такие персонажи как дюймовочка змей горыныч великаны созданы с помощью приема
Такие персонажи как дюймовочка змей горыныч великаны созданы с помощью приема
Елена Филимонова запись закреплена
Представления. Воображение. Память.
1. Генетически первичной считается … память.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
образная
эмоциональная
вербальная
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
ЛОГИЧЕСКОЙ
эмоциональной
аудиальной
3. % Не являются формой воображения
мечты
грезы
ИЛЛЮЗИИ
галлюцинации
4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
схематизация
типизация
агглютинация
5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
ВООБРАЖЕНИЕМ
вниманием
6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. ЗЕЙГАРНИК
недавности
7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
ГМПЕРБОЛИЗАЦИИ
схематизации
типизации
агглютинации
8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
АГГЛЮТИНАЦИЕЙ
9. % Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
ПРЕДМЕТ ВОСПРИЯТИЯ
активность субъекта
вид деятельности
10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2 *ВЕРНО*
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10
11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
ПОЛНОТА, ТОЧНОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ
12. % Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ
13. % Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА
вид деятельности
14. % Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая
15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
МЕХАНИЧЕСКОЙ
16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
КОНТРАСТУ
смыслу
17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
АРИСТОТЕЛЕМ
Демокритом
Р. Декартом
18. % Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
АГГЛЮТИНАЦИЯ
19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
СМЕЖНОСТИ
скорости
контрасту
смыслу
20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
словесно-логическая
21. % Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
ОПЕРАТИВНОЙ
иконической
кратковременной
эхонической
22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ
феноменальная
эмоциональная
23. % Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
произвольное
послепроизвольное
оперативное
24. % Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
СИПОЛЬЗОВАНИЮ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗАПОМИНАНИЯ
степени активности субъекта
видам деятельности
Психология. Представления. Воображение. Память. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной
3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации
4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием
6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности
7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации
8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией
9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности
10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10
11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность
12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая
13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности
14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая
15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической
16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом
18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая
21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической
22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное
24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности
Психология. Представления. Воображение. Память. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной
3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации
4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием
6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности
7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации
8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией
9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности
10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10
11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность
12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая
13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности
14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая
15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической
16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом
18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация
19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу
20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая
21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической
22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное
24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности
Существует ли «генетическая память» и что такое русский дух?
1. Генетически первичной считается … память. двигательная
образная эмоциональная вербальная
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью. механической логической
3. Не являются формой воображения мечты грезы иллюзии
4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как… гиперболизация
схематизация типизация агглютинация
5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется … восприятием мышлением воображением
6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект … ореола плацебо Б.В. Зейгарник
7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема … гиперболизации
схематизации типизации агглютинации
8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется… гиперболизацией схематизацией типизацией агглютинацией
9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является… ведущий анализатор предмет восприятия
активность субъекта вид деятельности
10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти … 7±2
неограничен предел неизвестен в среднем 10
11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала …. только полнота только точность только прочность полнота, точность и прочность
12. Высшим видом памяти считается … память. двигательная образная эмоциональная словесно-логическая
13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является … ведущий анализатор предмет отражения активность субъекта
14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется …. эйдетическая
наглядно-образная эмоциональная словесно-логическая
15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется … долговременной эмоциональной произвольной механической
16. Два противоположных явления связывает ассоциация по … смежности скорости контрасту
17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы…. Сократом Аристотелем
Демокритом Р. Декартом
18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения…. гиперболизация схематизация типизация агглютинация
19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по … смежности
скорости контрасту смыслу
20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память… наглядно-образная феноменальная эмоциональная
21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью… оперативной
иконической кратковременной эхонической
22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память … эйдетическая наглядно-образная
23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание. непроизвольное
произвольное послепроизвольное оперативное
24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по… ведущему анализатору использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта видам деятельности
Мы знаем, что память присутствует у всех, начиная от простейших животных. Однако наиболее высокого уровня она достигла только у человека. У животных есть две разновидности памяти: генетическая и механическая. Если последняя обнаруживается в форме способностей к научению и приобретению некоего жизненного опыта, то генетическая память проявляется через передачу жизненно необходимых психологических, биологических, в том числе и поведенческих, свойств из поколения в поколение. В ней заложено множество необходимых инстинктов и рефлексов. Самыми мощными считаются инстинкты продолжения рода.
