технологическая карта что такое корень слова 3 класс
Технологическая карта урока русского языка «Корень слова. Однокоренные слова»(3 класс)
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка «Корень слова. Однокоренные слова»(3 класс)»
Технологическая карта урока (11.11.2020)
Емельянова Екатерина Александровна
Корень слова. Однокоренные слова.
Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование умения выделять корни в словах.
-повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории;
-способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.
— развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.
-воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
— планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;
— ориентироваться в разных способах выполнения заданий.
— умение оценивать свою работу на уроке
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
— в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
-обучающийся научится находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
-получит возможность научиться распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах
Мультимедийный экран, компьютер, слайды, карточки с заданиями.
Техкарта урока русского языка на тему «Состав слова. Корень» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оборонинская СОШ» Кужновский филиал
Тамбовской области Мордовского район
Технологическая карта урока по программе «Перспектива»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учитель: Соболева Надежда Николаевна
Состав слова. Корень
Уточнение и расширение знаний учащихся о корне, составе слова
Образовательные: формирование умений выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; находить в словах корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать однокоренные слова.
Развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитание любознательности, интереса к учёбе.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы; владеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Уметь: разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; строить сообщения в устной и письменной речи.
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
учебник, презентация, карточки для обучающихся с заданиями, карточки для игры с однокоренными словами.
Технологическая карта урока «Корень слова»( 3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 41
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов,
для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные
и согласные в корне однокоренных слов
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
результаты
(предметные)
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Основное содержание темы, понятия
и термины
Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова
Учебник, рабочая тетрадь
о рганизационная структура (сценарий) урока
Технологическая карта урока русского языка на тему:«Что такое корень слова?»
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему:«Что такое корень слова?»»
государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
урока русского языка,
проведённого 15.10.2020 г.
в 3 «Б» классе ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
студенткой 4 «Б» группы
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Закутневой Инной Викторовной
Учитель: Нечепоренко Е. А.
Методист: Резникова А. А.
Класс, предмет: 3 «Б» класс, русский язык.
Тема: «Что такое корень слова?»
Цель: организация деятельности обучающихся по изучению грамматического понятия «корень слова».
1. Актуализировать знания об однокоренных словах.
2. Формировать умение различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
1. Развивать речь, мышление, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.
1. Содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка.
Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу.
Р2: выполнять действия по намеченному плану.
П1: пользоваться словарем в учебнике.
П2: осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям.
К1: участвовать в диалоге, общей беседе.
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Для учителя: учебник В.П. Канакиной «Русский язык», 3кл 1ч, технологическая карта, презентация, карточки для с/р и рефлексии.
Для обучающихся: учебник В.П. Канакиной «Русский язык», 3кл 1ч, тетрадь, пенал.
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует обучающихся. Мотивирует к деятельности.
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по-доброму прожит.
Он умножит счастливые дни.
— Здравствуйте, меня зовут Инна Викторовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Ребята, закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка – значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем!
Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя и воспринимают установку.
Отвечают на вопросы.
Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Формирование готовности восприятия учебного материала
2. Актуализация опорных знаний
Организует минутку чистописания.
— Сейчас у нас минутка чистописания.
Запишите строчную букву «н», следующим образом «н н н н». (образец на доске). Когда закончите, то покажите свою готовность.
— А какой звук обозначает буква «н»?
— Твердый или мягкий?
— Глухой или звонкий?
— Парный или непарный?
— Откройте словарик на стр. 150. Выпишите 2 слова из словарика через запятую. Поставьте ударение в этих словах. Выделите орфограммы.
— Давайте проверим, что вы выделили. СЛАЙД2
— Какие орфограммы в слове народ?
— Какие орфограммы в слове ноябрь?
Выполняют минутку чистописания в тетрадях.
— Может быть и твердым и мягким.
Выполняют указание учителя.
— Буква «а» не проверяется ударением; парная согласная на конце слова, можно проверить словом «народы».
Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
П1: пользоваться словарем в учебнике.
3. Организация познавательной деятельности
Подводит к теме и цели урока.
— Прочитайте слова. СЛАЙД3
— Рыбак, рыба, рыбачить.
— Как называются такие слова?
— Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов?
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
— Подберите однокоренные слова с таким же корнем.
— Сформулируйте тему урока.
— Какую цель поставим?
— А где нам в жизни пригодятся полученные знания?
Отвечают на вопросы учителя.
— Рыбалка, рыбный, рыболов.
— Узнать, что такое корень слова.
— При написании писем, сообщений.
Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
К1: участвовать в диалоге, общей беседе.
Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу.
3.2 Открытие нового знания
Организует работу со стихотворением.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот ещё посадки рядом,
С ним садовник идет.
Гулять в саду словесном.
— О чем шла речь в стихотворении?
— Какие родственные слова вы услышали?
— Посмотрите на слайд. СЛАЙД4
— Верно. А сейчас послушайте небольшую шутку.
Родня ли гусеница гусю? СЛАЙД5
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
— А я ваша тётка – гусеница.
— Есть ли в этом рассказе родственники?
— Кто же эти родственники?
— Какой вывод мы можем сделать? Что же такое однокоренные слова?
— Откройте учебники на стр. 74.
— Давайте посмотрим, верно ли мы сказали.
(Один из учеников читает) Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
— А теперь обратите внимание на правило в оранжевой рамочке.
— Посмотрите на упр. 130. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
Выходи к доске, выполним упражнение.
— Какие однокоренные слова мы выпишем?
