технический текст это что такое
Как написать технический текст?
Эта статья-рассуждение, в которой я постараюсь рассказать, как я пишу технические тексты, покажу с какими тонкостями и нюансами мне приходилось сталкиваться при работе над узкоспециализированными статьями для коммерческих и контентных веб-сайтов. Приведу некоторые особенности и рекомендации по написанию технических текстов.
Эта статья — мой начальный опыт работы в копирайтинге и предваряет новую статью по особенностям и структуре технических текстов. Читайте.
Любой продукт имеет свою техническую составляющую. Не будем говорить о строительных материалах, инструментах, технических процессах и прочих подобных предметах, а возьмем, к примеру, духи, они имеют свою ольфакторную пирамиду с определенными составляющими, которые могут быть интересны пользователю. При чтении описания читатель получит не только красочное описание духов, но и узнает, чем обусловлен сказочный аромат. Правильная подача технической информации, как для веб-сайтов, так и для продающих компаний стоит, отнюдь, не на последнем месте.
Важно : для написания статей, касающихся технических описаний, изучать инструкции, документацию, руководства, а в некоторых случаях, ГОСТы, в них наиболее четко прописаны технические условия, характерные для услуги или изделия.
Но как для веб-сайтов, так и для продающих компаний текст должен быть написан для людей, информация должна быть подана живым языком, возможно, в некоторых случаях, для большей наглядности даже с употреблением некоторых элементов разговорной речи. Написание технических текстов — очень сложная задача, которую может выполнить далеко не каждый, даже виртуозно владеющий слогом копирайтер. Зачастую, только одного умения написать техническую статью бывает недостаточно, требуется знание технического процесса, профессиональные навыки, нюансы производства, бывает нужно привязать к статье собственный опыт, привести практические примеры.
Для написания статей придерживаются необходимых рекомендованных правил размещения и соблюдения структуры логического построения текста.
Техническая статья категорически не допускает неточности, в то же время, если вы используете понятную для специалиста инструкцию, должна быть для обычного пользователя, переведена на человеческий, доступный для понимания, язык. Автор должен изложить суть статьи доступными словами, которые могут быть поняты рядовым посетителем сайта и в то же время, в ней должна быть исключена двоякость понимания. Нельзя при этом забывать об уникальности текста.
Написание SEO-оптимизированных технических текстов требует от копирайтера огромной ответственности. Ошибки должны быть полностью исключены, информация должна быть подана точно и правильно. Иногда в этом деле помогает набор проверенных инструментов.
Рекомендации для написания технических текстов
Несмотря на то, что подача технического материала осуществляется доступным понятным языком, в целом стиль должен быть официально-деловым. Это подразумевает стандартное расположение материала. Желательно исключить из текста эмоциональные речевые выражения, предпочтительно использование профессиональных терминов, с пояснениями. Слова должны подаваться прямым порядком, необходимо использовать отглагольные существительные.
По мере написания статьи автор должен анализировать написанное, чтобы исключить двоякое понимание или домысливание текста читателем.
На основании изучения опыта других копирайтеров постарался вывести для себя алгоритм написания статей и поиска информации. Более подробно в этой статье.
Структура технического текста
Прежде всего, структура подразумевает логическое расположение материала. В этом случае читатель статьи с легкостью найдет интересующую его информацию. В техническом описании последовательно указывается процесс создания изделия, материал изготовления, его свойства, изменения и т. д. Лучше всего, если описания, например, технических процессов будут приведены к единому стандарту.
Характер подачи материала должен быть выполнен в адекватной манере изложения. Желательно статью писать в повествовательной форме, от третьего лица, доброжелательным языком. Обращения к читателю необходимо полностью исключить.
Прежде всего, текст должен носить сугубо информативный характер без эмоциональных оценок, без метафор и каких-либо олицетворений.
Целевая аудитория web-сайта
Текст должен быть ориентирован на определенную целевую аудиторию сайта. Технические тексты пишутся в зависимости от категории пользователей. Возьмем, к примеру, интернет-магазин, занимающийся распространением светотехнической продукции, допустим люстр. В этом случае, желательно чтобы информация, например, о светодиодных лампах, была понятна женщинам, делающим выбор люстры или светильника для своего дома, ведь именно они являются главными посетителями такого сайта. Однако, даже красивое продающее описание для сайта интернет-магазина должно нести техническую информацию. материал, положительные качества цвета плафона, тип лампочки, предназначение и область применения, показатели освещенности. Это важно, любая женщина оценит полезность материала и сделает выбор.
