тату почему так назвали группу
Догнали и обогнали. Как «Тату» стали мировыми звездами и почему Россия до сих пор от них без ума?
С момента выхода дебютного альбома «Тату» «200 по встречной» прошло более 20 лет, самого дуэта не существует уже фактически десятилетие, при этом судьбы Лены Катиной и Юли Волковой, подробности их отношений и творческого пути волнуют россиян будто бы не меньше, чем в начале 2000-х. В июне блогер Ксения Собчак выпустила документальный фильм, в котором обсудила с солистками и создателем «Тату» Иваном Шаповаловым, насколько этичными были клипы и вообще существование этого коллектива. В то же время Волкова привлекла к себе немало внимания гротескной (и неудачной) попыткой ворваться в политику Ивановской области. «Лента.ру» вспоминает самые неоднозначные, скандальные и провокационные моменты из жизни легендарной группы и объясняет, почему дискуссия о квирбейте «Тату» сегодня бессмысленна.
Политические акции
О политических акциях солисток «Тату» принято вспоминать как о чем-то невероятно крутом, зачастую игнорируя тот факт, что несовершеннолетние участницы дуэта в этих перформансах оказывались лишь инструментом в руках продюсера Шаповалова. В 2003 году «Тату», отправившиеся покорять США, вышли на сцену в эфире шоу Джея Лено в футболках с лозунгом «*** [Хрен] войне!».
«Ваня объяснял, что разрушение само по себе плохо и что мы можем сделать что-то большое, что-то великое, что все обалдеют. Если мы выйдем в футболках, где написано «*** войне», — это политакция практически. И что у нас есть шанс заставить многих людей по-другому посмотреть на ситуацию, что-то изменить в глобальных масштабах», — вспоминала Катина.
В Штатах на фоне вторжения сил Соединенных Штатов в Ирак с целью свержения правительства Саддама Хусейна тогда уже развернулась активная антивоенная кампания, в которой участвовало немало звезд, однако матерный лозунг от русских певиц, чей образ школьниц-лесбиянок сам по себе был для тех времен крайне провокационным даже на Западе, имел и вовсе эффект разорвавшейся бомбы. «Потом там кто-то кому-то шепнул на ухо, что там у нас написано, перевел дословно. Нам запретили выходить в этих майках, и на следующую передачу (шоу Джимми Киммела — прим. «Ленты.ру») мы вышли в майках Censored. Но при этом акция уже пошла, уже разошлась везде», — вспомнила Лена Катина.
Катина, собственно, и с Шаповаловым сотрудничество начала с политической песни — «Югославия». Певице тогда было 15 лет, и продюсер искал для своего проекта «девочку, которая споет про войну». Все это — на фоне бомбардировок Югославии силами НАТО во время войны в Косово.
Ты уходишь в огонь, Югославия!
Без меня! Без меня! Без меня!
Несправедливые условия и опасности
В интервью Собчак вскрылись и подробности крайне несправедливой оплаты труда солисток. Концертный график певиц был настолько напряженный — иногда по два, а то и три концерта за вечер, — что у них даже не было времени получать образование. «Я училась в 11 классе, и только благодаря директору я окончила эту школу. Потому что с февраля я была на гастролях», — рассказала Катина.
При этом гонорары у артисток были смехотворными — сначала им платили по 100 долларов за концерт, позже, после жалоб, сумму увеличили до 300 долларов. «Но все равно, за счет количества [концертов] это были огромные суммы, которые девочки и мальчики нашего возраста даже представить не могли, как выглядят. А потом, когда начались обсуждения контракта, были подтянуты юристы, и тогда начались совсем другие условия», — подчеркнула Катина.
Невероятная популярность несовершеннолетних артисток в нулевые в России несла большие риски: на девушек покушались не только сталкеры-поклонники, но даже криминальные авторитеты. Об одном таком случае рассказала Волкова — «Тату» приехали выступить на корпоративе в Подмосковье: «Мы отработали, одеваемся, собираемся, с нами охранники, директор наш. Стук в дверь, заходят, говорят: «Че, уезжаете уже, да?» Директор, охранники говорят: «Ну да». «Нет, ну вы езжайте, а девочки остаются здесь». А нам 15-16 лет. Мы это слышим все в дверях».
