такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности

Такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности

такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть картинку такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Картинка про такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности

такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть картинку такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Картинка про такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности

Помощь МОИ,Витте |Тесты| Практика |Курсовые|ВКР запись закреплена

Юридическая психология (тесты с ответами)
такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть картинку такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Картинка про такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновностиОценка 4-5. Без предоплаты, быстро и качественно!
такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть картинку такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Картинка про такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновностиПомощь высококвалифицированных специалистов
такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть картинку такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Картинка про такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновностиОтветы по любым дисциплинам онлайн
такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть картинку такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Картинка про такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновностиНапиши нам https://vk.com/im?sel=-185195540

Проявление внимания со стороны руководителя к личной жизни своих сотрудников, … их трудовой деятельности
способствует повышению эффективности
отрицательно сказывается на эффективности
никак не влияет на эффективность

Адвокат обязан работать со своим подзащитным …
в процессе ведения предварительного следствия
в период проведения судебного процесса
не только до начала и в процессе судебного разбирательства, но и после оглашения приговора

… акцентуация наименее способствует противоправному поведению личности
Психастеническая
Истероидная
Гипертимная
Эпилептоидная

Такие особенности речи подозреваемого, как …, могут говорить о его виновности и попытке обмануть юриста
подчеркивание своей честности, уклончивые ответы на прямые вопросы, клятвы в невиновности
самоуверенный тон речи, невнимательность
агрессивность, обвинения юриста в необъективности
многословие, обмен информацией

Предмет юридической психологии – это …
психология людей в отношениях с системой права
психологические особенности юристов
психологические аспекты юридической деятельности
психологические особенности правонарушителей

Клептомания проявляется в результате …
осмысленных корыстных устремлений преступной личности
болезненного влечения, связанного с чувством наслаждения от переживаемого стыда, страха и ощущения собственной смелости
стремления к насилию над жертвой и сиюминутному обогащению
непредусмотрительного, провоцирующего поведения жертвы

Память зависит …
от способностей
от культурного опыта, присвоенного в раннем детстве
от тренировки запоминания и от уровня владения техниками запоминания
от мотивов и потребностей запоминающего субъекта

Криминальная психология является разделом … психологии
юридической
превентивной
правовой
судебной

Инстинктивное поведение преобладает …
у насекомых
у рыб
у рептилий
у млекопитающих

Неверно, что на формирование решения судьи непосредственно …
влияют выводы органов предварительного следствия
влияет доказанность (недоказанность) обвинения
влияют внутренние психологические факторы (поведение подсудимого в суде и пр.)
влияют внешние, внесудебные факторы (общественное мнение, требования общественных организаций)
влияют предварительная преступная деятельность

Конфликты с родителями, воспитание в социально неблагополучной семье, трудности саморегуляции в школе и сближение с неформальными ассоциальными группами – все это способствует формированию …
недостатков механизма заражения
дефектов правовой идентификации
дефектов правовой социализации
недостатков механизма убеждения

Темперамент представляет собой …
динамические характеристики психической деятельности индивида
свойства нервной системы (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность)
описание психофизиологических особенностей человека
полностью устаревшее понятие

Психологические особенности жертвы преступления изучает …
правовая психология
криминология
пенитенциарная
психология
виктимология

Убежденность, долг и профессиональная ответственность относятся к … правомерного поведения
мотивам
способам
целям
результатам

Наше восприятие мира связано …
с культурой, к которой мы принадлежим
с практикой
с опытом
с культурой, к которой мы принадлежим, с практикой и с опытом

Подготовка к обыску начинается:
*с постановки цели, задач и составления плана
с выемки необходимых предметов и документов *с опознания *с освидетельствования следов преступления или улик 74. По мнению исследователей, субъективным смыслом умышленного убийства во всех случаях является стремление… *преодолеть зависимость от чего-либо или кого-либо, которая воспринимается как угроза существованию преступника
*отомстить за нанесенный урон *получить материальную выгоду в результате устранения жертвы

Присущая человеку социальная структура дает детям возможность …
получить очень хороший уход, воспринимать социальные и культурные обычаи, а также усваивать опыт предшествующих поколений
получить очень хороший уход
воспринимать социальные и культурные обычаи *усваивать опыт предшествующих поколений

Понятие «установка» используется для обозначения …
неосознаваемых механизмов сознательных действий
неосознаваемых побудителей сознательных действий
неосознаваемых психических процессов, протекающих в области «надсознания»

К характеру следует отнести такие свойства индивида, как …
добродушие и мягкость
импульсивность и вспыльчивость
креативность и дивергентность
живость и чувствительность

К структурным элементам современной юридической психологии следует отнести…
правовую психологию; криминальную психологию; психологию следственной и оперативно-розыскной деятельности;
дифференциальную психологию, психологию следственной и оперативно-розыскной деятельности, сравнительную психологию правовую психологию, общую психологию, криминальную психологию общую психологию, криминальную психологию, дифференциальную психологию

Наше восприятие мира связано…
с культурой, к которой мы принадлежим
с практикой с опытом
с культурой, к которой мы принадлежим, с практикой и с опытом

Раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, составляет содержание… психологии.
пенитенциарной
криминальной
правовой
превентивной

Информационно-поисковые следственные действия – это группа следственных действий, которые имеют в своей основе … деятельность
Познавательную и конструктивную
Коммуникативную Психологическую
Организационную
Профилактическую

Характер – это …
устойчивые свойства индивида, в которых выражаются способы его поведения устойчивые свойства индивида, в которых выражаются особенности его
интеллектуального развития
устойчивые свойства индивида, в которых выражаются элементы индивидуального стиля его деятельности
система сложившихся привычек человека

Источник

Такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности

такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Смотреть картинку такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Картинка про такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности. Фото такие особенности речи подозреваемого как могут говорить о его виновности

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 2, стр. 34-37.

Оперативные сотрудники органов внутренних дел часто сталкиваются с ситуацией, когда по совершенному преступлению имеется большой круг подозреваемых, но практически отсутствуют доказательства вины конкретных лиц. Их действия в данном случае можно свести к следующей формуле: первое — выявить преступника из числа подозреваемых; второе — склонить его к даче правдивых показаний. Как показывает практика, тактические приемы решения этих задач не относятся к числу общеизвестных, и их применение требует знания определенных закономерностей поведения виновных и невиновных, а также эффективных правомерных способов воздействия на личность.

В основу статьи положены научные разработки российских, казахских и американских психологов, исследующих особенности поведения преступников при допросах и опросах [1], а также результаты обобщения практики деятельности опытных сотрудников оперативных служб ОВД. Поэтому статья в первую очередь ориентирована на практиков — сотрудников оперативных подразделений полиции.

Рассмотрим один из возможных путей решения названных задач путем опроса и склонения его к даче правдивых показаний. Каким образом можно решить задачи выявления преступника из числа подозреваемых? Для этого сотрудникам оперативных подразделений необходимо знать несколько психологических закономерностей.

1. Каждый виновный при беседе с оперативным работником испытывает страх. Страх, в свою очередь, вызывает стресс, проявляющийся в поведении человека (движениях, мимике, разговоре).

В самых общих чертах природа стресса такова: в головном мозге возникает очаг возбуждения, вызванный внешним раздражителем (в данном случае — преступлением), который частично парализует работу других участков головного мозга, влияющих на работу сердца, желудочно-кишечного тракта (может вызвать расстройство желудка), опорно-двигательного аппарата и т. п. В результате у виновного может повыситься кровяное давление, наблюдается скованность в движениях, нарушается речь. Ученые Манчестерского университета доказали, что наиболее высокое напряжение на работе испытывают шахтеры, на втором месте — полицейские. Однако если бы были исследованы преступники, на первом месте оказались бы они.

Стресс может проявляться у преступников в следующих формах: тормозной (плохое переключение внимания, замедленность мышления и др.); импульсивной (непродуманные, ошибочные решения, спешка, суетливость); инерализованный (сильное возбуждение, безразличие, обреченность) [3].

2. Преступник, в отличие от невиновного, при опросе вынужден обманывать. Обман, так же как и стресс, находит свое внешнее проявление в поведении виновного [4].

Причина этого достаточна проста. Обман не является естественным для большинства людей, чаще всего люди говорят правду. При этом их движения, речь, жесты достаточно непринужденны и согласованны. При обмане виновные психологически напряжены, утрачивают естественность общения. Часто их речь, мимика, движения не скоординированы. Иными словами, наблюдаются расхождение, несоответствие между содержанием сказанного, темпом речи, мимикой.

Очевидно, что чем больше аргументов своей невиновности называет лицо, совершившее преступление, тем больше признаков обмана проявляется в его действиях, движениях, жестах. В качестве примера, наглядно иллюстрирующего это положение, американские полицейские-психологи предлагают рассматривать работу машинистки. Если опытную машинистку попросить, чтобы она обратила внимание на работу пальцев рук и буквы клавиатурной панели, т. е. чтобы она сознательно контролировала то, что раньше делала автоматически, то эффективность ее работы значительно снизится. Аналогичное явление наблюдается в поведении лиц, сообщающих ложные сведения. Они также вынуждены ставить под контроль сознания те действия, которые в естественной обстановке выполняются машинально.

3. Виновный достаточно хорошо контролирует то, что говорит, менее успешно — как говорит, может не контролировать ход своих мыслей.

Это также находит свое внешнее проявление. Например, виновный может допускать так называемые «про-говоры», т. е. при разговоре бессознательно употреблять слова, свидетельствующие об участии в совершении преступления. Например, назвать фамилию соучастника вместо фамилии очевидца, потерпевшего5.

Однако, как показывает практика, знания указанных закономерностей недостаточно для проведения эффективного опроса. Следует знать особенности подготовки оперуполномоченного к опросу и начала его проведения.

1. При подготовке к опросу, для повышения его эффективности, требуется уяснить обстоятельства совершенного преступления, но не формулировать предварительного мнения о возможных преступниках. Соблюдение этого условия необходимо для избегания формирования установки на восприятие личности. Эта установка может быть негативной или позитивной.

2. Перед началом опроса на видное место целесообразно положить материалы дела и (как бы случайно продемонстрировать часть имеющихся доказательств (дактопленку с отпечатками, отмычку и др.)).

Если опрос проводится в квартире подозреваемого, то эти предметы можно «ненамеренно» показать при открывании портфеля, сумки. Этот тактический прием оказывает сильное психологическое воздействие на виновных. Невиновные к демонстрации вещественных доказательств остаются равнодушными [6].

3. Начиная опрос, нужно кратко, не раскрывая деталей, объяснить опрашиваемому суть происшедшего. Этого можно достичь, например, такой фразой: «Кто-то взял деньги из кабинета». Необходимо помнить, что детали преступления виновный знает лучше оперуполномоченного. Поэтому если в ходе опроса он будет называть обстоятельства дела, о которых последний ему не сообщал (а невиновный их знать не мог), то такая осведомленность будет свидетельствовать о возможной причастности к преступлению.

4. Следует заверить собеседника в конфиденциальности разговора. Это необходимое требование, так как при опросе ему будут задаваться вопросы, касающиеся характеристики других лиц. И если человек не уверен, что содержание разговора останется в тайне, то вряд ли можно будет получить от него правдивую информацию.

При проведении опроса следует внимательно наблюдать за поведением опрашиваемого и фиксировать его несловесные проявления страха и лжи. Большинство виновных после совершения преступления находятся в состоянии стресса. Стресс и вызванные им моральные и физические перегрузки оказывают разрушающее воздействие на организм. Уже давно замечено, что психологический путь, которому следует раскаивающаяся или кающаяся душа, состоит в следующем: человек то печалится и горюет под бременем сознания своих ошибок, то впадает в неудовольствие, досаду и гнев против себя и против других, даже против неодушевленных предметов, с которыми были связаны его ошибки, то стыдится своего поведения и ошибок, то сознает свою нравственную беспомощность и обращается с мольбой, ищет помощи.

Человек стремится избавиться от стресса, и задача оперативного сотрудника — убедить виновного, что выход из стрессовой ситуации лишь один — дать правдивые показания по факту совершенного преступления и оказать помощь следствию. Некоторых лиц от дачи правдивых показаний удерживают нравственные установки, чувство страха за содеянное, попытка сохранить свой авторитет и т. п. Оперативный сотрудник должен выяснить мотивы такого поведения и попытаться их нейтрализовать. Каждый преступник боится ответственности и наказания. При опросе необходимо «примирить» виновного с мыслью, что ответственность все равно наступит и вопрос лишь в том, каким будет наказание. Эта тактическая линия должна «пронизывать» всю беседу.

Для того чтобы не допустить самооговора и исключить возможность неправомерного привлечения к уголовной ответственности невиновных, необходимо проверять, в том числе с помощью оперативно-розыскных мер, всю доказательственную информацию, получаемую от опрашиваемых [7].

Изучение практики показало, что наиболее эффективными правилами психологического воздействия на лиц, совершивших преступления, являются следующие:

1. Правило демонстрации уверенности оперуполномоченного в виновности опрашиваемого лица.

Нельзя показывать ни малейшего сомнения в виновности опрашиваемого. Наоборот, нужно демонстрировать убежденность в его причастности к преступлению. Преступник часто пытается вызвать жалость, сочувствие, породить сомнения. При опросе можно сочувствовать и внешне проявлять соучастие, но ни в коем случае нельзя показывать колебаний или неуверенности в утверждениях относительно его виновности. Если преступник почувствует, что в его виновности сомневаются, то ему будет трудно сделать признание и дать правдивые показания по совершенному преступлению. Причина этого психологического феномена кроется в том, что виновный не хочет разрушать у опрашивающего позитивное мнение о себе.

2. Правило умеренности.

Не надо требовать от опрашиваемого быстрого и полного признания своей вины и дачи правдивых показаний по всем обстоятельствам дела. Пусть виновный признается в малом. Например, вернет часть похищенного. «Зацепившись» за это, в дальнейшем можно обеспечить процесс доказывания и изобличения лица в совершенном преступлении.

