таривердиев у тебя такие глаза ноты
С полным списком произведений можно ознакомится на официальном сайте: www.tariverdiev.ru
Микаэл Таривердиев
Песни из кинофильмов
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
«Советский композитор», 1978г.
номер с4760к
(pdf, 3.22 Мб)
Скачать ноты
Микаэл Таривердиев
Песни и инструментальная музыка
для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
«Музыка», 1986г.
номер 13269
Скачать ноты
В. Васина-Гроссман о песнях Микаэла Таривердиева
Из книги «Мастера советской песни»
Микаэл Таривердиев занимает весьма своеобразное место среди авторов песен. Если включить в понятие песни только то, что легко запомнить и легко спеть, то Таривердиев — совсем не песенный композитор, поскольку его песни рассчитаны на хорошо воспитанные слух, вкус, исполнительскую манеру. И даже при более широком взгляде на песенный жанр все же придется признать, что он композитор не совсем песенный. Песен массовых у него нет вообще, что же касается эстрадной лирической песни, то он редко пользуется ее обычными средствами: современными танцевальными, ритмами, подкупающе-интимными интонациями, которые дают исполнителю возможность индивидуализировать традиционно-песенные ситуации — разлуки, любовные недоразумения и т. п. Если быть точным, то некую дань традиционной эстрадной лирике композитор все же отдал в таких, например, вещах, как «Знакомая песенка», «Золотые сумерки», «Ты не печалься». Однако не эти, сами по себе весьма симпатичные песенки, принесли автору широкую популярность, а другие, по первому впечатлению гораздо менее мелодичные, частo переходящие в декламацию и при этом иной раз написанные на слова, как будто и не очень подходящие для пения (например, прозаические «новеллы» Л. Ашкенази). Но в них гораздо ярче проявилась индивидуальность композитора и те черты, которые и сделали его популярным.
Особенно любим Таривердиев молодежью и не случайно. Я думаю, что это происходит не только потому, что тема молодости и молодежи занимает видное место в творчестве композитора (в этом как раз нет ничего исключительного), по и потому, что о молодежи и с молодежью он говорит серьезно и, я бы сказала, уважительно: не восхищаясь молодыми, не поучая их, а понимая. В этом отношении очень показательной представляется мне одна из «вокальных новелл» на слова Л. Ашкенази. «Каждое новое поколение, — говорится там,— могло бы войти в жизнь вооруженное до зубов опытом родного отца и деда. Но оно каждый раз хочет все испытать с самого начала».
Вероятно, интерес к современным и к очень разным се представителям — А. Вознесенскому и М. Светлову, Е. Евтушенко и Л. Мартынову тоже сближает композитора с его молодыми слушателями. Молодежь в наше время (особенно в последние 10—13 лет) жадно тянется к поэзии, популярность которой может сравниться разве только с популярностью кино. Для пас, старших, тяготение молодых интеллектуалов и скептиков к лирической поэзии кажется неожиданным и странным. Но это означает лишь то, что мы чего-то не учитываем.
Тема: Полное нотное наследие М. Таривердиева в свободном доступе!
Опции темы
Поиск по теме
Не знаю, как лучше написать. Давайте просто приведу текст пресс-релиза на эту тему.
——————————————————————————————-
Нотный архив Бориса Тараканова, Арт-Центр и телекоммуникационная компания » Дефи » объявляют о начале совместного проекта с Верой Таривердиевой по размещению в свободном интернет-доступе полной версии творческого наследия композитора Микаэла Леоновича Таривердиева.
Пользователям нотного архива для свободного скачивания будут представлены полные партитуры (в том числе с партиями инструментов) и клавиры фундаментальных сочинений прославленного музыканта, а также инструментальные фортепьянные транскрипции мега-хитов (музыка и песни из саундтреков, вокальные циклы, пьесы).
