тарантелла что это такое
Тарантелла что это такое
Итальянский танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом.
Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Мелодия народной тарантеллы (запись С. Стораче, опубликована в 1753)
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
Тарантелла из собрания Ф. К. Сида. Испания. 1787
Со временем тарантелла стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечательных танцев Италии, тарантелла описана многими путешественниками 18-20 вв., среди которых А. Л. Ж. де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февр. 1907: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний — и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды» (Rilke R. M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187).
В некоторых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. и Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.) тарантелла получает сценическое воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли «La Tarentule», пост. в 1839 в Париже и Лондоне).
Национальная характерность и темпераментная ритмика тарантеллы привлекли к ней внимание западно-европейских (см., напр., финал сонаты для фп. ор. 70 Вебера, No 45 из «Песен без слов» и финал «Итальянской симфонии» Мендельсона, тему гл. партии 1-й части симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоза, «Тарантеллу» ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла «Венеция и Неаполь» Листа, вок. тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и русских (см., напр., «Тарантеллу» для фп. Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фп. ор. 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д. «Щелкунчика» и одну из тем «Итальянского каприччио» Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. «Раймонды» Глазунова) композиторов.
Тарантеллы создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (например, тарантеллы для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева).
К жанру тарантеллы неоднократно обращались композиторы 20 в. (осн. тема «Празднеств» из «Ноктюрнов» Дебюсси; балетная сюита ор. 130 Регера; «Серенада» для фп., фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы; «Отклонения на тему» для фп. с оркестром ор. 21 Бриттена; «Грабёж» из балета «Блудный сын» и Т. из «Детской музыки» ор. 65 Прокофьева), иногда — с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 — Народный танец из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Ф. Лист. Тарантелла из цикла «Венеция и Неаполь»
В ряде случаев тарантелла оказывалась объектом искусной стилизации, в т. ч. в рамках неоклассицизма (напр., 4-я часть «Пульчинеллы» и 2-я часть сюиты для малого оркестра Стравинского, 2-я часть скрипичной сонаты in E Хиндемита).
Энциклопедия танца: Тарантелла
Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы. Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров
Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла.
История возникновения
Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.
Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка.
Однако, в Средние века духовенство негативно относилось к этому танцу. Приписывая тарантелле целительную силу, простые люди оправдывали свои пирушки и неистовые танцы после них. Известен случай, когда во время похорон добродетельного парижского священника, молодая женщина исцелилась от паралича, прикоснувшись больной рукой к усопшему. Этот случай послужил началом неистовых действ на кладбище Сен-Медар. «Пляски исцеления» стали проходить там постоянно, сопровождаясь криками, кривляньями, непристойными звуками. Слово «тарантелла» стало синонимом неприличного действа.
Считалось, что этот экспрессивный танец под аккомпанемент тамбурина танцевали только женщины из низших общественных слоев, однако, уже в 17-м веке кардинал Барберини ввел исполнение тарантеллы при дворе. Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях. К самобытному итальянскому танцу обращались в своем творчестве П.Чайковский, К. Дебюсси, Ф. Лист, Ф. Шопен, Д. Россини и другие.
Что такое тарантелла?
Тарантелла представляет собою синтез мавританских и испанских танцев, впитавших в себя итальянские национальные особенности. В Неаполе этот танец исполнялся парой: молодые люди использовали его для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка: кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет. Музыканты должны были четко улавливать настроения танцоров, которые, входя во вкус, все более и более ускоряли темп. Движения тарантеллы резкие, четкие, часто сопровождаются пением.
Виды тарантеллы
В каждом регионе Италии танец танцуют по-разному, но обязательно темпераментно и в быстром темпе. Различают неаполитанскую и сицилийскую тарантеллу. Особенностью сицилийской тарантеллы является использование в танце кастаньет, в то время как неаполитанская разновидность танца исполняется под тамбурин. Тарантелла бывает:
Каждый из этих видов танца объединяет стремительный темп, неистовый темперамент, веселое, бодрое настроение.
Тарантелла
Тарантелла (итал. Tarantella ) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6 /8, ³/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Тарантелла» в других словарях:
ТАРАНТЕЛЛА — (ит. tarantella). Народный танец итальянцев, в котором участвуют три девушки: одна бьёт в тамбурин, а две танцуют с кастаньетами в руках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАРАНТЕЛЛА ит. tarantella.… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАРАНТЕЛЛА — [тарантэлла], тарантеллы, жен. (итал. tarantella). 1. Итальянский народный танец в быстром оживленном темпе. 2. Музыкальная пьеса в темпе и характере этого танца. Тарантелла Шопена. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТАРАНТЕЛЛА — (итальянское tarantella, от названия города Таранто), южно итальянский быстрый народный танец (размеры 3/8, 6/8, 12/8). Известен с позднего средневековья. Использована Дж. Россини, Н. Паганини, Ф. Листом, М.И. Глинкой … Современная энциклопедия
ТАРАНТЕЛЛА — (итал. tarantella от названия г. Таранто), итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер 6/8, 3/8. К тарантелле обращались многие композиторы (Дж.… … Большой Энциклопедический словарь
ТАРАНТЕЛЛА — [тэ ] ы, жен. Итальянский народный стремительный танец, а также музыка в ритме этого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
тарантелла — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Тарантелла — итальянский танец. Неаполитанская Т. пишется в 6/8 вскором темпе, в коленном складе, с трио, первая часть в миноре, tpio вмажоре. Музыка сопровождается ударами в тамбурин. Старинная Т. была в2/4 или 4/4 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
тарантелла — тарантелла. Произносится [тарантэлла] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ТАРАНТЕЛЛА — (итал. tarantella, от назв. г. Таранто), итальянский быстрый танец … Этнографический словарь
Тарантелла — (итальянское tarantella, от названия города Таранто), южно итальянский быстрый народный танец (размеры 3/8, 6/8, 12/8). Известен с позднего средневековья. Использована Дж. Россини, Н. Паганини, Ф. Листом, М.И. Глинкой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
тарантелла — (итал. tarantella, от назв. г. Таранто), итальянский быстрый танец … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Tarantella
29 апреля отмечается Международный день танца. И наш сегодняшний очерк посвящен знаменитой тарантелле — одному из самых известных итальянских танцев.
