Название звезды Спика в созвездии Девы в переводе с латинского.
Соцветие, которому не хватает всего одной буквы до гиганта.
«Весь из золота отлит, на соломинке стоит» (загадка).
ИМЯ
ДЕВА
Первоначально он определялся как длина сустава (последней фаланги) большого пальца, в 1324 году, король Англии определил его как «длину трёх ячменных зернышек (вынутых из средней части колоса), приставленных друг к другу своими концами.
У Колосса они были глиняные.
Тонкий заострённый отросток на цветковой или колосовой чешуе у цветка.
Тонкий длинный волос на колосе.
Связка стеблей с колосьями.
БУГРО
«Бисеринка» в пшеничном колосе.
Итальянский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Колосс Родосский», «На несколько долларов больше», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита».
Французский живописец, график XIX века, автор картин «Анжелюс», «Сборщицы колосьев».
В римской мифологии божество, охраняющее урожаи на полях и отвращающее болезни от колосьев.
БАМБУК
Пшеничный колос стал прообразом Останкинской телевышки, цветок одуванчика стал моделью для некоторых высотных конструкций, а какое традиционное растение стало прообразом для третьего по высоте небоскрёба Японии?
Воспаление околосуставных слизистых сумок.
Древнегреческий бог, которому был посвящён знаменитый Колосс Родосский.
Остатки колосьев при молотьбе.
Японский бог рисовых колосьев.
Советский актёр, исполнивший роль Петручио в фильме Сергея Колосова «Укрощение строптивой».
Остатки колосьев при молотьбе.
Травяная колосовидная метелка.
Несколько снопов, поставленных в поле для просушки колосьями вверх и покрытых сверху снопом.
Хирургическая операция: отслаивание ресничного тела от склеры с целью создания искусственного сообщения между передней камерой глаза и околососудистым (супрахориоидальным) пространством.
БЛАГООБРАЗОВ
Советский актёр, исполнивший роль Баптисты в фильме Сергея Колосова «Укрощение строптивой».
ВЫМОЛАЧИВАНИЕ
Процесс выбивания семян или зёрна из колосьев.
ЦИКЛОГОНИОТОМИЯ
Хирургическая операция: рассечение радужно-роговичного угла передней камеры глаза в области трабекулярной сети (кзади от склеральной шпоры) с одновременным отслаиванием ресничного тела от склеры с целью создания искусственного сообщения между передней камерой и околососудистым (супрахориоидальным) пространством.
Колосс Родосский – одно из древних чудес света, украшавших вход в гавань на острове Родос. 2300 лет назад, величественная статуя была построена на греческом острове. Нарекли её Колосс Родосский за свои огромные по тем временам размеры.
Колосс Родосский: краткое описание
Колосс Родосский – знаменитое чудо света, которое было установлено на входе в гавань острова Родос в 304 году до н.э. Во времена античности, остров Родос занимал важную экономическую роль, располагаясь на юго-западе Малой Азии.
Главной город — Родос, носил имя острова и был заложен в 407 году до нашей эры. В 358 году до н.э. остров был завоеван царем Мавсолом, да-да именно тем, в честь кого возведено одно из семи чудес света — мавзолей в Галикарнасе.
Позже, в 340 году до н.э. остров перешёл во владение Персов, а через восемь лет его захватил Александр Македонский. После смерти Македонского, который скончался в садах Семирамиды (ещё одно из семи чудес света), полководцы начали борьбу за право унаследования империи.
Родос поделили на три части, которые достались Птолемею, Селевку, Антигону. Так получилось, что родосцы были на стороне Птоломея, который ещё до этого правил Египтом. Зависть затуманила глаза Антигона и он с помощью своего сына Демитрия пошёл войной на Родос. Огромная армия насчитывающая более 40 000 (больше всего населения острова) солдат обрушилась на стены портового города. Для покорения Родоса была сооружена огромная осадная башня, установленная на шести кораблях!
Но тут Демитрия постигла неудача, внезапный ураган опрокинул конструкцию в воду. Антигон не сдавался и приказал своему сыну построить ещё одну башню-гигант высотой 150 футов и основанием 75 квадратных футов.
Вторая башня несла на себе множество катапульт, солдатов на ней защищали шкуры животных и щиты из дерева. Родосцы и тут не спасовали, вылив кучу нечистот с наружной стороны стены. В итоге огромная башня завязла, так и не добравшись до места назначения. Как раз во время поспел флот из Египта, который отбил атаку Демитрия, обратив его в бегство.
Как создавался Колосс Родосский
Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса — бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э. и длилось двенадцать лет, Колосс Родосский был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.
Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.
Очень часто, на фото Колосс Родосский изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так – статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент.
Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.
Создателем статуи был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы.
Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.
В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти “останки” скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.
В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.
1. Исполинская, громадных размеров статуя, колонна и т.п.
Кто-либо или что-либо, выдающиеся по своей величине, значимости или иным качествам.
1. Исполинская, громадных размеров статуя, колонна и т.п. (устар.). Колосс Родосский (статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса на о. Родосе в 32 метра).
2. перен. О ком-чем-нибудь подавляющем величиной или величием (книжн.). «Колосс двуглавый… Эльбрус огромный, величавый.» Пушкин. Колосс мысли.
Колосс на глиняных ногах о ком-чём-н. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к-рый в пророческом сновидении о конце своего царства увидел истукана, стоящего на глиняных ногах и рухнувшего под ударами камней].
1) Статуя, колонна, обелиск громадных размеров.
[Мы] долго стояли перед колоссами, поддерживающими на плечах высокий подъезд Эрмитажа (Каверин).
2) перен., чего или какой О ком-л. или о чем-л., поражающем своим величием, величиной, значимостью.
Сооружение, а также его часть (колонна, обелиск) громадных размеров.
1. Статуя, колонна, обелиск громадных размеров. К. Родосский. Гранитные колоссы поддерживают высокий подъезд Эрмитажа.
2. (чего). Книжн. Человек, выдающийся в какой-л. области науки, искусства и т.п.; гигант. К. мысли. Колоссы науки.
◊ Коло́сс на глиняных ногах. О чём-л. внешне величественном, но по существу слабом. ● Из библейского рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, видевшем во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах, рухнувшего, когда оторвавшийся от горы камень ударил его по ногам.
1. Статуя, колонна, обелиск громадных размеров.
[Мы] долго стояли перед колоссами, поддерживающими на плечах высокий подъезд Эрмитажа. Каверин, Два капитана.
2. перен.; обычно чего. высок. Человек, выдающийся в какой-л. области науки, искусства и т. п.; гигант.
Колосс мысли. Колоссы науки.
колосс на глиняных ногах
о чем-л. внешне величественном, но по существу слабом (из библейского сказания о вавилонском царе Навуходоносоре, видевшем во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах, рухнувшем, когда камень, оторвавшийся от горы, ударил его по ногам).
Ср. Того колосса. я никак не мог вообразить себе загнанным и смирным.
Тургенев. Степной король Лир. 19.
(книжн. гигант, исполин)
И в их кругу коло́сс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
А. С. Пушкин, Кавказский пленник
Я доставал мосты, рули, колеса,
Но понял я: не одолеть коло́сса.
Назад! Пока машина на ходу.
В. С. Высоцкий, Песня автомобилиста
Сведения о происхождении слова:
коло́сс, гига́нт. У обоих слов под ударением второй слог.
«исполин, исполинская статуя». Через нем. Koloss или франц. соlоssе от лат. colossus из греч. κολοσσός, слова средиземноморского происхождения; см. Гофман, Gr. Wb. 152.
КОЛОСС а, м. colosse m., нем. Koloss <лат. colossus <гр. kolossos большая статуя.
— Гигант, всего на одну букву отличающийся от злакового соцветия.
— Исполин на глиняных ногах.
— Фильм Серджио Леоне «. Родосский».
— Картина Франсиско Гойи.
— Сборник американской поэтессы Силвии Плат.
— Как греки называли большую статую?
крыл. сл. Выражение употребляется, когда речь идет о чем-нибудь величественном с виду, но по существу слабом. Возникло из Библии (Даниил, 2, 31-35), из рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах; камень, оторвавшийся от горы, ударил в глиняные ноги истукана и разбил их (символ его царства, которому суждено разрушиться).
Книжн. Ирон. Что-либо с виду величественное, внушительное, а на самом деле слабое, хрупкое.
Ср. Клеветники, враги России!
Что взяли вы? Еще ли Росс
Больной, расслабленный колосс?
А.С. Пушкин. Бородинская годовщина.
Даниил. 2, 31-34 (сон Навуходоносора).
Выражение употребляется, когда речь идет о чем-нибудь величественном с виду, но по существу слабом. Возникло из Библии (Даниил, 2, 31-35), из рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах; камень, оторвавшийся от горы, ударил в глиняные ноги истукана и разбил их (символ его царства, которому суждено разрушиться).
С французского: Colosse auxpieds d’argiles.
С конца XVIII в. это выражение стало употребляться применительно к России. И как сообщает в своем сочинении «Мемуары, или Воспоминания и анекдоты» (Париж, 1827) французский посол при дворе Екатерины II граф Сегюр, первым так назвал Россию французский философ-просветитель Дени Дидро (1713-1784), посетивший страну (1773-1774) по приглашению Екатерины.
Вспоминая о своем пребывании в России, Сегюр пишет в своих «Мемуарах», что если раньше Россия «была лишь колоссом на глиняных ногах, то этой глине дали затвердеть и она превратилась в бронзу». Такая характеристика России объясняется тем, что воспоминания Сегюра были написаны им уже после поражения наполеоновской армии и взятия русскими войсками Парижа.
В 1830 г., когда во французском парламенте подняли вопрос о вооруженном вмешательстве в русско-польские отношения, многие вновь вспомнили слова Дени Дидро. А. С. Пушкин в стихотворении «Бородинская годовщина» писал:
Но вы, мутители палат,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
Что взяли вы. Еще ли росс
Больной, расслабленный колосс?
Еще ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Западноевропейская печать и позднее широко пользовалась выражением «колосс на глиняных ногах», применяя его для характеристики уже не царской России, а Советского Союза.
Иносказательно: нечто внешне великое, сильное, грандиозное, но на самом деле слабое изнутри, легко уязвимое, что делает всю мощь этого «колосса» призрачной.
сущ., кол-во синонимов: 3
Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон (см. СТРАБОН), «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший (см. ПЛИНИЙ Старший) упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов.
Ср. Колосс Родосский днесь смири свой гордый вид.
Рубан. На памятник Петру I.
Коло/сс этот работы Хареса из Линдоса (306 до Р.Х.) воздвигнут в 280 г. и разрушен землетрясением около 223 до Р.Х.
Колосс Родосский: бронзовый гигант и символ конца эпохи Александра Македонского
Колосс Родосский — огромная, 38-метровая бронзовая статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, воздвигнутая островитянами с Родоса для того, чтобы увековечить память о героической обороне города и отдать дань уважения своему богу-заступнику. Одно из семи чудес света, несмотря на свои внушительные размеры и благородный вид, оказалось самым недолговечным из всех: Колосс Родосский простоял на своих широких могучих ногах у входа в греческий город всего полвека, после чего преклонил колени, но не перед людьми, а перед жестокой стихией, которая буквально предала тело бога Солнца Гелиоса земле. Но это было значительно позже, а началось всё с развала эпохи Александра Македонского.
Нашествие Циклопа на Родос
После смерти великого полководца Александра Македонского в 323 году до нашей эры в империи завоевателя начался «раздел наследства»: сатрапы, полководцы и приближённые к царю с помощью междоусобных войн, заказных убийств и прочих не самых законных методов пытались выяснить, кому достанется самый лакомый кусочек государства. Всё это привело к тому, что в 302 году до н.э. бывший полководец Александра Македонского, Антигон I Одноглазый, прозванный в народе по понятным причинам Циклопом, отправил своего сына Деметрия Македонского с 40-тысячным войском на Родос с целью его захватить и присоединить к своим владениям.
Антигон, конечно, возмутился столь грубому отказу Родоса и послал 40 тысяч человек во главе со своим сыном на осаду острова. Противники македонян тоже были не лыком шиты и имели в своём арсенале хорошую оборону, много провизии, ресурсов и вполне боеспособное войско, которое, правда, было совершенно не готово сдерживать наступление 40 тысяч обученных опытных бойцов. Родосцы пытались «сгладить углы» всеми возможными методами, самый радикальный и самый забавный из них заключался в том, что островитяне воздвигли в центре города две огромные статуи Антигона и Деметрия и, чтобы умаслить захватчиков, поклонялись им как своим царям и богам. Даже посреди осады греки сетовали на досадное недоразумение, уверяя, что с Циклопом остров находится в дружеских отношениях, и что вообще они его подданные и не понимают, почему у берега острова развернулась внушительная наступательная операция.
Однако Деметрий был непреклонен в своих намерениях и настаивал на военном захвате Родоса. Неизвестно, сыграла ли роль врождённая кровожадность полководца или у него просто чесались руки доказать отцу свою боеспособность, но Деметрий Македонский подошёл к осаде ответственно и изобретательно, использовав новейшие военные достижения своей армии. Для начала он закрыл кораблями всё водное пространство вокруг острова, чтобы не допустить подкрепления от союзников Родоса. Потом македонцы высадились на берег и начали планомерно разрушать богатые предместья города: рубили деревья, собирали провизию, грабили население и занимались другими типичными для завоевателей делами.
Для обороны было задействовано всё население города, стоит признать, что родосцы взялись за дело с должным энтузиазмом. Местные меценаты жертвовали собственные деньги для вооружения и укрепления обороны, боеспособное население тренировалось каждый день, ремесленники и инженеры работали над защитными сооружениями и снарядами, даже женщины помогали, чем могли — таскали камни и отрезали волосы на тетиву для луков.
Деметрий же вспомнил о своих инженерных талантах и после нескольких неудачных боевых вылазок начал активно готовиться к осаде. Он выстроил орудия поистине невиданных размеров, начав, однако, всего с двух огромных «черепах», заведомо защищённых деревянными навесами от прямых и метательных атак. На этом он не остановился и построил две осадные башни, высотой превосходившие стены гавани Родоса, напоследок укрепив их частоколом для обороны сооружений со стороны моря.
В качестве дани уважения мужественной обороне греков он даже оставил им на память одну из своих огромных осадных машин. В итоге грекам и македонцам всё-таки удалось заключить взаимовыгодный союз, который обязал родосцев оказывать поддержку Деметрию и Антигону в обмен на свободу города. В результате осады, продлившейся целый год, Деметрий получил прозвище Полиоркет, то есть «Осаждающий», а Птолемея стали звать Сотером, или «Спасителем».
Колосс Родосский — бронзовый гигант во славу Солнца
Чтобы отпраздновать долгожданный триумф над Македонией и заодно восславить Гелиоса, жители Родоса решили продать брошенные Деметрием осадные орудия и на полученные суммы построить огромную статую в честь своего покровителя. Важно отметить, что Гелиоса островитяне почитали не просто так: по легенде, он буквально поднял Родос из морских глубин, чтобы его будущие обитатели могли восхвалять могущество бога Солнца.
Греки поручили изготовить Колосса знаменитому мастеру по скульптуре — Харесу. Он согласился воздвигнуть 18-метрового гиганта из преимущественно глины и бронзы, однако впоследствии родосцы с присущей им гиперболизацией решили, что 18 метров недостаточно, и попросили мастера увеличить высоту в два раза, заплатив также в два раза больше. Харес, будучи скульптором, а не математиком, с радостью согласился, но, как выяснилось, для того, чтобы увеличить статую в 2 раза, требовалось в 8 раз больше материалов, поэтому мастеру, чтобы не упасть в грязь лицом, пришлось занимать колоссальные, как само творение Хареса, суммы у друзей и знакомых.
Недолгий век Колосса Родосского
Бронзовый гигант, на изготовление которого ушло примерно 13 тонн бронзы и 8 тонн железа, простоял на своих могучих ногах очень недолго: чуть больше 50 лет понадобилось стихии, чтобы «спустить» Гелиоса с небес на землю. Колосс Родосский был вынужден преклонить колени перед землетрясением, происшедшим примерно в 225 году до нашей эры. Даже лёжа на земле, гигант поражал своим величием и предсмертным благородством. По утверждениям древнегреческих летописцев, далеко не каждый человек мог целиком обхватить большой палец поверженного Колосса.
Однако Колосс Родосский не погиб бесследно: он не только остался известен современным людям как одно из чудес света, но и нашёл своё перерождение в американской статуе Свободы. Известно, что архитектор вдохновлялся образом Колосса, когда работал над символом независимости США. Внутри совместного произведения Фредерико Бартольди и Густава Эйфеля даже расположена бронзовая табличка с выгравированным на ней стихотворением Эммы Лазарус под названием «Новый Колосс».