В настоящий момент для Вас подготовлен следующий нотный материал:
М. Таривердиев, опера «ГРАФ КАЛИОСТРО «, клавир, (ВНИМАНИЕ! Многотомные TIFF-файлы!)
Интродукция, 4 стр., 124Кб;
Сцена, 1-й экскурсовод, 14 стр., 490Кб;
Первая ария Алёши, 11 стр., 408Кб;
Второй экскурсовод, 13 стр., 520Кб;
Речетатив и сцена Калиостро, 7 стр., 257Кб;
Сцена генералов и Калиостро, 36 стр., 1.403Мб;
Сцена, 24 стр., 910Кб;
Финал картины, 10 стр., 419Кб;
Сцена Алёши и Марии, 11 стр., 394Кб;
Ария Марии, 14 стр., 517Кб;
Куплеты Жана, 26 стр., 911Кб;
Сцена Калиостро и Жана, 10 стр., 318Кб;
Финал картины, 21 стр., 788Кб;
Сцена 36 стр., 1.346Мб
Речетатив и ария Прасковьи Петровны, 9 стр., 377Кб;
Сцена Прасковьи Петровны и Алёши, 49 стр., 1.712Мб;
Речитатив и ария Алёши, 24 стр., 935Кб;
Сцена, 4 стр., 484Кб;
Бал, 4 стр., 1.755Мб;
Сцена, 4 стр., 847Кб;
Ариозо Калиостро, 27 стр., 1.002Мб;
Сцена, 32 стр., 1.134Мб;
Финальная сцена, 11 стр., 394Мб
Весь клавир в одном архиве, 17.318Мб;
Весь клавир единым файлом без разбивки и ретуш-обработки, 471стр., 19.487Мб;
М. Таривердиев, «Ожидание» (моноопера), клавир, 47 стр., 3.163Мб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
М. Таривердиев, «Прощай оружие» (саундтрек к одноимённому спектаклю на стихи Э. Хемингуэя для солистов и вокально-хорового ансамбля), клавир, 93 стр., 5.926Мб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
М. Таривердиев, «Акварели«, пять романсов на стихи средневековых японских поэтов, клавир, 11 стр., 386Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«В путь». Стихи неизвестных авторов, перевод А. Глускиной;
«Пути в столицу» — как вы далеки! Стихи О. Якамоти, перевод А. Глускиной ;
«Перед казнью». Стихи неизвестного автора, перевод В. Марковой ;
«В тумане утреннем». Стихи неизвестного автора, перевод А. Глускиной;
«Сон». Стихи С. Наисинно, перевод А. Глускиной.
М. Таривердиев, Вокальный цикл на стихи Л. Мартынова, клавир, 17 стр., 638Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
М. Таривердиев, Вокальный цикл на стихи В. Маяковского, клавир, 33 стр., 1.348Мб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«А вы могли бы?»
«Кое-что про Петербург» («Слезают слезы с крыши в трубы»)
«Тучкины штучки»
«Послушайте, ведь если звезды зажигают. »
«Вместо письма»
М. Таривердиев, «Я ловил ощущения«. Вокальный цикл на стихи Е. Винокурова, клавир, 30 стр., 1.059Мб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Я лицо твое стал забывать»;
«Окна»;
«Я ловил ощущение».
М. Таривердиев, «Запомни этот мир«. Вокальный цикл на стихи А. Вознесенского, клавир, 26 стр., 1.009Мб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Над пашней сумерки нерезки»;
«Ностальгия по настоящему»;
«Благодарю»;
«Запомни этот мир».
М. Таривердиев, Вокальный цикл на стихи Б. Ахмадулиной, клавир, 22 стр., 896Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Старинный романс»;
«Я думала, что ты мне враг»;
«Пятнадцать мальчиков».
М. Таривердиев, Вокальный цикл на стихи М. Светлова, клавир, 28 стр., 653Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
М. Таривердиев, Три романса из вокального цикла на стихи С. Кирсанова, клавир, 11 стр., 395Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
«Твои рисунки»;
«И за белой скатертью. »
«Приезжай».
