техника граттаж что это такое
Рисование в технике «Граттаж»
Галина Богачёва
Рисование в технике «Граттаж»
Технику «Граттаж» можно выполнять в нескольких вариантах.
Вариант № 1. (самый простой).
1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.
2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.
Совет:
добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.
3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи. Вообщем, то, что Вам хочется. Я в данном варианте нарисовала.
Вариант № 2.
2 и 3 шаг повторить, как в варианте № 1.
Вот, что у меня получилось.
«Звёздное небо» (волны выполнены пластиковой вилкой).
Вариант № 3. Делам фон восковыми карандашами.
1 шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковами карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна.
2 и 3 шаг повторить, как в вариание № 1. В данном рисуке я зарисовывала лист картона цветными пятнами.
Совет:
если Вы хотите перенести на «Граттаж» рисунок из книги, то переведите его на кальку и аккуратно нанесите контур рисунка слегка продавливая, а затем хорошо процарапайте.
Вариант № 4. «Граттаж» + аппликация.
1 шаг. Картон с готовым ярким рисунком. Отлично подходит обложка от цветного картона или альбома.
2 и 3 шаг повторить, как в варианте № 1.
4 шаг. Выполнить аппликацию из заранее приготовленных форм.
«Северное Сияние» (снег выполнен манной крупой).
Совет:
Я уверенна, что техника «Граттаж» понравится Вашим воспитанникам. Экспериментируйте, творите и царапайте!
«Ой, ты, Зимушка-Зима!» Зима-рукодельница Снова в заботах зима-рукодельница — Пусть потеплее природа оденется. Много зима заготовила пряжи, Белые вещи без устали.
Сертификат за мастер-класс с педагогами, на муниципальном уровне. «Техника «Граттаж» в работе с детьми». Я уже рассказывала в своём блоге о технике «граттаж» (см. «Рисунки детей, выполненные в технике «граттаж»). Эта техника стала одной из.
Граттаж — необычная техника выцарапывания рисунка: суть, виды, история
Граттаж (от французского gratter — «царапать») — это графическая техника, в которой художник выцарапывает рисунок острым резцом на бумажном или картонном листе, залитом тушью. Граттаж также называют воскографией, так как перед заливкой тушью бумагу предварительно покрывают тонким слоем воска. В отличие от гравюры в этой технике мастер создает не форму для печати оттисков, а готовое для демонстрации зрителю изображение.
Граттаж — одна из самых простых и доступных техник рисования. Поэтому ее часто используют в детских садах и начальных классах школ для развития у малышей творческих навыков.
Виды и особенности граттажа
Граттаж — это интересная и разнообразная графическая техника, которая предоставляет художнику множество возможностей для самовыражения. Готовые произведения могут различаться между собой по следующим параметрам:
Для создания четкого детализированного изображения профессиональный художник использует резаки различных видов: ромбовидные, в форме зубила или ножа. В детском творчестве рисунки могут выцарапываться всевозможными подручными средствами: зубочистками, заостренными палочками, скрепками, гвоздиками.
История граттажа
История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится на эпоху раннего Возрождения, до сих пор в разных городах Европы можно встретить дома, декорированные в технике сграффито.
Начало ХХ века ознаменовалось в изобразительном искусстве появлением многочисленных авангардистских течений. Художники активно искали альтернативные формы и средства для творчества, новые возможности для реализации своих идей.
Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано гениальному немецкому авангардисту Максу Эрнсту (Max Ernst). Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы. Уже через год в Париже был напечатан его сборник граттажных рисунков «Естественная история», а чуть позже состоялась первая персональная выставка работ, выполненных в новой технике.
В последующие годы к граттажу в своем творчестве обращались многие выдающиеся деятели авангардного искусства. Они постепенно усовершенствовали эту технику при создании своих смелых новаторских работ.
В наши дни граттаж широко используется в системе детского образования. Но лишь небольшая часть профессиональных художников применяет эту оригинальную технику на постоянной основе в повседневной работе.
Известные художники, работавшие в технике граттажа
Имена известных художников-граттажистов хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольший вклад в развитие этой техники внесли следующие мастера:
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. Здесь же можно недорого купить картины, выполненные в различных техниках, напрямую у современных художников.
Мастер-класс «Техника граттаж»
Трифонова Антонина Анатольевна
Мастер-класс «Техника граттаж»
Мастер-класс «Техника Граттаж».
Подготовила воспитатель: Трифонова А. А.
1. Познакомить присутствующих с одним из видов графики-граттажем. (Выполнение быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания)
2. Обучать технологии грунтовки листа под рисунок.
3. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
ЗАДАНИЕ: создать рисунок путем процарапывания заточенной палочкой.