В целом в генетической человека памяти выделяют две линии. Первая заключается в
Том, что ее совершенствование происходит у всех людей по мере развития Вторая линия отражает постепенные изменения у каждого отдельного индивида.
Это видоизменение происходит в а также внедрения в культурные и материальные достижения человечества.
Генетическая память определяется информацией, которая хранится в генотипе, соответственно, она передается по наследству.
В данном случае основным механизмом запоминания являются некоторые мутации и, как следствие, изменения генных структур.
Генетическая отличается тем, что на нее нельзя оказать влияние через обучение и воспитательный процесс.
В ней хранится практически весь
«архив» жизни конкретного человека. Более того, отражено все на клеточном уровне: какими мы были в детстве и какими в юности, какой облик приобрели в зрелости и какой стала внешность в старости.
По некоторым теориям, если человек болен, то есть в его ДНК и копия, в которой имеется информация о времени, когда организм был молод и здоров. Ученые полагают, что генетическая информация может быть «соткана» из очень далеких воспоминаний, которые хранятся в наиболее глубоких слоях подсознания.
Сознание уберегает человека от явного проявления генетической памяти, однако, по некоторым данным, она обнаруживает себя во сне.
На сегодняшний день известно, что малыш, находясь в стадии внутриутробного развития, около 60 процентов времени видит сновидения. С точки зрения С.П. Расторгуева, именно так проявляется генетическая память, а мозг ее считывает, и тем самым происходит своеобразное обучение.
Ребенок, находясь в животе у мамы, проходит весь цикл эволюции: начиная
От одной клетки и заканчивая появлением на свет. В результате этого записывается и хранится вся память предков. Подтверждением данной теории выступает навык плавания, которым обладает каждый новорожденный, но который утрачивается после месяца жизни.
Проще говоря, дети рождаются, имея полный арсенал необходимых знаний, которые бережно сохранились, пройдя путь эволюции в генетической памяти.
Таким образом, генетическая память — способность человека помнить то, чего не было в его непосредственном опыте.
Энергетический потенциал генной памяти нашел свое подтверждение в медицинской и психотерапевтической практике при использовании методик гипноза, аутотренинга и разнообразных медитативных практик.
1) Таблица “Головной мозг”,
2) Индивидуальные карточки на каждого студента:
а) схема головного мозга,
б) опорная карта урока по видам памяти,
в) индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
память, гипоталамус, лимбическая система, образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, кратковременная, долговременная, механическая, смысловая память, запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, припоминание, психоактивные вещества.
1. Общая характеристика памяти. Роль памяти в психической жизни человека.
2. Физиологический механизм памяти.
b) от объекта запоминания;
c) от длительности сохранения;
4. Основные процессы памяти.
5. Условия успешного запоминания.
6. Психодиагностика видов и процессов памяти.
Студенты по ходу урока заполняют опорную карту по вышеуказанному плану.
1. Память – основа психической деятельности человека, без нее человек не может ориентироваться в окружающей действительности, без нее невозможны ощущения и восприятие, через память закрепляется наш прошлый опыт, знания, умения и навыки.
Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и воспроизведении того, что он делал, чувствовал, воспринимал. Все, чем человек овладел в жизни, он обязан памяти — это его знания, умения и навыки, без нее невозможно овладение ни одним видом деятельности. Человек лучше запоминает то, что имеет для него особое значение, что связано с его деятельностью, интересами, потребностями.
На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно. Таким образом, память связана с особенностями личности, ее направленностью, память обладает свойством избирательности, т.е. человек запоминает не все, а то что связано с его деятельностью, потребностями и интересами.
2. Физиологический механизм памяти. (Одновременно с рассказом педагога студенты делают обозначения на схеме головного мозга тех его частей, которые отвечают за процессы памяти).
Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и случайно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию.
Так древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. В связи с развитием науки анатомии, молекулярной биологии, генетики появились современные представления о механизме памяти.
Память – это результат сложного динамического взаимодействия различных структур мозга. (Студентам предлагается обозначить на раздаточных карточках с изображением головного мозга в разрезе те структуры мозга, которые участвуют в формировании памяти).
Это таламус, лимбическая система и различные области коры: височная доля, лобная доля, теменная доля. Лимбическая система – это сложное сетчатое образование из ядер промежуточного мозга, поясной извилины и гиппокампа.
Механизм памяти заключается в том, что при получении нервных импульсов от раздражителя в коре головного мозга образуются кольцевые структуры из нервных клеток, по которым многократно проходят эти нервные импульсы. Замкнутые цепи в основном создаются нейронами III и IV слоев коры. Это биохимический процесс, так как появляются стойкие изменения на синаптическом и клеточном уровнях. Известно, что в клетках коры и подкорковых образованиях нервные импульсы стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к уже знакомым импульсам.
Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку и таким образом событие фиксируется в мозге.
а). Непроизвольное и произвольное запоминание возникает от степени волевого усилия. Непроизвольное запоминание возникает без цели, без волевого усилия, без применения специальных приемов. Например: увидел что-то яркое, новое, необычное и оно запоминается непроизвольно. Произвольное запоминание: человек ставит перед собой цель, прикладывает волевое усилие. На этом виде памяти строится вся учебная деятельность.
б). Виды памяти возникают в зависимости от запоминаемого объекта: предмет, движения, чувства или мысли и выделяют 4 вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
1) Образная — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов предметов и явлений ранее воспринимавшихся.
Этот вид памяти различают по анализаторам и выделяют слуховую, зрительную, осязательную, вкусовую и обонятельную память. Например: слуховая – запоминаем мелодии песен, голос знакомых; зрительная – представляем образ знакомых, любой ранее воспринимаемый предмет: дерево, яблоко; обонятельная – запоминаем запах фруктов, духов; осязательная — мягкий, твердый, колючий, гладкий и т.д.; вкусовая — запоминаем вкус фруктов, овощей.
2) Двигательная память – это запоминание и воспроизведение движений и их систем. Любое движение: танцы, спорт, любая деятельность – все это примеры двигательной памяти. Все люди обладают двигательной памятью, но развита она по-разному. Ее развитие зависит от тренировки, упражнений, от физических особенностей организма. Двигательная память развивается у ребенка с первых месяцев.
3) Эмоциональная память
— это память на чувства человека. Пережитые чувства не исчезают бесследно, а при определенных условиях воспроизводятся – человек радуется или огорчается вспомнив что-то. Эмоциональная память лежит в основе воспитания нравственных и моральных черт. Эта память помогает регулировать поведение в зависимости от пережитых чувств
.
Например: человек испытывает радость при совершении хорошего поступка, поэтому стремится к положительным поступкам и воздерживается от отрицательных.
4) Словесно-логическая память — эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти.
Все эти виды памяти тесно между собой взаимосвязаны и никогда не возникают изолировано. Например: пишем — участвуют образная память, двигательная, словесно-логическая; учим танец – двигательная, образная.
в). От длительности сохранения выделяются кратковременная и долговременная память. Кратковременная память – это память на только что состоявшееся событие. За счет этого вида памяти информация удерживается в мозговых структурах в пределах 0,5 часа. При необходимости она либо переходит в долговременную память, либо события забываются. Точно установлено, что этот вид памяти связан с работой гиппокампа.
Долговременная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидум. Она образуется из кратковременной памяти в результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам нейронов лимбической системы. Долговременная память является основой условно рефлекторной деятельности человека. В этой памяти хранятся все образы, события, знания, умения, навыки. В настоящее время механизм долговременной памяти пока до конца не изучен.
