татарские мишари кто такие
Предпереписная татаро-башкирская дискуссия в СМИ и соцсетях приобретает новые плоскости и измерения. Теперь политтехнологи взялись за идеологическую работу по татарскому субэтносу.
Башкирские политтехнологи методологически работают на раскол татарской нации, выделяя мишарей в отдельный этнос. Они распространяют агитационные материалы в местах их компактного проживания в Башкортостане и не только.
В интервью KazanFirst казанский историк Дамир Исхаков и его коллега Максум Акчурин рассказывают о подлинном происхождении мишарского субэтноса татарской нации. В рамках проекта «Татары мира» готовится более развёрнутое видеоинтервью с ними.
Начнём с имени «мишари». Я как полевой этнограф, начиная от Тамбове до берегов Волги прошёл мишарские сёла, несколько сотен населённых пунктов было изучено.
У меня был вопросный лист, а там был вопрос «Кем вы себя считаете?». Нигде мишари не сказали, что они «мишари». Они мне всё время говорили, что они татары. И вот когда я добрался до Волги, то с её левой стороны казанские татары мне сказали, что на другом берегу Волги живут на самом деле мишари.
То есть наименование «мишари» возникло на основе взаимоотношений казанских татар и татар Правобережья Волги. По документам видно, что имеются в виду Мещерские татары. Они так названы, потому что есть Мещерская низменность. Касимовское ханство имело в качестве столицы Мещерский городок. И вот на основе этого мы в исторических документах, в крымских исторических документах видим термины «мещерские татары», «татары Мещеры», иногда встречается наименование «мещерены».
Казанские татары мещеряков считали несколько другим этническим образованием. Так оно и было. Это наименование в общем прикрепилось к ним, а сокращенной формой стало «мишари».
Такое прикрепление понятия «мещеряки-мишари» к татарам было особенно распространено на территории Приуралья. Туда мещерские татары стали переселяться по указу российских государей как служилые татары уже в во второй половине 16 века. Они участвовали в основании города Уфы, кстати.
По документам мы видим, что не все татары, вышедших из Правобережья Волги, именовались мишарями. Очень часто в документах переписи населения в 1926 году мы видим понятие «тюменцы», то есть «төмәннәр». Есть также понятие «алатырцы», то есть «алатырлы». Они также иногда себя называли как «мусульмане». Тогда у людей уже начало развиваться национальное самосознание, хотя и сохранялись локально признаки отнесения себя к сословиям. В общем, термин «мишари» не был общераспространённым для татар Мещерской низменности, у всех мишарей не было единого этнонима.
Действительно, между мишарями и казанскими татарами есть определенные культурные различия. На уровне диалектов между казанскими татарами и мишарями тоже есть различия. Мишарский диалект довольно своеобразный, но он участвовал в формировании татарского литературного языка. Так сложилось потому, что чуть ли не большинство татарских писателей были мишарями, начиная с Хади Такташа и заканчивая Абдурахманом Абсалямовым.
В общем, мишарей нельзя отделить от татарской общности, у них самосознание татарское.
Фактически, Касимовское ханство было образовано на русской территории, как писал русский князь Иван III, «В моей вотчине».
Основная масса предков тех, кого мы сегодня называем мишарями, жили в восточной части Мещеры (Мещерской земли). А это уже бывшие ордынские области, ордынские земли. И когда они вошли в состав Московского государства, их административно включили в состав большого Мещерского уезда. Потом этот уезд распался на Кадомский, Темниковский, Шацкий уезды. Но в целом вся эта область называлась Мещерой.
Если посмотреть на исторические документы 16 века, то термин «мещеряне» действительно существовал. И в этом столетии «мещерянами» называли русских дворян, то есть русское служилое сословие. Русские мещеряне служили по Мещерскому уезду, как например, владимировцы во Владимире.
Татары-мещеряки у нас появляются, например, и в Свияжском, Казанском уездах. Очевидно, что это просто переселенцы из Мещерского уезда.
— Подождите. А как не запутаться между русскими-мещерянами и татарами-мещеряками?
Это географические номинации, которые отчасти имели и этнический смысл. Таким образом фиксировались местные сообщества.
Мы лишь можем предположить, что территории тех же темниковских татар перед тем, как войти в состав Российского государства находились в подчинении Большой Орды. Эти татары не принадлежали ни Казанскому ханству, ни Касимовскому ханству. Но есть косвенные свидетельства, что темниковские татары подчинялись Большой Орде.
Д.И.: Максум Акчурин изучал княжеские рода этих татар-мещеряков. Удалось установить, что есть ряд княжеских линий, у которых были вотчинные владения. Эти владения были связаны с конкретными княжескими фамилиями.
В последнее время мы очень много слышим, что вотчинное землевладение только у башкир было. Но и у мещерских татар в Мещерской земли тоже вотчинное землевладение было и ни в чем не уступало башкирской форме землевладения в Московском государстве. А у башкир вотчинное землевладение было племенным.
М.А.: Большая часть мишарей входило в служилое сословие Русского государства. И вот с одной стороны, начиная со второй половины XVI века, мишари получали оклады в виде поместий, пашенных наделов.
Д.И.: А численность какая была у мишарей?
М.А.: По всему Мещерскому уезду, включая и касимовских, темниковских, кадомских, цненских татар, было порядка 2,5 тысяч человек.
Д.И.: Просто есть всякие рассуждения, что Казанское ханство в 1552 году завоевали вот эти отряды касимовских татар и мишарей. Действительно, участвовали в походе на Казань. Но их было не так много. Да и в целом татар Правобережья Волги в XVI в было не так много.
М.А.: Если брать по Московскому государству, то все служилые люди служили по городам. Они не были прям уж такими помещиками, как принято думать. В общем, они из себя представляли корпорации по «служилым городам». А что касается татар, то их городская военная корпорация была значительной по своей численности. В том же городе Кадом по данным Разрядных книг корпорация служилых татар одно время достигала 800 человек.
Причем, эти служилые татары себя содержали и себя полностью обеспечивали вооружением, экипировкой, доспехами.
Д.И.: По европейским понятиям мишари были рыцарями.
Ясно-понятно. Кто такие мишари?
«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных — выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.
О причинах возникновения группы «мишари»
доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ
Все народы негомогенны: внутри каждого есть локальные группы, которые появляются по разным историческим или природно-географическим причинам. В процессе взаимодействия соседние народы дарят друг другу элементы культуры, и этот процесс может протекать по-разному: на соседском, дружеском, рабочем уровне, благодаря межэтническим бракам. Мишари — это локальная этнографическая группа в составе поволжских татар, образовавшаяся вследствие специфического расселения этого народа. Многие представители мишарской группы сейчас живут в Нижегородской области, в соседних с Татарстаном республиках, в Москве. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство.
Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары — мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».
Об истории этнонима и «татарских евреях»
член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»
Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари — это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы — рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля — вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.
О тематическом паблике VK и отличиях мишарей от татар
администратор паблика VK, посвященного мишарям
Я создал это сообщество чуть ли не в первый год работы VK — лет девять назад. Тогда было мало комьюнити, и все в духе «группа для тех, кто любит спать и переворачивать подушку на холодную сторону», а мне хотелось чего-то по-настоящему интересного. Я планировал, что участники группы не только будут обмениваться контактами и информацией онлайн, но и впоследствии начнут встречаться в офлайне. Но с самого начала в группе пошли конфликты: вопреки названию, в ней состояли не только мишари. У меня не было цели столкнуть людей лбами, выделиться — мол, мы хорошие, а вы нет. Поэтому мы решили обозначить миссию и говорить только об индивидуальных качествах мишарей, особенностях их характера.
Все мишари разные. В Ульяновске — довольно грубые, а в Самаре и Татарстане — наоборот. Судя по моему окружению, мишари преуспевают в бизнесе. Они упорные, трудолюбивые, умеют торговаться, обладают хитростью — не банальной, которая заключается во вранье, а тонкой. Если мишарь захочет кого-то обмануть, он сделает это красиво, так, что человек даже ничего не поймет. Если татарин захочет обмануть, он сделает это жестко — другими словами, кинет. Мишари — довольно импульсивный народ, но в то же время отходчивый. Я бы сказал, они похожи на итальянцев.
В чем отличие мишарей от татар? Умные мишари мне попадались чаще, чем умные татары. Мишари более услужливые, пунктуальные, скрупулезные, умеют вести дела. У них не бывает «и так сойдет!». Они обязательные, держат слово, хоть про них и говорят, что они, мол, как евреи. Есть даже несколько поговорок: «Когда родился мишарь, еврей заплакал», «Мишәр күтеңне тишәр» и другие. Вот евреи, когда жмут руки, говорят: « Мазаль тов ». Они не заключают юридический договор, слова достаточно. То же и у мишарей.
