такое мастерство позволяет вжиться в роль 9 букв
Система Станиславского
Даже если вы совсем не симпатизируете театру, вы скорее всего слышали, как в каком- нибудь фильме ( или даже мультфильме) герой важно произносит «Я работаю по Станиславскому «, после которой все начинают смотреть на героя с уважением и трепетом.
Что же это за метод такой, и почему он так популярен?
В 1897 актер, режиссер и потомственный фабрикант Константин Сергеевич Станиславский (носивший тогда еще свою реальную фамилию Алексеев) с театральным педагогом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко решили организовать свой собственный театр, выбрав радикально иной подход к организации и постановке спектаклей.
В их Московском Художественном Театре актеры репетировали в комфортных условиях и получали приличные деньги. Для создания реалистичных постановок предпринимались целые этнографические экспедиции с поисками и скупкой ценностей и бытовых предметов старины. Если актерам нужно было играть ночлежку, они отправлялись в ночлежку реальную, где старались запомнить повадки и специфические жесты ее обитателей.
«На дне» в постановке МХТ, Станиславский в роли Сатина (в центре)
Последние годы он посвящает написанию масштабного труда, описывающего его виденье собственной «Системы» стилизованное под дневник ученика собственной студии, но успевает закончить только первый том «Работа актера над собой в творческом процессе переживания».
Книга вышла в 1938, уже после смерти автора.
К счастью, к тому моменту «по системе» было воспитано уже несколько поколений актеров и режиссеров, которые в полной мере на практике освоили ее принципы, и продолжили бережно передавать и накопленные знания.
Тогдав поисках контроля над непослушными эмоциями Станиславский и обнаружил, что качество его игры напрямую зависит от того, насколько конкретно он представляет предлагаемые автором обстоятельства и на сколько понимает логику действий своего персонажа. Если удавалось сыграть все логично и правдоподобно, то необходимые переживания рождались сами собой. Так из попыток понять играемого персонажа и его жизнь и родилась «система»
Оправдание и Виденье
Сквозное действие и Цель
Тренинг актерских качеств.
Так же, будучи остро внимательным к партнеру по сцене и происходящим на ней событиям я с одной стороны, начинаю больше верить в реальность играемой ситуации, а с другой стороны, на меня перестает давить и пугать внимание зрительного зала.
Помимо этого актеру необходимо отдельно работать над развитием голосовой и пластической свободы и выразительности.
Урок 4. Искусство переживания и искусство представления
В том, что К. С. Станиславский был гением, сомнений быть не должно. Иначе стали бы люди во всех странах, где бывал с гастролями его театр, раскупать за 2-3 месяца до начала билеты на спектакли, идущие на русском языке? Секрет успеха здесь во многих факторах, но не последнее место в нём занимают краеугольные камни созданной великим педагогом системы – искусство представления и искусство переживания, отказ от одного в пользу другого и в то же время баланс между ними.
Зрители, знакомые с сюжетом лишь по программке и в большинстве своём незнающие язык, заполняли огромные залы, чтобы посмотреть на представление, на то, как работают на сцене актёры, как вживаются в роль и передают эмоции.
Содержание:
В данном уроке мы и поговорим об этих технологиях актёрского мастерства, постараемся показать их максимально просто и понятно для всех интересующихся, а также дадим рекомендации и упражнения на развитие собственного искусства переживания и представления.
Искусство переживания и искусство представления как методы актёрского творчества
Игра актёра может быть реализована через 3 технологии: ремесло, искусство представления и искусство переживания.
Ремесло – это внешнее проявление внутренних чувств; готовый штамп, на основе которого любой зритель может понять, какую эмоцию хочет изобразить актёр. К примеру, абсолютно ясно, что хождение из угла в угол, суетливость, повышенная жестикуляция, частая смена позы выдают в человеке в зависимости от контекста волнение, нетерпеливость, нервозность.
Искусство представления – воспроизведение готовых чувств, шаблон, внешний рисунок роли. Суть техники в том, что в процессе работы над собой, самостоятельных занятий и репетиций, актёр переживает настоящие эмоции, запоминает их и на основе этого создаёт форму их проявления. Во время спектакля он использует эту готовую форму.