Особый вид памяти – оперативная. Это запоминание каких-то сведений на время. Например: формулу для решения задачи, расписания уроков на полугодие, день, неделю.
г). От способа запоминания выделяется механическая и смысловая память.
Механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.
Смысловое запоминание основано на понимании смысла, осознании внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.
В определении памяти перечислены ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.
Запоминание – закрепление образов и представлений, которые возникали в прошлом опыте.
Протекает запоминание в 2-х формах:
а) непроизвольное – зависит от чувств, интересов, потребностей, деятельности и физического состояния человека.
б) произвольное запоминание – зависит от его организации, интересов человека, волевого усилия, специальных приемов.
Этот вид запоминания может осуществляться механически и осмыслено.
Механическое запоминание – целенаправленное заучивание текста (стихи, правило, теорема).
Осмысленное запоминание – запоминание осуществляется на понимании смысла и логических связей.
Сохранение – удержание в памяти образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
Сохранение зависит от деятельности человека, его потребностей, интересов, от повторения материала.
Забывание – угасание, выпадение из памяти образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов. Забывается то, что не связано с деятельностью, потребностями, интересами, что не повторяется.
Воспроизведение – это процесс оживления образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов и явлений (без повторного восприятия).
Может протекать в форме:
5. Условия успешного запоминания.
1. Наличие установки на запоминание – на длительное запоминание, а не просто прочитать материал.
2. Активность мыслительной деятельности:
б) выделить основные опорные пункты, героев, события, даты, правила, законы и т.д.
3. Организация запоминания:
а) учить менее сходный материал;
б) сначала учить более трудный материал;
в) включать все виды памяти;
е) регулярно повторять.
4. Форма преподнесения и содержание материала:
а) интересный, доступный, подкрепляется примерами;
б) использование наглядности, ауди-, видеоматериалов.
5. Организация повторений:
б) перескажи через несколько часов;
в) перескажи через несколько дней.
6. Использование мнемических приемов запоминания – приемов, помогающих и облегчающих запоминание (сопоставление, сравнение).
7. Хорошее самочувствие и здоровье.
8. Ведение здорового образа жизни:
9. Наследственные типологические особенности ВНД.
Для закрепления изученного материала предлагаем выполнение тестовых заданий и практических работ.
Генетическая память меда — миф или правда?
Раз мы уже затронули тему генетическая память, то хотелось бы рассказать о недавно появившемся вопросе на просторах интернета: «Есть ли генетическая память у меда?». Давайте разбираться…
В физике существует такое понятие как ячейка Релея-Бенара — это такие структурные соединения, которые при определенных условиях, таких как тепловая подача и нахождение жидкости в строго горизонтальной плоскости, где тепло подаётся снизу, образуются шестигранные структуры, которые очень похожи на соты. К примеру, даже если мы будем нагревать масло, а не мед, то в нем тоже будет видна сетка Бенара, то есть соты. Так что генетическая память не имеет ни какого отношения к образованию шестиугольников, похожих на соты.
Что же касается проверки меда на натуральность, то на самом деле это не самый лучшей способ для диагностики. Ведь даже если кормить пчел сахаром, то они все равно будут его перерабатывать, а затем запечатывать в соты, как делают это с натуральным медом. Поэтому не стоить воспринимать это «показательное выступление» за правдивое определение меда на натуральность. Ячейки Бенара при этом образовывают эти шестиугольники даже из так называемого «натурального меда». Особенность пчелиного меда и его продуктов в том, что они имеют полезный для нашего организма состав, помогают поднять иммунитет и способствую скорейшему выздоровлению.
Тестовые задания для опроса по анатомии.
1. В лимбическую систему не входят ядра:
3. Промежуточный мозг находится:
4. В основе памяти лежит:
5. Основой долговременной памяти является:
6. Раздражители из окружающей среды воспринимаются:
7. Сложные структурные объединения ядер, включающие ядра больших полушарий, называются:
8. Высшая нервная деятельность – это:
Тестовые задания для опроса по психологии.
2. Установите соответствие
3. Основание разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является:
б) предмет отражения
в) активность субъекта
4. Генетически первичной считается память:
5. Высшим видом памяти считается память:
6.Виды памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется:
7. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, лица, цвет и т.п. – это память:
8. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства:
Практическая работа.
выявление объема кратковременной памяти.
: определить объем кратковременной памяти.
Материалы и оборудование:
лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.
В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.
Оценка полученных результатов.
По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.
Возможные слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.
Определение характеристик объема памяти.
Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. |
7 – 12 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться. |
13 – 17 | Объем памяти хороший. |
18 – 21 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна. |
Описание
Существует ли «генетическая память» и что такое русский дух?
3 сентября 2008 в Кении впервые выпал снег. Народ тут же бросился играть в снежки, ликуя. Причем никто их специально этому не учил. Подсмотреть тоже не могли нигде. Загадка? А может проявление генетической памяти?
— На одном из выступлений в Новосибирском Доме ученых известный экстрасенс Валерий Авдеев (эмигрировал в США. — Ред.) продемонстрировал интересный психологический опыт, — вспоминает исследователь аномальных явлений историк Антон ФОКИН. — Погрузив участника эксперимента в гипнотическое состояние, он последовательно вызывал у того возрастные ассоциации, направленные вспять, в детство. Достигнув «младенческого состояния», Авдеев с согласия испытуемого погрузил его в тот период, когда он еще даже не был… зачат. Вот тут-то зал ахнул. То, что происходило на сцене, не укладывалось в известные рамки жизненного опыта.
Испытуемый последовательно воспроизводил действия крестьянина XIX века, сеющего рожь и плетущего со знанием дела лапти.
Авдеев усложнил эксперимент: «А сейчас доисторические времена. Что происходит с вами?» И здесь на сцене началось нечто, внушающее суеверный ужас. Солидный мужчина сорока лет, в строгом черном костюме, при галстуке, неожиданно встал на четвереньки, запрокинул голову вверх и завыл по-волчьи. Да так громко и натурально, что в мертвой тишине зала у зрителей мороз пробежал по коже.
— Никто не смеялся, — продолжает Антон Георгиевич. — Словно завороженные, люди слушали вопль древнего жителя планеты. Мужчина продолжал выть, не видя и не слыша ничего вокруг. Он совершенно не реагировал на слова экстрасенса. Тогда Авдеев подошел к нему и провел руками над его головой, словно разрывая паутину мысленного образа. Тут вой оборвался, тело мужчины обмякло, голова бессильно упала на грудь, руки согнулись в локтях. Авдеев вовремя подхватил его и посадил на стул. Испытуемый медленно приходил в себя, с удивлением глядя по сторонам, не узнавая окружающих, как будто действительно «возвращался» из глубины веков.
История «пня»
В своих интервью Авдеев говорил, что в принципе по своим физиологическим и психическим способностям организм человека подобен дереву. И точно так же, как по годичным кольцам пня можно прочесть его историю, по следам «генетической памяти» можно проследить «этапы большого пути» любого человека. Подсознание человека хранит массу наследственной информации, проявляемой подчас в странной приверженности к меньшим братьям нашим — не только к домашним, но и к диким животным. По этой же причине нецивилизованные племена до сих пор ведут свою родословную от тотемных диких животных. А половина населения Земли в той или иной степени верит в перевоплощение (реинкарнацию) после смерти.