Мишари скрывают свою национальность, потому что боятся предвзятого отношения. Если говоришь новому соседу или партнеру по бизнесу, что ты мишарь, он относится к тебе настороженно — можешь обмануть. Приходится доказывать поступками, что ты обязательный человек и держишь слово. Мне кажется, стереотипы о мишарях связаны с их сферой деятельности: много людей занято в торговле.
О мишарском диалекте
доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая
Мишарский диалект — один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье — Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.
В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).
Историческая справка
Татарская энциклопедия, том 4, М — П, из статьи «Мишари»
Новое в блогах
Мишари: как при Сталине этот народ хотели стереть с карты
Был у автора этой статьи товарищ по учёбе в институте, которого все считали татарином. Как-то раз он сказал: «Мы не татары. В татары нас записали. На самом деле мы – мишари». На мой удивлённый вопрос: «А кто это?» он ответил: «Мы мещеряки». Дело было в самом начале 1990-х.
Отдельный народ тюркской группы
По данным первой всесоюзной переписи населения в 1926 году к мишарям причислило себя 242,6 тыс. человек. По-видимому, такая цифра наиболее точно отражает численность этого народа тогда. Оценки его численности перед революцией разнятся на порядок. Так, до проведения первой общеимперской всероссийской переписи 1897 года, мишарей считали от 160 тыс. до 622,5 тыс. Однако по самой переписи мишарей оказалось всего 53,8 тыс. По оценке современных этнографов, перед Первой мировой войной мишарей, или мещеряков, было всего 11,5 тыс.
Кажущееся резкое возрастание численности этого народа сразу после революции объясняется тем, что дореволюционная статистика не знала понятия «национальность». Она учитывала носителей родного языка. По-видимому, уже в конце XIX века для большинства мишарей родным языком был татарский или русский, а собственный уже забылся. Но, когда советская власть потребовала от опрашиваемых идентифицировать свою этничность, то мишарями назвали себя все те, кто помнил о своём происхождении, являлся носителем соответствующего этнического сознания.
Загадка происхождения
О происхождении мишарей и их имени существуют различные версии. Та, что считает название мишари производным от финского племени мещёра – лишь одна из них. Согласно другой, экзотической, самоназвание мишарей восходит к имени «маджары», которое есть не что иное, как мадьяры, то есть венгры. Происхождение самого народа трактуется ещё более разнообразно. Традиционная гипотеза утверждает, что мишари это потомки финского племени мещёра, подвергшегося языковой ассимиляции татарами.
Другая гипотеза, также получившая широкое распространение в науке, говорит, что мишари произошли от татар Золотой Орды, пришедших вместе с ханом Касымом на Нижнюю Оку в середине XV века. Здесь эти татары получили от московского великого князя земли для поселения и основали вассальное Касимовское царство, просуществовавшее до конца XVII века.
Третья гипотеза отождествляет с мишарями буртасов русских летописей. Наконец, есть теория, согласно которой мишари имеют смешанное происхождение от самых разных народов, включая и мещёру, и буртасов, и венгров, и татар, и булгар, и половцев. Несложно заметить, что все эти теории не исключают одна другую. Характерно, что все они связывают формирование мишарского этноса с территорией, примыкающей к Нижней Оке, а следовательно – входившей в страну древнего племени мещёра.
Окончательное формирование и консолидация этноса мишарей происходила, очевидно, на территории Касимовского царства. Близкий к татарскому язык и исповедание большей частью мишарей (примерно 80% перед революцией) ислама не оставляют сомнений в значительности тюркской составляющей этого народа.
Военно-служилое сословие
Касимовские татары и мишари несли военную и пограничную службу Московскому государству. Строившиеся засечные черты на восточных рубежах России заселялись, в том числе, мишарями. Так мишари в XVI-XVII вв. широко расселились на землях Среднего Поволжья, среди мордвы. Ими были населены, в частности, города Пенза, Верхний Ломов и Нижний Ломов. С конца XVI века мишари переводятся и за Волгу, ими заселяются земли только что покорённого Казанского ханства, в основном в Приуралье, среди башкир. В Касимовском царстве и на новых землях, куда переселялись мишари, жило очень много татар, но мишари, исповедуя чаще всего ту же мусульманскую веру, сохраняли своё этническое самосознание и отличали себя от татар.
Служилым мещерякам жаловались небольшие поместья, в которых работали мордовские, татарские и русские крепостные крестьяне. Усиленный перевод мещеряков на Урал в XVIII веке был вызван нехваткой земель для поместий. На Урале мишари находились в положении, близком к положению казаков. В 1798 году из мишарей, башкир и тептярей там было организовано Башкиро-мещеряцкое войско (по образу казачьих войск), просуществовавшее до 1864 года.