Искусство переживания – техника, когда актёр каждый раз испытывает настоящие чувства, находит внутреннюю мотивацию и объяснение действий своего персонажа и «переживает» их «здесь и сейчас».
По сути, искусство представления и искусство переживания, как два основных течения, являются противоположными методами. К. С. Станиславский их впервые чётко разделил и проанализировал, что имело большое влияние на развитие актёрского мастерства в дальнейшем. Они – основы конструкции его системы, означавшей реформу театра. Исследователи указывают, что на момент создания теории (начало 20 века) театр находился в упадке, зрители постепенно теряли к нему интерес.
Перед режиссёрами и актёрами стояла дилемма, рождённая конфликтом подходов. Дело в том, что в театральных кругах шел спор относительно сущности игры артиста и того, какой должна быть её природа: рациональной или эмоционально-вдохновлённой. Заслуга Станиславского в решении этого противоречия состоит в том, что он разработал комплексный подход, включающий оба взгляда. Он критиковал представление за ремесленнический подход, но и, несмотря на возвышение переживания как показателя актёрского искусства, был уверен в их взаимосвязи.
В искусстве представления подлинность переживания образа важна лишь раз или несколько – для того, что выработать механическую форму для их повторения. Очевидно, что в таком случае игра лишена непосредственности и импровизации, что держит зрителя в меньшем напряжении и воздействует на него слабее, чем переживание, но в то же время бывает более выразительной и эффектной. Выбор между двумя тенденциями диктуется характером пьесы, отдельных составляющих постановки и, кроме того, стилем и предпочтениями актёра.
Таким образом, однозначно провести линию в разделении театрального искусства на виды можно лишь условно, при игре же на сцене хороший актёр должен уметь чередовать элементы переживания с элементами представления. По этому поводу К. С. Станиславский писал: «Все три указанных направления нашего искусства (переживание, представление и ремесло) существуют в их чистом виде лишь в теории. Действительность не считается ни с какими классификациями и перемешивает актёрскую условность с подлинным, живым чувством, правду – с ложью, искусство – с ремеслом…».
Искусство переживания или как вжиться в роль
Искусство переживания – умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции своего героя и воссоздать их подлинную сущность на сцене. «Цель искусства переживания заключается в создании на сцене живой жизни человеческого духа и в отражении этой жизни в художественной сценической форме». Переживание является одним из главных атрибутов правдивой игры.
Если актёр владеет этим искусством, значит, он умеет испытывать подлинные чувства во время игры на сцене, а зритель ему верит. Этого нельзя достичь лишь за счёт ремесла и репетиций, хотя они и призваны помочь вжиться в роль.
Развитие способности к переживанию – сложный путь, пролегающий через оттачивание мастерства внешних и внутренних техник актёра. Он наиболее полно, и, в то же время, тонко завязано на его творческих дарованиях. Для создания истинного переживания ему нужны максимальная концентрация, созидательность, склонность к пониманию не только художественной силы персонажа, но и его человеческой природы. Это те профессиональные качества, без которых не обойтись.
Чтобы достичь этого, актёру нужно пройти в своей работе над ролью несколько творческих этапов. Уже во время первого чтения пьесы и знакомства с образом, он должен стараться воссоздать предлагаемые автором (режиссёром) обстоятельства роли, понять и поверить в них. Это необходимое условие для дальнейшего рождения истины переживаний самого артиста.
Предлагаемые обстоятельства изучаются через детальный анализ внутренних и внешних условий жизни роли, через определение отношения самого артиста к событиям пьесы, через его способность оживить героя своим творческим воображением. Чтобы лучше всё понять, нужно мысленно перенестись в самую гущу событий и постараться представить их максимально реальными. Описанное словами это может показаться несложной задачей, но на деле для её решения нужна долгая тренировка физической и психической техники. Но без этого не обойтись, ведь актёр должен знать (а если они не изложены подробно – выдумать) все обстоятельства, в которых находится его персонаж. Без их знания эмоции будут выглядеть наигранными и незаконченными.
Для удобства определения и последующей работы с предлагаемыми обстоятельствами предложена такая классификация:
Вид предлагаемого обстоятельства: место действия, время действия, образ действия.