3. Правило соблюдения дистанции.

При любой степени социального контакта с опрашиваемым оперативный работник должен удерживать определенную социальную дистанцию. Это вовсе не будет препятствовать, как иногда считают на практике, получению тактически значимой информации. Скорее, наоборот: если опрашиваемый видит в сотруднике профессионала, сильную личность, он чаще склоняется к даче правдивых показаний.

Это правило требует также, чтобы оперативный работник без необходимости не употреблял, а тем более не бравировал криминальным жаргоном. Профессиональные преступники все равно знают его лучше, а на остальных осведомленность опрашивающего не произведет желаемого впечатления.

4. Правило разнообразия.

Оно требует использования различных приемов психологического воздействия, поиска среди них наиболее оптимального для конкретной ситуации. Важно учитывать, что чаще всего результативность воздействия на виновного определяется комплексным применением различных тактических приемов.

5. Правило сдерживания обещания.

Достаточно часто склонение лица к даче правдивых показаний сопровождается определенным «торгом», когда оперативный работник взамен достоверной информации обещает виновному помощь в решении каких-либо проблем (встреча с семьей, приобретение сигарет, помощь родственникам и т. п.). Важным в этой связи будет соблюдение двух принципов. Во-первых, обещать только то, что можно выполнить. Во-вторых, если обещал, то нужно выполнить.

6. Правило оптимального блефа.

Блеф — это выдумка, ложь, целью которых является внушение опрашиваемому мнения о полной или частной осведомленности оперативного работника об обстоятельствах преступления. Соблюдение этого правила требует избегать при беседе конкретизации обвинений и не раскрывать детали якобы известных оперуполномоченному обстоятельств. В то же время оперативный работник своим поведением, уверенностью должен демонстрировать достаточность доказательств вины опрашиваемого.

При опросе подозреваемых наступает такой момент, когда лицо готово давать правдивые показания. Такую готовность, как показали результаты проведенного исследования, можно определить по поведенческим признакам. Важность этого этапа заключается в том, что в этот момент ни в коем случае нельзя прекращать опрос. Иначе виновный под влиянием различных обстоятельств может вновь замкнуться, лгать или даже отказаться от дачи показаний.

Признаками готовности дать правдивые показания являются следующие:

1. Голова опущена, тело «обмякло». Всем своим видом опрашиваемый как бы демонстрирует прекращение сопротивления.

2. Просит попить или закурить. Воды опрашиваемому можно дать, но нельзя позволять курить, так как курение снимает напряжение, а это может успокоить виновного, снять стресс.

3. Длительное молчание. Это свидетельствует о внутренней борьбе, размышлении, взвешивании различных аргументов и анализе обстоятельств.

4. Соглашаясь с оперативным работником, кивая головой в знак согласия, отводит глаза в сторону.

5. Интересуется возможным наказанием, санкцией статьи.

6. Глубокие вздохи свидетельствуют о сильном возбуждении лица, попытке успокоиться.

7. Заявляет, что будет говорить с конкретным оперативным работником или следователем (просьбу нужно удовлетворить).

При наличии названных признаков, как советуют психологи, беседу с подозреваемым целесообразно продолжить до получения признания.

При получении признания нельзя торопить собеседника. Если виновный подтвердил свое участие в совершении преступления, нельзя проявлять спешку, заставлять его быстрее рассказывать о деталях преступления. Важно, что он принял решение о признании и сделал первый шаг.

Кроме того, не следует показывать радости. Демонстрация радости в этих ситуациях характерна для молодых оперативных сотрудников. Действительно, получение правдивых показаний от виновного — это победа, но восторг нужно скрыть. Наоборот, следует проявить соучастие, понимание ситуации, оказать моральную поддержку виновному. Более того, нужно проявить сопереживание. Помогите преступнику оправдать свой поступок. Все это не имеет существенного уголовно-правового и уголовно-процессуального значения, но помогает виновному оправдать себя. Нельзя критиковать оправдания виновного, разговаривать с ним как с преступником, осуждать его действия. Следует как можно скорее процессуально закрепить признание вины. Особое внимание при этом нужно обратить на выявление вещественных доказательств и свидетелей.

Необходимо продолжать общение с виновным (пить чай, курить, разговаривать) до полного процессуального закрепления его показаний. Через 2-3 дня он может отказаться от первоначальных показаний, и, если не удастся получить иные доказательства вины, то преступление может остаться нераскрытым.

Психологическим особенностям общения оперативных работников с подозреваемыми и склонению их к даче правдивых показаний следует уделять значительное внимание. Сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел необходимо совершенствоваться, применяя теоретические знания в практической деятельности и укрепляя полученные умения и навыки такого общения. Предложенные в статье рекомендации могут дать положительный результат только в случае закрепления полученных знаний практическим путем.