— По канонам восточной философии, после смерти живого тела остается информационно-энергетическое образование, которое содержит все сведения о закончившейся жизни, — рассказывает исследователь. — Оно может сформировать новое тело, причем не обязательно человеческое, а, например, волчье, в зависимости от духовности предыдущего существования, или воплотиться в камень, соответствующий деградации умершего человека — патологического убийцы или садиста. И все эти этапы перевоплощений записываются в нашей генетической памяти и передаются потомкам.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Психоэнерготерапевт Ольга ДЕЖНЕВА: Почему младенцы летают во сне
— В Индии и Китае аналоги опытов Авдеева — обычная практика храмовых жрецов, которые помогают «вспомнить» эпизоды прошлых жизней. Интересно, что такие видения испытывают и те люди, кто вообще не имеет никакого представления о восточной философии. А современная наука пока не в состоянии ни доказать, ни опровергнуть ее положения. Более того, есть данные, что новорожденные младенцы уже обладают если не «генетической», то «внутриутробной» памятью. Об этом же свидетельствует и такой необъясненный феномен человеческой психики, как полеты во сне у маленьких детей, которые ни разу в жизни не видели землю с высоты — ни с самолета, ни в кино, ни по книжным картинкам.
Источник
Генетическая память является гипотетическим термином обозначающим обусловленную генотипом «память» на биологические события, происходившие в течение эволюции биологического вида. «Память» используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к определенным видам поведения и образцам действия, которые являются рудиментами эволюционно важных изменений вида. К примеру, страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая должна быть у любого успешно развивающегося вида приматов с высоким коэффициентом массы тела по отношению к поверхности.
Генетическая память рассматривается ряд поведенческих актов присущих животным и человеку, по большей части, в ранней возрастной категории. Новорождённому генная память позволяет сохранять свою жизнь до накопления достаточного опыта. Носителями генной памяти выступают нуклеиновые кислоты, объединённые в хромосомы и гены, способствующие хранению и накоплению информации. Включает в себя бессознательные действия, будь то безусловные рефлексы или комплекс фиксированных действий. Генетическая память характерна для всех видов животных, и является, у новорождённых, первоочередной по отношению к фонетической памяти — памяти основанной на индивидуально приобретённом опыте и обучении, и как следствие — фонетическая память отвечает за новоприобретённую информацию и опыт, используемые в дальнейших поколениях генетической памятью.
В современной трактовке языки рассматриваются как часть генетической памяти. Тот факт, что люди могут иметь языки является свойством нервной системы, которая присутствует при рождении, и, таким образом, имеет филогенетический характер. В то же время восприятие набора фонем характерных для наречий образованных посредством онтогенеза. По факту нет генетической предрасположенности к какому-то одному единственному языку. К примеру дети отдельно взятого региона, генетически не предрасположены к разговору на местных языках, тем самым опровергается относимость генной памяти к Ламаркизму.
Согласно теории Юнга, в отношении человека, генетическая память является коллективным бессознательным, это опыт предков человека, представленная нервными структурами головного мозга. Карл Юнг также относил некоторые мистические элементы (коннотации) связывая их с термином.
Что такое русский дух? Что составляет основу русского человека? Российский филолог и писатель. Доктор филологических наук, член-корреспондент Международной Славянской академии наук, член Союза писателей России Татьяна Миронова в гостях у передачи «День ТВ».
Рекомендуется к просмотру:
На кладбище в Синимяэ захоронили 98 останков советских солдат
В Синимяэ пройдет гуманитарная миссия нарвских общественных организаций
Эхо войны: клуб «Камерад» продолжает поиск. «Найти солдата» (док. фильм)
История изучения
Генетическая память в культуре
Этот термин часто используется в художественных произведениях (чаще всего в прямом смысле), а также в других культурных аспектах.
Концепция играет важную роль в цикле романов «Хроники Дюны » Фрэнк Герберта (особенно вымышленное понятие Квисатц Хадерах).
Генетическая память предков и её влияние на жизнь в настоящем
На приёме красивая молодая девушка со множеством вопросов, связанных с её детьми. В процессе работы выходим на проблему по здоровью. После первых родов появился дерматит на кистях рук, лекарства не помогали, через некоторое время, когда ребёнок подрос, проявления дерматита стали меньше беспокоить, но не прошли. После вторых недавних родов началось обострение, руки покрыты корками, трудно что-либо делать, больно брать на руки ребёнка. Лекарства снова не помогают, врачи разводят руками, отправили «лечить» голову. Так она оказалась у меня на консультации.
