таков путь что значит
Путь Мандалора
Путь Мандалора
Верования
Примечательные места, храмы
Путь Мандалора (англ. Way of the Mandalore) — уклад жизни, которого придерживались члены мандалорской культуры. Он включал в себя — защиту других мандалорцев, и ношение шлема всегда. [2] В «Пути» было сказано, что если мандалорец снял свой шлем перед другими, им больше не разрешалось носить его. [3] Мандалорцам, придерживающимся «Пути», следовало говорить «Таков путь». [2]
«Пути» следовало как минимум одно мандалорское племя, находящееся в Анклаве на вулканической планете в период Новой Республики. Когда охотник за головами, известный как «Мандалорец» попал в драку с Пазом Визслой в Анклаве, после того как Визла обвинил его в трусости из-за использования имперского бескара для создания своей брони, кузнец напомнила им обоим про «Путь Мандалора», остановив бой. Немного позже, члены племени спасли «Мандалорца» от членов Гильдии охотников за головами. Несмотря на то, что выдав себя им пришлось переместить Анклав, они помогли ему из-за приверженности «Пути Мандалора». [2]
Когда Омера спросила «Мандалорца» снимал ли он когда-либо свой шлем публично, он заявил, что он никогда этого не делал, так как он следовал мандалорскому укладу жизни. [3]
Это статья-заготовка о мандалорцах. Вы можете помочь Вукипедии, расширив её.
“Таков путь”: фраза из “Мандалорца” стала ответом на все случаи жизни
Пользователи сети подхватили фразу из сериала “Мандалорец”. Они говорят “Таков путь” в любой непонятной ситуации. Точно также, как и представители расы мандалорцев из вселенной “Звездных войн”.
Сериал “Мандалорец” про одинокого охотника за головами стал одной из самых заметных премьер конца 2019 года. Во многом благодаря очаровательному малышу Йоде, который стал героем мемов. Но и сам мандалорец не остался без внимания.
Малыша Йоду добавили в Sims 4. Фанаты завалили им свои виртуальные дома
В середине декабря зрители обратили внимание на фразу “Таков путь” (This is the way). Ее молчаливый мандалорец произносит, когда встречает кого-то из своей расы. Другие мандалорцы тоже используют ее. Это может быть приветствием или возгласом одобрения.
В сети решили, что говорить как мандалорец можно в любой ситуации. Ведь фраза довольно размытая, но звучит мудро и рассудительно.
Ну и куда же без мемов. Например, мандалорских интерпретаций неверного парня и кота в ресторане.
Таков путь. Путь есть таков
Таков путь. Я все сказал
Но малыша Йоду мандалорцу пока не удается затмить. Ведь люди готовы умиляться и репостить любые кадры и отрывки с ним. Особенно пользователей сети очаровало, как маленький Йода пьет чай и жмет на кнопку.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Таков путь». Обзор сериала «Мандалорец»
12 ноября вышел новый сериал «Мандалорец» от Disney+. Шоураннером стал Джон Фавро, а к сценарию приложил руку создатель «Звёздных войн» Джордж Лукас.
Мы посмотрели все восемь эпизодов первого сезона и уже с нетерпением ждём следующий осенью 2020 года. В этой статье мы постараемся разобраться как и почему сериал стал новым культурным феноменом и стоит ли вам его смотреть, если вы не фанат вселенной «Звёздных войн».
Сервис Disney+ наконец присоединился к потоковой гонке и теперь пытается конкурировать с такими гигантами, как Netflix, Amazon, Hulu и остальными.
Если сравнивать его с таким же новичком, как Apple TV+, то Disney+ в гораздо более выгодном положении со своей библиотекой контента прошлых лет и новым хитом — «Мандалорец», который опередил «Очень странные дела», лидировавшие в стриминговом чарте США пять месяцев.
«Мандалорец» стал самым востребованным оригинальным потоковым телешоу в Соединенных Штатах. К сожалению, Disney+ пока не запущен в России, а значит смотреть сериал придётся нелегально. Но мы всё равно рекомендуем это сделать, ведь «Мандалорец» подарил нам «Малыша Йоду» и то, чего так не хватало «Звёздным войнам» — нормального «отца».
Даже если вы не фанат «Звёздных войн» — смотрите
Приступала к этой рецензии максимально осторожно — уж слишком большая ответственность. Есть такие сериалы, которые я сама с удовольствием смотрю, а затем предлагаю о них статьи нашему главному редактору. Так было с недавней рецензией на «Конец ***го мира», например.
Но чаще всего он сам просит написать про какой-нибудь новый сериал. И хорошо, если сериал по комиксам или книге, в которых я разбираюсь. Но на этот раз мне пришлось смотреть «Мандалорца», связанного со вселенной «Звёздных войн», о которой я не знала практически ничего.
Я не росла на ЗВ, поэтому не испытываю к ним эмоциональной привязанности. К тому же, это огромная вселенная, в которой так сразу и не разберешься. Но скажу «по чесноку» — сериал мне понравился.
Возможно, это всё «Малыш Йода» или отсутствие больших ожиданий перед просмотром. А может, и то, и другое. В недельных перерывах между сериями «Мандалорца» я посмотрела почти все эпизоды «Звёздных войн», чтобы подготовиться к написанию статьи. Но, на самом деле, досмотрев сериал до конца, я поняла, что разбираться во вселенной было необязательно.
«Мандалорец» настолько хорош, что для его просмотра вам не нужна специальная подготовка. Хотя, благодаря ему, вполне может проснуться желание изучить вселенную в подробностях.
Связь с общей вселенной
Спустя пять лет после «Возвращения Джедая», принесшего поражение Императора Палпатина, мир приспосабливается к падению Галактической Империи и стремится построить Новую Республику.
«Мандалорец» показывает подвиги одинокого охотника за головами на задворках галактики. Его очередным заданием становится ребёнок, которого необходимо передать в руки приверженцев Империи. Но Мандалорец решает нарушить кодекс, рискует своей жизнью и средствами к существованию, чтобы защитить Дитя.
Теперь он становится целью охотников за головами.
Кто такие мандалорцы
Сериал как раз раскрывает такой ранее неизученный аспект вселенной ЗВ, как культуру мандалорцев.
Наиболее известные по фильмам мандалорцы — Джанго Фетт и его сын-клон Боба Фетт. Мы не знаем, связаны ли они с гордой мандалорской традицией, или только носят мандалорскую броню. В «Звёздных войнах» этим персонажам и народу в целом не уделили достаточно экранного времени.
Известно, что, мандалорцы — это народ, в котором состоят представители многих рас, пожелавших примкнуть к их вере и следовать «пути». Мандалорцы приобрели непревзойдённую репутацию воинов, которые могут бросить вызов даже джедаям.
По мере того как Республика расширяла своё присутствие на Мандалорианском Пространстве, мандалорцы разделились на кланы и стали замкнутой, подпольной религией воинов, следуя традициям и мечтая вновь появиться наверху, чтобы вернуть себе законное место военачальников.
К одному из мандалорских кланов и принадлежит наш главный герой. Он скрывает своё настоящее имя, поэтому все зовут его просто Мандо. Он не снимает шлем, потому что такова часть культуры клана — они вообще не снимают шлемы, что было явно упомянуто в третьем эпизоде . Но это не значит, что он никогда не снимет шлем в будущем.
В конце концов, это телешоу, и главный актёр должен в какой-то момент показаться зрителям. Тем более, что на главную роль взяли не кого-нибудь, а Педро Паскаля, известного по таким сериалам, как «Игра Престолов» и «Нарко».
Тем не менее, шлем позволяет персонажу сохранять свою таинственную ковбойскую индивидуальность.
Малыш Йода, который не Йода
Если раньше самыми милашными персонажами ЗВ были эвоки из того же «Возвращения Джедая», похожие на мишек-тедди, а затем порги, появившиеся в «Последних Джедаях», то теперь Дитя, или в народе «Малыш Йода», перенял их эстафету.
Пока все ласково называют его «Малыш Йода», Фавро держит интригу и не раскрывает настоящее имя персонажа.
Так же и Джордж Лукас никогда не раскрывал происхождение Магистра Йоды — культового персонажа «Звёздных войн», на которого похож малыш.
Ребёнок вполне может оказаться сыном (дочерью?), клоном Йоды или представителем той же, предположительно очень могущественной, расы (ведь Йода был одним из сильнейших джедаев). Но об этом мы узнаем в следующих сезонах «Мандалорца».
Новый Дарт Вейдер?
Джанкарло Эспозито, наиболее известный по роли Густаво Фринга в сериалах «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» на этот раз играет такого же хладнокровного злодея — Моффа Гидеона, бывшего высокопоставленного члена Империи, но появляется на экране только в двух финальных эпизодах.
Цель Гидеона — восстановить порядок в суматохе галактики. Это обеспечивает его потенциальную мотивацию — организовать похищение «Малыша Йоды» и извлеч его генетический материал для создания нового Императора.
Что в итоге
Есть ощущение, что первые три эпизода «Мандалорца», прямо как классическая трилогия ЗВ, представляют собой цельную историю с завязкой, кульминацией и финалом.
А вот следующие три эпизода выглядят немного неуместно. Одна из них напоминает какого-нибудь «Доктора Хауса», когда каждую серию главный герой решает новую сложную задачу, но основная сюжетная линия практически не двигается. Другая похожа на «Отряд самоубийц» и просто раздражает. И только к шестому эпизоду сериал вспоминает, с чего начался, выравнивается и выдаёт достойное завершение. Режиссёром финального эпизода стал Тайка Вайтити.
Эпизоды выходили раз в неделю, как в старые добрые времена, поэтому у зрителей было время обсуждать, придумывать разные теории и мемы. И это одна из причин, почему «Мандалорец» стал новым культурным феноменом.
Вторая причина — ностальгия. На ней построен и сюжет в стиле классических вестернов, и визуал с использованием аутентичных переходов между сценами и настоящих кукол вместо CGI.
Если вы фанат «Звёздных войн», сериал напомнит, за что вы их любите. А если вы никогда их не смотрели, то вам обязательно захочется это сделать.
После спорного восьмого эпизода «Звёздных войн» фанаты и не надеялись, что Disney сможет создать что-то достойное. Судя по отзывам, девятый эпизод «Скайуокер. Восход», вышедший 19 декабря, тоже никого не порадовал.
А вот «Мандалорец» смог-таки полюбиться как фанатам, так и не фанатам ЗВ, несмотря на мелкие недостатки. Так что идите и смотрите «Мандалорца».
«Таков путь…»: какими вышли первые два сезона «Мандалорца»?
Где-то между первой частью перезапуска «Звездных войн» и фильмом о Хане Соло нервы поклонников, и особенно ветеранов, не выдержали. Интернет наполнился негодованием в сторону шоураннеров новой трилогии. Стоит отметить, что «желтые земляные червяки» в адрес команды, пытавшейся реанимировать вселенную далекой-далекой Галактики, были самыми мягкими высказываниями со стороны фэнов. А потом…
А потом Джон Фавро сотворил настоящее чудо, доказав: совершенно необязательно слепо следовать модным трендам, равно как ожиданиям модернизации франшизы, и что старые-добрые вестерны всегда дадут хорошую отдачу от зрителей. Если, конечно, отнестись к зрителям с уважением. И к зрительницам, само собой, тоже.
Как же так вышло, и что же хорошего есть в сериале, о третьем сезоне которого заявлено еще в процессе съемок второго? Попробуем разобраться.
Падение новой трилогии
Когда старик Лукас продал Disney права на «Звездные войны», фанаты напряглись. Когда корпорация заявила о перезапуске, поклонники засопели, но дальше стало хуже: пришло распоряжение офиса об отмене канона.
Канона, включавшего в себя расширенную вселенную, игры, Войны клонов, Трауна, юужай-вонгов и новую академию джедаев, созданную Люком. Это если вкратце. Если же говорить более объемно, то не хватит и пяти полновесных статей и куда лучше расскажут книги, в том числе легшие в основу этого самого канона. Например, легендарная трилогия про адмирала Трауна, которую мы уже упомянули выше.
Одна из величайших франшиз пополнилась первым фильмом о похождениях Рей, обладающей неимоверной тягой к Силе, штурмовика-сантехника Финна, имевшего странную тягу к лихачу-истребителю По Дэмерону, самого По Дэмерона, близняшек-ветеранов Скауокеров, разбавили «Тысячелетним Соколом» и его капитаном. И…
Получилась дырка от бублика. «Что ж пошло не так?!», — воскликнули в офисе Disney, видя, как сборы второй и третьей части скукоживаются до половины миллиарда первой, и почему-то не сумев понять, что поклонники саги:
— Не желают наблюдать «прокачку» Рей, полностью копирующую историю Люка, но еще более сжатую по времени. И дело вовсе не в негативе феминистической составляющей героини, а в ее лютейшей мэрисьюшности.
— Не готовы воспринять совершенно глупых персонажей Джона Бойеги и его подружки также адекватно, как, к примеру, Лэндо Кальриссиана. И дело даже не в отвратительной актерской игре, а в идиотизме и ненужности персонажей.
— Не нуждаются в новом дроиде-колобке, если рядом пылится старый-добрый R2-D2, умеющий жечь напалмом всегда, когда дело того стоит.
— Не имеют расположенности к истеричной версии Дарта Вейдера, сыгранной приличным лицедеем Драйвером раздражающе и отталкивающе.
Не говоря о повторах, заимствованиях и попытках заново рассказать историю, начатую в далеком 1977-ом и продолженную в 1999-ом самим Лукасом.
Именно по этим, а также сопутствующим причинам, оказались ненужными приличные пиу-пиу-эффекты космических битв, Сноук, очередные Звезды Смерти, ревущий Чубакка, обещанные фильмы проекта «Легенды», равно как ушастые крикуны-порги и алмазные лисицы из второго фильма перезапуска.
И вот тут, в минуты творческо-финансового кризиса, неожиданно постигшего далекую-далекую Галактику, Джон Фавро сотворил чудо. Просто вывел на сцену беспроигрышный вариант с человеком в ведре, малышом-Йодой, великолепно-культовым кораблем «Лезвие бритвы» и вернувшейся бесконечной вселенной. Обожаемой и любимой вселенной, с ее Дальним Рубежом, многорасовостью, простотой и остальным, являющимся душой далекой-далекой Галактики.
Дин Джарин, Мелкий, валькирия-штурмовик и остальные
Как частенько бывает с оценками, выстроенными на принципах анализа сетевых обсуждений и совершенным игнорированием ожиданий оригинального фэндома, маркетологи Disney ошиблись. Но не ошибся Джон Фавро, талантливейший ремесленник Голливуда, знающий и понимающий чаяния подлинных поклонников «Звездных войн».
Кредит доверия Фавро был велик, как и подобает режиссеру «Железного человека», запустившего миллиардные сборы вселенной по комиксам Marvel. Два первых фильма, снова сделавших Роберта Дауни-младшего звездой, стали тому доказательством и Фавро получил полный карт-бланш. И, как говорится, к счастью. Потому как этот бородач, одинаково очаровательно снимающий что спасение мира миллионером-гением-филантропом, что добро-семейного «Повара на колесах», знал – как сделать красиво.
Мир Звездных войн огромен. Он раскрывался Лукасом постепенно, поражая поклонников новыми планетами, расами и государственным устройством каждой. Кусочки пазла, порой показанные мимолетно, складывались в прекрасную картинку, увлекающую поклонников. И именно этой глубины оказалась лишена новая трилогия, сосредоточившаяся на сражениях, превозмоганиях и «страшных» тайнах из прошлого. Фавро пошел первым путем.
Мир мандалорца другой. Он неторопливый, показывающий нам как знакомые, так и новые уголки Галактики, напоминая зрителям о прошлом очень аккуратными мазками. Такими же, как на Джакку, с ее следами недавних битв, только более атмосферными.
Фавро вернул нам Татуин, тот самый старый-добрый Татуин, с его тускенами, бантами, угловатыми опреснителями и обязательной кантиной. Песчаную планету, более всего напоминающую классический Дикий Запад, каким, по сути, он и является. И эта взаимосвязь «Звездных войн» с вестернами, превращенная Фавро в основную фишку сериала, оказалась отличным ходом.
Эталонный персонаж?
Мандалорец, «человек-цинковое ведро» по мнению С. В. Лукьяненко, идеальный герой вестерна. Такой же, как стрелок-блондинчик Иствуда из «Долларовой трилогии». Он немногословен, суров, харизматичен, имеет свой кодекс чести, как нельзя лучше укладывающийся в суровое воспитание воина Мандалора, и тем самым притягателен. Так же, как вычеркнутые из канона и крайне популярные республиканские коммандос-клоны.
А главный герой, как не крути, есть половина успеха любого фильма. Если же за его спиной имеется трагедия детства, показанная нам полностью, раскрывающая нелюбовь к дроидам, но не натягиваемая как сова на глобус ради изломанного характера, то протагонист привлекателен вдвойне.
Именно эта трагедия раскрывает привязанность мандалорца к спасенному малышу-Йоде, мелкому прожорливому пакостнику, являющемуся основным генератором умиления сериала. И, одновременно, главным стержнем, позволяющим распутывать интриги и тайны постепенно, как клубок. Закончившаяся четвертая серия уже подарила нам новую петлю интриги, равно как довольное «у-у-у, фак йе-а-а» при виде «Звездного разрушителя» Моффа Гидеона.
Так что, да, главный герой сериала, мандалорец не по рождению, а по призванию, скрывающий лицо, имеющий принципы с правилами и опасно-неумолимый, как T-1000 — антагонист из «Терминатор 2: Судный день», вот это и есть одна из слагающих успеха. Не говоря о его корабле, полноценно принявшем эстафету любви с обожанием от «Миллениум Фалькон».
Грамотный подход к второстепенным героям
В сериале имеется темнокожий, не вызывающий отторжения как по роли в сюжете, так и по исполнению, ведь это сам Карл Уэзерс, в молодости мерявшийся бицепсом с трицепсом с самим стариком Арни, когда им выпало встретиться в «Хищнике». Сам Уэзерс, бивший морду Рокки.
Также в нем можно заметить поклон в сторону мультикультурализма, обязательный в современном кинематографе. Здесь даже тускенские рейнджеры Татуина, до того известные исключительно как бандиты, оказываются суровыми кочевниками, нужными людям не менее, чем человеческая помощь самим тускенам. Не знаем, что сказал бы на это магистр Кеноби, живший на Татуине почти четверть века, но…
В сериале, и это правильно, хватает отличных женских персонажей. Они не вызывают отторжения своей навязанной «харизматичностью», как вышло, к примеру, с перезапуском «Охотников на привидений». Здесь каждая героиня на своем месте, от хозяйки рем-мастерской до принцессы Мандалора из мультсериала «Войны клонов». Oт ожидающей нас впереди (да побыстрее бы. ) Асоки Тано и до… и до Кары Дюн, сыгранной самой Мисс Конвикшн из женских боев без правил.
Да-да, женское лицо боев ММА, Джина Карано, совершенно не умеющая играть в кино, оказалась в сериале на своем месте. Снимись вместо нее нордическая валькирия Ронда Роузи или горячая латиноамериканская Перл Гонсалес, все сложилось бы иначе. Но именно Джина Карано, регулярно собирающая критику из-за прыгающего веса, милаха Карано со своими карими очами и улыбкой, стала той самой сильной героиней с железной волей и добрым сердцем, которая подобному сериалу просто необходима.
Подводим итоги
Шоураннеры оказались полностью правы, назначив Фавро рулить «Мандалорцем». Он смог воссоздать атмосферу «тех самых» историй о далекой Галактике, пусть и вызвав неодобрение простотой сюжета и, временами, откровенной везучестью героя. Но, как показали результаты, поклонник легко простят и легкий налет Марти Сью у самого мандалорца, и отсутствие масштабных сражений в космосе, и малое количество пасхалок, простят, если получат возвращение в любимую вселенную.
Рецепт оказался простым: попробуй полюбить мир Лукаса и тогда все получится. И не нужно будет добавлять черной краски повстанцам, как было в великолепном «Изгой-Один», и не стоит воскрешать Дарта Вейдера, как было там же, и не надо заострять внимания на игральных костях над панелью управления «Сокола». Нужно просто отыскать необходимый баланс между ожиданиями, понятным сюжетом и раскрытием новых локаций. И все получится.
Особенно, когда на ведущие роли приглашены актеры и актрисы, не блещущие гипер-известностью и не примелькавшиеся своими появлениями в тех самых сериалах, не говоря о кинолентах. Актеры и актрисы, получившие прекрасный шанс и его, этот шанс, использующие.