Обер-офицер и Казак мишарских кантонов. 1845 г.
После ликвидации в 1681 году Касимовского царства русское правительство развернуло процесс принудительной христианизации местной мордвы и мишарей. Спасаясь от религиозных преследований, многие мишари бросали освоенные земли на засечных чертах и уходили дальше на восток. В результате всех этих процессов основная масса мишарей к концу XIX века проживала в Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерниях. Незначительная их часть оставалась на правобережье Волги – в Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Саратовской губерниях.
Хотя основная масса мишарей в начале ХХ века говорила либо на языке казанских татар, либо на русском, она осознавала свои особенности. Одним из характерных отличий мишарей от татар было то, что мишари не праздновали сабантуй, зато отмечали навруз (день весеннего равноденствия). Этнографы подчёркивали своеобразие национального костюма мишарей, выделявшего их на фоне татар и других поволжских народностей.
Искоренение самосознания
Несмотря на наличие почти четверти миллиона мишарей в 1926 году, к следующей всесоюзной переписи населения в 1939 году они… официально исчезли из всех переписных листов. Всех мишарей в принудительном порядке записали татарами. Некоторые сумели записаться русскими. Такое отношение советской власти было обусловлено поворотом в её национальной политике с середины 1930-х годов. Согласно новому курсу, мелкие этносы должны были быть поглощены крупными «социалистическими нациями».
Кроме того, мишари в начале 30-х годов подверглись сильному прессу раскулачивания. Ведь в своём большинстве они были потомками зажиточного военно-служилого сословия, сродни казакам, благодаря чему и хранили память о своём происхождении и свой отличный от татар быт. Чтобы успешнее их «коллективизировать», большевикам требовалось сломать этническое самосознание мишарей, слить их с другими народностями.
Мишари не учитывались и во всех последующих советских переписях. В современной России переписные органы в Татарстане и Башкортостане стремятся за счёт мишарей и других «непризнанных» этнографических групп увеличить номинальную численность титульных наций республик. Тем не менее, 786 человек в 2010 году назвались мишарями, а не татарами, башкирами или как-то иначе. Что такое 786 человек по сравнению с 242 тысячами почти сто лет назад? Исчез ли народ мишарей с карты России навсегда? Покажет ближайшее будущее.
Об истории этнонима и «татарских евреях»
член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»
Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари — это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы — рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля — вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.
О мишарском диалекте
доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая
Мишарский диалект — один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье — Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.
В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).
Историческая справка
Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. На формирование облика мишарей повлияли буртасы, тюркоязычное население в лице булгар и кипчаков, местные финно-угорские народы — мещера и мордва и, возможно, маджары. Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, обычно связывается с буртасами, которые подверглись сильному влиянию булгар. После образования Золотой Орды в районы проживания потомков буртасов проникли кипчакско-ногайские группы, которые в XIV веке входили в состав Улуса Мухша. В этот период и позже активизируется употребление этнонима «можар» — «мещера», но в источниках часто используется и наименование «татары».
Дальнейшее формирование мишарей как народности (XIV — середина XVI века) происходило на основе «можарского» и «татарского» компонентов в границах Касимовского ханства, столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский. О наличии этих двух этносословных страт в Мещерском юрте (Касимовском ханстве) свидетельствуют две сохранившиеся этнонимические системы. Первая — «Мещерские земли», «Мещерские места», «Мещера», «Мещерский юрт», «Мещерские князья». Из этого ряда возникло понятие «мещерские люди», сокращенно — «можеряне», «можары», «мещеряне», обозначавшее буртасов. Вторая связана с феодальным сословием Касимовского ханства: в XV веке оно называлось «татарами», в XVI веке — «городецкими татарами», «мещерскими татарами».
Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI — первой половины XVIII века мишари широко расселились на правобережье Волги, в Закамских районах и Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими группами (XVI−XIX века). Казанские татары сыграли большую роль в этнокультурном развитии мишарей. В свою очередь мишари также оказали сильное влияние на материальную и духовную культуру остальных групп татар, а также башкир, тептярей и некоторых других народов. Мишари, в отличие от казанских татар, до середины 1950-х годов не праздновали Сабантуй и Джиен. В ХХ веке различия мишарей и татар исчезли или оказались нивелированными. В настоящее время этноним «мишари» сохраняется локально как самоназвание второго уровня.
Татарская энциклопедия, том 4, М — П, из статьи «Мишари»