«Круг» предлагаемых обстоятельств: малый, средний, большой.
Далее предлагаем рекомендации, которые помогут вам быстрее принять нужный образ.
Рекомендации, как вжиться в роль:
1 | Помните как в детстве, просмотрев мультфильм или фильм, мы играли, воображая себя его героями? Это полезный актёрский приём. Готовясь к роли, сделайте подборку книг и фильмов, где главные персонажи имеют что-то общее с вашим образом. Читая или просматривая их, старайтесь не только профессионально оценивать игру, но и внутренне переживать за героя, ставить себя на его место. |
2 | Многие писатели, как и другие деятели искусств, часто ищут вдохновения в реальности. Ч. Диккенс, очаровал английских читателей своей манерой – правдивыми образами, списанными из жизни. Он просто выходил на улицы Лондона и наблюдал за всем: выговором извозчиков, поведением посетителей булочных и аптек, обычными прохожими, и переносил это на бумагу. Актёр должен поступать точно так же. Лишь общаясь с реальными людьми в реальных жизненных ситуациях, можно понять настоящую жизнь и создать её на подмостках. |
3 | Говоря о качествах хорошего актёра, мы указывали, что он должен быть честолюбив. Без старания, искреннего желания сыграть роль отлично, а не «отбыть номер», вызвать даже подобие жизненных эмоций будет трудно. Нужно по-настоящему захотеть этого |
4 | Не бойтесь критики. Попросите друзей оценить вашу игру, запишите своё выступление на камеру и просмотрите спустя какое-то время, определяя насколько хорошо или плохо у вас получается. На этом основании вы поймёте, чему стоит уделять больше внимания. |
5 | Часто волнение вызывает ступор и мешает проявить эмоцию или, наоборот, гиперболизирует её проявление. Учитесь справляться с этим |
6 | Переживание и представление взаимообусловлены. В. Э. Мейерхольд утверждал, что биомеханика важнее внутренних переживаний. Поэтому старайтесь имитировать движения, манеру говорить, быт, стиль одежды своего персонажа. Детальнее поговорим об этом ниже. |
Также мы предлагаем вам несколько упражнений для освоения данного навыка:
Упражнение 1. Чтобы лучше понять, как всё вышеописанное действует на практике, можно обратиться к достаточно простому упражнению на предлагаемые обстоятельства, которые практикуют все театральные студии. Суть в том, чтобы «поставить» себя в выдуманную ситуацию и детально её проработать. Обычно условия задаёт партнёр, но не запрещается это сделать и самому. Представьте, например, следующее: вы узнали, что завтра вас призывают на фронт. Есть один вечер, чтобы собраться, завершить все дела, сходить проститься с любимой девушкой. Продумайте логику своих действий, их практическую наполненность, чувства. После проанализируйте действия и чувства.
Выполняйте эти упражнения регулярно, и результат не заставит себя долго ждать. А мы идем дальше.
Искусство представления
Целью искусства представления является «создание жизни человеческого духа и отражение этой жизни в художественно-сценической форме». Так же, как и в случае с искусством переживания, задача стоит в создании достоверного и правдивого чувства, но достигается она по-другому. Переживание означает чувство «здесь и сейчас», во время как самостоятельной работы и репетиций, так и спектакля, а представление – отточенный навык, чувство, пережитое ранее и отшлифованное до совершенства, своеобразная заученная форма. Её актёр и воспроизводит на сцене.
Таким образом, главные принципы и отличия искусства представления заключаются в следующем:
A | Актёр живёт на сцене повторными чувствами, реализуя их через техники и средства выразительности; |
B | Переживание является недостаточно сильным художественным средством, которое, к тому же, трудноуловимо для зрителя; |
C | Воссоздание подлинного чувства на сцене является натурализмом, а не искусством. |
Здесь ни в коем случае не должно сложиться впечатление, что последователи школы представления отстаивают искусственность, что артисты этого направления не переживают и не стремятся к воссозданию естественности бытия. Это неверно. Вот как описывал ситуацию Станиславский: «Роль переживается артистом однажды или несколько раз для того, чтоб подметить внешнюю, телесную форму естественного воплощения чувства.