1 Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности (установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности). М.,1996. 128 с.; Сапарин О.Е. Сущность и формы правомерного психологического воздействия, оказываемого на граждан сотрудниками органов внутренних дел: лекция. Кустанай, 1996. 62 с.; Фрай О. Детекция лжи и обмана / пер. с англ. А. Ершова, О. Исакова, А. Кулаков и др. СПб., 2005. 320 с.

2 Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983; Зуб-рилова И. С., Скрыпников А. И. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: метод. пособие. М., 2001. С. 15-23.

3 Чечетин А.Е., Луговик В. Ф. Психологические особенности опроса заподозренных в совершении преступлений: лекция. Барнаул, 2003. С. 6.

4 Чуфаровский Ю. В. Указ. соч. С. 95-96; Фрай О. Указ. соч. С. 287-290.

5 Аврутин Ю. Э., Пряхина М. В., Самарин Н. Ю., Статный В. М. Оперативно-разыскная психология: учебное пособие, М., 2010. С. 53-54.

6 Новиков В. В., Батрин А.Ю., Мальцева Е.В. и др. Оперативно-разыскная психология: учеб. пособие. Волгоград, 2008. С. 115-116.

Источник

Глава 3. Психология допроса.

3.3 Психология допроса подозреваемых и обвиняемых.

Подозреваемый (обвиняемый) в случае обоснованности подозрения (обвинения) обладает наибольшим объемом информации об обстоятельствах подготовки, совершения, сокрытия преступления, о мотивах и целях преступления, о его соучастниках и их роли и др. Правдивые показания подозреваемого (обвиняемого) могут оказаться незаменимыми, а отсутствие или ложность негативно влияют на полноту, всесторонность и объективность расследования. Получение полных и правдивых, объективно отражающих действительность показаний подозреваемого (обвиняемого) значительно ускоряет расследование, так как из них следствию становится известно о существовании других источников доказательств, на установление которых нет необходимости затрачивать силы, средства и время.

Однако в силу своего положения и перспективы уголовной ответственности подозреваемый (обвиняемый) чаще всего стремится уклониться от ответственности, скрыть свое участие в преступлении, он в большей степени склонен к противодействию расследованию, утаиванию и искажению достоверной информации, в том числе в форме дачи заведомо ложных показаний. Закон не обязывает подозреваемого (обвиняемого) давать показания и не запрещает ему давать ложные показания, поскольку его показания являются не только источником доказательств, но и средством защиты от возникшего подозрения и предъявленного обвинения. Поэтому на следователя возложена обязанность установить истину независимо от показаний подозреваемого (обвиняемого), учитывая высокую вероятность ложных показаний, в том числе оговора и самооговора.

Психология лица, совершившего преступление, характеризуется преобладанием оборонительной доминанты, которая побуждает его защищаться от подозрения или обвинения, опровергать его, отрицать свою причастность к совершению преступления, в том числе путем создания ложных доказательств своей невиновности.

Психофизиологическая сущность доминанты, помимо улик поведения, обусловливает и другое психологическое явление. Замечено, что лицо, совершившее преступление, испытывает в связи с этим сильное психологическое напряжение. Стремление скрыть от окружающих свою причастность к преступлению, необходимость маскироваться, чтобы внешне выглядеть спокойным, приводит к усилению торможения в клетках коры головного мозга. Однако в силу действия физиологических законов индукции затем начинает преобладать процесс возбуждения. Таким образом, возбуждение в клетках коры головного мозга виновного становится все более устойчивым, а потом и постоянно действующим. Естественно, что преступник испытывает острое желание снизить эту напряженность, снять с себя бремя тайны преступления, поделиться с кем-либо, посоветоваться, как быть дальше, какую линию поведения избрать, просто выговориться. Выявление таких состояний, «поддержание» указанных процессов на допросе, проведенном в рамках правовых и этических норм, способствуют получению правдивых показаний от подозреваемого (обвиняемого).

Как правило, у данной категории участников расследования прослеживается защитная доминанта в виде отрицания и опровержения имеющихся в отношении них доказательств. Противодействие расследованию и установлению истины по делу, оказываемое подозреваемым (обвиняемым), выражается в виде активных и пассивных действий с его стороны, когда допрашиваемый или сообщает заведомо недостоверную информацию, или вообще отказывается давать показания.

Допрос подозреваемого во многих случаях является неотложным следственным действием. Неотложный характер допроса определяет особенности его производства: 1) следователь, как правило, не располагает значительным временем на подготовку к допросу, поэтому она производится в сжатые сроки; 2) у следователя обычно имеется минимальный объем доказательств, дающих основание лишь предполагать причастность подозреваемого к совершенному преступлению; 3) недостаточный объем информации о личности подозреваемого. Отмеченные особенности требуют от следователя умения быстро анализировать исходную информацию и составлять план допроса.

