там такие были педагоги
Заметки молодой преподавательницы 1. Почему я стала учителем
Очень многих интересует этот вопрос. Как можно работать в школе с толпой мелких спиногрызов, да еще и за такую нищенскую зарплату? Сейчас я вам расскажу свою историю.
Я никогда не хотела быть учителем, даже в детстве. Хотя знаю многих в младшей и средней школе порой посещает мысль об учительской профессии, но не меня. Когда я уже была в старших классах, и стал вопрос о выборе своего призвания, то я хотела поступать на журналистику. Однако мои родные были весьма против моего решения, и всячески настаивали на выборе более перспективного направления. Тогда я решила пойти на иностранные языки. И опять вместо ин.яза меня соблазнили на педагогический, мол, там тоже обучают языкам, но помимо диплома переводчика, я еще буду иметь право преподавания, а это всегда кусок хлеба.
Хочу сразу заметить, что на иностранные языки я не поступила. Виной тому была наша бюрократия и коррупционный аппарат в ВУЗах. На момент моего поступления еще принимали по экзаменам. Ну, а я хотела на бюджет. А бюджетные места уже были расписаны ((( Поэтому пролетела я с языками, как фанера над Парижем. И тогда, моя подруга-одноклассница предложила мне пойти на донабор по информатике – на эту специальность выделили еще 3 бюджетных места и снова открыли набор. Там были экзамены по математике и украинскому. В школе я училась в физмат классе и с математикой дружила. Сдавая школьный экзамен по алгебре, я перекрестилась и с облегчением сказала себе, что больше математики в моей жизни не будет. Кто ж знал, что я буду учить ее еще 5 лет, так как сдам вступительный экзамен на «отлично».
Не буду вдаваться в историю моего обучения. Так что сразу перемотаю события на 5 лет вперед и расскажу о распределении. Да, это не пережиток совкового прошлого, а оно таки есть. В нашей стране самые мало оценённые и малооплачиваемые профессии врача и педагога, поэтому и свежую кровь приходится туда загонять из-под палкиJ Всех бюджетников этих отраслей добровольно-принудительно распределяют по профильным заведениям. Вот и меня в конце обучения распределили в школу в моем районе. Так я стала учителем.
По правде говоря, идя работать в школу, я планировала в течение полугода сбежать в декрет, поскольку на тот момент была уже год как замужем. Но судьба распорядилась иначе. Ну да ладно, поговорим о самом учительстве.
Самое главное для учителя – это завоевать авторитет. Современные дети ни ставят ни во что не только учителей, но, к сожалению, зачастую, и своих родителей. Тут, как в джунглях – есть свои законы. Ты или в стае, и тебя признают вожаком, или ты настолько суров, как тигр, что тебя готовы не трогать, ну, и самый плохой вариант, когда ты проявишь слабину и тебя съедают. Мне удалось стать вожаком!
Завоевать доверие и уважение детей на самом деле не так сложно, нужно просто слушать и слышать. Дети очень ценят, когда их уважают и относятся, как к равным. Я могла поставить ребенку двойку, и при этом он на меня не обижался, так как знал, что эта двойка заслужена, а не просто потому, что я захотела его таким образом наказать. Дети ценят искренность.
В чем-то играл еще и возраст. Меня всегда забавляли их удивленные лица, когда оказывалось, что я в курсе последних новинок видеоигр (спасибо мужу) и всевозможных популярных сериалов. У детей, оказывается, есть множество стереотипов по поводу образа учителя, и когда ты выбиваешься из этого образа, то это вызывает в них удивление и интерес.
«Почему я работаю в школе?» — этот вопрос мне первыми стали задавать именно мои ученики. Опять же, у детей стереотип, что учитель — неудачник, раз не смог найти себе более высокооплачиваемую работу. И если человек не чувствует, что педагогика – его призвание, то доля правды в этом есть.
А мне пришлось ломать стереотип о себе. Так все же почему. Я продолжила работать в школе, поскольку это… интересно! Школа – это место, в котором ты развиваешься и учишься, независимо от возраста. Так для школы мне пришлось углубить свои знания по работе с аппаратной частью ПК, системным администрированием, выучить новые языки программирования и усовершенствовать свои умения работы с графическим редактором.
А еще это весело. За годы своей работы я могу уже выпустить целую книгу с забавными историями про детей. Особенно меня умиляют малыши до 5-6 класса. Их непосредственность и прямолинейность не раз заставляли меня хохотать.
Это благодарная работа. Многие просто не видят эту благодарность. А она на лицах детей. Эти горящие любознательные глаза, когда ты рассказываешь им интересную тему на грани, а порой и отходя от основной школьной программы. Эти искренние улыбки… Работая в офисе, такого не увидишь.
Если подходить с практической стороны к работе учителя, то неоспоримым преимуществом является два месяца отпуска и всегда в летнее время. Так же это сокращенный рабочий день. Правда, смею вас заверить, что после уроков у учителя работа не прекращается, просто ее можно отложить на удобное время… часиков этак на 11 вечера ))) Подобный график позволяет помимо работы в школе, иметь еще дополнительный заработок на различных фрилансах и прочих подработках.
Можно искать и приводить еще кучу различных доводов, но главным является то, что, на самом деле, я просто люблю детей, и они отвечают мне взаимностью.
Ну не все же в первом посте. Будут и конкретные истории про детей и учителей
На самом деле единственный аргумент: «на самом деле, я просто люблю детей, и они отвечают мне взаимностью.», остальное можно было не писать. Но это реально сильный аргумент.
Заголовок похож на название порнофильма)
Жизнь учителя 3.Про детей с ОВЗ
Практически в каждом классе у меня есть дети с овз (имена изменены):
1.5Б,Коля.Тихий замкнутый ребёнок,ни с кем не общается,не может освоить элементарных правил чтения.Однажды на перемене я (о,ужас!) осмелилась напомнить Коле,что сегодня после уроков у нас доп занятие.Ко мне через час на стрелку пришел его батя,похожий на типичного «братка».Да,я посмела перед другими детьми унизить его сына,напомнив ему,что он ущербный,раз ему нужны дополнительные занятия.
2.7В, Даша.Находится на домашнем обучении,приходит в школу к учителям и учится отдельно.Слабая,но очень старательная ученица.Даша плохо строит свою речь,разговаривает сама с собой,живет в своём мире,а в общении напоминает четвероклассницу,поэтому она фактически изгой для своих сверстников.
Вы можете бесконечно читать одухотворенные статьи про то,как правильно учить инклюзивных детей вместе с обычными,как им просто нужен особый подход,личный наставник и т.п.Но знайте: учитель всегда будет ориентироваться на слабого учащегося.Ему придётся отвлекаться и отставать по программе.Таким детям нужны специальные школы и отдельные учителя.
Как обычно,пишу с телефона,извините,что много букв.
«Детей в школу собираем в кредит»: учителя Бурятии пожаловались на зарплату, которая стала меньше, чем у уборщиц
В Lifedd обратились педагоги из Прибайкальского района, работающие в Таловской СОШ. Наша собеседница Людмила Помегалова, являющаяся учителем начальных классов, рассказала, что её жалование за месяц составляет 16 700 рублей.
«Однажды я общалась с девушкой, которая ранее работала в нашей школе в составе технического персонала. Она рассказала, что её з/п составляет 16 800 рублей. Мы не понимаем, почему слова Владимира Путина о повышении зарплаты для педагогов игнорируются», — рассказала Людмила.
Работники школы на видео жалуются, что отсутствие денег заставляет их собирать в школу собственных детей в кредит.
Больше эксклюзивных роликов в телеграме Lifedd: https://t.me/jizndd
Кое-что об учителях. Часть 2
Похоже, страсти по поводу десяти строчек предыдущего поста о случае с наганом уже слегка затихли и все выяснили на каком историческом этапе мы находимся. 😀
Поэтому можно ещё «подбросить дровишек» на аналогичную тему.
Теперь уже не с чужих слов, а личные воспоминания, поэтому подробностей будет больше.
На этот раз тоже об учителе, но уже НВП (начальная военная подготовка). Обязательный предмет. Военрук.
Появился он у нас в школе в шестом классе.
Бывший военный, средних лет, любимая фраза которого была:
«В армии нет демократии». И начали мы учить уставы, разбирать винтовку Мосина 1891/30г., маршировать на плацу за школой.
К концу учебного года мы уже довольно бойко ходили строем, делали перестроения на ходу с этими самыми винтовками.
В школе была оружейная комната, где хранились эти винтовки Мосина с просверленными патронниками.
Привёл в небольшую ложбину, где на склоне разместил мишени, а нас положил на подстилки в снег, выдал малокалиберные винтовки 5.6мм, дал каждому по три патрона и мы начали палить по мишеням!
Было ли вокруг ограждение или охранение, мне не известно, но ничего подобного я не заметил.
Мы все с удовольствием отстрелялись и вернулись в школу.
В нынешнее время этого военрука, наверное, отдали бы под суд.
Подростки стреляют из винтовок в парке!
А тогда, может быть, слегка пожурили. Обошлось без приключений.
Кроме парка он водил нас ещё и в тир, который был в подвале одного из домов. Многие знают, что это такое. Такой тир представляет собой длинный, шириной несколько метров, коридор, где в торце размещается щит из досок с мишенями.
За щит засыпается песок.
Мишени подсвечиваются, а в коридоре лёгкий такой полумрак.
Стрелять нам, конечно, нравилось.
Стреляли снова из малокалиберных винтовок 5.6мм.
В тот день, когда все отстрелялись из положения «лёжа» и военрук пошел по этому коридору к мишеням, вдруг сзади раздался выстрел и пуля просвистела мимо военрука. Все замерли.
И он, зажмурив левый глаз и высматривая в диоптр-прицел мишень, не видел, что военрук уже пошёл по коридору и, прицелившись, наконец выстрелил!
Но не удалось ему подстрелить военрука.
Хорошо, что всё обошлось.😀
Предвижу кучу советов, как надо было, что можно и что нельзя, поэтому даю привязку по времени: Сталин был ещё жив, но ему оставалось недолго.
Чемпионат России по географии
Привет, Пикабу! Это мой первый пост, хотя читаю давно и часто. Хочу поделиться с вами позитивным примером того, что происходит в российских школах, а то все одна грязь да чернуха в основном в сети.
Я работаю учителем географии. Много лет назад (4 года, если точнее) пришла в голову идея провести что-то необычное для детей. Решил пригласить в школу серьезных географов и известных путешественников. К моему удивлению, удалось провести «Неделю географии», в которой поучаствовали преподаватели МГУ, блогеры Сергей Доля и Илья Варламов, игроки женской команды ЦСКА, автор архитектурного путеводителя по Москве и еще много кто. Детям такое уж точно запомнилось (я проверял).
Как только «Неделя» завершилась, мы с братом, тоже учителем географии, решили пойти дальше и придумали «Чемпионат России по географии». Мы сделали простенький сайт на бесплатном конструкторе, создали группу в Вк, затем долго и упорно поштучно собирали электронные адреса школ из разных уголков России.
Трезво оценив свои силы, мы ожидали собрать команд 20-30. Однако, за пару недель получили более 700 заявок!
Осталось только придумать сами задания, но это у нас получается неплохо. В общем, с января по март школьники из большинства субъектов Российской Федерации отвечали на труднейшие вопросы, узнавали много нового и развивали всякие полезные в современном мире навыки, вроде работы в команде или поиска информации в Интернете. Да, гуглить мы не запрещаем, а даже всячески поощряем это дело, тем более даже с такой подсказкой далеко не все справляются со всеми задачами.
«Все это похоже на разговоры обиженных» Сексолог Александр Полеев о сексуальном скандале в школе №57
«Лента.ру»: Вас часто привлекают в качестве эксперта к расследованию преступлений сексуального характера. Насколько типична для российских школ ситуация, когда педагог вступает в интимную связь с учениками?
Полеев: Если вы о ситуации в школе №57, то для меня все это выглядит несколько сомнительно. Надо сказать, что в соцсетях курсирует множество рассказов жертв, которых пытались соблазнить педагоги.
Знаете, многие из них весьма убедительны.
Да, но в данном случае меня смущает отсутствие конкретики. Я не слышал, что кто-то из пострадавших написал заявление в полицию.
Но Следственный комитет начал проверку.
Но опять же — по собственной инициативе. Речь идет о подростках 14-16 лет. Часто незаурядных, с хорошим воображением. Была ли там сексуальная связь — определить может только следствие. Все утверждения нужно проверять вместе с психологом. В каждой хорошей школе есть одна-две-три девочки, которые рассказывают, что с учителем физики или физкультуры у них большая любовь и они подумывают начать жить вместе. Хотя этого может и не быть. Когда она попадается, ей говорят, что она врушка. Она отвечает: «Как же так. Это было тогда-то и тогда». Но при тщательной проверке оказывается, что в этот день учитель был в отъезде или болел гриппом.
То есть вы серьезно считаете, что это фантазии?
Я не говорю, что все выдумано. Но что-то может. Помните историю со священником Глебом Грозовским, который тоже спрятался в Израиле? Девочка-девятиклассница обвинила его в домогательствах в летнем лагере. Я и еще несколько сексологов посоветовали ему на время спрятаться. Сейчас эта девушка — первокурсница. Она написала заявление, что все делала под влиянием родительницы. Причем утверждает, что она девственница и готова пройти медосмотр.
У вас странная позиция. Вы упорно не хотите верить в сказанное.
Знаете, у меня 43 года сексологического стажа. Я участвовал в сотнях судебных педофилических и околопедофилических процессов. Если такие вещи происходят массово, невозможно годами скрывать ситуацию. Кто-то из жертв наверняка бы возмутился. Если троих девочек-десятиклассниц схватить за грудь, одна скажет: «Вася, ты дурак». Вторая подумает, что это приятно, но вслух также скажет: «Ты дурак». А третья возмутится и устроит из всего этого жуткий скандал. Причем по горячим следам. А не завтра, не послезавтра, не тогда, когда поступит в институт.
Если это фантазии, для чего они нужны сегодня состоявшимся взрослым дамам? Против учителя свидетельствуют девушки, окончившие школу несколько лет назад.
Все это похоже на разговоры обиженных, которым не оказали должного внимания. При этом они думают, что есть некая девочка, которой это внимание оказали. Может, так оно и есть. А может, и нет.
Родители пишут, что пытались поговорить с администрацией школы. И не раз. Но там закрывали глаза.
Если бы что-то было реально, закрывать глаза на такое не стали бы. Просто тихо бы попросили уйти по собственному желанию. И что значит — администрация? Рядом департамент образования, полиция и другие ведомства.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Возможно, пострадавшие боялись испортить свою репутацию.
Они ведь не жаловались, что их насиловали. Они просто говорят о том, что к ним приставали. Это скорее хорошая репутация: «Я вся такая-растакая, что мимо меня равнодушно пройти не могут».
Почему вы говорите только о девушках? Мальчики, как выясняется, также в числе пострадавших. Родительница рассказывает, что у ее на тот момент 16-летнего сына был роман с учительницей. В результате которого потом родился внук. И администрация на эти «неуставные» взаимоотношения также поначалу не реагировала.
Если абстрагироваться от этой конкретной ситуации, подобные инциденты в школах часто бывают?
Как должен себя вести учитель, если чувствует, что у него в классе завелись обожатели?
Менять класс. Очень часто дело заканчивается тюрьмой. При желании можно придумать реальные вещи от которых не открутишься. Связи не было, но ты в это время был наедине с пострадавшей. Она с кем-то переспала специально, у нее свежие следы во влагалище. И она тебя посадит из злости, что ты этого с ней не сделал. В Москве обычно такие случаи не проходят. А в провинции я с таким сталкивался.
Фото: Константин Лемешев / ТАСС
Учителей в итоге сажали?
Да. Педагог — очень опасная профессия. У девочек 9-10 класса гормонов больше, чем у нас с вами вместе взятых. Она от возбуждения больше течет, чем 30-летняя женщина. Во Франции, где я преподаю в вузе, есть правило: на первых трех курсах университета преподаватель ни при каких условиях не должен оставаться наедине со студенткой в комнате. Даже если у вас индивидуальная беседа. Пусть там сидит подружка, пусть даже не слышит ваш разговор. Но видит, что происходит. И дверь в аудиторию должна быть закрыта лишь во время учебы, когда у группы идут занятия. На переменах ответственный сотрудник ходит и проверяет это.
Уместны ли подобные правила общения с подростками в российских школах и вузах?
Думаю, что вполне. Учителю, если он замечает неадекватное к себе отношение, хорошо бы завести в классе агентов — девочек поумнее. И если кто-то из школьниц рассказывает, что Иван Иванович предложил тайно встречаться или ей ужасно хочется Ивана Ивановича поцеловать, педагог должен об этом знать. И не нужно это оставлять на самотек. Надо идти вместе с девочкой к школьному психологу или завучу. Потому что уже через три дня появятся истории, что девочка спала с Иван Ивановичем. Вообще-то это очень тонкие дела. Это слова подростков, у которых бродят гормоны, у которых не созрели структуры головного мозга, отвечающие за честность, ответственность, риск. Это и для ученика может плохо закончиться. Девочка может сама себя скомпрометировать. Ведь если дело дойдет до суда, там могут доказать, что она оклеветала человека.
Чем может закончиться история с 57 школой?
Мы многого еще не знаем. Но я не исключаю, что через год-два одна из девочек придет в себя и признается, что все это придумала, чтобы отомстить преподавателю за какую-то обиду.
Профессия учителя: призвание или осознанный выбор? (4 фото)
К профессии педагога уважительно относились во все времена, несмотря на то, что она была и остается одной из самых тяжелых и ответственных. Что если порассуждать на тему: «Почему я выбрала профессию учителя» с позиции взрослого человек, чтобы дать возможность представить ее себе и понять, получилось бы стать преподавателем.
Годы школьные, годы прекрасные
При выборе профессии, особенно этой, не могло не сказаться влияние обучения в школе. Вспоминая о мудрых наставниках, явно или опосредованно повлиявших на выбор профессии, каждый из нас вспомнит одного или нескольких школьных учителей – специалистов, вызывавших стремление стать на них похожими и добрую белую зависть. Поэтому одним из первых факторов, влияющих на выбор этой одной из самых гуманных профессий – полезный опыт и влияние профессиональных педагогов.
Путь вперед
Работа с детьми в определенной степени заставляет оставаться молодой. Не только в плане физическом, но и с позиции меняющихся в соответствии с временем интересов детей и подростков. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Помимо этого в себе постоянно приходится культивировать такие качества как усердие, целеустремленность, смелость, упорство. Эта работа – постоянный поиск. Ведь находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно.
Память о себе
Вольно или невольно, но большинство людей стремится оставить о себе добрую память: делами, поступками, творческими объектами. А чаще всего детьми. У педагога же есть удивительная возможность остаться не в одном-двух-трех собственных детях, а сохранить свои знания, опыт и моральные качества в десятках и сотнях детей. Которые, став взрослыми, будут делиться ими уже с собственными сыновьями и дочерьми. Это ли не прекрасно и удивительно? Об этом очень точно и емко сказал писатель и публицист Иван Александрович Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас».
Любимые учителя были у каждого. И отчасти они влияли на восприятие мира и окружающей действительности, помогая сделать выбор в пользу той или иной профессии. И это логично, поскольку соприкасаясь со столь тонкой и сложной материей как человек, тем более маленький или юный, невольно приходится играть роль духовного наставника. Где брать для этого силы и вдохновение? В десятках детских глаз, с увлечением и интересом ежедневно смотрящих на тебя.
День учителя
Каждый рабочий день учителя не похож на предыдущий. Он наполнен разными событиями, встречами, беседами, педагогическими советами и общением с родителями. И, конечно, уроками, каждый из которых помогает в раскрытии потенциала класса и каждого отдельно взятого ребенка.
По мере работы в школе у каждого педагога складывается свой фирменный стиль, своя философия, которыми он старается делиться с учениками. И для состоявшегося учителя ее обязательными элементами должны быть раскрытие у учеников их талантов, желания развиваться и совершенствоваться через учебный процесс и получение новых знаний. При этом категорически нельзя подавлять в детях творческое начало и инициативу, поскольку не исключено, что в будущем эти качества помогут состояться талантливому человеку.
Но работа учителя – это не только радость и позитив. Нужно уметь проявлять и делать это правильно строгость, требовательность, умение критиковать и принимать критику. А еще помимо использования академической системы обучения подавать материал ученикам так, чтобы он воспринимался в полном объеме и с интересом.
Способность научить
Значимой составляющей педагогической деятельности является дифференцированный подход к каждому учащемуся. Учебный процесс должен строиться с позиции индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его знаний, умений, возможностей и способностей, позволяющих ему усваивать материал в комфортном для него темпе. Чтобы сделать работу более продуктивной, творческий человек использует все возможные средства. Тем более что сейчас, в техническую эпоху, их огромное количество. Это разные способы работы и взаимодействия, дидактические и вспомогательные материалы. И, что важно, принцип взаимопомощи и взаимной поддержки, при следовании которому более сильный ученик помогает более слабому.
Особая работа
Учитель – это не просто профессия. Для ребенка – это своего рода ориентир, помогающий в раскрытии всех граней этого удивительного, разного и не всегда дружелюбного мира. Он помогает школьникам раскрывать свой потенциал, жить в гармонии с миром, разумно и с достоинством выходить из различных сложных ситуаций. И педагог не только учит, но и сам каждодневно учится, получая отклик в виде горящих восторгом детских глаз. И лучшей наградой для него является этот отклик и желание детей с удовольствием идти на его уроки. Это ли не важная составляющая счастья – ждать завтра, чтобы с удовольствием пойти на работу?
А задумывались ли вы когда-нибудь о выборе такой профессии как учитель?
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
«Уходи, пока молодой»: бывший учитель о том, почему педагоги уходят из профессии
Уставший учитель / Фото: koblevo.news
Министр просвещения Ольга Васильева в ходе Всероссийского форума молодых учителей заявила о серьезном дефиците педагогов в школах. Сейчас, по ее словам, дефицит в регионах уже составляет порядка 11%. И в дальнейшем ситуация будет только усугубляться. К 2029 году, по словам министра, в школах уже будет не хватать 180 тыс. педагогов. Почему молодые учителя не хотят оставаться в профессии корреспондент Amic.ru поговорил с бывшим барнаульским педагогом Инной Коростелевой, которая ушла из школы, проработав в ней несколько лет после окончания института.
О мечте
Когда я закончила лингвистический институт в конце августа 2012 года, мне позвонила мой школьный учитель и спросила, кто бы из выпускников хотел работать в нашей гимназии №123. Требовался педагог иностранных языков. Я задумалась, вспоминая, кто планировал работать в школе. И тут учитель меня спрашивает: «А ты сама уже нашла работу? Может попробуешь?». Мне показалось заманчивым иметь работу, которая мне понятна, практику я проходила в этой школе и уже знала большую часть коллектива. Мне очень нравилось работать с детьми, да и школа находилась рядом с домом. Я согласилась.
Мое представление о работе учителя всегда сводилось только к проведению уроков и проверке домашних и контрольных работ. Это и была самая приятная часть профессии. Физически я уставала – приходилось стоять у доски по шесть-девять уроков и все время работать в шумных условиях. Но я заряжалась энергией от учеников. Это упоительно – видеть, когда они активно работают, поднимают руки, видеть эти горящие глаза, видеть, что они кайфуют от того, что у них получается, что они услышаны учителем и одноклассниками.
Вначале меня еще привлекло и что работа в одну смену. Казалось, что целая половина дня будет свободна – как же я ошибалась!
Коллектив у нас был замечательный. Сложились теплые доверительные отношения, старшие коллеги давали советы, я прислушивалась. В последний год моей работы средний возраст учителей в нашем коллективе составлял 46 лет.
О реальности
Вместо того чтобы готовить планы уроков и уделять больше сил и времени детям, я перепечатывала рабочие программы и понимала, что теряю время. Заполнение документов – самая тяжелая, скучная и никому не нужная работа. Эти документы нужны ревизорам, которые аттестует школу. Для учеников они не несут никакой пользы.
О зарплате
Первый год я искренне удивлялась, почему учителя жалуются на маленькую зарплату. Мне на все хватало. Только я по-детски не учитывала, что жила с родителями, не платила за квартиру и продукты покупала редко. Таким образом, я на отпуск накопила. А когда повзрослела, стала жить отдельно, то как в анекдоте: «Могла ни в чем себе не отказывать. целых три часа».
Плата за коммунальные услуги растет в геометрической прогрессии, чего нельзя сказать о зарплатах. В 2012 году я получала чуть больше 7000 рублей. Считала это справедливым, я же молодой специалист. У меня тогда не было классного руководства, никаких стимулирующих баллов еще не заработала. Но педагогам высшей категории платили 12000 рублей при такой же загруженности. Средняя заработная плата в крае на тот момент была порядка 16000.
В 2013 году мне дали классное руководство, времени на хобби не оставалось. Я бросила танцы, которыми занималась долгие годы. Моя зарплата уже была 10000 рублей без вычета налогов. В 2014 году, помимо классного руководства – 29 часов в неделю, я вела еще платные курсы – страноведение, и моя зарплата выросла до 14000. Если сравнить мою зарплату за 2012 и 2014, то она выросла аж на 50%! Но если вспомнить, что средняя зарплата за 2014 год была около 19 тысяч, то поводов для радости не было.
Почему люди нашей профессии стремятся к развитию, получают высшее образование, учат детей, но зарабатывают при этом меньше продавцов в мелком магазине? Высказывание Медведева, что надо идти в бизнес, конечно нас «убило». Если власти так считают, то что уж говорить про уважение со стороны родителей и учеников. Мое мнение, что учитель – не только призвание, но и такая же работа, за которую положено платить.
О нагрузке
Обидно, когда ты получаешь зарплату за 25 часов в неделю, а по факту работаешь и днем и ночью. Получалось, что работу я приносила домой, постоянно думала об учебных вопросах, в родительскую пятницу освобождалась в 21:00. Не важно, что это методический день, когда ты, по идее, должен писать планы уроков или заниматься саморазвитием.
Одна ставка – это 18 уроков в неделю. Конечно, при такой загруженности достаточно времени для классных часов и внеклассных мероприятий, для курсов и мастер-классов. Но никто не работает по 18 часов в неделю, нагрузка варьируется от 28 и до 45. Представьте себе 45 уроков в неделю: это от семи до девяти в день. Уроки могут идти подряд и времени на обеденный перерыв не остается. В моей практике было так, что целый день ничего не ела, кроме печенья, которое «на всякий случай» лежало в сумке. Потому что каждый раз, как я брала кошелек и направлялась в столовую, меня останавливал завуч, заведующая кафедрой или ученики с вопросами. Я завидовала своим друзьям, работающим в офисе, у которых было право на часовой обеденный перерыв. Они могли зайти в ближайшее кафе, сменить обстановку и поесть в тишине…
О саморазвитии
Помню, как хотела посетить один семинар, по интересующей меня теме. Но так как семинар был в рабочее время, попыталась отпроситься у руководства. На что мне ответили: «Кто проводит курсы? АКИПРО? (Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, – прим. ред.) Нет? Тогда они не считаются и не пойдут вам в баллы. Идите работайте!»
О правах
Если говорить о хулиганах, то наказать их было невозможно. Свои права они хорошо знают, а про обязанности забывают. «Не имеете права!» – говорят, потому что знают, что сейчас нельзя выгнать с урока. Во время обучения учителя отвечают за учеников. Два за поведение тоже ставить нельзя в журнал, ведь это не оценка знаний. Вызываем родителей и здесь все зависит от их адекватности. Кто-то серьезно беседует, кто-то закрывает глаза на поведение ребенка, лишь бы оценки были хорошие! Сейчас не оставляют на второй год. Чего бояться ученикам, если никакого наказания не следует? Они прекрасно знают, что кроме беседы с родителями и завучем им ничего не грозит.
На молодую учительницу по математике написала докладную мама одного ребенка, обвиняла ее в несправедливости, что якобы к ее ребенку предъявляют завышенные требования. Начались проверки, завучи ходили на уроки, проверяли журналы, всю документацию, плюс у нее был трудный класс гиперактивных детей. Как классному руководителю ей было непросто. Оказывается, она была беременна… и потеряла ребенка. Тогда я решила четко: я так не хочу! Надо что-то менять. Однако резко взять и уйти я не могла: стало жалко бросать свой класс в середине года. Я представляю, как это, когда каждый урок у тебя ведут разные учителя. Нет единых требований, не знаешь, кто будет проверять контрольную и домашнее задание, а ведь так хотелось исправить оценку. Решила довести год и уйти…
Об увольнении
Мои старшие коллеги мне тоже говорили: «Уходи, пока молодая, потом затянет, и останешься до пенсии доживать». Я вышла замуж, забеременела и осенью ушла в декрет. Я знала, что больше не вернусь в школу. Что отныне хочу уделять время воспитанию своего ребенка, делать с ним уроки, а не печатать рабочую программу или отчет о проведении классных часов.
Если бы судьба сложилась иначе, и я не завела семью, то до сих пор работала бы в школе. Это замкнутый круг. Ты не думаешь, что ты делаешь. Живешь на автомате: работа, дом, работа. Как белка в колесе. А в декрете было время подумать и все взвесить.
Тем, кто собирается работать в школе, хочу сказать: готовьтесь к тому, что времени на обед и даже туалет у вас в рабочее время не будет. Отпуск только летом. Путевки – по самым дорогим ценам, потому что сезон. Но зато у вас действительно будет признание среди учеников и коллег. Как бы там ни было, не место красит человека, а человек место. С этой стороной у нас в школах все в порядке. И, знаете, при всех обстоятельствах, учителя еще не потеряли человечность.