Директор им говорит: «Вы же понимаете, девочкам 15-16 лет, что они могут?» — «Ну, оральные же методы никто не отменял»
От посягательств артисток спасли связи директора — вопрос удалось решить благодаря другому криминальному авторитету, который уговорил отпустить девушек.
Уже на пике славы «Тату», в 2004 году, продюсер Иван Шаповалов пустился в авантюру, устроив из записи нового альбома группы реалити-шоу. Съемки проекта велись в гостинице «Пекин» в Москве. Предполагалось, что «Тату» запишет очередную пластинку в прямом эфире телеканала СТС. Однако из творческой резиденции гостиница превратилась в наркопритон.
«Заходишь записывать песни, а там сидит 30 человек тебе неизвестных, один в углу, второй чуть ли не в окно свешивается, третий шприцы достает из сумки», — вспомнила Волкова.
О творившемся в отеле ранее, в 2004 году, уже рассказывала и Катина — в интервью «Комсомольской правде» она заявила, что Шаповалов окружил себя «толпой прилипал», которые «вешали лапшу на уши и подносили косячки».
После провального проекта солистки «Тату» разорвали контракт с Шаповаловым. Группа еще просуществовала некоторое время и даже выпустила несколько альбомов, «Люди-инвалиды» (и его международную версию Dangerous and Moving), который, правда, успеха предыдущего релиза не повторил, и еще менее известный «Веселые улыбки». В 2009-м представители «Тату» объявили, что певицы собираются начать сольные карьеры.
Квирбейт и объективация
По словам Волковой, которой тогда было 16 или 17 лет, Шаповалов позвал ее для работы над музыкальным видео к себе в номер отеля, сказав, что у него есть «гениальная идея». «Представь, что твой молодой человек — это камера. Садишься и начинаешь любить себя. Но ты должна кончить. Представь, что твой любимый мужчина на тебя смотрит», — вспомнила певица слова продюсера.
Шаповалов оставил Волкову в номере отеля наедине с включенной камерой на два часа. Вернувшись, он просмотрел запись и потребовал еще один дубль: «Сказал: «Это нечестно. Ты сыграла, не получилось. Еще раз»».
По словам певицы, она поняла, что продюсер будет стоять на своем, пока не получит нужные кадры: «В общем, я справилась с задачей. Включила все свои ресурсы».
Но это, как оказалось, было не самое тяжелое испытание, которое ждало Волкову: во время концерта в Японии Шаповалов приказал ей сымитировать мастурбацию прямо на сцене. «Ваня сказал: «Перед песней «Простые движения» ты сядешь на сцене перед 50 тысячами человек, засунешь руку в джинсы и начнешь мастурбировать». Вот здесь я поняла, что камера — самое простое, что может быть», — вспомнила она.
Вот это было сложно. Но, конечно, я это сделала. 50 тысяч человек. Я это сделала, но в моменте мне было тяжело
Именно в этой сексуализации образов школьниц-лесбиянок Шаповалов, в общем-то, и увидел главную фишку своего дуэта, и именно от нее отталкивался почти с момента основания «Тату». Началось все с того, что Шаповалов показал Катиной и Волковой шведский фильм «Покажи мне любовь» (Fucking Åmål) о романтических отношениях двух школьниц из провинциального городка. Продюсер назвал ленту «хорошей историей для того, чтобы ее воплотить в творчество и так о себе заявить».
О том, что для клипа девочкам придется целоваться, Шаповалов объявил прямо перед съемками, — те сначала решили, что продюсер шутит. Музыкальное видео на песню «Я сошла с ума» снималось на Ходынском поле в Москве в «ужасно холодную» погоду. Вдобавок к этому Шаповалов решил облить певиц холодной водой. «Ваня объяснял, что холодная вода нужна для того, чтобы мы не переигрывали. У нас не было опыта съемок, а ему нужны были трушные эмоции», — объяснила Катина.
Мы не могли отснять сцену с поцелуем. Когда мы начинали целоваться, мы смеялись. Ваня ужасно злился. В итоге мы так и не сняли до конца, и это наше отдаление друг от друга — это промотка назад того же кадра
Шаповалов подчеркивает, что никогда не объявлял, что его подопечные — лесбиянки (то есть не врал публике напрямую), однако именно агрессивный квирбейт лежит в корне феноменального международного успеха группы. Третье место на «Евровидении», премия MTV Video Music Awards, выступления на американском телевидении, миллионные продажи англоязычного альбома 200 km/h in the Wrong Lane и, конечно же, влияние на мировой шоу-бизнес.
Все, за очень редким исключением, восприняли это на ура, как шедевр
После нас поцеловались Бритни Спирс с Мадонной!
И когда ты видишь такую реакцию окружающих, когда ты видишь, что вдруг ни с того ни с сего ты стала популярной и к тебе приходят поклонники, — как можно не верить человеку, который все это придумал?
Со временем на Западе, где «Тату» совершили такой невероятный как для российского шоу-бизнеса, так и для ЛГБТ-сообщества прорыв, стали относиться к дуэту куда критичнее: тот факт, что певицы позиционировали себя как лесбиянки, объявили, к примеру, «главным квирбейт-скандалом нашего времени».
После «Тату» западная поп-сцена наполнилась как поп-певицами с квирбейт-хитами о поцелуях с девушками, так и настоящими эстрадными ЛГБТ-иконами, а о странном русском дуэте вспоминают в редких статьях, чтобы пожурить дуэт за притворное лесбиянство. В России же группа остается, несмотря на ее распад более десяти лет назад, невероятно популярной, и ни о каких серьезных дискуссиях об этичности квирбейта «Тату», конечно же, и речи быть не может — просто потому, что при нынешней агрессивной анти-ЛГБТ-политике страны, за 20 лет на русской поп-эстраде практически не появилось ничего более искреннего, чем две школьницы, притворяющиеся лесбиянками.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Лесбиянство, цензура и предательство: «Тату» — русские девушки, которые произвели в мире революцию, целуясь на сцене (El Mundo, Испания)
В 2001 году Лена Катина и Юлия Волкова выпустили свой первый альбом «200 по встречной» (на английском «200 km/h in the Wrong Lane»), одна из песен которого — «Я сошла с ума» — вызвала активные споры
20 лет назад две девушки-подростка произвели революцию в мире. 16-летних Лену Катину и Юлию Волкову выбрали для создания музыкальной группы. В 2000 году они выпустили свой первый сингл от имени «Тату (т. А. T. u. — сокращенно от „Та любит Ту»). Это они мельком показали в своем первом клипе к песне „Я сошла с ума» (на английском „All The Things She Said»), где они целуются, выходя из школы. Конечно, споры, разгоревшиеся вокруг этого, сделали их звездами, и уже в начале 2001 года они выпустили свой дебютный альбом „200 по встречной». Альбом стал триумфом, после которого группа начала занимать первые места в хит-парадах во всем мире. Однако в 2004 году, после того, как стало известно о настоящей сексуальной ориентации девушек, их популярность начала падать.
История „Тату» началась в 1998 году в России, когда сценарист рекламных роликов Иван Шаповалов и композитор Александр Войтинский решили начать поиск молодых талантов среди девушек. Вместе они провели в Москве кастинг, в результате которого на прослушивание попали Лена Катина и Юлия Волкова. Изначально была выбрана Катина, однако позже было решено создать дуэт и пригласить в группу Волкову. Обе девушки имели выдающиеся вокальные данные, а их внешность привлекала большое внимание. Однако Шаповалов хотел создать беспрецедентное шоу, и, увидев в одном фильме, как две школьницы влюбляются друг в друга, он решил, что Катина и Волкова должны будут вести себя как лесбиянки. Все ради внимания.
Однажды мы репетировали, и Иван сказал: „Чего-то не хватает… Поцелуйтесь». Мы чуть не умерли со смеху, но Иван нахмурился и сказал: „Я серьезно, ну же, за работу!» Все получилось как-то само собой. Юлия подошла ко мне, и мне было странно, но в то же время любопытно», — вспоминала Лена в 2011 году в беседе с журналом The Caravan. По словам певицы, когда Шаповалов попросил их поцеловаться в первый раз, это был лишь эксперимент. Однако вскоре он уже приказывал им это делать, а также, например, просил девушек ласкать друг друга или проводить рукой под футболками. Так, для первого видеоролика «Я сошла с ума» рекламный сценарист попросил участниц дуэта вести себя так, словно они лесбиянки. И хотя на камере не было ни одного настоящего поцелуя, благодаря монтажу удалось создать романтическую фантазию.
После этого дуэт «Тату» завоевал популярность в России, где только за семь лет до этого было отменено уголовное преследование за гомосексуальность. О том, что девушки, скорее всего, лесбиянки, говорили чуть ли не на каждом углу. В 2002 году группа записала дебютный альбом в английской версии, и спустя некоторое время завоевала своим мятежным творчеством внимание целого поколения. В 2003 году у девушек начались гастроли, и они целовались друг с другом на каждом выступлении: на сцене в концертном зале, в театре или на площадке под открытым небом. Однако не всем это понравилось. Так, Совет по защите детей в Великобритании обвинил «Тату» в деморализующем воздействии на английских школьников, а американский телеканал NBC отказался показывать их выступления после того, как девушки появились в эфире в футболках с надписью «*** войне», хотя их просили не делать ничего провокационного.
Контекст
El País: «Тату» как одно из ярчайших явлений поп-культуры
«Тату»: Привет от московских школьниц
Несмотря на это, карьера «Тату» пошла в гору. А именно в 2003 году они были близки к победе на Евровидении, где они заняли третье место. Однако личная жизнь девушек стала мешать профессиональной деятельности, и вскоре все перевернулось с ног на голову. В 2004 году СМИ узнали, что Юлия Волкова беременна, а это значило, что она не была гомосексуалкой. Тем не менее, после того, как она родила, дуэт продолжил выступать. Они уже не получали такой поддержки, как раньше, ведь их фанаты не знали, что из слухов было правдой, а что нет, и поэтому отвернулись от них. «Когда вышел второй альбом „Тату», многие наши поклонники нетрадиционной ориентации посчитали, что мы предали их. Это не так. Мы всегда защищали любовь без границ», — было сказано в сообщении для СМИ в мае 2007 года.
В конце концов, выпустив шесть альбомов, в 2011 год группа «Тату» распалась. Говорят, что участницы были как кошка с собакой. Несмотря на это, четыре года спустя они воссоединились, чтобы выступить на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Казалось, что нашумевший дуэт вновь обрел свою славу и величие. Однако через пару месяцев Юлия Волкова, которая говорила о своей бисексуальной ориентации, окончательно разрушила репутацию группы, заявив, что никогда не смогла бы полюбить своего сына, если бы он был геем: «Я бы его осудила потому что считаю, что настоящий мужчина должен быть настоящим мужчиной. Бог создал мужчину для деторождения, это его природа. Мужчина должен быть сильным».
Два года спустя о Юлии снова начали писать в новостях, хотя в этот раз речь шла не о провокационных высказываниях, а о болезненном откровении: с 2012 года она страдала раком щитовидной железы, в результате чего у нее пропал голос. «Это был самый критический момент в моей жизни, так как я не могла говорить, только шептать. Мне пришлось забыть о пении, ведь я даже не могла сказать „привет» по телефону», — говорила она прессе. Но даже болезнь напарницы не подтолкнула Катину к тому, чтобы возобновить общение… Более того, с 2014 года певицы не общаются. Лена, у которой тоже есть сын, смогла добиться успеха на музыкальном поприще, не вызвав никаких споров. Она заявила о том, что выступает за сексуальное разнообразие и что «любовь — это просто любовь», и этому чувству ничто не должно мешать. Об этом и говорили в своем творчестве «Тату» в 2001 году.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним
1996 год, Саратов. Молодой рекламщик Иван Шаповалов работает в небольшой фирме, выполняет мелкие заказы, но мечтает о большом успехе. В книжных магазинах он скупает только что переведенную мотивационную литературу вроде «Семь навыков высокоэффективных людей» и читает ее запоем. Он четко понимает, чего хочет. Переехать в Москву, сделать бизнес, стать богатым. Неважно, хоть на производстве колбасы, хоть на продаже пеноблоков. Главное — деньги. Через четыре года он станет ведущим российским музыкальным продюсером.
