такой меч держат двумя руками название
Символ рыцарства: история двуручного меча
Примерное определение
Хоть оно и расплывчато, можно назвать две характеристики, которыми должен обладать настоящий меч.
При этом отличить короткий меч от длинного кинжала непросто.
Разнообразие материалов
В Юго-Восточной Азии до конца средневековья (и даже позже) применялись бамбуковые мечи.
Сложно сказать, какой народ первым изготовил железное лезвие. К числу фаворитов принадлежат киммерийцы и ассирийцы. Но в любом случае, даже в эпоху расцвета Греции железный клинок был элитным вооружением.
Профессия – мечник
В средневековой армии значительную часть личного состава представляли ратники феодалов – каждый рыцарь должен был привести с собой определенное количество вооруженных людей (количество зависело от размеров его надела).
Нередко у бедных дворян такие «воины» (из числа личной обслуги) вооружались просто палками. В лучшем случае у них были пики или косы. В мирное время ратники выполняли работы по хозяйству и не имели возможности учиться военному искусству.
Хитроумная эволюция
Древняя Европа пользовалась недлинными легкими клинками.
Гладиус имел длину около 60 см и вес немногим более килограмма (в зависимости от формы и материала). Длинный меч имели сарматы – до метра в длину. Но и эти клинки были сравнительно легкими, и держали их одной рукой.
Клинок слегка сужался к концу или имел листовидную форму. Известны также готские образцы, похожие просто на широкую полосу железа (нечто похожее есть в руках орков в фильме «Властелин колец»). Но они тоже были недлинными, хотя и увесистыми.
Одноручный меч был популярен и в эпоху средневековья. Он был легче, удобнее в носке и дешевле. В две руки клинок взяли позже, в эпоху Возрождения.
Удобную классификацию предложил в 1958 году британский ученый Э.Окшотт. Типы мечей по Окшоту определяются исходя из формы клинка, пропорций (соотношения длины клинка и рукояти), особенностей крестовины рукояти и навершия.
Предназначение длинного клинка
Клинки на одну руку всегда использовались шире двуручных. Но ближе к концу средних веков немалую популярность в Европе обрел двуручный меч. Его появление связано с изменениями в оснащении воина.
Его было легко всюду носить с собой, можно было сражаться пешим или на коне. Благодаря низкому расположению центра тяжести, меч был менее обременителен, чем молот или палица. Солдат с ним мог двигаться быстрее, применять против врага не только силу, но и ловкость, и скорость.
В бою противника удавалось рубить, резать, колоть и просто бить плашмя. Некоторые средневековые рисунки показывают, что драться можно было даже рукояткой. Поскольку одноручный меч был легок, второй рукой можно было держать щит, защищаясь от вражеских атак.
Доспехи времен зари и расцвета средневековья не отличались большой прочностью и были доступны только богатым. С кожаными же латами или кольчужной рубашкой короткий меч справлялся без проблем.
Броня крепка
С таким клинком пехотинец выходил против кавалеристов – достать с земли всадника или перерубить ноги коню.
Популярность в Европе длинные клинки завоевали в XIV веке.
Анкета бронебойного клинка
Как и легкие клинки, длинные различались по форме, весу и назначению. Они по-разному затачивались, в результате чего предназначались преимущественно для режущих или колющих приемов.
Двуручный меч в любом случае был более метра (иногда почти 2 м) в длину и немало весил. Пудовые клинки – выдумка, но 7 кг они достигать могли. Средний же вес составлял 4-5 кг.
Важную роль играли рост воина, длина рук и другие подобные показатели.
Закаленная сталь
Длинный меч (да и короткий, но качественный) нельзя было сделать из первого попавшегося куска железа. Его собирали из нескольких слоев стали с разными характеристиками. Это требовало времени и специфических умений, и цехи оружейников существовали отдельно от кузнечных.
Были знаменитые мастера, изготавливавшие клинки высшего качества. Это были богатые люди, а секреты своего ремесла они берегли, как священную тайну.
За качественное изделие по своей мерке нужно было хорошо заплатить. Цена даже среднего клинка (без явных недостатков, сделанного по мерке и технологии) была сравнима с ценой 3-4 коров. Меч же от именитого мастера, из лучших сортов стали да еще с украшениями стоил целое состояние. Поэтому в дворянских семьях существовали традиции передавать их по наследству.
