для обсуждения процесса и прогресса.

Ежедневные встречи не должны превышать 15 минут. Организуются они для того, чтобы каждый член команды дал себе же ответ на три вопроса:

Ответы на эти вопросы позволяют держать под контролем процесс, понимать, на какой стадии находится каждый из участников команды, и устранять потенциальные проблемы на пути к цели. Если же обобщить, то внедрение Agile-методологии возможно, если соблюдается несколько условий:

В настоящее время проект-менеджмент с поддержкой Аджайл по большей части распространен в IT-сфере, однако и деловая сфера его начинает осваивать. Эта система применяется в обучении, маркетинге, бизнесе. Гибкое управление проектами берется на вооружение множеством компаний и государственных структур.

Примеры: правительство Новой Зеландии, правительство Нигерии, Норвежский пенсионный фонд, компания Return Path (программное обеспечение), компания Oreo (производство печенья), компания Aviasales (крупнейший поисковик авиабилетов), компания Hewlett-Packard (крупнейшая американская IT-компания), «Сбербанк» (наверное, знаете, что это).

Эти и многие другие организации используют в работе самые разные методы управления проектами, основанные на Agile. И поговорить об этих методах не менее важно, чем о самой методологии.

Популярные методы управления проектами

технология agile что это такое простыми словами. Смотреть фото технология agile что это такое простыми словами. Смотреть картинку технология agile что это такое простыми словами. Картинка про технология agile что это такое простыми словами. Фото технология agile что это такое простыми словами

Существует немало методов проект-менеджмента, которые применяются разными современными компаниями. Но самыми известными и востребованными среди них по праву считаются Scrum (Скрам) и Kanban (Канбан).

Метод Scrum

Среди всех методов системы Agile Scrum отличается тем, что делает основной упор на качественный контроль рабочего процесса. Впервые описавшие его японские специалисты по стратегическому менеджменту Хиротака Такуэти и профессор в области научно-технических знаний Икуджиро Нонака называют метод «подходом в рэгби», где Scrum является «борьбой за мяч».

Метод заключается в том, что разработка проекта разделяется на спринты, по окончании которых клиент получает улучшенное ПО. Спринты строго фиксируются по времени, и могут длиться от 2 до 4 недель. Рабочий процесс в одном спринте включает в себя несколько стадий:

В большинстве случаев Скрам применяется в работе со сложным ПО и для разработки продукта с использованием инкрементных и итеративных методов. Благодаря ему серьезно повышается производительность команды и сокращаются временные затраты на достижение цели.

Scrum улучшает результаты, помогает адаптировать проект к изменениям, обеспечивает более точную оценку при меньших трудозатратах на анализ и позволяет эффективнее контролировать этапы работы и сценарий проекта. Все это как нельзя лучше соответствует бизнес-целям.

Метод Kanban

Канбан – еще один метод, делающий командную работу более результативной и продуктивной. Смысл его сводится к приданию процессу разработки максимальной прозрачности и равномерному распределению нагрузки среди участников проекта. Важная особенность Kanban еще и в том, что он мотивирует людей на постоянное сотрудничество, совершенствование и обучение.

Работа по методу Kanban выстраивается на нескольких принципах. Во-первых, вся информация о проекте должна быть визуализирована, что позволяет видеть накладки, ошибки и недочеты и активно их устранять. Во-вторых, работа над одной задачей должна вестись одновременно всей командой – это помогает сбалансировать усилия и получаемые результаты, исключает неравномерное распределение нагрузки. И, в-третьих, время на выполнение всех задач строго контролируется, благодаря чему оптимизируется процесс и экономится время.

В отличие от Скрам, Канбан обрел популярность намного позже, но это ни в коей мере не умаляет его достоинств и не делает менее эффективным. Метод полезен как в IT-области, так и в бизнес-сфере.

Это лишь примеры основных методов управления проектами, основанных на Agile. Но не стоит пренебрегать и другими методами, такими как PRINCE2, Lean, Six Sigma, XP, CCPM, ECM, Waterfall и другие. К тому же у Аджайл, наряду с преимуществами, есть и некоторые недостатки.

