такими не становятся такими рождаются
Ни один человек не является особенным. И это очень хорошо
Почти всех людей можно поделить на две группы. Члены первой группы считают себя не такими, как все – потому что они симпатичнее, умнее или, наоборот, чем-то хуже других. Во второй группе остаются люди, которые не считают себя особенными, но хотели бы ими быть. Но смысл жизни заключается не в том, чтобы быть особенным человеком. Скорее он в том, чтобы совершать неординарные поступки. Именно об этом нам и рассказывает Джон Вестенберг, австралийский блоггер и основатель маркетингового агентства Creatomic.
Мне всегда хотелось думать, что я не такой, как другие люди. На основании наличия способностей к рисованию, а также умения писать статьи и общаться с людьми, я считал себя на голову выше всех в этом мире.
Всё остальное не имело бы никакого значения, если бы я был лучше, чем другие люди. Если бы я смог как-то выделиться, если бы я оказался в некотором смысле избранным.
Возможно, жить стало бы гораздо легче. Мой интеллект помог бы мне стать идеальным предпринимателем и начать самый правильный бизнес-проект в самое подходящее время.
Я мог бы стать знаменитым и быстро разбогатеть. Как же это здорово – быть не таким, как все.
Очень непросто было смириться с тем фактом, что я совсем не особенный и никогда таким не стану, и что во всех отношениях я являюсь абсолютно нормальным и вполне стандартным человеком.
Почти всех людей можно поделить на две группы. Члены первой группы считают себя не такими, как все – потому что они симпатичнее, умнее или, наоборот, чем-то хуже других. Во второй группе остаются люди, которые не считают себя особенными, но хотели бы ими быть.
Я встречал много разных людей. Среди них были как богатые, так и бедные. Я знаком с математическими гениями и с людьми, не окончившими даже среднюю школу, а также с преуспевающими бизнесменами, лидерами, и измотанными шлифовальщиками с завода.
Знаете, чем все они похожи?
Каждый из них родился, прожил какое-то время и в будущем обязательно умрёт.
Но никого из них нельзя назвать исключительным. Ни один из моих знакомых не являлся более или, наоборот, менее особенным, чем я, или вы, или любой другой живущий на земле человек.
Одни люди удовлетворены своей жизнью, а другие не очень, но это не делает их необычными.
Некоторые из них вызывают вдохновение, в то время как другие влачат жалкое существование, но это никак не связано с их внешним видом или со способностью произносить умные речи.
Потому что такой вещи, как исключительность просто не существует. Люди не рождаются особенными. Никому не предначертано судьбой стать миллионером или гениальным изобретателем, никто не рождается для того, чтобы основать успешную компанию, такую, как Netscape и Microsoft, или создавать шедевры искусства, или спасать жизни людей.
Люди не рождаются особенными. Они просто делают необычные вещи.
Люди используют случайно полученные возможности, чтобы сделать что- невероятное. Они упорно трудятся, стараются изо всех сил и время от времени выигрывают.
Они делают что-то особенное, например, пишут программы или помогают жертвам насилия. Летают в космос. Кормят бедных. Создают стартапы. Подвергают сомнению привычный порядок или бросают вызов власти. Они создают приложения для iPhone, пишут книги, а также воспитывают детей.
Они способны это делать не потому, что родились особенными, а потому, что много работали, старались и не останавливались на полпути.
Чем мне это нравится? Почему я рад тому факту, что каждый из нас является обычным средним человеком? На то есть причины. По сути, их только три:
Ни у кого нет большего права на успех, чем у вас!
Некоторых людей на этом пути подстерегает множество трудностей. Бедность, психическое нездоровье, расовая или половая принадлежность – со всем этим могут столкнуться многие из невероятно одарённых личностей.
Однако то, что у вас этих проблем не было, не означает, что вы чем-то лучше.
Не является чем-то необычным тот факт, что вы родились светлокожим мальчиком в обеспеченной семье. Если вы думаете, что это даёт вам какие-то привилегии, то всё современное человечество будет считать вас идиотом.
От рождения ни у кого нет права на успех, достижения и победы. Некоторым людям будет труднее этого добиться. У других всё пройдёт более гладко. Кому-то повезёт. Но это не является признаком исключительности.