Оборудование: Газеты, белые листы плотной бумаги, карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки, зубочистка, заточенная палочка. Работы педагога, а так же детские работы в технике граттаж.
Уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых необычных видов графики.
Педагог: А что такое графика?
Вид изобразительного искусства. Это искусство изображения предметов линиями, штрихами, без красок.
Это и сами произведения данного искусства.
Существует много видов графики.
Это рисунок или надпись на каком-либо твердом предмете.
Гравюра на дереве называется-
Офорт-гравюра на металле.
ГРАТТАЖ – от французского слова «греттер» означает скрести, царапать.
ГРАТТАЖ – это выполнение рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом на загрунтованной бумаге.
Сейчас под моим руководством, я предлагаю вам создать работу с использованием техники граттаж, и в дальнейшем вы сможете использовать эту необычную технику в своей работе потому, что это приводит детей в восторг, развивает мелкую моторику рук, вызывает желание рисовать, формирует нравственно эстетическое восприятие.
Уважаемые коллеги, чтобы вы не испачкались, я подготовила основу для выполнения наших работ. Классический вил граттажа выполняется на белом загрунтованном листе, но я вас хочу познакомить с необычным видом данной техники на цветном фоне. Сначала я взяла лист бумаги, заштриховала разноцветными восковыми мелками. Далее загрунтовала восковой свечёй. Приготовила грунтовку из гуаши смешанной с клеем ПВА и капелькой мыла. Покрыла лист 1-2 раза гуашью без пробелов и наслоений. Дала подсохнуть. Грунтовка закончена.
На столы я постелила газеты, чтоб не испачкать их. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.
У каждого из вас есть загрунтованные листочки и заточенные палочки, предлагаю вам процарапать несложные рисунки (снежинки, веточки ели) не забывайте о технике безопасности, работая с колющими предметами
Используя подготовленную «основу» составьте сюжетный рисунок процарапыванием. Одним из вариантов может быть «В зимнем лесу», «Зимушка – зима». В зимнем лесу прячутся звери и птицы. – Какие деревья бывают по характеру?
1. Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?
2. Насколько трудно/легко было выполнять?
-Всем спасибо за внимание.
Фотоотчет «Эта волшебная техника «граттаж» Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет.
Конспект занятия «Что я увидел вечером из окна. Техника граттаж» для детей и подростков с ОВЗ Цель: совершенствовать умение детей и подростков с ОВЗ владеть техникой – граттаж; формировать у них интерес к художественному творчеству.
Мастер-класс «Царапки» по нетрадиционной технике рисования способом граттаж для детей младшей группы В конкурсе по рисованию «Царапки» возраст участников конкурса с трех лет. По условию конкурса работы должны быть выполнены нетрадиционным.
Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж» Мастер-класс для родителей Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику рисования » Граттаж» Цель:.
Мастер-класс «Нетрадиционное рисование техника эбру» Мастер-класс нетрадиционное рисование по технике ЭБРУ. Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести.
Мастер-класс «Салют в технике граттаж» Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона,.
Мастер-класс в технике «граттаж» Граттаж-способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Эта техника считается очень древней, прародители которой можно.
Граттаж как нетрадиционная техника рисования
Евгения Логвиненко
Граттаж как нетрадиционная техника рисования
МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска
Выполнила: Логвиненко Е. В.
Цель: знакомство с техникой рисования «Граттаж».
• развивать творческие способности, художественный вкус, чувство композиции;
• развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки;
• воспитывать желание узнавать новое.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя,ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования.
Граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей. Вы можете с помощью техники граттаж сделать красивый элемент декора, приятный подарок близкому человеку или же просто проявить свои творческие способности. Мастерски выполненные картины в технике граттаж — это настоящие произведения искусства, картины могут выполняться в практически любом стиле.
I. Графика и её виды. Из истории граттажа.
Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Наскальные и пещерные изображения датируются от 40 – 20 тыс. лет до н. э.
Материалом для красок служили органические красители (растения, кровь). В 12 тысячелетии до н. э. пещерная живопись выполнялась с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывалось их движение. Художники рисовали на стенах пещер сцены удачной охоты, тучные стада скота, позднее стали изображать богов. Так люди как бы призывали удач, просили у духов хорошей добычи на охоте.Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу.
Графика (от греч. — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного, в редких случаях — два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно. Бумага является главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Гравюра – вид печатной графики, когда с одной печатной основы можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков.
На уроках изобразительного искусства мы занимались традиционными графическими техниками.
Техники рисования
2. Нетрадиционные
Граттаж – одна из разновидностей нетрадиционных техник рисования. Гратто-графия- способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапания.
Мнения художников относительно того, что такое граттаж, расходятся. Некоторые считают, что граттаж — это типичный вид гравюры. Ведь если считать гравюрой любое изображение, которое сделали путем нанесения штрихов и без помощи красок, то граттаж будет типичной гравюрой, точно так же, как и любой рисунок карандашом.
Но есть мнения, что техника граттаж — это лишь имитация гравюры. Ведь если считать гравюрой рисунок, нанесенный на твердую поверхность, то граттаж действительно будет лишь имитацией гравюры.
Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».
Использование ромбовидного резака.
Вы можете создавать тонкие линии, пользуясь наконечниками плоского или изогнутого инструментов. Если держать инструмент подобно лопатке и применять быстрые «копающие» движения, создается фактура из мелких точек. Проведи-те стороной плоского инструмента по поверхности листа картона для создания плотных, прямых вырезов в форме клина или в сторону нижней ее границы — для образования серии более тонких, несколько искривленных надрезов.
Использование резака в виде ножа.
Вы можете использовать наконечник любого резака типа скальпеля — для нанесения очень тонких контуров, манипулируя им крайне осторожно. Можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край инструмента, вы создадите более широкие линии. С приобретением практики вы будете способны варьировать ширину линии в пределах одного движения, постепенно уменьшая угол наклона резака по отношению к поверхности.
Если держать и пользоваться резаком подобно мастерку, он создает надрезы в виде конуса, чем-то напоминающие совок. Их размеры можно варьировать в зависимости от величины прилагаемого давления. Если держать инструмент вертикально и двигаться в направлении нижней границы листа, он создает длинные, четкие, прямоугольные надрезы. Кроме того, похожие надрезы выполняются по диагонали при использовании движения инструмента из стороны в сторону.
Выполнение надрезов в форме «совка».
Держите резак подобно садовому совку, выполняя «копающие» движения — надрезы образуют интересные фактурные эффекты.
Крепко держите инструмент так, чтобы его ручка находилась под вашей ладонью и пользуйтесь им, расположив его под относительно тупым углом к поверхности.
Создание линии с постепенным утолщением.
Если уменьшать угол наклона к плоскости доски в процессе выполнения надреза, образуется линия с постепенным утолщением.
Штрихи, выполненные с помощью ромбовидного резака.
Надрезы, выполненные с помощью резака в виде ножа.
Создание эффектов многочисленных линий.
Полоска скоб степлера — тоже своего рода резак, только весьма необычный. Проведите ею по поверхности доски несколько раз, чтобы добиться эффекта, который практически невозможно получить одиночной линией. Это — быстрый способ создания повсеместной фактуры.
Чисто линейная работа.
Одна из простейших, наиболее эффективных и в то же время сложных техник — рисунок на основе непосредственно с натуры. При этом виде работы повторные попытки исключены. На примере (справа) начальной точкой рисунка стал правый глаз девушки. Именно отсюда развивался простейший контурный рисунок — остальные черты лица, собственно абрис головы и, наконец, руки и грудь.
Элементарный, непосредственный портрет. Тонкая белая линия вырезана на матовой поверхности густого черного цвета. Создан «светящийся» эффект, который свойствен лишь технике граттажа.
Влияние направления линии.
На этом наброске практически все линии, созданные резаком с лезвием ножа (за исключением формы в виде перевернутой буквы «S» на балконах, направлены вертикально или почти вертикально, но их ширина варьируется в зависимости от количества деталей. Занавес нарисован
Специальные эффекты, создаваемые при использовании направления линии. Широкие и тонкие линии создают акценты и вносят дополнительный свет.
Фактура, оживление и глубина.
Ниже представлена воссозданная иллюстрация 50-х годов, которая демонстрирует мощные графические качества техники граттажа. Она показывает, как просто обозначаются фактура и тональность — с помощью белой рубашки мальчика и среднего тона (полосатого) платья девочки. Шорты мальчика — частично в тени, частично — на солнце; этот эффект достигается при использовании тонких параллельных линий штриховки.
Вы можете видеть похожие тени на участках травы переднего плана и живой изгороди в отдалении. Диагональные линии в средней части неба направлены в сторону вытянутой руки девочки, направляя взгляд зрителя в сторону самолета в верхней левой части рисунка. Это движение в комбинации с движением двух летящих под самолетом птиц делает рисунок более живым.
широкими вертикальными линиями, в то время как юбки хористок образованы более тонкими линиями. Этот высококонтрастный эффект создает ощущение залитой искусственным светом сцены в пределах темного пространства театра. Такие драматические световые эффекты весьма характерны для граттажа.
Работа над более четкими детализированным изображением
Если в результате работы довольно крупные участки изображения должны стать белыми, разумнее использовать белый вариант основы для граттажа. Нужно просто покрасить ее черной водонепроницаемой тушью для рисования на основе шеллака на участках, предназначенных для проработки, оставив другие участки нетронутыми. Вы должны дождаться полного высыхания туши и только после этого приступать к вырезанию изображения. В данном случае форма детеныша зебры была создана черной тушью и впоследствии процарапана таким образом, чтобы открылась характерная окраска животного. Окружающие участки — чистые, белые и не содержат никаких пятен. Если бы изображение создавалось на черной доске, на проработку заднего плана ушло бы значительно больше времени и в результате его поверхность не была бы столь чистой и аккуратной.
Использование белой основы
Использование туши на белой основе в данном рисунке означает, что на белых участках не должно быть никаких следов от резака. На белую основу сперва была перенесена форма береговой линии и затем с помощью круглой колонковой кисти по-крыта черной тушью. После полного высыхания данного участка он был проработан лезвием резака-ножа. Выскребая края черной формы, художник постепенно определил линию волнорезов, лодок, фигуры людей и создал иллюзию, что все изображение было нанесено по черной основе.
II.Практическая часть. Техника граттажа.
1. Зафиксируйте лист на столе или фанере, приклеив его скотчем. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой.
2. Вариант 1. Закрасьте поверхность масляной пастелью разных цветов. Цвета выбирайте, исходя из «настроения» будущего рисунка. А теперь небольшая хитрость – чтобы цвета плавно перетекали друг в друга, возьмите кусочек бумажки и потрите поверхность. Масляная пастель отлично размазывается, и в результате вы получите цельное разноцветное пятно. Но в некоторых случаях резкие переходы-штрихи придают изображению своеобразную уникальность, поэтому не бойтесь экспериментировать.
Вариант 2. Иногда при нанесении нижнего цветного фона используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином.
Вариант 3. Нижняя поверхность композиции берется однотонной (темный фон картона или плотной бумаги). Затем следует приступить к затирке воском или парафином. Верхний слой выполняют гуашью или акрилом (какую либо задуманную композицию, добавьте в краску немного жидкого мыла или шампуня, чтобы краска не могла скатываться на восковой или парафиновой поверхности. Когда верхний композиционный слой просохнет можно начать процарапывать. Снимая цветной слой зубочисткой, остается нижний – темный слой основы. Таким образом, процарапанные участки будут темными (теневыми).
3. Заранее с обратной стороны картона указать, где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.
Закрасьте всю поверхностью черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня, иначе он будет скатываться на масляной поверхности и не даст однородного слоя.
Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.
4. Наметьте основные контуры будущего изображения белым мелком или белым карандашом (простой карандаш тоже будет заметен). Обозначьте только общие главные очертания и не мельчите – стереть карандаш с такой поверхности без повреждений очень трудно.
5. Острым предметом начинайте процарапывать обозначенные контуры. В нашем случае это обычная зубочистка. Не давите слишком сильно – ровно настолько, чтобы снять черный слой. Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, зубочистка, маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей.
6. Процарапав главные контуры, можно приступить к проработке деталей и завершить рисунок.
Не бойтесь использовать различные приемы: точки, штрихи, перекрестные штрихи и т. д. Также для внесения разнообразия в композицию используйте скребки различной толщины. Искусство техники граттажа ограничивается только вашей фантазией, поскольку строгих правил исполнения здесь не существует.
Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).
Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.
А если вы хотите перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.
Техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.
Техника граттажа хорошо тем, что подходит и для более решительного экспрессионистского подхода в искусстве. С ее помощью создают не только потрясающие детализированные изображения, но также образы с чертами грубоватой гравюры по дереву либо линогравюры.
Тем не менее, работа в нетрадиционных техниках, а именно в технике граттаж, на уроках изобразительного искусства позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности, фантазию и воображение. Процесс создания граттажа очень увлекательный и интересный.
«Салют Победы» — нетрадиционная техника рисования — граттаж :Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Развивать мелкую моторику рук,чувство композиции. Обогащать и активизировать.
Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования» Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.
Нетрадиционная техника рисования — цветной граттаж: «Кукурузамен» На нашем сайте я ознакомилась с очень необычным проектом, в блоге Людмилы Мальцевой, «Страна кукурузия», с жителями этой волшебной страны,.
Нетрадиционная техника рисования «Рисуем ладошками» «Рисуем ладошками» Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Нетрадиционная техника рисования «Штампы — лего» Открытое занятие в младшей группе по художественно – эстетическому развитию на тему: «Домик для лисички» (по сказке «Заюшкина избушка) Подготовила:.
Пластилинография — нетрадиционная техника рисования Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых. Понятие.