Благодаря остроте двигательной (мышечной) памяти, свойственной людям нашей профессии, артист запоминает не самое чувство, а его видимые внешние результаты; не самое чувство, а форму, им создаваемую; не самое внутреннее душевное состояние, а телесное двигательное ощущение, его сопровождающее; не самое душевное переживание, а его физическое воплощение».
Другими словами, артисты этого направления также стремятся пережить и понять подлинное чувство, но не каждый раз, когда играют роль, а лишь на репетициях, и в количестве достаточном для создания устойчивой формы представления о внешнем выражении чувства. Выступая перед зрителем позже, они обращаются уже не к самому чувству, а к механике его проявления.
Делается это потому, что практики школы представления уверены в интимности природы человеческого чувства, которое публично не проявляется в его первозданном виде, а значит, не может быть истинным. Подлинное переживание возможно лишь наедине с собой, во время уединённой репетиции. Публичное творчество не способствует правдивости эмоций в силу несовершенства «архитектуры, акустики театра, волнующих и рассеивающих условий публичного творчества и прочих препятствий, убивающих живое чувство на сцене».
Также данная уверенность рождается из нежелания копировать действительность в театре, для которого натурализм чужд, поскольку не имеет ничего общего с возвышенностью искусства. Задача режиссёра и актёров не в фотографировании будничной жизни и передаче её нюансов на сцене. «Искусство, по мнению второго направления, должно быть лучше, красивее самой скромной природы, оно должно исправлять, облагораживать действительность. В театре нужна не самая подлинная жизнь с ее реальной правдой, а сценическая красивая условность, эту жизнь идеализирующая».
Из подобных убеждений родился «условный театр» и биомеханика В. Э. Мейерхольда. Он был уверен, что внутреннее перевоплощение всецело зависит от перевоплощения внешнего, что чувство вторично, поскольку лишь умению правильно найти и создать в мельчайших деталях позу, жест, интонацию, подчиняется восприятие образа зрителем и финальный успех представления.
Искусство представления всецело зависит от мастерства, с которым актёр овладел основными навыками и средствами выразительности (сценическое движение, сценическая речь и публичное одиночество, эмоциональная память и др.). Рекомендации по их развитию ищите в тематической рубрике блога. Практические упражнения также собраны в отдельных статьях:
И в качестве итога приведём слова, которыми заканчивалась книга К. С. Станиславского «Работа актёра над собой»: «Только знать систему – мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры. Певцам необходимы вокализы, танцовщикам – экзерсисы, а сценическим артистам – тренинг и муштра по указаниям «системы». Захотите крепко, проведите такую работу в жизни, познайте свою природу, дисциплинируйте её, и, при наличии таланта, вы станете великим артистом».
Действительно, в жизни, в отличие от театра, мы не можем постоянно муштровать и репетировать. Поэтому, чтобы совершенствовать собственное искусство переживания и представления, нужно не только следовать собранным рекомендациям и выполнять отдельные упражнения, но и смотреть на мир как актёр, постоянно наблюдать, расширять эмоциональный кругозор и запоминать свои ощущения.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В следующем уроке мы поговорим на тему сценической речи.
Как актерское мастерство помогает в жизни
Замечали, что те ваши друзья и знакомые, кто в детстве баловался игрой в школьном театре или даже выступал в городском, чаще более успешны, раскрепощены и легко коммуницируют с другими людьми? Это неспроста. Занятия актерским мастерством значительно влияют на личность человека и его уверенность в себе. Не каждому нужно становиться профессиональным актером, но точно каждому эти навыки пригодятся в обычной жизни.
В статье рассказываем, как актерские навыки помогают в разных сферах жизни — карьере, бытовых ситуациях, отношениях с близкими. К каждому «плюсу» актерского мастерства даем советы — как развить навык с помощью специалистов или самостоятельно.
С самого детства Дамир представлял себя героем каждого просмотренного фильма или прочитанной книги. Чуть позже понял, что сможет стать кем захочет, благодаря актерской профессии. Сейчас более 5 лет работает актером.