Например, тот же сайт по светотехнике, но уже описание лампочек для автомобильных фар. Это информация должна нести больше конкретики, преимущества и недостатки, область применения. В каких именно фонарях используются лампы: для габаритов, для дальнего света, для салона и т. д.
Терминология
Техническим текстам свойственна одна и, пожалуй, главная особенность — использование специальных терминов. В тексте необходимо дать точную формулировку и правильно объяснить термин.
Профессиональная терминология должна выдерживаться определенного, в начале текста введенного порядка, не следует заменять термин синонимом или пояснительным словосочетанием, заставляя читателя задумываться над словом, вводя его в заблуждение. Зачастую, для перевода технического термина приходится пользоваться специальным словарем.
Чтобы написать технические тексты копирайтер иногда досконально изучает дополнительный материал, чтобы только понять один определенный, специальный термин в статье, касающийся, казалось бы, несущественного, но, тем не менее, важного элемента.
Оформление текста
Графическое оформление должно улучшить восприятие текстового документа. Чертежи, рисунки, таблицы, графики обязательно должны присутствовать в тексте. Сплошной текст, каким прекрасным бы он не был, воспринимается читателем очень тяжело и способен удержать посетителя сайта только в случае крайней необходимости и исключительности подаваемого материала. Если на соседнем сайте найдется похожий контент, разбавленный рисунком, посетитель уйдет с этого сайта туда, ведь там текст воспринимается легче, там есть за что зацепиться глазом, там рисунок наглядно поясняет текстовый документ.
Это далеко не полный список рекомендаций для написания технических статей для веб-сайтов, но выполнение хотя бы части из них способно существенно повысить качество технического контента. Использование строгого сухого стиля или разбавление текста живыми оборотами, примерами или другими особенностями зависит от технического задания, предоставленного заказчиком и от общего характера сайта, но в любом случае только в силах автора сделать текст востребованным как пользователями, так и поисковыми системами.
Как заказать технический текст и не получить структурированное г. с картинками
Даже технически грамотный копирайтер может запороть задание так, что исправлять будет нечего. По себе знаю. Проще заново переписать.
Ситуации:
А еще копирайтеры присылают обзоры вместо инструкций, тексты для карточек товаров вместо описания категорий и еще много всего вместо того, что нужно. Как этого избежать? Отправьте автору подробное задание, в котором будут не только требования, но и подсказки.
Составление подробного ТЗ занимает время, зато ускоряет написание, проверку, внесение правок и доработку текста. И помогая копирайтеру (а грамотное ТЗ — это реальная помощь), вы в первую очередь помогаете себе.
Дайте материалы для подготовки
Можете доверить поиск информации автору, но на это уйдет дополнительное время. И где гарантия, что исполнитель найдет именно те данные, которые нужно указать в тексте? Недостаток исходной информации и ошибки в поиске — верный путь к появлению текста «не о том». Да, в этом случае вся вина ложится на плечи автора, но кто вернет потерянное время?
У вас наверняка найдется техническая документация, которой нет в сети. И готовый список ссылок на материалы, статьи и видеозаписи по теме. Чтобы разобраться с этой базой, понадобится немало времени, а уж чтобы самостоятельно найти информацию в открытых источниках и не запутаться — втрое больше.
Пример текста без дополнительной информации
Задание: описать смазку для опалубки Эмульсол-М, ее отличия от Эмульсола А, преимущества.
Вроде бы задача простая, но, когда копирайтер ищет информацию по смазке серии «М», находит только общие фразы. Средство новое, в сети пока нет информации. Копирайтер либо обращается к заказчику за подробностями (и это лучший вариант), либо пытается написать самостоятельно. Во втором случае вы получите примерно такой текст:
«Смазка для опалубки Эмульсол М — новое поколение разделительных смазок для форм. Состав обладает лучшими характеристиками и обходит предшественника Эмульсол А по диапазону рабочих температур, сочетанию вязкости и текучести. Но главное — Эмульсол М менее токсичен. Средство состоит из минеральных масел с присадками для создания прочной пленки на поверхности без образования луж жидкости на горизонтальной плоскости. Состав не вступает в реакцию с бетонной смесью. Поверхность получается ровной, без инородных включений и специфических запахов.»
Видите? Копирайтер работал с обычными техническими характеристиками без уточнений и подсказок. Польза от текста есть — он показывает, что произошли важные изменения. Но делает это водянисто, без конкретики. Из описания понятно: серия «М» лучше серии «А». Но почему?
