ташанта что это такое
Алтай — Монголия — Тыва 2018. Часть 5 — Ташанта — Улгий — Ховд
Первое впечатление от Монголии — запах. Въехав в Монголию, сразу же в воздухе ощущается что-то непривычное. В темноте еле-еле проявлялись очертания юрт вдалеке, поэтому решили, что это просто топят печки кизяком 🙂
Я планировал заночевать на озере Толбо, но вся эта канитель с границей сбила все планы. Уже никуда не успевали, нужно было только найти подходящее место для стоянки. Хорошо, когда у тебя «палатка на колесах».
Первое поселение на пути — Цагааннуур. В темноте я даже спутал его со светом встречных машин. В поселке (если его так можно назвать) горело от силы три лампочки. Сбавляем скорость и вдруг под колеса кидается парень и на ломанном русском — стой! стой! Подбегает, и с ходу — как дела? В юрте заночевать не хотите? Кроме заученных фраз, он больше ничего не понимал или просто притворялся. Ночь в юрте стоила всего 300 рублей, но мы еще заранее решили не ночевать в этой поездке не в машине.
Пока медленно катились по дороге, подбежал ещё один парень. Если честно, я до последнего думал, что это один и тот же человек, с которым мы говорили две минуты назад. В темноте не разберешь. Тоже предлагал ночлег в юрте, но уже больше понимал нас, поэтому смогли договориться просто о стоянке для машины за сто рублей. Угадаете, где находилась эта стоянка? Конечно же, у тех самых юрт.
Пока перетаскивали вещи на передние сиденья, сбежались все соседские дети и тот парень, который первым предлагал ночлег. Он начал громко возмущаться на брата, что тот отбил у него клиентов. Ругались на монгольском (или казахском), но все итак было понятно. Позже в перепалку вступились ещё человека три, ор стоял на весь Цагааннуур. Дело дошло даже до небольшой драки.
Утром проснулись пораньше и по-тихому свинтили, пока все спят. Вообще, начиная с Алтая, всегда просыпаемся рано. Под утро становится тяжело дышать — сказывается непривычная высота. Отбежишь от дороги на десять метров и уже запыхался.
Улгий — первый довольно крупный населенный пункт на пути. К нему ведет асфальтированная дорога и никаких проблем с проездом здесь нет. Местами ровная-ровная как стрела, уходит прям до горизонта. Через пару километров поднимаемся на перевал, высота под 2.5 тысячи.
Улгий, как и большая часть Западной Монголии заселена казахами. Монгольскими казахами. Вокруг одни мечети. Город очень грязный и неинтересный. Больше всего запомнились лужи на улицах. Ходить пешком совершенно негде. Чтоб попасть к соседнему зданию, приходилось обходить по другой улице.
В банке поменяли рубли на тугрики, а затем нашли рынок, чтоб купить носки из шерсти верблюда и яка (самый популярный сувенир), но он был закрыт. В дальнейшем стало ясно, что в Монголии народ начинает раскачиваться только к одиннадцати часам утра. Кстати, за все время не встретили в обращении свежих купюр. Даже в банке выдали ветхие, рваные и заклеенные. Вот без шуток – в руках рассыпаются. Правда, поменяли сразу же на более приличные по первому требованию.
Едем дальше, на Толбо Нуур (Нуур — озеро). Именно за ним и заканчивается асфальт, но об этом позже. Хочется уже попробовать настоящей монгольской кухни, а в Улгии не нашли подходящего и открытого заведения. На берегу озера стоит несколько турбаз, которые хорошо просматриваются с дороги. Выбрали первую попавшуюся.
На турбазе нас встретил Ермалай — казах с древнерусским именем, проживающий в Монголии. Он учился в РУДН, поэтому хорошо говорил на русском. За завтраком рассказал много интересного, что не помешало обмануть и добавить к чеку ещё 50%. Еда здесь ну очень дешевая, поэтому сразу и не заметили. Время поджимало, но уехать с Толбо не искупавшись — грех, тем более погодка позволяла.