Если же солдату удавалось захватить хороший клинок в качестве трофея, либо его собственный был сломан, сильно иззубрен или еще как поврежден – он шел к оружейнику перековать меч. Это стоило заметно дешевле изготовления нового клинка – в дело шли некоторые части, и на металл тратиться не приходилось.
Перекованный меч ценился несколько ниже изначально сделанного на заказ, но все равно был предпочтительнее «массовой продукции».
Небогатые бойцы довольствовались дешевыми образцами, выкованными и закаленными кое-как. Такие клинки часто ломались и легко тупились.
На две и полторы
Кроме двуручного, выделяют еще длинный меч, в средние века именовавшийся «бастардом». Сейчас его называют полуторным или «на полторы руки». Клинком длиной немногим более метра можно было сражаться одной рукой, а можно было дополнительно придерживать второй за навершие рукояти.
Хорошее владение бастардом ценилось более других техник. Звание мастера-фехтовальщика обычно формулировалось как «мастер владения бастардом».
Основные виды двуручников
Наиболее популярные длинные клинки представлены несколькими типами. Виды различаются по длине, весу, особенностям использования.
Рыцарские традиции
Исчезнув из военного обихода, мечи сохранились в традициях. Их упоминают в крылатых выражениях. Они служат символическим обозначением борьбы с врагом, его уничтожения (вспомним эмблему «щит и меч»). Его используют в ритуальных целях при посвящении в рыцари (в Англии эта церемония жива).
Появились современные мастера изготовления мечей и фехтования на них.
Некоторые из них выступают консультантами каскадеров, в результате чего драки в фильмах становятся реалистичней. Многие люди со средствами начали приобретать оригинальные образцы в качестве сувениров. В частности, клинки из реквизита «Властелина колец» и даже их копии раскупались, как горячие пирожки.
Двуручный меч в европейской культурной традиции рассматривается как символ благородства и рыцарственности. И неважно, что он часто служил диаметрально противоположным целям.
Видео
Реальность и фантастика двуручного меча
— Давно бы так! — сказал барон и выволок из ножен огромный двуручный меч.
Широкое лезвие зловеще шелестело, описывая сверкающие круги над головой барона. Барон поражал воображение. Было в нем что-то от грузового вертолета с винтом на холостом ходу.
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
А как же проходит бой?
Каково же место таких меченосцев в отрядной схватке?
Сколько-то их сосредоточено в глубине пеших построений — на случай, если враг прорвет ряды. Сопровождают они и командиров, являясь скорее не «стражей» (этот термин заставляет думать об оборонительной, церемониальной, а то и полицейской функции), а как бы отрядами коммандос. Ведь в тех условиях командир — не просто руководитель: с этой своей свитой он бросается в ключевые места схватки, развивая свой прорыв или ликвидируя вражеский.
Но главную работу двуручник проделывал не В рядах, а ПЕРЕД ними. Представьте: копьеносное построение, медленно разгоняясь для таранного натиска, трусцой бежит на аналогичного противника — ас флангов, иногда даже перед фронтом (!) рассыпным строем легконого бегут отборные воины в пехотных латах, с эспадонами, бастардами и большими ландскнехтскими мечами. Их задача — проделать брешь в пикинерском строю. Правда, перед вражеским строем бегут такие же «спецназовцы», так что не всякий раз меченосцам удается прорваться к вражеским рядам, иногда им даже приходится отступить под защиту своих. Но когда удается, то мечник сносит несколько пик, порой добирается и до их владельцев, словом — разваливает первую шеренгу, как шрапнельный заряд. Если он после этого не успел отойти на фланг, прежде чем отряды сошлись, — свои копейщики постараются его не задеть (они тоже отменно тренированы, так что даже сверхдлинную пику не просто держат перед собой, но и направляют в цель), и будет он рубиться в глубине вражеских рядов, ожидая, что пробитая им брешь вот-вот станет воротами для общего прорыва.