А теперь посмотрим на текст, который мог получиться у копирайтера, владеющего полной информацией:
«Разработчики новой версии Эмульсола учли недостатки прошлого состава и создали универсальное средство, которое подходит для нанесения на металлическую, деревянную, пластиковую и фанерную опалубку. Список изменений состава и характеристик смазки:
В результате новый Эмульсол М облегчает извлечение готовых деталей, не портит поверхность, защищает материал опалубки и сохраняет свойства в 2-3 раза дольше прототипа.»
Подробности улучшили описание, сделали его более понятным. Копирайтеру удалось развернуть материал, структурировать его. Но такая работа часто возможна только при плотном взаимодействии с заказчиком. Например, в случае с эмульсолами (это почти реальная ситуация) сведения о влиянии состава на свойства найти почти невозможно. Даже о старом средстве данных маловато, а чтобы сравнить его с новым — вообще ничего. Эту информацию даст только производитель. Владельцы редко выкладывают инструкции и описания в сеть. Найдите пару минут и поделитесь знаниями с исполнителем!
Данные, которые точно пригодятся копирайтеру:
При отправке подробных сведений и дополнительной информации вы экономите время копирайтера на поиск и свое — на проверку. Автор сразу начинает с изучения достоверных данных, а не с поиска крупиц истины в интернете.
Покажите, как нужно и как не нужно писать технические тексты для вашего ресурса
У вас есть собственное видение «хорошего» текста. Поделитесь им с исполнителем. Только обязательно — с подробностями. Например, если прикладываете к заданию примеры хороших текстов, покажите, что именно в них нравится. Иначе может получиться два разных взгляда на один текст:
Обратите внимание — в чем-то взгляды автора и заказчика сходятся, но обычно все мы видим в текстах что-то свое. Еще хуже понимаются примеры того, как писать не нужно — здесь ответы сходятся вдвое реже. Чтобы избежать недопонимания, объясните копирайтеру, что именно вам нравится и не нравится в тексте.
Хотите с первого раза получить текст с нормальной структурой? Потратьте 5 минут на оформление этой части ТЗ в виде картинок с пояснениями (как на примерах выше) или как ссылки на страницы с комментариями:
Проверьте план, по которому работает копирайтер или пришлите собственный
Планы страниц в едином стиле — первый шаг к составлению собственной редакционной политики. Это очень полезно при создании многостраничных технических ресурсов. Такие тексты выглядят более профессиональными, страницы сайта однотипны и похожи на части большого документа, энциклопедии. Примеры планов для технических текстов:
I. Базовый план для описаний сложных технических товаров
II. Базовый план для описания категорий
Структура похожа, но речь уже не о товаре, а о группе продуктов. Здесь приводятся краткие описания пунктов или упоминаются как примеры отдельные товары:
III. Базовый план описания технически сложной услуги
(например, контроль соединений, аттестация персонала, разработка проекта, диагностика оборудования)
Похожие шаблоны можно составить для каждого типа текста, который используется на сайте. План помогает структурировано подавать материал, исключает разнородное наполнение страниц и облегчает работу с копирайтерами.
Укажите, для кого пишется текст
Эта общая рекомендация для всех текстов в применении к техническим статьям становится еще более важной. Посетители сайтов с техническими текстами делятся на 3 группы:
Написать один технический текст для новичков, опытных пользователей и профессионалов не получится. Да это не нужно — на сайте обычно собирается только один тип аудитории. Выясните, какой именно, внесите корректировки в базовые планы текстов и обязательно сообщите правила написания копирайтеру.
Укажите назначение будущего материала
Для вас назначение текста очевидно, для копирайтера — не всегда. Технический текст может быть описанием товара или услуги (продающим или информационным), материалом для буклета, инструкцией, обзором.
Пример назначения материала:
Текст с описанием предпускового подогревателя Бинар-5С.
Страница, на которой будет размещен текст: http://mysite.ru/razdel/podogrevatel-binar-5c.
Текст будет располагаться под моделью подогревателя. Внизу страницы – цены на разные модификации. В тексте нужна краткая инструкция по установке и использованию.
Используйте шаблон для составления ТЗ копирайтеру
Готовый шаблон поможет ничего не упустить при составлении задания.
Итак, вот что желательно включить в текст ТЗ:
Не рубите сгоряча
Даже подробное ТЗ не гарантирует, что текст с первой попытки устроит по всем параметрам. Стадия правок и доработки бывает в 90 % случаев работы с техническими текстами. Особенно, если заказчику не безразлична судьба проекта.
Ошибки в технических текстах обычно связаны с недостаточным погружением в тему — согласитесь, за несколько дней подготовки невозможно изучить вопрос во всех подробностях. Поэтому заключительная рекомендация заказчику технических текстов — подробно указать на все недочеты. Для удобства воспользуйтесь тем же документом: выделите и прокомментируйте спорные места, а потом отправьте материал на доработку.