— А сейчас узнаем лексическое значение этих слов при помощи словаря С. И. Ожегова: СЛАЙД6
«Осиновый, осинки, осины – от слова осина – лиственное дерево.
Осинник – осиновый лес.
Подосиновик – съедобный трубчатый гриб с красно-желтой шляпкой».
— Итак, выписываем слова.
— А теперь выделяем в них корень и подчеркиваем в корне непроверяемую орфограмму.
Так что же такое корень слова?
— Что заключено в корне однокоренных слов? Давайте обратимся к правилу.
Технологическая карта по русскому языку на тему :»Корень слова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Руководитель практики Учитель начальных классов
«___» ________________ 20 ___ г. «___» ______________ 20 ___ г.
Технологическая карта урока по русскому языку
студентка Ш-32 группы
Дата проведения урока: 20.10.2020.
Предмет : русский язык
Тема урока: «Корень слова»
Цель: создание условий для систематизации знаний о корне как части слов а и о признаках однокоренных слов.
· Образовательная: закреплять полученные ранее знания об однокоренных словах и тренировать умение применять их на практике.
· Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание.
· Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Формирование универсальных учебных действий:
· формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний;
· развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися.
· уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ;
· оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· уметь отвечать на вопросы учителя и учащихся.
· слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассников;
· осознанно строить речевое высказывание
· использовать речь для регуляции своих действий.
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Витальевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
-Записывают число, классная работа.
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии
Значит, мы сегодня с вами будем что-то…
— Да, с повторения мы начнём новый раздел. Давайте откроем учебники на с. 73 и познакомимся с ним.
— Что нам уже хорошо знакомо из состава слова? Что уже умеем?
— А теперь переносимся на с. 74 и посмотрим, с этой ли темы нам предлагает начать учебник.
-Итак, тема нашего урока …?
Мы будем отвечать на вопросы:
— Что такое корень слова?
— Что такое однокоренные слова?
— Как найти в слове корень?
— Ребят, а зачем нам так подробно работать с корнем слова? Может и не надо вовсе уметь подбирать однокоренные слова?
Да, и это всё только начало. Впереди нас ждут ещё разные фокусы с корнями, например, чередование в них гласных и согласных звуков (снег-снежок, ухо-уши, беру-забираю…)
Открывают учебники, читают название раздела.
Определяют тему урока и ставят задачи.
Именно в корнях слов находятся орфограммы – безударный гласный звук и парный по звонкости-глухости согласный. Для их правильного написания надо уметь подбирать однокоренные слова.
Выявление места и причины затруднения в пробном действии
-Ребята, прочитаем текст. (строфы читают разные ученики, текст выведен на экран).
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово,
Слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
-. Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.
— Проверьте себя по образцу на доске. Слайд 3
— С каким словом связаны все эти слова? Какой корень выделили?
— Вам понятен смысл слова «сад»?
— Что такое корень слова?
— Что такое однокоренные слова?
— Давайте посмотрим правила в учебнике на с. 74.( дети читают про себя, потом проговаривают в слух)
— Мы всё правильно вспомнили?
Находят слова, выделяют корни.
На конце слова «сад» надо проверить «д».
— Корень слова – это главная часть слова, в которой заключен его смысл.
— Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Читают правила, сравнивают с ответами.
Построение проекта выхода из затруднения
— Теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и слово «лесник». Найдите в нём корень. Как это сделать?
Запишите к нему ещё 2-3 однокоренных слова.(лесовод, лесопилка, лес, лесной)
— Чтобы найти в слове корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Реализация построенного проекта входа из затруднения
— У вас уже открыт учебник на стр.74, прочитайте про себя № 130 (потом один ученик читает задание в слух)
-Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов.
-Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне нерповеряемую орфограмму.
(После выполнения проводится проверка)
Читают про себя, и знакомятся с заданием и приступают к выполнению.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Откройте учебник на с. 75 упр. 132
— Прочитайте слова. В какие группы можно объединить слова.
— Найдите однокоренные слова. Запишите их группами
— Давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание. (по эталону)
— Докажите, что это однокоренные слова
— Вы должны были заметить, что в этом задании вам нужно выполнить фонетический( или звукобуквенный) разбор слова БЕЛЫЙ
Читают задание, отвечают на вопросы.
К доске выходит ученик, и выполняет разбор.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Сейчас вы выполните самостоятельную работу на карточках.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
( После выполнения работ 5 человек подносят на проверку, с остальными проводится устная проверка)
Выполняют работу. Проводят проверку по эталону. Дают оценку своей деятельности
Включение в систему знаний и повторений
— Какую тему мы обсуждали на нашем уроке?
— Мы ответили на все поставленные вопросы?
— Может ли быть слово без корня?
— А если трудно подобрать однокоренные слова, то куда можно обратиться?
— Можно обратиться к словарю однокоренных слов в конце учебника. Стр. 149.
Смотрят упражнение, обсуждают задание.
Для оценки своей деятельности на уроке используем цветные карандаши.
Зеленый – я все понял и доволен своей работой
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Технологическая карта по русскому, 3 класс, УМК «Школа России», тема: «Корень слова».
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку на тему «Части речи. Повторение» (4 класс)
Презентация по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Пунктуационное оформление предложений с прямой и несобственно-прямой речью»
Конспект урока русского языка в 7 классе «Причастный оборот.Выделение причастного оборота запятыми»
Презентация к уроку русского языка
Конспект урока по русскому языку на тему «Слово. Состав слова» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «Главные члены предложения» (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов
Памятка по русскому языку «Работа над ошибками»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5290507 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.