Основная цель допроса подозреваемого состоит в получении от него правдивых показаний об основных обстоятельствах совершения преступления. Подозреваемому прежде всего предлагается дать объяснения по поводу обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в его отношении уголовного дела, его задержания или применения к нему меры пресечения, а также обо всех других известных ему фактах, подлежащих установлению по данному делу. Получению правдивых показаний от подозреваемого в значительной степени способствуют такие его чувства, как страх перед разоблачением, растерянность и подавленность от произошедшего, чувство неизвестности, которые наиболее сильны сразу после задержания.

Допрос подозреваемого может происходить в бесконфликтной или в конфликтной ситуации. Бесконфликтная ситуация обычно складывается при совершении преступления в условиях очевидности, когда преступник известен с самого начала расследования. Подозреваемый, как правило, не отрицает факт совершения им преступных действий, однако часто скрывает истинный мотив преступления или заявляет об оправдывающих или смягчающих вину обстоятельствах.

Первый допрос подозреваемого может носить характер беседы, в ходе которой следователь выясняет данные о личности подозреваемого, основные психологические черты его личности, а также создает у него представление о своей полной осведомленности об обстоятельствах происшедшего события. Одновременно подозреваемому разъясняется значение его показаний для объективного и полного установления истины по делу, что может побудить его дать правдивые показания. Необходимо последовательное и полное выяснение обстоятельств совершения преступления, а также иных фактов, связанных с ними по месту, времени и кругу лиц. Это позволяет привлечь к доказыванию новые фактические данные, подтверждающие виновность лица.

При допросе подозреваемого особое значение имеет установление его преступной осведомленности. Для этого могут использоваться такие приемы, как создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя; сокрытие следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершения преступления; постановка вопросов, отвечая на которые допрашиваемый выдает свою причастность. Также в ходе допроса важно выяснить такие обстоятельства, о которых может знать только преступник, которые не могли быть известны другим лицам. Для этого может быть использован прием детализации показаний с последующим их сопоставлением с имеющимися в деле материалами, свидетельствующими о каких-либо отклонениях в поведении подозреваемого после совершения преступления, проявлении им повышенного интереса к ходу расследования преступления или, наоборот, подчеркнутого безразличия и других уликах поведения, рассмотренных выше.

В ходе допроса необходимо обращать внимание на физиологические проявления психологического состояния подозреваемого. Известно, что подозреваемые часто испытывают чувство страха изобличения и наказания, которое проявляется вовне: обильное потоотделение, тремор конечностей, повышение частоты дыхания и пульса, пересыхание полости рта, сужение или расширение сосудов в виде побледнения или покраснения кожи лица и т. п.

Допрашиваемый может выражать признаки беспокойства, теряться, давать нелогичные объяснения, проявлять неуверенность в ответах. Очевидно, что такие признаки не могут рассматриваться как доказательства его виновности, но они имеют важное тактическое значение, помогая следователю определить правильную линию своего поведения, выбрать наиболее эффективные приемы воздействия на подозреваемого для получения правдивых показаний.

При наличии доказательств виновности лица рекомендуется вести активный, наступательный, изобличающий допрос, предлагать подозреваемому самому объяснить противоречия и несоответствия в его показаниях с другими собранными по делу доказательствами. При этом в начале допроса выявляется и фиксируется событие преступления и участие в нем подозреваемого (основной факт), а затем выясняются имеющиеся противоречия и подозреваемому предлагается их объяснить.

Следователю важно поддерживать благоприятную психологическую атмосферу допроса, настрой подозреваемого на сотрудничество со следствием. Для этого широко используются методы убеждения в необходимости дачи правдивых показаний.

В случае совершения преступления в условиях неочевидности (тайного), когда имеющихся в деле доказательств недостаточно для изобличения преступника, подозреваемый, как правило, отрицает свою причастность к совершению преступления либо отказывается от дачи показаний, что приводит к созданию конфликтной ситуации.

Допрос в таких случаях носит в основном разведывательный характер. Необходимо получить сведения о позиции лица в отношении возникшего подозрения и его объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для подозрения в совершении преступления.

В случае отказа подозреваемого от дачи показаний используются различные приемы побуждения его к общению и даче показаний. Необходимо выяснить мотивы такого поведения и разъяснить ему, что его отказ от дачи показаний не сможет помешать установлению истины, но этим он лишает себя возможности защищаться от возникшего подозрения. Кроме того, его показания будут способствовать объективности проверки оправдательных обстоятельств. При наличии доказательств, достоверность которых не вызывает сомнений, следователь может предъявить их и предложить подозреваемому высказаться по этому поводу. В любом случае нужно постараться вовлечь его в диалог, в ходе которого разъяснить все негативные последствия занятой позиции. При этом диалог ведется так, чтобы вызвать у подозреваемого возражения, побудить его к активной защите, в связи с чем ему придется сообщить некоторые сведения.

