там лес и дол видений полны что такое дол
Мировоззренческие образы в творчестве А.С. Пушкина
Многим из вас знакомы имена Вышних Небесных Богов, таких как: Сварогъ, Свентовитъ, Перунъ, Велесъ и Богинь: Лады, Царасвати (Царицы Света), Перуницы, Макоши, а также, множество других образов Всевышнего, которые воспринимаются как Лики Рода-Прародителя и Живы (Рожаны) Богородицы.
Вселенское проявление Рода-Прародителя во всех трёх мирах: Нави, Яви и Прави, начиная с Вышних Родовых Богов и заканчивая нами, людьми (учитывая и служебных духов Природы) именуется Древом Рода или Родовым Древом.
Образ Родового Древа отражён в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там Русский Дух. там Русью пахнет!
Если воспринимать Родовые Образы, отражённые в поэме Александром Сергеевичем не на суетно-бытовом уровне, а видеть их духовную суть, то раскрывается более глубокий смысл Родобожия – ВеРы Славяно-Арийского Рода.
Итак: У Лукоморья дуб зелёный.
В мире Яви «дуб зелёный» означает единство воплощённых в этом мире родичей, объединённых в семью, племя, род, народ и мир (зелёный значит – живой).
«Дуб зелёный» мире Нави это совокупность душ умерших родственников, живущих в Нави.
В мире Прави «дуб зелёный» означает Мировое Родовое Древо, уходящее своими корнями за пределы нашей Вселенной, ветвями – проникающими во все пространственно-временные измерения и кроной охватывающей бытие Яви, Нави и Прави.
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный:
«День и ночь» во всех трёх мирах: Яви, Нави и Прави это «Дни и Ночи Сварога» – периоды проявления и исчезновения вселенной.
В мире Яви «Кот учёный» это проявление Ора (Праха, Яйцехоре): заархивированного опыта всех Живатм, хранящегося в Инглии, возникшей из отделившегося от Всевышнего Прародителя света РА.
«Кот учёный» в мире Нави это Бог Смерти Яма, обеспечивающий соблюдение Правил причинно-следственных связей.
В мире Прави «Кот учёный» это Чернобогъ – отделяющий Инглию от Изначального Света.
Всё ходит по цепи кругом:
В мире Яви «Кот учёный» обеспечивает исполнение традиций.
Бог Яма в мире Нави – следит за соблюдением Правил причинно-следственных связей (Кармы).
В мире Прави Чернобогъ архивирует весь опыт, накопленный Живатмами.
Идёт направо – песнь заводит:
В мире Яви это вознесение славы Богам мира Прави.
В мире Нави это движение от настоящего к будущему.
В мире Прави это образование будущего (Рока и уроков) в соответствии с отношением живых существ к своим поступкам, совершаемым ими в настоящем.
Налево – сказку говорит:
В мире Яви это использование опыта Предков, почерпнутого из сказаний и былин.
В мире Нави это духовная связь с Предками.
В мире Прави это процесс образование Инглии.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Леший – это душа леса (совокупность сознаний всех живых существ этого леса). В народе его называют дедушкой Берендеем, т.е. тем, кто оберегает лес и печётся о благе существ, живущих в нём.
В мире Яви он обычно проявляет себя через самое крупное животное этого леса, хотя может проявится через любое живое существо.
В мире Нави он выглядит как энергетический вихрь, подобный торнадо. Будучи служебным духом Природы, Леший подчинён Богам-хранителям этого леса.
Русалка (так же, как и Леший) – это существо Светлой Нави, служебный дух Природы.
В Ведах сказано, что на этой Земле (планете) обитает 8 миллионом животных и 400 тысяч человеческих форм жизни. Они обитают в мирах: Яви, Нави и Слави (Светлой Нави). Ныне для большинства людей эти миры являются неведомыми дорожками, а существа этих миров – невиданными зверями.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
В мире Яви данный образ олицетворяет наше тело, из которого мы должны научиться осознанно выходить, чтобы уметь переносить своё внимание в иномирье.
Отсутствие окон и дверей объясняется тем, что в соответствии с Ведами наше тело в мире Яви представляет собой девятивратный град, врата которого – это девять его отверстий.
В мире Нави наше Жарье тело имеет форму шара без каких-либо отверстий.
В мир Прави мы попадаем лишь после преобразования всех своих тел и оболочек в Светье тело (вневременное и внепространственное Световое тело).
Там лес и дол видений полны;
Лес – это переход (от слова лезть) в иномирье, дол – пространство, наполненное непривычными образами для большинства современных людей.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
В данном случае речь идёт о духовно-медитативной практике переноса своего внимания в иномирье. Веды рекомендуют делать это на заре (за 1 час 45 минут до восхода Солнца). Поэтому успешный результат такой практики называют озарением. Для достижения озарения требуется остановить деятельность ума и добиться «пустоты мыслей».
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Здесь имеются ввиду Боги-Управители Звёздных Чертогов ближнего космоса, передающих бразды правления друг другу в течении календарного месяца.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Эти строки показывают овладение Живатмой информацией, заключённой в яйцехоре.
Яйцехоре – оплодотворённая Живатмой агга – частица праха; «семя дьявола» в каждом существе. Является источником саморазрушения и страданий. Яйцехоре, одухотворённое Живатмой, преобразуется в Светье тело Живы. При этом Жива становится Параматмой. Если этого не происходит, то яйцехоре преобразуется в каррох – демоническую материальность, т.е. таким образом увеличивает прах.
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Тут наоборот, образ раскрывает процесс образования причинной материи (совокупности опыта всех существ всего Мироздания). Именно для этого демонические существа похищают и архивируют духовный опыт героев.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Царевна – это Живатма, находящаяся в оковах материального мира. Бурый волк – это её Дивье тело (душа).
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
В древнерусском языке «Баба» означает «уважаемая». Поэтому на востоке при обращении к уважаемому человеку до сих пор используют слово «Бабай». Яга – Баба, владеющая Йогой и умеющая совершать Ягью – огненное жертвоприношение Родным Богам.
В мире Яви ступа – это образ космолёта. В мире Нави – это Жарье тело.
Там царь Кощей над златом чахнет;
Речь идёт о деятельности демонических существ по сжатию, уплотнению различной информации для образования Причинной Материи (Инглии).
Там Русский Дух. там Русью пахнет!
Всё мироздание заселено потомками РАСЫ – Русским народом. Поэтому всё три мира Явь, Навь и Правь называется Русью.
Осознавая духовную суть Родового Древа необходимо учитывать, что оно состоит не только из нас с Вами и наших Родственников, живущих на планете Мидгардъ (Срединная Земля) в Мире Яви. В Древо Рода входят и наши Родичи, живущие в Явном мире на других планетах нашей Вселенной.
Осознав это, надо включить в образ Родового Древа, также, наших Богов и Предков, живущих в Мирах Нави, Слави и Прави во всей Вселенной. При этом необходимо учесть, что в заповеданный срок наши Предки, души которых живут в мирах Нави и Слави, рождаются в наших семьях в качестве наших потомков.
Все наши Родственники имеют свой духовный опыт, передаваемый от более старших Родичей – Богов и Богинь, к более младшим – нам, людям.
Поэтому, основой мировоззрения Славяно-Ариев является их Родовой Опыт, то есть ВеРа. Чем Родовое мировоззрение отличается от мировоззрений других народов? Это главный вопрос, на который Вы должны себе правильно ответить, ибо этот ответ является основой Родобожия – ВеРы наших Предков.
Слово ВеРа означает Ведание Ра – Изначального Света Всевышнего Прародителя. Суть Родобожия, то есть ВеРы, изложена в Ведах. Веды дарованы нам, людям, самим Всевышним Прародителем через заповеди своих старших детей – наших Родовых Богов и Богинь.
У Славяно-Ариев есть ВеРа Рода – Родобожие. Суть Родобожия – осознание единства во множестве. Поэтому, любая религия является лишь отражением Веры на сознание людей и народов в соответствии с их эволюционным уровнем развития, с их языком, культурой, обычаями и всем образом жизни.
Стихотворение и анализ «У лукоморья дуб зеленый…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Иллюстрация Н. Кочергина
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» – это пролог к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В ее первом издании 1820 года, еще не было этого вступления. Автор написал его позже, предположительно, в 1824-25 годах, а в составе поэмы оно вышло только в 1828 году. В настоящее время этот отрывок считается самостоятельным стихотворением и изучается школьниками наряду с другими произведениями великого поэта.
Иллюстрация Н. Кочергина
Далее говорится о неведомых дорожках, на которых видны следы «невиданных зверей», – существ, которые обитают только в сказках. Там же, на курьих ножках топчется избушка, в которой нет ни окон, ни дверей. Несмотря на это, ее обитательница Баба Яга, каким-то волшебным образом выбирается из нее и садится в свою любимую ступу, которая бредет сама собой.
Иллюстрация Н. Кочергина
Постепенно читатель знакомится и с другими героями. Вот из ясных вод появляются тридцать прекрасных витязей, ко торые во главе с Черномором представляют военную мощь русской земли. Среди положительных персонажей оказываются и королевич, который берет в плен грозного царя, и богатырь, и томящаяся в темнице царевна. Автор специально оставляет их безымянными, потому что им еще только предстоит воплотиться в конкретных героев данной сказки. Отрицательные сущности в лице Бабы Яги и Кащея Бессмертного представляют собой носителей зла и коварства.
Заканчивается вступление восклицанием, что все это волшебство происходит на русской земле – «там Русью пахнет!» Автор говорит, что видел все происходящее своими глазами, сам сидел под этим дубом и пил мед, в то время как ученый кот рассказывал ему свои сказки.
Анализ
История создания
Слово «лукоморье» означает изгиб морского берега, то есть, бухту или залив, а в фольклоре восточных славян им называли священное место на самом краю земли. Сюжет поэмы был взят Пушкиным из тех сказок, которые он слышал от Арины Родионовны. В одной из них фигурировал и дуб с цепями, и поющий кот, и другие персонажи.
Иллюстрация Н. Кочергина
Существует мнение, что лукоморье – не фантазия автора, а реальная местность, где не единожды бывал Пушкин. На карте она обозначена как мыс Фиолент, расположенный на Крымском полуострове. Поэт очень любил посещать древний монастырь, который находился недалеко от этого места. Могучий, вековой дуб, произраставший там с незапамятных времен, настолько впечатлил Пушкина, что он решил сделать его персонажем сказочного начала своей поэмы.
Это вступление можно назвать прямым продолжением традиций устного народного творчества, берущего свое начало еще с древней Руси. Так начинали свои сказания гусляры: сначала они исполняли отстраненную от сюжета присказку, а уже потом переходили к основному содержанию. Все это создавало у слушателей ощущение волшебства и таинственности.
Персонажи и образы
Иллюстрация Н. Кочергина
Все персонажи «Лукоморья» взяты автором из русского фольклора. Образ ученого кота олицетворяет мудрость народа и образование. Природный дух лесов, полей и озер представлен длинноволосой русалкой. Черномор и морские витязи выступают в роли стражей, стоящих на охране границ. Леший – персонаж русских сказок, берегущий леса. Образ королевича взят из «Сказки о мертвой царевне». Невиданные звери – волшебные существа, обитающие в скрытом от людей, невидимом пространстве.
Баба Яга – злая жительница колдовского мира, хозяйка избушки в дремучем лесу. Бурый волк – также представитель темных сил, нападающий на одиноких путников, оказавшихся в лесу. Во главе этой нечисти стоит бессмертный Кащей, одолеть которого можно, отыскав иглу, в которой заключено его долголетие.
Композиция
Иллюстрация Н. Кочергина
Данное стихотворение построено линейно, так как содержит все композиционные точки. По своей структуре оно очень напоминает старинные русские сказки. В нем есть вступление, или завязка (описание Лукоморья), развитие сюжета, так называемая, основная часть (перечисление всех персонажей и их действий) и необычная развязка, где уже присутствует сам автор, которому довелось посидеть под дубом, испить меда и послушать умного кота, одну из историй которого, он и представляет на суд читателей.
Своеобразно описана кипучая жизнь Лукоморья, где каждый персонаж выполняет какое-либо действие, участвует в каком-то событии. Причем, все они происходят не последовательно, а параллельно друг другу, словно в одно и то же время:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…
Иллюстрация Н. Кочергина
Кульминацией стихотворения является заявление автора, что «там русский дух… там Русью пахнет!». Эта фраза несет в себе определенный смысл, так как Пушкин был уверен, что сказки – это хранители духа всего русского народа.
Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. По роду это лирика с фантастическим сюжетом. Данный отрывок можно отнести к жанру литературной сказки или назвать прологом к основному произведению.
Размер и средства художественной выразительности
Пушкин использовал в этом стихотворении один из самых популярных стихотворных размеров – четырехстопный ямб. Именно он придает плавность и определенную напевность повествованию. Такое явление характерно, прежде всего, для произведений фольклора.
Иллюстрация Н. Кочергина
В первых трех четверостишиях (катренах) идет перекрестная рифмовка с сочетанием мужской и женской рифмы. В четвертой строфе шесть строк, из которых первая и вторая со смежной рифмой, третья и шестая – с перекрестной, а четвертая и пятая – снова со смежной. В пятой строфе, состоящей из пяти строчек, рифма перекрестная, здесь рифмуются только пятая строка с четвертой. Шестая строфа представляет собой четверостишие со смежной рифмовкой. За ней идет двустрочная строфа, и заканчивается стихотворение четырьмя строками с кольцевой рифмой.
В произведении все наполнено динамикой, благодаря обилию глаголов: стоит, бродит, висит, сидит, прихлынут, несет и других. Сказочность происходящего подчеркнута эпитетами «невиданный» и «неведомый». Чтобы читателю было понятно, как выглядят персонажи или предметы, автор использует эпитеты, которые подчеркивают их свойства: «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый». Старославянизмы: «курьих», «златая», «чредой», «брег» подсказывают, что события происходят в Древней Руси. В тексте много инверсий: «дуб зеленый», «по цепи кругом», «на дубе том», «кот ученый», которые также максимально приближают его к народному повествованию.
Иллюстрация Н. Кочергина
Проблематика и основная идея произведения
Поскольку «У Лукоморья дуб зеленый» не вполне самостоятельное произведение, соответственно, его цель – завлечь читателя, настроить его на погружение в волшебный мир сказочных персонажей, о которых подробно будет рассказано в поэме. Еще одной целью Пушкина было показать этим стихотворением всю многогранность и образность отечественной культуры и народного фольклора. Основная мысль произведения выражена словами: «Там русский дух, там Русью пахнет», которыми автор подчеркивает силу русского духа и его мощь. Стихотворение имеет воспитательное значение, так как приобщает читателя к русским сказкам, которые учат справедливости, умению различать добро и зло, воспитывают любовь к традициям и языку родного народа.
У Лукоморья дуб зеленый
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Словари
2560 дол
ДОЛ, дола, муж. (книжн. поэт.). Долина. По горам, по долам. «Ложился день на темный дол.» Пушкин.
| низменость, межигорье, природная впадина различного вида на земле, долина, ряз. долена, лог, разлог, логовина, раздол, дебрь, балка; ·умалит. долок, долочек; долинка, долиночка, долинушка: ·увел. долище, долинища.
| Дол, южн., зап. яма, ров, могила. Выкопайте дол глубокий, поховайте мене у чужой стороне песня.
| архан. долинка, озерк(ц)о. Горы падают, долы встают. Скачет конь, долы и горы меж ног пропускает. Где долами, а где и горами, пройти. Доловой, долинный, к долу или к долине относящийся. Долистый, долинистый, дебристый, богатый долами, долинами, межигорьем. Долу нареч. внизу, нанизу, на земле, и вниз, наниз, книзу. Долой, вор. дол, курск. доловь (как домовь домой, от. дат. долови, домови), здолой, прочь, вон, сойди или сыми, очищай место, подразумевая сверху. Пошел долой! сходи сверху, слезай. С глаз долой! прочь. Незваные гости с пиру долой. Разок другой (хлебнул), да и с ног долой. Одна с хлеба долой, о замужней дочери. Доле церк. внизу, нанизу, низко, низменно: курск., вор. доли (малорс). Иди доли, долечки, долой, на пол, наземь. Дольный, исподний, нижний, низовой, пресмыкающийся; внизу сущий; земной. Дольня жен., мн. асе земное, мирское, вещественное, суетное. Долевлечь кого, низвлекать;
◊ За горами, за долами. Нар.-поэт. Далеко. * За горами, за долами Уж гремел об нём рассказ (Лермонтов). По горам, по долам. Нар.-поэт. = Везде, повсюду, в разных местах.
-а, дат. мн. по дола́м и (устар.) по до́лам, м. трад.-поэт. Долина.
Пестрел деревнями, Дорогами дол, Он все понижался И к озеру шел. Н. Некрасов, Накануне светлого праздника.
за горами, за долами
За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ, И померяться главами Захотелось им хоть раз. Лермонтов, Два великана.
везде, в разных местах.
Иль предан легкому раздумью и мечтам, Гуляю наобум по долам и горам. Языков, П. В. Киреевскому.
д́о́лов и́ доло́в́
д́о́лам и́ дола́м́
д́о́лами и́ дола́ми
о до́лах и́ о дола́х́
по гора́м, по дола́м (народно-поэт. везде, в разных местах);
за гора́ми, за дола́ми (народно-поэт. далеко)
Смотри, опять в леса твои и до́лы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Н. М. Рубцов, Видения на холме
Заката в до́лах жар животворящий.
Пошли, как трещины в стене горящей,
Как щели ада, лающе алеть.
Н. Н. Матвеева, Видение
Примеры с правильным ударением:
Ритм фраз из произведений русской народной словесности также «подсказывает» правильное ударение: Го́ры падают, до́лы встают. Скачет конь, до́лы и го́ры меж ног пропускает.
дол, род. до́ла; мн. до́лы, род. до́лов и доло́в, дат. дола́м и устарелое до́лам. В устойчивых сочетаниях: по горам, по дола́м, за горами, за дола́ми.
1. до́л, до́лы, до́ла, до́лов, до́лу, до́лам, до́л, до́лы, до́лом, до́лами, до́ле, до́лах
2. до́л, до́лы, до́ла, доло́в, до́лу, дола́м, до́л, до́лы, до́лом, дола́ми, до́ле, дола́х
МА, 2. Чтение и наблюдение
У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ …
ПРЕДИСЛОВИЕ.2007 год в России объявлен годом Русского языка. В связи с этим, предлагаю вниманию читателей и ученых своё понимание проблем русского языка. Буду рад, если найдутся соратники, разделяющие мою озабоченность, или оппоненты, не согласные с моей точкой зрения. Я разделяю позицию ученых и деятелей культуры, что сохранение языка – это сохранение этноса. Русский язык (как, великий и могучий), русская словесность сегодня особенно нуждаются в защите и бережном отношении со стороны их носителей.
Ученые и деятели культуры озабочены проявлениями развивающегося глобального кризиса во всех областях жизнедеятельности человека. В открытом письме «Московского клуба», подчёркивается, что общество вступает в полосу духовного кризиса. Цитата: «Массовое сознание становится все более манипулируемым под воздействием массовой культуры и СМИ, где духовные начала практически полностью заменены рекламно-коммерческими штампами».[85].
Преодоление духовного кризиса тесно связано с формированием сознания каждого индивидуума. В письме подчёркивается необходимость «понимать законы духовного единения и взаимосвязи на основе научных методов познания». Базой для такого понимания послужит «духовный, научный и практический потенциал, накопленный в течение тысячелетий народами нашей планеты и содержащийся в их культурных традициях».
Для демонстрации духовного потенциала русской традиции я взял стихотворение великого русского поэта А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила».[2]. При изучении его я увидел призыв поэта к нам, потомкам, учиться видеть в письменных знаках и словесных символах сокровенные послания Мудрецов прошлого, призывающих познать самого себя, чтобы познать законы Вселенной. В какой степени мне это удалось, предлагаю оценить Вам, читатель.
Прежде всего, я надеюсь на реакцию студентов педагогических ВУЗов, ибо их усилия, как будущих педагогов, могут помочь сохранению русской словесности. Я надеюсь, что размышления над нижеприведенным эссе могут заинтересовать студентов, обучающихся по направлениям философии, педагогики, литературы, психологии, культуры и другим гуманитарным дисциплинам. Может, моё повествование и ваши усилия разбудят засыпающую в нас способность к наблюдению.
ЧТЕНИЕ и НАБЛЮДЕНИЕ.
Кто-то метко выразился:
– Школа нас учит читать, но никто не учит нас наблюдать.
Предлагаю вспомнить известное всем с детских лет стихотворение А.С. Пушкина «У лукоморья…», являющееся предисловием в поэме «Руслан и Людмила». Оно завораживало детский ум своей красотой, подготавливало юное сознание к восприятию увлекательного сюжета поэмы, проникнутой любовью, благородством, подвигом и справедливостью.
Для продолжения темы приведу текст стихотворения полностью:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без, окон без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И сними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
В юности создавалось впечатление, что сказочный сюжет предназначен для юного человека и только. Взрослый человек едва ли перечитывал это стихотворение для себя, а не для внуков. Если так, то еще не поздно помыслить над тем, что написал Пушкин; но для этого придется включить свойство наблюдения.
Я никогда не предполагал, что буду перечитывать поэму «Руслан и Людмила»; просто случайно столкнулся с книгой, перебирая детскую библиотеку внучки. Мой опыт жизни и накопленные знания позволили по-другому взглянуть на произведение А.С. Пушкина. Стихотворные строки позволили мне по другому взглянуть и на усилия ученых, решающих основной вопрос философии: отношение сознания к бытию, духовного к материальному, и что является первичным – душа или тело человека.
При осмысливании символов, изображенных автором в стихотворении, их сочетание и динамику, пришлось составить специальный глоссарий символов с точки зрения сугубо личного их понимания. Предлагаю их вашему вниманию.
ЛУКОМОРЬЕ (морской залив) – краешек бесконечного океана Вселенной. Ньютон утверждал, что Человек – это всего лишь ребенок, играющий на берегу океана знаний.
ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ – ограничение сознания бытием, граница чувственного восприятия мира; своеобразные оковы, обусловливающие душу человека – его божественную искру.
КОТ УЧЁНЫЙ – ум, насыщенный информацией, т.е. интеллектуальная сфера сознания индивидуума; его голова.
И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом – свойство ума, заключающееся в его постоянном движении: днем в бодрствующем состоянии, ночью (в сновидениях) в состоянии сна. При этом, путешествие ума ограничено цепью паттернов (стереотипных моделей), сформированных умом и хранящихся в памяти человека.
ИДЁТ НАПРАВО – песнь заводит, НАЛЕВО – сказку говорит – свойство ума постоянно болтать, менять направление мышления, делать заключения до противоположных предыдущим, т.е. освежать паттерны под влиянием более убедительной информации. Есть в русских сказках другой синоним ума – кот-баюн.
ЛЕШИЙ бродит, РУСАЛКИ на ветвях сидят – мыслеформы, мыслеобразы различного типа в движении и статике, циркулирующие в сознании при мышлении.
ЧУДЕСА – информация, проникшая в интеллект из интуитивной сферы сознания. По причине спонтанности возникновения такой информации человек воспринимает этот акт как озарение, как необъяснимое чудо.
НЕВЕДОМЫЕ ДОРОЖКИ – неведение человека в отношении: кто он, откуда и куда идет. Неисповедимы пути Господни. Известное высказывание Иисуса Христа: «Господи, прости их! Ибо они не ведают, что творят».
Следы невиданных зверей – остаточные впечатления от воспринятой органами чувств информации из окружающей среды, сформированные интеллектом или без его участия, и присутствующие во всех сферах сознания.
Избушка – память; мозг, как хранилище обработанной интеллектом информации.
Курьи ножки – нервная система, связь органов с головным мозгом.
Лес и дол видений полны – умственные фантазии, воображение, мечтания, грёзы.
Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой – свойство сознания, очнувшись от нереализованных (пустых, рассыпавшихся как песчаный замок) грёз, воспринимать действительность в виде реальных ощущений.
И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных – тридцать дней месяца. Дядька их морской – солнце, сопровождающее каждый день.
Королевич – разум. Грозный царь – ум в состоянии неведения; слуга, возомнивший себя хозяином и заглушающий голос разума; эго.
Королевич мимоходом пленяет грозного царя – способность, присущая разуму без особых усилий (мимоходом) поставить ум на место. Похоже, это относится к ситуации, когда ум зашёл за разум.