Следующий крупный населенный пункт – Ховд. До него около 170 километров без асфальта. Нужно учитывать, что дороги здесь — вещь относительная и даже 100 километров могут растянуться на весь день, а то и на два. Мы выбрали один из самых-самых простых маршрутов по западу Монголии, но это не значит, что все пройдет гладко.
Сразу же за озером есть населенный пункт Толбо. Вообще с названиями здесь не парятся, например есть два Улгия, два Ховда, два Алтая — все это совершенно разные населенные пункты и черт его знает, как в этом разобраться. Так вот, в «пригороде» Толбо раскидано несколько десятков юрт. Захотели подъехать поближе посмотреть.
Выбираем любую колею, которая ведёт в сторону юрт, и пытаемся подобраться поближе. С каждым километром дорога становится все хуже и хуже, появляются огромные лужи, земля становится мягкой. Едем-едем и вдруг упираемся в огромное «море» в котором сходятся все дорожки. Блин, куда ехать-то? Кружимся туда-сюда и не поймем, где проезд. Пришлось выбираться обратно по записанному трэку. Лишь позже узнали, что дожди лили без перерыва четыре дня.
В стране сейчас активно строят дороги китайцы. Хотят уже в следующем году соединить Улан-Батор с западом. По пути в Ховд уже почти все готово, но на новую магистраль ещё не пускают — въезды перегорожены. Пока все едут старой дорогой, но весь вид портят кучки земли, рассыпанные вдоль нового шоссе и строительная техника, ездыкаюдая туда-сюда. Для рабочих разбиты несколько десятков юрточных городков. Даже построили небольшие цементные заводы.
Я думал, что успею застать ту самую Монголию без асфальта, безлюдную, с множеством животных вокруг, пасущихся недалеко от дороги, но, кажется, не успел. Ловлю себя на мысли что может зря мы поехали сюда Ради чего трястись по херовой дороге, когда на строительную технику и дорожные работы можно посмотреть и дома.
Но, если не обращать внимания на этот мусор, здесь очень клёво: высокие горы со снежниками, а облака — это вообще отдельная тема. Кажется, если подняться ещё немного, то до них можно достать рукой. Вроде бы едешь по равнине, а высота-то приличная. Почти вся Монголия находится на одном большом плато.
Поездка в Ташанту
Маршрут: Новосибирск-Ташанта-Новосибирск.
Протяженность пути туда-обратно: 2127 км.
Итак, в 11 утра мы встретили наших попутчиков (семью из Томска) и отправились в путь. Первую ночь мы ночевали в Барнауле у своих родственников. Первым делом мы решили сходить на Камышлинский водопад, до него мы шли по мостику. Меня трясло от страха, от этого похоже, мост шатало вдвойне. Можно доехать до водопада на катере, но мы решили своими силами, «всего ничего» туда-обратно 4-6 км (точно не измеряли).
А вот и сам водопад:
Следующим пунктом был Чемал, но по дороге мы решили, что пора вставать на стоянку. Кемпинг нам обошелся в 200 рублей за машину. Беседка, дрова и пакеты для мусора входили в стоимость. Место было красивое, рядом с нашей беседкой был спуск к Катуни, каменистый берег.
С утра периодически моросил дождик, поэтому мы быстро собрались и поехали на Чемал. Подъехать к ГЭС было проблематично, потому как в одном месте собралось сразу дикое множество людей, желающих сэкономить 50 рублей на стоянке и парковавших свои машины, где придется, стоянка была наполовину пуста.
Заплатив денежку за стоянку и экскурсию (по 100 руб. с каждого взрослого носа), мы двинулись с экскурсоводом дальше.
Водохранилище
Два источника, именуемые в народе «живой» и «мертвой» водой.
Живая вода (с серебром)
Мертвая вода (с железом)
Заехали на Патмос. Пока стояли в очереди на проход по мосту (разрешено переходить по 6-8 человек за раз), послушали местные легенды об острове (рядом была группа туристов с экскурсоводом).