Начинаем разбираться с ситуацией. Я решила сделать ей психокоррекцию, в процессе этой работы выходим на разного рода психологические травмы. Дальше идём через тело, достаём эмоции, перепроживаем их, чтобы закрыть травмы. Эмоциональное состояние у клиентки облегчается, но моя интуиция подсказывает, что ситуация не решена и корень проблемы скрыт гораздо глубже. Информативный след идёт из рода, есть какая-то родовая травма, которая сквозь поколения влияет на девушку.
Я начинаю искать причину её поступка, показывают мужчину, который бросил её, узнав, что она беременна и ждёт от него ребёнка. После родов она снова пытается его вернуть в надежде, что он вернётся, когда увидит сына. Мужчина очень жёстко даёт ей понять, что ни она, ни её ребёнок ему не нужны. Дальше она принимает решение избавиться от младенца.
Далее объясняю ей, что это не её желание. Это информация, которая была передана по генетической памяти из рода и считана ей как своя собственная. У неё включилась родовая лояльность к той девушке и, как следствие, родовой сценарий. Её подсознательное желание избавиться от ребёнка вовсе не её, а программа из рода, которая начала влиять на неё вследствие её психологических травм. А физическое тело через руки клиентки с помощью дерматита защищали её от бессознательных действий, которые могли бы причинить вред её детям, то есть физическое тело сработало так, чтобы не повторился печальный родовой сценарий. Так что, говорю ей, что можно поблагодарить свои ручки за то, что они спасли таким образом через болезнь от страшных и трагичных ситуаций, которые были в пространстве вариантов и могли реализоваться при определённых условиях.
Самое интересное, что через несколько минут, полностью восстановившись эмоционально, клиентка вспомнила одну реальную историю из рода, которую слышала от кого-то из старших родственников. История была о том, что кто-то из предков когда-то уже избавлялся от маленьких детей, то ли заморив их голодом, то ли ещё каким-то способом, а случилось всё это тоже на фоне проблем в отношениях в паре между мужчиной и женщиной. Этот факт лишь подтвердил то, что мы шли в правильном направлении, что подняли и отработали в сессии именно то, что нужно было в данный момент времени в соответствии с запросом сессии.
Так что наши гены, генетическая память, родовая память — это всё настолько сильно влияет на нас, на наши поступки и решения, даже на состояние нашего здоровья, что порой мы даже и не догадываемся, что действуем не сами, а по велению наших предков или под их давлением.
Память предков заложена в наших генах, которые содержат информацию, накопленную миллионами лет. Гены формируют наши тела и психику на основании долгой работы эволюции. Клетки нашего тела помнят то, чего помнить никак нельзя, то, чего не было в нашей жизни, но было прожито кем-то из предков. Под влиянием определённых обстоятельств что-то подобное перепроживается нами, например, для того, чтобы была закрыта родовая травма, если у потомка есть ресурс для этого, или была раскрыта родовая тайна. Через генетический код мы получаем как хорошее, так и плохое. Знание своей родовой истории — это само по себе ценное исследование, которое помогает осознать, что вы носите в себе, и как это на вас влияет.
Данные генетической памяти не доступны нам в сознательном осмыслении, так оберегают нашу психику от «раздвоения» личности. Сознание активно противодействует памяти предков, дабы наш ум оставался в безопасности от множества личностей, которые могут проявиться через разные сценарии и роли. Но с помощью специалистов или в определённых условиях, например, транс, гипноз, медитация, сон, то есть состояние изменённого сознания, мозг способен вытащить эту информацию на поверхность.
Многие из нас живут в иллюзии, что можно сделать в своей жизни всё наоборот, не так как это было в его родительской семье, например. Однако, если мы начинаем отрицать влияние на нас багажа наших предков, то мы вступаем в конфликт с семейной системой. Семейные сценарии никуда не деваются и рано или поздно дадут о себе знать, возможно даже в совсем другой сфере. Может оказаться, что ваши проблемы в личной или профессиональной жизни вызваны тем, что на вас влияют ваши гены, определяя для вас именно то место, на котором вы сейчас находитесь, определяя именно ту роль, которую вы сейчас играете. Эти тенденции и есть так называемый родовой сценарий. Нельзя отвергать или отрицать прошлое родовой системы и семьи, его надо осознать и принять, тогда оно перестаёт давить на нас, а исключённые предки начинают помогать нам. Вопрос не в том, чтобы поломать сценарий, а в том, чтобы совершить плавный экологичный выход из него и начать жить собственной судьбой, а не проживать жизнь кого-то из предков.
Примечания
Не задумывались ли вы когда-то о том, что в каждом человеке есть память его предков, то есть то, что было заложено в его роду. Научными словами это называется «генетическая память».
Генетически первичной является память, носителем которой в человеческом организме есть нуклеиновые кислоты, обеспечивающие стабильность в хранении информации.
Она расположена глубоко в подсознании каждого человека, в области ощущений. Иногда вы можете ее прочувствовать. Генетически первичная память дает о себе знать виде впечатлений, неясных образов. Так, в большинстве случаев ребенок в материнской утробе видит сны, которые и являются проявлением памяти его рода. В результате просмотра таких снов, мозг ребенка, как бы просматривая, обучается. После рождения малыш наделен всеми необходимыми знаниями. Вспомните даже тот факт, что малыши от рождения хорошо плавают, но вскоре теряют этот навык. До 2-х лет дети хранят в себе эту генетическую память.
Взрослым людям сложно увидеть этот вид памяти потому, что сознание препятствует этому, оно стремится защитить нас, нашу психику от раздвоения личности.
Генетическая память изучалась Карлом Юнгом и психология отнесла ее к «коллективному бессознательному». Считалось, что она не зависит от опыта личности. Эта память хранит в себе много первоначальных образов, называемые Юнгом как « ». Он считал, что опыт каждого человека не стирается после его смерти, а наоборот накапливается в генетической памяти.
Генетическая память человека — примеры
Генетическая память женщины также проявляется в привычках современной женщины, в ее внешнем виде. Женщине, как хранительнице очага, приходилось делать несколько дел одновременно (что очень похоже на женщин и в наше время): они присматривали за детьми, собирали ягоды и при этом смотрели, чтоб не напали враги. Кстати, не зря длинная шея у многих народов считается красивой. В древние времена она была ценна тем, что такой женщине легче было спасаться от опасностей.
Каждая личность обладает этой необычной памятью и стоит помнить, что наш жизненный опыт будет передаваться из поколения в поколение.
Из истории
Впервые определение генетической памяти в психологии появилось в контексте учения о «коллективном бессознательном» психиатра Карла Юнга. По его мнению, «память рода» не зависит от опыта и чувств, которые приобретает и переживает индивид в реальном времени. В ней сохраняются первичные образы, которые Карл Юнг назвал «архетипами».
В психологии под данным термином подразумеваются опыт и воспоминания о каждой индивидуальной ситуации, которую переживал человек в течение своей жизни. И согласно теории Юнга, такая информация не стирается из памяти, а наоборот, накапливается в генах и передается следующему носителю.
Рекомендуем: Бессознательное: понятие в психологии
Моменты и ситуации, переживаемые вновь и вновь индивидом, сформируются в его сознании как форма определенного поведения без смысла, а не как наполненный смыслом образ. Получается, что архетипы являются результатом функционирования генетики, а не свидетельством культурного наследия. Таким образом, приобретенные в течение жизни человеком опыт и знания будут переданы на генном уровне следующему поколению в виде образов и реакций, которые будут воздействовать на своего носителя через подсознание.
Понятие генетической памяти часто используется также парапсихологами в рамках метода регрессии предыдущей жизни, хотя при этом они отрицают теорию о том, что такие способности человека могут считаться состоятельными. К слову, тот же термин можно встретить и в различных областях культуры (кинематографе, литературе). В этих сферах он используется обычно при упоминании о реинкарнации и перерождении душ.