Плюсы и минусы Agile

Постигая Agile, важно знать как о положительных, так и об отрицательных сторонах этой методологии. Начнем с плюсов.

В первую очередь стоит отметить, что Agile-управление очень гибкое. Если, например, традиционная методология указывает на конкретные этапы работы, то Эджайл легко подстраивается под потребителя конечного продукта и требования заказчика.

Собственно, и в конечном продукте число дефектов минимизируется, ведь он является результатом тщательной проверки качества, которая проводится по завершении каждого этапа-спринта.

Кроме того, Agile быстро запускается, легко реагирует на изменения, позволяет команде разработчиков и клиентов поддерживать постоянную связь в реальном времени. Преимущества очевидны, но давайте поговорим и о минусах.

Недостатки методологии состоят в том, что, во-первых, постоянная обратная связь может приводить к тому, что все время будет переноситься и дедлайн проекта, тем самым создавая угрозу бесконечно продолжающейся работы. Если заказчик видит, например, только результаты, но не имеет представления об усилиях, потребовавшихся для их достижения, он будет все время требовать улучшений.

Второй недостаток заключается в необходимости адаптировать под изменяющиеся условия проекта проектную документацию. При отсутствии надлежащего информирования команды об изменениях или дополнительных функциях документы с функциональными требованиями или архитектурой могут оказаться неактуальными на текущий момент времени.

Третьим существенным минусом Аджайл можно назвать необходимость в частых встречах. Они, конечно, способствуют повышению эффективности работы, но все же постоянное отвлечение членов команды может сказаться на процессе отрицательно, ведь внимание людей систематически уходит в сторону от решаемых задач.

Сюда же можно отнести такие вещи как необходимость в постоянном присутствии клиента, невозможность выстраивать долгосрочные планы и потребность в мотивированных и высококвалифицированных специалистах. Кстати, последнее в огромной степени касается и внедрения Agile-управления в деятельность организации. И, постигая Agile, с темой ее внедрения тоже нужно познакомиться.

Внедрение Agile

Примеров внедрения Эджайл в работу компаний есть достаточно много. И практически все они говорят, что оно требует целого комплекса важных мероприятий.

Для начала выбирается конкретный метод, что зависит от условий проекта. Затем определяются задачи и цели, основной дедлайн и сроки спринтов, численность команды и другие составляющие работы над проектом. Важно подобрать метод, отвечающий максимальному количеству требований.

Как мы и сказали, для внедрения Agile необходима команда профессионалов. Все ее члены должны знать базовые идеи и принципы методологии и уметь их применять. Если в компании нет таких людей, сотрудников нужно обучить. Руководство компании, решившей перейти к использованию Аджайл, также должно четко понимать, готова ли организация к изменениям, можно ли применять систему к своим проектам и т.д. Чаще всего, чтобы ответить на эти вопросы, приходится обращаться к специалистам по Agile.

На следующем этапе приглашается человек, имеющий опыт работы с системой. Он демонстрирует ее, разъясняет суть спринтов и действий, функции членов будущей команды, особенности взаимодействия между ними и другие вопросы. И только после этого формируется новая команда, распределяются роли, задачи и обязанности, подбираются инструменты для ведения аналитики, отчетности и т.д.

Окончательным этапом будет первый опыт с Аджайл, т.е. первый проект с его использованием. Нужно понимать, что неизбежны ошибки, недочеты, нестыковки, отставания. Придется отказаться от одних инструментов и заменять их другими, возможно – менять роли между людьми в команде. Первый опыт – это процесс адаптации, причем адаптации двухсторонней: компания привыкает к методологии, а методология подстраивается под компанию.

Заключение

Подытоживая данный обзор, напомним, что теория и практика – это две разные вещи. Новые методики и технологии и их внедрение – это своеобразный вызов команде, и как прийти к большей эффективности – дело всегда индивидуальное. Agile – это не панацея и не гарантия успеха, но он позволяет установить правильный курс и найти ориентиры на пути.

Для реализации любого проекта обязательно придется что-то менять, искать новые решения, генерировать необычные идеи. Лишь подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия работы и требования заказчиков, можно найти верные способы действий. И гибкая методология управления проектами Agile может стать в этом деле верным помощником.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *