тактильная память что это такое
ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ» в других словарях:
память иконическая — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… … Большая психологическая энциклопедия
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия
ПАМЯТЬ — психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия
Память — способность человека к закреплению, сохранению и воспроизведению воспринятой информации. Виды П.: словесно логическая, двигательная (моторная), образная, тактильная (осязательная), эмоциональная. Различают также П. долговременную (подсистема П … Криминалистическая энциклопедия
ПАМЯТИ ВИДЫ — (англ. kinds of memory) различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Иммунная система человека — Лимфоцит, компонент иммунной системы человека. Изображение сделано сканирующим электронным микроскопом Иммунная система подсистема, существующая у большинства животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний,… … Википедия
Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
ДПДГ — ДПДГ(EMDR) Десенсибилизация и переработка движением глаз (англ.EMDR (англ.)русск. Eye Movement Desensitization and Reprocessing) метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для терапии пост травматических расстройств (ПТСР) … Википедия
Осязательная или тактильная память: развиваем у ребенка
Человеческая память – это психическая функция, которая дает возможность накапливать, перерабатывать и сохранять информацию разных видов. В психологии выделяют несколько видов и классификаций памяти. Один из них – тактильная память.
(Тактильный- с лат. осязательный, т.е ощущения прикосновения). Специфика данного вида памяти в том, что человек помнит то, что он чувствовал через внешний кожный покров. Сюда не относятся ощущения внутренних органов.
Такая память обычно хорошо развита у людей, кто по роду деятельности нуждается в высоком уровне телесных ощущений, например, спортсмены или все, кто занят физическим трудом. Также, тактильная память активно формируется, если является «компенсирующей» по причине физических недостатков человека – у слепых или глухонемых.
Кинестетика очень важна в становлении человека, ведь лишенное такой возможности существо не сможет выжить, так как было бы не в силах уберечь себя от ощущений, которые болезненны и опасны.
Наибольшее значения осязательная память имеет в детстве, когда начинает развиваться тонкая моторика и малыши стремятся прикасаться ко всему, что видят.
Исследования
Исследованием данного вида памяти в психологии активно занимались ученые параллельно с проведением экспериментов в группе детей с умственными отклонениями. Зверева Н.В., Гришина Е.Г. доказали, что малыши, страдающие шизофренией, имеют нарушения в тактильной сфере. Соответственно, при взаимосвязи формирования тонкой моторики и воображения, эмоциональной сферы, внимания, они начинают отставать в умственном развитии и совершать действия, считающиеся неадекватными.
Упражнения
Развивать тактильную память у ребенка необходимо с первых месяцев, когда малыш делает первые прикосновения и затем усложняя упражнения и задания. Зачем именно в этот период – чтобы не упустить время заложенное природой для развития кинестетики. Врачи и психологи в своей деятельности используют различные методики, игры и упражнения с целью развития тонкой моторики. Ниже приведены несколько методов, дающие ответ на вопрос как развить осязательную память своими силами, если психолог по какой-либо причине вам не доступен.
Зачем нужно развивать тактильную память?
Развитие тактильной памяти важный этап в эволюции человека. Такой вид памяти формируется в младшем возрасте, когда малыш еще не умеет разговаривать. Родителей учат, что воспитание начинается с прикосновений – именно через прикосновения и объятия развивается эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.
В психологии считается, что обнимать ребенка нужно не менее 4 раз в день, чтобы он просто выжил, чтобы ему было комфортно – не менее 8 раз и чтобы он стал успешным – 12 раз.
Тактильная память
Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым внести некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии.
В рамках данной работы под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах. Им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти она на первом этапе освоения голограммы не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: всегда подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.
Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя видами ощущений: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, она находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.
В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня.
В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.
Что лучше вспоминать – приятное или неприятное?
Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?
Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.
Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.
УПРАЖНЕНИЕ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ № 2
Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.
Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.
Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга пять – пятнадцать минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в девяти сантиметрах от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение двадцати – тридцати секунд. Затем включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства.
Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо в другом месте. Например, прямо перед вами, на расстоянии двадцати сантиметров от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с местом расположения зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.
При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что эта задача почти невыполнимая, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.
Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за три – четыре часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и девять лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место двадцать пять лет назад).
Сразу же после выставления телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение.
Максимально сконцентрировавшись (упражнение на концентрацию № 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. Одна – две минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче.
На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около тридцати минут.
У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.
Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.
Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.
• Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.
• Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения из гештальт-терапии, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Память? А что память?
