такое явление в международной миграции рабочей силы как утечка умов выгодно
Ответы к тесту: Использование труда иммигрантов
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Уровень заработной платы между странами не выравнивается даже при условии полной юридической свободы миграции рабочей силы по причине:
Выберите правильный ответ:
[неверно] государственного регулирования заработной платы;
[ верно ] наличия экономических и неэкономических издержек международной миграции рабочей силы;
[неверно] инфляции в стране-реципиенте;
[неверно] дефицита государственного бюджета страны-донора.
Тестовый вопрос: Такое явление в международной миграции рабочей силы, как «утечка умов», выгодно:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] стране-реципиенту;
[неверно] не выгодно ни стране-донору, ни стране-реципиенту;
[неверно] стране-донору и стране-реципиенту в равной степени.
Тестовый вопрос: Государственное регулирование международной трудовой миграции в развитых и развивающихся странах направлено на:
Выберите правильный ответ:
[неверно] полное запрещение гражданам одной страны выезжать на работу в другие страны, если выплата заработной платы происходит на территории иностранного государства;
[неверно] ликвидацию любых ограничений для приема иностранных работников на территории своей страны, если они согласны работать за более низкую зарплату, чем граждане данной страны;
[ верно ] использование выгод и снижение издержек международной трудовой миграции для экономики конкретной страны;
[неверно] обеспечение полной свободы миграции рабочей силы.
Тестовый вопрос: Если страна специализируется на экспорте рабочей силы, то выезд граждан для работы за рубежом для ее экономического развития:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] выгоден;
[неверно] не выгоден;
Тестовый вопрос: Иммиграция иностранной рабочей силы для страны-реципиента дает:
Выберите правильный ответ:
[неверно] только выгоды;
[неверно] только издержки;
[ верно ] как выгоды, так и издержки;
[неверно] выгоды только государственному бюджету.
Тестовый вопрос: Набор работников для работы за рубежом имеют право осуществлять:
Выберите правильный ответ:
[неверно] только государственные министерства и ведомства;
[неверно] только частные коммерческие фирмы;
[ верно ] государственные министерства и ведомства, а также частные коммерческие фирмы, которые получили от государственных органов лицензию на осуществление этого вида деятельности;
[неверно] любые предприниматели без специального разрешения.
Тестовый вопрос: Развитие легальной международной трудовой миграции:
Выберите правильный ответ:
[неверно] способствует проникновению в страны-доноры современных технологий производства, особенно связанных с деятельностью малого бизнеса;
[неверно] влечет за собой увеличение отставания страны-донора от развитых стран по уровню использования современных технологий и повышения уровня квалификации рабочей силы;
[ верно ] способствует более рациональному использованию трудовых ресурсов в мировой экономике;
[неверно] препятствует рациональному использованию национальной рабочей силы.
Тестовый вопрос: Использование труда иммигрантов обусловлено:
Выберите правильный ответ:
[неверно] наличием безработицы в стране-реципиенте;
[ верно ] стремлением использовать более дешевую и неквалифицированную рабочую силу в определенных нишах рынка труда;
[неверно] стремлением получить выгоду от использования квалифицированной рабочей силы;
[неверно] международными обязательствами страны.
Тестовый вопрос: Иммиграция рабочей силы – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] выезд трудоспособного населения из страны за границу;
[ верно ] въезд трудоспособного населения в страну из-за границы;
[неверно] принудительное перемещение рабочей силы из страны;
[неверно] выезд трудоспособного населения из страны в зарубежную туристическую поездку.
Тестовый вопрос: «Утечка умов» как одна из форм международной миграции рабочей силы:
Выберите правильный ответ:
[неверно] выгодна для государственных финансов страны-донора;
[ верно ] выгодна для государственных финансов страны- реципиента;
[неверно] не выгодна для научных учреждений страны-реципиента;
[неверно] выгодна для квалифицированных специалистов страны-реципиента.
Тестовый вопрос: Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено:
Выберите правильный ответ:
[неверно] различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса;
[неверно] различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами;
[ верно ] углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации;
[неверно] политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей.
Тестовый вопрос: Успешному развитию процессов международной экономической интеграции способствуют:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] сходный уровень экономического развития стран;
[неверно] большие различия в уровне жизни стран;
[неверно] общие границы;
[неверно] общность социальных и экономических проблем.
Тестовый вопрос: Таможенный союз предполагает:
Выберите правильный ответ:
[неверно] только существование единого таможенного тарифа для всех стран-участниц;
[неверно] существование единых условий для перемещения капиталов и рабочей силы между странами-участницами;
[ верно ] свободное перемещение товаров и услуг между странами-участницами, а также единый таможенный тариф и единую внешнеторговую политику по отношению к третьим странам;
[неверно] снятие таможенных барьеров для перемещения товаров и услуг, а также капиталов и рабочей силы между странами-участницами союза.
Тестовый вопрос: Наиболее развитой интеграционной группировкой является:
Выберите правильный ответ:
[неверно] Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА);
[неверно] Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
[неверно] Содружество независимых государств (СНГ);
[ верно ] Европейский Союз (ЕС).
Тестовый вопрос: Европейский Союз представляет собой на современном этапе развития:
Выберите правильный ответ:
[неверно] таможенный союз;
[ верно ] общий рынок;
[неверно] экономический и валютный союз;
[неверно] зону свободной торговли.
Тестовый вопрос: Общая валюта стран Европейского Союза, введенная с 1 января 1999 года, – это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] евро;
Тестовый вопрос: В зону действия евро на 1 января 2006 года входят все страны ЕС:
Выберите правильный ответ:
[неверно] без исключения;
[неверно] кроме Великобритании;
[неверно] кроме Великобритании, Дании, Швеции;
[ верно ] кроме Великобритании, Дании, Швеции и новых стран, принятых в 2004 г.
⚑ Успей сделать заказ со скидкой!
Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!
Мировая экономика и международные экономические отношения
Тема 8. Международная миграция трудовых ресурсов
1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.
2.Основные направления международной миграции.
4.Регулирование международной миграции.
1. Международная миграция трудовых ресурсов
1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.
2.Основные направления международной миграции.
4.Регулирование международной миграции.
1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.
Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.
Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
— работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
— профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
— нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
— переселенцы — это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.
Причины миграции рабочей силы:
1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:
а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка
б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;
в) структурная перестройка экономики.
г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.
— Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.
— Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является «утечка умов» (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.
Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
— достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
— иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;
— временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
— иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;
— иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.
Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
— происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
— провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
— иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
— экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;
— экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;
— при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
— теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.
Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
— Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.
— Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.
— Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).
— Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.
Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.
Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.
Международная миграция рабочей силы
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.
Миграция рабочей силы в современном мире
Сущность международной миграции
Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления — международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эм игр аци ей понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под имм играци ей — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации— возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Теории международной миграции
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.
Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.
В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.
В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.
Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.
Основные центры притяжения миграционных потоков
По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли — на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990—1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. — почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.
Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600—700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.
Страны-доноры
Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70—80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.
За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием — 1,5 млн человек. В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.
Регулирование международной миграции
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна — к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая — к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, — 140 тыс. человек в год.
В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.
Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств.
Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами — участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные — по отношению к третьим странам.
Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран — первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны — члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны — участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.
Регулирование внешней миграции в России
Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. Еще Верховным Советом СССР был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» от 20 мая 1991 г. (вступил в силу 1 января 1993 г.), предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и явившийся правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Все граждане страны в соответствии с данным законом имеют право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные преступники. 22 декабря 1992 г. Верховный Совет РФ своим постановлением подтвердил легитимность этого союзного закона на территории России. Новый закон, регулирующий данную сферу жизни общества и конкретизирующий некоторые положения союзного закона, был принят Государственной Думой РФ 18 июля 1996 г. (вступил в силу 15 августа 1996 г.).
В целях регулирования миграционных потоков в Россию, а также регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты Указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти Указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России. Так, по некоторым оценкам, в 1998 г. на территории России про-, живали без соответствующего оформления до 4—4,5 млн лиц, прибывших из стран дальнего зарубежья.
Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.