М. Таривердиев, Два романса на стихи М. Цветаевой, клавир, 14 стр., 518Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
«Мой милый, что тебе я сделала?»;
«Попытка ревности»
М. Таривердиев, Пять песен на стихи М. Цветаевой, клавир, 29 стр., 1.090Vб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
«Откуда такая нежность? «;
«Вот опять окно. »
«Островитянка «;
«Мне тебя уже не надо!»
«Забыть?»
М. Таривердиев, Три песни на стихи А. Вознесенского, клавир, 15 стр., 580Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
М. Таривердиев, слова А. Ашкенази, «Четыре вокальные новеллы» из саундтрека к телефильму «Десять раз о любви», 11 стр., 524Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Женщины»;
«Сигареты»;
«Я ей прямо так и сказал»;
«Песня о новом поколении».
М. Таривердиев, Две песни из саундтрека к телефильму «Любить» (клавир), 11 стр., 657Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Музыка» (Памяти Шопена). Слова В. Орлова
«Ты уходишь, как поезд». Слова Е. Евтушенко
М. Таривердиев, Две песни-баллады из саундтрека к телефильму «Ольга Сергеевна» (клавир), 12 стр., 779Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Не исчезай». Слова А. Вознесенского
«Память». Слова Д. Самойлова
М. Таривердиев, Шесть песен из саундтрека к телефильму «Ирония судьбы, или С легким паром» (клавир), 12 стр., 2.029Мб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Со мною вот что происходит». Слова Е. Евтушенко
«У зеркала». Слова М. Цветаевой
«Никого не будет в доме». Слова Б. Пастернака
«По улице моей». Слова Б. Ахмадулиной
«Я спросил у ясеня». Слова В. Киршона
«Мне нравится, что вы больны не мной». Слова М. Цветаевой
М. Таривердиев, cлова Н.Добронравова, Маленький принц из саундтрека к телефильму «Пассажир с «Экватора» » (клавир), 4 стр., 240Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
М. Таривердиев, cлова В.Коростылева, Баллада Анжелы из саундтрека к телефильму «Король-олень» (клавир), 3 стр., 185Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
М. Таривердиев, слова Р. Рождественского, Две песни из саундтрека к телефильму «Семнадцать мгновений весны» (клавир), 9 стр., 529Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл):
«Мгновения».
«Песня о далекой родине».
М. Таривердиев, «Интермеццо» из саундтрека к телефильму «Семнадцать мгновений весны» (транскрипция для двух роялей Г. Корчмара), 11 стр., 524Кб. (ВНИМАНИЕ! Многотомный TIFF-файл)
М. Таривердиев, Концерт для скрипки с оркестром:
Клавир, 65 стр., 3.243Мб.
Партия скрипки, 20 стр., 1.079Мб.
Весь материал предоставлен для свободного размещения вдовой композитора Верой Таривердиевой
Следите за сообщениями в рассылке новостей.
Композитор Таривердиев. Песни из фильмов. Ноты
25 лет назад, 25 июля 1996 года ушёл из жизни советский композитор Микаэл Таривердиев (1931—1996).
Микаэл Таривердиев. Краткая биография и сочинения
Таривердиев Микаэл Леонович (1931—1996), советский композитор, народный артист России (1986). Оперы «Граф Калиостро» (1983), «Ожидание» (1985), балет «Девушка и смерть» (постановка 1987), симфония для органа «Чернобыль» (1988), музыка к кино- и телефильмам (всего свыше 80; «Семнадцать мгновений весны», 1973, «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1976), песни. Книга «Я просто живу» вышла в 1997. Государственная премия СССР (1977). Премии «Ника» (1990, 1993, 1996).