В достижении целей опирается на дисциплину и внутренний голос. Не перестает учиться у профессионалов, старается анализировать свою работу и делать выводы из критики. Ценит в других прямолинейность, честность и старается развивать эти качества в себе.
Наши страхи часто становятся препятствиями на пути к успеху — иногда они основаны на неуверенности в себе, иногда — являются плодом детских травм. Так или иначе, они мешают нам во взрослой жизни — мы боимся публично выступать, просить повышения, отстаивать свое мнение перед начальством или позволяем другим людям, от работника банка до врача, грубить нам так, будто бы такое отношение — норма. Виной всему — страх. Его надо преодолевать.
Занятия актерским мастерством даже на базе маленькой театральной студии помогут научиться справляться с неуверенностью в себе — каждый выход станет не только выходом на сцену, но и из зоны комфорта.
Раскрытие творческого потенциала — важная часть жизни любого человека. Творчество — это не только рисование, пение, танцы. Это скилл созидания.
Люди с развитым творческим потенциалом часто успешнее в карьере — они придумывают нестандартные решения и демонстрируют креативный подход к задачам. Это помогает совершать открытия, делать прорывы в карьере, эффективно устраивать быт, да и вообще находить выход из любой ситуации, благодаря гибкости ума.
Актерское мастерство помогает развить эти навыки естественным путем — мозг ищет подходящие решения для каждой роли, «раскачивается» в процессе игры, настраивается на креатив.
Умение правильно и грамотно говорить — преимущество по жизни. Это значительно помогает как в работе (можно продвинуться по карьерной лестнице и стать руководителем, научиться классно презентовать собственные идеи, финализировать итоги проектов и т. д.,), так и в обычной жизни.
Но не менее значимый навык, который развивается благодаря практике актерской игры, — это умение слушать.
Людей, умеющих слушать собеседника, иногда даже меньше тех, кто умеет только говорить. Симбиоз этих двух качеств помогает достигать успеха в любой ситуации, где имеет значение человеческий фактор, так как выслушать (= понять ситуацию) и грамотно ответить (= решить ситуацию) — половина пути к позитивному решению проблемы.
Управление эмоциями — сложный навык, особенно для экспрессивных людей, но и его можно натренировать. Актеры, для идеального воплощения своих ролей, учатся изображать эмоции своих героев, уводя на второй план свои собственные.
Такой скилл помогает быть собранным в жизни — не давать волю гневу, когда это не нужно, не бояться выражать радость или любовь, плакать в тех ситуациях, когда это необходимо для сохранения своего ментального здоровья или сдерживаться, когда не хочется показать слабость.
Техника глубокого дыхания
Метод подходит как для экстренного приведения эмоций в порядок, так и для последовательного глубокого самоанализа.
Сядьте ровно и начните глубоко дышать по схеме: считайте про себя до четырех, затем делайте глубокий вдох через нос. Снова считайте до четырех и на последний счет делайте глубокий выдох через нос. На втором подходе подключите ноги — на вдохе приподнимайте левую ногу, на выдохе — правую. Повторите 4−5 подходов. По окончании упражнения оцените свое эмоциональное состояние.
Как актерские навыки помогают в обычной жизни
Давайте представим, что вы пришли на интервью, чтобы устроиться на работу: перед этим долго готовились, учили искрометные фразы, читали гайды по языку тела и искали подходящую одежду – провели все вечера перед зеркалом. И как назло – тревога, нервозность, недружелюбный человек в строгом костюме. Сразу сбивается речь и забываешь нужные слова, сидишь в неуверенной позе, а одежда больше не кажется комфортной и презентабельной.
Этих и других подобных вещей (и не только на собеседовании, но и во множестве других жизненных ситуаций) можно избежать, если знать, как использовать в жизни актерские навыки. Поставленная сценическая речь позволит уверенно звучать, размеренно и четко говорить, а развитый эстетический вкус подскажет, какая одежда лучше подойдет для интервью. Даже разволновавшись, можно выразить положительные эмоции, а лучше и не волноваться – главное развивать психологическую устойчивость. Этому мы учим на нашем онлайн-курсе по актерскому мастерству: с теорией, практикой, обучающими видео и интересными заданиями. А в этой статье давайте разберемся подробнее с самыми важными навыками актера и возможностями их применить.