Добиться чего-то особенного может каждый!
Раз особенных от рождения людей не существует, значит, и для вас нет ничего невозможного. Если вы на самом деле хотите чего-нибудь достичь, никаких естественных и заранее определённых причин для неудачи нет.
Как уже говорилось выше, это может быть непросто. Иногда даже почти невозможно. Словно перед вами вдруг поднимется отвесный утёс, на который будет нужно вскарабкаться. Но вы можете попытаться, даже если шанс совсем крошечный.
В вас нет ничего такого, что мешает вам воспользоваться шансом и не позволяет добиться успеха.
В некоторых вещах вы можете быть абсолютно некомпетентным!
Но если не пытаться показать свою исключительность, груз ответственности значительно снижается. Это значит, что вы можете себе позволить потерпеть неудачу, оступиться и всё испортить. Даже если вы почти ни в чём не разбираетесь, ничего страшного.
Это не имеет никакого значения. Нет никакой таблицы с оценками, которой вы, якобы, должны соответствовать из-за какого-то врожденного фактора или той части вашей личности, что находится вне вашего контроля. То есть, даже если ваш проект с треском провалится, вам просто нужно будет начать всё сначала.
Вы разочаруете тех, кто воспринимает вас в качестве «особенного». Никто не будет осуждать вас за неудачи.
Давайте на этом остановимся. Напутственные речи часто бывают полными чепухи. Например, рассказов о том, как выпускники, приехавшие из какой-нибудь дыры, смогли изменить мир к лучшему. Но одна речь, как мне кажется, выделяется из общего ряда:
Тренируйте волю и независимое творческое мышление не ради собственного удовлетворения, а ради пользы, которую вы можете принести другим людям, всему населению планеты, а также нашим потомкам. А затем вы откроете одну великую и очень любопытную истину из области человеческого опыта. Она состоит в том, что самоотверженность – это самое лучшее качество, в первую очередь для вас самого. Лучшие радости жизни становятся доступны только после осознания того, что вы не являетесь особенным.
Постскриптум. Я знаю, что существует разница между этими двумя понятиями: родиться особенным и иметь возможности. Понимаю, что некоторым людям из-за недостатка возможностей эта статья может показаться практически лишённой смысла.
Но я хочу, чтобы вы подумали вот о чём. Слово «особенный» несёт определённую смысловую нагрузку.
По сути, оно означает «лучший». Но я не думаю, что вы становитесь лучше других из-за самого факта наличия каких-либо возможностей.
P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫМ ЛЮДЯМ ВЕЗЁТ НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУГИМ?.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.
Прирожденный преступник: теория Ломброзо
Итальянского врача-психиатра, профессора судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо часто называют основоположником криминальной антропологии. Эта наука старается объяснить связь между анатомическими и физиологическими особенностями человека и его склонностью к совершению преступлений. Ломброзо пришел к выводу, что такая связь есть, и она прямая: преступления совершают люди с определенной внешностью и характером*.
Как правило, преступники имеют врожденные физические и психические дефекты, считал Ломброзо. Речь идет об аномалиях внутреннего и внешнего анатомического строения, характерных для первобытных людей и человекообразных обезьян. Таким образом, преступниками не становятся, а рождаются. Будет человек преступником или нет – зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений характерны свои аномалии.
Разработке этой теории Ломброзо посвятил всю свою жизнь. Он исследовал 383 черепов умерших и 3839 черепов живых преступников. Кроме того, ученый изучил особенности организма (пульс, температуру, телесную чувствительность, интеллект, привычки, болезни, почерк) 26 886 преступников и 25 447 добропорядочных граждан.
Внешность преступников
Ломброзо выделил ряд физических признаков («стигматов»), которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Это неправильная форма черепа, узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость), асимметрия лица и глазных впадин, чрезмерно развитые челюсти. Рыжие преступники встречаются крайне редко. Чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Брюнеты предпочитают воровать или заниматься поджогами, а шатены склонны к убийствам. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников.
Внешность типичного насильника
Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.
Внешность типичного вора
Неправильный маленький череп, удлинненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.