ТАРИВЕРДИЕВ
Микаэл Леонович (15 августа 1931, Тбилиси — 25 июля 1996, Сочи) — советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). В 1957 окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (Москва) по классу композиции у А. И. Хачатуряна. Основная сфера творческой деятельности Таривердиева — камерная музыка, музыкальный театр, музыка к кинофильмам. В песенном творчестве композитор стремится к обобщению приёмов камерной и современной эстрадной музыки (например, романсы на слова М. И. Цветаевой из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», песня из вокального цикла на слова Э. Хемингуэя в переводе А. А. Вознесенского «Единственная любовь моя»). Широкую популярность приобрела музыка к ряду фильмов, её отличают свежесть выразительных средств, важная функция в общей драматургии кинофильма. Композитор также экспериментирует в области оперного жанра. Премия Ленинского комсомола (1977).
СОЧИНЕНИЯ:
оперы — Кто ты? (по роману В. П. Аксёнова «Пора, мой друг, пора»; 1968, силами студентов ГИТИСа, Москва; 1971, Музыкально-драматический театр, Каунас), Граф Калиостро (по мотивам произведений А. Н. Толстого, 1978);
балеты — Тень (1966), Поэма о счастье (1972), Девушка и смерть (по М. Горькому, 1975);
для оркестра — увертюра К звёздам (1958);
для фортепиано — цикл Новелетты (1958);
концерт для голоса с оркестром (1957);
для голоса с фортепиано — вокальные циклы, в том числе Акварели (слова средневековых японских поэтов, 1956), Грустные песни (слова А. С. Исаакяна, 1957), на слова В. В. Маяковского (1958), Следы на песке (слова С. И. Кирсанова, 1960), на слова Л. Н. Мартынова (1960), Б. А. Ахмадулиной (1961, 2-я редакция 1964), M. M. Малишевского (1964), Прощай, оружие (слова Э. Хемингуэя, 1970), на слова А. А. Вознесенского (1970 и 1978), Е. А. Евтушенко (1972), М. И. Цветаевой (1975), М. А. Светлова (1977), цикл вокальных миниатюр (слова средневековых индийских поэтов, в переводе М. Л. Салганика, 1979);
музыка к кино- и телефильмам (более 60), в том числе «Мой младший брат» (1962), «Большая руда» (1964), «До свиданья, мальчики» (1964), «Король-олень» (1970), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Ольга Сергеевна» (1975; премия Международного фестиваля музыки для телефильмов, Лос-Анджелес, 1976), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Старомодная комедия» (1979);
музыка для драматического театра.
Источник: M. M. Яковлев. Микаэл Таривердиев. // Музыкальная энциклопедия — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982.
В сборнике для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары) «М. Таривердиев. Песни из кино и телефильмов» (Всесоюзное издательство «Советский композитор», Москва, 1978) представлены песни из фильма «Любить» («Музыка» на слова В. Орлова, «Ты уходишь, как поезд» на слова Евг. Евтушенко); из фильма «Пассажир с «Экватора» («Маленький принц» на слова Н. Добронравова); из фильма «Семнадцать мгновений весны» («Мгновения» и «Песня о далекой Родине» на слова Р. Рождествевского); из фильма «Ольга Сергеевна» («Не исчезай» на слова А. Вознесенского, «Память» на слова Д. Самойлова); из фильма «Король-олень» («Баллада Анжелы» на слова В. Коростылева); из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» («Со мною вот что происходит» на слова Евг. Евтушенко, «У зеркала» на слова М. Цветаевой, «Никого не будет в доме» на слова Б. Пастернака, «По улице моей» на слова Б. Ахмадулиной, «Я спросил у ясеня» на слова Вл. Киршона, «Мне нравится, что Вы больны не мной» на слова М. Цветаевой).
Сборник «М. Таривердиев. Песни из кино и телефильмов». Тексты песен
Из фильма «Любить»
МУЗЫКА (памяти Шопена). Слова В. Орлова
Не уходи, еще сады не засыпают,
Еще земля следы бережет.
Не уходи, еще в домах смеются окна
Ты слышишь — это музыка.
Простись со мной, ты простись со мной
Полночью, только полночью,
А ночи сегодня не будет —
Будет музыка.
Ночи не будет, будет вечная музыка.
Скорби не будет, будет музыка.
Смерти не будет — будет музыка,
Музыка навсегда.
Ты слышишь — это музыка.
Не уходи, ведь так легко уходят люди.
Одна земля следы бережет.
Не уходи, здесь каждый звук об этом просит.
Ты слышишь — это музыка.
Простись со мной, ты простись со мной
Полночью, только полночью.
А ночи сегодня не будет —
Будет музыка.
Ночи не будет, будет вечная музыка.
Скорби не будет, будет музыка.
Смерти не будет — будет музыка,
Музыка навсегда.
Ты слышишь — это музыка
Музыка.
ТЫ УХОДИШЬ, КАК ПОЕЗД. Слова Евг. Евтушенко
Поздно,
Мне любить тебя поздно,
Ты уходишь, как поезд,
Поезд, поезд, поезд.
И одни на перроне —
Дождь и я.
Нет, не плакать, дождь, не плакать!
Пусть заплачу я за тебя.
Ветер,
Он меня обнимет,
Он меня обнимет,
Ветер, ветер, ветер.
Он, как я, на перроне,
Одинок.
Нету бога!
Нету бога!
Есть лишь поезд, но он далек.
Поздно,
Не стоит надеяться мне на стоп-кран;
Поздно, поздно, поздно,
А поезд, поезд уже вдали,
Его не вернешь.
Поздно, поздно,
Поздно, поздно.
Рельсы,
Вы так тянетесь, рельсы,
Вы так тянетесь, рельсы,
Рельсы, рельсы, рельсы.
В этом поезде только
Мне места нет.
Лишь в ладони
Лист осенний,
Лист осенний, как мой билет.
Поздно,
Не стоит надеяться на стоп-краны,
Поздно, поздно, поздно,
А поезд, поезд уже вдали.
Его не вернешь.
Поздно, поздно.
Поздно, поздно.
Поздно,
Мне любить тебя поздно,
Ты уходишь, как поезд,
Поезд, поезд, поезд…
Из фильма «Пассажир с «Экватора»
МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ. Слова Н. Добронравова
Кто тебя выдумал,
Звездная страна?!
Снится мне издавна,
Снится мне она.
Выйду я из дому,
Выйду я из дому
Прямо за пристанью
Бьется волна.
Ветреным вечером
Смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я
Свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне,
Тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый
Маленький принц.
Самое главное —
Сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему
Окна распахнуть.
Мчится мой парусник,
Мчится мой парусник
В сказочный путь.
Где же вы, где же вы,
Счастья острова?
Где побережие
Света и добра?
Там, где с надеждами,
Там, где с надеждами
Самые нежные
Бродят слова.
В детстве оставлены
Давние друзья,
Жизнь — это плаванье
В дальние края.
Песни прощальные,
Гавани дальние,—
В жизни у каждого
Сказка своя.
Кто тебя выдумал
Звездная страна?!
Снится мне издавна,
Снится мне она.
Выйду я из дому,
Выйду я из дому—
Прямо за пристанью
Бьется волна.
Из фильма «Семнадцать мгновений весны»
МГНОВЕНИЯ. Слова Р. Рождествевского
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,
Свистят они,как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола,своя отметина.
Мгновенья раздают — кому позор,
Кому — бесславье, а кому — бессмертие.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
Мгновения спрессованы в года.
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
ПЕСНЯ О ДАЛЕКОЙ РОДИНЕ. Слова Р. Рождественского
Я прошу, хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня!
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки, в маленьком саду
Созрели вишни, склонясь до земли.
Где-то далеко, в памяти моей,
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.
Ты гроза, напои меня
Допьяна, да не до смерти.
Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа…
Я прошу, хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня!
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Из фильма «Ольга Сергеевна»
НЕ ИСЧЕЗАЙ. Слова А. Вознесенского
Не исчезай
Во мне ты навек,
Не исчезай на какие-то полчаса…
Вернешься ты вновь через тысячу, тысячу лет.
Но все горит
Твоя свеча.
Не исчезай
Из жизни моей,
Не исчезай сгоряча или невзначай.
Исчезнут все.
Только ты не из их числа.
Будь из всех исключением.
Не исчезай.
В нас вовек
Не исчезнет наш звездный час,
Самолет,
Где летим мы с тобой вдвоем,
Мы летим, мы летим…
И мы летим,
Пристегнувшись одним ремнем —
Вне времен —
Дремлешь ты на плече моем.
И, как огонь,
Чуть просвечивает твоя ладонь…
Не исчезай
Из жизни моей,
Не исчезай невзначай или сгоряча.
Есть тысячи ламп.
И у каждой есть тысячи свеч.
Но мне нужна твоя свеча.
Не исчезай
В нас, чистота.
Не исчезай,
Даже если наступит край.
Ведь все равно —
Даже если исчезну сам,—
Я исчезнуть тебе не дам,
ПАМЯТЬ. Слова Д. Самойлова
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с «однажды».
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Из фильма «Король-олень»
БАЛЛАДА АНЖЕЛЫ. Слова В. Коростылева
Уехал славный рыцарь мой
Пятнадцать лет назад,
Но на прощанье я ему
Заворожила взгляд.
За сотни рек, за сотни гор
Направив бег коня,
Во всех красавицах с тех пор
Он узнает меня.
А с башни время сыплет звон —
Дин-дон, дин-дон, дин-дон…
Увы, не только за окном
Прошли с тех пор года,
Я жду и только об одном
Тревожусь иногда;
Когда из дальних стран домой
Он повернет коня,
Во мне самой, во мне самой
Узнает ли меня.
А с башни время сыплет звон—
Дин-дон, дин-дон, дин-дон…
Из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»
СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ. Слова Евг. Евтушенко
Со мною вот что происходит,
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в разной суете
Разнообразные не те.
Со мною вот что происходит,
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.
А той скажите, Бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
В отместку тоже станет красть.
Но сразу этим же ответит,
А будет жить с собой в борьбе
И неосознанно отметит
Кого-то, дальнего себе.
О сколько вредных и ненужных связей,
Дружб ненужных
Во мне уж осатаненность.
О, кто-нибудь, приди, нарушь,
Чужих сердец соединенность
И разобщенность близких душ.
Со мною что-то происходит,
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в разной суете
Разнообразные не те.
У ЗЕРКАЛА. Слова М. Цветаевой
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ. Слова Б. Пастернака
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной,
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно на портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
ПО УЛИЦЕ МОЕЙ. Слова Б. Ахмадулиной
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда — из слёз, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ. Слова Вл. Киршона
Я спросил у ясеня,
Где моя любимая.
Ясень не ответил мне,
Качая головой.
Я спросил у тополя,
Где моя любимая.
Тополь забросал меня
Осеннею листвой.
Я спросил у осени,
Где моя любимая.
Осень мне ответила
Проливным дождем.
У дождя я спрашивал,
Где моя любимая.
Долго дождик слезы лил
За моим окном.
Я спросил у месяца,
Где моя любимая.
Месяц скрылся в облаке,
Не ответил мне.
Я спросил у облака,
Где моя любимая.
Облако растаяло
В небесной синеве.
— Друг ты мой единственный,
Где моя любимая?
Ты скажи, где скрылася,
Знаешь, где она?
Друг ответил преданный,
Друг ответил искренний:
— Была тебе любимая, —
А стала мне жена.
Я спросил у ясеня,
Я спросил у тополя,
Я спросил у осени…
МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ. Слова М. Цветаевой
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной, — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам, и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши негулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, —
За то, что вы, увы, больны не мной,
За то, что я, увы, больна не вами!