Ключевые актерские навыки: для чего их использовать
Существует множество навыков, которыми располагают актеры: от умения вживаться в роль и импровизировать до креативности, четкой дикции и раскрепощенности. Посмотрим на самые важные из них с практической точки зрения:
Актерским навыкам везде можно найти применение, другое дело – как-то освоить их. Разберемся, как можно самостоятельно натренировать каждое из перечисленных умений (кстати, узнать, в каких профессиях необходима сценическая речь, подробнее разобраться с эстетическим вкусом и понять специфику всех ключевых навыков можно в нашей статье «Навыки актера, которые пригодятся каждому»).
Как освоить актерские навыки?
Давайте посмотрим на рекомендованные упражнения для практики актерских навыков и разберемся, как можно тренировать эти умения с помощью ресурсов 4brain. В конце концов, вы сможете успешно применять навыки в жизни – мы также рассмотрим приемы, которые предлагает актриса Джейн Марла Роббинс в своей книге об актерских техниках, и научимся эффективно их использовать.
Вжиться в роль и выразить эмоции
Чтобы научиться хорошо передавать эмоции и поддерживать нужный образ, обратимся к технике якорения, основанной на нейролингвистическом программировании:
Узнать подробнее о технике якорения и найти еще 14 методик по управлению эмоциями можно в третьей части нашего тренинга по актерскому мастерству.
Прием. Техника якорения основана на такой вещи, как эмоциональная память. В своей книге Роббинс уделяет этой особенности мозга большое значение – и вот как ее можно использовать на примере актрисы:
«Бьющиеся о скалы волны придают мне ощущение живости, силы и безопасности. Настоящие ли это волны или воспроизведенные по памяти. Другими словами, звуки бьющихся волн, запах соленого морского воздуха, вид пены – все эти чувственные вещи заставляют мое тело вести себя так, будто я и вправду у океана, так это или нет. И это просто чудесное ощущение.
Для меня это способ контролировать свое тело, вместо того, чтобы быть зажатой, несчастливой или напуганной. Мне нравится ощущать расслабление, силу и воодушевление. Так что в тех ситуациях, когда имеют место быть убогость и напряжение, я просто воссоздаю те волны на противоположной стене – и это все, что мне нужно, чтобы хорошо провести время».
Для каждой эмоции можно подобрать соответствующий стимул, который ее вызовет. Можно поэкспериментировать с этим самим или для начала взять пример с Джейн и ее бьющихся волн.
Выразительно говорить
В хорошо поставленную сценическую речь входят правильная артикуляция, четкая дикция, выдержанные дыхательные паузы и выразительная интонация. Посмотрим, какими упражнениями можно улучшить дикцию:
Все задания на тренировку сценической речи, в том числе для интонации, дыхания и артикуляции, можно найти в пятом уроке по актерскому мастерству.
Прием. Чтобы ничего не мешало полностью раскрыть вашу отработанную речь, изучим прием «Замена». Он связан с эмоциональной памятью, и его смысл в том, чтобы заменять любые мешающие предметы на что-то радостное и безопасное в вашем сознании. Рассмотрим это на примере Линды.
Линда боялась свиданий вслепую: каждый раз она сильно напрягалась, не могла сказать ни слова и волновалась, что не понравится своему собеседнику. Так что она решила прибегнуть к «Замене»: любые цветы на столе ресторана она заменяла своими любимыми фрезиями, вместо шумной музыки она представляла Колыбельную Шумана, а запах хлеба на подносе приобретал аромат ее свежеиспеченных булочек.
Использовав все эти хитрости, Линда чувствовала себя как дома: она могла быть собой и не волноваться, что вся ее жизнь зависит от одного свидания. «Замена» – универсальный прием. Вспоминайте про него всегда, когда нужно разрядить обстановку и создать себе комфортные условия.
Уверенно двигаться
Станиславский считал сценическое движение самым главным средством внешней техники актера. Разберем упражнения на развитие координации:
Все тренировочные практики по развитию сценического движения можно найти в нашей статье «Сценическое движение».
Прием. Для того, чтобы свободно двигаться перед людьми, нужно чувствовать себя раскрепощенно. Воспользуемся такой методикой, как «Пародирование персонажа», в оригинале – Playing a Character. Эта практика хорошо подходит для многих ситуаций: от театрального выступления до свидания и знакомства с новыми людьми.
Все, что нужно – это взять на себя роль определенного персонажа или образа. Чтобы чувствовать себя привлекательной и чарующей девушкой, можно представить образ Мадонны, а если нужно немного подурачиться, то стоит прикинуться псом Гуфи. Подойдет любой персонаж.
А чтобы лучше войти в роль, ответьте на вопросы: «Какая у него походка? А манера разговора? Какая осанка и движения руками? Улыбка широкая и открытая, или наоборот закрытая?» Чем конкретнее вы представляете поведение своего персонажа, тем лучше.
Все запомнить
Актеры тренируют память, чтобы быстро и эффективно запоминать свои сценические реплики, песни, монологи. Но хорошая память пригодится всем и каждому, в любой ситуации: вспомнить номер начальника, вовремя поздравить с днем рождения друга и не забыть купить молоко в магазине.
Вот некоторые рекомендации по тренировке памяти:
Все практические рекомендации, способы запоминания и интересная теория по теме памяти находятся в статье «Как тренировать память». А еще есть мнемотехники.
Прием. С хорошей памятью к хорошему реквизиту – и да, это опять не про сцену.
Как повествует Роббинс, актриса Джоанна Майлз во время съемок одного фильма удивительным образом плакала каждый раз, когда ей подавали сигнал. Как только камеры немного сдвинули, она потеряла эту возможность. Все дело в том, что оборудование закрыло собой ручку какого-то красного дивана, видневшегося Джоанне. Можно предположить разное: возможно, когда-то на таком диване весело смеялась ее бабушка, а может, на похожем диване случилось что-то трагическое. Но факт остается фактом: актриса была эмоционально связана с этим предметом, и он заставлял ее плакать.
Для повседневной жизни, где нет камер и красных диванов, можно найти, например, камень – какой вам понравится. Подержите его в руке, сфокусируйтесь на этом маленьком предмете в своей ладони. И если вы услышите какую-то мысль, какую-то идею, – свой внутренний голос, – то носите этот камень с собой, в кошельке, сумке или где-то еще. В моменты напряжения и тревоги вспоминайте про него – должно стать легче, если вы направите внимание на предмет, с которым эмоционально связаны.
Выработать вкус
Эстетический вкус – понятие довольно абстрактное и субъективное. Вот несколько общих рекомендаций по его развитию:
Но самый действенный способ улучшения эстетического вкуса – это тренировать насмотренность.
Прием. Правильно подобранная одежда – залог успеха. Экспериментируйте с одеждой: светлыми и темными цветами, разными фактурами и тканями. Можно начать со шляпки (так, кстати, и сделал Харрисон Форд для роли Индианы Джонса – и это стало его фирменной фишкой в фильме), а можно подобрать себе целый наряд. Найдите вещи, в которых вы будете чувствовать себя уверенно и красиво – тогда вас запомнят, а вы произведете хорошее впечатление.
Обрести дзен
Вот несколько признаков того, что стоит поработать над своим ментальным здоровьем:
Если что-то из этого списка свойственно вам, советуем пройти нашу программу по психической саморегуляции: за 6 недель обучения и 25 уроков вы научитесь адаптироваться к стрессовым ситуациям, контролировать эмоции, регулировать внимание; освоите техники управления своей мотивацией, методы физиологической саморегуляции и еще много других полезных вещей.
У всех актерских навыков есть практическое применение. Отработав эти навыки, больше можно не волноваться ни о собеседовании, ни о свидании, ни о презентации, потому что все получится. Теперь, вернувшись на интервью, не будет беспокойства о его результате, как и об исходе свидания, чтении лекции или выступлении на сцене – главное помнить, что весь мир – театр, а мы всего лишь актеры в нем. Все зависит от того, как мы сыграем свою роль.
Желаем успехов в освоении актерских навыков и удачи в применении их на практике!