Здесь изображена картина о рождении Христа.
Собственно, сама церковь. Внутри запрещена съемка, на входе выдаются платки и фартуки-юбки для женщин в брюках и шортах. Там же продаются свечки. Внутри было тесно и душно, поэтому я быстро вышла.
Наша следующая стоянка, бесплатная. Очень нам в прошлый раз это местечко приглянулось. Обратите внимание на дорогу вдали (подъем вверх), к ней я вернусь чуть позже.
С утра лил дождь. Мы наблюдали, как вытаскивают со склона машину, и думали о том, что ждёт нас. Дождь то заканчивался, то начинался заново. Выбора у нас не было, поэтому собравшись, мы поехали в сторону выхода. Проехав половину дороги к трассе, машина встала. К нам посадили обоих детей, девушка из другой машины села за руль, остальные начали толкать. Неожиданно справа, «поплыла» колея и правым задним колесом машина вылезла с дороги. Возникла угроза перевертыша, мы спешно вытащили детей и отправили их наверх. Сами, зацепив тросом зад нашей машины, пытались удержать её на дороге, пока муж пытался вырулить обратно на дорогу. Обратно не получилось, пришлось спускать вниз, со всей аккуратностью, потому как переднее левое колесо периодически висело в воздухе. Через пять часов мучений, при помощи лома, вбиваемого в дорогу, и лебедки мы смогли вытащить нашу машину на дорогу. Вторая машина по нашим следам выехала быстро, ее толкать пришлось совсем чуть-чуть.
Отдышавшись, наспех умывшись и переодевшись, мы наконец-то покинули место стоянки, дружно мечтая о бане (что не удивительно, если учесть, что мы все неоднократно попали под комья грязи из-под передних колес, падали практически лицом в грязь и только дети были непередаваемо счастливы).
Это вид одного из кемпингов «Янтарный сад» (очень там симпатично и аккуратно все). В наличии есть баня, искусственный пруд и домики по 850 рублей. Места для палаток там тоже есть, но нас смутил спуск к палаточной территории. Нас подобные спуски потом смущали всю дорогу.
Мы двинулись к очередному месту стоянки, кемпинг «Яломан» на реке Большой Яломан. Перед ним увидели другое предложение, свернули, думая, что может там такое же интересное предложение, как и в «Янтарном саду», как бы не так. Сначала с нас взяли по 50 рублей с каждой машины за въезд на территорию, показали прайс-лист, цены вполне приемлемые были и мы заехали. Там русский хозяин продемонстрировал нам совершенно другой прайс, в котором как выяснилось все цены, показанные на входе это за 1 человека. Соответственно, домишко типа аила выходил в тысячу, а один этаж дома (не очень добротно построенного) в почти 2 тысячи. Нам сказали, что это люкс, там постельное бельё дают. А за палатки надо 150 рублей и по 50 рублей сверху с каждого человека. Мы посмеялись, вспомнили, сколько «приятного» на туристических форумах говорят о наших соотечественниках, зарабатывающих подобным способом, забрали обратно свой «взнос» за въезд и поехали к уже проверенным «местным» (алтайцам). Наш кемпинг обошелся нам в 200 рублей с машины (к сожалению, дрова пришлось брать отдельно, но это нормально на территории малотуристического Алтая). Спать легли практически сразу, как обустроились.
Добрались до Калбак-Таша (места с петроглифами), заказали экскурсию (100 рублей с взрослого).
На одной из картинок изображена женская рука, считается, что это вроде автографа к циклу картинок.
Вечерело, пора было искать новое место для стоянки. Его мы еще в том году запомнили, поэтому поехали туда, тем более, что платных мест больше по маршруту не было.
Курайская степь по-своему очень красива, особенно ледники по правую руку от трассы.
Дальше мы поехали до Ташанты (думали, что раз большими буквами обозначен на карте, да и вообще обозначен, значит большой и рынок есть). Дорога была очень прямая, справа и слева виднелись ледники (мы ехали по Чуйской степи), ни одного на дороге не встретилось. Сама Ташанта нас сильно разочаровала. Судите сами.
Ни один из трех магазинов не работал, продавца одного из них мы поймали совершенно случайно на улице. Чебуречная на фотографии, говорят, уже давно закрыта.
Общий вид издалека. Деревня в несколько домиков.
Это речка, т.е. была когда-то речкой или бывает ею по весне. Так там просто камни и ни капли воды. Судя по всему это место для свиданий.
На обратной дороге за Кош-Агачем мы нашли вот такие камни, метрах в ста от дороги.
В центре этого круга очаг.
Последним местом стоянки должен был вновь стать «Яломан», но там был аврал, и мы расположились в соседнем кемпинге за речкой. Расценки те же. Ребята решили порыбачить, но наживки у них не было, поэтому, сначала они поймали большого муравья и кузнечика.
На следующий день мы поехали домой, увидели, наконец, старую дорогу на Чике-Тамане, затем мы поехали на Аю. Когда мы подъехали к озеру на максимально близкое расстояние, небо заволокло тучами, засверкали молнии и полил дождь. На рынке у нас закончились последние наличные деньги, а ближайший банкомат (подходящий нам) располагался в Бийске. Так что мы остались еще и без мёда.
Ташанта
Ташанта (Тошонгты, Тошанта) — населённый пункт Кош-Агачском района, центр сельского поселения, расположенный на 941,8 км Чуйского тракта, вблизи государственной границы России с Монголией на берегу р. Ташантинка.
Туристский район: Долина реки Чуя
Кош-Агачский район Карта
Туристское значение
Гряда с рисунками наскальными начинается в 10 километрах от Кош-Агача. Малые их скопления отмечены вплоть до Ташанты.
Рядом с поселением находится множество археологических памятников. На перевале Дурбэт-Даба, на границе с МНР установлен Монумент Дружбы.
Население
1 января 2016 года в посёлке проживало 547 человек — алтайцы, казахи, русские. Преимущественно население составляют казахи.
Сегодня
Имеются общеобразовательная школа, детский сад, ДК, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, мечеть, кафе-бар, закусочная, магазин, АЗС. Главная улица села — Пограничная, направление которой совпадает с Чуйским трактом. Основные улицы —Едильбаева, В.И.Чаптынова, Саудакасова, Подгорная.
Связь осуществляют почтовое отделение, ООО «Ростелеком», «МТС», «Билайн».
В селе расположены пограничная застава и таможенный пункт. Основным занятием местного населения является обслуживание государственной границы. На ферме вблизи посёлка изготавливают полезный напиток из кобыльего молока – кумыс. Ташантинцы — не только таможенники и люди, служащие на границе, это и сельские труженики, учителя, медицинские работники, учащиеся и молодежь.
Подписан ряд договоров о торгово-экономическом и приграничном сотрудничестве с сопредельными районами Монголии, предусматривающие развитие взаимовыгодной торговли, совместное освоение природных ресурсов, совместное осуществление ряда проектов, в том числе строительство «дороги тысячелетия» в Монголии, связывающей Ташантинский таможенный пункт пропуска на российско-монгольской границе с таможенным пунктом пропуска Булган (Тайкешкен) на монгольско-китайской границе.
Описание
Через Ташанту проходит федеральная трасса Р256 (М52) — Чуйский тракт. С востока от Ташанты находится хребет Чихачёва, с запада — Сайлюгемский хребет.
Поселение расположено на высоте 2097-2107 м над ур.м. С запада протекает река Ташантинка, левый приток реки Юстыд.
За поселением начинается подъём на перевал Дурбет-Даба. К северо-востоку находится перевал Созонту.
Около 8 километров также на северо-восток находится родник Аркалудардык.
Топонимика
Тошиҥ в переводе с монгольского — наледь; тожоҥ — с алтайского гололедица.