Впрочем, латы у них специфические. Поножи обычно без наголенников, шлем чаще всего без забрала (необходимо «широко смотреть»: и на врагов, и на свой строй, отслеживая маневр). Вместо наплечников часто — кольчужная пелерина особо плотного плетения. Насчет «неловкого отмахивания скованной доспехами рукой» — это, конечно, фантастика, но ЛОВКИМ оно бывает, когда латы «модельные», идеально пригнаны к фигуре. Ландскнехт такое мог себе позволить не всегда, потому плечевой пояс, где конструкция латного доспеха особенно сложна, порой защищал более архаичной броней.
Продолжив парадоксальные сравнения, скажем: кроме «пулеметной» ассоциации, возникает еще и «пистолетная». Потому что довольно похожим образом и именно в постсредневековые век-полтора норовили проделывать бреши в копейной стене рейтары, атакующие пикинеров или тех же ландскнехтов (для их боевого строя длинная пика уж никак не менее характерна, чем двуручный меч!). Правда, рейтары в таких случаях действовали верхом: шеренга всадников налетает на глубокое построение выставившей копья пехоты, но не врезается в нее (уж больно это опасный противник!), а с малой дистанции, лишь чуть-чуть превышающей длину пик, дает пистолетный залп — и заворачивает коней; так же поступает и вторая шеренга. третья. Четвертая может уже и пойти напролом, если в пехотном строю образуется достаточно приличные бреши.
У пехоты в этой ситуации, разумеется, есть своя контригра. Не говоря уж о том, что для таких-то случаев и существует поддержка других родов войск: хотя бы той же конницы, не обязательно рейтарской. В общем, тут — кто кого переиграет.
Описание всех этих «игр» выведет нас уж слишком далеко за пределы этой статьи. Отметим лишь, что разыгрываются они главным образом на послесредневековой сцене.
Но его предшественники и даже современники вовсе не были столь уж категоричны. Ахилло Мароццо, один из виднейших мастеров XVI в., прославившийся прежде всего искусством шпажного боя, охотно практиковал технику работы и двуручным мечом. А Николетто Джиганти (это не фамилия, а прозвище, заработанное многими годами практики: «Гигант», в смысле — «Непревзойденный», «№1»), ведущий фехтовальщик Венеции начала XVII в., позировал для «рекламной афиши» своей школы не со шпагой, а с двуручным мечом! Да, это был не классический эспадон, а скорее универсальный меч-бастард; но ведь заведение Джиганти называлось «Школа рапирной науки»!
Применим ли двуручный меч в конном бою? В схватке «пеший против всадника» — да (тоже важная сфера его деятельности), в любой другой ситуации — НЕТ. Ряд исследователей предполагал, что эспадон кавалеристы использовали как таранное копье: рукоять — под мышку, ладонь — на рикассо (контргард при этом защищает кисть руки), клинок — вперед. Аз, грешный, и сам развил эту тему в ряде публикаций 1990-х годов, опираясь на французские миниатюры времен Людовика XIII. Но миниатюра, как известно, миниатюрна — всех деталей не различишь. После более полного анализа источников выяснилось: это не двуручный меч держат как копье, это копье размером с двуручный меч— поздний церемониально-тренировочный отпрыск рыцарского копья, выполненный в стиле барокко. Оставшиеся от копейного щитка изукрашенные «финтифлюшки» создают впечатление мечевого контргарда.
Последний вопрос: насколько остр двуручник? Ну, волос на воде, как описывают ирландские сказания, он рубить явно не может (это вообще поэтическая вольность) — но все-таки?
Если рубить с подтягом, то такой край идеален для работы по «мягкому» — мягче железа — материалу. Древку пики, кожаной броне (даже у высокооплачиваемых пехотинцев — не всегда латы), живому мясу — в последнем случае еще и болевой шок обеспечен. При попадании по латной пластине результат хотя и не лучше, но не хуже, чем у эспадона; зато всякие ремни доспешного крепления и матерчатую защиту, создающую «эффект свободно висящей ткани» — извечное проклятье для рубящего прямого клинка! — фламберж рассекает успешно. Рикассо и контргард фламберж имел, но вот за его клинок, будь он свой или вражеский, даже в латных перчатках лучше не хвататься. Ладонная часть у таких перчаток кожаная (стальной она бывает лишь в исключительных случаях, и как раз для мечевого боя такие прикрытия малопригодны), а «бортики» от волнистого лезвия, особенно при подтяжке, не сберегут.
Вообще-то лишь двуручникам такое лезвие прощалось (и то не всегда!). Все же у них оно в основном для честной воинской работы, а не для нанесения «шоковых ран». Зато с теми, кто использовал волнистую шпагу или обычный меч, попади они в плен, поступили бы так же, как поступали в «На западном фронте без перемен» Ремарка с солдатами, штыки которых имели пильчатую спинку. Потому шпаги такого типа предназначались главным образом для «гражданской самообороны» или. для дуэльного поединка (чтоб противник не хватался за клинок а-ля «Роб Рой» — т. е. не роман, а голливудский фильм).
Наконец, САМЫЙ последний вопрос: бытовали ли двуручники у нас? В древнерусском (или, если кому-то угодно, «древнеукраинском») аналоге позднего средневековья?
(Простите за стадиальную несогласованность, но наша хронология хронически сбита: не то что в художественной, но даже и в научной литературе «древнерусскими» называют реалии и эпохи крестовых походов и порой даже времен написания «Дон Кихота»!) Нет. Бастарды изредка проникали — но в боях, видимо, не применялись, играя роль эффектного, престижного, импортного «прикида» (как видим, «новые русские» и в Древней Руси водились). То, что изучено, не несет боевых меток. А эспадоны, фламбержи и пр. — вообще нет, хотя теоретически могли попасть в районы, граничащие с Речью Посполитой (где они тоже были не очень в ходу, даже если ясновельможные паны Сенкевич с Мицкевичем и считали иначе). Из-за татарского колорита войн ХV-ХVII вв. и на Руси, и на Украине была совершенно иная роль пехоты, да и городов как таковых.
К счастью для всех окружающих, Иван Васильевич не присмотрелся к мечу вплотную. Иначе он обнаружил бы на его крестовине латинскую надпись «Honorem meum nemini dabo» («Чести моей не отдам никому») — девиз графского рода Зайн-Витгенштайнов. А навершье рукояти и оковку ножен украшают витгенштайновские гербы. Так что для кого именно этот меч был изготовлен — сомнений не вызывает.
Зная нрав царя Ивана, можно легко предположить, что кому-нибудь из псковитян это наблюдение могло обойтись очень дорого.
Сейчас, став музейным экспонатом, он демонстрируется уже в правильном виде: во время одного из достаточно уже давних осмотров это неправильное монтирование все-таки обнаружили и исправили. Но на эмблемах и в ряде исторических картин мечи, скопированные с псковского экспоната, по-прежнему изображаются «шиворот-навыворот».
Оружие для двух рук
Связался я как-то не так давно с редактором одного издательства, и он мне рассказал, что сегодня, мол, в литературе особенно актуальна тема брутальных мужчин с буграми мышц на руках, ловко орудующих двуручными мечами равным образом, как в прошлом, так и в будущем, а также и в иных мирах. Но вот насколько такой подход исторически обусловлен, это еще вопрос…
Правда и вымысел
Еще одним «двуручным оружием» в то время стала булава. Сначала общая ее длина не превышала одного метра. Поверхность ее «боеголовки» покрывали выступы, чаще всего в форме пирамидок, а саму ее отливали из бронзы и для тяжести заполняли свинцом. Но уже в XIII в. и на Западе, и на Востоке появились совершенно феноменальные по размеру и весу образцы, описанные, например, в турецкой эпической поэме «Данишменд-наме»:
В нем роста больше ста аршин
Столь он высок главой,
Он был сильнее всех мужчин
Сто шестьдесят батманов груз
Был тяжек он, как грех,
Она дарила славы вкус
Страшилище для всех.
И было три шипа на ней,
Батманов сорок каждый…
И он ковал победу с ней
Дитя борьбы отважной…
Конечно, надо понимать, что без литературных преувеличений здесь не обошлось, но в целом описана сама эта булава настолько правдоподобно, что вряд ли автор написал здесь о том, что в реальности вообще не имело прототипа, хотя, конечно, ни один человек подобный груз просто не поднимет!
В то же время известный английский историк Дж. Клементс, изучавший средневековое искусство фехтования, считает, что сугубо рубящие мечи вышли из употребления к 1300 г., а их место заняли клинки, которыми можно было уже и рубить и колоть! В связи с этим увеличилась и длина меча. Например, в начале ХIV в. она составляла 96–120 см, что вызвало и соответствующее удлинение его рукояти.
Новые доспехи — Новые мечи!
Последнее было удобно, так как, сражаясь верхом, рыцарь, как и раньше, держал его одной рукой, но в пешей схватке мог взяться и двумя! Эти мечи называли также седельными, потому что из-за их длины их обычно возили, привесив у седла, а не как обычно на поясной портупее. Ими было удобно доставать до упавших на землю воинов, тем более, что рост лошадей в это время сделался больше.
«Второй меч»
Интересно, что развитие доспехов к началу XVI в. привело и к другим изменениям в вооружении рыцарей. Так, они обзавелись еще и вторым мечом, меньшего размера, с широким основанием и узким треугольным острием. Общая длина такого меча не превышала одного метра, а относительно тонкий клинок был усилен продольным ребром. Теперь рыцарь зачастую сражался сразу двумя мечами: одним длинным, а другим более коротким, что, безусловно, давало ему определенные преимущества в том случае, если у его противника меч был всего один.
Чтобы не потерять меч и кинжал в горячке боя, их стали прикреплять к нагрудным латам длинными цепями, не мешавшим употреблению. Иные носили цепи из золота, чтобы подчеркнуть свою состоятельность. Однако со временем количество таких цепочек увеличилось, так как мечей-то теперь стало уже тоже два, а кроме того, и свой шлем рыцари также начали «сажать на цепь». В результате все эти цепи стали перепутываться друг с другом и, в конце концов, рыцари от них отказались.
Стреляющая диковинка
Страна двуручного оружия
То без чего и меч не меч!
Одним из важных элементов меча всегда являлось навершие на его рукояти, позволявшее ловчее его контролировать, так как служило оно противовесом клинка. Интересно, что форма этих наверший почти всегда определялась модой, и то, что было хорошо для одного столетия, отвергалось в другом. Например, одними из древнейших были навершия в форме «антенн», а позднее тыквы, луковицы или шара. Навершия рукоятей у мечей викингов обычно напоминали… чехол для чайника, а вот в XI–XIII вв. практически все мечи имели навершие в форме американского ореха — парануса! В XIII в. круглая головка только появилась, но зато впоследствии прижилась на рукоятях на целых 150 лет, вплоть до конца первой половины XV в. Исходным элементом ее явился плоский диск, который покрывали накладками из цветного металла, изображая на нем либо крест, либо свой герб, по периметру диска выбивали душеспасительную надпись. Известны и дисковые навершия, внутри которых находились некие святые реликвии, например, волосы, кусочки одежды либо ржавый гвоздь от креста Господня. Такие мечи, разумеется, стоили намного дороже обычных.
В XIV в. оружейники сумели найти еще более выразительную форму круглой головки: сначала за счет выемки по ее периметру, а затем превратив плоский диск в двойной конус. Позднее появились эллиптические навершия, и, наконец, уже на исходе XIV в. — в форме восьмиугольника. Еще позднее в моду вошло навершие в форме «рыбьего хвоста», а в XVI в. оно стало походить на пробку от графина. Интересно, что многие из дошедших до нас восточных мечей навершия вообще не имеют. Связано же это, скорее всего, с тем, что клинки у них были значительно легче, чем у европейских, и, кроме того, восточные воины имели на нем ременную петлю — темляк. Он не давал мечу вырваться из руки во время употребления, но и делал неудобной рукоять с навершием. Интересно, что в наставлении по стрельбе из лука некоего аль-Тарсуси, в XII в. писавшего военные трактаты для самого Саладина, так прямо и указывалось, что «во время стрельбы по противнику меч стрелка должен быть уже обнажен и висеть у него на запястье правой руки… чтобы сразу обратить его на приближающегося врага».
Перекрестия у мечей всегда были больше и длиннее у европейцев, нежели у народов Востока, причем западные оружейники додумались до того, чтобы оснащать перекрестия специальной скобой для указательного пальца. Сначала такая скоба была на перекрестии только с одной стороны, а затем и с обеих.
Загадка Фелчена
Меч под кольчугой и меч на плече
Статья была опубликована в сентябрьском номере журнала «Наука и техника» за 2015 год