Колдун – психическая энергия, дух; человек как духовная сущность.
Богатырь – материя, материальная сфера человеческого существа.
Через леса, через моря колдун несет богатыря – символическое изображение единства духа и материи во Вселенной, а не противопоставление одного другому.
Царевна – интуиция, одна из сфер сознания.
Темница – неведение, свойственное интеллекту.
… царевна тужит – интуиция, не понятая интеллектом. В противовес: интуиция, воспринятая интеллектом – проявление мудрости. Человек с развитой интуицией на Руси считался просветлённым (просвещённым, святым), в Индии и Китае – пробуждённым (буддой). У Пушкина есть и другой синоним интуиции – спящая царевна.
А бурый волк ей верно служит – Сердце, по преданиям считается местонахождением интуиции. (Не потому ли, Волк бурый, а не серый? В природе красный волк принадлежит семейству псовых, имеет рыже-бурую окраску, занесён в красную книгу МСОП). Волк и сердце на Руси олицетворяли преданность, верность.
Ступа с Бабою Ягой – символы инстинктивной сферы сознания – наследие эволюционного прошлого.
…идет, бредет сама собой – функции дыхания, кровообращения, пищеварения, движения, обеспечения жизнедеятельности тела осуществляются инстинктивно, без участия интеллекта – само собой.
Царь Кащей – страсти, низменные инстинкты. … над златом чахнет – материальные богатства, способствующие оскудению души.
Там русский дух … – бытие, окружающая среда, материя – факторы, влияющие на сознание человека.
… там Русью пахнет! – символизирует, что сознание человека и конкретного общества воздействует на окружающую среду, вплоть до разумной Вселенной.
***
Конечно, это мое личное понимание стихотворения, и я не намерен свое мнение кому-либо навязывать; тем более, не призываю принимать его за истину. Для меня же здесь просматривается не сказочная, а философская концепция А.С. Пушкина.
Я не знаю, предполагал ли сам Мастер поэзии такую трактовку своего стихотворения. Древние мудрецы утверждали: Мастер – это полый бамбук, он является лишь проводником божественной музыки к чувствам слушателей. Где-то читал, что Пикассо очень злился, когда его просили объяснить смысл той или иной его картины. Можно ли выразить словами комбинацию нескольких штрихов этого художника, в совокупности изображающих Голубя Мира? Видимо не зря о творческих людях говорят: он не от мира сего.
Музыканты и художники по-своему прочитали поэму А.С. Пушкина. М.И. Глинка выразил свое понимание в опере «Руслан и Людмила». Известны: картина «Бой Руслана с Головой», кинофильм «Руслан и Людмила», в них свое понимание поэмы Пушкина.
Каждый человек увидит в символике Пушкина свои образы, как по глубине и широте, так и по высоте полета мысли. Но это уже зависит от опыта жизни индивидуума и умения не только читать, но и наблюдать.
По окончании стихотворения А.С. Пушкин пишет об умении наблюдать (вкушать), видеть и слышать:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Конечно, А.С. Пушкин умел наблюдать. Да и другие авторы заканчивали сказки словами: и я там был, и мед я пил; по усам текло, да в рот не попало! А выражение: «сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», разве не приглашает нас к размышлению над аллегорическими образами сказок.
Намерение моего повествования заключается лишь в том, чтобы побудить читателя к наблюдению, видению и слышанию, и к более широкому – духовному видению, может быть даже, иррациональному мышлению. Мир сам по себе изначально иррационален, так как он несет в себе духовную составляющую; человеческому же уму легче оперировать рациональными понятиями.
По этому поводу, уместно вспомнить высказывание Артура Шопенгауэра: «…никакими преимуществами не гордится так человек, как духовными; ведь на них только и основано его преимущество перед животными».
Век рациональных (нетворческих, бездуховных) подходов в образовании, воспитании и жизни может окончательно лишить человека такого преимущества.
PS: Это была неудачная попытка опубликовать статью для студентов педагогического университета.
По признанию профессора, заведующего соответствующей кафедрой университета, в научном мире Пушкин А.С. после написания им произведения «Борис Годунов» считается больше философом, нежели поэтом. Увы, опубликовать мою статью не сочли нужным.