Внешность типичного убийцы
Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки.
Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.
Внешность типичного мошенника
Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.
Особенности преступников
«Я сам наблюдал, что во время грозы, когда у эпилептиков учащаются приступы, заключенные в тюрьме тоже становятся более опасными: разрывают на себе одежду, ломают мебель, бьют служителей», – писал Ломброзо. У преступников, по его мнению, снижена чувствительность органов чувств и болевая чувствительность. Они не способны осознавать безнравственность своих поступков, поэтому для них неведомо раскаяние.
Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, разбойников и грабителей отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. Для почерка воров характерны буквы расширенные, без острых очертаний и криволинейных окончаний.
Характер и образ жизни преступников
По теории Ломброзо, преступникам свойственны стремление к бродяжничеству, бесстыдство, леность. Многие из них имеют татуировки. Для лиц, склонных к преступлениям, характерно хвастовство, притворство, слабохарактерность, раздражительность, сильно развитое тщеславие, граничащее с манией величия, быстрая смена настроения, трусость и болезненная раздражительность. Эти люди агрессивны, мстительны, они не способны на раскаяние и не мучаются угрызениями совести. Графомания тоже может свидетельствовать о преступных наклонностях.
Ломброзо считал, что люди из низшего класса становятся убийцами, грабителями и насильниками. Представители среднего и высшего класса чаще бывают профессиональными мошенниками.
Критика теории Ломброзо
Еще при жизне Ломброзо его теория подвергалась критике. Не удивительно – немало высших государственных чиновников имели внешность, которая полностью совпадала с описанием прирожденных преступников. Многие уверены, что ученый преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности. Возможно, именно это заставило Ломброзо к концу жизни пересмотреть некоторые свои взгляды. В частности, он начал утверждать, что наличие преступной внешности не обязательно означает, что человек совершил преступление – она говорит скорее о его склонности к противоправным поступкам. Если человек преступной внешности благополучен, он попадает в разряд скрытых преступников, у которых нет внешнего повода нарушать закон.
Репутация Ломброзо сильно пострадала, когда его идеи начали использовать нацисты – они проводили замеры черепов узников концлагерей перед их отправкой в печи. В советский период учение о прирожденном преступнике также подверглось критике за его противоречие принципу законности, антинародность и реакционность.
Насколько нам удалось выяснить, в судебных процессах теория Ломброзо никогда не применялась – даже сам ученый не видел в ней практической ценности, так как заявил на одном научном диспуте: «Я тружусь не ради того, чтобы дать своим исследованиям прикладное применение в области юриспруденции; в качестве ученого я служу науке только ради науки». Тем не менее предложенное им понятие преступного человека вошло в обиход, а его разработки до сих пор используются в физиогномике, криминальной антропологии, социологии и психологии.
* Информация взята в том числе из следующих книг: Чезаре Ломброзо. «Преступный человек». Милгард. 2005; Михаил Штереншис. «Чезаре Ломброзо». ИсраДон. 2010
Трудно быть гением?
С таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением
— Прямо скажу, я не специалист по гениальности и не знаю, есть ли такие специалисты, кроме классиков, которые писали на эту тему теоретические работы. Я вам лучше конкретный пример приведу. Когда Эйнштейн отошел в лучший мир, его мозг был украден. Судя по всему, он был украден патологоанатомом. Но, к счастью, не поврежден и сохранился до времени, когда его стало возможно исследовать томографически. Как сообщили потом те, кто проводил это исследование, с таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением.
— Этот мозг был нестандартно большого размера? Или значительно тяжелее мозга обычного человека?
— Размер и вес не имеют значения, он был даже меньше, чем у среднего человека.
— А что же имеет значение?
— Гениальность может сопровождаться любой патологией, в том числе и психической. Гений дорого платит за свою гениальность.
— Тем, что ему тяжело в этом мире. Он с самого начала не такой, как все. Он находится под разнообразным прессингом. Например, ему могут внушать, что он умственно неполноценный (так как другой). Эйнштейн очень медленно развивался. Его чуть ли в школу не брали, считали, что он вообще никуда не годится. Гениев, которые с точки зрения обывателя были бы «нормальными», практически не существует. Среди них немало сильно пьющих людей. Среди них большой процент тех, кто либо заканчивает суицидом, либо делает такие попытки. С ними совершенно невыносимо жить близким.