Каждого исполнителя, который метит на Запад, уже 20 лет подряд сравнивают с «Тату». Это карма, от нее никуда не денешься. И вся русская поп-музыка уже давно переживает посттравматический синдром, связанный со славой и резким падением группы «Тату». С тех пор десятки наших артистов — мэтров и совсем молодых — пытались писать англоязычные песни и даже альбомы, чтобы экспортировать их в Европу, но ни у кого не получалось даже приблизиться к «Тату».
Почему взлет «Тату» был таким оглушительным
К 1999 году отечественный шоу-бизнес лишился любых надежд на западную экспансию. А надежды были огромные. После развала СССР казалось, что весь мир замер в ожидании русской музыки. Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова и группа «Парк Горького» уехали покорять Америку. Но через некоторое время вернулись — выяснилось, что за границей мы никому не нужны. В девяностых Россия начала участвовать в «Евровидении», отправляя туда лучших — Филиппа Киркорова и Аллу Пугачеву, — но всегда занимала жалкие места. Это была катастрофа. В 1999 году казалось, что русская музыка навсегда останется продуктом местного потребления.
Группа «Тату» была собрана по всем правилам четкого продюсирования. Иван Шаповалов вместе со своими партнерами понимал, чего он хочет. Никаких творческих поисков — только бизнес. Продюсер исследовал запросы аудитории. На одном из совещаний он сказал, что ходил на порносайты и выяснил, что один из самых популярных запросов там — lolita. «Нам нужна девочка 14 лет, а лучше две». Был объявлен кастинг, после которого отобрали сначала Лену Катину.
С ней была записана первая яркая политическая песня «Югославия» против бомбардировок страны НАТО. Композитор Александр Войтинский говорит, что в Сербии ее до сих пор поют как неофициальный гимн. Затем решено было сделать герлз-бэнд. Причина была связана с главным законом шоу-бизнеса — нельзя делать ставку на одного артиста. Потому что если этот артист станет популярным, то в один прекрасный момент откажется от продюсеров и уйдет в свободное плавание. Бизнес нужно диверсифицировать. И к Лене Катиной добавили Юлю Волкову.
Лейсбийская тема возникла на одном из мозговых штурмов. Сначала появилась рифма «Я сошла с ума, мне нужна она». Вокруг нее была выстроена легенда группы. А дальше Иван Шаповалов сказал: «Целуйтесь». Как рекламщик он понимал, что аудиторию нужно чем-то заинтересовать. Нужен скандал, ведь просто хорошими песнями никого не проймешь. Лена и Юля поцеловались, а Александр Войтинский ушел из проекта. Он собирался делать обычный девичий поп.
Но потом пожалел. Потому что «Тату» стала самым успешным музыкальным проектом со времен Чайковского. Сначала они взлетели в российских чартах. Когда весь тираж в России был распродан, стало понятно, что песню «Я сошла с ума» нужно переводить на английский и двигаться за пределы СНГ. Уже через год на немецких радиостанциях песню «All The Things She Said» играли через каждые 15 минут, а японские поклонники штурмовали аэропорт Токио, желая хоть краем глаза увидеть главных звезд момента — двух русских девочек в коротких юбках.
Мировая слава группы «Тату» длилась два года. За это время они получили премию MTV Music Awards, за полгода продали 1 млн копий альбома в Европе, дали интервью Rolling Stone, вышли на американском вечернем шоу в футболках «Х** войне» (дело было во время вооруженного конфликта в Ираке), выступили на «Евровидении», продали еще 1 млн дисков, получили награду World Music Awards как лучшая мировая группа и собрали 30 тыс. человек на стадионе в Токио. Это был немыслимый, неописуемый успех, который никто даже не успевал осознавать.
Тем временем Иван Шаповалов терял хватку. Так часто бывает с голддиггерами. Они изучают книги о том, как достичь успеха, но в книгах не написано, как сохранять полученный успех. Знакомые продюсеры говорят, что новый образ жизни плохо на него повлиял. Он не смог пройти через медные трубы. Из «четкого» бизнесмена, который приехал из провинции в столицу с горящими глазами, Шаповалов превратился в нервного и необязательного человека, который постоянно отменяет встречи, спит до полудня и принимает странные решения. Говорят, что с таким авансом, который был дан «Тату», Иван Шаповалов мог стать одним из главных продюсеров мира.
Но не стал. Слава «Тату» прошла так же быстро, как началась. Это обычная проблема подростковых артистов — они стремительно взрослеют. Продавать байку про лейсбийство два альбома подряд невозможно, а другую идею Иван Шаповалов не придумал. Все поняли, что «Тату» — выдуманная от начала до конца сказка. Зрителям стало неинтересно. Ну кому нужны еще одни поющие о любви девушки? Таких в мире тысячи. И группа прекратила существование.
Но в России о ней осталась легенда. Примерно как в старинные времена люди из уст в уста передавали былины о великих подвигах прошлого, в русском шоу-бизнесе все артисты начали жить под солнцем былого успеха «Тату». Как только начинался разговор про выход на международный рынок, слово «Тату» сразу начинало вертеться на языке. Это хрестоматийный пример из ненаписанного учебника новейшей истории России. И много лет подряд каждый амбициозный русский музыкант как бы говорил миру: «Можем повторить». И никогда не повторял.
Никто у нас в стране так и не понял формулу успеха «Тату». А самое главное — никто не понял, что ее не нужно пытаться повторить. Потому что эта формула привела в итоге к краху. Значит, это исторический, важный, показательный, но плохой пример. Группа «Тату» — это ошибка, на которой нам нужно научиться. И новый музыкант, который хочет покорить Запад, не должен, как Иван Шаповалов, рассчитывать на быстрый хайп. Он должен быть готов работать вдолгую, годами продавливая мир под себя. И тогда мир постепенно прогнется под него.
Спустя много лет возникло новое поколение музыкантов, свободное от гнета успеха «Тату». И у этого нового поколения сразу все получилось. Русская группа Little Big прямо сейчас собирает в Европе пятитысячные залы. С каждым годом они увеличиваются — группа медленно, но верно идет к мировому господству (видео Skibidi набрало 250 млн просмотров на YouTube). Русская музыка впервые за долгое время уверенно чувствует себя на мировом рынке. Потому что она забыла про «Тату». Да и кроме того, петь такие песни, как пели Лена и Юля, сегодня в России противозаконно.
Группа «Тату»
Биография
История создания и состав
В 1999 году продюсер, а по совместительству сценарист рекламных клипов Иван Шаповалов и композитор Александр Войтинский решили создать новый музыкальный проект, который украсил бы российский шоу-бизнес.
Солистку подбирали тщательно, через кастинг прошли сотни претенденток, в итоге выбрали 15-летнюю Лену Катину. Авторов проекта устраивали и внешние данные, и вокал. Звонкоголосая девушка с большими глазами и вьющимися волосами явно привлекала внимание.
Лена спела несколько треков в одиночестве, в том числе песню на злобу дня «Югославия», после чего Шаповалов задумал превратить проект в дуэт. Так в коллективе появилась еще одна юная особа – Юля Волкова.
Кандидатуру начинающей певицы предложила Катина. Девчонки вместе проходили кастинг, к тому же были воспитанниками детского ансамбля «Непоседы».
Музыка
Прорывом в творческой биографии дуэта стала песня «Я сошла с ума», принесшая популярность подросткам. Сингл в течение нескольких месяцев упорно держался на первых строчках хит-парадов радиостанций. Вслед вышел клип об истории любви двух школьниц, который тоже имел невероятный успех, завоевав золото на канале российского MTV.
Песня «Я сошла с ума» группы «Тату»К созданию видео авторы подошли серьезно. Солисткам пришлось поменять имидж: Лена похудела на десяток кг, Юля лишилась длинных волос и превратилась в жгучую брюнетку. Сама работа заняла целых две недели.
Клип, повествующий об изоляции девочек-лесбиянок от окружающего мира, породил массу споров на тему однополых отношений. Да и солистки «Тату» оказались в эпицентре скандала и всеобщего внимания. Девчонкам разрешали по минимуму общаться с прессой и давать автографы, был создан целый свод правил, что можно делать, а чего нельзя. В частности, запрещалось вообще отвечать на вопросы об ориентации.
2001 год для группы выдался насыщенным. Весной «Тату» презентовала поклонникам дебютный альбом «200 по встречной», разлетевшийся за первые пару месяцев тиражом 500 тыс. экз. Это был рекорд относительно русскоязычных коллективов, и за рубежом продажи тоже оказались головокружительными. Удалось даже превзойти Мадонну и Майкла Джексона по объему реализации дисков. Песню «Нас не догонят», вошедшую в состав пластинки, облекли в клип.
Песня «Нас не догонят» группы «Тату»К концу лета «татушки» решили окончательно завоевать Европу, приступив к переводу дебютного альбома на английский язык. За рубежом уже с нетерпением ждали работу. Девчонкам пришлось подтягивать английский под руководством преподавателя МГУ. А еще они не переставали колесить с концертами по всей стране, также заглядывали в Украину, Белоруссию, Прибалтику.
В этом же году репертуар дуэта пополнился новой песней «Полчаса», тоже долго не покидающей верхние строчки топов радиостанций. Группа праздновала получение премии MTV Video Music Awards в нью-йоркском Metropolitan и победу в конкурсе «Музыкальный подиум» в номинации «Самая хитовая песня».
В 2002 году группа подарила зарубежным поклонникам свои хиты на английском языке «Not Gonna Get Us», «I’ve Lost My Mind», а также «All the Things She Said», который получил статус золотого и платинового. Пришлось поменять название дуэта: группа стала носить имя t.A.T.u. потому что в Австралии уже существовал коллектив «Tatu».
Группа «Тату» на «Евровидении»
Еще через год, весной 2003-го, дуэт t.A.T.u. отправился защищать честь родной страны на «Евровидение». Девушки исполнили песню «Не верь, не бойся, не проси» и уверенно завоевали третье место, уступив артистам из Турции и Бельгии. Расхождения в баллах оказались невелики, россияне заподозрили нарушения в системе голосования, однако протест отклонили.
Группа продолжала стремительное восхождение на олимп музыки недолго. Зимой 2004 года канал СТС запустил проект «Тату» в Поднебесной» в формате реалити-шоу, в котором участницы группы демонстрировали работу над вторым альбомом. Однако вскоре в деятельности дуэта начался спад – Катина и Волкова расстались с Шаповаловым.
Группа «Тату»
В 2007 году девушки отличились участием в гей-параде, ради этого даже забросили работу над третьим студийным альбомом. Летом Юля и Лена отправились на съемки картины Ролана Жоффе «Ты и я». Ленту снимали по произведению российского депутата Алексея Митрофанова и студентки РГГУ Анастасии Моисеевой «Тату Кам Бэк».
В главных героинь перевоплотились Шантель ван Сантен и Миша Бартон. Американка и русская девушка идут на концерт «Тату», проходящий в столице России. Фильм показали на Канском кинофестивале, правда, за рамками конкурсной программы.
Песня «Белый Плащик» группы «Тату»Третий англоязычный альбом под названием «Waste Management» вышел к концу 2009 года, что стало неожиданностью для фанатов. Ведь несколькими месяцами ранее девушки объявили, что собираются строить сольную карьеру. Причем Лену Катину поддержит действующая команда, тогда как Юля Волкова отправляется в свободное плавание в полном одиночестве.
Спустя полгода Лена и правда вышла на сцену одна, но половину репертуара составили песни «Тату». Бывшая коллега в штыки восприняла такой подход к делу. Впрочем, в дальнейшем девчата изредка объединялись в выступлениях, даже записали трек с Майком Томпкинсом и Лигалайзом «Любовь в каждом мгновении» и создали на него клип.
Песня «Follow Me» группы «Тату»Бывшие «татушки» занялись сольной карьерой, объединяясь лишь по случаю. Так, осенью 2017 года дуэт порадовал фанатов новым треком «Follow Me».
А в мае 2018-го в честь 19-летия коллектива представили поклонникам ранее не изданные демо.
«Тату» сейчас
Сегодня о возрождении коллектива говорить не приходится — непримиримые разногласия между солистками, которые поклонники могли отследить в цитатах из интервью, главные тому доказательства. О конфликте между Леной и Юлей писали в СМИ, высказывались различные предположения о его природе.
В июне 2021 года Ксения Собчак представила выпуск с бывшими участницами музыкального коллектива — к слову, между собой они не пересекались, однако давали ответы на одинаковые вопросы. Также, к интервью был привлечен экс-продюсер «Тату» Иван Шаповалов и мать Лены Катиной.