История
В 1908 году в путевых заметках Верещагин Виктор Иванович отметил: «4 июля мы выехали из Юстыда по направлению к пикету Ташанты, расположенному на Чуйском тракте.
Отмечу, что на новейшей карте Алтая (1908) изданной Главным Управлением Алтайского округа, пикет Ташанты, стоящий на Чуйском тракте, совсем не нанесен, а также отсутствует Чуйский тракт в районе Чуйской степи…
Через 1½ часа перевалив невысокие холмы, мы прибыли к одинокому домику, стоящему у скалы на берегу высыхающей летом р. Ташанты. Это и есть пикет. Кругом ни одного деревца. Вблизи расположены аилы теленгитов. Тишина пустыни нарушается только горными галками, населяющими скалу, да ржанием коней…».
13 июня 1911 года Капитолина Васильевна Юрганова, слушательница Петербургских высших женских курсов, дочь купца В. И. Юрганова в своём дневнике записала: «Дорога шла среди степи, покрытой маленькой травой. Горы с трех сторон окружали степь. Налево от дороги по Чye шел, постепенно исчезая, негустой хвойный лес и тальник.
Степь тянулась верст на 60. Киргизские юрты и скот изредка встречались по ней. В 5 часов мы подъехали к последнему сторожевому русскому посту, состоящему из новенького домика с несколькими постройками, уныло выглядывающими с голого пригорка. Два стражника живут и наблюдают здесь за проезжающими. Погода стояла холодная, шел мелкий дождь. Мы остановились ночевать у ключа в нескольких верстах от границы (возможно, это родник Аркалудардык – Е.Г.). Рано утром мы пересекли гору Ташенту, служащую границей между Россией и Монголией. »
17 августа 1912 года русский монголовед А. В. Бурдуков. по пути от Хангельцика до Кош-Агача писал: «Сделав еще несколько верст, мы увидели знакомый дом ташантинского таможенного поста, к которому вскоре и подъехали. Стражник нам заявил, что все будет осматривать самым тщательным образом. Так как солнце уже клонилось к закату, то нам пришлось остановиться на ночлег около поста. Мы просили стражника осмотреть сегодня же, чтобы на завтра не было задержки. Нашу просьбу он уважил. Перерыв всё и убедившись, что у нас нет никакой контрабанды, он разрешил нам все обратно связывать и складывать.
18 августа. Утром, получив отданные для отметки стражнику паспорта, мы покатили по прекрасной дороге в Кош-Агач».
Как следует из вышеприведённых источников, селения Ташанта, как такового, на этот момент не было.
До 1933 года в районе Ташанты был пограничный пикет, поскольку таможня, обслуживающая советско-монгольский участки государственной границы СССР располагалась в Кош-Агаче.
На таможенниках лежали сложные и специфические задачи: борьба с контрабандой, проведение таможенного оформления грузов и лиц, пересекающих границу. Однако, несмотря на всю важность таможенной охраны границы, кадры оставались главной внутренней проблемой.
В 1923 г. при таможне впервые была образована аттестационная комиссия, деятельность которой была неэффективной. Кош-Агачская таможня испытывала крайнюю необходимость в квалифицированных кадрах. Доклады руководства таможни, в ГТУ свидетельствуют о крайне низком уровне служебной дисциплины, моральном разложении среди личного состава. Были установлены факты систематического пьянства некоторых сотрудников и их покровительства контрабандистам.
Однако ввиду отсутствия перспективных кандидатов для поступления на службу в таможню, данные сотрудники были оставлены на службе с переводом на нижестоящие должности. При этом аттестационная комиссия была вынуждена оставлять на службе таких сотрудников, поскольку взять других было просто негде.
Проведённая в марте 1926 г. инспекторская проверка Кош-Агачской таможни показала что штат таможни состоял из 10 человек, из них высшего или гимназического образования не имел ни один человек, городское училище окончил лишь один человек, остальные окончили различные городские или сельские низшие школы (церковноприходские, сельские школы или училища).
В 1927 году отмечается ужасная телефонная связь между Кош-Агачем и погранотрядом в Ташанте.
1933 год, скорее всего, следует считать временем образования Ташанты, как поселения. Это было связано с переводом в данное место таможни из Кош-Агача.
В 1935 году в с. Ташанта уже ежедневно (кроме общевыходных дней с 9 ч. до 15 часов) работает сельокно Ташантинской сберкассы № 2135/5.
22 декабря 1935 года народным комиссариатом связи утверждён проект реконструкции телеграфно-телефонной линии Ташанта— Ойрот-Тура, имеющей прямую связь с Москвой. Работы начались в 1936 году, а Наркомсвязи ассигновал на проведение данных работ 814 тысяч рублей.
С 1 января 1941 года в поселке Ташанта Кош-Агачского аймака образован ДЭУ-975 управления дороги Чуйского тракта ГУШОСДОР НКВД СССР.
В 1944 года в посёлке Ташанте почти совсем не работает почтовое отделение, большей частью оно закрыто на замке, а заведующая тов. Вилисова М. В. где-то путешествует. Газеты подписчикам Вилисова доставляет очень редко, поэтому жители посёлка лишены возможности даже прочесть сводку информбюро и сообщения с фронтов Отечественной войны.
Летом 1947 года в Ташанте бригада юрты-передвижки своими руками преобразила чабаньи стоянки колхоза «Путь к социализму». Они стали выглядеть совсем по-другому. В них стало культурно, чисто и уютно. Бригадой юрты было проведено свыше 30 бесед и читок, сделано несколько докладов, выпущено более 20 стенгазет, написано много лозунгов и плакатов, проведено 12 концертов и киносеансов.
Большой заслугой агитаторов юрты-передвижки является изучение и передача опыта лучших чабанов и пастухов. Благодаря им, опыт лучших табунщиков колхоза «10 лет Ойротии» и верблюдовода Кадыша Ачубаева, стал достоянием многих животноводов.
В 1950 году в табуне Кусмана Байгалиева жеребята, пасущиеся в «Ташанте», хорошо развитые, с крепким костяком. Все необходимые им минеральные соли они получают и с молоком матери, и непосредственно на пастбищах, когда поедают солончаковые травы,
— Я замечаю, что как только попасу табун по солонцах, так аппетит у кобыл и у жеребят повышается. Пастьба по солонцам помогает быстро нажировать лошадей к зимовке, — рассказывает Кусман.
Умение быстро и хорошо нажировать лошадей к зимовке трудно переоценить. Дело в том, что в колхозе имени Калинина, как и вообще в Кош-Агачском аймаке, лошади круглый год находятся на пастбище.
В 1965 г. несколько гуртов яков колхоза «Кызыл-Мааны» паслись под самой Ташантой, близ границы.
В 1967 году Ташанта — всего несколько домиков. «Сурова природа этого уголка. От Курая до Ташанты горы уже покрыты снегом. Только на тракте он не держится: сметают его колеса машин.
Граница от Ташанты в 18 километрах, затем нейтральная полоса идет, а за ней монгольская таможня».
В 1969 году отмечено, что в селе Ташанта жители попытались озеленить посёлок: высадили лиственницы и они растут.
До середины 80-х годов XX века Ташанта входила в состав Казахского сельского совета. Дети посёлка, в основном, дети чабанов, так как там была только начальная школа, обучались в Казахской средней школе, проживающие в построенном в 70-е годы интернате.
В 1984 году решением АКИК № 138 от 1.06.84г. из части территории Казахского сельсовета образован Тобелерский сельсовет, в состав которого входили села Тобелер и Ташанта.
В 1996 году из части территории Тобелерской сельской администрации выделена Ташантинская сельская администрация.
В 2002 году построен новый современный терминал.
22 марта 2011 года в высокогорной Чуйской степи встреча Наурыза — нового года по мусульманскому календарю проходила в Ташанте.