— Кроме того, гении часто склонны к чудачествам. Академик Сахаров, например, жарил селедку.
— А можно какими-то способами пробуждать в себе вдохновение, провоцировать его?
— Когда Эйнштейн брался за скрипку, он, мне кажется, именно это и делал.
Глупость тоже может передаваться по наследству
— В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за определенную одаренность? Например, за музыкальную или шахматную?
— Что меня в мозге, если так можно сказать, раздражает, так это то, что там есть одновременно локализованные вещи и нелокализованные. Например, если несчастье произошло в такой-то зоне мозга, то есть все основания ожидать, что у человека, допустим, отключится речь или он потеряет способность мыслить адекватно. А если, положим, у него будет повреждено правое полушарие, то с большой долей вероятности он перестанет понимать юмор. Или перестанет узнавать лица, не сможет узнать даже собственную жену. То есть мы заранее знаем, что произойдет при повреждении той или иной зоны мозга. Но если мы об этом забудем и отправим здорового человека в томограф и будем ему давать разные задания, которые хитроумно придумаем, то увидим большую нейронную сеть, чрезвычайно сложно работающую. И окажется, что левое полушарие, отвечающее за речь, работает очень разнонаправленно.
— Значит, в мозге есть зоны, связанные и со способностями к музыке, например?
— Вы хотите сказать, гениальность может передаваться по наследству?
— Не станем называть это гениальностью, но ум, одаренность, способность к определенному роду занятий зачастую передаются.
— Я считаю, что и она может передаваться. Гением надо родиться, это бесспорно. Невозможно сделаться гением в результате воспитания. Но уже родившись гением, ты можешь им не стать, если не повезет.
Перельман живет так, как может и как хочет
— Что такое горе от ума?
— Коварный вопрос. Я бы на него ответила так. Бывают гипертрофированные способности к чему-то. Допустим, к счету. И тогда у человека все силы организма уходят на это. Вспомним Перельмана, гениального математика, доказавшего гипотезу Пуанкаре. Он же просто не от мира сего. У него абсолютно неадекватное поведение. Он социально полностью безответственный. Взрослый человек (ему сейчас пятьдесят), который с мамой за руку ходит в магазин, чтобы ему в сумку положили батон и кефир. Это аутистическое поведение. Он гений, конечно. Но при этом абсолютно неадекватен. Это горе от ума. Поэтому умные шведы, которые его пригрели, поступили правильно. Ему ведь ничего не надо. Если бы было надо, он бы с удовольствием взял присужденную ему премию в миллион долларов. А он не взял. И они от него отстали. Они ему дали двухкомнатную квартиру, минимальное содержание, достаточное для того, чтобы жить в Швеции. А ему больше и не надо ничего. Ему нужно, чтобы его оставили в покое. Он живет так, как может и как хочет. И дорого платит за свою гениальность.
Это бремя и это судьба
За редким исключением у женщин все-таки другой мозг
— В каком-то своем интервью вы сказали, что среди женщин гении встречаются редко. Вы даже категоричней сказали: среди женщин нет гениев. Почему вы так думаете?
— Вы это чем объясняете?
Нравственный человек, совершив опасное для человечества открытие, должен его уничтожить
— Для вас гениальность имеет нравственную составляющую?
— Гений и злодейство несовместны, на ваш взгляд?
Психологи назвали 13 черт, объединяющих родителей, воспитавших успешных детей
Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.
1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.
«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.
Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.
2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.
Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.
Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.
«Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.
3. Родители с большими ожиданиями.
Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.
«Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор.
Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.
4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.
Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.
Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.
5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.
Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.
«Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.
6. Родители, которые реже испытывают стресс.
Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.
А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.
Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.
7. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.
Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.
Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.
Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.
8. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.
Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.
Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.
Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.
Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.
9. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.
Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.
Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.
По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.
10. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.
Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.
Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.
К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.
11. Родители, которые учат детей самоконтролю.
Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.
Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.
12. Родители, которые уделяют внимание своим детям.
Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.
Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.
13. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.
Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.
Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.
Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.
Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.