Одним из эффективных приемов изобличения подозреваемого является предъявление доказательств. Доказательства могут предъявляться в различной последовательности, обычно по мере возрастания их доказательственного значения: вначале менее значительные, косвенно подтверждающие вину подозреваемого, а затем более веские. Иногда для побуждения допрашиваемого к даче правдивых показаний целесообразно предъявить наиболее веское доказательство (например, показания свидетеля-очевидца, запись камеры видеонаблюдения), что может создать представление о полной осведомленности следователя в обстоятельствах совершенного преступления. При недостаточности доказательств для изобличения подозреваемого следователь должен попытаться получить их от допрашиваемого, используя для этого противоречия в его показаниях и сведения, сообщенные им по неосмотрительности (проговорки).

В случае получения сведений об алиби особенность допроса состоит в детальном выяснении сущности этого оправдательного обстоятельства и его основных элементов. Даже преступник, заранее подготовивший свое ложное алиби, не может с точностью предусмотреть все обстоятельства и их детали. Подозреваемый либо будет заявлять, что не помнит определенные детали (что будет выглядеть неубедительно), либо будет их придумывать (что поможет установить их несоответствие действительно происходившим событиям). Необходимо подробно допросить подозреваемого об обстоятельствах, связанных с выдвинутым алиби: где, с кем и с какой целью он находился в интересующее следствие время; кому говорил о намерении побывать в этом месте; каким способом прибыл на указанное место и покинул его; сколько времени находился в данном месте и какие события там в это время произошли, кто его там видел и т. д.; проверить полученные показания.

В ходе проверки необходимо безотлагательно допросить тех лиц, на которых подозреваемый ссылается в подтверждение своего алиби. При этом следователь должен подробно выяснить у допрашиваемого, где находился подозреваемый и чем он занимался в тот момент, когда было совершено преступление, кто еще может подтвердить этот факт и т. п.

В результате проверки показаний подозреваемого могут быть получены доказательства, опровергающие его алиби. В этом случае следует произвести повторный детальный допрос подозреваемого, изменяя последовательность выяснения обстоятельств, связанных с выдвинутым алиби, предъявляя доказательства, опровергающие его показания. При этом необходимо акцентировать внимание подозреваемого на доказательствах его виновности и предлагать ему объяснить имеющиеся противоречия.

Тактика допроса обвиняемого имеет определенные особенности, обусловленные следующими факторами: 1) в отношении данного лица собраны доказательства, дающие основание утверждать о совершении им преступления; 2) обвиняемый может сопоставить формулировку обвинения и реальное событие преступления и на основе этого предположить, какими доказательствами располагает следствие; 3) следователь располагает определенной информацией о личности обвиняемого.

Специфика тактики допроса обвиняемого заключается также в более широком применении психологического воздействия. Психологическое воздействие применяется в ситуации противоборства, психологической борьбы, когда допрашиваемый умалчивает, скрывает известные ему обстоятельства, дает ложные показания, противодействует расследованию. Сущность психологического воздействия состоит в использовании приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственной информации и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, содействовать следствию в установлении истины.

Особое значение в процессе допроса имеет метод убеждения. Убеждение выражается в воздействии на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеждение обвиняемого заключается в передаче ему информации с целью формирования у него представления о бесперспективности оказываемого противодействия, принятия и осуществления им решения об отказе от воспрепятствования расследованию.

Успешность психологического воздействия определяется предварительный отбором, логическим упорядочением имеющихся фактов и доводов, предъявлением их в соответствующей эмоциональной форме и грамотной последовательности.

Необходимым условием получения достоверных и полных показаний является подготовка к проведению допроса. Подготовка включает в себя:

Следователь должен заранее продумать формулировку задаваемых вопросов, их последовательность. Рекомендуется предположить возможную реакцию обвиняемого на предъявление того или иного доказательства, предусмотреть варианты своих действий, если допрашиваемый попытается опровергнуть или опорочить имеющиеся доказательства.

Если по делу требуется провести допросы нескольких лиц, то целесообразно определить их последовательность. При наличии нескольких обвиняемых первыми рекомендуется допрашивать тех, от кого предполагается получить правдивые показания (лица, впервые участвовавшие в совершении преступления, выполнявшие второстепенную роль, а также лица, в отношении виновности которых следствие располагает убедительными доказательствами).