Россия в мировых миграционных потоках
Тенденции эмиграции из России
Вопреки алармистским прогнозам конца 80-х гг. выезд из России граждан на постоянное место жительства не стал массовым, хотя и достаточно заметным — среднегодовая численность эмигрантов в 1990—1997 гг. в страны дальнего зарубежья составила в среднем 100—105 тыс. человек (в 1997 г. — 85 тыс. человек). Помимо эмиграции в дальнее зарубежье весьма масштабным является выезд из России в другие страны — члены СНГ и государства Балтии. За период 1990—1997 гг. число выехавших в эти страны составило почти 3 млн человек (149,5 тыс. человек — в 1997 г.). Эти цифры не включают выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживают более 300 тыс. выходцев из стран — членов СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе.
Десятки тысяч наших сограждан работают таким образом в Венгрии, тысячи — в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживают несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило России ежегодную трудовую квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией — по 500 человек. В 1992— 1998 гг. Российская Федерация заключила двусторонние договоры в области международной трудовой миграции с Вьетнамом, Китаем, Польшей, Словакией, Чехией, Финляндией, ФРГ, Швейцарией, Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией и Украиной.
Согласно официальным данным численность российских граждан, трудоустроенных за границей при посредничестве Федеральной миграционной службы, составила в 1996 г. 12 тыс. человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры.
Исходя из уже проявившихся миграционных тенденций, а также принимая во внимание внутриэкономические и социально-экономические процессы, происходящие в России, можно утверждать, что эмиграционный потенциал страны еще не исчерпан. В частности, продолжается традиционная этническая эмиграция: в России проживает около 270 тыс. евреев, более 500 тыс. немцев, часть из которых имеют стремление к воссоединению с «исторической родиной» или национальными общинами в развитых странах Запада. Вместе с тем в последние годы этническая эмиграция из России и других стран — членов СНГ заметно сокращается. На первый план выходит экономическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х гг. возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.
Проблема иммиграции в Россию
Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 1997 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине — 11,4 млн человек, или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн — в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн— в Белоруссии, около 800 тыс. — в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. По официальным оценкам, число уже выехавших из бывших советских республик русских или русскоязычных граждан превысило за период 1990—1997 гг. 6,6 млн человек. По официальным данным, в 1998 г. число зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 1192 тыс. человек. Общий потенциал репатриантов составляет 4— 6 млн человек. По оценке Института ООН по проблемам разоружения, подготовившим доклад о тенденциях миграции в Европе, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР к 2016 г. уменьшится на 15—30%.
Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба.
Последствия международной миграции кадров
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.
Последствия для принимающих стран
О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах — тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами.
Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.
Последствия для стран-доноров
Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.
Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш — 4% ВВП, для Ямайки — более 5, для Пакистана — более 3, для Шри Ланки — 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны.
Последствия для России
С учетом изложенного опыта следует относиться и к проблемам внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7—10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.
Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых — 4,5 тыс. человек). Доля выехавших из страны ученых за 1985—1997 гг. составила не менее 2—3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.
Несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), чрезмерных поводов для алармизма нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы. Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги, финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), соответствующих интересам как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.
Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. — вынужденных переселенцев и в 1993 г. — беженцев) возросло до 1,2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран — членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.
Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами — членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.
Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.
1. Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.
2. Правовая база современных миграционных процессов отражает тенденцию не только к экономическому либерализму и открытой экономике, но и к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
3. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.
4. Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран — членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Направить эти процессы в цивилизованное русло призвано законодательство России и международные соглашения в этой области.
5. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран — участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.
Международная миграция рабочей силы
Эмиграция
Иммиграция
Международные мигранты
Беженцы
Принимающие страны
Репатриация
Вопросы для самопроверки
1. В чем сущность и главные причины международной миграции рабочей
силы? 2. Какова правовая база процесса международной миграции рабочей силы и
3. Что представляют собой современные мировые миграционные потоки?
4. Каковы тенденции и причины эмиграции из России?
5. Каковы тенденции и причины иммиграции в Россию?
6. Что говорит мировой опыт о последствиях международной миграции рабочей силы?
7. Каковы социально-экономические последствия эмиграции из Российской
8. Что на практике означает для России массовая иммиграция (репатриация)