Память? А что память? «Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших». * * *Вы можете обнаружить, что ваша
5. Память
5. Память 1. Понятие о памяти.2. Виды памяти.3. Процессы памяти.4. Развитие и совершенствование памяти.1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину
Рабочая память и кратковременная память
Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов[30]. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за
Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память
Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов
Память
Память Внимательно рассмотрите рисунок и запомните эти фигуры, затем, перевернув страницу, найдите их на следующем
Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память
Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы
Тактильная память
Тактильная память Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое
Память прошлого и память будущего
Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того
Память
Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память — еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе
«Повседневная» память и долговременная память
«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних
Память
Память Память – это застывшее образование, которое помогает «я» выживать, она имеет сложное устройство. В памяти записаны правила, законы, образы и образцы поведения, мысли и чувства по поводу тех или иных ситуаций. Поиск настоящего нового решения занимает время,
Память
Память У насекомых памяти нет. Поэтому поведение организовано примитивно. Еда – ползем к ней. Хищник – ползем от него. Не успел, не страшно – эмоций тоже нет.А вот у рыб уже память есть. С памятью – совсем другое дело. Вот тут, помню, была еда. Там, помню, от хищника удирал.
5 Память
5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности
Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений)
Малыш, появившийся на свет, познает мир постепенно. Сначала то, что его окружает, а потом кругозор ребенка постепенно расширяется. Большую роль в этом играют впечатления от общения с людьми, но этого для него мало. Он стремится сам взаимодействовать с окружающим миром.
Непосредственный контакт ребенка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, развивать у детей воображение, память, сформировать простые мыслительные операции и эмоциональное состояние ребенка.
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь идти мне медленно. ”
Дай мне приглядеться. потрогать. подержать в руках Послушать. понюхать. и, может быть,
Попробовать на вкус.
О, сколько я смогу найти самостоятельно.
Только, пожалуйста, не торопи меня!”
В ребенке с рождения необходимо воспитывать симпатию к обыкновенным вещам, создавать гармонию с окружающим миром и понимание того, что природа окружает нас,посылает сигналы и просит обратить внимание на: желтые одуванчики, листья, дождевые капли, лягушку, сидящую в луже, звезды и тд.
При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие. Отдельные признаки и качества объекта легче всего воспринимаются, когда ребенок неоднократно “опробует” предмет.
Так, в частности, у нас происходило знакомство с различными предметами в окружающей обстановке.Например: познакомив детей с овощами наглядно, дала овощи детям для обследования, использовала натуральные овощи, а можно и муляжи.
Закреплению знаний детей об овощах и других продуктах способствовали дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Отгадай и назови”, “Чудесная коробка” и т. д.
На прогулке обращала внимание детей на кору деревьев: тополь, рябина, березка, дети трогали руками кору, запоминали зрительно дерево и ощущение от прикосновения к коре. Тоже самое проводилось с листьями. В дальнейшем дети по памяти давали характеристику определенным деревьям.
Летом, бегая босиком, дети запоминали ощущения ног к земле, песку, асфальту, камешкам.
Проводя экскурсии обращала внимание на окружающее: например,камни бывают самыми разными: плоскими, круглыми, длинными, шершавыми, гладкими, камни красивого цвета и
интересной формы. Дети находили камешки, которые хорошо пишут на асфальте или камне, они рисовали и писали свои имена.
Как уже отмечалось на становление личности ребенка, влияет все окружающее, но прежде всего люди и больше всего люди.
Игра с ребенком не требует больших затрат времени и материальных затрат, важнее всего творчество, фантазия и веселый терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные игры.
Мы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “Почему?”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимые условия для развития памяти ребенка.
Учиться, играя! Пусть дети не видят, что их чему-то учат, просто они играют, но незаметно для себя они познают мир. Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает предмет, усложняя раз за разом игры.
Поиск нестандартных методов работы с детьми привел к появлению в нашей группе игр, связанных с тактильной памятью.
На первом этапе своей работы я вместе с детьми изготовила дощечки. Дети с удовольствием помогали мне. Дощечки были изготовлены из пластика, размером 19*13,5. На поверхность дощечек наклеены различные материалы (различной шероховатости) такие, например,как: мех, вельвет, фланель, наждачная бумага, бархатная бумага, расплавленный воск, спички, палочки длинной 5 см, диаметром 0,8см. Спички на дощечке располагали хаотично, а палочки в вертикальном положении, веревочку, диаметром 0,5 см, наклеивали не строго прямо, а волнообразно, можно наклеить ее зигзагом или как-то по другому. С обратной стороны дощечки писала (рисовала) цифры от 1 до 10, т. к. изготовила 10 дощечек.
цыпленка, заборчик, лесенку, асфальтированную дорогу, стену, бабушкины шершавые руки и т. д.
Некоторые дощечки были для детей сюрпризом, так, например, дощечку с расплавленным воском на поверхности, принес детям почтальон в красивом конверте от детей из другого детского сада. Дощечка детям очень понравилась, трогая ее,дети представляли: облачка, плывущие по небу, кочки на лугу, лужи и т. д.
Несколько дощечек я сделала для детей в качестве сюрприза (спички, палочки, целлофан). Играя в игру “Чудесный мешочек”, я положила эти дощечки в мешочек и трогая, но не видя их,дети представляли на что они похожи: лес, лесенка, лед, кора дерева.
В младшей группе после изготовления каждой дощечки дети обыгрывали ее, трогая дощечку, представляли на что (кого) она похожа, развивая фантазию, речь. Находили в окружающей обстановке предметы похожие на дощечку, подбирали картинки с предметами похожими на дощечку. Проводя словесные игры, дети по памяти описывали предмет, его качество, вспоминая то, что они ощущали, прикасаясь к предмету. В играх принимали участие не все дети, некоторым совсем не нравилось это занятие, они занимались в это время чем-нибудь другим и я никого не принуждала, но пыталась заинтересовать. В дальнейшем эти дети незаметно для себя увлекались дощечками и вместе с нами играли. С помощью дощечек в младшей группе уже большинство детей знали (зрительно запоминали) цифры от 1 до 10. Для закрепления цифр с детьми разучили стихи о каждой цифре.
С возрастом детей постепенно усложнялись задания к играм и сами игры.
В средней группе дети составляли небольшие рассказы по дощечкам. Делали зарисовки того, что представляли, трогая дощечки.
Опыт, получаемый ребенком при восприятии различных предметов природы и общественной жизни, наглядно помог ребенку развить мышление и его речь. В средней группе ввела карточки, на которых были выдавлены цифры от 1 до 10 и геометрические фигуры. Я считаю, что карточки помогли детям в быстром запоминании и закреплении цифр и геометрических фигур.
В старшей группе дети изъявили желание изготовить дощечки- подарки для малышей и многие поддержали это предложение. Юля предложила наклеить на дощечку семечки, трогая эту дощечку она представила огромное море и маленькие кораблики, плывущие по морю. Антон представил, что он держит в руках ананас. Аня предложила наклеить круг из картона, трогая эту дощечку представила солнышко на небе, т. к. круг теплее, чем поверхность самой дощечки. На другие дощечки дети предложили наклеить поролон (можно его намочить, чешую от шишек, пшено и т. д. По этим дощечкам дети составляли интересные рассказы. Дощечки и рассказы малышам понравились, а старшие остались довольны тем, что сделали малышам приятное.
В старших группах продолжала проводить знакомство с тканью, песком, глиной, водой, стеклом и т. д. И все это происходило посредством непосредственного контакта детей с предметом. Например, работая с тканью, дети определяли его качество, закрепляли название, предлагали что можно сшить из этого материала и для какого времени года вещь предназначена. (Игры: “Ателье”, “Что было бы, если исчезла ткань?” и т. д.).
Или взять раздел «Вода»:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница, чудо-вода!
Начиная со старшей группы, закрепляли буквы, выдавленные на карточках. Много игр проводилось с детьми по тактильной памяти из книги И. Ю. Матюгина.
В основе предлагаемой программы положена идея воспитания разносторонне развитого ребенка. Предложенные мной игры по тактильной памяти развивают не только тактильную память, но и фантазию, воображение. Что было бы если человек не обладал бы этими качествами? Мы просто лишились бы научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
В эмоционально-психологическом развитии ребенка большую роль, едва ли не основную играет развитие тактильной памяти.
Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной
комфортности. В свою очередь отрицательное воздействие (болевое* грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.
Занимаясь этой темой хочу сказать, что эта тема очень обширна, группа игр, проводимых с детьми безгранична и разнообразна, ведь детская фантазия неиссякаема. Важно не только научить ребенка чему- то, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою точку зрения.
Игра на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики «Волшебный цветочек» Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мысленных процессов головного мозга, развитию творческих способностей и формированию.
Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.
Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.
Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры «Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека…» Н. А. Семашко В наше.
Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора является очень важными для формирования речи. На правильное формирование речи оказывает.
Развитие памяти у детей Когда и зачем нужно развивать память? Этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Память формирует личность человека, поэтому развивать память.
Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.
Развитие внимания и памяти у детей с ТНР Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Трудность в работе с детьми.