Кому-кому, а Педро Паскалю прекрасно известно, как популярность сериала влияет на твою собственность. Этот актер сыграл Красного Змея Дорна в третьем сезоне «Игры Престолов». Его герой погиб, но харизматичность, излучавшаяся им с экранов увлекла Паскаля дальше, от второго «Кингсмена» и до роди мандалорца Дина Джарина, пусть и ходящего в шлеме.
И в этом свете куда иначе воспринимается введение той самой не-до-джедайки расы тогрута, что сперва бесила всех тру-фэнов своим появлением в анимационных «Войнах клонов», а потом, появившись в «Повстанцах», вызвала, наоборот, приятную ностальгию. И, да, речь о той самой Асоке Тано, ждущей нас впереди.
А учитывая Розарион Доусон, исполнившую эту роль, прекрасную Розарио Доусон, умеющую играть и обладающую ярчайшей внешностью, можно сказать уверенно – актерский ансамбль сериала, равно как его сюжетные линии, ожидает отличное пополнение.
Важную роль, кстати, сыграет факт, часто считающийся немного грустным. Почему? Все просто: что Асока, из падавана Энакина ставшая беглянкой, превратившейся в одинокую героиню борьбы с Империей сразу после Приказа 66, что сама Розарио, уже не девочки. В нынешнем случае это как раз плюс самому сериалу.
И, конечно, свою роль в успехе «Мандалорца» сыграли как отличная музыка Людвига Горанссона, так и скетчи эпизодов, идущие фоном к финальным титрам каждого эпизода. Ну, давайте, насвистите в голове главную тему приключений «мандо». Получилось? Еще бы, ведь «таков путь…».
Пока сериал приближается к еще не скорому экватору, нам с вами дополнительно можно насладиться всей широтой далекой-далекой Галактики благодаря книгам. А они у нас, друзья, имеются.
Таков путь. Что общего у Майка Джеймса с героем «Мандалорца» и почему он не нужен ЦСКА
Опальному американскому защитнику не место во вселенной Димитриса Итудиса.
Во вторник ЦСКА победил на выезде «Зенит», благодаря этому квалифицировался в плей-офф Евролиги, но новость оказалась зажата меж двух других событий, которые четко дали понять: в ближайшем будущем московской баскетбольной команде не стоит ждать легкой жизни.
Выезду в Питер предшествовал домашний матч с УНИКСом, главным итогом которого стал очередной публичный конфликт с участием главного тренера ЦСКА Димитриса Итудиса и ключевого игрока команды защитника Майка Джеймса. После разговора на повышенных тонах разыгрывающий отправился в раздевалку и на площадке больше не появлялся.
Позже пресс-служба клуба сообщила о проблемах защитника с желудком, а сам Джеймс упомянул, что сдавал тесты на COVID-19, но все это было скорее данью стандартам дипломатии, нежели правдой. Тем более на следующее утро клуб сообщил, что Джеймс отстраняется от участия в матчах команды на неопределенный срок, а затем уже президент ЦСКА Андрей Ватутин высказался исчерпывающе: ситуация превратилась в один неразрешимый конфликт, уладить который, к сожалению, не представляется возможным.
Уже после матча с «Зенитом», в котором Джеймс не принимал участия, появилась новость, что ЦСКА достиг устной договоренности с защитником «Жальгириса» Марюсом Григонисом, об официальном переходе которого будет объявлено летом. Что касается Майка Джеймса, то на данный момент в ЦСКА ожидают прибытия агента игрока с целью решения вопроса о выходе из действующего трехлетнего соглашения, подписанного в начале этого сезона.
Во всей этой ситуации можно порадоваться разве что за Григониса, да и то с натяжкой, ведь перспектива карьерного роста еще не дает гарантий карьерного роста как такового. Все остальные — Итудис, ЦСКА и Джеймс так или иначе оказались в проигрыше.
Греческий специалист, чей контракт заканчивается этим летом, показал, что умение искать компромиссы — не самая сильная из его сторон, и, отстранив Джеймса, окончательно дал понять, что берет всю ответственность за это решение на себя. Его фраза «иду на войну только с теми, кто уважает партнеров», после игры с «Зенитом» подчеркнула жирной линией и без того всем известное: пока Итудис тренирует ЦСКА, в команде действует принцип «мой путь или никакого пути».