В 2015 году начато строительство терминала «Ташантинский».
22 июня 2016 года пункт пропуска «Ташанта» пересекли участники ралли ретро-автомобилей «Пекин – Париж».
13 июля 2016 года подземный толчок магнитудой 5,2 произошёл на хребте Чихачева к северу от Ташанты.
12 июля 2017 года состоялось освящение основания храма святого благоверного князя Александра Невского в Ташанте.
Флора и фауна
В Ташанте отмечен редкий вид монголо-алтайского эндемика Астрагала коротколистного и редкий вид Лук убсунурский.
Из редких птиц следует отметить занесенного в Красные книги РА и РФ со статусом редкости 3 категория сипа белоголового, со статусом редкости 1 категория — чекана большого.
Вблизи поселка многочисленен включенный в Красную книгу России под категорией 3 и в Красную книгу РА под категорией 2 манул.
Археология
В 10 км к северо-западу от с. Ташанта обследован уникальный мегалитический комплекс «Чуйский тракт».
Основная гипотеза по сооружению мегалитического комплекса «Чуйский тракт»: камни принесены ледником, затем расставлены людьми согласно их замыслу (или только самые большие камни принесены ледником, а более мелкие – привезены людьми во время строительства объекта). Близких по облику скоплений больших камней и выходов подобных коренных пород рядом обнаружить не удалось.
Назначение мегалитического комплекса «Чуйский тракт» могло быть многофункциональным. Архитектурные особенности и некоторые географические характеристики объекта указывают на его явное календарно-астрономическое и культовое предназначение.
Часть петроглифов, выбитых на камнях, относится к бронзовому веку, ко II тыс. до н.э., но этот памятник функционировал и позднее, на протяжении многих столетий. Ряд наскальных изображений датируются пазырыкским временем и средневековьем.
Мегалитический комплекс «Чуйский тракт» представляет собой большую культурно-историческую ценность в силу своей уникальности и грандиозности значения: это древнее сооружение содержит в себе много тайн, которые ждут разгадки.
В 2,5 км к юго-западу от мегалитического комплекса «Чуйский тракт» при поиске выходов коренных пород, откуда могли происходить камни объекта, была обнаружена интересная каменная выкладка П-образной формы в плане.
На могильниках Ташанта III найдены хорошо сохранившихся колчаны.
Геология и климат
С юга Чуйская депрессия отделена от Монголии высоким хребтом, который обычно неправильно называют хребтом Сайлюгем. Западная часть хребта в истоках pp. Тархатты и Чаган-Бургазы покрыта вечными снегами и ледниками. По направлению к востоку хребет постепенно понижается и к ущелью р. Ташанты, представляющей естественный проход в Монголию, становится едва выраженным.
Вся восточная половина хребта, омываемая реками Аксай и Ташанты, совершенно безлесна. Альпийские ассоциации здесь непосредственно переходят в полупустынные. За р. Ташанты хребет резко меняет свое широтное направление на меридиональное и здесь собственно начинается хребет Сайлюгем (по В. А. Обручеву, хребет Чихачева), омываемый в своей центральной части р. Сайлюгем.
На южной оконечности хребта Сайлюгем лесов почти нет и только в районе р. Сайлюгем по склонам хребта тянется неширокой полосой лиственничный лес, почти спускающийся до равнины. Полоса леса по направлению к северу становится более широкой и здесь между верхним пределом леса и альпийскими тундрами хорошо представлены ассоциации Nano-betuletum и Nano-salicetum.
Климатические условия района отличаются крайней суровостью. Среднее годовое количество осадков — 110 мм. Весь район лежит выше границы земледелия, но имеет большие возможности для развития животноводческого хозяйства.
Насыщенные сингенетичным пиритом отложения позднеживетской черносланцевой ассоциации вмещают Ташантинское месторождение золота.
Разное
В районе урочища Уландрыка и пос. Ташанты ежегодно по долинам речек формируются наледи.
© Е. Гаврилов, 8 августа 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!