Такой подход к составлению ТЗ и работе с техническими текстами отнимает больше времени, чем лаконичные заказы и не менее лаконичные отказы. Но время потрачено не впустую: вы получаете качественный вариант (сразу или после небольшой доработки), а в довесок — автора, который уже знаком с вашими требованиями и в следующий раз напишет текст быстрее и лучше.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Технический текст это что такое
Как написать технический текст?
В этой статье мы дадим краткие рекомендациями к написанию технических текстов, рассмотрим основные тонкости и нюансы технических статей для коммерческих и контентных веб-сайтов.
Любой продукт имеет свою техническую составляющую. Не будем говорить о строительных материалах, инструментах, технических процессах и прочих подобных предметах, а возьмем, к примеру, духи, они имеют свою ольфакторную пирамиду с определенными составляющими, которые могут быть интересны пользователю. При чтении описания читатель получит не только красочное описание духов, но и узнает, чем обусловлен сказочный аромат. Правильная подача технической информации как для веб-сайтов, так и для продающих компаний стоит, отнюдь, не на последнем месте.
Важно : для написания статей, касающихся технических описаний, изучать инструкции, документацию, руководства, а в некоторых случаях ГОСТы, в них наиболее четко прописаны технические условия, характерные для услуги или изделия.
Но как для веб-сайтов, так и для продающих компаний текст должен быть написан для людей, информация должна быть подана живым языком, возможно в некоторых случаях, для большей наглядности даже с употреблением некоторых элементов разговорной речи. Написание технических текстов очень сложная задача, которую может выполнить далеко не каждый, даже виртуозно владеющий слогом – копирайтер. Зачастую только одного умения написать техническую статью согласно правилам жанра бывает недостаточно, требуется знание технического процесса, профессиональные навыки, нюансы производства, бывает нужно привязать к статье собственный опыт, привести практические примеры.
Техническая статья категорически не допускает неточности, в то же время инструкция, написанная для специалиста, должна быть для обычного пользователя переведена на человеческий, доступный для понимания, язык. Автор должен изложить суть статьи доступными словами, которые могут быть понятны рядовому посетителю сайта и в то же время должна быть исключена двоякость понимания. Нельзя при этом забывать об уникальности текста.
Написание SEO-оптимизированных технических текстов требует от копирайтера огромной ответственности. Ошибки должны быть полностью исключены, информация должна быть подана точно и правильно.
Рекомендации для написания технических текстов
Несмотря на то, что подача технического материала осуществляется доступным понятным языком, в целом стиль должен быть официально-деловым. Это подразумевает стандартное расположение материала. Желательно исключить из текста эмоциональные речевые выражения, предпочтительно использование профессиональных терминов, с пояснениями. Слова должны подаваться прямым порядком, необходимо использовать отглагольные существительные.
Текст должен быть полным, это значит, информация должна быть подана в таком количестве, чтобы осуществить максимальное понимание содержания статьи. Здесь не нужно экономить на знаках, тем более что поисковые системы положительно относятся к статьям, имеющим объем от 4 – 5 тыс. знаков.
Статья должна быть по возможности краткой, «без воды», но достаточной для выполнения вышеописанного действия.
В тексте технического стиля более всего приветствуется изложение простыми предложениями, желательно по возможности отказаться от употребления причастных и деепричастных оборотов.
Для написания статьи необходимо использовать только проверенные данные от заслуживающих доверия источников. Информация подается предельно точно для ясного восприятия информации.
По мере написания статьи автор должен анализировать написанное, чтобы исключить двоякое понимание или домысливание текста читателем.
Структура технического текста
Прежде всего, это логическое расположение материала. В этом случае читатель статьи с легкостью найдет интересующую его информацию. В техническом описании последовательно указывается процесс создания изделия, материал изготовления, его свойства, изменения и т. д. Лучше всего, если описания, например, технических процессов будут приведены к единому стандарту.
Характер подачи материала должен быть выполнен в адекватной манере изложения. Желательно статью писать в повествовательной форме, от третьего лица, доброжелательным языком. Обращения к читателю необходимо полностью исключить.
Прежде всего, текст должен носить сугубо информативный характер без эмоциональных оценок, без метафор и каких-либо олицетворений.
Целевая аудитория web-сайта
Текст должен быть ориентирован на определенную целевую аудиторию сайта. Технические тексты пишутся в зависимости от категории пользователей. Возьмем, к примеру, интернет-магазин, занимающийся распространением светотехнической продукции. В этом случае, желательно чтобы информация, например, о светодиодных лампах, была понятна женщинам, делающим выбор люстры или светильника для своего дома, ведь именно они являются главными посетителями такого сайта.
Терминология
Техническим текстам свойственна одна и, пожалуй, главная особенность, использование специальных терминов. В тексте необходимо дать точную формулировку и правильно объяснить термин. Профессиональная терминология должна выдерживаться определенного, в начале текста, введенного порядка, не следует заменять термин синонимом или пояснительным словосочетанием, заставляя читателя задумываться над словом, вводя его в заблуждение. Зачастую для перевода технического термина приходится пользоваться специальным словарем. Чтобы написать технические тексты копирайтер иногда досконально изучает дополнительный материал, чтобы только понять один определенный, специальный термин в статье, касающийся, казалось бы, несущественного, но, тем не менее, важного элемента.
Оформление текста
Графическое оформление должно улучшить восприятие текстового документа. Чертежи, рисунки, таблицы, графики обязательно должны присутствовать в тексте. Сплошной текст, каким прекрасным бы он не был, воспринимается читателем очень тяжело и способен удержать посетителя сайта только в случае крайней необходимости и исключительности подаваемого материала. Если на соседнем сайте найдется похожий контент, разбавленный рисунком, посетитель уйдет с этого сайта туда, ведь там текст воспринимается легче, там есть за что зацепиться глазом, там рисунок наглядно поясняет текстовый документ.
Таблица, в тексте технического характера, четко и абсолютно без «воды» демонстрирует цифры или сравнения, она обладает ясно выраженной структурой и положительно сказывается на качестве статьи.
Важен список, он позволяет сконцентрировать внимание на перечислениях и позволяет читателю быстро найти нужную информацию. Список существенно облегчает восприятие и понимание текста.
Также важно выделять основные моменты в тексте, главные мысли, рекомендации, советы другим шрифтом, цветом или жирным начертанием.
Положительно для восприятия технических текстов для веб-сайтов сказывается использование примеров из практики, тонкости или нюансы при выполнении какого-либо рода деятельности.
Это далеко не полный список рекомендаций для написания технических статей для веб-сайтов, но выполнение хотя бы части из них способно существенно повысить качество технического контента. Использование строгого сухого стиля или разбавление текста живыми оборотами, примерами или другими особенностями зависит от технического задания, предоставленного заказчиком и от общего характера сайта, но в любом случае только в силах автора сделать текст востребованным как пользователями, так и поисковыми системами.
Технический копирайтинг
Технический копирайтинг — примеры текстов
Технический копирайтинг
Технический копирайтинг — это написание текстов, адресованных профессионалам или целевым аудиториям со специальными запросами. Может ли автор contentBox писать общетехнические или специальные статьи, не обладая всей полнотой знаний о предмете? Может, если владеет приемами подготовки таких материалов, соблюдает внутренние инструкции компании и рекомендации Заказчика текста.
У текстов этой категории есть свои особенности как при подготовке, так и при изложении информации. Например, при описании уникальных изделий и технологий конечный результат зависит от того, насколько полные данные готов предоставить Заказчик. Кроме того, важны базовый навык автора в работе с исходниками и умение давать оценку целевым аудиториям. contentBox c удовольствием берется за технический копирайтинг и, судя по отзывам Заказчиков, неплохо справляется с работой. Как мы это делаем?
Общие правила
Утверждение «Технический копирайтинг — это умение писать просто о сложном» является ошибочным. При таком подходе текст будет иметь вид «Горные лыжи нужны для спуска с горы». В contentBox разработаны внутренние инструкции, которые исключают формальный подход к подготовке текстов.
Требования к текстам
Целевая аудитория технических или специальных текстов пристрастна к качеству и полноте информации. Поэтому копирайтер в первую очередь оценивает целевую аудиторию, определяет ее ожидания, составляет список свойств товара или услуги, которые важны в конкретном сегменте продаж. Такой текст является не только грамотным технические описанием, но и маркетинговым инструментом, что влияет на стоимость копирайтинга.
В заключение
Технический копирайтинг — это умение доступно предоставить информацию профессиональной или специфической аудитории. Одновременно текст решает задачу продвижения с учетом аксиомы «В интернете нельзя продать то, что не ищут». Отсюда просьба к Заказчикам: составляя список ключей для упоминания в тексте, пожалуйста, проверяйте свои предположения хотя бы в Wordstat.Yandex — это бесплатно и занимает 2 секунды.
Не экономьте на контенте, ведь он — ваша визитная карточка в глобальном информационном пространстве. Желаем высокой конверсии!