Подобные ценности могут нравится или нет, но давайте честно — сколько можно насчитать реальных претендентов на место Итудиса (фантастику типа прихода Желько Обрадовича не предлагать), особенно сейчас, когда состав фактически собран под его модель игры. Команда серьезно обновилась, вошла в новый цикл, и даже если проведет неудачный сезон, тратить еще один год на реформации и адаптацию — не самая дальновидная стратегия. Итудис жесток, честолюбив, не безупречен в селекции новых игроков, но он дает результат, и менять его сейчас значит затевать эксперименты в период, когда от успешности ЦСКА в прямом смысле будет зависеть, не останется ли клуб на улице.
Эпопея с ликвидацией УСК ЦСКА, туманные перспективы дальнейшего обитания клуба, сокращение спонсорских соглашений, потеря немалой части дохода от (не)посещаемости в ходе пандемии… И вот сейчас «бонусом» расторжение немаленького трехлетнего контракта игрока, который в идеале определял стратегию команды на ближайший цикл.
Вряд ли нас кто-нибудь посвятит в тонкости процесса переговоров с Джеймсом и его представителями, но Андрей Ватутин уже сейчас говорит, что на его памяти это самый сложный сезон для клуба со времен 2010-го, когда ЦСКА пришлось расставаться с тренером Душко Вуйошивичем по ходу сезона. Тогда команда не попала в Топ-16 Евролиги. В этом году результат уже лучше, но для ЦСКА, как известно, есть только один приемлемый показатель успешности сезона, и расставание с лучшим снайпером команды и одним из ярчайших баскетболистов Европы явно не усиливает шансы команды на победу в «Финале четырех».
Джеймс не останется без работы и не останется без денег, и оба эти факта для него, скорее всего, решающие. На днях защитник «Вашингтон Уизардс» Рассел Уэстбрук высказал весьма любопытную мысль: «Чемпионство для меня ничего не значит. Я не думаю, что оно изменит что-то в моей жизни. Знаю игроков, которые стали чемпионами, но не имеют и половины того, что есть у меня. Мне не нужно становиться чемпионом. Я стал чемпионом, когда пробился в НБА».
Имеющий на все свою точку зрения экстраверт Майк Джеймс руководствуется аналогичными принципами — эдакий гипертрофированный западный карьеризм, который смотрится диковато в европейских реалиях. Расставание с ЦСКА лишь упрочит и без того одиозную репутацию Джеймса, который, например, на днях сказал, что скорее закончит карьеру, чем уедет играть в чемпионат Китая.
Европейские гранды не особо рискуют делать ставку на индивидуальное мастерство одного исполнителя, особенно когда это сопряжено с дополнительными условиями и рисками. Есть и исключения, но посмотрите на Шейна Ларкина в «Эфесе» и на Майка Джеймса. Ларкин, который живет с обсессивно-компульсивным расстройством, обрел в Турции спокойствие, нашел свою команду и настолько проникся культурой страны, что принял ее гражданство — играть за сборную его уговаривал лично президент Реджеп Эрдоган.
Джеймс — игрок и личность, которая представляет прежде всего свои интересы вне зависимости от того, майку какой команды он носит. Для него важно, чтобы его индивидуальность была увидена и услышана, и для этого он делает все как на площадке, так и за ее пределами. Сам Майк это прекрасно понимает и признает, что ни за что не хотел бы тренировать такого баскетболиста, как он.
Обсуждение политики Евролиги, мнение об отношениях других клубов к их игрокам, ультимативный тон персональных пожеланий, конфликты в раздевалке — всё это идет в комплекте с индивидуальным баскетбольным мастерством Джеймса, его умением завершать матчи и атаковать из любых положений. Игрок такого уровня не останется невостребованным, уверен, тот же «Панатинаикос» будет не против вернуть защитника, который однажды играл за них, а страстные греческие болельщики будут только за.
Майк — эдакий «Мандалорец», вечно блуждающий элитный наемник-одиночка, который живет по собственному своду правил и законов. Его этика и понимание того, что справедливо и как должно быть, преобладают над реальностью, в которой существуют элитные баскетбольные институты с их ценностями. Звучит кинематографично и даже отчасти романтично, но только не в том случае, когда в режиссерском кресле сидит Димитрис Итудис.