Тарантеллу знают и танцуют во всех уголках земного шара. И наверняка мало кто задумывается о том, как появился этот танец и почему у него такое интересное название. Давайте совершим небольшой экскурс в историю.
Хотите узнать, что общего между зажигательной тарантеллой, ядовитым тарантулом и итальянским городом Таранто?
Где и когда появилась тарантелла
С историей тарантеллы связано много интересных фактов и легенд. Они настолько тесно переплетены между собой, что сейчас уже сложно определить, какая же из них лежит в основе.
По мнению современных исследователей, танец возник в Южной Италии уже в XV веке. Относительно его названия существует несколько версий.
Версия вторая. Город Таранто дал имя не самому танцу, а огромному ядовитому пауку тарантулу (по-итальянски tarantola ). Тарантула можно было встретить именно на Юге Италии. Укус этого паука вызывал страшный зуд. Человек, укушенный тарантулом, начинал биться в конвульсиях. Он двигался и подпрыгивал таким образом, что его шаги и жесты напоминали танцевальные движения.
Версия третья. Танец был придуман в терапевтических целях специально для излечения людей, укушенных тарантулом. Считалось, что такие люди заболевали тарантизмом, то есть становились безумными из-за укуса тарантула.
Интересный факт
В XVI веке по всей Италии даже странствовали специальные оркестры. Они играли прямо на улицах, и под эту музыку выходили танцевать все, кто страдал тарантизмом. Многократные повторения одних и тех же ритмических фигур или мелодий гипнотизировали танцующих и помогали им излечиться. Полагали, что через пот и через положительные эмоции организм избавляется от яда тарантула.
Порой подобные танцы продолжались несколько часов. Нередко сами танцоры играли на бубнах и кастаньетах.
Значения термина «tarantella»
А вы знаете, что у этого слова есть несколько значений?
Современная тарантелла
Разумеется, сейчас никто не танцует тарантеллу, чтобы избавиться от яда тарантула. Этот танец можно увидеть везде — и на религиозных церемониях, и на местных праздниках, и даже в святых местах.
В разных регионах Южной Италии существуют разные виды тарантеллы.
А мне больше всего нравится классическая неаполитанская тарантелла. Именно ее предлагаю посмотреть вот на этом видео.
Поздравляю с праздником профессиональных танцоров и всех, кто просто любит танцевать!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Т А Р А Н Т Е Л Л А
Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы. Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров
Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла.
История возникновения
Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.
Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка.
Однако, в Средние века духовенство негативно относилось к этому танцу. Приписывая тарантелле целительную силу, простые люди оправдывали свои пирушки и неистовые танцы после них. Известен случай, когда во время похорон добродетельного парижского священника, молодая женщина исцелилась от паралича, прикоснувшись больной рукой к усопшему. Этот случай послужил началом неистовых действ на кладбище Сен-Медар. «Пляски исцеления» стали проходить там постоянно, сопровождаясь криками, кривляньями, непристойными звуками. Слово «тарантелла» стало синонимом неприличного действа.
Считалось, что этот экспрессивный танец под аккомпанемент тамбурина танцевали только женщины из низших общественных слоев, однако, уже в 17-м веке кардинал Барберини ввел исполнение тарантеллы при дворе. Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях. К самобытному итальянскому танцу обращались в своем творчестве П.Чайковский, К. Дебюсси, Ф. Лист, Ф. Шопен, Д. Россини и другие.
Что такое тарантелла?
Тарантелла представляет собою синтез мавританских и испанских танцев, впитавших в себя итальянские национальные особенности. В Неаполе этот танец исполнялся парой: молодые люди использовали его для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка: кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет. Музыканты должны были четко улавливать настроения танцоров, которые, входя во вкус, все более и более ускоряли темп. Движения тарантеллы резкие, четкие, часто сопровождаются пением.
Виды тарантеллы
В каждом регионе Италии танец танцуют по-разному, но обязательно темпераментно и в быстром темпе. Различают неаполитанскую и сицилийскую тарантеллу. Особенностью сицилийской тарантеллы является использование в танце кастаньет, в то время как неаполитанская разновидность танца исполняется под тамбурин. Тарантелла бывает:
Каждый из этих видов танца объединяет стремительный темп, неистовый темперамент, веселое, бодрое настроение.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы Музыкальная культура народов мира Музыкальный словарь |
Метки: тарантелла танец
Процитировано 34 раз
Понравилось: 33 пользователям