Психологическому контакту способствует коммуникабельность следователя, его способность располагать к себе людей, умение с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения к делу и др.) находить правильные интонации в общении, пробуждать заинтересованность к даче правдивых показаний. При установлении психологического контакта большое значение имеют доброжелательность, корректность следователя, его объективность, непредвзятость, готовность внимательно выслушать допрашиваемого, умение снять напряжение в общении. Для установления психологического контакта часто используется беседа, которую следователь проводит с обвиняемым при заполнении анкетной части протокола допроса, либо беседа специально проводится как элемент подготовки к допросу. При этом следователь выясняет не только анкетные, но и иные данные о личности обвиняемого, его окружении, условиях жизни и работы, психофизиологических качествах.

При установлении признаков самооговора рекомендуется: изучить материалы дела, содержащие данные о личности обвиняемого, особенно о его волевых качествах и возможных расстройствах психики; проверить, не было ли на него оказано физическое или психическое воздействие с целью склонения к самооговору (допросить лиц, принимавших участие в предыдущих допросах и других следственных действиях, в ходе которых обвиняемый признавал себя виновным); принять меры к установлению возможных соучастников преступления и лиц, которые могут по тем или иным причинам оказывать на обвиняемого воздействие; произвести повторный допрос обвиняемого с применением тактических приемов проверки достоверности показаний (изменить последовательность выяснения обстоятельств, по поводу которых обвиняемый уже давал показания, что вынуждает его отступать от стереотипов в показаниях); акцентировать внимание на выяснении фактов, которые в показаниях не затрагивались либо излагались схематично, противоречиво; сопоставить показания обвиняемого с ранее полученными данными.

При допросе обвиняемого, признающего себя виновным, нередки ситуации, когда допрашиваемый пытается скрыть от следствия отдельные обстоятельства совершенного преступления (отягчающие его ответственность), преуменьшить свою вину, представить себя в более «выгодном свете», или «жертвой обстоятельств», переложить большую ответственность на соучастников. Поэтому следователь должен получить подробные показания по всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу: об обстоятельствах преступления, его причинах, мотивах, подготовке, обстоятельствах, способствовавших его совершению, способах сокрытия следов. Постановка заранее подготовленных необходимых вопросов позволяет восполнить и уточнить полученные показания, получить данные, с помощью которых эти показания могут быть проверены, подтверждены другими доказательствами (сведения о лицах, которые могут подтвердить показания обвиняемого, местах сокрытия орудий преступления, похищенных ценностей, документов и иных объектов, указание на обстоятельства, связанные с событием преступления, объективно подтверждающие показания и др.).

Обвиняемый, дающий заведомо ложные показания либо отказывающийся от дачи показаний, оказывает противодействие следствию, вступает со следователем в противоборство, в результате чего создается конфликтная ситуация. Допрос в условиях конфликтной ситуации должен проводиться при строгом соблюдении процессуального закона, без заведомо обвинительного уклона и в то же время активно, наступательно, с установкой на получение правдивых показаний.

Приемы эмоционального воздействия:

Приемы логического воздействия используются для доказательства обвиняемому факта его изобличения во лжи, демонстрации несоответствия его показаний действительно происходившим событиям:

Во многих случаях более предпочтительной является тактика предъявления логически связанных между собой доказательств по нарастанию их изобличающей силы. Такой способ используется, когда доказательств сравнительно много, но ни одно из них не является особенно веским, решающим. Последовательное предъявление совокупности взаимосвязанных доказательств, как правило, психологически разоружает допрашиваемого, показывает ему несостоятельность избранной позиции и убеждает его в необходимости дать правдивые показания. С учетом личности допрашиваемого и других обстоятельств на допросе может быть предъявлена вся совокупность уличающих доказательств, чтобы сразу показать бессмысленность дальнейшего запирательства и отрицания вины. В некоторых ситуациях изобличение допрашиваемого рекомендуется начинать с предъявления одного или нескольких наиболее важных доказательств. Данный способ применяется, когда доказательств сравнительно немного, но среди них есть такое «сильное», к опровержению которого допрашиваемый психологически не готов. Прием целесообразен в отношении лиц, не имеющих стойкой установки на ложь, позиция которых может быть изменена неопровержимостью доказательств.

Основные правила предъявления доказательств:

В ходе допроса обвиняемого широко применяются специфические психологические приемы, направленные на создание ситуации, рассчитанной на ее неправильную оценку допрашиваемым, что объективно приводит к его изобличению. Данные приемы часто применяются в ситуациях, когда совокупность собранных по делу доказательств имеет пробелы.

Выделяют следующие распространенные приемы:

Возможны и другие тактические комбинации, разновидностей которых существует достаточно много.

[1] Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности). Волгоград, 1986. С. 156-157.

[2] Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983. С. 76.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *