такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Антитеза в романе Гончарова «Обломов»

Штольц является антиподом Обломова и как деятель, и как человек,
у которого разум преобладает над чувством.

Агафья Пшеницына является антиподом Ольги Ильинской.
Эти две героини разнятся во всем: по происхождению Пшеницына
стоит намного ниже Ольги Ильинской, не говоря уже
об образовании, чертах характера.
Она не способна ни понимать книги, которые читает
Ильинская, ни петь «Casta Diva», ни глубоко прочувствовать
благородство души Ильи Ильича.
Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него
«походка свободная», речь его приятная, лицо красивое,
за то, что Обломов просто добр к ней.
Пшеницына намного проще Ольги. Но лишь с этой женщиной находит
своё человеческое счастье Обломов.
В доме на Выборгской стороне Илья Ильич живет так,
как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать
намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе,
как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков,
чем писать обличительные статьи, как Пенкин.

Таким образом, Обломов противопоставлен и своим гостям-
посетителям.
Прием антитезы в романе применяется не только по
отношению к героям.
Так, жизнь Ильи Ильича в Обломовке противопоставлена его
жизни в Петербурге.
В детстве Обломов был живым и избалованным мальчиком
(Сон Обломова).
Повзрослев, герой остается избалованным ребенком в душе,
но он перестаёт интересоваться жизнью.
Петербург особенно контрастирует с Обломовкой:
суета городской столичной жизни совсем не похожа на тихую,
сонную, застойную жизнь родного гнезда.
В Обломовке следуют народным традициям, верят в предания,
там навсегда заведен особый распорядок.
В Петербурге все не так: другие, порой жестокие и алчные,
люди, необходимость ходить на службу, писать какие-то
бумаги. Всё это не по душе Обломову.

Весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях.
Это главный художественный приём писателя.
Возможно, поэтому роман поражает яркостью образов,
жизненностью ситуаций, писательским мастерством.

Приём антитезы в романе помогает читателю
понять замысел Гончарова, почувствовать душу героя.
При помощи противопоставления писатель выделяет особенные,
неповторимые черты Обломова, Ольги, Штольца и других
персонажей романа.

Источник

Презентация. Приём антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Описание презентации по отдельным слайдам:

Приём антитезы в романе И. А. Гончарова “Обломов“

И. А. Гончаров – мастер слова Широко использует приём антитезы (стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов) в романе “Обломов”. Противопоставляет героев друг другу чувство и рассудок покой и действие жизнь и смерть

Использование приёма антитезы автором помогает читателю понять замысел Гончарова. При помощи противопоставления писатель выделяет особенные, неповторимые черты Обломова, Ольги, Штольца и других персонажей романа. Обломов уже в самом начале романа противопоставлен своим гостям-посетителям.

Основное противопоставление в романе – Штольц и Обломов. Штольц – антипод Обломова и как деятель, и как человек, у которого разум преобладает над чувством.

Ольга Ильинская противопоставляется Илье Обломову как сторонник деятельного начала.

Агафья Пшеницына – антипод Ольги Ильинской. Две героини разнятся происхождением, образованием, чертами характера.

В романе Гончарова приём антитезы применяется не только по отношению к героям. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке противопоставлена его жизни в Петербурге. В детстве Обломов был живым и избалованным мальчиком. Повзрослев, герой остаётся избалованным ребёнком в душе, но он перестал интересоваться жизнью. Жизнь Обломова в детстве противопоставляется его существованию на Гороховой улице, когда герой уже разочаровался в суете столичной жизни, в службе и хлопотах, связанных с ней. Противопоставляются Обломовка и окружающий мир во сне Ильи Ильича.

Весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях. Это главный художественный приём писателя.

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Номер материала: ДБ-427415

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Смотреть картинку такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Картинка про такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза. Фото такой композиционный принцип как является ведущим в романе обломов антитеза

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Школьное сочинение

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».

У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Источник

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Школьное сочинение

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».

У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *